79644

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Важным аспектом участия прокурора в судебном следствии суда присяжных является воздействие на присяжных заседателей с целью формирования у них внутреннего убеждения в справедливости и законности обвинения.

Русский

2015-02-13

94 KB

6 чел.

М. СЕМЕНЕНКО,

кандидат юридических наук

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Важным аспектом участия прокурора в судебном следствии суда присяжных является воздействие на присяжных заседателей с целью формирования у них внутреннего убеждения в справедливости и законности обвинения.

Принципиальное значение в этом виде деятельности прокурора имеет использование здравого смысла присяжных как формы практического мышления при исследовании вопросов о виновности в процессе доказывания.

Потенциал здравого смысла формируется на основе жизненного опыта присяжного как личности и естественной логической его способности делать выводы.

В содержание категории «жизненный опыт» входят, как отмечает В.В. Мельник, «все общие и частные знания, которые выступают в качестве духовной основы для логически и юридически правильного исследования в процессе доказывания и решения вопросов о фактической стороне дела и виновности подсудимого, начиная с момента выдвижения, логической и психологической разработки и проверки версий и заканчивая логическим, психологическим и юридическим обоснованием выводов в процессе выработки вердикта по этим вопросам»1.

Объектом воздействия прокурора при формировании внутреннего убеждения присяжных о виновности подсудимого должна быть также их совесть. Совесть выполняет в процессе доказывания основные взаимосвязи функции, способствующие активной жизненной позиции субъектов доказывания, сознательному выполнению ими служебного и гражданского долга, эффективной переработке доказательной информации:

— функцию нравственного самоконтроля, эмоционального «стража» соблюдения субъектами доказывания презумпции невиновности, правил уголовного судопроизводства, обеспечивающих беспристрастность и справедливость предварительного и судебного следствия;

— функцию эмоциональной активизации познавательных процессов при построении, логической разработке, проверке, оценке и использовании доказательств, что способствует преобразованию вероятностного знания в достоверное знание о виновности подсудимого.

При доказывании на основании косвенных доказательств для активизации здравого смысла и совести присяжных обвинитель, анализируя в своих речах косвенные улики, их взаимосвязи, должен приводить соответствующие житейскому опыту присяжных правильные разумные бытовые соображения, «цементирующие» улики и основанное на них обвинение, и, таким образом, способствовать формированию у присяжных правильного внутреннего убеждения «по совести» о виновности или невиновности подсудимого.

Регламентация оценки доказательств в суде присяжных в российском уголовно-процессуальном законодательстве осуществляется как рядом общих норм, устанавливающих общие принципы и порядок оценки доказательств, так и статьями, непосредственно регулирующими деятельность суда присяжных. Однако регламентация оценки доказательств выполнена не так подробно, как сбор и проверка доказательств. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что оценка проводится субъектами доказывания по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Это общее правило подвергается значительной трансформации и различным толкованиям при оценке доказательств коллегией присяжных заседателей в соответствии с установленными Уголовно-процессуальным кодексом нормами. При вынесении решений по уголовному делу оценку доказательств производят отдельно и профессиональный судья, и коллегия присяжных заседателей. Но они производят оценку с различных точек зрения: судья — с точки зрения их допустимости в орбиту уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, а также с точки зрения их относимости к данному делу; председательствующий — для целей назначения наказания с точки зрения их достаточности для вынесения окончательного решения; присяжные заседатели — с точки зрения их достаточности и достоверности при вынесении окончательного решения по делу.

По сравнению с традиционной формой уголовного судопроизводства оценка доказательств председательствующим по делу судьей — особенность, связанная с тем, что при вынесении приговора он обязан руководствоваться вердиктом присяжных. Иными словами, приговор должен быть сформулирован, а деяние квалифицировано на основе фактов, признанных доказанными вердиктом, за исключением случаев, когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления либо когда он признал, что по делу не установлено событие преступления или не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Указанные особенности процесса оценки доказательств председательствующим судьей определяют специфику действий прокурора.

В значительной мере принимаемое судом присяжных решение опирается на здравый смысл — основу формирования внутреннего убеждения присяжных. Вопрос о том, что является основой для формирования внутреннего убеждения присяжных или, как говорит В.В. Мельник, «что служит основой интеллектуального потенциала суда присяжных»2, — это одно из наиболее сложных и неразработанных в теории доказательств. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с тем, что уголовно-процессуальный закон относит к компетенции суда присяжных решение по делам об умышленных убийствах.

Большое влияние на формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей оказывает напутственное слово председательствующего. Законодательство о суде присяжных и практика его применения в течение десяти лет были своеобразным правовым «полигоном», на котором в российском уголовном процессе стали реализовываться закрепленные в Конституции демократические принципы построения уголовного судопроизводства на основе состязательности, равноправия сторон, недопустимости использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением федерального закона, а также положение о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе.

Законодательство о суде присяжных и практика его применения оказали немалое влияние на введение в Уголовно-процессуальный кодекс правил определения недопустимых доказательств, порядка исключения доказательств по ходатайству сторон на предварительном слушании, в процедуре традиционного правосудия, на реализацию принципа состязательности сторон, правил построения судопроизводства на началах состязательности и равноправия сторон (председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом меры для обеспечения состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 243 УПК РФ); наделение сторон равными процессуальными правами и возможностями (ст. 244 УПК РФ); правомочия прокурора полностью или частично отказаться от обвинения либо изменить его в сторону смягчения (ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ).

Реализация конституционного права каждого человека на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом, осуществление этой формы судопроизводства в Российской Федерации способствует воспитанию у следователей, прокуроров, адвокатов и судей нового правового мышления, основанного на уважении прав человека, поддержанию их профессиональных знаний и умений на уровне, обеспечивающим эффективное выполнение их обязанностей в состязательном уголовном процессе.

Суд присяжных предъявляет более строгие требования к качеству предварительного расследования, доказанности предъявленного подсудимому обвинения на основании достаточного количества допустимых доказательств, не прощает нарушения процессуального порядка расследования при собирании доказательств.

Таким образом, функционирование суда присяжных способствует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, приведению его в соответствие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, повышению профессиональной культуры следователей, прокуроров, адвокатов и судей.

Таким образом, усложнение функций прокурора в суде присяжных обусловлено в первую очередь особенностями процесса доказывания, который базируется на нормах Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, в то же время требует досконального знания и понимания таких категорий, как «здравый смысл», «совесть», «правдоискательство», которые служат для прокурора инструментами формирования внутреннего убеждения присяжных в виновности или невиновности подсудимого.

Это обусловлено тем, что в суде присяжных выполнение функции уголовного преследования осложнено целым рядом факторов, таких, как:

— новизна принципов, методов и форм осуществления уголовного судопроизводства, свойственных институту суда присяжных;

— специфика взаимодействия обвинения и защиты в уголовном преследовании;

— особенности процесса доказывания и установления объективной истины в суде присяжных;

— специфика оценки доказательств в суде присяжных.

Эти факторы предъявляют особые требования к прокурору как к личности, к сущности его деятельности, требуют появления в его деятельности новых элементов для эффективного выполнения поставленных задач.

1 См.: Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. — М.: ДЕЛО, 2003.

2 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54121. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧА ГРА «ВАМ НАДІЙШОВ ЛИСТ…» 407 KB
  Маршак Пошта Інтелектуально – творча гра починається з ранку Ранок: після ранкової лінійки й зарядки оголошується завдання для загонів. І перше завдання для вас це вікторина на найкраще знання вірша Пошта Вікторина 1. Але ваші творчі завдання допоможуть стати справжніми поштарями або хоча б трішечки спробувати. Перше завдання Скласти розрізаного листа і прочитати Друге творче завдання Представити поштову марку для своєї посилки і захистити ескіз Третє творче завдання Образ поштаря та його творчий захист Заключне творче завдання...
54122. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу «Різнобарвна книга життя і творчості Маршака» 88.5 KB
  Крім того запропоновані у сценарії твори Маршака дають змогу відпрацьовувати прийоми художнього читання віршів допомагають розвиткові естетичного чуття учнів. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу Різнобарвна книга життя і творчості Маршака Мета: закріпити уявлення про багатогранність таланту Самуїла Яковича Маршака дати знання про основні віхи його біографії розвивати творче сприйняття художньої літератури естетичний смак прищеплювання навички вдумливого прочитання поезії і виразного виконання виховувати духовну культуру...
54123. Самомасаж та сучасні методи корекції, оздоровлення та загартування дітей дошкільного віку 38 KB
  Розвивати гнучкість спритність навички самомасажу а також слухову рухову зорову пам'ять мовленнєве дихання. А щоб з нами цього не трапилося ми будемо виконувати точковий масаж який допоможе стати вам здоровими. Почнемо масаж з носика: аВказівні пальчики поставили в ямочки які знаходяться під носиком і робимо кругові рухи.
54124. Машинобудування. Загальна характеристика. Важке та транспортне машинобудування 34.5 KB
  Мета: сформувати знання про значення місце машинобудування у господарстві держави його галузеву і територіальну структуру; пояснити чинники розміщення підприємств галузі; формувати навички роботи з економічними картами; виховувати економічну культуру та економічне мислення Очікувані результати: учень називає галузевий склад машинобудування; пояснює роль галузі в господарстві держави; характеризує галузі машинобудування та чинники їх розміщення; показує на карті великі центри окремих галузей...
54125. Масленица 402 KB
  Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...
54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка – Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.