79644

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Важным аспектом участия прокурора в судебном следствии суда присяжных является воздействие на присяжных заседателей с целью формирования у них внутреннего убеждения в справедливости и законности обвинения.

Русский

2015-02-13

94 KB

11 чел.

М. СЕМЕНЕНКО,

кандидат юридических наук

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Важным аспектом участия прокурора в судебном следствии суда присяжных является воздействие на присяжных заседателей с целью формирования у них внутреннего убеждения в справедливости и законности обвинения.

Принципиальное значение в этом виде деятельности прокурора имеет использование здравого смысла присяжных как формы практического мышления при исследовании вопросов о виновности в процессе доказывания.

Потенциал здравого смысла формируется на основе жизненного опыта присяжного как личности и естественной логической его способности делать выводы.

В содержание категории «жизненный опыт» входят, как отмечает В.В. Мельник, «все общие и частные знания, которые выступают в качестве духовной основы для логически и юридически правильного исследования в процессе доказывания и решения вопросов о фактической стороне дела и виновности подсудимого, начиная с момента выдвижения, логической и психологической разработки и проверки версий и заканчивая логическим, психологическим и юридическим обоснованием выводов в процессе выработки вердикта по этим вопросам»1.

Объектом воздействия прокурора при формировании внутреннего убеждения присяжных о виновности подсудимого должна быть также их совесть. Совесть выполняет в процессе доказывания основные взаимосвязи функции, способствующие активной жизненной позиции субъектов доказывания, сознательному выполнению ими служебного и гражданского долга, эффективной переработке доказательной информации:

— функцию нравственного самоконтроля, эмоционального «стража» соблюдения субъектами доказывания презумпции невиновности, правил уголовного судопроизводства, обеспечивающих беспристрастность и справедливость предварительного и судебного следствия;

— функцию эмоциональной активизации познавательных процессов при построении, логической разработке, проверке, оценке и использовании доказательств, что способствует преобразованию вероятностного знания в достоверное знание о виновности подсудимого.

При доказывании на основании косвенных доказательств для активизации здравого смысла и совести присяжных обвинитель, анализируя в своих речах косвенные улики, их взаимосвязи, должен приводить соответствующие житейскому опыту присяжных правильные разумные бытовые соображения, «цементирующие» улики и основанное на них обвинение, и, таким образом, способствовать формированию у присяжных правильного внутреннего убеждения «по совести» о виновности или невиновности подсудимого.

Регламентация оценки доказательств в суде присяжных в российском уголовно-процессуальном законодательстве осуществляется как рядом общих норм, устанавливающих общие принципы и порядок оценки доказательств, так и статьями, непосредственно регулирующими деятельность суда присяжных. Однако регламентация оценки доказательств выполнена не так подробно, как сбор и проверка доказательств. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что оценка проводится субъектами доказывания по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Это общее правило подвергается значительной трансформации и различным толкованиям при оценке доказательств коллегией присяжных заседателей в соответствии с установленными Уголовно-процессуальным кодексом нормами. При вынесении решений по уголовному делу оценку доказательств производят отдельно и профессиональный судья, и коллегия присяжных заседателей. Но они производят оценку с различных точек зрения: судья — с точки зрения их допустимости в орбиту уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, а также с точки зрения их относимости к данному делу; председательствующий — для целей назначения наказания с точки зрения их достаточности для вынесения окончательного решения; присяжные заседатели — с точки зрения их достаточности и достоверности при вынесении окончательного решения по делу.

По сравнению с традиционной формой уголовного судопроизводства оценка доказательств председательствующим по делу судьей — особенность, связанная с тем, что при вынесении приговора он обязан руководствоваться вердиктом присяжных. Иными словами, приговор должен быть сформулирован, а деяние квалифицировано на основе фактов, признанных доказанными вердиктом, за исключением случаев, когда председательствующий судья признал отсутствие в деянии состава преступления либо когда он признал, что по делу не установлено событие преступления или не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Указанные особенности процесса оценки доказательств председательствующим судьей определяют специфику действий прокурора.

В значительной мере принимаемое судом присяжных решение опирается на здравый смысл — основу формирования внутреннего убеждения присяжных. Вопрос о том, что является основой для формирования внутреннего убеждения присяжных или, как говорит В.В. Мельник, «что служит основой интеллектуального потенциала суда присяжных»2, — это одно из наиболее сложных и неразработанных в теории доказательств. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с тем, что уголовно-процессуальный закон относит к компетенции суда присяжных решение по делам об умышленных убийствах.

Большое влияние на формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей оказывает напутственное слово председательствующего. Законодательство о суде присяжных и практика его применения в течение десяти лет были своеобразным правовым «полигоном», на котором в российском уголовном процессе стали реализовываться закрепленные в Конституции демократические принципы построения уголовного судопроизводства на основе состязательности, равноправия сторон, недопустимости использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением федерального закона, а также положение о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе.

Законодательство о суде присяжных и практика его применения оказали немалое влияние на введение в Уголовно-процессуальный кодекс правил определения недопустимых доказательств, порядка исключения доказательств по ходатайству сторон на предварительном слушании, в процедуре традиционного правосудия, на реализацию принципа состязательности сторон, правил построения судопроизводства на началах состязательности и равноправия сторон (председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом меры для обеспечения состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 243 УПК РФ); наделение сторон равными процессуальными правами и возможностями (ст. 244 УПК РФ); правомочия прокурора полностью или частично отказаться от обвинения либо изменить его в сторону смягчения (ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ).

Реализация конституционного права каждого человека на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом, осуществление этой формы судопроизводства в Российской Федерации способствует воспитанию у следователей, прокуроров, адвокатов и судей нового правового мышления, основанного на уважении прав человека, поддержанию их профессиональных знаний и умений на уровне, обеспечивающим эффективное выполнение их обязанностей в состязательном уголовном процессе.

Суд присяжных предъявляет более строгие требования к качеству предварительного расследования, доказанности предъявленного подсудимому обвинения на основании достаточного количества допустимых доказательств, не прощает нарушения процессуального порядка расследования при собирании доказательств.

Таким образом, функционирование суда присяжных способствует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, приведению его в соответствие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, повышению профессиональной культуры следователей, прокуроров, адвокатов и судей.

Таким образом, усложнение функций прокурора в суде присяжных обусловлено в первую очередь особенностями процесса доказывания, который базируется на нормах Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, в то же время требует досконального знания и понимания таких категорий, как «здравый смысл», «совесть», «правдоискательство», которые служат для прокурора инструментами формирования внутреннего убеждения присяжных в виновности или невиновности подсудимого.

Это обусловлено тем, что в суде присяжных выполнение функции уголовного преследования осложнено целым рядом факторов, таких, как:

— новизна принципов, методов и форм осуществления уголовного судопроизводства, свойственных институту суда присяжных;

— специфика взаимодействия обвинения и защиты в уголовном преследовании;

— особенности процесса доказывания и установления объективной истины в суде присяжных;

— специфика оценки доказательств в суде присяжных.

Эти факторы предъявляют особые требования к прокурору как к личности, к сущности его деятельности, требуют появления в его деятельности новых элементов для эффективного выполнения поставленных задач.

1 См.: Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. — М.: ДЕЛО, 2003.

2 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39075. MATLAB. Арифметические и логические операции. Графики функций 970.82 KB
  Задание: Выполнить арифметические и логические операции в том числе с комплексными числами. Комплексные числа. Числа можно считать константами. Числа используются в общепринятом представлении о них.
39076. MATLAB. Численное решение дифференциальных уравнений 315.39 KB
  Математический пакет MATLAB упростит решение дифференциальных уравнений. Для решения обыкновенных дифференциальных уравнений (ODE) могут быть применены численные методы, которые в MATLAB реализованы в специальных функциях-решателях...
39077. Структура электронной таблицы 45.5 KB
  Другие типы электронная таблица с результатом анализа график отчет. STимеет возможность работы с таблицами с процентными данными при анализе они заполняются выбранным пользователями столбцом.
39078. Дисперсионный анализ 434 KB
  m и одинаковыми дисперсиями Рассмотрим соотношения общая или полная сумма квадратов отклонений межгрупповая факторная сумма квадратов отклонений внутригрупповая остаточная сумма квадратов отклонений В дисперсионном анализе используются усредненные квадраты отклонений В терминах NOV: эффект ошибка MS эффект MS ошибка. Описание процедуры Fctoril NOV Для запуска программы в верхнем меню Sttistics надо выбрать команду NOV. Появиться два списка: Typeofnlysis вид анализа Onewy NOV однофакторный...
39079. Влияние производственно-технологических факторов на потребность в топливе для автотракторной техники при ремонте магистральных нефтепроводов 4.28 MB
  Анализ современного состояния нефтепроводного транспорта Западной Сибири особенностей организации ремонтовнефтепроводов позволил сформулировать цель исследования:установление закономерностей влияния производственнотехнологических факторов на процесс потребления топлива автотракторной техники задействованной при ремонте магистральных нефтепроводов и разработки на этой основе методик управления запасами топлива и определения рациональной структуры парка топливозаправщиков Объект исследований процесс формированияпотребности в топливе...
39080. Оболочка Moodle; история создания, спецификация. Процессы в Linux. Идентификаторы процессов 28.16 KB
  Демоны Возможности тестовой системы MOODLE. Среда дистанционного обучения СДО Moodle это среда дистанционного обучения предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. СДО Moodle постоянно развивающийся проект основанный на теории социального конструктивизма.
39081. Управление процессами. Команды nice, nohup, kill, killall. Оболочка Moodle; архитектура, возможности 28.47 KB
  По мнению большинства исследователей занимающихся проблемами дистанционного обучения под последним следует понимать новую форму обучения базирующуюся на применении широкого спектра традиционных и новых информационных технологий а также технических средств которые используются для доставки учебного материала его самостоятельного изучения диалогового обмена между обучающимися и преподавателями и которая в общем случае некритична к их расположению в пространстве и контакту во времени. Вместе с тем эта новая специфическая форма обучения...
39082. Медиаобразовательная среда в контексте педагогического проектирования. Классификация и краткое описание средств организации электронного обучения 27.65 KB
  Ршгд Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы: авторские программные продукты uthoring Pckges системы управления контентом Content Mngement Systems CMS системы управления обучением Lerning Mngement Systems LMS системы управления учебным контентом Lerning Content Mngement Systems LCMS Авторские программные продукты uthoring Pckges. Системы управления контентом CMS. Системы управления контентом позволяют создавать каталоги графических звуковых аудио...
39083. Навигация по файловой системе. Работа с файлами и каталогами Linux. Создание папки для хранения данных СДО Moodle 89.91 KB
  С этим можно согласиться но при одном условии дистанционное обучение должно быть построено с необходимым и достаточным уровнем качества обучения. В сфере образования под качеством обучения подразумевается соответствие знаний и умений выпускников учебного заведения требованиям предъявляемым со стороны рынка труда. Вторая модель управления качеством образования основана на контроле не только знаний обучаемых но и процессов обучения их организации и применяемых средств.