79645

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Что отличает одни партии от других Ответов на этот вопрос вероятно будет столько же сколько и самих партий и каждый из них зависит от того что в данном случае нас интересует. Выявить эти разновидности и сгруппировать на их основе политические партии по наиболее характерным...

Русский

2015-02-13

171 KB

0 чел.

С. СОЛОГУБ,

аспирант Московского гуманитарного университета

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И

ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Конституция Российской Федерации в п. 3 и 4 ст. 13 провозгласила признание политического многообразия, многопартийности и равенство общественных объединений перед законом. Реализации этого ведущего принципа, составляющего в числе других основы конституционного строя нашего государства, должно быть подчинено все правовое регулирование института политических партий; в противном случае говорить о возможности построения государства, отвечающего характеристикам правового и демократического, не представляется возможным. Политические объединения играют большую роль в жизни современного гражданского общества, интересы которого они выражают и потеря связи с которым чревата необратимыми изменениями в конституционно-правовом облике нашей страны.

Что отличает одни партии от других? Ответов на этот вопрос, вероятно, будет столько же, сколько и самих партий, и каждый из них зависит от того, что в данном случае нас интересует. Представительство интересов, наличие организации, выполняемые функции — это те базовые признаки, которые в той или мере присущи всем партиям как специфическому общественному явлению. Между тем признаки партий существуют не в абстрактном виде, а проявляются через конкретные разновидности. Выявить эти разновидности и сгруппировать на их основе политические партии по наиболее характерным и устойчивым чертам и свойствам призвана научная типология политических партий. Правильная типология позволяет полнее раскрыть особенности строения и деятельности отдельных типов партий, определить их место и роль в конкретной политической системе1.

Целостной общепризнанной типологии политических партий, охватывающей все их основные содержательные признаки, в политической науке не существует. Детальный обзор классификаций политических партий дан в работе доктора исторических наук, профессора Ю.К. Малова «Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций)» (М., 2005. С. 66, 77). Автор отмечает, что одним из наиболее распространенных критериев дифференциации политических партий являются особенности их организационных структур (К. Джанда, К. Лоусон, М. Дюверже и др.).

Наиболее адекватным с этой точки зрения считается предложенное М. Дюверже деление партий на кадровые и массовые. Автор различает партии по целому ряду организационных признаков — условиям происхождения, характеру членства, способам финансирования, типам внутренней связи и т. п., выражающихся в особенностях их организационных структур. Отличия кадровых и массовых партий, согласно М. Дюверже, обусловлены социальной и политической инфраструктурой. В основном они соответствуют замене ограниченного избирательного права всеобщим. В условиях цензовых избирательных режимов, которые в XIX в. были правилом, партии носили четко выраженную кадровую форму. Кадровые партии представляют собой группы влиятельных лиц (нотаблей), которые в силу своих личных качеств, общественного престижа или финансовых возможностей способны обеспечить победу партии на выборах. Они не нуждаются в массовой поддержке ни в политическом, ни в идеологическом, ни в материальном отношении. Это — ярко выраженные комитетские партии, не имеющие четко структурированной организации, фиксированного членства, членских взносов. Их активная жизнь ограничивается избирательными кампаниями. Типичным примером кадровых партий М. Дюверже называл американские партии и большую часть умеренных и консервативных европейских партий.

В отличие от кадровых партий, для массовых партий (прежде всего, социалистических), обязанных своим происхождением всеобщему избирательному праву, характерно широкое, активное членство, в то время как первые делают упор на качество своих членов, вторые — на их количество, пытаясь компенсировать численностью то, чего им не хватает в индивидуальном плане. Не имея иных средств в борьбе за власть, массовые партии вынуждены больше заботиться об идейной и организационной сплоченности своих рядов, единстве их действий. Чаще всего это партии, основанные на секциях, более централизованные, опирающиеся на идеологическую приверженность и материальную поддержку своих членов. Их деятельность не замирает в период между выборами. Они ведут постоянную работу по просвещению и воспитанию масс, привлечению в свои ряды новых сторонников.

Вместе с тем, выделяя два базовых типа партий, М. Дюверже отмечает, что в чистом виде они, особенно кадровые партии, встречаются довольно редко. В реальной жизни партии чаше всего сочетают в себе отдельные элементы обоих типов, хотя при этом и не утрачивают своей коренной сущности. В этой связи французский ученый указывает на существование уже упоминавшихся прямых и непрямых партий, т. е. партий с прямым и непрямым членством. К последним он относит прежде всего лейбористов Великобритании, где, помимо индивидуального членства, допускается и коллективное — в составе профсоюзных организаций и других массовых объединений. По этому принципу был позднее образован Союз за французскую демократию, представлявший собой, по сути, федерацию партий — республиканской, радикальной, партии социал-демократов и др., имевших индивидуальных членов. Весьма специфичны в этом отношении и американские партии, которые стремятся охватить как можно более широкую массу избирателей, не превращаясь при этом в массовые партии. Это связано со сложным механизмом так называемых праймериз — закрытых первичных выборов в штатах, в которых могут принимать участие лица и не являющиеся членами партий.

Расширяя число организационных критериев, М. Дюверже пришел к выводу, что по типу внутренних связей можно выделить партии с сильной структурой, которые навязывают своим депутатам жесткую дисциплину голосования (консерваторы и лейбористы в Англии, социалисты во Франции), и партии со слабой структурой, которые допускают свободное голосование (американские партии). Оба эти типа партии сложились исторически в ходе формирования институтов гражданского общества и их взаимодействия с государством в специфических условиях отдельных стран.

Другим критерием классификации политических партий является их социальная природа. Наиболее последовательное развитие эта точка зрения получила в теории марксизма. Партии рассматриваются в марксизме как политическая форма самовыражения классов. Они являются носителями противоборствующих социальных интересов, целей и ценностей. Все остальное, включая идеологию, политику и т. п., является производным, вторичным по отношению к социальному, поскольку порождено экономическими отношениями, отношениями между классами. До тех пор, пока сохраняются классовые противоречия, будут сохраняться и коренные различия между партиями.

В современной политологии существует несколько подходов к дифференциации политических партий по критерию представительства социальных интересов. Одним из наиболее распространенных среди них является деление партий на:

— классовые, которые выражают интересы одного класса (например, буржуазные, пролетарские, крестьянские);

— отдельные социальные слои и группы (элитарные, например, монархические партии);

— межклассовые (возникшие на базе специфических общественных интересов, например, «зеленые», пацифистские партии, националистические партии).

Среди важных типообразующих признаков политических партий многие исследователи также называют их идеологические ориентации. Еще М. Дюверже показал, что идеология занимает центральное место в теории партий, выступая прежде всего в качестве независимой переменной, воздействующей на многие другие характеристики партий. Исходя из этого критерия, он различал консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические и фашистские партии.

О сопоставлении политических партий по характеру их организации и деятельности следует сказать особо. По этому признаку в политической науке традиционно различаются партии демократические и тоталитарные. Основными отличительными особенностями демократических партий считается отсутствие строгого регулирования приема в партию и отношений членства, жесткой регламентации внутренних связей, обязательности выполнения партийных решений. Они признают идеологический плюрализм и фракционную деятельность.

В противоположность демократическим в тоталитарных партиях установлен строгий порядок членства, неукоснительная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, полное единство идейных и политических взглядов. Фракционность не допускается.

Деятельность демократических партий в обществе характеризуется как соревновательная, осуществляемая в борьбе с другими партиями за власть в рамках конституционных норм, а тоталитарных — как монополистическая, направленная на устранение политических конкурентов и установление безраздельного контроля над государством и обществом, включая личную жизнь граждан. К тоталитарным обычно относят фашистские партии, а также коммунистические партии в период их пребывания у власти в бывших социалистических странах.

Из других подходов к классификации политических партий можно назвать деление их по месту в системе осуществления власти — на правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные; по отношению к социальной действительности — на консервативные, реформистские и революционные; по характеру деятельности — на профессиональные и любительские, парламентские и авангардные; по выполняемым функциям — на партии индивидуального представительства и общественной интеграции; по политическому весу, главным образом, в парламенте — на мажоритарные (имеющие абсолютное большинство депутатских мандатов), доминирующие (располагающие относительным большинством) и миноритарные.

Порождением постиндустриального общества считаются политические партии «хватай всех» («catch-all party» — О. Киркхаймер, Д. Лапаломбара), иначе именуемые универсальными, или народными, ставшие сегодня реальным явлением общественной жизни, завоевавшими большое политическое пространство. Такого рода партии менее громоздки и бюрократизированы, более открыты и мобильны, способны оперативнее реагировать на происходящие в государстве и обществе изменения, полнее отражать интересы и потребности дифференцирующегося общества.

Большое значение для понимания сущности политических партий имеет вопрос об их месте и роли в жизни гражданского общества. Партии для того и создаются, чтобы выражать определенные общественные интересы, способствовать их реализации на уровне политики. Поэтому раскрытие целей и задач создания политических партий, механизма их деятельности, конкретных функций, выполняемых ими, позволяет полнее представить природу и историческое назначение этого политического института.

Общественные объединения, в том числе и политические партии, есть необходимый элемент гражданского общества. Как заявил в одном из своих ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации, связующим мостом между обществом и властью являются политические партии и движения. Их двойственная природа объясняется непосредственным участием этих организаций в формировании органов власти и представительством в них.

Под гражданским обществом обычно понимается система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных и иных интересов и потребностей. Несомненно, становление гражданского общества — основа и гарантия необратимости демократических преобразований. Без гражданского общества немыслимо подлинно правовое государство, они логически предполагают друг друга.

Становление гражданского общества невозможно без обширной сети общественных объединений самой различной направленности. Именно они, выражая горизонтальные связи между элементами гражданского общества, играют роль «несущих» конструкций. Стимулируемые и защищаемые правом общественные объединения вместе с другими институтами гражданского общества могут удерживать страну от катастрофы, влиять на происходящие процессы. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование государственных механизмов, их демократическое реформирование и развитие, а следовательно, и полноценная, благополучная жизнь человека.

Опираясь на Конституцию России, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законодательные акты об общественных объединениях, общепризнанные принципы и нормы международного права, можно говорить о том, что общественные объединения являются институционным фундаментом формирующегося в России гражданского общества, хотя исследователи не имеют единой точки зрения на то, какие общественные объединения следует относить к элементам гражданского общества. Одни считают множественные политические и правовые структуры неформального объединения и всю общественную жизнь частью солидарного гражданского общества. Другие полагают, что гражданское и политическое общества — две разные сферы, где второе выступает посредником между первым и государством. Третьи ищут некий компромисс, включая в понятие гражданского общества различные уровни политического посредничества. Представляется, что большое значение гражданского общества для демократизации общественной жизни и ускорения социально-экономического развития страны придает его деятельности политический характер, хотя оно и состоит из системы негосударственных общественных организаций. Это обусловлено тем, что оно оказывает непосредственное воздействие на решение вопроса о власти, ее распределении и использовании в интересах отдельных социальных общностей и всего общества.

Партии являются особым элементом гражданского общества, отличаясь от иных общественных объединений граждан. Будучи обусловленными гражданским обществом, они становятся затем посредниками между обществом и государством, выходят за рамки гражданского общества и претендуют на участие в осуществлении государственной власти. Это означает, что место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой как элемента гражданского общества и части государственного механизма, что придает политической партии уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства2. Большое значение партий заключается в том, что они устанавливают взаимосвязь между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. По мнению Е.Н. Дубровиной, задача партий — сформулировать и предъявить обществу альтернативные пути развития государства, обеспечить реальный выбор для граждан, для избирателей3.

Роль политических партий в гражданском обществе и правовом государстве, их сущность обусловлены содержанием функций партий и тех задач и целей, которым они служат. В современной политологии, имеющей дело с многообразными проявлениями политической активности партий, проблема функций, основных направлений их деятельности занимает весьма заметное место. По словам специалистов, создание законченного портрета политической партии требует полного учета не только всех особенностей окружающих их организаций, но и формирования всестороннего представления о функциях, которые партии выполняют в политической системе общества. Нормативно-правовое закрепление целей и функций политических партий зависит от государственного режима, сложившегося в данном государстве. По мнению Е.В. Резникова, «в теоретическом плане изучение функций позволяет глубже понять роль политических партий в политической системе общества, полнее раскрыть их социальное назначение. Практическая важность разработки данной проблемы проявляется в том, что она дает возможность обозначить аспекты взаимодействия политических партий с государственными органами и другими общественными объединениями, определить возможность правового опосредования направлений деятельности политических партий». Думается, что функции политической партии — это основные направления необходимой деятельности политической партии по достижению уставных целей, обусловленные ее сущностью и социально-историческим назначением, осуществляющиеся в соответствии с основными принципами деятельности политической партии в присущих ей формах и методах4. Существуют, конечно, и другие определения.

По мнению немецкого политолога Клауса фон Бейме, среди функций партий приоритетно определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий, выражение и объединение общественных интересов, мобилизация и социализация граждан, формирование правящей элиты и состава правительства5.

Р.-Ж. Шварценберг уделил особое внимание анализу роли партий в избирательном процессе. Он считает, что партии сплачивают избирателей и кандидатов в депутаты на определенной, теоретической или идеологической, тематической основе. Они проясняют и стимулируют политическую дискуссию, четко обосновывая свой выбор. Благодаря им, избиратель лучше понимает, какими идеями, какой программой руководствуется тот или иной кандидат и как он будет действовать в случае избрания. Поэтому сам акт голосования перестает быть актом поддержки конкретного человека и становится актом выбора того или иного политического направления. Эта «программная» функция очень важна; ее отсутствие ведет к злоупотреблению репрезентативной или плебисцитарной традицией. Партии же привносят в выборы четкую тематику. Они «способствуют выражению права голоса», обогащая его своим лексиконом. Партии предоставляют избирателю возможность сделать свой, подлинно свободный выбор6.

По мнению С.Е. Заславского, в структуре общественно-политических процессов политические партии выполняют двоякую роль: необходимого элемента политической системы, обеспечивающего воспроизводство политической элиты, организованное участие в выборах, и института политического представительства интересов определенной части общества. То, что политическая партия по своей внутренней сущности является организацией полифункциональной, объясняется, прежде всего, многомерностью института партии, выступающего как в роли выразителя интересов части гражданского общества, так и в роли организации, включенной, в отличие от других общественных объединений (профсоюзов, молодежных организаций, экологических движений и т. д.), в систему властных отношений7.

Г. Алмонд подчеркивал, что всякая политическая система выполняет определенные функции; в частности, партии в рамках демократической политической системы выполняют преимущественно функции политического рекрутирования, артикуляции политических интересов и их агрегации8.

А.П. Кочетков называет следующие функции политических партий:

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);

б) активизация и интеграция больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т. е. их общих принципов, элементов, структур;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций9.

Многие авторы предлагают подразделять функции, выполняемые политической партией, на политические, т. е. связанные непосредственно с реализацией властных отношений, и общесоциальные. По мнению Резникова, главная политическая функция партий электоральная, что определяется самой их сущностью как организаций, предназначенных для завоевания государственной власти. В демократическом обществе эта цель может быть достигнута только легальным путем, т. е. участием политических партий в выборах. При этом важно отметить, что электоральная функция носит публичный характер. Ее осуществление не только право, но и обязанность политических партий. Поэтому предусматривается ликвидация политической партии, если она на протяжении пяти лет подряд не участвует в выборах.

К важнейшим политическим функциям партии относится функция политического воспитания активистов и рекрутирования. В соответствии с законодательством политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Это положение — одно из основополагающих и значимых. Только партиям, как организованным политическим структурам, суждено впредь участвовать в политической жизни общества, только они будут вправе представлять кандидатуры при формировании (избрании) государственных органов. Осуществляя эту функцию, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Иными словами, партии представляют собой то связующее звено, с помощью которого происходит формирование, селекция и последующая циркуляция политической элиты10.

Ю.Г. Коргунюк и С.Е. Заславский выделяют пять функций политических партии:

— политическое рекрутирование, т. е. продвижения кандидатов в органы представительной и исполнительной власти;

— конституирующую функцию, т. е. установление прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями;

— инновационную функцию, заключающуюся в выработке нетривиальных точек зрения, в поиске новых, в том числе альтернативных, путей решения социальных, экономических и политических проблем;

— аккумулятивную функцию, состоящую в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов различных категорий населения;

— интегрирующую функцию, под которой понимается деятельность политических партий по сплочению индивидуумов в единую общность11.

К. Гаджиев предлагает выделять четыре группы функций: превращение множества частных интересов в совокупный общественный интерес, реализацию представительства социальных групп в политической системе, институционализацию политического участия граждан, выдвижение кандидатов, проведение выборов.

По мнению С.Е. Заславского, существуют следующие функции политических партий:

— электоральная, т. е. деятельность, направленная на продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах;

— функция политического рекрутирования и социализации, посредством которой в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичная селекция и последующая циркуляция политически активной части граждан;

— инновационная — выработка политическими партиями альтернативных предложений о возможном решении тех или иных проблем, а также методов реализации предлагаемых решений;

— аккумулятивная — усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах;

— конституирующая — обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти.

Казаченко считает, что функции политических партий определяют основные направления их деятельности и реализуются в них, и к таким важнейшим направлениям уместно отнести программно-идеологическую, хозяйственную и финансовую деятельность партий, их деятельность в избирательном процессе и в парламенте, а также взаимодействие партий с правительством и общественными организациями12.

С точки зрения А.Н. Волобуевой, к основным функциям политических партий в обществе относится представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое рекрутирование13.

Как пишет З.М. Зотова, партии представляют собой большую составную часть общественно-политической инфраструктуры социума. Выполняя роль посредника между государством и госорганами, партии оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, позиции граждан. Через своих представителей партии влияют на деятельность парламента и правительства, представительных и исполнительных органов власти, нередко выступают в качестве своеобразных катализаторов социальных процессов, корректируют деятельность властных политических структур. В системе политического управления обществом партии, думается, выполняют различные функции. Наиболее общими из них являются:

а) стимулирование участия граждан в политической жизни, замена стихийных форм общественно-политической активности населения институциональными, подверженными контролю формами;

б) выявление и артикуляция интересов социальных слоев и групп населения;

в) формирование общественного мнения, анализ складывающейся ситуации, тенденций и прогнозирование их вероятных изменений;

г) развитие политической культуры граждан и содействие их политическому образованию, воспитание гражданственности;

д) выдвижение кандидатов для выборов в органы власти и оказание им поддержки;

е) участие в деятельности представительных и исполнительных органов власти, структур местного самоуправления;

ж) подготовка и выдвижение кадров для государственной и муниципальной службы, общественных организаций.

Выполнение этих функций наиболее характерно для общества с определенной стабильностью общественно-политической жизни и крепкими демократическими традициями. В России, где становление гражданского общества только разворачивается, налицо кризис системы социальных отношений и складывание преимущественно «беспартийного» характера формирования властных структур, вышеназванные функции партиями в полной мере, естественно, не выполняются14.

По мнению Ю.К. Малова, одной из исходных функции политических партий является функция представительства интересов. Политические партии возникают тогда, когда масштабы и многообразие общественных интересов — социальных, национальных, корпоративных и пр. — становятся настолько значительными, что уже не могут реализоваться только путем неформального взаимодействия, а требуют своего политического выражения. Партии выявляют, согласовывают специфические общественные интересы, формулируют эти интересы в виде политических программ и добиваются их осуществления на государственном уровне. Иными словами, посредством этой функции партий конкретные общественные интересы, часто не имеющие политического характера, переводятся на язык практической политики.

Наряду с функцией представительства интересов отражением высокой роли партий в жизни общества является функция выработки и осуществления политики. Эта функция выражается в определении перспективных целей общественного развития, конкретного механизма их реализации, который не только синтезирует разнообразные частные и групповые интересы, но и придает им идеологическую направленность, приводит в соответствие с общей политической стратегией.

Другой важной функцией политических партий является социальная интеграция. В самом общем виде под ней понимается деятельность партий по суммированию частных интересов и социальных ценностей и формирование на этой основе общего социального интереса. В обществе всегда существует множество разнообразных и разнородных интересов, потребностей и требований, каждое из которых претендует на самостоятельное политическое выражение. Однако реализовать это невозможно и нецелесообразно, поскольку далеко не все из них имеют общезначимый характер. Да и общезначимые интересы еще надо согласовать, чтобы уже в виде последовательной программы вынести на уровень государственной политики. Эту функцию и выполняют политические партии.

Значимое место в деятельности политической партии занимает функция социализации, прежде всего социализации политической. Содержанием этой функции является воздействие партии на процесс формирования социальной активности личности, сознательного включения ее в политическую жизнь. Цель политической социализации — обеспечение массовой поддержки общественно-политической системы, стабильности и преемственности в развитии общества.

Одним из главных назначений политических партий при всем их многофункциональном характере, по мнению большинства политологов, является функция борьбы за власть, овладения аппаратом государственной власти с целью осуществления представляемых ими социальных интересов и требований. Хотя завоевание государственной власти отнюдь не единственный способ защиты и удовлетворения социальных интересов, тем не менее, это одна из наиболее важных целей партий, средство реализации ими своей исторической роли15.

По мнению А.В. Теперика, важнейшая конституционная функция политических партий — участие в избирательном процессе. Главной задачей партии является аккумулирование различных частных интересов людей, их групп в один общий интерес. Его реализация в государственных и общественных властных структурах выступает в качестве цели любой политической партии. Избирательная функция и направлена главным образом на достижение данной цели.

Поскольку в России нет пока ни гражданского общества, ин окончательно сложившейся многопартийности, ни правового государства, выходом из этой ситуации может стать признание участия в выборах в качестве важнейшей функции политических партий. Выборы — это основное легальное, конституционное «поле битвы» партий за участие в реализации государственной власти, где окончательно выясняется их общественно-политическая значимость, целиком зависящая от избирателей. Это и заставляет данные объединения во время проведения избирательной кампании быть максимально организационно собранными для успешного достижения своей цели. Именно свободные выборы оказываются тем ведущим фактором, с помощью которого происходит основное конституирование политических партий и политическое структурирование гражданского общества.

Современные же изменения в фактической конституции России в сфере властеотношений характеризуются тем, что выборы стали неотъемлемой, необходимой частью общественно-политической жизни страны и нашли свое прочное конституционно-правовое закрепление в качестве ведущего звена механизма периодической ротации власти. Конечной же целью создания политической партии, как неоднократно отмечалось, является представление и защита в органах государственной власти аккумулированных ею интересов гражданского общества посредством достижения победы в избирательной кампании. Значит, функция участия партий в избирательном процессе — функция конституционная, и причем наиболее важная в их деятельности. «Если политическая партия не участвует в выборах, это уже не партия. Без избирательной функции вся прочая ее деятельность не имеет никакого смысла»16.

В числе важнейших функций партий в современной политологии выделяется также кадровая функция, или функция политического рекрутирования, под которой понимается деятельность политических партий по подбору и выдвижению кандидатов в органы представительной и исполнительной власти. Политические партии представляют собой связующее звено между государством и обществом, посредством которого осуществляется подбор, формирование и последующая циркуляция политической элиты. В демократических системах повсеместно сложилась практика, когда без поддержки или, во всяком случае, без одобрения партий избраться в парламент или органы местного самоуправления трудно, а то и невозможно. Кроме того, во многих странах партии, победившие на выборах, имеют возможность сформировать правительство, а также расставить своих представителей на другие ответственные государственные посты. При однопартийной системе роль партий в рекрутировании и социализации политической элиты еще более значительна17.

Перечисленный комплекс функций, реализуемый политическими партиями, в обобщенной форме отражает фактическое содержание общественных отношений, в той или иной степени опосредуемых правом. Это выражается в закреплении в действующем законодательстве положений, определяющих основные цели политических партий, необходимые для их реализации субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Указанные цели являются юридическим выражением наиболее значимых в правовом отношении функций политических партий, а также средством выделения важнейших объектов правоотношений, на которые направлена деятельность партий как субъектов права.

Если взглянуть на целевое назначение института политических партий глазами законодателя, то можно увидеть цель участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах; цель представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях»18; далее — Закон о политических партиях); запрещение таких целей создания и деятельности общественных объединений, как насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13 Конституции России).

Более конкретно основные цели политической партии определены в п. 4 ст. 3 Закона о политических партиях, среди них формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Дальнейшая конкретизация целей и задач политических партий должна наступить, по мысли законодателя, в их уставах и программах (п. 4 ст. 3 Закона о политических партиях). Так, например, согласно Уставу Всероссийской политической партии «Единая Россия» (раздел 2), основными целями партии являются:

— обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации;

— формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями программы партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах;

— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Для достижения своих целей партия решает следующие задачи:

— изучает, анализирует и обобщает интересы, потребности и настроения граждан Российской Федерации, находит и предлагает формы осуществления интересов большинства населения в виде предложений по проектам новых законов и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— ведет агитационно-массовую и пропагандистскую работу с населением, информирует население о целях и задачах партии, ее программе, текущей деятельности, организует предвыборную агитацию за кандидатов партии, участвующих в выборах, организует пропаганду своей точки зрения по вопросам, вынесенным на референдумы в Российской Федерации и ее субъектах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— участвует в выборах в Российской Федерации и ее субъектах, выдвигает кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидатов (список кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также кандидатов (списки кандидатов) в другие органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и в органы местного самоуправления;

— участвует в подготовке и проведении референдумов в Российской Федерации, ее субъектах и местных референдумов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— реализует основные программные положения партии путем участия избранных от партии лиц в выработке решений и в работе органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, внесения предложений по законотворческой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— создает и готовит партийный кадровый резерв для выдвижения на должности в руководящих органах партии, ее региональных, местных и первичных отделений, участия в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведет учебу кадров, актива и членов партии;

— содействует членам партии, избранным депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, избранным на иные выборные должности в системе органов государственной власти и местного самоуправления;

— ведет работу с молодежью, привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики партии, способствует формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию партии.

Важность политических партий, точнее, многопартийных выборов, их необходимость и значение в конституционной жизни современной России состоит в действительной реализации единой цели — формирования гражданского общества и правового государства, а, следовательно, в установлении конституционных гарантий возврата к идеологической и политической монополизации государства и общества кем бы то ни было.

1 См.: Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). — М.: Русский мир, 2005. — С. 66.

2 См.: Холодковский К.Г. Политические партии России // Гражданское общество в России: структуры и сознание. — М., 2001. — С. 175.

3 Цит. по: Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России: Монография. — Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2005. — С. 13.

4 Резников Е.В. Социально-правовое развитие и правовой статус политических партий в России: Дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2004. — С. 46, 48.

5 См.: Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. Вып. 4. — М., 1994. — С. 64 // Зотова З.М. Политические партии России (организация и деятельность). — М., 2001. — С. 26.

6 Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. III. — М., 1992. — С. 14, 15 // Зотова З.М. Указ. соч. — С. 26, 27.

7 Заславский С.Е. Политические партии России: процесс правовой институционализации. Дис. … докт. юрид. наук. — М., 2004. — С. 98, 99.

8 Цит. по: Зотова З.М. Указ. соч. — С. 27.

9 См.: Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы// Вестник Московского Университета. — 1998. — № 6. — С. 3-18.

10 См.: Резников Е.В. Указ. соч. — С. 49, 51—53.

11 См.: Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функции, развитие) / Под ред. Ю.Г. Коргунюка. — М.: ИНДЕМ, 1996. — С. 8—12.

12 Казаченко А.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве. Сравнительно-правовой анализ: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 97.

13 Волобуева А.Н. Указ. соч. — С. 13.

14 Зотова З.М. Указ. соч. — С. 27, 28.

15 Малов Ю.К. Указ. соч. — С. 58—63.

16 Теперик А.В. Конституционные основы участия политических партий в российском избирательном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. — С. 54, 55, 64—66.

17 См.: Малов Ю.К. Указ. соч. — С. 64, 65.

18 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Российская газета. — 2001. — № 133.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57861. Відкриття європейців 44.5 KB
  Кого з Великих мореплавців ви пам’ятаєте ІІІ. Мотивація навчальної діяльності Сьогодні на уроці ми починаємо вивчати нову тему Слайд 1 Великі географічні відкриття дізнаємося про основний перебіг Великих географічних відкриттів і подорожей ХV – ХVІ століття.
57862. Революція у Франції. Бонопартистський переворот 1851р. і Встановлення імперії 85 KB
  Задачі уроку: Сприяти тому, щоб учні могли грамотно характеризувати причини, хід та рушійні сили революції у Франції, виділяти головні революційні події та оцінювати зміст Конституційних процесів, усвідомили поняття «республіка», «бонапартизм», «монархія».
57863. Географічне середовище як сфера взаємодії суспільства і природи. Природокористування. Ресурсозабезпеченість 37.5 KB
  Мета: розглянути географічне середовище як сферу взаємодії суспільства і природи сформувати поняття ресурсозабезпеченість природокористування; розвивати економічне мислення уміння аналізувати ступені впливу людини на природу...
57864. Енергетика України і проблеми енергозбереження 104.5 KB
  Мета уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів про виробництво електроенергії на електростанціях різних типів; показати учням зв’язок енергетики та екологiї їхню взаємодiю шляхи полiпшенню стану енергетики на глобальному та мiсцевому рівнях...
57865. Трудові ресурси і зайнятість населення України 228.5 KB
  Мета: вивчити поняття трудові ресурси економічно активне населення зайнятість населення безробіття; визначити географію трудових ресурсів України; зясувати в чому полягає проблема зайнятості населення...
57866. Механічний рух населення України. Сальдо міграції 233.5 KB
  Мета уроку: розкрити поняття міграція сальдо міграції сформувати знання про види значення та наслідки механічного переміщення українців окреслити основні тенденції та напрямки міграцій населення України...
57867. Таємниці повітряного океану Землі 104.5 KB
  Мета та завдання уроку: освітні: сформувати знання у учнів про атмосферу її будову та склад повітря; розкрити значення атмосфери для життя на Землі і необхідність її вивчення; ознайомити зі змістом поняття погода†та її основними показниками. Виховні: продовжувати формувати географічну культуру особистості як необхідну складову освіченості школяра; сприяти формуванню свідомого розуміння значення атмосфери та важливості її вивчення виховувати бажання вивчати досліджувати та берегти повітряну...
57868. ЦІННІСТЬ ЗНАНЬ У ЖИТТІ ЛЮДИНИ. ДАР МОВИ І ЙОГО ВИКОРИСТАННЯ 784 KB
  Мета: пояснити учням вартість знань для кожної людини, поглиблювати їхні знання про виникнення мови та її використання за допомогою сюжетів зі Святого Письма та прикладів з життя...
57869. Чому люди поважають звичаї, традиції і закони? 91.5 KB
  Розвивати уміння оцінювати власні вчинки або вчинки інших людей з точки зору моральних норм; розвивати мислення, уміння знаходити загальне і відмінне; творчо мислити і фантазувати; співпереживати витворам мистецтва;