79650

Порядок формирования и структура федеральной и региональных нотариальных палат

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основ законодательства о нотариате нотариус занимающийся частной практикой должен быть членом нотариальной палаты. Кроме того членами нотариальной палаты могут быть также лица получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности однако для них членство...

Русский

2015-02-13

188.5 KB

0 чел.

Н. Репин,

соискатель, помощник нотариуса г. Москвы

Порядок формирования и

структура федеральной и региональных

нотариальных палат

Согласно ч. 4. ст. 2 Основ законодательства о нотариате1, «нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты».

Согласно закону, членство в нотариальной палате является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом.

Указанное условие выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности, т. к. публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате). С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий.

Кроме того, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи — оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (ч. 2 ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате).

До недавнего времени в научной литературе и на практике звучали заявления о том, что часть четвертая статьи 2 и часть первая статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальной палате, не соответствуют статье 30 (часть 2) Конституции Российской Федерации, запрещающей принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем2.

Однако Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19 мая 1998 года разъяснил: «Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности»3.

Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (ст. 30 Конституции РФ, ст. 117 ГК РФ4, ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»5).

Как отмечает И.Г. Черемных «вынесению решения Конституционного Суда предшествовало глубокое изучение судьями Конституционного Суда РФ практики создания и функционирования нотариальных палат в странах-членах МСЛН; были направлены письма и запросы президенту МСЛН, президенту Национального Совета нотариата Италии, в Высший Совет нотариата Франции, в Федеральную нотариальную палату Германии»6.

Полученные ответы свидетельствуют о том, что практически во всех странах Европы (кроме Португалии) нотариусы в обязательном порядке являются членами нотариальных палат своих стран. «Ни один нотариус не имеет права заниматься нотариальной деятельностью, не вступив предварительно в свою палату, так как в противном случае все действия, совершенные им до вступления в палату, признаются не имеющими силы»7.

По мнению Президента Национального Совета нотариата Италии Дж. Лаурипи, «членство в какой-либо профессиональной коллегии никак не означает принуждения к вступлению в объединение граждан. Оно подразумевает в интересах общества и государства осуществление контроля за исполнением профессиональных обязанностей со стороны самих представителей этой профессии». В этой связи он указывает, что «нотариальные палаты по своей природе не являются добровольными объединениями, ибо через них нотариусы обязаны осуществлять контроль за профессиональной деятельностью своих же коллег, что гарантируется контролем со стороны Министерства юстиции и судебных органов»8.

В целом же противопоставление свободы объединения принципу обязательного членства нотариусов в коллегиальных органах (палатах) Президент Национального Совета нотариата Италии считает надуманной проблемой. «Вопрос скорее должен быть поставлен по-другому, а именно: может ли вообще нотариус осуществлять свою деятельность бесконтрольно? Ответ очевиден: нотариус сам по себе является своеобразным органом контроля за законностью договоров, и уже в силу этого он никоим образом не может уклоняться от предусмотренного законом контроля за его деятельностью. Такой контроль может производиться только при условии обязательного членства нотариуса в палате, которая со своей стороны действует в строгом соответствии с требованиями закона и профессиональной этики9.

Представляется, что приведенные аргументы как нельзя лучше свидетельствуют о правильности избранной Конституционным Судом РФ позиции по вопросу обязательности членства нотариусов в нотариальной палате.

Действительно, «никто не сможет контролировать профессиональную деятельность нотариусов эффективнее самих нотариусов, людей, которые, с одной стороны, наилучшим образом разбираются в сущности данной профессии, а, с другой — наиболее заинтересованы в том, чтобы данная профессиональная деятельность осуществлялась в строжайшем соответствии всем правилам»10.

Членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т. п.), основанных на принципе добровольного членства. Однако такие объединения не могут наделяться установленными Основами законодательства РФ о нотариате для нотариальных палат властными организационно-контрольными полномочиями. Невыполнение занимающимся частной практикой нотариусом требования об обязательном членстве в нотариальной палате является нарушением законодательства и как таковое может повлечь прекращение судом его деятельности. Однако членство в нотариальной палате и связанное с ним право осуществления частной нотариальной деятельности не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо иных, не установленных законом условий, в том числе от уплаты не предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате вступительных взносов11.

Наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции РФ. Ее ст. 45 (ч. 1) и ст. 48 (ч. 1), закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, в том числе на получение квалифицированной юридической помощи, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности. Им осуществляется, в частности, и определение способов контроля со стороны нотариальных палат за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 г.12 характеризует профессию нотариуса в странах-членах Европейского союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

В этой связи следует признать абсолютно правильными положения ст. 1 Устава Московской городской нотариальной палаты (в редакции от 3 июня 2000 г.), в соответствии с которыми Московская городская нотариальная палата — некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение всех нотариусов в нотариальном округе г. Москвы, основанное в соответствии с действующим законодательством на их обязательном членстве, и ст. 3 Устава Нижегородской нотариальной палаты, в силу которой, палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, основанное на их обязательном в силу закона и устава членстве.

Статья 25 Основ законодательства о нотариате определяет полномочия нотариальной палаты, которые могут детализироваться также ее уставом.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом но делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Как мы уже отмечали, нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Однако, несмотря на то, что нотариальная палата подлежит государственной регистрации, как некоммерческая организация, которая осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»13, т. е. с моментом регистрации связывается момент возникновения нотариальной палаты, а порядок учреждения (формирования) нотариальных палат законодательно не урегулирован. Как отмечается в литературе14, указывается лишь, что нотариальные палаты «образуются» в субъектах РФ (ч. 3 ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Вывод о том, как происходит учреждение нотариальной палаты можно сделать, опираясь на практику регистрации управлением юстиции устава нотариальной палаты Санкт-Петербурга исходя анализа судебного решения проведенного доктором юридических наук В. Ф. Попондопуло и кандидатом юридических наук А. П. Вершининым.

Юридический анализ дела15 показал следующее.

«Поскольку нотариальная палата основана на принципе обязательного членства, а не является добровольным объединением, то ее учреждение не может быть связано с волей частнопрактикующих нотариусов. Поэтому учреждение нотариальной палаты возможно по инициативе лиц, действующих в интересах публичного порядка (например, по инициативе Управления юстиции или государственных нотариусов). Таким образом, едва ли можно оспаривать факт учреждения нотариальной палаты на том основании, что ее создали нотариусы, не занимающиеся частной практикой.

Кроме того, следует учитывать, что среди 19 нотариусов, которые учреждали нотариальную палату, 12 нотариусов были назначены на должность частнопрактикующих нотариусов. Это прямо следует из сопоставления протокола Учредительного собрания № 1 и копии приказа № 140-к от 5.05.1993 г. о назначении на должность частнопрактикующих нотариусов. К исполнению должностных обязанностей эти нотариусы должны были приступить с 11.5.93 г. Однако наличие приказа о назначении на должность частнопрактикующих нотариусов было достаточным основанием для того, чтобы учредить первоначально нотариальную палату как добровольное общественное объединение частнопрактикующих нотариусов. Дело в том, что в соответствии со ст. 8 Закона СССР «Об общественных объединениях», действовавшего на момент создания палаты, «общественные объединения создаются по инициативе не менее 10 граждан». Поэтому указание в исковом заявлении на то обстоятельство, что «на момент проведения учредительного собрания 5 мая 1993 г. ни один нотариус, принимавший участие в собрании, не был частнопрактикующим нотариусом» и «не имел права учреждения нотариальной палаты», не соответствует действительности.

Вышеуказанный количественный критерий имеет также прямое значение для принятия устава и образования руководящих органов палаты. Согласно ч. 7 ст. 24 Основ предусмотрено, что устав нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. В этом случае не может быть отступлений от количественной нормы (не менее 10) частнопрактикующих нотариусов. Не менее важно также наличие среди членов нотариальной палаты именно тех нотариусов, которые занимаются частной практикой.

Членами нотариальной палаты обязаны быть все частнопрактикующие нотариусы и могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности (ч. 1, 2 ст. 24 Основ). При этом правом решающего голоса обладают только те члены нотариальной палаты, которые являются нотариусами, занимающимися частной практикой (ч. 1 ст. 26 Основ).

Следовательно, 12 частнопрактикующих нотариусов, учредив нотариальную палату, имели право решить вопрос о принятии Устава палаты и об образовании ее руководящих органов. 19.5.93 г. Управление юстиции Санкт-Петербурга зарегистрировало Устав Нотариальной палаты и выдало соответствующее свидетельство за № 1455. Свидетельство подписано начальником Управления юстиции и скреплено печатью Управления юстиции Санкт-Петербурга. Устав Нотариальной палаты Санкт-Петербурга по своему содержанию, порядку принятия и регистрации не вызывает серьезных замечаний, имеющих негативные юридические последствия.

Упоминание в исковом заявлении о неизученности представленных на регистрацию документов должностными лицами Управления юстиции и об отсутствии подписи на заключении о регистрации не могут поколебать юридическую силу Устава после его регистрации. Указанные факты сами по себе не могут повлечь недействительность Устава, так как являются предметом внутренних административных и дисциплинарных правоотношений, существующих в Управлении юстиции.

Кроме того, требование о признании недействительной регистрации нотариальной палаты не соответствует действующему законодательству по своей сути. В отношении нотариальной палаты законом предусмотрена регистрация ее устава, а не самой нотариальной палаты. Поэтому вышеуказанная постановка требования может влечь отказа в принятии искового заявления либо прекращение производства по делу в связи с тем, что при отсутствии спора о праве (предмета) дело не подлежит рассмотрению в суде (п. 1 ч. 2 ст. 129 и п. 1 ч. 1 ст. 219 ГПК РСФСР).

Вместе с тем, нельзя не отметить, что при формировании руководящих органов Нотариальной палаты Санкт-Петербурга были допущены отступления от действующего законодательства.

Как следует из представленных документов, большинство членов Правления Нотариальной палаты на момент их избрания не являлись частнопрактикующими нотариусами. Государственным нотариусом являлось также лицо, избранное Президентом Нотариальной палаты. Назначение этих лиц на должности частнопрактикующих нотариусов состоялось позднее, в течение 1993 г.

Однако указанные нарушения законодательства не влекут недействительность учреждения нотариальной палаты и регистрации Устава палаты. Устав и акты регистрации (в частности, свидетельство о регистрации) указывают лишь структуру органов управления палаты и их полномочия, но не содержат персональных сведений. Основные же вопросы деятельности Нотариальной палаты с самого учреждения нотариальной палаты могли быть решены и решались легитимным органом: общим собранием членов палаты. В соответствии с п. 3.6 Устава Нотариальной палаты собрание может принять к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Нотариальной палаты. При этом оно может быть созвано помимо Правления по требованию 1/4 членов Нотариальной палаты, а также контрольно-ревизионной комиссией (п. 3.4, 3.5 Устава), которая также состояла только из частнопрактикующих нотариусов.

Юридические действия, совершенные нелегитимным составом Правления, а также Президентом палаты, могут быть оспорены заинтересованными участниками соответствующих правовых отношений. Однако едва ли эти действия можно признать недействительными, так как в мае 1994 г. на очередном собрании членов Нотариальной палаты были заслушаны отчеты Правления и Президента Нотариальной палаты, которые получили удовлетворительную оценку. Тем самым была установлена не только легитимность этих органов управления Нотариальной палаты на будущее, но и одобрены их действия в период с мая 1993 г. по май 1994 г.»16.

На основе вышеуказанного следует, что нотариальную палату могут учредить как частнопрактикующие нотариусы, так и государственные нотариусы, также учредителем может стать и орган государственной власти. Но в состав обязательно должны входить все частнопрактикующие нотариусы того нотариального округа, в котором образована нотариальная палата, т. к. мы уже отмечали, что в каждом субъекте Российской Федерации может быть образована только одна нотариальная палата.

В связи с указанным, следует законодательно закрепить порядок учреждения нотариальной, а в частности указать кто имеет право учреждать нотариальную палату, каким образом происходит регистрация, его членов каким образом и в какие сроки формируется структура палаты и ряд других важных вопросов связанных с созданием одного из важных органов нотариального самоуправления — нотариальной палаты.

А дальнейшая организация деятельности региональной нотариальной палаты невозможна без руководящих органов нотариального самоуправления17. Согласно ст. 26 Основ законодательства о нотариате высший орган нотариальной палаты — собрание ее членов. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса — правом совещательного голоса.

В период между собраниями деятельностью нотариальной палаты руководят избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью нотариальной палаты осуществляет избранная собранием ревизионная комиссия.

Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом.

Как правило, собрание членов нотариальной палаты созывается правлением не реже одного раза в год. При необходимости по инициативе президента, правления или определенной части членов нотариальной палаты, обладающих правом решающего голоса, могут созываться внеочередные собрания. Собрание членов нотариальной палаты утверждает регламент своей деятельности. Его решения принимаются в форме постановления большинством голосов при наличии кворума.

Так, например, в МГНП собрание членов палаты считается правомочным, если в его работе участвует более 50 процентов членов палаты, имеющих право решающего голоса.

Созывается собрание членов МГНП не реже одного раза в год. Внеочередные собрания — по мере необходимости решения неотложных вопросов.

Собрание членов палаты ведет президент палаты, который является председателем собрания членов палаты. В случае отсутствия президента палаты или невозможности ведения им собрания членов палаты собрание ведет вице-президент. Протокол собрания членов палаты ведет секретарь.

Согласно уставу, зарегистрированному Управлением юстиции г. Москвы 10 июля 2000 г., все решения принимаются простым большинством — 50 процентов голосов плюс один голос участников собрания членов палаты с правом решающего голоса. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания членов палаты и принимаются квалифицированным большинством голосов, которое составляет 55 процентов голосов членов палаты, зарегистрированных на начало собрания, с правом решающего голоса. Что, по мнению Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных является не совсем удачным, т. к. при голосовании, которое может проходить по истечении некоторого времени после регистрации может получиться, так что будут голосовать опоздавшие, а это может привести к неверным подсчетам18.

Выборы президента палаты, членов правления палаты и членов комиссии профессиональной чести нотариусов Москвы производятся тайным голосованием.

По другим вопросам, рассматриваемым на собраниях членов палаты, голосование является открытым, если участники собрания членов палаты не примут решения о проведении по ним тайного голосования.

В период между собраниями руководство МГНП осуществляет правление палаты в составе 12 человек, избранных собранием членов палаты на срок три года из числа членов палаты с правом решающего голоса.

Собрание членов региональных нотариальной палаты избирает правление, президента и ревизионную комиссию; утверждает смету доходов и расходов нотариальной палаты и ее штатное расписание на год; заслушивает отчеты правления, президента и ревизионной комиссии; рассматривает жалобы на постановления и решения правления; определяет размеры членских взносов и других платежей; вносит изменения и дополнения в устав нотариальной палаты; утверждает кодекс профессиональной этики нотариусов.

Правление нотариальной палаты избирается собранием членов нотариальной палаты из числа нотариусов, обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Правление избирается в определенном количественном составе и на определенный срок. Оно правомочно принимать решения при наличии кворума большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов рассмотрение вопроса переносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствующих членов правления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в месяц.

Правление нотариальной палаты созывает собрание членов нотариальной палаты; подготавливает вопросы, выносимые на рассмотрение собрания; организует выполнение решений собрания и требований устава нотариальной палаты; совместно с органом юстиции осуществляет контроль за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства; организует проверки и осуществляет контроль за исполнением профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой; в предусмотренных Основами случаях заявляет в суд иски о лишении нотариусов права нотариальной деятельности; образует комиссии, секции и другие структурные подразделения нотариальной палаты для оказания помощи в выполнении возложенных на правление задач; подготавливает материалы по вопросам, отнесенным к компетенции собрания; организует мероприятия по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой; осуществляет взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой; распоряжается средствами нотариальной палаты в соответствии с утвержденной сметой; создает и ликвидирует в установленном законодательством порядке предприятия, а также учреждения и организации сферы социально-бытового комплекса, необходимые для выполнения уставных задач нотариальной палаты; рассматривает жалобы на действия нотариусов, занимающихся частной практикой; рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов нотариальной палаты и налагает на виновных дисциплинарные взыскания; рассматривает по поручению членов нотариальной палаты другие вопросы, связанные с деятельностью палаты; совместно с соответствующим органом юстиции определяет численность нотариусов в регионе.

Деятельность правления нотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и широкого привлечения нотариусов к работе нотариальной палаты.

Президент нотариальной палаты избирается из числа нотариусов, занимающихся частной практикой, собранием членов нотариальной палаты на определенный срок.

Президент нотариальной палаты руководит работой правления; представляет свою региональную нотариальную палату в Федеральной нотариальной палате, в международных организациях нотариусов, органах государственной власти, хозяйственных и общественных структурах, ведет от имени нотариальной палаты переписку; организует проверку жалоб и иных материалов о действиях нотариусов, занимающийся частной практикой, и вносит соответствующие предложения на рассмотрение правления; председательствует на заседаниях правления нотариальной палаты; является распорядителем кредитов и ведет финансово-хозяйственную деятельность в пределах утвержденной собранием членов нотариальной палаты сметы; осуществляет контроль за исполнением решений собраний и постановлений правления.

Собрание членов нотариальной палаты избирает ревизионную комиссию в определенном количественном составе и на определенный срок. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за выполнением сметы нотариальной палаты и отчитывается о результатах своей деятельности перед собранием членов нотариальной палаты. Члены ревизионной комиссии не могут входить в состав других выборных органов нотариальной палаты, а также в аппарат исполнительной дирекции.

Для практического осуществления работы в нотариальных палатах в зависимости от ее размера, численности нотариусов, других факторов19 образуются комиссии, комитеты и советы по отдельным направлениям деятельности, например комиссия по профессиональной этике или профессиональной чести, комиссия по повышению квалификации, конкурсная комиссия, комиссия по регламенту и нормотворческой работе, научно-методический совет и т. д.

Так же, как региональные нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата — некоммерческая организация, наделенная правами юридического лица после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Но Федеральная нотариальная палата объединяет не физические, а юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

Исходя из смысла Основ законодательства о нотариате, на территории Российской Федерации возможно создание только одной Федеральной нотариальной палаты.

В литературе высказывалось мнение, что «в Российской Федерации может быть несколько Федеральных нотариальных палат. Главное требование в их создании — добровольное объединение палат»20. Далее автором указывается, что «Федеральная нотариально палата объединяет все региональные палаты на принципе добровольности»21.

Данная точка зрения противоречит буквальному смыслу закона, а именно ст. 29 Основ, закрепляющей принцип не добровольного, а обязательного членства региональных палат в ФНП.

Нотариальные палаты некоторых субъектов Российской Федерации (Ставропольская краевая, Санкт-Петербургская городская, Нижегородская областная, Свердловская областная, нотариальная палата Приморья) сделали неосновательный вывод о том, что членство региональных нотариальных палат в Федеральной нотариальной палате добровольно, а, следовательно, необязательны и обязанности, вытекающие из членства в Федеральной нотариальной палате, в частности, по уплате членских взносов. На основании данного вывода указанные региональные палаты приняли решение об отказе в уплате членских взносов в Федеральную нотариальную палату, якобы не обеспечивающую защиту профессиональных интересов общества.

И только кропотливая работа правления и президента ФНП по разъяснению смысла закона и деятельности палаты «не позволила взойти семенам раздора внутри нотариального сообщества»22.

Статья 31 Основ устанавливает, что высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей всех региональных нотариальных палат, а в период между собраниями ее деятельностью руководит правление.

Решения, принятые Собранием представителей нотариальных палат в рамках своей компетенции, обязательны для всех членов Палаты и ее органов. Собрание представителей нотариальных палат вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, находящиеся в компетенции иных органов Палаты.

Представительство нотариальной палаты в Собрании представителей нотариальных палат осуществляется одним лицом: Президентом Нотариальной Палаты либо в его отсутствие — частнопрактикующим нотариусом — членом этой же нотариальной палаты, уполномоченным на то в соответствии с уставом нотариальной палаты правомочным решением правления либо собрания членов этой нотариальной палаты.

При голосовании представители нотариальных палат обладают правом решающего голоса за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 13 Устава ФНП.

Представитель нотариальной палаты, обладающий в собрании членов этой нотариальной палаты правом совещательного голоса, участвует в Собрании представителей нотариальных палат только с правом совещательного голоса и в голосовании на данном Собрании участия не принимает.

Представительство одной нотариальной палаты и голосование на Собрании представителей нотариальных палат от имени этой палаты не может осуществляться уполномоченным представителем другой нотариальной палаты.

Собрания представителей нотариальных палат бывают годовыми и внеочередными и проводятся в очной форме.

Палата ежегодно проводит Собрание представителей нотариальных палат в сроки, устанавливаемые решением Правления Палаты. На годовом собрании заслушиваются отчеты, доклады, информация Президента, Правления, Ревизионной комиссии и Управляющего делами аппарата Палаты. Проводимые помимо годового Собрания представителей нотариальных палат собрания являются внеочередными. Внеочередное собрание созывается по инициативе Президента, Правления, Ревизионной комиссии Палаты, либо по инициативе не менее одной трети уполномоченных представителей нотариальных палат, имеющих право решающего голоса на таком Собрании. Требование о созыве внеочередного Собрания направляется его инициатором (инициаторами) Президенту Палаты в письменном виде и должно содержать вопросы повестки дня с указанием мотивов их внесения, предлагаемое время и место проведения Собрания, данные об инициаторе (инициаторах) проведения Собрания (фамилия, имя, отчество, основание для представительства на Собрании).

Требование о созыве внеочередного собрания рассматривается Правлением Палаты на очередном заседании, следующим за предъявлением указанного требования, но не позднее 30 дней со дня его предъявления Президенту Палаты.

Правление в своем решении устанавливает время и место проведения Собрания представителей нотариальных палат, а также перечень вопросов, включенных в его повестку дня. Решение о созыве собрания принимается Правлением с учетом организационных и финансовых возможностей Палаты, при этом срок созыва собрания не должен превышать 45 дней (четырех месяцев по вопросу выборов Президента Палаты) с момента принятия Правлением такого решения.

Правление в течение 15 дней с момента принятия решения о созыве Собрания представителей нотариальных палат, но не позднее 30 дней (трех с половиной месяцев по вопросу выборов Президента Палаты) до дня проведения Собрания, уведомляет об этом нотариальные палаты с указанием повестки дня, времени, места его проведения и приложением проектов материалов, предложенных к рассмотрению на Собрании.

Предложения по внесению вопросов в повестку дня годового собрания могут быть переданы Президенту в письменном виде не позднее, чем за 15 дней до даты созыва Собрания, установленной Правлением.

Президент Палаты является председателем Собрания представителей нотариальных палат.

Собрание представителей нотариальных палат правомочно, если на нем присутствует более половины представителей нотариальных палат. Кворум Собрания определяется по количеству зарегистрированных на момент начала Собрания уполномоченных представителей нотариальных палат.

Решение Собрания представителей нотариальных палат по вопросам его исключительной компетенции принимается большинством голосов в 2/3 от числа зарегистрированных на начало Собрания представителей нотариальных палат.

Решение Собрания представителей нотариальных палат по вопросам, не относящимся к его исключительной компетенции, принимается простым большинством голосов от зарегистрированных на начало Собрания представителей нотариальных палат.

Правление — орган Палаты, осуществляющий в период между Собраниями представителей нотариальных палат общее руководство деятельностью Палаты, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к исключительной компетенции Собрания представителей нотариальных палат.

Деятельность Правления осуществляется на основе коллегиальности руководства, гласности и отчетности.

Правление Палаты избирается тайным голосованием на Собрании представителей нотариальных палат в количестве 12 человек (включая Президента Палаты) из числа имеющих право решающего голоса представителей нотариальных палат. Выборы Правления проводятся Собранием после выборов Президента Палаты.

Срок полномочий Правления определяется сроком полномочий Президента. Делегирование членом Правления своих полномочий иным лицам не допускается.

По решению Собрания представителей нотариальных палат полномочия любого из членов Правления могут быть прекращены досрочно. В этом случае на одном из последующих собраний представителей (годовом либо внеочередном) на имеющиеся вакансии членов Правления могут быть избраны новые лица из кандидатур, представленных Президентом.

Заседания Правления Палаты проводятся не реже, чем один раз в четыре месяца. На заседаниях Правления председательствует Президент Палаты, который подготавливает материалы к рассмотрению на заседании и в разумный срок оповещает о нем членов Правления.

Правление Палаты правомочно принимать решение, если в его работе участвуют не менее 2/3 от числа его членов. Решения Правления принимаются путем открытого голосования.

Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Правления. В случае равенства голосов голос Президента Палаты считается решающим.

Правлением Палаты может быть утвержден Регламент Правления Палаты.

Выполнение членами Правления Палаты полномочий членов Правления осуществляется на безвозмездной основе.

Членам Правления за счет средств Палаты выплачивается компенсация расходов, связанных с исполнением ими функций членов Правления Палаты и документально подтвержденных.

Президент Палаты избирается Собранием представителей нотариальных палат из числа частнопрактикующих нотариусов России сроком на 4 года.

Президент в соответствии с законодательством Российской Федерации, наряду с Правлением Палаты, руководит Палатой.

Президент является членом Правления Палаты.

Кандидат в Президенты Палаты может выдвигаться нотариальной палатой путем принятия решения собранием членов этой нотариальной палаты о выдвижении данного кандидата.

Кандидатом на должность Президента Палаты может быть выдвинут нотариус, занимающийся частной практикой, со стажем работы нотариусом не менее 6 лет.

Кандидат в Президенты Палаты должен представить Правлению Палаты решения собраний не менее пяти нотариальных палат о выдвижении его кандидатом и резюме по форме, установленной Правлением Палаты.

Члены нотариальной палаты вправе принять решение о выдвижении только одного кандидата в Президенты Палаты. Указанные решения имеют силу, если приняты не ранее чем за 6 месяца до даты проведения выборов Президента Палаты.

Решения нотариальных палат и резюме кандидата должны быть представлены Правлению Палаты не позднее, чем за 60 дней до даты проведения выборов Президента Палаты.

При условии своевременного предоставления Правлению указанных выше документов и соответствия кандидатуры в кандидаты требованиям, установленным настоящим Уставом, Правление вносит фамилию кандидата в Президенты Палаты в список для голосования на Собрании.

В случае выдвижения нотариальными палатами одного кандидата в Президенты Палаты, по решению представителей нотариальных палат непосредственно на Собрании представителей нотариальных палат могут быть выдвинуты другие кандидаты без соблюдения установленных требований.

Выборы Президента Палаты осуществляются тайным голосованием.

При наличии нескольких кандидатов в Президенты Палаты на должность Президента считается избранным тот, кто наберет не менее 2/3 голосов уполномоченных представителей нотариальных палат, зарегистрированных на начало проведения Собрания представителей нотариальных палат.

В случае если ни один из кандидатов в Президенты не наберет указанного большинства голосов, назначается второй тур голосования, проводящийся на этом же Собрании. Во втором туре в список для голосования включаются два кандидата, за которых было отдано наибольшее количество голосов. Кандидат, набравший во втором туре голосования наибольшее количество голосов, считается избранным в Президенты Палаты.

Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Палаты более двух сроков подряд.

Президент Палаты является полномочным и законным представителем Палаты во взаимоотношениях с органами власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и действует без доверенности при реализации Палатой своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Здесь следовало бы согласиться с Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных что в Уставе следовало бы указать что Президент осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе23.

Президент Палаты приступает к исполнению своих полномочий с момента оглашения на Собрании представителей нотариальных палат результатов выборов и прекращает их исполнение с момента оглашения результатов новых выборов Президента Палаты на Собрании представителей нотариальных палат, либо с момента принятия Собранием решения о досрочном прекращении полномочий Президента Палаты, либо в другие сроки, предусмотренные настоящей статьей.

Исполнение полномочий Президентом Палаты также прекращается досрочно в случаях:

а) его смерти, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

б) сложения им полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, либо прекращения этих полномочий по решению суда;

в) его добровольного отказа от осуществления своих полномочий Президента Палаты.

В указанных в части второй настоящей статьи случаях полномочия Президента Палаты прекращаются с момента наступления соответствующего факта (события), вступления в силу решения суда.

При досрочном прекращении полномочий Президента Палаты Правление Палаты не позже 7 дней со дня наступления соответствующего события или принятия решения Собрания представителей нотариальных палат избирает Вице-президента, уведомляет нотариальные палаты о досрочном прекращении полномочий Президента с указанием причин и об избрании Вице-президента, организует в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, подготовку и проведение выборов нового Президента.

В случаях совершения Президентом Палаты умышленного преступления либо использования им своего положения в личных корыстных целях его полномочия могут быть приостановлены по решению Правления Палаты на срок до 3 месяцев.

При приостановлении полномочий Президента Палаты Правление одновременно избирает Вице-президента, передает ему полномочия Президента и в течение 3 месяцев созывает внеочередное Собрание представителей нотариальных палат, которое решает вопрос либо о досрочном прекращении, либо о восстановлении полномочий Президента.

В случае восстановления решением Собрания представителей нотариальных палат полномочий Президента Палаты он вправе поставить на Собрании вопрос о роспуске полностью либо частично действующего состава Правления и о выборах новых членов Правления на имеющиеся вакансии.

На период временного отсутствия (командировка, болезнь, отпуск и др.) Президента Палаты, а также в случаях приостановления или досрочного прекращения его полномочий членами Правления Палаты из числа членов Правления избирается Вице-президент.

На период временного отсутствия Президента Палаты Вице-президент избирается с учетом рекомендации Президента и приступает к исполнению своих обязанностей по письменному указанию Президента. При этом Вице-президенту могут быть переданы полномочия Президента Палаты в полном объеме либо их часть. Вице-президент может быть досрочно освобожден от должности решением Правления Палаты.

Руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью Палаты осуществляется Управляющим делами аппарата Палаты.

Управляющий делами подотчетен и подконтролен Президенту и Правлению Палаты.

Управляющий делами принимается на должность на основании решения Правления Палаты по представлению Президента Палаты.

Президент Палаты по поручению Правления заключает с лицом, принимаемым на должность Управляющего делами, трудовой контракт, существенные условия которого, включая запрет совмещать должности в органах управления других организаций, определяются Правлением Палаты. Срок контракта не может превышать срока полномочий Президента и Правления Палаты. С целью проверки соответствия лица, принимаемого на должность Управляющего делами, поручаемой ему работе устанавливается испытательный срок.

Трудовой контракт с Управляющим делами может быть расторгнут по его собственной инициативе, по решению Правления Палаты в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения Управляющим делами своих обязанностей, нарушения им условий контракта, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При увольнении Управляющего делами Правление Палаты принимает либо решение о приеме на работу на срок не более одного месяца исполняющего обязанности Управляющего делами, либо — о приеме нового Управляющего делами. Решение о приеме на работу исполняющего обязанности Управляющего делами может быть принято без представления данной кандидатуры Президентом Палаты.

Следует отметить, что все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Нотариальная палата состоит из нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом.

Высшим органом региональной нотариальной палаты является собрание ее членов. В период между собраниями деятельностью нотариальной палаты руководят избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент. Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом.

2. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

Представительство нотариальной палаты в Собрании представителей нотариальных палат осуществляется одним лицом: Президентом Нотариальной Палаты либо в его отсутствие — частнопрактикующим нотариусом — членом этой же нотариальной палаты, уполномоченным на то в соответствии с уставом нотариальной палаты правомочным решением правления либо собрания членов этой нотариальной палаты.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей всех региональных нотариальных палат, а в период между собраниями ее деятельностью руководит правление.

3. Условие обязательного членства нотариусов занимающихся частной практикой выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. Так как, становясь членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий, нотариус тем самым реализует свое публично-правовое предназначение.

4. Нотариальную палату могут учредить как частнопрактикующие нотариусы, так и государственные нотариусы, также учредителем может стать и орган государственной власти. Но в состав обязательно должны входить все частнопрактикующие нотариусы того нотариального округа, в котором образована нотариальная палата, т. к. мы уже отмечали, что в каждом субъекте Российской Федерации может быть образована только одна нотариальная палата.

5. Следует внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Основы законодательства РФ о нотариате и другие нормативные правовые акты, закрепив в них порядок учреждения нотариальной палаты и статус ее членов, а в частности указать кто имеет право учреждать нотариальную палату, каким образом происходит регистрация его членов, каким образом и в какие сроки формируется структура палаты и ряд других важных вопросов связанных с созданием одного из важных органов нотариального самоуправления — нотариальной палаты.

1 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.

2 См., например: Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. — М., 1999. — С. 54.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ — 1 июня 1998 г. — № 22. — Ст. 2491.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 — № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

5 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1930.

6 Череменых И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. — М., 1999 — С. 61.

7 Хуго Перес Монтеро. Президент — судье // Нотариальный вестник. — 1999. — № 1-2. — С. 56.

8 См. текущий архив ФНП РФ за 2005—2006 г.

9 Там же.

10 Хуго Перес Монтеро. Указ. работа. — С. 54.

11 Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) (Авторский коллектив) — М.: Издательство БЕК, 2003. — С. 32.

12 Резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 г. «Нотариат в Европейском Сообществе» // Нотариальный вестник. — 1999. — № 5-6. — С. 43, 44.

13 См.: СЗ РФ. — 2001. — № 33 — (часть I). — Ст. 3431

14 Вершинин А.П., Попондопуло В.Ф. Из практики регистрации управлением юстиции устава нотариальной палаты Санкт-Петербурга. // Юридическая практика. — 1995. — № 3. — С. 73.

15 5 мая 1993 г. в Санкт-Петербурге было проведено Учредительное собрание Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, на котором принят Устав Нотариальной палаты и избраны ее руководящие органы (протокол № 1 от 5 мая 1993 г.).

16 Вершинин А.П., Попондопуло В.Ф. Из практики регистрации управлением юстиции устава нотариальной палаты Санкт-Петербурга. // Юридическая практика. — 1995. — № 3. — С. 73—75.

17 Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате // Рук. авт. кол. кандидат юридических наук, доцент Аргунов В.Н., — М.: «СПАРК», 1996. — С. 34.

18 См.: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Уставы Федеральной и Московской городской нотариальных палат должны соответствовать закону и здравому смыслу // Нотариус. — 2001. — № 6. — С. 47.

19 Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) (Авторский коллектив) — М.: Издательство БЕК, 2003. — С. 33.

20 Репин B.C. Указ. раб. — С. 63.

21 Там же.

22 Черемных И.Г. Указ. раб. — С. 71.

23 См.: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Уставы Федеральной и Московской городской нотариальных палат должны соответствовать закону и здравому смыслу // Нотариус. — 2001. — № 6. — С. 45.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68168. ПРИНЦИПИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ДЕРЖАВНОГО СЕКТОРУ ЕКОНОМІКИ УКРАЇНИ 206 KB
  Аналіз заходів щодо зниження рівня негативного впливу на економіку, що включають від відверто протекціоністських заходів для захисту власних виробників, девальвації національної валюти до регулювання ринків праці на користь громадян власних країн, прийнятих розвиненими економіками...
68169. МУЗИЧНИЙ ВИМІР БУТТЯ ЛЮДИНИ ТА СОЦІАЛЬНОЇ РЕАЛЬНОСТІ 127.5 KB
  Але якщо раніше звучання музики було локалізоване в часі та просторі то у сучасному світі музику можна почути коли і де завгодно. У подібному процесі немає нічого дивного оскільки сама природа музики як мінімум подвійна. Двоїстість музики свідчить про подвійну природу самої людини а значить...
68172. УЯВЛЕННЯ ПРО БАГАТОВИМІРНЕ МИСЛЕННЯ, ЙОГО ПРИЙОМИ ТА ПРОЦЕДУРИ 327 KB
  Це мислення формується в рамках нової народжуваної холістичної раціональності усвідомлення якої багато в чому сполучене з переосмисленням уявлень про еволюцію у якій слід розрізняти еволюцію екстенсивну та інтенсивну. Інтенсивна еволюція у першу чергу вимагає глибокого переосмислення фундаментального...
68174. ГАРАНТІЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАВА ЛЮДИНИ НА ПОВАГУ ДО ЧЕСТІ І ГІДНОСТІ У КРИМІНАЛЬНОМУ СУДОЧИНСТВІ УКРАЇНИ 197.5 KB
  Разом із цим проголосивши ратифіковані міжнародні договори складовою частиною своєї правової системи Україна визнала й загальні принципи міжнародного права які також містять вимогу поваги до честі і гідності особи у тому числі й у сфері кримінального процесу.
68175. ПЛАНУВАННЯ СТРУКТУРИ КАПІТАЛУ ПРОМИСЛОВО-ФІНАНСОВИХ ГРУП 495 KB
  В Україні інтегровані об’єднання що діють за принципом промислово-фінансових груп ПФГ формують вагому базу національної економіки і є одними з лідерів в обраних галузях. Оптимізація структури капіталу ПФГ є одним із важливих чинників їхнього функціонування в умовах що склалися на ринках капіталу та інвестицій.
68176. ДИРЕКТИВИ В УСНОМУ МОВЛЕННІ ДІТЕЙ МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ 239.5 KB
  Рульова своїми дослідженнями проведеними на матеріалі англійської французької російської а також частково української мови підготували ґрунт для комплексного вивчення мовлення дітей. Об’єктом переважної більшості онтолінгвістичних розвідок є мовлення дітей...