79655

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Деньги и денежные системы

Согласно действовавшему ранее Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Русский

2015-02-13

136.5 KB

0 чел.

А. ЦИТОВИЧ,

аспирант Московского гуманитарного университета

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Согласно действовавшему ранее Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным ценностям относились:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (подп. «б» в ред. Федерального закона от 31.05.2001 № 72-ФЗ);

в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г.), к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, новый Закон не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Все участники валютных операций с точки зрения российского законодательства (Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле») подразделяются на «резидентов» и «нерезидентов» Российской Федерации. К резидентам относятся:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан России, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых названным выше Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Под нерезидентами понимаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б»;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в».

Кроме того, участники валютных операций в зависимости от того, обладают ли они индивидуальным разрешением компетентного государственного органа на совершение валютных операций или могут совершать только те валютные операции, для выполнения которых не требуется индивидуального разрешения, могут быть разделены на «уполномоченных» и «неуполномоченных» участников валютных операций. Причем такое разделение может считаться корректным только в том случае, если речь идет о валютных операциях, которые совершаются в разрешительном порядке.

Действующее валютное законодательство Российской Федерации не содержит легального определения понятия валютных операций. Законодатель лишь выделяет те или иные виды операций, которые он относит к валютным. Валютное законодательство не относит валюту Российской Федерации к валютным ценностям. В связи с этим представляется логичным, что расчеты между резидентами и нерезидентами в российской валюте ранее не рассматривались законодательством как валютные операции. Однако ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» дополнила п. 2 ст. 7 действовавшего в тот момент Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» пунктом «г»: ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Согласно п. 9 «Валютные операции», ст. 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным операциям относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частно- и публичноправовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей.

Валютная операция сопровождается валютным контролем, и действия органов и агентов валютного контроля являются ее неотъемлемым элементом. Указанная специфика предопределена высокой степенью потребности в сочетании частных и публичных интересов при установлении порядка проведения валютных операций.

По экономической сущности валютные операции банков можно разделить на следующие виды:

— пассивные — по привлечению средств в иностранной валюте;

— активные — по размещению средств в иностранной валюте.

Данная классификация отражает экономическую роль банка. Совершая активную операцию, например, выдавая кредит, банк стремится разместить имеющиеся у него средства за определенную плату; при пассивной операции, например приеме вкладов, банк стремится привлечь средства за определенную плату. Чередуя пассивные операции с активными, банк аккумулирует и перераспределяет денежные средства.

В настоящее время правовое регулирование обращения валютных ценностей на территории Российской Федерации имеет сложный, разноуровневый характер. Валютное законодательство относится, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, к ведению Российской Федерации, что органично связано с нахождением в ее ведении установления правовых основ единого рынка, финансового, кредитного, таможенного регулирования, внешнеэкономических отношений Российской Федерации.

Например, предопределяющей особенностью кредитования в иностранной валюте является то, что в качестве кредита предоставляются средства в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, относимых Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к разряду валютных ценностей. Кредитором в данном случае может выступать только уполномоченная кредитная организация, т. е. обладающая лицензией Банка России на проведение такого рода операций, или кредитная организация-нерезидент (иностранный банк).

Кредиты в иностранной валюте могут выдаваться и возвращаться только в безналичной форме, за исключением межбанковского кредитования уполномоченных банков в целях обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов заемщика.

По законодательству правовых ограничений сроков финансового кредитования заемщиков уполномоченными кредитными организациями не существует. Реализуя свою компетенцию на определение порядка совершения валютных операций, связанных с движением капитала, Банк России установил, что указанные выше операции, а также выплата (получение) процентов за пользование кредитом в иностранной валюте и сумм штрафных санкций в иностранной валюте, подлежащих уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению или возврату кредита, могут проводиться без специального разрешения или уведомления Банка России.

Относительно платности кредитования следует отметить, что применение ст. 395 и 809 Гражданского кодекса Российской Федерации к кредиту в иностранной валюте имеет особенности. В соответствии с п. 52 постановления совместного Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суды должны исходить из того, что, когда денежное обязательство выражено в иностранной валюте и отсутствует официальная учетная ставка банковского процента по валютным кредитам на день исполнения обязательства в месте нахождения кредитора, размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора. Если отсутствуют и такие публикации, то размер подлежащих взысканию процентов определяется на основании представляемой истцом в качестве доказательства справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им ставку.

Для решения вопроса о кредитовании заемщика уполномоченная кредитная организация запрашивает у юридического лица документы, подтверждающие факт его государственной регистрации в качестве юридического лица, учредительные документы, экономическое обоснование использования кредита, бухгалтерскую отчетность и другие документы, которые уполномоченный банк сочтет необходимыми для оценки надежности заемщика. У физического лица могут запрашиваться документы, удостоверяющие его личность, информация о наличии источников погашения кредита, о цели кредитования, возможных способах обеспечения возвратности кредита и другие данные.

Для учета задолженности заемщика по предоставленному ему валютному кредиту кредитор открывает ссудный счет. Открытие указанного счета осуществляется уполномоченной кредитной организацией после заключения кредитного договора и представления заемщиком справки об уведомлении налогового органа о намерении открыть ссудный счет и справки о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Действуя как агент валютного контроля, уполномоченный банк на стадии принятия решения о выдаче целевого кредита вправе потребовать документы (копии документов), подтверждающие участие заемщика-резидента в валютной операции, на финансирование которой запрашивается кредит. Указанные действия уполномоченная кредитная организация может осуществить исходя из необходимости контроля над целевым использованием кредита. Очевидна неоднозначность статуса уполномоченного банка в рассматриваемой ситуации: с одной стороны, он выступает в роли уполномоченного государством контрольного органа, а с другой — стороной по договорному обязательству.

Для исполнения своих денежных обязательств по кредитному договору заемщик может использовать имеющуюся у него в наличии иностранную валюту или приобрести ее на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Что касается способа исполнения обязанности заемщика по возврату валютного кредита, то из норм валютного законодательства не усматривается наличия ограничений по исполнению заемщиком своих обязанностей путем перечисления уполномоченному банку-кредитору рублевого эквивалента валютной задолженности. В данном случае необходимо лишь согласие сторон кредитного договора. При этом размер рублевого эквивалента определяется по согласованному сторонами курсу рубля к иностранной валюте; как правило, это курс, по которому уполномоченный банк-кредитор проводит валютно-обменные операции в день уплаты заемщиком рублевого эквивалента.

В качестве подтверждения выводов, сделанных относительно возможности исполнения обязанности заемщика по возврату валютного кредита путем уплаты рублевого эквивалента кредитной задолженности, можно привести следующий пример из арбитражной практики.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 22 октября 1996 г. № 2606/96 отменил постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 июня 1996 г. № 7558, в котором тот сделал вывод о недействительности договоров поручительства, поскольку в нарушение действовавшего в то время Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» поручители взяли на себя обязательства по возврату кредита и уплате процентов в иностранной валюте. Президиум ВАС РФ указал, что вывод Федерального арбитражного суда Московского округа неверен, так как договоры поручительства предусматривали исполнение обязательств поручителей, как в иностранной валюте, так и в российских рублях. В связи с этим Президиум ВАС РФ постановил взыскать солидарно с заемщика и поручителей сумму кредитной задолженности в валюте Российской Федерации.

На межбанковском рынке широкое распространение получил так называемый процентный арбитраж, представляющий собой валютную операцию, при которой банк, оперирующий на валютном рынке, одновременно заключает сделки по привлечению и предоставлению кредита. При этом перед банком стоит задача привлечь денежные средства по минимальной процентной ставке, например, на каком-то региональном рынке ссудного капитала, и разместить средства под максимальные проценты на другом региональном рынке ссудных капиталов, где стоимость кредитных ресурсов выше.

Процентный и валютный арбитраж могут дополнять друг друга в различных комбинациях. Например, банк может приобрести валюту по курсу «слот» и затем продать ее по форвардному курсу с одновременным размещением приобретенной валюты на срок форварда на рынке ссудных капиталов. После возврата кредита банк исполняет за счет возвращенных ему средств свои обязательства по форвардной сделке.

С макроэкономической точки зрения значение арбитражных операций заключается в выравнивании валютных курсов (валютный арбитраж) и процентных ставок (процентный арбитраж) во времени и в пространстве.

Наличная иностранная валюта может быть ввезена в Российскую Федерацию, вывезена из Российской Федерации (т. е. физически перемещена через таможенную территорию Российской Федерации) в порядке, предусмотренном Положением «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками», утвержденным Банком России 19 апреля 1993 г. № 13 и ГТК РФ 14 апреля 1993 г. № 01-20/3371, с соблюдением правил таможенного оформления и контроля.

Уполномоченные банки, получившие генеральные лицензии Банка России на проведение валютных операций, вывозят из Российской Федерации иностранную валюту без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России; другие уполномоченные банки не обладают правом самостоятельного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты и продают (обменивают) наличную иностранную валюту банкам, имеющим генеральную лицензию. В целях оперативного регулирования внутреннего валютного рынка Банк России имеет право вводить временные ограничения на вывоз из Российской Федерации уполномоченными банками отдельных видов иностранных валют.

Наличная иностранная валюта, ввозимая в Российскую Федерацию и вывозимая из нее, должна быть застрахована на стоимость не ниже номинальной (указанной на банкнотах, казначейских билетах или монете) от всех видов рисков на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранного банка. Ввоз или вывоз уполномоченными банками иностранной валюты через границу Российской Федерации — элемент более сложной операции. Как правило, эти действия представляют собой исполнение «банкнотной сделки» в части поставки наличной иностранной валюты.

В настоящее время уполномоченные банки являются основными субъектами, ввозящими наличную иностранную валюту в Российскую Федерацию, тогда как роль уполномоченных банков в вывозе наличной иностранной валюты незначительна.

Рост объема ввозимой уполномоченными банками наличной иностранной валюты отражает общую тенденцию перемещения иностранной валюты через границу России, поскольку если общий объем ввоза наличной иностранной валюты превышает вывоз, то можно сделать вывод о росте спроса на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на иностранную валюту и, следовательно, об ослаблении национальной валюты.

Нормативные акты, регулирующие валютные операции банков, могут быть разделены по форме источника правовых норм на федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, инструкции, указания, положения, письма и телеграммы нормативного характера уполномоченных органов валютного контроля, в частности Центрального банка и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

В данной классификации источников валютного законодательства выделены такие их формы, как письма и телеграммы. Использование этих форм было характерно, в частности, для Центрального банка Российской Федерации. Лишь с принятием Банком России 15 сентября 1997 г. Положения № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» он перестал принимать общеобязательные нормативные акты в указанных формах.

Согласно п. 1.5 Положения, нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций. Надо полагать, что немалую роль в исключении писем и телеграмм из нормативных правовых актов Банка России сыграло постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., утвердившее «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», в п. 2 которого содержится прямое указание на то, что нормативные правовые акты не могут издаваться в форме писем и телеграмм.

Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку нормативные акты Банка России не имеют обратной силы, то письма и телеграммы, содержащие нормы общеобязательного характера, принятые до вступления в силу Положения Банка России от 15 сентября 1997 г. № 519, продолжают действовать.

Некоторые общие положения валютного законодательства закреплены в Гражданском кодексе. Так, согласно ст. 140 случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или установленном им порядком.

В соответствии с п. 3 ст. 317 использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при проведении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке, причем, согласно ст. 141, порядок совершения сделок с валютными ценностями определяется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Этим же была разграничена компетенция государственных органов в области регулирования валютных операций. Например, определение порядка обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации п. 5 ст. 6 названного Закона относит к компетенции Президента России.

Определение порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала, покупки и продажи иностранной валюты, порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, отнесено к компетенции Банка России. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением совершения указанных операций физическими лицами в отношении ранее переведенных, ввезенных или присланных в Россию валютных ценностей с соблюдением таможенных правил, устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты России и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование предварительной регистрации.

В настоящее время валютное законодательство охватывает своим регулированием всю деятельность резидентов и нерезидентов по поводу валютных ценностей на территории России, а также операции нерезидентов с валютой Российской Федерации.

С определенной степенью условности законодательство, регулирующее валютные операции банков, может быть разделено на акты банковского и акты валютного законодательства. Так, Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит общие положения о роли Центрального банка в сфере государственного регулирования валютных операций, основной функцией которого в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Для реализации своей основной функции Банк России проводит, помимо прочего, валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами, организует и проводит валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, устанавливает правила проведения банковских операций, расчетов на территории страны, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций на совершение валютных операций и осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В свою очередь, ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что Банк России является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. Федеральный закон от 23 декабря 2003 № 185-ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет общие условия проведения банками и небанковскими кредитными организациями валютных операций и содержит перечень банковских операций, которые осуществляются в рублях, а при наличии лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, определяемом Банком России.

Кроме того, валютное законодательство, регулируя валютные операции резидентов и нерезидентов на территории Российской Федерации, уделяет немалое внимание правовому положению уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Нормативные акты Банка России, регламентирующие порядок осуществления валютных операций банками, будучи одновременно актами банковского и валютного законодательства, имеют большое значение в правовом регулировании всех валютных операций. Такая специфика нормативных актов Банка России обусловлена возложением на него законодательством одновременно функций органа валютного регулирования и органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Нормативные акты Банка России, принимаемые им самостоятельно или совместно с другими органами валютного контроля, по своему объему составляют основную часть валютного законодательства.

По направленности правового воздействия на деятельность банков в области валютных отношений следует выделять нормативные акты, регламентирующие общие и специальные вопросы валютного регулирования.

Первый вид нормативных актов решает общие вопросы валютных отношений: принципы правового регулирования, правовой статус их субъектов, объектов, порядок валютного контроля. К данному виду относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Немаловажную роль в развитии российского валютного законодательства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», разрешивший всем юридическим лицам иметь валютные счета в уполномоченных банках.

Нормативными актами Банка России определены общие условия совершения банками валютных операций, к которым, в частности, можно отнести условия о лицензировании банковских валютных операций и о соблюдении уполномоченными банками лимитов открытой валютной позиции. Так, порядок лицензирования банковской деятельности вновь созданных кредитных организаций и расширения деятельности кредитной организации путем получения дополнительных лицензий определен Инструкцией Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности». Инструкция Банка России от 22 мая 1996 г. № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации» определяет порядок ведения уполномоченными банками открытой валютной позиции.

Второй вид — нормативные акты, регулирующие порядок осуществления уполномоченными банками отдельных видов валютных операций и порядок ведения ими валютного контроля над деятельностью, связанной с валютными ценностями. Например, данным видом нормативных актов регулируется режим валютных счетов, деятельность обменных пунктов, порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками.

Таким образом, цель правового регулирования валютных операций — создание эффективного механизма воздействия на участников валютных операций путем определения принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55891. Організація ефективного педагогічного спілкування 46.5 KB
  План семінару: Поняття про спілкування функції спілкування. Особливості педагогічного спілкування. Типові помилки спілкування неправильні моделі спілкування з дітьми.
55892. Сучасний урок. Шляхи підвищення його ефективності 134.5 KB
  Мета: Актуалізація проблеми підвищення ефективності сучасного уроку. Колегіальний пошук шляхів підвищення ефективності кожного уроку завдяки впровадженню інтерактивних технологій навчання...
55893. Психолого-педагогическая компетентность педагога 94.5 KB
  Задачи: На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах; Способствовать осознанию педагогами УВК необходимости развития качеств обеспечивающих эффективное взаимодействие с учениками...
55894. Основні вимоги до написання науково-дослідницької роботи 112 KB
  Робота учасників науково-дослідницьких робіт у відділі філології та мистецтвознавства. Актуалізація опорних знань На першому засіданні ми з вами, шановні учні, говорили що таке науково-пошукова робота,проводили анкетування про типи обдарованості.
55895. А над світом українська вишивка цвіте 69 KB
  Учениця: Вічна після барв і кольорів Неповторна музика натхнення Шепіт трав і шелест яворів І дзвінкі турботи сьогодення. А над світом гляньте а над світом Українська вишивка цвіте Учениця: Скажiть де ви придбали таку чудову вишивку Учениця...
55896. Сучасна косметика, татуювання, татуаж та гігієна шкіри 105.5 KB
  Мета: сприяти поглибленню знань про гігієну шкіри гігієнічний косметичний догляд за шкірою; розширити знання про косметичні засоби їх види вплив на шкіру; їх хімічний склад; особливості догляду за шкірою підлітків...
55897. Цікаві завдання та ігрові форми роботи з рідної мови та читання як шлях до пізнавальної активності молодших школярів 171 KB
  Мета: переконати студентів у необмежених педагогічних можливостях інноваційних форм як передумови успішного навчання мови та читання в початкових класах; познайомити з арсеналом методичних засобів форм і методів роботи які пожвавлюють процес читання на уроці...
55899. Сучасний компетентнісний урок. Яким йому бути? 824.5 KB
  Мета: сприяти: активізації знань педагогів з теоретичних основ питання; розвитку творчої діяльності педагогів; формуванню вмінь і навичок моделювання уроку; визначенню нових цілей педагогічної діяльності з метою підвищення професійного рівня...