79661

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер — первых пристанищ наших предков — до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.

Русский

2015-02-13

149 KB

0 чел.

Л. ГРУДЦЫНА,

кандидат юридических наук,

адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ И

ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер — первых пристанищ наших предков — до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем. Жилищная нужда своими корнями уходит в глубину веков. Рабовладельцы, феодалы, буржуа не знали жилищной нужды, они жили в избранных ими местах, имели благоустроенное жилище. В то же время рабы Вавилона, Рима, Афин находились на положении домашних животных. Не лучше было положение и крепостных крестьян.

Разорение и пролетаризация крестьянских масс явились социальной базой бурного роста капиталистических городов. Высокая концентрация населения в городах вызвала огромный спрос на жилище. Зарождается новая разновидность буржуа — домовладельцы, которые вкладывают в строительство жилья средства со специальной целью — сдавать их внаем. Жилище становится товаром, за его пользование потребители выплачивают квартирную плату, недоступную для большинства населения. Поэтому во многих странах мира спутником крупных городов становится жилищная нужда, превращающаяся нередко в социальное бедствие. Так, в странах Африки, Латинской Америки, Азии более трети населения ютится в трущобах без водоснабжения, канализации и электричества.

В дореволюционной России жилищное хозяйство в основном находилось в руках частных предпринимателей и считалось наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства и переуплотненности жилища, по антисанитарии Россия занимала первое место в Европе. Статистика показывает, что средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м, фактическая же обеспеченность была еще ниже1.

Россия была аграрно-индустриальной страной, что и определяло состав ее населения: 82 % жителей страны проживало в сельской местности и, как правило, в собственных избах без элементарного благоустройства2. Накануне первой мировой войны жилищный фонд городов России насчитывал 180 млн кв. м общей площади; почти полностью он состоял из одноэтажных деревянных и малоразмерных домов, находившихся в собственности граждан3.

В 1917 г. пришедшие к власти большевики немедленно приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в частности, с первой Программой партии 1903 г., в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. Эти идеи были развиты В.И. Лениным в дополнении к проекту декрета Петроградского Совета «О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте», которое называлось «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужды бедных»4. В соответствии с этим документом домовым комитетам вменялось в обязанность взять на учет богатые квартиры, подлежавшие реквизиции, а районным Советам рабочих и солдатских депутатов — утверждать списки и порядок занятия квартир беднотой. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В.И. Ленин составил «Тезисы закона о конфискации домов с сдаваемыми внаем квартирами»5, которые послужили основой для «жилищного передела» — выселения буржуазии из ее домов и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм. В «Тезисах» предусматривалась также национализация всей городской земли. В них были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом.

Изложенные в «Тезисах» идеи нашли дальнейшее отражение в декрете СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» и декрете ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью»6. На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали из частного владения крупные капиталистические дома и строения и передавали их в ведение Советов. Критерием, определявшим право на экспроприацию, служил минимум доходности, получаемой от жилых помещений, определявшийся в зависимости от местных условий7. Право национализации домов предоставлялось местным Советам. Домовладения и другое недвижимое имущество, нажитое своим трудом, экспроприации не подлежали. По декрету от 25 мая 1920 г. «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения» изъятию подлежала вся жилая площадь сверх норм, установленных исполкомами местных Советов, как у граждан, так и у учреждений. Этот декрет обязывал граждан содержать жилые помещения в надлежащем санитарном состоянии, контроль над этим возлагался на особые отряды при местных Советах. Санитарные инспекции жилищно-земельных отделов местных Советов имели право подвергать наказанию в административном порядке граждан, допускавших антисанитарное состояние жилищ, портивших их, нарушавших правила общежития, а также лишать таких граждан свободы сроком до одного месяца или привлекать к принудительным работам сроком до трех месяцев8. Таким образом, в 1917—1921 гг. в стране были проведены крупные мероприятия, позволившие сосредоточить в руках местных городских Советов около 18% жилых домов.

Однако камнем преткновения стал вопрос о том, как организовать эффективное управление и использование всех богатств общества, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На практике испытывались разные механизмы. Например, управлять жилыми домами, принадлежавшими местным Советам, должны были домовые комитеты, которые избирались на общих собраниях жильцов. Главным в их деятельности было переселение рабочих из подвалов и трущоб в квартиры буржуазии, перераспределение и уплотнение жилой площади. Постановлением СНК РСФСР от 23 мая 1921 г. «О мерах улучшения жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ» предусматривалось привлечение проживавших в домах граждан как к контролю над работой домовых комитетов, так и к повышению ответственности жителей за сохранность домов9. 18 июля 1921 г. был подписан декрет об обязательном привлечении средств жильцов к ремонту домов, использованию личного труда или материалов в размерах, пропорциональных занимаемой площади10.

На основании постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «Об управлении домами» руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. В соответствии с этим постановлением к управлению муниципализированными домами привлекались сами трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на один год заведующих домами11.

С 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества, которым передаются муниципализированные строения. Они становятся наиболее устойчивой формой управления жилищным хозяйством. В эти годы стала создаваться с помощью государства и жилищная кооперация. С 1924 г. основной формой управления жилищным хозяйством становятся жилищно-арендные кооперативные товарищества — ЖАКТы. На них возлагалась обязанность восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в надлежащем состоянии и удовлетворять потребности членов товарищества в жилой площади.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» управление всем государственным жилищным фондом было возложено на местные Советы и государственные предприятия и учреждения, которые имели в своем ведении жилые дома12. Бурное развитие промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства вело к росту городского населения страны, что, в свою очередь, требовало больших капитальных вложений в государственное и кооперативное жилищное строительство. К 1940 г. весь городской жилищный фонд СССР составлял 421 млн кв. м общей площади13. Однако этого было недостаточно, чтобы существенно улучшить жилищные условия граждан.

Великая Отечественная война затормозила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности: огромный урон нанесла война, невозможно было выделить средства из бюджета на строительство и содержание жилищного фонда. Коренной перелом в решении жилищной проблемы произошел в 60-е гг., когда постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР» была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны14.

В третьей Программе партии ставилась даже задача на ближайшие 10-15 лет — обеспечить каждую семью, в том числе семьи молодоженов, благоустроенной квартирой, соответствующей требованиям гигиены и культурного быта15. И, хотя эти планы не были полностью выполнены, объемы жилищного строительства в 70-е гг. впечатляют. Жилищный фонд городов и рабочих поселков к 1971 г. по сравнению с дореволюционным периодом увеличился в 8,5 раза. Средняя обеспеченность жителя в этом же году составила 11 кв. м общей площади. По числу построенных квартир на тысячу человек населения Советский Союз занимал одно из первых мест в мире16. Тем не менее жилищная проблема оставалась острой.

К началу перестройки в СССР на очереди на получение жилья состояло 14 млн семей (40 млн человек). Наибольшее число нуждающихся приходилось на РСФСР — более 8 млн семей. При этом 30 млн кв. м (17 процентов всего жилищного фонда России) оказалось размещенным в ветхих и аварийных строениях, более 14 процентов государственного и муниципального жилищного фонда России нуждалось в неотложном ремонте17.

С переходом к рыночной экономике основная ставка была сделана на то, чтобы потребность в жилье удовлетворялась за счет не общественных фондов потребления, а собственных средств граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище (ст. 40 Конституции России). В то же время провозглашается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью была проведена приватизация жилых помещений, т. е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В настоящее время приватизировано более 60 % государственного и муниципального жилья18.

В стране реализуется несколько программ жилищного строительства, основная из них — государственная целевая Программа «Жилище» 1993 г., которая предусматривала довести объемы жилищного строительства и ввода жилья в эксплуатацию к 1995 г. до 50-56 млн кв. м,19 однако она не была полностью выполнена, срок ее реализации продлен на 2001 г.20 29 марта 1996 г. Президент России принял Указ «О новом этапе реализации государственной целевой Программы «Жилище»,21 в котором поставлены, например, следующие задачи:

— обеспечить возможность улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

— увеличить объемы и повысить качество жилищного строительства;

— расширить права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан, в проведении жилищной реформы.

Разрешение жилищной проблемы в России осложняется необходимостью обеспечить жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для рационального регулирования потоков граждан, выезжающих из этих мест, 10 июля 1995 г. принята федеральная Программа «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»22. в которой предусмотрены два этапа решения этой проблемы, а также определены основные источники финансирования жилищного строительства: средства из федерального и муниципального бюджетов, из бюджета субъектов Федерации северных территорий, личные средства северян, льготные кредиты, безвозмездные субсидии и др.

Принятие нового Жилищного кодекса ознаменовало собой новый этап развития жилищных отношений в России: большинство норм Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыночных преобразований жилищным отношениям. Реальность требовала соответствующего законодательного закрепления.

После принятия Жилищного кодекса России утратившими силу были признаны:

— Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 26, ст. 883);

— Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 26, ст. 884);

— пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, № 4, ст. 117);

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 г. № 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, № 36, ст. 1023);

— абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 г. «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, № 50, ст. 1467);

— статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, № 29, ст. 1060);

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, № 47, ст. 1493);

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 г. № 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, № 51, ст. 1619);

— Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 г. № 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, № 26, ст. 642);

— статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст. 959);

— Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1552-1 «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст. 963);

— пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 67);

— Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 99).

В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, «практически каждого гражданина, каждую российскую семью».

В настоящее время приняты четыре критерия оценки развития станы: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя непосредственно связаны с проблемой доступности жилья.

Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:

а) повышение объемов и качества жилищного строительства, т. е. увеличение предложения на рынке жилья;

б) повышение возможностей граждан приобретать жилье, т. е. увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.

Общий объем жилищного фонда России — 2,85 млрд кв. м (19 млн жилых строений). Однако из них:

62,1 % старше 30 лет;

3,1 % (88,7 млн кв. м) — это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн человек;

Более 15 млн человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50-60 гг., около 40 млн человек — в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в два-три раза меньше, чем в развитых странах (например, в Мадриде — 24, Париже и Лондоне — 32, Стокгольме — 40 кв. м на человека).

Падение объемов строительства жилья связано с тем, в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85 % в конце 80-х гг. до 20% в настоящее время. До сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина кроется в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.

Велика зависимость инвесторов и строителей от местных администраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходно-разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до двухсот подписей. Все это приводит к удорожанию строительства и повышению цены продаваемого жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цены на жилье на первичном и вторичном рынках (например, в 2004 г. в регионах цены выросли на 26%, в Москве — на 45%). Средняя цена на первичном рынке в два-три раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.

Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, но пока годовой суммарный объем кредитов не превышает 10 млрд руб. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что:

— состоят в очереди на улучшение жилищных условий 4,43 млн семей (8,6%);

— время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет;

— число желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн семей);

— общая потребность в жилье составляет примерно 1,57 млрд кв. м (55% имеющегося фонда);

— в течение 2003 г. улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7% желающих).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов разрешение жилищной проблемы для большинства желающих более чем затруднительно. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно, с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

а) все еще достаточно высокие процентные ставки по ипотеке;

б) высокие цены на жилье;

в) смешанный состав очереди на получение социального жилья;

г) высокие ограничения в области определения жилищных прав;

2) предложение на рынке жилья, включая:

а) большое количество согласований исходно-разрешительной документации;

б) отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.

По оценкам экспертов, наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2007 г. Поэтому муниципалитетам необходимо уже сегодня приступать к разрешению жилищной проблемы. В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован: 90% строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы:

а) уменьшение доли крупнопанельного строительства;

б) в пользу кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного.

Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо устранить существующие организационные, административные и нормативные правовые ограничения.

Новая редакция Градостроительного кодекса России наряду с Земельным кодексом и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства; снять препятствия к инвестированию в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; установить правила землепользования с целью застройки на территории муниципального образования.

Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ограничений и развития системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня — 1,5% от суммы сделки), формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002—2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет;

б) обеспечение уровня доступность приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время Программа включает девять подпрограмм:

1. «Государственные жилищные сертификаты».

2. «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур».

3. «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда».

4. «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».

5. «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф».

6. «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации».

7. «Обеспечение жильем молодых семей».

8. «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

9. «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

В 2004 г. закончился первый этап этой Программы. Прошедший треххлетний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:

а) дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;

б) отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по девяти подпрограммам, пяти государственным заказчикам, по всем регионам;

в) отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

г) слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;

д) отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

С 2005 г. начался второй, основной, шеститилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности предлагается:

1. Изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья.

2. Учесть в тексте Программы вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов.

3. Выделить в Программе два основных блока подпрограмм, имеющих цель:

а) государственное стимулирование спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;

б) государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Опыт реализации Программы «Жилище» в качестве государственного заказчика-координатора позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий, в форме государственных жилищных сертификатов.

Основу второго блока должна составить новая подпрограмма, с рабочим названием «Формирование участков под жилищное строительство». В этой подпрограмме и частично в подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда» в соответствии с новым Градостроительным кодексом необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья, а также механизм последующей реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов: федеральные средства — на возвратной основе (например, беспроцентный кредит). При этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном процессе таких понятий, как «коррупция» и «взятки»23.

Ежегодно на реализацию указанных подпрограмм необходимо выделять из федерального бюджета не менее 8 млрд руб., в том числе не менее 5 млрд руб. по подпрограмме «Формирование инженерной инфраструктуры для строительства жилья». В качестве перспективы представляется возможным использовать на указанные цели займы международных финансовых организаций, в том числе средств Всемирного Банка. Представляется, что строительный комплекс России способен решить задачи, поставленные перед ним в Послании Президента России 2004 г. Сегодня ему для этого нужны земля, инженерная инфраструктура и воля руководителей всех уровней и ветвей власти. Необходимо усовершенствовать региональное законодательство и нормативную базу в целом, формировать региональные программы и проекты, генеральные планы и планы застройки в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями.

1 См.: Брокер Д.Л. Современные проблемы жилищного хозяйства. — М., 1961. — С. 56.

2 См.: Народное хозяйство СССР в 1969 году: Стат. ежегодник. — М., 1970. — С. 7.

3 См.: Дмитриев Н. Жилищный вопрос: два мира — два подхода. — М., 1973. — С. 71.

4 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. 4-е изд. — Т. 54. — С. 380.

5 См.: декреты Советской власти. — М., 1957. — Т. 1. — С. 133.

6 Там же. — С. 137.

7 Лыкова Э.Б. Жилищное право России: Учебное пособие. — Воронеж, 2002. — С. 10.

8 См.: декреты Советской власти. — Т. 1. — С. 135.

9 См.: Собрание узаконений РСФСР. — 1921. — № 56. — Ст. 355.

10 Там же.

11 Там же. — 1922. — № 30. — Ст. 349.

12 См.: СЗ СССР. — 1937. — № 69. — Ст. 314.

13 См.: СССР и зарубежные страны после победы Великой Октябрьской социалистической революции: Стат. сб. — М., 1970. — С. 180.

14 См.: СП СССР. — 1957. — № 16. — Ст. 162.

15 См.: Материалы XXII съезда КПСС. — М., 1962. — С. 390.

16 См.: Народное хозяйство СССР в 1970 году: Стат. ежегодник. — М., 1971. — С. 68.

17 См.: Экономика и жизнь. — 1995. — № 42.

18 Там же. — 1996. — № 18.

19 См.: САПП РФ. — 1993. — № 28. — Ст. 2593.

20 См.: СЗ РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 183.

21 См.: СЗ РФ. — 1996. — № 19. — Ст. 1254.

22 Там же. — 1995. — № 30. — Ст. 2936.

23 Сегодня проведена предварительная проработка пилотных проектов по четырем городам, в которых сложилась особенно трудная обстановка с ветхим жильем: Астрахань, Воркута (с переселением в Сыктывкар), Кемерово и Тула.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13382. ЗНАКОМСТВО С PHOTOSHOP. Растровые графические редакторы 39.09 KB
  Растровые графические редакторы. Работа с растровой графикой Растровая графика представляет изображения в виде массива цифр. Поэтому при большом увеличении все точечные изображения выглядят как мозаика или се
13383. Створення публікацій за допомогою програми Publisher 800.5 KB
  Лабораторна робота № 17 Тема: Створення публікацій за допомогою програми Publisher Мета: Сформувати практичні вміння та навички роботи в програмі Publisher Засвоїти поняття: сценарій публікація рамка текстова рамка шаблон цвіто...
13384. Основи роботи з векторною графікою. Середовище CorelDraw 13.44 MB
  Лабораторна робота № 1 Тема: Основи роботи з векторною графікою. Середовище CorelDraw Мета: Освоїти основні прийоми роботи в середовищі CorelDraw. Навчитися користуватися головним меню програми панелями інструментів та атрибутів. Навчитися будувати основі фігури трансформ...
13385. РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 876 KB
  Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю
13386. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СИНДРОМЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ 168 KB
  Алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся синдромом артериальной гипертензии. Этиологию, патогенез, клинику и диагностику заболеваний и состояний, сопровождающихся синдромом артериальной гипертензии.
13387. CORELDRAW. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 307.38 KB
  Лабораторная работа N 3 CORELDRAW. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Дополнительные приемы работы с объектами Программа CorelDraw предоставляет большие возможности по созданию и редактированию сложных объектов. Команды позволяющие выполнять различные операции над объектами с...
13388. CORELDRAW. ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ. ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА 345.39 KB
  Лабораторная работа N 4 CORELDRAW. ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ. ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА Эффект Интерактивное перетекание Инструмент Интерактивное перетекание относится к категории интерактивных инструментов находящихся на панели инструментов. При помощи данного инстр
13389. CORELDRAW. POWERCLIP. ОБРАБОТКА РАСТРОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 267.4 KB
  Лабораторная работа N 5 CORELDRAW. POWERCLIP. ОБРАБОТКА РАСТРОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Совокупность команд PowerClip Фигурная обрезка Команды находятся в меню Эффекты. Данное подменю содержит четыре команды: Place Inside Container Поместить в контейнер Extract Contents Извлечь содержимое Edit Contents Р...
13390. CORELDRAW. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБЪЕМ 361.88 KB
  Лабораторная работа N 6 CORELDRAW. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБЪЕМ Инструмент Интерактивный объем Данный инструмент позволяет создавать иллюзию объема для плоских объектов. Иллюзия возникает изза того что за объектом или перед ним достраивается дополнительная плоскость той же ...