79700

Нормативно-правовой акт и его виды

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта. Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

Русский

2015-02-14

41.5 KB

1 чел.

Тема 16: «Нормативно-правовой акт и его виды.»

План:

  1.  Понятие и признаки нормативно-правового акта.
  2.  Закон как нормативно-правовой акт.
  3.  Подзаконные нормативно-правовые акты

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.

Определение нормативно-правового акта было определено в предыдущих темах, где также были обозначены виды нормативно-правовых актов.  Следует обратить внимание на факт, что нормативно-правовой акт является основной формой права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Российская Федерация.  От иных источников права нормативно-правовой акт отличается тем, что:

  1.  содержит общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;
  2.  носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;
  3.  содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания и определяет условия их реализации и защиты;
  4.  издается только компетентными органами с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;
  5.  имеет официально-документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);

6) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих органов.  Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта.  Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

2. ЗАКОН КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

При детальном рассмотрении классификации видов законов РФ следует определить, что:

а) по субъектам, их принимающим, законы подразделяются на принятые на референдуме; принятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации;

б) в зависимости от сферы действия - на федеральные и законы субъектов Федерации;

в) по юридической силе - на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие;

г) по предмету правового регулирования - на гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, законы о труде и т.д.

Концепции закона в разных странах неодинаковы.  Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл.  В первом случае под ним понимают любую писаную или неписаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во втором - собственно акт парламента.  Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегированное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т.е. всякую норму, исходящую от государства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т. е. принятый в особом порядке акт высшего представительного органа государственной власти.

К признакам закона относятся следующие начала:

  1.  закон принимается только высшим представительным органом государственной власти - парламентом страны;
  2.  закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента;
  3.  закон регулирует наиболее значимые сферы общественных отношений;
  4.  закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны; любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  5.  закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Любой закон, в том числе Конституция РФ, один из кодексов, имеют реквизиты, которые составляют его структуру. К реквизитам закона, сосотавляющим его структуру относятся:

  •  название органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит юридическая сила последнего);
  •  название закона (указывает на круг, общественных отношений, для урегулирования которых он принят);
  •  номер и дата принятия закона (необходимы для индивидуализации закона);
  •  преамбула (в ней указываются мотивы, цели и задачи принятия закона);
  •  нормативно-правовое содержание закона, разделенное на разделы, главы, статьи (главный элемент любого закона);
  •  указание на вступление закона в силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения (как правило в данном указании содержатся реквизиты отмененных законов или их отдельных статей);
  •  подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

Подводя итог по данному вопросу, следует обратить внимание на то, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации.  Да и сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации.  Этими обстоятельствами обусловливается потребность в издании органами исполнительной власти второго вида нормативно-правовых актов - подзаконных актов.

3. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания можно условно разделить на общие, местные и внутриорганизационные.  Действие общих подзаконных актов распространяется на всю территорию страны.  Как правило, к ним относят акты высших органов власти.  В условиях отсутствия соответствующего закона, который регулировал бы данный вид отношений, общие подзаконные акты фактически имеют высшую юридическую силу, которую они, впрочем, теряют после законодательного урегулирования данного круга отношений.  Местные подзаконные акты издаются органами власти на местах.  Их действие ограничено подведомственной данному органу территорией.  Внутриорганизационные акты - это нормативно-правовые акты, издающиеся различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся только на членов этих организаций.  Разновидностью этих актов можно считать специальные ведомственные акты, распространяющиеся лишь на ограниченную сферу общественных отношений (какая-либо отрасль хозяйства, министерство, банки, биржи и т. д.).

В Российской Федерации верхнюю ступень подзаконных актов занимают указы Президента РФ.  Им не должны противоречить постановления Правительства, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.  Наряду с ними существуют и внутриорганизационные подзаконные акты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1.  Подобрать примеры действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов различных видов.
  2.  Изобразить иерархию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в виде пирамиды в порядке убывания их юридической силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72068. РОЛЬ ПРО- ТА ПРОТИЗАПАЛЬНИХ ЦИТОКІНІВ В ПРОГРЕСУВАННІ ПЕРЕБІГУ ДІАБЕТИЧНОЇ РЕТИНОПАТІЇ ТА ОЦІНЦІ ЕФЕКТИВНОСТІ ЛАЗЕРНОГО ЛІКУВАННЯ 298 KB
  Згідно літературних даних має місце кореляція між ступенем компенсації цукрового діабету ЦД та розвитком ДРП. Суворий контроль рівня глікемії знижує ризик та частоту розвитку ДРП. Однак компенсація глікемічних порушень та ангіопротекторне лікування хворих ДРП не здатні зупинити...
72069. ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІННОВАЦІЙНОГО РОЗВИТКУ РЕГІОНУ 247.5 KB
  Забезпечення довгострокового економічного зростання регіонів України неможливе без формування й реалізації інноваційної політики їх розвитку. Державне регулювання інноваційного розвитку регіонів України передбачає розробку базової стратегії та підтримуючих стратегій зокрема інноваційної та інвестиційної.
72071. Специфика этапов расследования краж 355.5 KB
  Кражи чужого имущества являются самым распространенным деянием из всех преступлений известных уголовному кодексу РФ и уже в силу одного этого факта представляют повышенную степень общественной опасности для экономических интересов граждан государства.
72073. Дослідження існуючих моделей для прогнозування та аналізу кредитних ризиків 2.2 MB
  В умовах сучасної світової економічної кризи і конкуренції ефективне функціонування підприємств, фінансових установ, банків неможливе без всебічного аналізу їх внутрішньої і зовнішньої діяльності, маркетингового аналізу, прогнозування, тощо.
72074. Оценка рыночной стоимости офисного помещения класса А 286 KB
  Для этого вся совокупность объектов рынка например совокупность офисных помещений предлагаемых в аренду в определенном городе в течение определенного периода должна быть разделена на группы типы классы по качеству размеру местоположению а иногда и по другим типологическим признакам...