79700

Нормативно-правовой акт и его виды

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта. Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

Русский

2015-02-14

41.5 KB

1 чел.

Тема 16: «Нормативно-правовой акт и его виды.»

План:

  1.  Понятие и признаки нормативно-правового акта.
  2.  Закон как нормативно-правовой акт.
  3.  Подзаконные нормативно-правовые акты

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.

Определение нормативно-правового акта было определено в предыдущих темах, где также были обозначены виды нормативно-правовых актов.  Следует обратить внимание на факт, что нормативно-правовой акт является основной формой права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Российская Федерация.  От иных источников права нормативно-правовой акт отличается тем, что:

  1.  содержит общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;
  2.  носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;
  3.  содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания и определяет условия их реализации и защиты;
  4.  издается только компетентными органами с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;
  5.  имеет официально-документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);

6) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих органов.  Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта.  Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

2. ЗАКОН КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

При детальном рассмотрении классификации видов законов РФ следует определить, что:

а) по субъектам, их принимающим, законы подразделяются на принятые на референдуме; принятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации;

б) в зависимости от сферы действия - на федеральные и законы субъектов Федерации;

в) по юридической силе - на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие;

г) по предмету правового регулирования - на гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, законы о труде и т.д.

Концепции закона в разных странах неодинаковы.  Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл.  В первом случае под ним понимают любую писаную или неписаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во втором - собственно акт парламента.  Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегированное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т.е. всякую норму, исходящую от государства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т. е. принятый в особом порядке акт высшего представительного органа государственной власти.

К признакам закона относятся следующие начала:

  1.  закон принимается только высшим представительным органом государственной власти - парламентом страны;
  2.  закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента;
  3.  закон регулирует наиболее значимые сферы общественных отношений;
  4.  закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны; любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  5.  закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Любой закон, в том числе Конституция РФ, один из кодексов, имеют реквизиты, которые составляют его структуру. К реквизитам закона, сосотавляющим его структуру относятся:

  •  название органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит юридическая сила последнего);
  •  название закона (указывает на круг, общественных отношений, для урегулирования которых он принят);
  •  номер и дата принятия закона (необходимы для индивидуализации закона);
  •  преамбула (в ней указываются мотивы, цели и задачи принятия закона);
  •  нормативно-правовое содержание закона, разделенное на разделы, главы, статьи (главный элемент любого закона);
  •  указание на вступление закона в силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения (как правило в данном указании содержатся реквизиты отмененных законов или их отдельных статей);
  •  подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

Подводя итог по данному вопросу, следует обратить внимание на то, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации.  Да и сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации.  Этими обстоятельствами обусловливается потребность в издании органами исполнительной власти второго вида нормативно-правовых актов - подзаконных актов.

3. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания можно условно разделить на общие, местные и внутриорганизационные.  Действие общих подзаконных актов распространяется на всю территорию страны.  Как правило, к ним относят акты высших органов власти.  В условиях отсутствия соответствующего закона, который регулировал бы данный вид отношений, общие подзаконные акты фактически имеют высшую юридическую силу, которую они, впрочем, теряют после законодательного урегулирования данного круга отношений.  Местные подзаконные акты издаются органами власти на местах.  Их действие ограничено подведомственной данному органу территорией.  Внутриорганизационные акты - это нормативно-правовые акты, издающиеся различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся только на членов этих организаций.  Разновидностью этих актов можно считать специальные ведомственные акты, распространяющиеся лишь на ограниченную сферу общественных отношений (какая-либо отрасль хозяйства, министерство, банки, биржи и т. д.).

В Российской Федерации верхнюю ступень подзаконных актов занимают указы Президента РФ.  Им не должны противоречить постановления Правительства, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.  Наряду с ними существуют и внутриорганизационные подзаконные акты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1.  Подобрать примеры действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов различных видов.
  2.  Изобразить иерархию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в виде пирамиды в порядке убывания их юридической силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64862. Періодизація розвитку української культури. Джерела. Культура на українських землях у найдавніші часи. Стародавня культура східних слов’ян 7.01 MB
  Україна — промислово-аграрна країна. Вона є одним з провідних експортерів деяких видів сільськогосподарської продукції і продовольства, зокрема, соняшникової олії. Народно-господарський комплекс країни включає такі види промисловості як важке машинобудування, чорна та кольорова металургія...
64863. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 94 KB
  Исходной идеей лежащей в основе маркетинга является идея человеческих нужд где под термином нужда понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Вторая исходная идея маркетинга потребность нужда принявшая специфическую форму в соответствии...
64865. Правление первых Славянских князей 36 KB
  В это время Ярослав который имел все права на престол нанимает Шведскую дружину но тут ему не повезло: Шведы прибыв в Новгород напились и устроили массовое изнасилование Новгородок. Часть Шведов была перебита но Новгородцы помирились с князем Ярославом...
64866. Древнерусские праздники и обряды 34.5 KB
  Святки имя беса который являлся во время зимних развлечений и игр. В печах в это время тушили все очаги и разводили в них новый огонь называвшийся Колядин огонь. В каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы характеризующиеся наличием ритуальной...
64867. Русская литература и жанровая система первой трети XIX века 37.5 KB
  Русская литература первой трети 19 века Это время А. В истории русской литературы это время будут еще называть золотым веком русской поэзии. В это время на всероссийском престоле находится Александр I сместивший Павла I.
64868. Философия: смысл и значение 76 KB
  Научная картина мира. Образ Я это точка вокруг которой сфера мира. В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира образ себя и образ себя в мире. Универсалии категории культуры предельно обобщенная система...
64869. Цель и содержание курса ОБЖ. Основные задачи курса, роль в подготовке специалиста. Законодательные акты 19.44 KB
  Формирования ГО предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении ЧС в мирное и военное время. Формирования ГО создаются по территориально-производственному принципу в организациях в районах городах областях и подразделяются на территориальные и объектовые.