79700

Нормативно-правовой акт и его виды

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта. Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

Русский

2015-02-14

41.5 KB

1 чел.

Тема 16: «Нормативно-правовой акт и его виды.»

План:

  1.  Понятие и признаки нормативно-правового акта.
  2.  Закон как нормативно-правовой акт.
  3.  Подзаконные нормативно-правовые акты

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.

Определение нормативно-правового акта было определено в предыдущих темах, где также были обозначены виды нормативно-правовых актов.  Следует обратить внимание на факт, что нормативно-правовой акт является основной формой права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Российская Федерация.  От иных источников права нормативно-правовой акт отличается тем, что:

  1.  содержит общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;
  2.  носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;
  3.  содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания и определяет условия их реализации и защиты;
  4.  издается только компетентными органами с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;
  5.  имеет официально-документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);

6) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих органов.  Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

Обозначенные отличия нормативно-правового акта от иных источников права являются и выражением основных признаков нормативно-правового акта.  Что касается видов, тот требуется более четкого рассмотрения каждого в по отдельности, как закона так и подзаконного акта.

2. ЗАКОН КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

При детальном рассмотрении классификации видов законов РФ следует определить, что:

а) по субъектам, их принимающим, законы подразделяются на принятые на референдуме; принятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации;

б) в зависимости от сферы действия - на федеральные и законы субъектов Федерации;

в) по юридической силе - на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие;

г) по предмету правового регулирования - на гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, законы о труде и т.д.

Концепции закона в разных странах неодинаковы.  Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл.  В первом случае под ним понимают любую писаную или неписаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во втором - собственно акт парламента.  Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегированное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т.е. всякую норму, исходящую от государства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т. е. принятый в особом порядке акт высшего представительного органа государственной власти.

К признакам закона относятся следующие начала:

  1.  закон принимается только высшим представительным органом государственной власти - парламентом страны;
  2.  закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента;
  3.  закон регулирует наиболее значимые сферы общественных отношений;
  4.  закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны; любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  5.  закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Любой закон, в том числе Конституция РФ, один из кодексов, имеют реквизиты, которые составляют его структуру. К реквизитам закона, сосотавляющим его структуру относятся:

  •  название органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит юридическая сила последнего);
  •  название закона (указывает на круг, общественных отношений, для урегулирования которых он принят);
  •  номер и дата принятия закона (необходимы для индивидуализации закона);
  •  преамбула (в ней указываются мотивы, цели и задачи принятия закона);
  •  нормативно-правовое содержание закона, разделенное на разделы, главы, статьи (главный элемент любого закона);
  •  указание на вступление закона в силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения (как правило в данном указании содержатся реквизиты отмененных законов или их отдельных статей);
  •  подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

Подводя итог по данному вопросу, следует обратить внимание на то, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации.  Да и сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации.  Этими обстоятельствами обусловливается потребность в издании органами исполнительной власти второго вида нормативно-правовых актов - подзаконных актов.

3. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания можно условно разделить на общие, местные и внутриорганизационные.  Действие общих подзаконных актов распространяется на всю территорию страны.  Как правило, к ним относят акты высших органов власти.  В условиях отсутствия соответствующего закона, который регулировал бы данный вид отношений, общие подзаконные акты фактически имеют высшую юридическую силу, которую они, впрочем, теряют после законодательного урегулирования данного круга отношений.  Местные подзаконные акты издаются органами власти на местах.  Их действие ограничено подведомственной данному органу территорией.  Внутриорганизационные акты - это нормативно-правовые акты, издающиеся различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся только на членов этих организаций.  Разновидностью этих актов можно считать специальные ведомственные акты, распространяющиеся лишь на ограниченную сферу общественных отношений (какая-либо отрасль хозяйства, министерство, банки, биржи и т. д.).

В Российской Федерации верхнюю ступень подзаконных актов занимают указы Президента РФ.  Им не должны противоречить постановления Правительства, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.  Наряду с ними существуют и внутриорганизационные подзаконные акты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1.  Подобрать примеры действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов различных видов.
  2.  Изобразить иерархию действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов в виде пирамиды в порядке убывания их юридической силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46132. Вивчення властивостей альгінату натрію з метою використання його у технології десертної продукції молодіжного кафе "Граціо" 2.03 MB
  Створення такого підприємства харчування як кафе це крок вперед на шляху до гідного дозвілля молоді а отже і добробуту майбутньої нації 1. ОБГРУНТУВАННЯ ПРОЕКТУ КАФЕ 1. Маркетингове обґрунтування проекту кафе що проектується 1. Характеристика маркетингового середовища кафе що проектується Науково розроблена концепція аналізу та обліку вимог покупців вимог конкретного сегменту ринку розробка відповідно до виявлених вимог нового товару система організації його продажу включаючи заходи стимулювання та реклами а також система...
46133. Учебно-методический комплекс «Дискретная математика» 1.5 MB
  Множество элементами которого являются множества обычно называется классом или семейством. Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного достаточно широкого множества U своего для каждого случая которое называется универсальным множеством или универсумом. Множество X называется конечным если оно эквивалентно Jn при некоторомn. Число n называется количеством или числом элементов множества X.
46134. Практичне використання контролінгу в плануванні виробничої програми підприємства 636.46 KB
  Використання контролінгу в планування виробничої програми підприємства Організаційноекономічна характеристика підприємства Визначення пріоритетних напрямів розвитку підприємства
46135. Понятие, предмет и метод налогового права 26.5 KB
  Таким образом предметом налогового права является группа однородных отношений складывающихся между государством налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления введения и взимания налогов. Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций согласований и права выбора в поведении подчиненного субъектаналогоплательщика метод координации. С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
46136. Учет и отчетность в банках. Учебное пособие 271.09 KB
  Содержит основные положения по организации бухгалтерского учета в банках типовые бухгалтерские проводки по операциям осуществляемым банками такие как: кассовые расчетные депозитные кредитные операции. Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиентузаемщику в балансе банкакредитора 8. Бухгалтерский учет операций по возврату погашению денежных средств в балансе банкакредитора 8.
46137. Связь самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений 1.79 MB
  Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
46138. Определение, структура и виды перевода 63 KB
  В процессе перевода происходит не просто замена одного языка другим в нем сталкиваются различные культуры разные личности разные склады мышления разные литературы разные эпохи разные уровни развития разные традиции и установки. Точный перевод уже по определению невозможен потому что разные языки отличаются как по грамматическому строю так и по простому количеству слов не говоря уже о различии культур что тоже может иметь влияние на способ и результат перевода. Предпосылки появления теории перевода Основы научной теории перевода...
46139. Математика народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока 279.86 KB
  Теория отношений и действительные числа. Арабские купцы часто записывали числа словами. Дроби записывали на индийский манер: знаменатель над числителем а целую часть числа писали над числителем. Александрийские астрономы применяли смешанную десятичную шестидесятиричную систему: целые числа в том числе числители дробей они писали по десятичной системе.
46140. Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности 478.97 KB
  Психологопедагогические основы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.1 Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников.2 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности. Действительно проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.