79701

Правотворчество и систематизация законодательства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К способам правотворчества относят: Принятие нормативноправовых актов органами государства Принятие нормативных актов народом путем референдума Заключение различного рода нормативных договоров Признание юридических прецедентов Санкционирование обычаев или норм выработанных негосударственными организациями. В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах: Принцип демократизма население должно привлекаться к участию в правотворчестве а его мнение учитываться при разработке и...

Русский

2015-02-14

61 KB

9 чел.

Тема 17: «Правотворчество и систематизация законодательства.»

План:

  1.  Понятие правотворчества, его способы.
  2.  Принципы правотворческой деятельности.  Юридическая техника.
  3.  Стадии правотворческой деятельности.
  4.  Систематизация законодательства.
  5.  Кодификация как вид систематизации законодательства.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО СПОСОБЫ.

В юридической науке нет единого определения понятия «правотворчество».  Одни ученые понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, направленную на совершенствование действующего законодательства путем установления, изменения или отмены правовых норм, другие рассматривают правотворчество как завершающую стадию процесса правообразования в самом обществе, на которой государство лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые в этом обществе сложились.  Фактически понятие правотворчества охватывает все способы деятельности по возведению воли общества в закон.

К способам правотворчества относят:

  •  Принятие нормативно-правовых актов органами государства
  •  Принятие нормативных актов народом путем референдума
  •  Заключение различного рода нормативных договоров
  •  Признание юридических прецедентов
  •  Санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями

2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах:

Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов.

Принцип гласности - правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для населения форме.

Принцип научности - к участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики, которые должны давать прогноз последствий принятия того или иного нормативного акта.

Принцип законности - правотворчество должно осуществляться только уполномоченными на то компетентными органами с соблюдением всех требований к его процедуре.

Принцип исполнимости - принимаемые нормативные акты должны иметь финансовую и кадровую базу, необходимую для их должного исполнения.

Принцип профессионализма - правотворческая деятельность должна осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники.

Принцип плановости - правотворческая деятельность должна осуществляться по заранее продуманному плану.

Поскольку настоящий юрист должен не только правильно понимать юридический язык, но и правильно использовать его в юридических документах, т. е. владеть техникой юридического письма, представляется потребность в изучении юридической техники и основными правилами юридического письма.

Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст составляемого нормотворцем юридического документа.  По существу юридическая техника представляет собой так называемые деловые обыкновения, т.е. действия и приемы, сложившиеся и процессе правотворческой деятельности.  Они могут быть скреплены в специальных нормативных актах, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев.  Создаваемый с их помощью юридический текст должен отвечать следующим правилам:

  •  он должен быть лишен эмоциональной окраски (нейтральное изложение юридических норм повышает эффективность правового регулирования);
  •  изложение материала должно быть точным, ясным, связанным и последовательным;
  •  при необходимости в нем должны быть использованы устойчивые юридические штампы и клише, иная юридическая терминология.

3. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Правотворческая деятельность представляет собой определенную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность тех или иных правотворческих действий, направленных на достижение конкретного правотворческого результата.  Будучи процедурой сложной и длящейся во времени, она имеет определенные промежуточные этапы, называемые стадиями.  На каждой стадии правотворческого процесса решаются конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства.  В рампах этой правотворческой процедуры наиболее разработана процедура принятия законов - она зафиксирована в Конституции РФ.

Основные стадии законодательной процедуры можно отобразить в следующем виде: стадия законодательной инициативы ↔ стадия обсуждения законопроекта ↔ стадия принятия законопроекта ↔ стадия утверждения законопроекта ↔ стадия официального опубликования закона (промульгация закона).

4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, обладающих разным уровнем официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведения их в соответствие между собой создания единого нормативного акта.  Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативно-правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются:

Учет - деятельность по сбору, хранению и поддержании нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а так по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет;

Инкорпорация - объединение нормативно-правовых акт в единых сборниках.  Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов.  Она может носить как официальный характер (предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкопорированные сборники), так и неофициальный характер (сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по собственной инициативе);

Консолидация - объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт;

Кодификация - правотворческий вид систематизации нормативно-правовых актов, результатом которого является издание на основе упорядочения и переработки действующего нормативного материала нового правового акта (основ, кодекс и т. д.).

5. КОДИФИКАЦИЯ КАК ВИД СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Кодификация представляет собой систематизацию, проводимую путем объединения нормативных актов в единый юридически цельный акт с изменением их содержания.  Кодификация может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства) и специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Для кодификации характерны следующие черты:

  •  она представляет собой наиболее сложную, трудоемкую и вместе с тем совершенную форму систематизации;
  •  является особым видом правотворчества;
  •  осуществляется только компетентными государственными органами на основании конституционных или иных законных полномочий;
  •  ее результаты рассчитаны на длительный срок;
  •  итоговым результатом кодификации является создание единого кодификационного акта, который отличается юридической и логической целостностью, сводным характером (т.е. объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), сложным строением, главенствующим положением среди других отраслевых актов.

Существует несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов Федерации.

Кодексами называют нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставы представляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности (работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и т. д.).

Положения - это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений (например, Положение о службе в органах внутренних дел).

Под правилами понимаются нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Работа по кодификации проходит в несколько этапов.  Сначала разрабатывается общий план систематизации действующего законодательства и рабочий план кодификации в каждой отрасли права.  В этих планах указываются цель предполагаемой работ и ее основные этапы, определяются сроки проведения кодификации и необходимые для этого средства.

Второй этап - определение объема того нормативного материала который подлежит обработке.  Отбор тех или иных нормативно-правовых актов зависит от предполагаемой цели кодификации, а также их характера и значения самого правового материала.  После определения объема правового материала, подлежащего кодификационной обработке, его собирают воедино и регистрируют.  Как правило, основной формой регистрации правовых актов являете карточная регистрация, позволяющая создать полное хронологическое собрание законодательного материала по соответствующему вопросу.

Следующий этап кодификационного процесса - выявление актов, официально отмененных соответствующими органами, а также актов об отмене других актов, не устанавливающих новых правовых норм.  Итогом проведения данной операции является существенно сокращение объема законодательного материала, подлежащего дальнейшей обработке.  На этом же этапе кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными.

Затем из собранного материала исключаются акты, формально пока не отмененные, но фактически утратившие силу в связи с после дующим развитием законодательства.  Вопрос о том, какие из актов фактически утратили силу, решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались.  По окончании таких консультации составляется список фактически не действующих актов, подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной обработки.  К списку прилагаются подробные справки с указанием мотивов исключения из процесса кодификации каждого из внесенных в него акта.

Получив, таким образом, лишь действующие нормативные акты кодификатор подвергает их дальнейшей обработке.  В частности, из текста акта исключаются:

  •  вводные части, если они не содержат принципиальных указаний;
  •  статьи с перечнем отменяемых актов, с временными правилами применения акта при введении его в действие;
  •  статьи, которые фактически утратили силу;
  •  статьи ненормативного характера.

Все исключения также сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта кодификационного сборника будет решать вопрос об окончательной судьбе данных статей.

Наконец, получив полное собрание действующего законодательства, кодификатор создает алфавитно-предметную картотеку, а затем в алфавитном порядке располагает свободные листы с текстами законодательных актов.  Это позволяет быстро получать необходимые справки по действующему законодательству, является основанием для систематического толкования действующих правовых норм, а также облегчает решение других вопросов кодификационной работы, в частности, о схеме будущего кодификационного сборника, в соответствии с которой весь действующий законодательный материал распределяется по разделам.

Закончив распределение законодательного материала по разделам, кодификатор приступает к устранению имеющихся в действующем законодательстве противоречий и повторений.  На этом этапе обнаруживаются существующие в законодательстве пробелы, о которых кодификатор может и должен поставить в известность законодателя.

Итогом кодификации является создание проекта единого, сводного, юридически и логически цельного, согласованного нормативного акта (кодификационного сборника) представляемого на утверждение соответствующего компетентного государственного органа.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе правотворчества, является неуправляемый процесс лоббирования.  Термин «лоббизм» происходит от англ. lobby - кулуары и означает оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или каким-либо другим способом со стороны какой-либо группы или частных лиц с целью добиться принятия или отклонения какого-либо законопроекта.  Для упорядочения данного процесса, например, в законе краснодарского края «О правотворчестве и нормативно-правовых актах Краснодарского края» есть отдельная глава, посвященная вопросам лоббирования.

Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов?  Или же, по вашему мнению, лоббирование вообще следовало бы запретить?  Обоснуйте свою точку зрения.

Подготовить письменный ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54518. Понятие альтернативных издержек 16.78 KB
  Альтернативные издержки различают на единицу продукта и совокупные альтернативные издержки. Альтернативные издержки очень трудно представить, как определенное количество денег
54519. Экономические блага и их классификация 18.69 KB
  Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.
54520. Расскажи сказку 48 KB
  Кто их сочиняет Какие имена композиторов вы знаете А какие музыкальные сказки вы знаете Вы знаете что Пушкин написал Сказка о царе Султане а Римский Корсаков написал музыкальную сказку о Царе Султане Но сегодня мы будем говорить о С. Беседа Начнём сегодня сказочный урок с того что послушаем сказку Прокофьева. Внимательно слушаем а потом вы расскажете какую же сказку нарисовала музыка А весёлая это сказка или грустная Кто главные герои Няня стала рассказывать с самого начала или позже Так добрая это...
54521. Від симфонії до скульптури 2.43 MB
  Чи можна стверджувати що окремий вид мистецтва живопис музика література скульптура є кращим ніж інші бесіда з використанням ілюстрацій з різних видів мистецтва висновок: Ні не можна тому що: Живопис скульптура достовірно зображує предметні явища Література розкриває зміст певних понять Музика передає душевний стан людини його настрій Всі види мистецтва доповнюють один одного підсилюючи сприйняття...
54523. My favourite film 272 KB
  What do we usually do in our free time? Well, yes, we read books and magazines, listen to music, walk with our friends and watch TV. So, out lesson will be connected with TV programs, especially with films. We’ll speak about types of films, work over some texts, do different tasks, speak about your favourite films and present your project works.
54524. Meet My Friend 96 KB
  Brother Rabbit took the two carrots to Brother Goat’s house. Brother Goat was not at home. Brother Rabbit put the carrots on the table and went away. Brother Goat saw the carrots on the table and thought; “Oh, what good friend I have. I should be a good friend too. It’s winter now. Brother Rabbit has not got any food to eat. I must help him.” So he ate one carrot, took the other and ran to Brother Rabbit’s house.
54525. My Land 50 KB
  Objectives: to expand students’ vocabulary to involve students into reading, writing, communicative activities, to develop students’ thinking
54526. MY NATIVE LAND-OUR GLORIOUS DONBAS 1.37 MB
  To begin with, I want to draw your attention to the quotation on the blackboard: He, who loves not his land, can love nothing. These wonderful words belong to the great poet G.G. Byron. His love to his land was deep and passionate. He could not imagine his life without his Highlands. He was so devoted to it, for him there was nothing like his Homeland. I think these Byron's words can be the motto of our lesson.