79702

ТИПЫ ПРАВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Русский

2015-02-14

42.5 KB

5 чел.

Тема 18: «ТИПЫ ПРАВА.»

План:

  1.  Формационный и цивилизационный подходы к типологии права.

Характеристика исторических типов права:

а) рабовладельческого права;

б) феодального права;

в) буржуазного права;

г) социалистического права.

1. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

К ТИПОЛОГИИ ПРАВА.

В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.  Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Под типом права понимается совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип государства, является его классовая сущность.  Этот же фактор определяет и тип права.  Согласно марксистской теории общественного развития каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ПРАВА.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Типы права

Сущность права

Признаки права

Рабовладельческое

Возведенная в закон воля класса рабовладельцев

1. Закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей.

2. Было тесно связано с религией.  Понятия «греховное» и «преступное» во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители.

3. Правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистичный характер.  Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения.

4. Не было деления на отрасли.

5. За исключением римского частного права, всему рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком

Феодальное

Возведенная в закон воля класса феодалов

  1.  Основное место занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в Средневековье.
  2.  Было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества.  Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии.  Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии.  Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признании самого обвиняемого.  Свидетельские, показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля.
  3.  Открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношению к крестьянину).
  4.  Ему был присущ партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны.  Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи.
  5.  Было тесно связано с религией.
  6.  Отсутствовало деление на отрасли.  Составными частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

Буржуазное

Возведенная в закон воля класса буржуазии

1. Светский характер права (это право, которое не связано с религией).

2. Высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права.

3. Разделение права на частное и публичное.

4. Признание закона основным источником права.

Социалистическое

На этапе становления и развития социалистического государства - возведенная в закон воля пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, на этапе развитого социализма - возведенная в закон воля всего народа

1. Светский характер права.

2. Господство публичного права над частным.

3. Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям.

4. Декларативный характер права.

5. Деление на отрасли.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике: понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего класса устарело.  Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенным.  Сегодня право - это не орудие классового господства, а средство достижения социального компромисса.  В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации.  Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию.  Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию «тип права» такие научные категории, как «правовая система» и «правовая семья».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Сторонники формационного подхода к типологии государства и права полагают, что в коммунистическом обществе не будет ни государства, ни права.  Что можно возразить сторонникам теории «отмирания права» в коммунистическом обществе?

Подготовить письменный ответ.

2. Подготовить обзорные сообщения по темам:

Основные черты законов Хаммурапи.

Римское право: основные этапы развития и важнейшие черты.

Рецепция римского права в средние века.

Кодификация Наполеона Бонапарта.

Литература:

К.И. Батыра.  Всеобщая история государства и права.

Ильин А. В., Морозова С. А.  Из истории права.

Черниловский 3. М.  Всеобщая история государства и права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7793. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 36 KB
  Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского О роли воспитания, его целях и задачах Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрожде...
7794. Педагогическая мысль и школа в период Французской буржуазной революции XVIII века 43 KB
  Педагогическая мысль и школа в период Французской буржуазной революции XVIII века В 70-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. О...
7795. Педагогическая мысль эпохи Возрождения 37.5 KB
  Педагогическая мысль эпохи Возрождения Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Ф...
7796. Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства) 43 KB
  Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства) Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ем...
7797. Послереформенные изменения в России (вторая половина 19 века) 27.5 KB
  Послереформенные изменения в России (вторая половина 19 века) Новые условия хозяйственной и общественной жизни пореформенной России настоятельно требовали подготовлённых и грамотных людей. Необходимо было значительно расширить базу народного образов...
7798. Просвещение абсолютизма 41 KB
  Просвещение абсолютизма Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Основы просве...
7799. Развитие системы образования в России в начале 20 века 32 KB
  Развитие системы образования в России в начале 20 века Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми...
7800. Реформы Петра 1 29.5 KB
  Реформы Петра 1. Преобразования в сфере культуры Пётр I изменил начало летосчисления с так называемой византийской эры (от сотворения Адама) на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако...
7801. Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.) 25 KB
  Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.). Война затормозила осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учи...