79702

ТИПЫ ПРАВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Русский

2015-02-14

42.5 KB

5 чел.

Тема 18: «ТИПЫ ПРАВА.»

План:

  1.  Формационный и цивилизационный подходы к типологии права.

Характеристика исторических типов права:

а) рабовладельческого права;

б) феодального права;

в) буржуазного права;

г) социалистического права.

1. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

К ТИПОЛОГИИ ПРАВА.

В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.  Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.

Под типом права понимается совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип государства, является его классовая сущность.  Этот же фактор определяет и тип права.  Согласно марксистской теории общественного развития каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ПРАВА.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Типы права

Сущность права

Признаки права

Рабовладельческое

Возведенная в закон воля класса рабовладельцев

1. Закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей.

2. Было тесно связано с религией.  Понятия «греховное» и «преступное» во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители.

3. Правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистичный характер.  Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения.

4. Не было деления на отрасли.

5. За исключением римского частного права, всему рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком

Феодальное

Возведенная в закон воля класса феодалов

  1.  Основное место занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в Средневековье.
  2.  Было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества.  Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии.  Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии.  Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признании самого обвиняемого.  Свидетельские, показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля.
  3.  Открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношению к крестьянину).
  4.  Ему был присущ партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны.  Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи.
  5.  Было тесно связано с религией.
  6.  Отсутствовало деление на отрасли.  Составными частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

Буржуазное

Возведенная в закон воля класса буржуазии

1. Светский характер права (это право, которое не связано с религией).

2. Высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права.

3. Разделение права на частное и публичное.

4. Признание закона основным источником права.

Социалистическое

На этапе становления и развития социалистического государства - возведенная в закон воля пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, на этапе развитого социализма - возведенная в закон воля всего народа

1. Светский характер права.

2. Господство публичного права над частным.

3. Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям.

4. Декларативный характер права.

5. Деление на отрасли.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике: понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего класса устарело.  Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенным.  Сегодня право - это не орудие классового господства, а средство достижения социального компромисса.  В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации.  Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию.  Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию «тип права» такие научные категории, как «правовая система» и «правовая семья».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Сторонники формационного подхода к типологии государства и права полагают, что в коммунистическом обществе не будет ни государства, ни права.  Что можно возразить сторонникам теории «отмирания права» в коммунистическом обществе?

Подготовить письменный ответ.

2. Подготовить обзорные сообщения по темам:

Основные черты законов Хаммурапи.

Римское право: основные этапы развития и важнейшие черты.

Рецепция римского права в средние века.

Кодификация Наполеона Бонапарта.

Литература:

К.И. Батыра.  Всеобщая история государства и права.

Ильин А. В., Морозова С. А.  Из истории права.

Черниловский 3. М.  Всеобщая история государства и права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67091. Безпека дітей в Інтернеті. Інтернет – друг чи ворог? 306 KB
  Обладнання: імпровізований мікрофон; кафедра; бейджики із написами «суддя», «адвокат», «прокурор», «свідок», «головуючий», «обвинувачений»; таблички «судді», «обвинувачення», «захист», «свідки та слухачі»; мовленнєві опори, написані на окремих великих аркушах, щоб можна було прикріпити біля дошки...
67092. «Дивись на нас, як на рівних» (сценарій конкурсно-ігрової програми до відзначення Всесвітнього дня інвалідів) 73 KB
  Мета. Ознайомити дітей з Державними програмами соціальної підтримки інвалідів в Україні; дати інформацію про проведення Параолімпійських ігор; формувати в учнів почуття милосердя та солідарності з дітьми з обмеженими фізичними можливостями; виховання толерантного ставлення, підтримки, співчуття до інвалідів.
67093. Історичні пісні 144.5 KB
  Виховувати гордість за український народ який має славне героїчне минуле прищеплювати глибокі почуття любові до пісні рідного краю свого народу. Історичні пісні здебільшого виникали у самому вирі бурхливого життя народу.
67094. Историческая игра «Путешествие в мир истории» 83 KB
  Объявляется первый конкурс конкурс Плутословов Учитель. Начинаем третий конкурс конкурс капитанов. Слово предоставляется нашему высокому ареопагу жюри объявляет результаты 13 конкурсов. Ведущий Следующий конкурс Исторический зоосад.
67095. Игровой урок с будущими первоклассниками 86.5 KB
  Беседа: Приходилось ли вам плакать Почему А какое слово противоположное слову плакать Почему люди плачут или смеются А покажите мне своё настроение с которым вы пришли ко мне на урок. VIII Клуб почемучек а Беседа: Дети к нам пришла умная сова с вопросом. Знаете ли вы какое слово на свете самое любознательное...
67096. Как стать ответственным 52 KB
  Напишите ответственный на доске и попросите учащихся дать определение этому понятию. Спросите учащихся могут ли люди стать более ответственными в своих поступках. Если да то как Например стараться всегда приходить вовремя усердно работать говорить правду осознавать ошибки выражать свои мысли и идеи быть лидером...
67097. Карнавал квітів 25 KB
  Нарешті всі ви завітали А ми боялись заблукали Ласкаво просимо Будьте як вдома Знайомтесь з усіма що ще не знайомі. Сонечко: За горами за лісами За широкими полями Серед квітів і дерев Став палац там неосяжний. Король квітів: Познайомити вже час з вихователями вас.
67098. Свято до дня Валентина «Карнавал квітів» 1.97 MB
  Oh, endless sky, full of light and stars at night Bless our hearts and make them bright We ask for love, on lap we praise Get down here, with all your grace. З'являється "Her Majesty, Love". (господарка свята) - Joy, happiness, beauty I'll send to your hearts I'll make you be sweethearts
67099. Гори Карпати 175.5 KB
  Мета: продовжувати формувати уявлення про природу України поняття гори; сформувати поняття Карпатські гори; формувати навички роботи з картами схемами зошитом підручником; розвивати пізнавальний інтерес спостережливість творчі навички; виховувати любов та дбайливе ставлення до природи патріотичні та естетичні почуття.