79703

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современная юридическая наука изучая теорию права предпочитает оперировать не понятием тип права а такими научными категориями как правовая система и правовая семья. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романогерманскую континентальную; англосаксонскую семью общего права; семью социалистического права; мусульманскую; африканскую. Строгая иерархия источников форм права среди которых безусловно главным является закон. Деление права на частное и публичное.

Русский

2015-02-14

65.5 KB

9 чел.

Тема 19: «ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ.»

План:

  1.  Понятия «правовая система» и «правовая семья», их соотношение.

1. ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» И «ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ».

Современная юридическая наука, изучая теорию права, предпочитает оперировать не понятием «тип права», а такими научными категориями, как «правовая система» и «правовая семья».

Правовая система - это совокупность юридических норм, принципов, институтов, а также юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период.

Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей.  Сегодня в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем (например, национальные правовые системы России, Франции, США, Новой Зеландии, Японии и т.д.).

Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы - правовые семьи.

Существует множество критериев выделения правовых семей: исторические, идеологические, технико-юридические, материально-правовые, стилевые, культурно-правовые, расовые, религиозно-этнические, комплексные и др.  В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-исторические признаки правовых семей.  Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германскую (континентальную); англосаксонскую (семью общего права); семью социалистического права; мусульманскую; африканскую.

Романо-германская

1. Строгая иерархия источников (форм) права, среди которых, безусловно главным является закон.

2. Деление права на частное и публичное.

3. Имеется деление права на отрасли.

4. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации.

Англосаксонская

1. Ведущий источник права - судебный прецедент.

2. Нормативные акты содержат нормы казуистичного характера.

3. Главная роль отводится процессуальному (т.е. доказательственному) праву.

4. Отсутствует деление права на частное и публичное (его заменяет деление на общее право (common law) и право справедливости).

5. Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, большее значение придается правовым институтам.

Мусульманская

Ведущий источник права - религиозные книги (Коран, Сунна, Иджма).

2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права.

3. Архаичность и казуистичность большинства правовых норм.

4. Отсутствует деление права на частное и публичное.

5. В некоторых странах - дуализм правовой системы (сосуществование кодексов западного образца и правил шариата)

Социалистическая

1. Господство публичного над частным.

2. Подчиненное положение закона по отношению к партийно-административным решениям.

3. Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

4. Имеется деление права на отрасли.

5. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации

Африканская

1. Ведущий источник права - правовой обычай.

2. «Правовая многослойность» (сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора)

Решение вопроса о судебной практике как источнике романо-германского права весьма противоречиво.  Одни ученые утверждают, что она не является источником права в рамках данной правовой семьи, другие указывают, что судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.  Анализ действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права.  Конечно, в странах континентального права законодатель прежде всего формулирует и записывает правовые нормы, призванные типизировать повторяющиеся жизненные ситуации и определить наиболее общие модели прав и обязанностей граждан и организаций.  На правоприменителей, и, прежде всего на суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных решениях, что, в конечном счете, и обеспечивает единообразие судебной практики в масштабе всего государства.  В отличие от своих коллег в странах англосаксонской правовой семьи, судья в государстве романо-германского права не обязан следовать принятому ранее решению другого суда (т. е. прецеденту), за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда.  В то же время даже вышеупомянутые судебные инстанции не вправе своими решениями создавать новые правовые нормы, а могут лишь толковать те, которые имеются в изданных нормативно-правовых актах.  Однако для того чтобы правильно применить отвлеченную норму, судья должен вникнуть в природу ситуации с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права.  Таким образом, не превращаясь в законодателя, он тем не менее может на практике в известных пределах корректировать законодательство.

В системе источников романо-германского права своеобразным является положение правового обычая.  Обычное право играло очень важную роль в эпоху европейского средневековья, особенно в VXI вв., когда именно обычаи, признаваемые королевскими и церковными судами, заменяли денежными возмещениями за вред имевшие ранее место кровавые поединки, ритуальные испытания в виде доказательств виновности или невиновности (огнем, водой), а также многочисленные клятвы.

Отношение к обычаю в странах, принадлежащих к группам романского и германского права, различно.  Французские юристы воспринимают обычай как устаревший источник права и полагают, что его следует применять только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.  В ФРГ, Швеции, Греции закон и обычай в теории права имеют одинаковую юридическую силу.  И хотя de facto судьи этих стран при разрешении дел все-таки придают большее значение закону, а не обычаю, значение последнего в странах германской модели гораздо больше, чем во Франции.

Степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии.  Не всякое решение суда становится прецедентом.  В США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судам всех инстанций и верховным судебным органом штата.  Решения судебных органов других штатов имеют силу убеждающего прецедента.  В Англии обязательными для других судов являются решения Палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов», созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны.  В случае, если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада.  Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, - муджтахиды.  Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату.  При этом муджтахид не создает новое правило поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах.  Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и Сунны.  Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.

В современной юридической науке наряду с основными ученые выделяют так называемые «кочующие» правовые семьи.  Носителями и представителями «кочующих» правовых семей являются люди, которые находятся как в зоне действия правовой системы конкретного государства, в котором они проживают, так и зоне действия своей более обширной правовой семьи (африканской, мусульманской и т. п.), связи с которой у них не обрываются, а сохраняются.  Причинами появления «кочующих» правовых семей являются:

  1.  взаимное влияние различных правовых семей;

увеличение масштаба миграций, происходящих в современном мире.

Носителями «кочующих» правовых семей могут быть учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и т.п.  Они отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания:

а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры;

б) своеобразным правопониманием, «образами права» и толкованием закона;

в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры;

г) специфическим выбором правовых приоритетов.

Носителями «кочующих» правовых семей могут быть также землячества, национальные автономные районы, национально-культурные автономии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В исламе существует предание о разговоре пророка Мухаммеда со своим сподвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен: «По чему ты будешь судить?» - спросил Пророк.  «По писанию Аллаха», - отвечал Муаз.  «А если не найдешь?» - поинтересовался Пророк.  «По Сунне посланника Аллаха», - сказал Муаз.  «А если и там не найдешь?» - вопрошал Пророк.  Предположите, что должен был ответить ему Муаз, чтобы его ответ соответствовал принципам мусульманского права.

Объясните свой ответ.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81779. Наука и философия. Статус научной философии 28.69 KB
  Многолетний спор философии и науки о том в чем больше нуждается общество в философии или науке и какова их действительная взаимосвязь породил множество точек зрения обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах раскрывающих суть соотношения философии и науки: Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике экономике искусству врачевания искусству обучения законодательству и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о...
81780. Функции науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности 28.41 KB
  Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной отчасти потому что последняя развивалась возлагая на себя новые и новые функции отчасти в силу того что выступая в роли социокультурного феномена она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научнотехнического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки...
81781. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории 31.74 KB
  Генезис науки и проблема периодизации её истории. Исследуя историю любого материального или духовного явления в том числе и науки следует иметь в виду что это сложный диалектический поступательный процесс появления различий включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов фаз и т. Применяя сказанное о периодизации к истории науки следует прежде всего подчеркнуть следующее. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе.
81783. Средневековая наука. Организация науки в средневековых университетах 33.78 KB
  Первый из них факультет свободных искусств trium был наиболее многочисленным и считался подготовительным для трех других факультетов: медицинского юридического и теологического самого малочисленного но обучение на котором было самым продолжительным. Таким образом Парижский университет оказался в плену противоречивых тенденций: превратиться в центр беспристрастных исследований связанных с изучением античного наследия но всегда стоящих перед опасностью впасть в инакомыслие либо подчинить исследование религиозным целям и тем самым...
81784. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре 31.1 KB
  Изменяется роль человека в мире. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир автономным универсальным и самодостаточным становится индивид. Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов приборов устройств и самого человека.
81785. Наука в собственном смысле слова: классическая наука, неклассическая и постклассическая 30.52 KB
  Таким образом основные стороны бытия науки это вопервых сложный противоречивый процесс получения нового знания; вовторых результат этого процесса т. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему а не простое их суммирование; втретьих социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки научные учреждения и т.; этос нравственность науки профессиональные объединения ученых ресурсы финансы научное оборудование система научной информации различного рода коммуникации ученых и т....
81786. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки 35.37 KB
  Возникновение дисциплинарно организованной науки. Несмотря на большое значение великих прозрений античности влияние науки арабов средневекового Востока гениальных идей эпохи Возрождения естествознание до XVII в. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон 1561 1626 утверждавший что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении.
81787. Становление социальных и гуманитарных наук 36.39 KB
  Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты так и их отношения соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания языка формировались новые идеальные объекты то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы сверху по отношению к реальной практике и лишь после этого путем ряда опосредствований проверяет созданные из идеальных объектов конструкции сопоставляя их с...