79703

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современная юридическая наука изучая теорию права предпочитает оперировать не понятием тип права а такими научными категориями как правовая система и правовая семья. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романогерманскую континентальную; англосаксонскую семью общего права; семью социалистического права; мусульманскую; африканскую. Строгая иерархия источников форм права среди которых безусловно главным является закон. Деление права на частное и публичное.

Русский

2015-02-14

65.5 KB

4 чел.

Тема 19: «ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ.»

План:

  1.  Понятия «правовая система» и «правовая семья», их соотношение.

1. ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» И «ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ».

Современная юридическая наука, изучая теорию права, предпочитает оперировать не понятием «тип права», а такими научными категориями, как «правовая система» и «правовая семья».

Правовая система - это совокупность юридических норм, принципов, институтов, а также юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период.

Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей.  Сегодня в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем (например, национальные правовые системы России, Франции, США, Новой Зеландии, Японии и т.д.).

Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы - правовые семьи.

Существует множество критериев выделения правовых семей: исторические, идеологические, технико-юридические, материально-правовые, стилевые, культурно-правовые, расовые, религиозно-этнические, комплексные и др.  В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-исторические признаки правовых семей.  Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германскую (континентальную); англосаксонскую (семью общего права); семью социалистического права; мусульманскую; африканскую.

Романо-германская

1. Строгая иерархия источников (форм) права, среди которых, безусловно главным является закон.

2. Деление права на частное и публичное.

3. Имеется деление права на отрасли.

4. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации.

Англосаксонская

1. Ведущий источник права - судебный прецедент.

2. Нормативные акты содержат нормы казуистичного характера.

3. Главная роль отводится процессуальному (т.е. доказательственному) праву.

4. Отсутствует деление права на частное и публичное (его заменяет деление на общее право (common law) и право справедливости).

5. Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, большее значение придается правовым институтам.

Мусульманская

Ведущий источник права - религиозные книги (Коран, Сунна, Иджма).

2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права.

3. Архаичность и казуистичность большинства правовых норм.

4. Отсутствует деление права на частное и публичное.

5. В некоторых странах - дуализм правовой системы (сосуществование кодексов западного образца и правил шариата)

Социалистическая

1. Господство публичного над частным.

2. Подчиненное положение закона по отношению к партийно-административным решениям.

3. Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

4. Имеется деление права на отрасли.

5. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации

Африканская

1. Ведущий источник права - правовой обычай.

2. «Правовая многослойность» (сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора)

Решение вопроса о судебной практике как источнике романо-германского права весьма противоречиво.  Одни ученые утверждают, что она не является источником права в рамках данной правовой семьи, другие указывают, что судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.  Анализ действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права.  Конечно, в странах континентального права законодатель прежде всего формулирует и записывает правовые нормы, призванные типизировать повторяющиеся жизненные ситуации и определить наиболее общие модели прав и обязанностей граждан и организаций.  На правоприменителей, и, прежде всего на суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных решениях, что, в конечном счете, и обеспечивает единообразие судебной практики в масштабе всего государства.  В отличие от своих коллег в странах англосаксонской правовой семьи, судья в государстве романо-германского права не обязан следовать принятому ранее решению другого суда (т. е. прецеденту), за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда.  В то же время даже вышеупомянутые судебные инстанции не вправе своими решениями создавать новые правовые нормы, а могут лишь толковать те, которые имеются в изданных нормативно-правовых актах.  Однако для того чтобы правильно применить отвлеченную норму, судья должен вникнуть в природу ситуации с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права.  Таким образом, не превращаясь в законодателя, он тем не менее может на практике в известных пределах корректировать законодательство.

В системе источников романо-германского права своеобразным является положение правового обычая.  Обычное право играло очень важную роль в эпоху европейского средневековья, особенно в VXI вв., когда именно обычаи, признаваемые королевскими и церковными судами, заменяли денежными возмещениями за вред имевшие ранее место кровавые поединки, ритуальные испытания в виде доказательств виновности или невиновности (огнем, водой), а также многочисленные клятвы.

Отношение к обычаю в странах, принадлежащих к группам романского и германского права, различно.  Французские юристы воспринимают обычай как устаревший источник права и полагают, что его следует применять только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.  В ФРГ, Швеции, Греции закон и обычай в теории права имеют одинаковую юридическую силу.  И хотя de facto судьи этих стран при разрешении дел все-таки придают большее значение закону, а не обычаю, значение последнего в странах германской модели гораздо больше, чем во Франции.

Степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии.  Не всякое решение суда становится прецедентом.  В США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судам всех инстанций и верховным судебным органом штата.  Решения судебных органов других штатов имеют силу убеждающего прецедента.  В Англии обязательными для других судов являются решения Палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов», созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны.  В случае, если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада.  Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, - муджтахиды.  Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату.  При этом муджтахид не создает новое правило поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах.  Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и Сунны.  Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.

В современной юридической науке наряду с основными ученые выделяют так называемые «кочующие» правовые семьи.  Носителями и представителями «кочующих» правовых семей являются люди, которые находятся как в зоне действия правовой системы конкретного государства, в котором они проживают, так и зоне действия своей более обширной правовой семьи (африканской, мусульманской и т. п.), связи с которой у них не обрываются, а сохраняются.  Причинами появления «кочующих» правовых семей являются:

  1.  взаимное влияние различных правовых семей;

увеличение масштаба миграций, происходящих в современном мире.

Носителями «кочующих» правовых семей могут быть учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и т.п.  Они отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания:

а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры;

б) своеобразным правопониманием, «образами права» и толкованием закона;

в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры;

г) специфическим выбором правовых приоритетов.

Носителями «кочующих» правовых семей могут быть также землячества, национальные автономные районы, национально-культурные автономии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В исламе существует предание о разговоре пророка Мухаммеда со своим сподвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен: «По чему ты будешь судить?» - спросил Пророк.  «По писанию Аллаха», - отвечал Муаз.  «А если не найдешь?» - поинтересовался Пророк.  «По Сунне посланника Аллаха», - сказал Муаз.  «А если и там не найдешь?» - вопрошал Пророк.  Предположите, что должен был ответить ему Муаз, чтобы его ответ соответствовал принципам мусульманского права.

Объясните свой ответ.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64580. Инновационный процесс. Формы инновационного процесса 17.28 KB
  Натуральный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества в рамках одной и той же организации. При товарном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи как товар.
64581. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место 110 KB
  Национально-государственные экономические системы. Под объектом экономической системы понимают все то на что направлена деятельность человека земля природные ресурсы факторы производства имущество деньги ценные бумаги информация и т.
64583. Преднаука (натурфилософия) в эпоху эллинизма и Рима 39 KB
  Третий период это закат древнегреческой философии IV в. Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека он был сторонником гедонизма философии счастья. упадок древнегреческой философии стал очевиден.
64585. Проектирование промышленно-отопительной ТЭЦ 2.01 MB
  В сетевой подогревательной установке ТЭЦ с современными теплофикационными турбинами подогрев сетевой воды может осуществляться по одно-, двух- и трехступенчатой схемам.
64586. Структура современной социальной психологии, основные задачи и проблемы исследований 30.5 KB
  Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. Задачи для исследователей: корректный анализ зарубежной социальной психологии содержания ее теоретических концепций методов и результатов исследований.
64588. Учение Платона об идеях, душе и познании 37.5 KB
  По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.