79704

Система права и система законодательства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Различия, существующие между понятиями «система права» и «правовая система» позволяет отделять два объекта изучения друг от друга: система права представляет собой лишь один из элементов правовой системы государства, наряду с правоотношениями, правосознанием, юридическими принципами и институтами, правовой культурой общества и др

Русский

2015-02-14

60.5 KB

0 чел.

Тема 20: «СИСТЕМА ПРАВА.»

План:

  1.  Система права: понятие и элементы.
  2.  Система российского права.
  3.  Классификация отраслей права.
  4.  Система права и система законодательства.

1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ.

Вопрос о системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Различия, существующие между понятиями «система права» и «правовая система» позволяет отделять два объекта изучения друг от друга: система права представляет собой лишь один из элементов правовой системы государства, наряду с правоотношениями, правосознанием, юридическими принципами и институтами, правовой культурой общества и др.

Право представляет собой сложную иерархическую систему, состоящую из ряда элементов, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как системы и подсистемы, с выделением своих элементов.

В самом общем виде в системе права выделяют три элемента: нормы права, институты права, отрасли права.  Некоторые правоведы добавляют к ним элементы самой нормы права, а также подотрасли права.  Первичным, исходным элементом системы права являются нормы права.  Они объединяются в правовые институты и в отрасли права.

Отрасль права - это совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Деление права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и, соответственно, юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений.  По этой причине они относительно обособлены.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.  Метод правового регулирования включает в себя несколько компонентов:

а) порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

б) степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти - подчинения);

в) способы обеспечения прав и обязанностей (судебный или административный порядок).

Различные сочетания компонентов образуют метод конкретной отрасли права.

2. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Система российского права выделяет отрасли, из которые она состоит.

Название отрасли права

Предмет правового регулирования

Метод правового регулирования

Конституционное право

Отношения по поводу основ общественного и государственного строя, правового положения личности, порядка и деятельности высших органов государственной власти в стране, национально-государственного устройства страны и т.п.

Императивный

Административное право

Управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления)

Метод прямого распорядительства (или властного предписания)

Гражданское право

Имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения

Метод юридического равенства сторон

Семейное право

Имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений

Императивно-дозволительный

Трудовое право

Условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.

Договорной, рекомендательный и императивный

Финансовое право

Отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности  государства, деятельности банков и других финансовых учреждений

Метод властных предписаний

Уголовное право

Отношения, связанные с совершением преступления и его наказанием

Императивный

Земельное право

Отношения, объектом которых является   земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования

Императивный и диспозитивный

Гражданское процессуальное право

Деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата

Диспозитивно-разрешительный

Уголовно-процессуальное право

Деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел

Императивный

Так же следует отметить международное право, которое является особой отраслью права и не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Разделение права на отрасли в основном присуще странам романо-германской правовой семьи.  В странах англосаксонской правовой семьи отрасли права выражены менее четко: в этих странах большее значение придается правовым институтам.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА.

Все отрасли права принято разделять на три группы:

  •  профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;
  •  специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества;
  •  комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей.

Базовые

Специальные

Комплексные

Конституционное право, гражданское, административное, уголовное, гражданско- и уголовно-процессуальное

Трудовое право,

земельное,

финансовое,

семейное, право социального обеспечения

Торговое право,

морское, экологическое, коммерческое, предпринимательское

Отрасли права принято также подразделять на материальные и процессуальные: первые содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права, вторые - правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права.

4. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Систему права следует отличать от системы законодательства.

Под системой законодательства понимается совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи.  Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы.  Как указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства - виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права.  Структура системы права обусловлена объективно существующими в обществе отношениями, структура системы законодательства является результатом специальной деятельности правотворческих органов.  Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства - нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т. д.), а также отрасли законодательства.

Исторически сложилось так, что некоторые отрасли права полностью совпадают с отраслями законодательства.  Примером может служить уголовное законодательство, представляющее собой единственную форму выражения и существования уголовного права.  Размещается уголовное законодательство, как правило, в Уголовном кодексе.  Принимаемые же отдельные нормативно-правовые акты, содержащие уголовно-правовые нормы, затем также включаются в структуру УК и систему уголовного права.

Однако существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли для своего воплощения и выражения.  Примером такой отрасли может служить аграрное право, нормы которого размещаются и в конституции, и в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т.д.

Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют комплексный характер.  Например, чрезвычайное законодательство сочетает в себе как конституционно-правовые, так и уголовно-правовые и административно-правовые нормы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить письменный ответ на вопрос: Ряд ученых-юристов называют комплексные отрасли права «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своего предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства.  Согласны ли вы с их точкой зрения.

Ответ обоснуйте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24331. Особенности маркетинговой деятельности в виртуальной среде 89 KB
  Динамичное развитие информационных технологий в частности технологий коммуникации делает актуальным вопрос использования глобальной сети Интернет в маркетинговой деятельности предприятия. Необходимо понимать что Интернет это не та инновация к которой можно приспособиться подкорректировав традиционную модель бизнеса или создав собственный сайт. Очевидно что использование Интернета в системе маркетинга предприятий благодаря его уникальным маркетинговым характеристикам интерактивность гибкость и масштабируемость а также...
24332. Модель безубыточности производства Точка безубыточности 40 KB
  Модель безубыточности производства Точка безубыточности Материал из Википедии свободной энциклопедии Точка безубыточности минимальный объем производства и реализации продукции при котором расходы будут компенсированы доходами а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Точка безубыточности в денежном выражении такая минимальная величина дохода при...
24333. Точечные дефекты кристаллической решетки 1.3 MB
  Монокристалл — отдельный однородный кристалл, имеющий непрерывную кристаллическую решётку и иногда имеющий анизотропию физических свойств. Внешняя форма монокристалла обусловлена его атомно-кристаллической решёткой и условиями (в основном скоростью и однородностью) кристаллизации
24335. Основные понятия и определения: номинальный размер, предельные размеры, предельные отклонения, допуск, посадка, зазор, натяг. Дать схему расположения полей допусков отверстия и вала для переходной посадки 5.32 MB
  Приведенный диаметр наружной резьбы. Суммарный допуск среднего диаметра резьбы. Условие годности наружной резьбы по среднему диаметру. Пример обозначения точности резьбы болта на чертеже.
24337. Оценка и аттестация персонала 336 KB
  Оценка более широкое понятие чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной например ежедневная оценка руководителем подчиненного. Оценка может осуществляться как регулярно так и нерегулярно в зависимости от конкретных потребностей компании.
24338. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 66 KB
  Количество жалоб работников Уровень производственного травматизма и профзаболеваний Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организации будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям: выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников; выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями специалистами и рабочими требуемых профессий специальностей и квалификации; количество случаев нарушений установленного...
24339. Аттестация персонала 205 KB
  Кроме того у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника а по итогам аттестации можно п. Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае если в фирме действует положение об аттестации составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства. 3 Результаты аттестации важны при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата п.