79706

Реализация права. Пробелы в праве и юридические коллизии. Акт применения права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Начиная рассмотрение вопроса о реализации права, следует обратить внимание на то, что издание правовых норм не является самоцелью. Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь.

Русский

2015-02-14

133 KB

3 чел.

Тема 22: «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА.»

План:

  1.  Понятие реализации права. Формы реализации права.
  2.  Применение права.
  3.  Стадии правоприменительной деятельности.  Действие нормативно-правовых актов.
  4.  Пробелы в праве и юридические коллизии.  Акт применения права.
  5.  Толкование права.

  1.  ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.  ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Начиная рассмотрение вопроса о реализации права, следует обратить внимание на то, что издание правовых норм не является самоцелью.  Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь.

Реализация права - это фактическое осуществление (воплощение) правовых предписаний в деятельности субъектов права.

Реализация права

Непосредственная    Опосредованная

соблюдение    применение права

исполнение

использование

В правовом государстве население, с одной стороны, и государство - с другой, принимают на себя обязательство неукоснительно выполнять требования правовых норм, способствуя таким образом установлению и поддержанию правопорядка в стране.  Существование последнего означает, что субъекты права беспрепятственно реализуют свои права, добросовестно выполняют обязанности и не нарушают запретов, установленных нормами права.  В случаях же, когда нарушение запретов все-таки имеет место, к правонарушителям применяются установленные законом меры государственного принуждения.  Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, объектом реализации - система законодательства государства.

В зависимости от характера действий субъектов права различают непосредственную и опосредованную реализацию права.  Непосредственная реализация права имеет место в тех случаях, когда субъекты права реализуют правовые предписания самостоятельно, не опираясь на правоприменительную деятельность государственных органов.  При опосредованной реализации права осуществление прав и обязанностей субъектов права происходит с помощью правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.

В зависимости от способа осуществления прав и обязанностей различают три формы непосредственной реализации правовых норм.

Первая форма называется соблюдением права.  Она представляет собой воздержание от совершения действий, запрещенных правовыми нормами.  Соблюдение - пассивная форма реализации правовых предписаний, поскольку от субъекта права не требуется совершения каких-либо специальных действий по воплощению требований норм права - ему достаточно лишь не совершать запрещенных законом действий.

Вторая форма - исполнение права, что предполагает обязательное совершение субъектами права действий, предусмотренных правовыми нормами.  Данная форма реализации права требует активных действий субъекта права, причем обязанность признается исполненной в том случае, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом.  Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность.

Третья форма реализации права - это его использование.  Использование права представляет собой осуществление субъектами права предоставленных им прав по своему усмотрению.  По своей сути использование заключается в совершении действий, дозволенных правом.

Взаимосвязь нормы реализации права и вида правовой нормы выражается в том, что каждому виду правовой нормы принадлежит определенная форма реализации права:

Вид правовой нормы

Форма реализации права

Запрещающие нормы

Соблюдение

Обязывающие нормы

Исполнение

Управомочивающие нормы

Использование

2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА.

Особой формой реализации права является его применение.  Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применением права называется деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний - актов применения права.

Применение права на практике выражается в вынесении решения судом по гражданскому делу, приговора по уголовному делу, приказа о награждении сотрудника ценным подарком, приказа о назначении пенсии по случаю потери кормильца и т.п.  На основании применения права можно назвать причину издания каждого конкретного акта применения права.

Необходимость применения права возникает в тех случаях, когда:

  1.  субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления;
  2.  существует необходимость в установлении юридически значимых обстоятельств;
  3.  между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях;
  4.  требуется привлечь правонарушителя к ответственности, т.е. реализовать санкцию правовой нормы;
  5.  существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо.  Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом.  Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов - актов применения права, имеющих обязательную силу.

Правоприменение осуществляют различные органы, при этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели.  По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:

  1.  судебный тип правоприменения.  Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом.  Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты.  Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела.  Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами.  Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм.  Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;
  2.  управленческий тип правоприменения.  Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения.  Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения.  Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела.  Решение выступает как средство оперативного управления.  Свобода усмотрения весьма значительна.  Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;
  3.  административный тип правоприменения.  Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения.  В качестве адресата может выступать как гражданин, так и организация.  Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями).

Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т.п.  Свобода может быть различной в зависимости от характера дела.  Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

3. СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Применение права представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких стадий.  Стадией называется отрезок какого-либо процесса, имеющий определенную промежуточную задачу.

Стадии правоприменительной деятельности можно иллюстрировать схемой:

I Установление фактических обстоятельств

II. Юридическое квалифицирование

Выбор правовой нормы

Анализ правовой нормы

III. Вынесение решения по делу

В процессе применения права можно выделить три стадии:

I стадия - установление фактических обстоятельств дела;

II стадия - формирование юридической основы дела (юридическое квалифицирование);

III стадия - вынесение решения по делу.

На первой стадии применения права идет сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу.  Круг фактических обстоятельств, которые необходимо установить, как правило, обозначен в законе.

Например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежат доказыванию:

  1.  событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  2.  виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в статьях 61 и 63 УК РФ, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Подлежат доказыванию также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Устанавливаемые на этой стадии факты должны отвечать требованиям:

  •  относимости, т.е. непосредственно относиться к рассматриваемому делу;
  •  достоверности, т.е. они должны быть подтверждены необходимыми доказательствами, иначе говоря, быть доказанными;
  •  полноты, т.е. должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория.  Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов.  Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. проверил и оценил их в установленном законом порядке и зафиксировал это в необходимой процессуальной форме, то они признаются преюдициальными - такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.

Обстоятельства, подлежащие установлению, в своей совокупности образуют фактическую основу применения норм права.  По сути стадия установления фактических обстоятельств дела в процессе применения права является предварительной.

Вторая стадия представляет собой оценку собранных фактов на основе норм права и заключается в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению.  Эта стадия также называется стадией юридического квалифицирования, при которой выявляется та правовая норма, которая подлежит применению в данном конкретном случае.  Прежде чем применить выбранную норму, правоприменительный орган должен установить ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени нормативно-правовых норм, а соответственно и содержащиеся в них нормы права, определяется моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.  Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указанно в самом акте.  Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования.

Вступление в силу нормативно-правовых актов, в котором не определен срок вступления в юридическую силу.

Вид нормативно-правового акта

Сроки вступления акта в силу

Федеральные законы, федеральные конституционные законы

Через 10 дней после их официального опубликования

Законы о поправках к Конституции РФ

Со дня опубликования

Акты Президента РФ

Через семь дней после их опубликования

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,   устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций

Через семь дней после их опубликования

Иные акты Правительства РФ

Со дня подписания

Акты федеральных органов исполнительной  власти

Через 10 дней после их опубликования

Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места

С момента получения адресатом

Способы прекращения действия нормативно-правовых актов во времени выражаются и осуществляются только по:

  •  Истечение срока действия акта (самоотмена)
  •  Указание государственного органа об отмене акта (прямая отмена)
  •  Принятие нового акта по тому же вопросу тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена)

Следует заметить, что в отдельных случаях может иметь место, так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия.

Однако бывает и наоборот: иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.  В таких Случаях говорят об обратное силе закона.  По общему правилу большинство законов обратной силы не имеют.  Исключение составляют уголовные законы.  Они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания.  Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и - в отдельных случаях - за пределами государства.  Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся на соответствующей территории.  Однако из этого правила существуют исключения.  Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может выражаться и в следующем: ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.  Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут уголовной и административной ответственности.  Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.  Другие нормативно-правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории государства, действуют только в отношении определенного круга лиц (военнослужащих, пенсионеров, депутатов и т. д.).

3.1. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ.

В процессе формирования юридической основы дела иногда возникают проблемы из-за наличии пробела в законодательстве.

В русском языке слово «пробел» имеет два значения.  В прямом смысле пробел - это пустое, незаполненное место, пропуск (например, в печатном тексте), в переносном - упущение, недостаток.  При этом упущение понимается как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток - как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо.

Пробел в праве в широком смысле представляет собой отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения.  Фактически это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробелы бывают действительными и мнимыми.  Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми.  Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле.  Действительные пробелы подлежат устранению, пробелы мнимые в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы делятся на первоначальные и последующие.  Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п.  Возникновение последующих пробелов обусловлено появлением новых общественных отношений.  Если необходимость правового регулирования какой-либо сферы существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется непростительным.  Непростительным пробел будет и в том случае, если при издании нормативно-правового акта игнорируются правила законодательной техники, в результате чего потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно.  Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не мог по каким-то причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании.

Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве:

1) совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности;

2) восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.

Аналогия закона - это принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай.

Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

235

  1.  отсутствует правовая норма, необходимая для принята решения по рассматриваемому делу;
  2.  отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;
  3.  отношение не урегулировано соглашением сторон;
  4.  в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но, отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

Принципами права называют основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание.

Различают общие принципы права и принципы отдельных отраслей.  К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др.  Все общие принципы права обусловлены характером общественных отношений и тесно взаимосвязаны.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.  В качестве примера можно привести принципы гражданского права: принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип восстановления и судебной защиты нарушенных прав.

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу.  В таких случаях говорят о коллизии законов.  Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов , изданных по одному вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.  Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

а) если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее (подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения);

б) если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту при условии, что он не отменен изданным позднее общим актом;

в) если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;

г) если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, то приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.

4. АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Заканчивая разговор о стадиях правоприменительной деятельности, следует отметить, что последней стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу.  На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.

Акт применения права - это официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:

а) дату и место издания;

б) наименование органа, издавшего акт;

в) конкретный адресат;

г) подпись ответственного лица.

Структура основного содержания правоприменительное акта имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную.  В описательной части излагаются фактические обстоятельства дела.  В мотивировочной части дается обоснование принятого решения.  Резолютивная часть содержит само решение.

В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные.  Первые определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц, вторые - меру ответственности правонарушителей по гражданским, административным и уголовным делам.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:

а) акты представительных органов государственной власти;

б) акты исполнительных органов государственной власти;

в) акты правоохранительных органон (прокуратуры, судов и др.);

г) акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).

Некоторые ученые-юристы выделяют еще одну стадию применения права - исполнение решения и контроль за его исполнением.  Бывает, что эта деятельность осуществляется не тем органом, который выносил решение.  Например, судебные решения по гражданским делам исполняются с помощью судебных приставов.  Кроме того, в отдельных случаях может быть установлен срок давности исполнения решения, вынесенного правоприменительным органом.

5. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА.

Переходя к изучению вопроса о толковании норм права, следует обратить внимание на то, что на стадии юридического квалифицирования, когда происходит выбор правовой нормы, подлежащей применению в конкретном деле, особенно важно уяснение смысла и содержания выбранной нормы.  Иными словами, чтобы правильно применить норму, ее сначала надо правильно истолковать.  В противном случае норму можно применить ошибочно: наказать невиновного, освободить от ответственности преступника и т.д.  В результате право как регулятор общественных отношений не достигнет своей цели, что будет пагубно влиять на правосознание общества и развитие его правовой культуры.

Толкование норм права - это деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной практической реализации.

Необходимость толкования правовых норм предопределяется рядом следующих причин:

  1.  нормы права имеют общий и абстрактный характер, но применяются к конкретным ситуациям, учесть и предвидеть которые законодатель не может (да и не должен);
  2.  краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии (как юридической, так и терминологии иных сфер деятельности) требуют специальных пояснений.  Например, технической терминологией изобилуют строительные нормы и правила (СНиПы), правила техники безопасности и дорожного движения, эксплуатации источников повышенной опасности.  На практике каждое применение этих норм приводит к необходимости привлекать к их толкованию не только юристов, но и специалистов с техническим образованием (экспертов);
  3.  несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми.  Так, в ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство определяется как «умышленное причинение смерти другому человеку».  В соответствии с буквальной формулировкой нормы под данное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты.  Предметом толкования - историческая воля законодателя, выраженная в данных нормативно-правовых актах.

Процесс толкования состоит из двух этапов:

  1.  уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);
  2.  разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правоприменения, участников правоприменительного процесса (т. е. толкование «вовне»).

Уяснение достигается с помощью ряда способов.

Способы толкования норм права — это совокупность однородных мыслительных приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.

Наиболее часто употребляются грамматический, систематический, логический и исторический способы.

Способы толкования

Сущность способа

Грамматический

Уяснение текста, его грамматических форм (число, род, падеж, окончания существительных и прилагательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания); уяснение терминов и оценочных понятий; уяснение морфологических и синтаксических структур

Логический

Использование законов формальной логики (включая правила оперирования понятиями и правила получения умозаключений) для уяснения смысла, содержания нормы права

Систематический

Рассмотрение нормы права в ее взаимосвязи со всей системой правовых положений, выяснение места правовой нормы в системе других правовых норм

Исторический

Анализ правовой нормы с учетом исторической обстановки, в которой она принималась, а также сопоставление нормы с современной ситуацией

Особую роль в установлении точного содержания юридической нормы играет разъяснение смысла юридических норм.

Разъяснение (т. е. толкование правовых норм) бывает официальным и неофициальным.  Субъектом официального толкования может являться орган, который применяет норму права к конкретному случаю (казусу).  Такое толкование называют казуальным, оно имеет юридическое значение только для конкретного дела и не является общеобязательным (как прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи).  В отличие от казуального нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны в остальных случаях применения данной нормы права.  Общеобязательным, например, является толкование норм Конституции, данное Конституционным Судом РФ.  Нормативное разъяснение не содержит новых правовых норм.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права.  Например, положения, постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о бандитизме» (акт официального толкования), являются обязательными при квалификации всеми судами дел по соответствующей статье Уголовного кодекса.

И нормативное, и казуальное толкование может исходить, как от органа, установившего правовую норму (аутентичное толкование), так и от органа (должностного лица), официально на то уполномоченного (делегированное, или легальное, толкование).

Разновидностями неофициального толкования являются доктринальное и обыденное толкование.  Субъектом первого выступают ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний.  Примером такого толкования могут служить комментарии к отдельным законам, подготовленные различными научно-исследовательскими учреждениями, например, Комментарий к Конституции РФ или Комментарий к Уголовному кодексу РФ.  Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм.  Субъектом же обыденного толкования может быть любое лицо, не имеющее профессиональной подготовки и разъясняющее смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта.

Толкование права в любой его форме обнаруживает соотношение текста нормы и ее смысла и выражается в результатах толкования.

Результат толкования права - вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения юридических норм к регулируемым отношениям.  В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта.  Например, предусмотренная Конституцией для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан-мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта.  Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России.

Значение толкования правовых норм состоит в обеспечении их единообразного понимания и правильной реализации всеми субъектами права.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1.  Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права, и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.
  2.  Привести не менее трех примеров действительных пробелов в современном российском законодательстве.
  3.  Подготовиться к тесту по темам: «Система права», «Понятие правовой нормы.  Виды норм права», «Структура нормы права», «Реализация права», «Толкование права».