79714

ипы государства. Формационный подход к типологии государства. Исторические типы государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Русский

2015-02-14

77 KB

2 чел.

Тема 3: «СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА»

План:

  1.  Понятие и признаки государства.
  2.  Типы государства.  Формационный подход к типологии государства.  Исторические типы государства.
  3.  Цивилизационный подход к типологии государства.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Существует множество определений понятия «государство».  Наиболее распространенным является следующее.

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны.  Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него.  Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Любое государство характеризуется рядом признаков.  Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.  К ним относятся:

  •  наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
  •  осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), состоящим из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций;
  •  территориальная организация власти и населения.  Если при родовом строе люди были объединены кровно-родственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности действует по территориальному признаку, т.е. распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, не зависимо от их кровно-родственной связи.  Кроме того, население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
  •  налоги (займы).  Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов).  Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства.  Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как суверенитет и монополия на правотворчество.

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным.  Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств- победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо в случае объединения их в федерацию и передачу ряда своих прав федеральным органам.

Монополия на правотворчество подразумевает исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.  Основоположники марксизма полагали, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства.  Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления.  В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существовавший способ производства.  Но после революции 1917 года в России и «великой депрессии» 1929-1933 годов в странах Запада и США, породивших вопрос о судьбе капитализма, изменилась роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права, стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества.  Изменилось и само общество.  Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства.  Статус и власть приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами.  Само насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным.  Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность.  И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство обладает специальным аппаратом, представляющим собой особый разряд людей, наделенных властными полномочиями.  От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т.д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы.  Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

Рассматривая данный вопрос о понятии и сущности государства следует отметить, что существуют и иные определения государства, принадлежащие выдающимся мыслителям прошлого.  Так, Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни.  Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.  Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное и правовое явление, целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав.

ТИПЫ ГОСУДАРСТ.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.

 Тип государства – это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Существует два подхода к типологии государства: формационный и Цивилизационный.  В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях (их насчитывают пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).  Каждый из формаций соответствует свой исторический тип государства – совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.  Поэтому при формационном подходе выделяют следующие типы государства:

  •  рабовладельческий;
    •  феодальный;
    •  буржуазный;
    •  социалистический.

Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует).

Исторические типы государства

Тип государства

Экономическая основа

Сущность

Функции государства

внешние

внутренние

Рабовладельческое государство

Полная собственность рабовладельца на средства производства и на личность раба

Орудие диктатуры класса рабовладельцев с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном государстве

Подавление сопротивления рабов, охрана собственности рабовладельцев, организация общественных работ

Защита страны от внешних нападений, завоевание и порабощение других народов

Феодальное государство

Собственность феодала на землю при частной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот, безвозмездный труд крестьян на феодала (внеэкономическое принуждение)

Орудие диктатуры феодалов, с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном обществе

Охрана феодальной собственности (прежде всего собственность феодала на землю), подавление сопротивления крестьян

Защита страны от внешних врагов, захват чужих территорий

Буржуазное государство

Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата

Орудие диктатуры буржуазии, с помощью которого она экономически и политически господствует в данном обществе

Охрана частной собственности, подавление сопротивления пролетариата, организация функционирования экономики

Защита государства от внешней угрозы, борьба за рынки сбыта и вывоза капитала

Социалистическое государство

Общенародная собственность на средства производства

На первом этапе – диктатура пролетариата и беднейших слоев крестьянства, на втором – общенародное государство

Подавление сопротивления эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание основ социалистической экономики, идеологическая функция

Защита государства от интервенции капиталистических держав, экспорт революции за рубеж, создание социалистической системы

Недостатки формационного подхода к типологии государства очевидны.  К их числу относятся:

  •  искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций, которое не отражает многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства;
    •  только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер.  Рабовладельческие государства в чистом виде существовали в Древних Греции и Риме, феодальное – только в Египте;
      •  положение о социальном государстве как о высшем типе государства, «отмирающем» государстве базировалось на представлении о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития;
      •  игнорирование общесоциальной роли государства;  рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры;
      •  отсутствие объяснения весьма важных различий между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накоплениями в ходе исторического развития и передаваемые в рамках культуры представления о мире, ценностями, образцами поведения).  Наиболее распространенным является выделение государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др.) и государств вторичных цивилизаций (западно - и восточноевропейской, североамериканской и др.).  Для первых характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества, тесная связь с религией.  Вторые характеризуются отчетливыми различиями между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика.

Также различают государства восточные и западные; древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

К недостаткам цивилизационного подхода относятся:

  •  наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;
  •  игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, - принадлежность политической власти.

Таблица:

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

(А.ДЖ. ТОЙНБИ)

Рабовладельческое

Египетское

Феодальное

Китайское

Буржуазное

Иранское

Социалистическое

Сирийское

Мексиканское

Западное

Дальневосточное

Православное

Арабское

Другие (всего - 21)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным вам типологиям:

  •  США XVIII
  •  Новгородская феодальная боярская республика
  •  Древний Рим
  •  Франция XVI века
  •  СССР после Великой Отечественной войны
  •  современный Китай

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31783. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности 29 KB
  Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника инвестора заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями: динамика предприятия рост стабильность спад; структура капитала предприятия: предполагает ли данная структура риск для вложенного капитала; место предприятия среди других предприятий данной отрасли...
31784. Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции 43 KB
  Существует обыденное и экономическое понятие рынка. В сфере обмена рынка выступают два собственника собственник товара и собственник денег. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так: Рынок это упорядоченная структура посредство которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара чтобы определить его цену и...
31785. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 31.5 KB
  Формулируются задачи которые должны быть решены в ходе проверки каждого сегмента устанавливаются совокупности элементов натуральных единиц или документов которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач. Задачи проверки соответствующего сегмента вытекают из критериев существования возникновения прав и обязанностей полноты оценки точности представления и раскрытия. Указанные критерии определены федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности № 5 Аудиторские доказательства и обеспечивают достаточные...
31786. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации 41.5 KB
  Межбюджетные отношения это отношения между органами государственной власти на различных уровнях а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Для того чтобы правильно раскрыть сущность межбюджетных отношений необходимо раскрыть понятие бюджетного федерализма как их определенного типа. Под бюджетным федерализмом понимают форму организации межбюджетных отношений в федеративном государстве.
31787. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 37.5 KB
  Федеральный закон Об аудиторской деятельности. К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон Об аудиторской деятельности N 307 от 30122008 в ред. N 80 О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ ; Положение о лицензировании аудиторской деятельности утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г.
31788. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 30.5 KB
  Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации а также определения роли государственных органов в ее создании. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.
31789. Система «стандарт-кост» 36.5 KB
  традиционный учет по полной себестоимости принятый в отечественной промышленности или стандарткост принятый в зарубежной практике; Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по какомулибо признаку например по признаку зависимости расходов от объемов производства то есть система директкостинг. Отличия системы нормативных затрат стандарткост и нормативного метода учета затрат лежат в нескольких плоскостях: 1 В способе калькулирования себестоимости продукции и определения прибыли: в нормативном учете в...
31790. Особенности организации системы внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса 37.5 KB
  Особенности организации системы внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса Аннотация:В малом бизнесе внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта по решению руководства для повышения эффективности управления. Определяя необходимость функционирования внутрихозяйственного контроля целесообразно рассмотреть элементы системы внутреннего контроля. Определяя необходимость функционирования внутрихозяйственного контроля целесообразно рассмотреть элементы системы внутреннего контроля. В научной и учебной литературе...
31791. Системы управленческого учета 41.5 KB
  Финансовый учет это система сбора и обработки информации о финансовом состоянии организации он включает в себя бухучет. На микроуровне к финансовому учету относится отчетность предприятия перед вышестоящим предприятием. Управленческий учет это система сбора и обработки информации в целях принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятия.