79714

ипы государства. Формационный подход к типологии государства. Исторические типы государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Русский

2015-02-14

77 KB

3 чел.

Тема 3: «СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА»

План:

  1.  Понятие и признаки государства.
  2.  Типы государства.  Формационный подход к типологии государства.  Исторические типы государства.
  3.  Цивилизационный подход к типологии государства.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Существует множество определений понятия «государство».  Наиболее распространенным является следующее.

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны.  Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него.  Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Любое государство характеризуется рядом признаков.  Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.  К ним относятся:

  •  наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
  •  осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), состоящим из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций;
  •  территориальная организация власти и населения.  Если при родовом строе люди были объединены кровно-родственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности действует по территориальному признаку, т.е. распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, не зависимо от их кровно-родственной связи.  Кроме того, население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
  •  налоги (займы).  Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов).  Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства.  Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как суверенитет и монополия на правотворчество.

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным.  Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств- победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо в случае объединения их в федерацию и передачу ряда своих прав федеральным органам.

Монополия на правотворчество подразумевает исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.  Основоположники марксизма полагали, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства.  Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления.  В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существовавший способ производства.  Но после революции 1917 года в России и «великой депрессии» 1929-1933 годов в странах Запада и США, породивших вопрос о судьбе капитализма, изменилась роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права, стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества.  Изменилось и само общество.  Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства.  Статус и власть приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами.  Само насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным.  Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность.  И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство обладает специальным аппаратом, представляющим собой особый разряд людей, наделенных властными полномочиями.  От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т.д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы.  Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

Рассматривая данный вопрос о понятии и сущности государства следует отметить, что существуют и иные определения государства, принадлежащие выдающимся мыслителям прошлого.  Так, Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни.  Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.  Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное и правовое явление, целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав.

ТИПЫ ГОСУДАРСТ.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.

 Тип государства – это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Существует два подхода к типологии государства: формационный и Цивилизационный.  В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях (их насчитывают пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).  Каждый из формаций соответствует свой исторический тип государства – совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.  Поэтому при формационном подходе выделяют следующие типы государства:

  •  рабовладельческий;
    •  феодальный;
    •  буржуазный;
    •  социалистический.

Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует).

Исторические типы государства

Тип государства

Экономическая основа

Сущность

Функции государства

внешние

внутренние

Рабовладельческое государство

Полная собственность рабовладельца на средства производства и на личность раба

Орудие диктатуры класса рабовладельцев с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном государстве

Подавление сопротивления рабов, охрана собственности рабовладельцев, организация общественных работ

Защита страны от внешних нападений, завоевание и порабощение других народов

Феодальное государство

Собственность феодала на землю при частной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот, безвозмездный труд крестьян на феодала (внеэкономическое принуждение)

Орудие диктатуры феодалов, с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном обществе

Охрана феодальной собственности (прежде всего собственность феодала на землю), подавление сопротивления крестьян

Защита страны от внешних врагов, захват чужих территорий

Буржуазное государство

Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата

Орудие диктатуры буржуазии, с помощью которого она экономически и политически господствует в данном обществе

Охрана частной собственности, подавление сопротивления пролетариата, организация функционирования экономики

Защита государства от внешней угрозы, борьба за рынки сбыта и вывоза капитала

Социалистическое государство

Общенародная собственность на средства производства

На первом этапе – диктатура пролетариата и беднейших слоев крестьянства, на втором – общенародное государство

Подавление сопротивления эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание основ социалистической экономики, идеологическая функция

Защита государства от интервенции капиталистических держав, экспорт революции за рубеж, создание социалистической системы

Недостатки формационного подхода к типологии государства очевидны.  К их числу относятся:

  •  искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций, которое не отражает многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства;
    •  только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер.  Рабовладельческие государства в чистом виде существовали в Древних Греции и Риме, феодальное – только в Египте;
      •  положение о социальном государстве как о высшем типе государства, «отмирающем» государстве базировалось на представлении о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития;
      •  игнорирование общесоциальной роли государства;  рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры;
      •  отсутствие объяснения весьма важных различий между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накоплениями в ходе исторического развития и передаваемые в рамках культуры представления о мире, ценностями, образцами поведения).  Наиболее распространенным является выделение государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др.) и государств вторичных цивилизаций (западно - и восточноевропейской, североамериканской и др.).  Для первых характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества, тесная связь с религией.  Вторые характеризуются отчетливыми различиями между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика.

Также различают государства восточные и западные; древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

К недостаткам цивилизационного подхода относятся:

  •  наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;
  •  игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, - принадлежность политической власти.

Таблица:

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

(А.ДЖ. ТОЙНБИ)

Рабовладельческое

Египетское

Феодальное

Китайское

Буржуазное

Иранское

Социалистическое

Сирийское

Мексиканское

Западное

Дальневосточное

Православное

Арабское

Другие (всего - 21)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным вам типологиям:

  •  США XVIII
  •  Новгородская феодальная боярская республика
  •  Древний Рим
  •  Франция XVI века
  •  СССР после Великой Отечественной войны
  •  современный Китай

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31094. Основные макроэкономические проблемы 43.5 KB
  Причины и виды безработицы Безработица является характерной чертой современной экономики. Существуют виды безработицы которые неизбежны и которые являются объектом государственного регулирования. Выделяют три основных вида безработицы: фрикционную структурную циклическую. Общее число фрикционных и структурных безработных определяют естественную норму безработицы 56 .
31095. Природа денег. Денежный рынок 30.5 KB
  Природа денег. Денежный рынок Относительно природы денег существуют следующие концепции денег: эмпирическая в которой деньгами называют все что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги; функциональная концепция когда к природе денег подходят через те функции которые они выполняют средства обмена средства накопления стоимости мера стоимостей всех товаров и другие функции. Марксистская концепция которая корнями уходит в классическую объясняет происхождение денег из внутреннего противоречия товара которое в свою...
31096. Основы теории управления 103.5 KB
  Основы теории управления 16. Сущность и природа управления Вся жизнь человека это бесконечная цепочка его деятельности которая разнообразна и многообразна. Сущность управления состоит в том что это специфический вид деятельности человека который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной или совместной деятельности. Содержание управления отражает его функции во всей своей совокупности.
31097. Модели, методология и организация процесса принятия управленческих решений 91 KB
  Модели методология и организация процесса принятия управленческих решений Для изучения и освоения категории менеджмента управленческое решение рассмотрим следующие вопросы: что понимают под управленческим решением; почему решение называют управленческим и бывают ли решения неуправленческие; может ли решение приниматься вне целесообразной деятельности человека; можно ли принять управленческое решение без логической цепочки: цель  ситуация  проблема Ц  С  П; кто может быть лицом принимающим решение ЛПР. Управленческое...
31098. Экономические ресурсы предприятия 71 KB
  Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.
31099. Методы и модели разработки УР 68.97 KB
  Обобщенная классификация методов принятия управленческих решений В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы среди которых выделяют аналитические статистические математического программирования эвристические экспертные ситуационные и ряд других. В процессе принятия управленческих решений лицо принимающее решение может применять различные методы которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных по различным критериям решений. Все методы принятия решений можно разделить на две группы:...
31100. Понятие и сущность управленческого решения Сущность, назначение и содержание управленческого решения 57.25 KB
  Решения принимаются человеком в разных сферах деятельности технической биологической социальной экономической политической и являются основным продуктом деятельности организуемых в этих сферах систем управления. Для сферы социальной общественной экономической и политической деятельности людей где в качестве основного объекта управления выступает личность человека с его высокой степенью непредсказуемости в поступках реакциях разработана совокупность социальнопсихологических методов управления которые совместно с...
31101. Денежно-кредитная система 189.34 KB
  Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов цен на выпуск продукции. Происхождение денег. Золото в роли денег В экономической теории существуют две точки зрения на происхождение денег: рационалистическая и эволюционная. История происхождения денег подтверждает эту теорию.
31102. Экономическая теория и экономическая практика 74.5 KB
  Глава школы Франсуа Кенэ 16941774 заложил основы теории воспроизводства общественного капитала создав первую макроэкономическую модель в виде экономических таблиц. После экономических кризисов 2030х гг. Своим разнообразием точек зрения на проблемы общества экономика позволяет выявить исторические особенности экономических систем и понять закономерности развития мировой цивилизации. Микроэкономика связана с исследованием деятельности отдельных экономических субъектов.