79714

ипы государства. Формационный подход к типологии государства. Исторические типы государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Русский

2015-02-14

77 KB

2 чел.

Тема 3: «СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА»

План:

  1.  Понятие и признаки государства.
  2.  Типы государства.  Формационный подход к типологии государства.  Исторические типы государства.
  3.  Цивилизационный подход к типологии государства.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Существует множество определений понятия «государство».  Наиболее распространенным является следующее.

Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны.  Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него.  Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Любое государство характеризуется рядом признаков.  Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.  К ним относятся:

  •  наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
  •  осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), состоящим из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций;
  •  территориальная организация власти и населения.  Если при родовом строе люди были объединены кровно-родственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности действует по территориальному признаку, т.е. распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, не зависимо от их кровно-родственной связи.  Кроме того, население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;
  •  налоги (займы).  Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов).  Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства.  Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как суверенитет и монополия на правотворчество.

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным.  Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств- победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо в случае объединения их в федерацию и передачу ряда своих прав федеральным органам.

Монополия на правотворчество подразумевает исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.  Основоположники марксизма полагали, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства.  Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления.  В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существовавший способ производства.  Но после революции 1917 года в России и «великой депрессии» 1929-1933 годов в странах Запада и США, породивших вопрос о судьбе капитализма, изменилась роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права, стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества.  Изменилось и само общество.  Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства.  Статус и власть приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами.  Само насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным.  Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность.  И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство обладает специальным аппаратом, представляющим собой особый разряд людей, наделенных властными полномочиями.  От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т.д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы.  Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

Рассматривая данный вопрос о понятии и сущности государства следует отметить, что существуют и иные определения государства, принадлежащие выдающимся мыслителям прошлого.  Так, Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни.  Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.  Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное и правовое явление, целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав.

ТИПЫ ГОСУДАРСТ.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.

 Тип государства – это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Существует два подхода к типологии государства: формационный и Цивилизационный.  В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях (их насчитывают пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).  Каждый из формаций соответствует свой исторический тип государства – совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.  Поэтому при формационном подходе выделяют следующие типы государства:

  •  рабовладельческий;
    •  феодальный;
    •  буржуазный;
    •  социалистический.

Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует).

Исторические типы государства

Тип государства

Экономическая основа

Сущность

Функции государства

внешние

внутренние

Рабовладельческое государство

Полная собственность рабовладельца на средства производства и на личность раба

Орудие диктатуры класса рабовладельцев с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном государстве

Подавление сопротивления рабов, охрана собственности рабовладельцев, организация общественных работ

Защита страны от внешних нападений, завоевание и порабощение других народов

Феодальное государство

Собственность феодала на землю при частной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот, безвозмездный труд крестьян на феодала (внеэкономическое принуждение)

Орудие диктатуры феодалов, с помощью которого они экономически и политически господствуют в данном обществе

Охрана феодальной собственности (прежде всего собственность феодала на землю), подавление сопротивления крестьян

Защита страны от внешних врагов, захват чужих территорий

Буржуазное государство

Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата

Орудие диктатуры буржуазии, с помощью которого она экономически и политически господствует в данном обществе

Охрана частной собственности, подавление сопротивления пролетариата, организация функционирования экономики

Защита государства от внешней угрозы, борьба за рынки сбыта и вывоза капитала

Социалистическое государство

Общенародная собственность на средства производства

На первом этапе – диктатура пролетариата и беднейших слоев крестьянства, на втором – общенародное государство

Подавление сопротивления эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание основ социалистической экономики, идеологическая функция

Защита государства от интервенции капиталистических держав, экспорт революции за рубеж, создание социалистической системы

Недостатки формационного подхода к типологии государства очевидны.  К их числу относятся:

  •  искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций, которое не отражает многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства;
    •  только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер.  Рабовладельческие государства в чистом виде существовали в Древних Греции и Риме, феодальное – только в Египте;
      •  положение о социальном государстве как о высшем типе государства, «отмирающем» государстве базировалось на представлении о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития;
      •  игнорирование общесоциальной роли государства;  рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры;
      •  отсутствие объяснения весьма важных различий между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накоплениями в ходе исторического развития и передаваемые в рамках культуры представления о мире, ценностями, образцами поведения).  Наиболее распространенным является выделение государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др.) и государств вторичных цивилизаций (западно - и восточноевропейской, североамериканской и др.).  Для первых характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества, тесная связь с религией.  Вторые характеризуются отчетливыми различиями между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика.

Также различают государства восточные и западные; древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

К недостаткам цивилизационного подхода относятся:

  •  наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;
  •  игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, - принадлежность политической власти.

Таблица:

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

(А.ДЖ. ТОЙНБИ)

Рабовладельческое

Египетское

Феодальное

Китайское

Буржуазное

Иранское

Социалистическое

Сирийское

Мексиканское

Западное

Дальневосточное

Православное

Арабское

Другие (всего - 21)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным вам типологиям:

  •  США XVIII
  •  Новгородская феодальная боярская республика
  •  Древний Рим
  •  Франция XVI века
  •  СССР после Великой Отечественной войны
  •  современный Китай

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15884. Вырождение стоимости к постановке проблемы 47.5 KB
  А.И. Шишкин студ. Пермский государственный национальный исследовательский университет ВЫРОЖДЕНИЕ СТОИМОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1 Современное общество претерпевает глобальные изменения. Изменения касаются всех сфер жизни общества. Сегодня существует тенд
15885. Становление инновационной личности и философия 41.5 KB
  В.Г. Сидоров д. филос. н. проф. Кубанский государственный университет СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИИ ФИЛОСОФИЯ Как известно система образования представляет собою такой общественный институт который не только осуществляет духовнорациональную и культ
15887. Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании 119.11 KB
  И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в
15888. Коррупция в инновациях философского познания 49 KB
  Э.Н. Грибакина д. филос. н. проф. Уральская государственная юридическая академия КОРРУПЦИЯ В ИННОВАЦИЯХ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ Одним из инновационных направлений современной философии как науки являются исследования в области криптоционной реальности. По
15890. Что такое мироощущение опыт осмысления 381.55 KB
  В.К. Шрейбер к. филос. н. доц. Челябинский государственный университет ЧТО ТАКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ Мироощущение относят к феноменам мировоззренческого круга. Но что подразумевается под мироощущением Ощущение о каких бы его типах не говорить...
15891. Механизмы интерпретации классического текста в «Чайке» Б. Акунина 44.5 KB
  Механизмы интерпретации классического текста в Чайке Б. Акунина Н. А. Кузьмина Омский государственный университет Интерпретация вторичный текст римейк прототекст Summary. The article deals with the specific genre of postmodernistic fiction – remake – and peculiarities of interpretation classic literary prototexts. Аксиомой...
15892. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 83 KB
  ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Анализ художественного произведения Анализ прозаического литературного произведения Концептуальный уровень художественного произведения Уровень организации произведения как художественного целого Урове...