79715

Современный подход к определению факторов происхождения государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современный подход к определению факторов происхождения государства. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА По вопросу о происхождении возникновения государства существуют самые разные теории. Наиболее распространенными являются теории происхождения государства приведенные в таблице ниже.

Русский

2015-02-14

58 KB

10 чел.

Тема 4: «ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА»

План:

  1.  Теории происхождения государства.
  2.  Современный подход к определению факторов происхождения государства.

1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

По вопросу о происхождении (возникновения) государства существуют самые разные теории.  Наиболее распространенными являются теории происхождения государства приведенные в таблице ниже.

Название теории

Представители

Сущность теории

«Слабые места» теории

Теологическая

А. Августин,

Ф. Аквинский,

Ж. Маритен

Процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира.  Государство рассматривается как форма общения, предписанная человеку Богом.

Все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли («нет власти не от Бога»).  Государь наделяется церковью правом повелевать людьми, но сам является слугой церкви.

Опирается не на данные науки, а на веру.

Патриархальная

Аристотель,

Н. Михайловский

Государство является продуктом естественного развития семьи.  Семья разрастается в племя, а племя – в государство.  Соответственно власть главы семьи, патриарха, отца превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

Патриархальная семья появилась вместе с государством как результат разложения родового строя.  Если главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи.

Договорная

Т. Гоббс,

Дж. Локк,

Ш.-Л. Монтескье,

Ж.-Ж. Руссо

Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности.  Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство.  При этом общественный договор мыслился не как конкретный документ, а как определенное состояние общества.  В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон другая имела право на ответные действия: народ – на восстание против деспота, монарх – на наказание виновных.

Государство рассматривается исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей.  Во внимание не принимаются объективные процессы, приводящие к образованию государства. Сомнительно, что различные группы людей, со специфическими интересами смогли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур.

Несоответствие теории современным научным представлениям о первобытном обществе (война всех против всех, «золотой век человечества»).

Теория насилия

Ш. Ян,

Л. Гумплович,

К. Каутский

Государство – результат завоевания одной части общества другой, одного племени другим.  Оно возникло из силы, навязанной обществу извне.  Государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

В истории насилие часто является не причиной, а лишь ускоряющим фактором в образование государства.  Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Психологическая

Л. Петражицкий

Основные причины возникновения государства лежат не в социально-экономической сфере, а в особенностях психики и склонностях (у одних людей – повелевать слабыми, у других – подчиняться более сильным).  Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения есть причина возникновения государства.

Человеческая психика не первична по отношению к социально-политической деятельности, а формируется под ее воздействием.

Социально-экономическая

К. Маркс,

Ф. Энгельс,

В. Ульянов / Ленин /

Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов.  Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Недооценка конкретно-исторических и религиозных особенностей, а также иных факторов, влиявших на возникновение государства.

Ирригационная

К. Витфогель

Государство возникает как следствие потребности общества в постоянном осуществлении крупно-масштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений.  Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы.  Осуществлять же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

Возникновение государство первично по отношению к ирригационным работам: именно его наличие и позволяло организовывать столь крупные и скоординированные действия населения.  Во многих регионах не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны.

Расовая

Ж. Гобино,

Ф. Ницше

Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.  Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т.д.) – слепо повиноваться первым.

Положения теории об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожении последних.

Инцестная

К. Леви-Строс

Причина возникновения государства – введение запрета инцеста, т.е. запрета кровосмешения между родственниками.  Необходимость следить за соблюдением этого запрета привела к выделению в обществе особой группы людей, которые применяли принуждение в случае неисполнения запрета.  Впоследствии эти люди стали использовать и государственные функции.

Эта теория не способна дать полное представление о причинах происхождения государства;  процесс воспроизводства у многих популяций животных тоже носит сложный характер, но тем не менее не производит к созданию государства.

Спортивная

Х. Ортега-и-Гасет

Причина возникновения государства лежит в необходимости подготовки членов племени к труду и военному делу.  У первобытных народов существовал обряд инициализации (посвящения), использовавшийся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя.  Для подготовки к инициализации создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.  Эти органы со временем переросли в государство.

В основу спортивной теории положены факты из истории древнегреческих государств – полисов.  Однако Греция была не единственным местом на земном шаре, где возникла государственность.  У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийский игры в Греции.

Диффузная

Гребнер

Государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим, в те регионы, населению которых низвестна государственная форма организации общественной жизни.

Не дает ответа на вопрос когда и почему появилось самое первое государство.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАКТОРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Рассматривая все концепции (теории) возникновения государства как по отдельности, так и вместе взятые можно сделать вывод об ограниченности каждой из этих концепций, представляющих собой субъективный взгляде представителей на объективный процесс развития социума.

Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить один ведущий фактор, детерминирующий процесс возникновения государства.  Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы.  Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); внешние – с угрозами обществу, исходящими из вне, а также с опытом развития других стран.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выполнить письменно!

Все теории происхождения государства в юридической науке принято классифицировать на две группы: органические и неорганические.

Какой критерий положен в основу такого деления?  

Перечислите теории относящиеся к первой и ко второй группе.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59620. Узагальнення вивченого про речення 31.5 KB
  Чому цей текст має таку назву Скільки в ньому речень У якому з них думка виражена одним словом Що ви уявляєте коли читаєте це речення Спишіть перші два речення. Зробіть перший висновок що таке речення слово або група слів.
59621. Узагальнення вивченого про текст 36.5 KB
  Оголошення теми уроку Ми сьогодні узагальнимо те що знаємо про текст будемо вчитися складати тексти різних типів. Робота в парах з деформованим текстом. І тут з’являється Їжачок учитель показує іграшку і каже...
59623. Українсько-московський договір 1654 р. та його наслідки для України 75.5 KB
  Урок–-захист проектів: Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для Україниâ€.Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України.
59625. Утворення Української козацької держави – Гетьманщини 46 KB
  В програмі висунутій гетьманом геніально систематизовані ідеї старої княжої Київської Русі з новою ідеєю козацької держави Запорізької Січі. 2ий учень дослідник...
59626. Хвороби шкіри. Запобігання захворюванням шкіри дівчат і хлопців. Косметичні проблеми підлітків 93.5 KB
  Мета: сформувати знання про ознаки хвороб шкіри косметичні проблеми підлітків; формувати навички запобігання хворобам шкіри косметичним проблемам підлітків; розвивати звички здорового способу життя; виховувати охайність бережливе ставлення до свого життя та здоров’я.