79720

Понятие демократии. Предпосылки демократии. Институты прямой демократии

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Критериями демократического общества в эту эпоху были: Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов; Занятие должностей по жребию; Периодические отчеты должностных лиц. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов публикация их стенографических отчетов представление чиновниками деклараций о своих доходах существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ; Выборность основных органов власти на основе всеобщего...

Русский

2015-02-14

80.5 KB

2 чел.

Тема 9: «ДЕМОКРАТИЯ»

План:

  1.  Понятие демократии.  Предпосылки демократии.
  2.  Признаки демократии.  Всеобщие институты демократии.
  3.  Формы демократии.
  4.  Институты прямой демократии:
    1.  Понятие избирательной системы общества.
    2.  Избирательный процесс и его стадии.
    3.  Пропорциональная и мажоритарная системы распределения мандатов.
    4.  Референдум и его виды.

ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ.

Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа».  В современной науке под демократией понимается режим, основанный на призвании народа источником и субъектом власти, однако иногда, говоря о демократии, могут иметь в виду и политическую систему, и даже форму государственно-политического устройства.

Впервые демократия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах) в классический период их существования.  Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V век до н.э. и связан прежде всего с именем Перикла.  Критериями демократического общества в эту эпоху были:

  •  Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов;
  •  Занятие должностей по жребию;
  •  Периодические отчеты должностных лиц.

Но не следует отождествлять античную демократию с ее современными формами, поскольку реальная власть принадлежала не большинству населения, а только гражданам-собственникам земли полиса, составляющим меньшинство.  Кроме того, отсутствовала идея автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащая в основе современной теории демократии.

Предпосылки демократии:

  •  Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
  •  Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту интересов демократии;
  •  Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Последнее из вышеперечисленных условий демократии является дискуссионным, и для его обсуждения рассмотрим вопрос: «Какие аргументы могут быть приведены в пользу следующих тезисов их сторонниками: а) частная собственность несовместима с подлинной демократией, так как нарушает ее базовые принципы; б) только признание права частной собственности делает общество по настоящему демократичным?».

Сторонники первого тезиса утверждают, что частная собственность неизбежно порождает социально-экономическое неравенство и тем самым подрывает принцип равновесия граждан.  Кроме того, в условиях частной собственности формируется крупный капитал, устанавливающий свое господство как в экономике, так и в политической сфере, что подрывает принцип большинства и равноправия.  Таким образом, для демократии необходимо, чтобы граждане имели более или менее равный материальный уровень и жили в обществе, свободным от сверхбогатства и нищеты.

Сторонники второй точки зрения рассуждают следующим образом: только частная собственность реально обеспечивает свободу и независимость гражданина перед лицом государства, гарантируя выбор работы и профессии, обеспечивая неприкосновенность личности и имущества.  Поэтому при демократическом режиме социально-экономическое неравенство возможно и неизбежно.  Государство же должно обеспечить достаточный уровень защиты малоимущих.

2. ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ

Признаки демократии:

  •  Признание народа источником власти и носителем суверенитета.  Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  •  Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равное участие граждан в политической жизни;
  •  Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
  •  Именно большинство, а не меньшинство выражает свою волю через институт демократии (принцип большинства);
  •  Права меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  •  Политический плюрализм, т.е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  •  Правовое государство;
  •  Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  •  Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.  Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;
  •  Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  •  Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Для того, чтобы вышеперечисленные признаки могли быть воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.  К ним относятся:

  •  Выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;
  •  Ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);
  •  Сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

3. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Выделяют две формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти: прямую (непосредственную) или косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы.  К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов.  Поэтому все институты непосредственной демократии можно разделить на:

А) имеющие окончательное, общеобязательное значение (выборы, референдумы),

Б) имеющие консультативное значение (все остальные).

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.  Особую роль среди них играет парламент – высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Элементы прямой демократии сохранились, например, в некоторых швейцарских кантонах (субъектах швейцарской федерации), в которых раз в году проводится собрание граждан, имеющих право голоса.  Такое собрание открытым голосованием принимает решения по вопросам компетенции кантона и выбирает должностных лиц кантона. Но даже в таких кантонах действуют кантональные парламенты.  В других швейцарских кантонах и на уровне федерации существует только представительная демократия.

Конституция РФ 1993 года закрепляет еще одну форму народовластия – систему органов местного самоуправления.  Они отдельны от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений, носящих локальный характер.

  1.  ИНСТИТУТЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ.

4.1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Понятие избирательной системы общества конкретизируется на представлении непосредственной формы демократии и основных способах ее осуществления.

Избирательная система – это порядок формирования выборных органов государства.  Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право – это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.  Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным).   Избирательное право может быть ограничено цензами.  Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.

Характеризуя принципы избирательного права, выявляется сущность каждого из них, которую возможно отразить в следующей таблице:

Принципы избирательного права

Сущность принципа

Принцип всеобщего избирательного права

Право на участие в выборах имеют все граждане, достигшие определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов.  Допускается лишь ценз оседлости.  Не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Принцип равного избирательного права

Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно та формула звучит так: «Один избиратель – один голос»).  Одновременно с этим каждый избирательный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей

Принцип прямого избирательного права

Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата или партийный список

Принцип тайного голосования

Контроль за волеизъявлением избирателей во время голосования отсутствует

Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов).

4.2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ

Избирательный процесс – это порядок и основные стадии в организации выборов.  Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

  •  Назначение выборов (как правило, главой государства);
  •  Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
  •  Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
  •  Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
  •  Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
  •  Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);
  •  Процесс голосования по избирательным участкам;
  •  Подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);
  •  Подсчет результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий.  В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т.е. независимости депутата от избирателей.  В бывших же советских республиках существовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан»в своей деятельности наказами избирателей, был ответствен перед ним и мог быть досрочно отозван.

4.3. СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАНДАТОВ

В мире существует две системы распределения мандатов по итогам голосования: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.  Ее главным принципом является принцип «победитель получает все».  К разновидностям этой системы относится мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).  Ее достоинством является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей.  Однако существенны и недостатки такой системы: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избирательным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый их его противников в отдельности.  Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

 Пропорциональная избирательная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип разделения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.  При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.  Часто избирательным округом становится вся страна.  Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, а избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.  Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.  При такой системе невозможно выдвинуть так называемого «независимого» кандидата, т.е. для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список.  После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»).  Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов.  При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи мандатов нужно применить еще один способ распределения остатков (например: метод наибольшего остатка).

НАПРИМЕР:

В выборах участвовало пять партийных списков.  Список партии А получил 126 тыс. голосов, партия Б – 94 тыс. голосов, партия В – 88 тыс., партия Г – 65 тыс., партия Д – 27 тыс. голосов.  Всего по округу подано 400 тыс. голосов.  Округ представляют в парламенте восемь депутатов.

Определяем избирательную квоту: 400.000 голосов : 8мест= 50.000.

Проводим первое распределение:

Список А – 126.000 голосов : 50.000 = 2 места (остаток 26.000 голосов).

Список Б – 94.000 голосов : 50.000 = 1 место (остаток 44.000 голосов).

Список В – 88.000 голосов : 50.000 = 1 место (остаток 38.000 голосов).

Список Г – 65.000 голосов : 50.000 = 1 место (остаток 15.000 голосов).

Список Д – 27.000 голосов : 50.000 = 0 мест (остаток 27.000 голосов).

ИТОГО:     = 5 мест из 8

Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными три мандата.  В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов – списки Б, В и Д.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, в совокупности не набравшие определенного числа голосов (как правило 5%), отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при проведении итогов.

4.4. РЕФЕРЕНДУМ И ЕГО ВИДЫ

Основной формой прямой демократии является референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.  Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародного голосование было проведено еще в 1439 году.

Референдумы подразделяются:

  •  По правовой силе результатовна консультативные (решения такого референдума не обязательны к исполнению, его цель – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и требуют утверждения каким-либо органом);
  •  По содержанию проектов, выносимых на голосование, - на конституционные (принятие конституций либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);
  •  По способу организациина обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативный (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от главы государства, парламента в целом или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления.  На референдум обычно выносят вопросы, предполагающий однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответ.  Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается.  В Российской Федерации, например, к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.

Как и на выборах, для проведения референдума образуется специальные комиссии, ведется агитационная работа.  Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Реши задачи:

1. Всего в выборах приняло участие 2 млн.220 тыс. избирателей из 3 млн. зарегистрированных.  В парламенте необходимо заместить 75 мест.  2/3 мест замещается путем выборов по мажоритарной системе, а 1/3 – по пропорциональной.  Список А получил 350 тыс. голосов, список Б – 75 тыс. голосов, список В – 98 тыс. голосов, список Г – 290 тыс. голосов, список Д – 715 тыс. голосов, список Е – 495 тыс. голосов, список Ж – 197 тыс. голосов.

Распределите мандаты между списками.

2. Всего в выборах приняло участие 1 млн. 969 тыс. избирателей из 2,5 млн. зарегистрированных.  В парламенте необходимо заместить 45 мест.  2/3 мест замещается путем выборов по мажоритарной системе, а 1/3 – по пропорциональной системе.  Список А получил 220 тыс. голосов, список Б – 780 тыс. голосов, список В - 71 тыс. голосов, список Г – 94 тыс. голосов, список Д – 305 тыс. голосов, список Е – 174 тыс. голосов, список Ж – 325 тыс. голосов.

Распределите мандаты между списками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68057. Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края 84 KB
  Воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I; 3. Задачи: актуализировать знания обучающихся по теме Экономика при Петре I; познакомить обучающихся с пребыванием Петра I в нашем крае; сформировать знания обучающихся о развитии...
68058. Розпізнавання спільнокореневих слів. Вправляння зі спільнокореневими словами 74 KB
  Закріпити уміння учнів підбирати споріднені слова які належать до різних частин мови. Закріплювати знання учнів про спільнокореневі слова на основі спорідненості слів про спільні частину споріднених слів – корінь; розвивати мовне чуття; закріплювати уміння розрізняти такі поняття...
68059. Їжа, корисна для здоров’я. Народні традиції харчування. Практична робота: вибір корисної їжі для харчування 36.5 KB
  Мета: розширити уявлення учнів про їжу, корисну та шкідливу для здоров’я; познайомити із традиційними національними страви; Вчити їх правильно харчуватися, розвивати вміння працювати з додатковою літературою, готувати повідомлення; продовжувати виховання та прагнення учнів до здорового способу життя.
68060. Космічні таємниці (або що потрібно знати справжньому космонавту) 105.5 KB
  Поглибити і розширити знання учнів про закон збереження імпульсу, реактивний рух, будову і рух ракети, космонавтику. Показати важливість праць українських вчених та вчених з інших країн у розвитку космонавтики. Сприяти подальшому розвитку пізнавальної діяльності учнів. Формувати компетенції учнів з вищевказаної теми.
68062. ЛІНА КОСТЕНКО СЬОГОДНІ Й ЗАВЖДИ 429 KB
  У червні ситуація в Україні різко змінюється. Після блискучої перемоги козацьких військ під Батогом, після вигнання польської шляхти з лівобережжя України влада Богдана Хмельницького і його авторитет знову стають загальновизнаними. І тоді, як не дивно, з’являється унікальний (для нашої теми) документ...
68063. Українська народна казка «Котик і Півник» 59 KB
  Обладнання: книжкова виставка українських народних казок ілюстрації до казки кросворд м’які іграшки котика півника лисички бублики фішки для позначення звуків. Котик Шия жовта хвіст зелений Бородаяк маків цвіт Ходить птиця по садку І співа: Кукуріку Півник В темнім лісі проживає...