79721

Зарождение и развитие идеи правового государства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Признаки правового государства. К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.

Русский

2015-02-14

52 KB

1 чел.

Тема 10: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

План:

Зарождение и развитие идеи правового государства.

Признаки правового государства.

Правовое государство и гражданское общество.

К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства.  У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.-Л. Монтескье и И.Канта.

И.Кант основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве.  Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм.  Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом.  Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равновесия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством.  Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ.  Им же формируется законная власть.  Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть.  Такой способ организации власти, по мнению И.Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И.Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов.  В конце XIX века немецкий юрист Г.Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами.  Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства.  Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие.  Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX – начале XX веков, когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н.М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание.  Такого содержания, по мнению Н.М. Коркунова, можно достичь тремя способами:

  1.  разделением отдельных функций между различными органами;
  2.  совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);
  3.  выполнение различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый.  Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления.  Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т.е. жалоб.

Высказанные Н.М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реорганизацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н.М. Коркунова являлся С.А. Котляревский.  Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством.  К ним С.А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и т.п..  ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предполагал и определенные условия их реализации.  Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за нарушения.

Выдвинутые С.А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а в последствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Современная юридическая наука во всей своей деятельности называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Характеризуя признаки правового государства их можно выделить в основные четыре формы и раскрыть содержание каждого принципа следующим путем:

Признаки

Содержание признака

Верховенство закона

Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона.  Должна соблюдаться иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу.  Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их

Соблюдение и охрана прав и свобод человека

Государство должно не только провозгласить, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

Принцип разделения властей

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, их взаимоограничение и взаимный контроль

Взаимная ответственность государства и личности

За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют основами) являются:

  1.  производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.  Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида.  Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
  2.  режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3.  высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в правлении государственными и общественными делами;
  4.  создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
  5.  гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.  Лишь «разгосударствленное» общество, свободное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства.  В ней закреплён и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей.  Отдельная глава Конституции РФ посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво.  В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.  Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основам законов СССР:

  1.  законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;
  2.  население лишилось права отзыва депутатов, не оправдавших их доверия;
  3.  деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из под общественного контроля.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховности закона.  Имеют место факты принятия исполнительными и представительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.  Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально.  Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд.  Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Принцип разделения власти в Конституции РФ закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действительный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:

  •  устранить рассогласованность в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ – с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты – в соответствие с законами РФ);
  •  преодолеть правовой нигилизм, как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;
  •  усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
  •  устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как к гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.
81632. Узагальнення вивченого матеріалу по темі «Іменник» 62 KB
  Мета: Узагальнити вивчений матеріал про іменник; закріпити навички розбору іменника як частини мови. Розвивати усне і писемне мовлення учнів, творчу уяву. иховувати дружні стосунки у колективі. Тип уроку: урок закріплення знань, умінь і навичок.
81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислів’я зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...
81635. Написання суфіксів -ськ-, -зьк-, -цьк- в прикметниках 51 KB
  Задачі: Формування комунікативної автономізаційної компетентностей: виробляти в учнів вміння і навички вживання суфіксів –ськ цьк зьк. Сьогодні на уроці ми будемо вчитися правильно вживати та записувати у словах суфікси ськ зьк цьк. З м’яким знаком зьк цьк ськ написать не забувай.
81636. Бабусенько ріднесенька 190.5 KB
  Мета: сприяти розвитку навичок виразного читання,слухання та комунікативних умінь; розвивати мовлення, творчу фантазію, збагачувати словниковий запас, уміння висловлювати думку; підкреслити важливу роль бабусі у житті кожної людини, допомогти відчути цінність зв’язку між поколіннями та дитиною...
81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.