79723

Понятие правового статуса личности и его структура. Основные международные документы о правах человек и их содержание

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовой статус (положение) человека - это совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса личности имеет конституция государства.

Русский

2015-02-14

89.5 KB

2 чел.

Тема 12: «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.  ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.»

План:

  1.  Понятие правового статуса личности и его структура.
  2.  Права человека: сущность и понятие.
  3.  Классификации прав человека.
  4.  Основные международные документы о правах человек и их содержание.
  5.  Международные механизмы защиты прав человека.
  6.  Институт парламентского Уполномоченного по правам человека.
  7.  Критика философии прав человека.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕГО СТРУКТУРА.

Правовой статус (положение) человека - это совокупность его прав и обязанностей.  Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса личности имеет конституция государства.  Именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина.  В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности.  Ряд ученых включают в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность личности.  Однако это вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы «следует считать... предпосылками правового статуса».

2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ.

Следует обратить внимание на то, что проблема прав человека, как и все, что с ней связано, имеет универсальный характер, является предметом изучения разных общественных (и некоторых естественных) наук.  В широком смысле понятие «права человека» есть категория прежде всего философская, нравственная, политическая и только затем - правовая. Юридическая наука и области изучения прав человека не занимается изучением исторических событий, посвященных борьбе отдельных людей и народов за свои права.  Она имеет свой предмет - законодательство (как национальное, так и международное), закрепляющее определенный правовой статус личности.

Понятие прав человека - одно из самых дискуссионных в юридической науке.  Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории.  Согласно ей, права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.  Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством.  Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать.  Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.

Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него.  Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам.

И естественно-правовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире уже не выступают как антиподы.  Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки происхождения прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств.  Она ставит права человека превыше государства, ее цель - посредством прав человека ограничить личность от тоталитарных притязаний со стороны государства.  Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном законодательстве, права человека выступают достаточно неопределенно, размыто, что затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты.  Закрепляя законодательно права человека, государство обязывает себя обеспечивать и гарантировать их.  Современная конституционная практика развитых государств в известной мере устранила противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод в своих конституциях, исключая таким образом подавление и насилие государства по отношению к личности и одновременно отстаивая ее автономию.  Данная тенденция снимает противостояние и крайность указанных доктрин - незащищенность естественных прав человека вне государственного закрепления и дистанцирование позитивистского учения от нравственных, личностных, социальных ценностей.

Права человека - это формально определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу.

Достоинство - это признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.  Достоинство человека - источник его прав и свобод.

Свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии с своими интересами и целями.  Однако абсолютно свободным человек быть не может.  Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него.  Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Признание за человеком свободы и достоинства способствует, с одной стороны, уважительному отношению к каждому индивиду, с другой — признанию за ним соответствующих возможностей.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения.  Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.  Их взаимосвязь выражается в соблюдении простых правил:

  •  Уважении прав других людей
  •  Не нарушении чужих прав
  •  Не препятствование осуществлению прав других
  •  Не злоупотребление своими правами
  •  Соблюдение конституции и законов

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Существуют несколько классификаций прав человека.  Наиболее распространенной является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу.  К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.

Политические права - права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны.  К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.  К ним относятся: право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор профессии и рода снятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы и др.

Государство закрепляет и защищает социальные права граждан - права на благосостояние и достойный уровень жизни: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); на защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу, творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.).

По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека.  К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, т. к. для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия).  Второе поколение включает, социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).  Третье поколение называют правами народов. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в.  Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа.

По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).

4. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств.  Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в ряде региональных документов.

Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека.  Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека.  Декларация  -  это своеобразный регулятор отношений между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.

Значение Международных пактов 1966 г.:

  •  впервые государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан;
  •  впервые государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;
  •  впервые жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.

В отличие от вышеназванных документов ценность Европейской конвенции состоит не в перечне прав и свобод, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации.

Российская Федерация является участником фактически всех международных соглашений в этой области. Фундаментальные права и свободы человека закреплены в Конституции РФ 1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 г.  При этом в нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙМЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ.

Рассмотрение вопроса о международных механизмах защиты прав человека лучше всего начать с анализа следующей схемы:

УРОВНИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ (наднациональный)

Региональные системы

международной правозащиты

Универсальные системы международной правозащиты

Приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодательству.  Все иные - наднациональные - системы защиты прав человека носят субсидиарный, т. е. дополнительный, характер.  Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовом защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату.  При этом индивид имеет право свободно выбирать между различными международными контрольными органами на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что международные документы как правило, не предусматривают подачу жалобы одновременно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека, дабы избежать двойной работы.

Наиболее важными из существующих механизмов защиты прав человека являются следующие:

  •  «процедура 1503», названная так по порядковому номеру резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) ООН, в составе которого действует Комиссия по правам человека.  В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются систематические нарушения прав человека в той или иной стране.  Государства представляют ответы на эти жалобы и получают рекомендации по исправлению ситуацией.  Авторы сообщений не привлекаются к участию в разбирательстве и не уведомляются о принятых мерах;
  •  процедура Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, в соответствии с которым был создан Комитет по правам человека.  Обращаться с жалобой на нарушение прав, зафиксированных в этом пакте, может любой человек.  Однако жалоба может быть подана только на действия государства, подписавшего Факультативный протокол.  Итогом ее рассмотрения является обращение Комитета к государству-нарушителю с рекомендациями по восстановлению нарушенных прав.  Эти рекомендации не являются обязательными;
  •  процедура, созданная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к Конвенции).  Дела о нарушении прав человека рассматриваются в Европейском суде по правам человека.  Обращаться в Суд могут как отдельные индивиды, так и неправительственные организации.  Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, должны быть исчерпаны все доступные средства внутригосударственной защиты и истечь шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне.  Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствии с другой процедурой международного разбирательства.  Решения, принимаемые Судом, обязательны для исполнения государствами-участниками Конвенции.  За их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы.  В случае необходимости Суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека.

6. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д.

Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах других и в других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института обусловлены демократическими чертам характеризующими его статус: независимым положение в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д.

Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека.  Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев.  Однако в марте 1995 г. он был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека.  Причиной послужила его независимая, принципиальная позиция в оценке ситуации с права человека во время войны в Чечне.  В настоящее время уполномоченным по правам человека является ___________.

16 апреля 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».  Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в Законе, должность Уполномоченного правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностным лицами.

Основными функциями Уполномоченного являются:

  •  восстановление нарушенных прав;
  •  совершенствование законодательства РФ о правах человеке и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  •  развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  •  правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Сравнение положений Закона об Уполномоченном по правам человека с зарубежной моделью института омбудсмена показывает, что российский Закон соответствует демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института.

7. КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Следует иметь в виду, что представления о незыблемости прав человека как высшей ценности вызывают серьезную критику.  Основные доводы противников философии прав человека сводятся к следующему:

  •  положения Всеобщей декларации прав человека давно устарели, превратились в собрание банальных, мертвых истин.  Нужны новые, живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение, как СМИ, и др.);
  •  права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, минимальны, они не способствуют решению основных задач социальной жизни;
  •  идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств;
  •  институт прав человека призван увековечить существующую политическую систему и экономику современного капиталистического общества;
  •  идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов;
  •  философия прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет права вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит религиозному пониманию свободы как образа осуществления ответственности;
  •  в кризисные моменты развития государственности интересы власти и общества стоят выше неприкосновенных прав отдельной личности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Используя текст Декларации прав человека ООН и Конституции РФ, заполнить таблицу.

Записать соответствующие каждой группе права и свободы, а также условия их ограничения.

Группы прав и

свобод человека

Декларация прав человека ООН

Конституция РФ

Экономические

Политические

Гражданские

Культурные


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8556. Философские проблемы сознания 179.5 KB
  Философские проблемы сознания § 1. Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения. § 2. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии. § 3. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания. § 4. Общественное и ...
8557. Електронне та електричне обладнання автомобілів 239.31 KB
  ВСТУП Мета проведення лабораторних робіт - набуття студентами практичних навичок визначення лабораторним шляхом технічних характеристик різних апаратів, приладів і електромашин, що встановлюють на автомобілях ознайомлення із сучасним лаб...
8558. Алмазная сутра 31.5 KB
  Алмазная сутра. Будда сказал Субхути: - Все Бодхисаттвы должны так овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из сырости или вследствие превращений, имеющих цвет...
8559. Барт. Миф сегодня 36 KB
  Р. Барт. Миф сегодня Что же такое миф сегодня. На этот вопрос я сразу же дам простой ответ, точно согласующийся с этимологией: миф - это слово. Разумеется, это не какое угодно слово: чтобы язык стал мифом, он должен обладать некоторыми особыми...
8560. Бердяев. Соотношение философии, религии и науки 41 KB
  Н. А. Бердяев. Соотношение философии, религии и науки Первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это не прекращается и до сих пор, так как религия есть вечная функция человеческого духа. Именно столкновение ф...
8561. Типовой проект Соглашения РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений 32.5 KB
  В соглашениях с участием России в большинстве случаев термин «капиталовложения» означает любые имущественные ценности, которые вкладываются инвестором одной Договаривающейся стороны на территории другой Договаривающейся стороны в любой правовой форме в соответствии с законодательством последней
8562. Бодрийяр. Общество потребления 50 KB
  Ж. Бодрийяр.Общество потребления Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая очевидность потребления и изобилия, основанная на умножении богатств, услуг, материальных благ и составляющая род глубокой мутации в экологии человеческо...
8563. Боэций. О родах и видах 48.5 KB
  Боэций. О родах и видах Аристотель написал книгу, которая называется О десяти категориях с той целью, чтобы посредством немногих родовых обозначений сделать доступным пониманию бесконечное многообразие вещей, неохватное для знания чтобы, таким обра...
8564. Бэкон о методе 49 KB
  Ф. Бэкон о методе Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете, делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать - нанесли величайший ущерб философии и наукам. Ибо, насколько они были сильны для того...