79724

Понятие социальной нормы. Право и мораль. Право и другие социальные нормы

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право и другие социальные нормы. Значение любой нормы состоит в том что она указывает на те границы пределы в которых существует то или иное явление или объект сохраняя при этом свое качество и не утрачивая своей сущности.

Русский

2015-02-14

162 KB

3 чел.

Тема 13: «ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

План:

  1.  Понятие социальной нормы.
  2.  Виды социальных норм.
  3.  Признаки права.
  4.  Право и мораль.  Право и другие социальные нормы.
  5.  Правовые презумпции и аксиомы.

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ.

Рассмотрение вопроса о том, что же представляет собой социальная норма, целесообразно начать с выяснения этимологии понятия «норма».  Оно происходит от лат. norma — мера, правило, образец, стандарт.  Значение любой нормы состоит в том, что она указывает на те границы, пределы, в которых существует то или иное явление или объект, сохраняя при этом свое качество и не утрачивая своей сущности.  Нормы, с которыми сталкивается человек, могут иметь отношение к различным явлениям и объектам: физическим, физиологическим, химическим, техническим, социальным и др.  Соответственно выделяют различные группы норм.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы — социальные и технические.  Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности.  Правоведы, как гуманитарии не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это обходимо в своей области знаний.  Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования.  Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой.  Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».  Под техническими нормами и данном случае понимаются все несоциальные куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.

Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне - неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, «полусоциальный» характер.  Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами.

Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями.  Первые создаются людьми, вторые зависят от воли человека.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело сI человеческой деятельностью, а различия - в объектах и методах регулирования.

Юристами изучается  группа - социальные нормы.

Социальные нормы - это общие правила и образцы, регулирующие поведение людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.  Социальные нормы складываются исторически, закономерно.  Они определяют грани должного и возможного.  В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах.  В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

  1.  ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений - предмета регулирования.  Они делятся по различным основаниям на виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и не интенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие.

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действии, социальная направленность.  С этой точки зрения выделяются:

  •  правовые нормы;
    •   моральные;
    •  политические;
    •   эстетические; '
    •  религиозные;
    •  семейные;
    •   корпоративные;
    •   нормы обычаев, традиции, привычек;
    •  деловые обыкновения;
    •  правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Виды

социальных

норм

Что собой представляют нормы

Чем обеспечивается реализация норм

Нормы морали

Правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом

Силой общественного мнения и внутренним убеждением людей

Нормы обычаев

Правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения (ст.5 ГК РФ)

Силой привычки людей

Корпоративные нормы

Правила поведения, установленные общественными организациями (Устав, положениях, программах организаций, ст.ст. 13, 30 Конституции РФ)

Внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями

Религиозные нормы

Правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью (Старый завет, Новый завет, Коран, Талмуд, ст.ст. 14, 28, 59 Конституции РФ)

Верой людей в их справедливость и необходимость, а также деятельностью церкви

Правовые нормы

Правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом

Авторитетом и принудительной силой государства

Политические нормы

Правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений (Политические манифесты)

Верховенством власти

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а по мере необходимости.  С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе, были обычаи.  Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.  Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы.  Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.  Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма.  Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей.  Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.  Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды.  Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий.  В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

Еще один вид социальных норм, возникший в эпоху первобытности, - религиозные нормы.  Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу.  Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш.  Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению – тотему, видя в последнем своего предка и защитника.  Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы.  Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов.  Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно с нормами обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали.  Определить время их возникновения невозможно.  Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

3. ПРИЗНАКИ ПРАВА.

Переходя к рассмотрению вопроса о признаках права, следует обратить внимание на то, что правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм.  С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др.  В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном.  Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.

Право — это система общеобязательных формально определенных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право характеризуется следующими признаками:

  •  нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
  •  общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, вне зависимости от того, как те к ним относятся, нравятся они им или нет;
  •  формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;
  •  системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
  •  гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;
  •  многократностью применения: нормы права рассчитаны и неограниченное количество случаев.

4. ПРАВО И МОРАЛЬ.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие.  Сопоставление права и морали позволяет познать оба этих явления.

Единство права и морали состоит в том, что:

  •  представляют разновидности социальных норм, образующих между собой целостную систему нормативного регулирования (у них единая нормативная основа);
    •  преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, утверждение идеалов гуманизма и справедливости;
    •  имеют общий объект регулирования – общественные отношения;
    •  определяют границы должных и возможных поступков;
    •  представляют собой надстроечные категории, обусловленные экономическими, политическими, культурными факторами;
    •  выступают в качестве общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.  Ведь, право – это возведенная в закон нравственность.  А мораль выражается в понимании добра и зла, честного и бесчестного, т.е. составляет нравственность.

При проведении сравнительного анализа права и морали, выражаются и отличительные особенности этих формаций, которые заключаются:

  •  в способах установления и формирования.  Правовые нормы создаются, отменяются и изменяются только государством, а нормы морали не государственный продукт, который возникает и развивается спонтанно в процессе практической деятельности людей.  Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие власти, т.е. мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
  •  по методу их обеспечения.  Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается.  За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права – не просьба, не совет, а властное требование, предписание, обращение ко всем членам общества.  Норма морали обеспечивается силой общественного мнения, т.е. само общество решает вопрос о формах реагирования на аморальное поведение.
  •  по форме их выражения, фиксации.  Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законы, указы), то нормы морали возникают и существуют только в сознании людей – участников общественной жизни.
  •  по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей.  Право регулирует отношения между людьми с сточки зрения прав и обязанностей, правомерного и неправомерного, наказуемого и ненаказуемого, а мораль регулирование осуществляет с позиции добра и зла, совести и чести, долга и т.д.  Право и мораль имеют разные оценочные критерии, социальные мерки.  В связи с этим норма права четко указывает на нужные варианты поведения и ответственность за не соблюдение, а норма морали заблаговременно не объявляет не манеру поведения, не ответственность.
  •  по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.  Мораль осуждает любые проявления лжи, клеветы, нечестии и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.  Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно не выражалось, тогда как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.  Право не в состоянии заставить человека быть всегда порядочным, справедливым, идти на совершение героических поступков.  Этого не предпишешь законом.
  •  по сферам действия.  Право регулирует наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя не регламентированными любовь, дружбу, вкусы, моду и др.  здесь действуют моральные, этические и социальные нормы, традиции, привычки.
  •  В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания, в то время как право обычно не рассматривается в этом качестве.  Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.
  •  Исторические судьбы права и морали так же различны.  Мораль «старше по возрасту», она всегда существовала и будет существовать, а право возникло на ступени социальной революции и анализируя историю – право все больше приближается к нормам морали.

Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие.  Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания.  Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений.  В оценке таких деяний право и мораль едины.

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным.  Это и не удивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали.  Оно не может быть безнравственным.

Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов.  Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.  Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.

Известно, что разного рода криминогенные элементы в ряде случаев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость правомерной деятельности.  Здесь как раз и призвана в полной мере заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприятное - это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот окружающих.

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм.  Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.  С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправлении правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.  Фактические обстоятельства мнимых дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушений.

То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах.  Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества.  И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования.  Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль.  В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.

Противоречия между правом и моралью.  Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, без конфликтный.  Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах.  И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается - противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые.  Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.

Вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов.  Отсюда — «недоразумения» между данными феноменами.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.  Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.  Расхождение между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.  Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки.  Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.  Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности.  Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», такие как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судя строже.  В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Первая ситуация. Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, в соответствии с  моралью?

Вторая ситуация. Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат.  Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) квартиры она твердила одно: я имею право.  Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали.

Третья ситуация. Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме.  В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям.  Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг. Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в родильных домах и из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправдывает их и морально.

Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и им же лицом брака.  Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало.  По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.

Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы.  Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать обличающие показания против родителей и близких родственников.  В период сталинщины вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.  История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь.  Тем не менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться.  Более того, по данным многочисленных социологических опросов, примерно 70—80% населения выступает за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений.  Таково пока правосознание большинства людей.  Россия в этом отношении не исключение.  Вообще же, смертная казнь - сложная социальная, этическая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.

Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности.

При столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям более высоким.  Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.

В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату.  Ребенок и все имущество при пожаре погибли.  Несчастье и большое горе владельца дома ни сколько не смутили его.  В исковом заявлении он скрупулезно перечислял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков.  При этом общая сумма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной.  Ясно, что такое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным.  Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись.

Приведем еще один характерный случай. Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, 5 лет.  С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его сберкнижку часть своей зарплаты.  То же самое делал и он.  Потом, не сойдясь характерами, разошлись.  И вот он рассуждает: «Когда перед этим и вдумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися на книжке.  Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.  Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость».

Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал «фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жесткий моральный бойкот.  Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников.

Существует и проблема морального злоупотребления правом.  На пример, в свое время были весьма распространены случаи, когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сносимого владения.  Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод».  При этом с отцом остается и взрослая дочь, а с матерью - взрослый сын.  «Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната.  В результате вместо двух комнат получали четыре.

В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились.  Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности.  «Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погона за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения подорвали моральные устои.

ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных.  Соотношению права и морали уделено сравнительно большее внимание потому, что это - два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений.  С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связав юридическая наука.  Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами.

Соотношение права и обычаев.  Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни.  Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.  Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались типичной властью по мере практической необходимости.  Уже в этом выражается их генетическое родство.  Данный процесс постоянен, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой,  соблюдаемой добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.  Не зря говорят: привычка - вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, веками и тысячелетиями, освящены заветами предков.  Немало и из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана).

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные события, неофициальные праздники, дни рождения, свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают...

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские.  Правовые обычаи поэтому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.  Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм.  Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.  Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».  Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком- либо документе».  А также обычаи закреплены в ст. 848, 852, 853, 862 и други нормах Гражданского кодекса.

Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания («31» марта 1999 г.) гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - обычаями данного порта.

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно котором «первое заседание Государственной Думы открывает старейший и возрасту депутат».  Именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президента, принятия ими присяги.

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество: пьянство, калым, выкуп невесты, кровная месть, публичные казни, нормы шариата, умыкание невесты со свадьбы (хотя по закону такое деяние наказуемо – кража).

Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью.  Она оказывает мощное воздействие на поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и религиозные нормы.  Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления.  В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (норма адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровое наказания.  Шариат - это исламское (мусульманское) право, а адат - система обычаев и традиций1.

Религиозные нормы как обязательные правила поведения верующих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Старый Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, Сунна, Священные книги буддизма, а также коллегия собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии, Русской Православной Церкви известно каноническое право.

В Конституции РФ, говорится:

«1. Российская Федерация — светское государство.  Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

«Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (п. 3 ст. 59).

Сегодня в России около 10 тыс. нетрадиционных религиозных объединений.  Не все из них выполняют действительно полезные или по крайне мере безвредные функции.  Имеются отдельные культовые группы, секты, чья деятельность далеко не безобидна и носит, по сути дела, социально деструктивный, морально осуждаемый характер, особенно зарубежные, в том числе католические, протестантские.  Штаб-квартиры некоторых религиозных сообществ находятся в США, Канаде и других странах.

Недаром некоторые религиозные структуры называются «тоталитарными», например, такие, как «Белое братство», «Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня», «Мормоны», «Глобальная стратегия», «Харизматическая церковь», «Церковь последнего завета» и др.

Запрещен вандализм, оскорбление чувств верующих, религиозная вражда.

Таким образом, в сфере реализации права на свободу совести зародились и активно распространяются негативные тенденции, которым право, власть, законы должны эффективно противостоять, не допускать разрушения многообразного духовного мира личности, благотворного влияния на жизнь общества традиционного для нашей страны православия, других цивилизованных религий.

Право и корпоративные нормы.  Корпоративные нормы - это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, союзы и другие образования негосударственною характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, технические и т. д.).

Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации многообразие форм - от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.  Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед законом» (ст. 13).

Однако существуют и определенные ограничения.  Так, в упомянутой статье 13 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной и религиозной розни».

Корпоративные нормы - один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества.  Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности, условия вступления и выхода или отчисления, формирование органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и другим  В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение может быть наказание.  Немало подобных норм содержится в нормативной документации колхозов, жилищных, строительных, дачных, гаражных и иных и других кооперативов.  Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственный инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых.

Право и политика.  Традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.  Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики.  Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны.  Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством.  Управление же осуществляется с помощью права, юридических средств и институтов.  Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершенными законами, правовой культурой.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями.  Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов.  Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

Политические нормы - это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений.  Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых норм.  Между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно разграничение, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции).  Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти.  Все законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование.  Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны.  Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики.  Главные из них - это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

К сожалению, современная российская политика - не самая чистая сфера отношений между людьми.  Жизнь постоянно демонстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных правил политического поведения.  Особенно это проявляется в период выборов (война компроматов, дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов в депутаты, теневое финансирование, проникновение во власть криминала и т.д.).

Участники политических баталий очень часто действуют по принципу: цель оправдывает средства, победителей не судят.  Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмейкеровские фирмы, другие хитроумные приемы.  Оказывается психологическое давление на избирателей вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением.  Власть, право, законы призваны эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наиболее грубые извращения нормальной, цивилизованной, политики.  Политические нормы должны также строго соблюдаться, как и правовые.

5. ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ И АКСИОМЫ.

Правовые презумпции и аксиомы — не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики.  Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Как приемы правового регулирования, они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных «нестандартных ситуаций».  Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств.  В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций.  Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторится и на этот раз.  Следовательно, презумпции носят «предположительный, прогностический характер».  Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов.

Назовем наиболее характерные презумпции.

Презумпция знания закона (правознакомства).  Априори1 предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны.  Незнание закона не освобождает ни кого от ответственности за его нарушение.  Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормативные акты.  Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями.  Древняя мудрость гласит: «Закон не обязывает, если он не обнародован».  Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в части 3 статьи 15 Конституции РФ.

Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не винным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом.  Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в статье 49 российской Конституции.

Презумпции справедливости закона, истинности и обоснованности приговора, ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует судьбе главной вещи, что позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно и др.  Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые представляют собой предположения.  Версия - это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела.  Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления.  Правда, в обычном общественно-политическом лексиконе слово «версия» нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой.  Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств.  Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.  Это «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой».

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные.  В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель — не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновно наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство.  Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции.  Фикция в переводе с латыни — выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.  В юриспруденции - это особый прием, который заключается в том, что действительное подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.  Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве.  Фикция противостоит истине, но принимается за истину.  Фикция никому не вредит.  Напротив, она полезна.

Фикции широко использовались еще римскими защитниками.

В качестве типичного примера фикции из нашего законодателе обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.  При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания отсутствия считается первое число месяца, следующего за котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года» (ст. 42 ГК РФ).

Смысл фикций выражается словами: «как бы», «как если бы», «допустим».

Можно провести взаимосвязь между фикцией и презумпцией и привести пример: во французском праве предусматривается, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы, муж считается умершим первым, его имущество переходит к ходит к жене, а от нее - к ее родственникам.  Основанная связь фикции на презумпции, по медицинской статистике женщины обладают большей живучестью.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми.  Как мы видим, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1.  Подберите примеры обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов, которые активно применяются в современной жизни.
  2.  Древние юристы говорили: «Право есть искусства добра и справедливости».  Объясните, как вы понимаете это выражение. Какое требование к правовым нормам оно содержит?

1 От лат. «предшествующий».  Знание предшествующее опыту и не зависимое от него.  Априорным называют взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.  Пример, не нужно обжигаться об огонь, чтобы понят, что он горячий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84734. Перспективы развития системы социального страхования в России 78.03 KB
  Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей...
84735. Экономико-статистический анализ эффективности работы предприятий, различных форм собственности и производственных направлений 85.56 KB
  Понятие о статистических рядах динамики Ряды динамики статистические данные отображающие развитие во времени изучаемого явления. В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: показатель времени t; соответствующие им уровни развития изучаемого явления y...
84736. Электропривод скипового подъемника для доменной печи ОАО ЕВРАЗ НТМК 537 KB
  Обеспечить надежную безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок механизма рабочего рольганга и содержание их в исправном состоянии. Расследование и учет нарушений в работе электроустановок потребителей производятся в соответствии с установленными требованиями.
84737. Методика расчета фонда рабочего времени и оплаты труда на предприятии 264.5 KB
  Определение стоимости количества материала для ремонта оборудования. Таким образом переход к рыночной системе хозяйствования требует поворота вектора стратегии производства в электротехнике от преимущественного выпуска единых серий и параметрических рядов изделий к преимущественному выпуску комплектного электротехнического оборудования.
84738. Структура и содержание коммерческой деятельности в розничной торговле на примере ИП А.В.Иванова 101.22 KB
  Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
84739. Моделирование простейших структур, текстового и графического оформления диаграмм в программе Vissim 5.17 MB
  Язык и программная среда VisSim широко используется в разработке систем управления и цифровой обработки сигналов для моделирования и дизайна. Она включает в себя блоки для арифметики, булевых и трансцендентных функций, а также цифровые фильтры, передаточные функции, численного интегрирования и интерактивного вывода.
84740. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации 51.39 KB
  Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации.
84741. Политический режим как совокупность методов и приемов осуществления политической власти 54.62 KB
  Политический режим является одним из составных элементов характеризующих форму любого государства. Существуют три наиболее общих квалифицирующих элемента формы государства: форма правления форма государственного устройства и государственно-политический режим.
84742. КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ОРЕБРЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ 509.36 KB
  Оребренная поверхность состоит из поверхности ребер и поверхности участков, не занятых ребрами. Температура этих двух поверхностей и их размеры различны. Контакт между основанием ребра и несущей их стенкой трубы может быть недостаточно плотным.