79725

Теории происхождения права (основные направления учения о праве)

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Некоторые из теорий происхождения права носят аналогичные названия теориям происхождения государств: теологическая, естественно-правовая, теория насилия, марксистская.

Русский

2015-02-14

80 KB

2 чел.

Тема 14: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.»

План:

  1.  Теории происхождения права (основные направления учения о праве).
  2.  Происхождение права.
  3.  Основные концепции сущности права.

1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА.

Некоторые из теорий происхождения права носят аналогичные названия теориям происхождения государств: теологическая, естественно-правовая, теория насилия, марксистская.

Авторы теологической теории, полагавших, что право, как и все земное, имеет божественное происхождение, было создано Богом для регулирования поведения людей.  Недостатки данной теории - апелляцию ее сторонников не к знаниям, не к доказательствам, а к вере.

Несколько сложнее обстоит дело с естественно-правовой теорией.  Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов.  В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.  Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Данная теория исходит из дуализма (т. е. двойственности) права.  Ее сторонники утверждают, что изначально всегда существовало и существует естественное право - наиболее общие закономерности, требования, продиктованные биологической природой человека.  Естественное право присуще человеку от рождения.  Оно представляет собой совокупность прав, которые являются необходимыми условиями жизнедеятельности людей: права на жизнь, свободу, равенство и др.  Это право воплощает в себе разум и вечную справедливость.  Позднее возникает так называемое позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, которые создаются государством.

Представители этой теории считали, что позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права.  Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права.  Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Общее между теологической и естественно-правовой теорией происхождения права выражено в том, что обе теории исходят из того факта, что причина возникновения права лежит вне общества - право либо создается Богом (теологическая теория), либо дается людям от рождения, или устанавливается государством (естественно-правовая теория).

Теории насилия.  Вспомнив о том, что причиной возникновения государства ее авторы - Гумплович и Каутский - провозглашал насилие, завоевание, легко догадываются, что та же причина порождает и право.  Последнее представляет собой не что иное, как общественный порядок, установленный захваченной территории и выгодный завоевателям.

Марксистская теория происхождения права.  И государство, и право, согласно марксистской теории, представляют собой закономерный продукт исторического развития общества.  На определенном этапе эволюции родоплеменное общество раскалывается на классы с непримиримыми интересами.  Одни классы, стремясь сохранить и поддержать свое господство над другими, создают право.  Таким образом, право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества.  Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие.  Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности.  В «Манифесте Коммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса.  Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона - выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса...».

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Марксистская теория права, несомненно, оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права, но имела слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности.  Однако столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным во всех своих оценках.  Многие выводы марксистского учения о праве, как и о государстве, и в современных условиях сохраняют свое значение.

Характеристика других теорий происхождения права может быть построена на том, что в отличие от представителей естественно-правовой теории ученые-юристы, принадлежавшие к исторической школе права, полагали, что право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно также, как возникает язык.  Государство же готовое право превращает в действующее законодательство.  Поскольку право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, оно не обладает универсальным действием: право одного народа неприменимо к другим народам. Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией.  Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.  Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа.  Оно результат исторического процесса.  Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Вместе с тем как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к сожалению, не во всем смогла должным образом им распорядиться.

Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

Психологическая теория права получает распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким.  Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право.  Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве, Петражицкий называет - фантазмами.

Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шаге.  Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции - импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие.  Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы: 1) императивные, или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.

Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.  Например, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему.  Это личное дело прохожего.  В свою очередь, нищий не переживает при этом права потребовать от прохожего выполнения этой обязанности.

Императивно-атрибутивная - двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности.  Например, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и заказчика и т.д.

Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулирований имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.

Однако главное в его учении - попытка перенести проблему права из области социальной жизни в сферу человеческой психики.

Социологическая теория права.  Основой этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США.  Представители этого направления: Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др., охватывают собирательным понятием «право» административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения.  Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов.  Способностью творить право наделяются судьи: право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон».  При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой - теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права.  Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.  Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты.  Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп.  Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникает так называемое примирительное право.  Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих наказания за их нарушение.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений.  Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности, способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.).

Однако к концу XIX в. - второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен.  Он и его сторонники определили право нижестоящее подчиненное вышестоящему праву в одной пирамиде.

Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета.  Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, а организацию и воплощение правопорядка.  Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права.

  1.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.

Пути возникновения права в процессе перехода от родового строя к государству выражаются

Санкционирования государством норм первобытных обычаев

Создание судами прецедентов

Издание государством специальных актов, содержащих нормы права

Даже после возникновения государства первобытные обычаи, достаточно длительное время продолжали выполнять функцию основного регулятора общественных отношений.  Государство само записывало и доводило их до всеобщего сведения.  Правда, следует заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляло населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохозяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древнейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. П., другие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мести, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды).  Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению.

Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовыми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени возникновения источник права – обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов).  Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.

Источники права в процессе перехода от родового строя к государственному возникали в следующей последовательности: сначала правовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений судебные прецеденты, и, наконец, спустя тысячи лет право законотворчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и ряде других стран также за храмами и жрецами), т. Е. возникло позитивное право.

Обычное право имело недостатки и поэтому ему на смену пришло право позитивное.  Нормами обычного права практически невозможно регулировать вновь возникающие в процессе экономического, социального и политического развития общества отношения между людьми, потому что, во-первых, нормы любого обычая складываются очень медленно, во-вторых, старые обычаи изменить практически невозможно.  Поэтому государство было вынуждено самостоятельно начать создавать документы, содержащие нормы права, — нормативно-правовые акты.

3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ПРАВА.

Теории сущности права

Название теории

Основные положения, характеризующие сущность теории

Нормативистская

Право - это совокупность норм, охраняемых государством.  Все правовые нормы расположены в строгой иерархии и обладают разной юридической силой.  Наивысшей юридической силой обладают нормы конституции государства, далее следуют нормы законов, затем - подзаконных актов и т. д., вплоть до актов применения права.

Естественно-правовая

Существует два права: естественное (данное человеку от рождения) и позитивное (т. е. право, установленное государством).  Именно естественное право и есть то истинное право, требованиям которого должна соответствовать жизнь общества

Социологическая

Право есть особое состояние общества, включающее в себя и законы, и правовые учреждения, и упорядоченные правом общественные отношения

Психологическая

Право - это не только и не столько созданные государством нормы, сколько психологические переживания людей, правовые эмоции, которые изначально присущи всем людям, т. е. так называемое интуитивное право.  Роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна.  Не позитивные нормы, а психологические переживания людей являются главным элементом в механизме правового регулирования общественных отношений

Обобщая все точки зрения на сущность права, их анализ позволяет вычленить три основных точки зрения на данное явление:

  1.  право - это то, что возникло и существовало до закона;
  2.  право - это то, что возникает после закона;
  3.  право - это и есть сам закон.

Ряд современных ученых-юристов пытается обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных теориях сущности права при помощи так называемого широкого (или интегративного) подхода.  Они включают в право и естественное право, и юридические нормы (т. е. позитивное право), и правосознание, и даже правовые отношения.  Однако подобное правопонимание не имеет большого количества сторонников в юридической науке, поскольку сущность права не может быть сведена к механическому объединению в единое целое его отдельных элементов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На примере истории Древней Руси показать, как государство изживало обычай кровной мести (принцип Талиона).  Ответ подготовить в письменном виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8765. SSL/TLS 35.5 KB
  SSL/TLS ПротоколSSL (Security Socket Layer) и близкий к нему протокол TLS (TransportLayerSecurity) представляют собой протоколы транспортного уровня (над ТСР) предназначенные для защиты прикладных протоколов [8,...
8766. Протокол FTP 37.5 KB
  FTP Протокол FTP (File Transfer Protocol) является одним из старейших протоколов стека ТСРIP [4, с. 434-460 3, с. 841-850]. Этот протокол для передачи файлов использует два ТСР соединения, одно - для передачи команд (порт 21 на стор...
8767. Протокол HTTP 34 KB
  HTTP Протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) является базовым для службы WWW (World Wide Web) доступа к документам с гипертекстовым ссылками. Согласно эт...
8768. Telnet - базовый протокол ОС UNIX 39.5 KB
  Telnet Telnet - базовый протокол ОС UNIX, обеспечивающий терминальный доступ пользователей к удалённому компьютеру [4, с. 423-433]. Первоначально терминалом являлось устройство типа пишущей машинки, на котором оператор (пользователь) печат...
8769. Стек TCP/IP 40.5 KB
  Стек TCP/IP Несмотря на короткое с исторической точки зрения время существования компьютерных сетей и наличие разнообразны стеков, разработанных отдельными фирмами (например, стек IPX/SPX фирмы Novell) или международными организациями (например, Х.2...
8770. IP пакет 39 KB
  IP пакет В связи с тем, что стек разрабатывался для операционной системы UNIX, пакет принято разбивать на 4 байтовые (32 битные) слова, содержимое которых приведено ниже. Версия. Сейчас используется 4-я версия (IPv4) протокола. Наметившийся де...
8771. Технологии удалённого доступа 42.5 KB
  Технологии удалённого доступа Под удалённым доступом понимается предоставление ресурсов сети с использованием общедоступных, чаще всего телефонных каналов связи. Наиболее проблемным участком таких каналов является участок от абонента до телефонной с...
8772. Удалённый доступ по радиоканалам 44 KB
  Удалённый доступ по радиоканалам Неоспоримые преимущества, присущие беспроводным технологиям, способствуют их быстрому развитию и массовому внедрению, особенно в связи с бурным распространением таких мобильных компьютерных систем, как сотовый телефо...
8773. WEB публикации 38 KB
  WEB публикации В настоящее время существует достаточное количество серверных программных продуктов для представления информационный ресурсов по протоколу http, или Web (WWW) публикаций. Остановился на трех наиболее популярных в России...