79726

Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие источников (форм) права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Какое выражение вам кажется более правильным: «Где общество, там и право» или «Где государство, там и право?». Сделаем вывод, что право существует далеко не во всяком обществе, в то время как ни одно государство не может существовать без установленных им правовых норм

Русский

2015-02-14

58 KB

6 чел.

Тема 15: «ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА.»

План:

  1.  Право и государство, их соотношение и взаимодействие.
  2.  Понятие источников (форм) права.
  3.  Виды источников (форм) права.

1. СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Какое выражение вам кажется более правильным: «Где общество, там и право» или «Где государство, там и право?».  Сделаем вывод, что право существует далеко не во всяком обществе, в то время как ни одно государство не может существовать без установленных им правовых норм.  Право и государство находятся в тесной взаимосвязи друг с другом: нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства.  Последнее гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений.  Однако и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право.  Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

2. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА.

Тесная связь государства и права отражена в понятии формы права.  Дело в том, что право имеет строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.  Понятие источника (формы) права, с одной стороны, показывает ту силу, которая образует правовые нормы (это может быть либо народ, общество, либо государство), с другой - указывает, где именно (в каком официальном государственном документе) содержатся правовые нормы.  Официальный характер источникам права придается:

а) путем правотворчества, т. е. разработки и издания юридических норм компетентными государственными органами;

б) путем санкционирования, т. е. придания юридической силы иным социальным нормам, сложившимся в обществе вне государства.

Источники (формы) права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

3. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА.

Виды источников права подразделяются на:

  •  Правовой обычай
  •  Нормативный договор
  •  Нормативно-правовой акт
  •  Судебный прецедент
  •  Правовая доктрина

Первым по времени возникновения источником права является правовой обычай.

Правовой обычай - это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Отличительная черта правового обычая - его санкционированность государством.  Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права.  Правовыми становятся наиболее часто применяемые, общеизвестные, стабильные и социально значимые обычаи.  Государство придает им обязательную юридическую силу, превращая в официальный государственный документ.  Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя прежде всего семейно-брачные, поземельные и имущественные отношения.  Первые законы античных и средневековых государств фактически представляли собой запись норм обычного права.  Правовые источники систематизировали записи наиболее важных обычаев в документах эпохи древнего мира и средневековья в Русской Правде, Законах XII таблиц, Салической Правде.

В XX в. обычаи не являются только историческим фактом.  В наши дни этот источник права в основном характерен для застойных и консервативных правовых систем, а также для государств, в которых сохраняются значительные пережитки родоплеменных отношений.  Однако существуют правовые обычаи и в более развитых странах.  В частности, в Российской Федерации некоторые имущественные отношения (в соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ) могут регулироваться обычаями делового оборота, т. е. сложившимися и применяемыми в какой-либо области предпринимательской деятельности правилами поведения, не предусмотренными законодательством, независимо от того, зафиксированы ли эти правила в каких-либо документах (хотя в ряде случаев такие документы существуют).  Складываются обычаи и в сфере управленческой деятельности.  Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, их оформлением.  Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением.  Зачастую они оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь таким образом нормативно-правовым актом.

Большую регулятивную роль играют обычаи в международных отношениях.  Примером международного обычая может служить дипломатический этикет.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) путем использования обычая в качестве нормативной основы судебного решения.  В последнем случае обычай не становится правовым - норма обычая превращается в норму права уже в форме судебного прецедента.

Пример правового обычая: В Западной Европе XIXII вв. после заключения брака муж должен был давать жене так называемый «утренний дар» - своеобразную плату за подчинение власти мужа.  За это он получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены.  «Утренний дар» составлял вдовью долю, которую получала жена в случае смерти мужа.  Также в этом случае она получала и женскую долю, т. е. домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

Нормативный договор представляет собой соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер.  В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры), нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).  Примером внутригосударственного договора в Российской Федерации является Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Любой нормативный договор имеет наименование (договор, хартия, декларация, конвенция, соглашение и т. п.).  Как правило, в нем имеется преамбула, в которой раскрываются цели договора.  Основная часть документа может подразделяться на разделы, главы, статьи, пункты и т. д.  Под договором обязательно должны стоять подписи лиц, уполномоченных заключить данный договор.

Договоры могут заключаться и другими субъектами права.  Например, коллективные договоры в трудовом праве заключаются между администрацией предприятия и его работниками, либо специально уполномоченными их представителями, или профсоюзным органом.  Распространены нормативные договоры и в других отраслях права (гражданском, административном и т. д.).

Пример отрывок из международного договора:

  1.  Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
  2.  Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

Нормативно-правовой акт - официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.  Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.  Законы принимаются парламентом государства, подзаконные акты издаются исполнительными органами власти.

Пример нормативно-правового акта:

Статья 1. Судебная власть

  1.  Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.  Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
  2.  Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
  3.  Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебный (административный) прецедент - это решение органа государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое принимается за эталон (образец) при разрешении других аналогичных дел.

Пример: В 1875 г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: «Действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной.  Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».

Правовая доктрина - это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо правовой проблеме.

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права иным участникам правоотношений и юридических процедур.  Так, еще в Древнем Риме при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была даже предоставлена особая привилегия - их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам.  Эти официальные консультации (ius respondendi — авторитетные ответы или разъяснения по вопросам права) писались как бы от имени императора.  Они были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом «да» или «нет».  В 426 г. был издан специальный закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводились этими авторами).  При несовпадении мнений этих юристов предписывал придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

В средние века формулы крупных римских юристов часто становились составной частью нормативно-правовых актов.  Наиболее ярким примером может служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана.  В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.

И хотя в современную эпоху юристы большинства стран признают верховенство закона или прецедента среди других источников права, доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя.  Законодательные органы в принимаемых нормативно-правовых актах часто лишь закрепляют те тенденции, которые существуют в доктрине, и воспринимают подготовленные ею предложения.  Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов.  Например, в Англии судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых.  Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.

Домашнее задание

Определите к какому виду источников права относится тот или иной отрывок:

I. В 1875 г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: «Действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой ли принимаемой на себя другой стороной.  Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».

II. Статья 3.

  1.  Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
  2.  Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

III. Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует не зависимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

IV. В Западной Европе XIXII вв. после заключения брака муж должен был давать жене так называемый «утренний дар» - своеобразную плату за подчинение власти мужа.  За это он получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены.  «Утренний дар» составлял вдовью долю, которую получала жена в случае смерти мужа.  Также в этом случае она получала и женскую долю, т.е. домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81989. А вже весна, а вже красна… 80 KB
  Показати, як поети і письменники засобами художнього слова розкривають багатство і красу навколишнього світу; розвивати навички виразного читання, формувати уміння робити посильні висновки з прочитаного, побаченого, почутого; збагачувати лексичний словник учнів...
81990. Бринить струною гілочка весни. (Весна у природі) 61.5 KB
  Закріплення елементарних уявлень про найхарактерніші ознаки весни в живій і неживій природі, які можна виявити в процесі спостережень, а саме: з пробудженням рослин, з поведінкою перелітних птахів; показати, як зміни в неживій природі впливають на живу природу; поповнювати знання учнів...
81991. Зігріємо землю своєю любов’ю, для наших нащадків її збережемо 231 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про природу, її красу та багатства, сприяти розумінню необхідності захищати і берегти навколишнє середовище, виховувати любов і повагу до рідної землі, трепетне ставлення до всього живого на ній.
81992. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С БУХГАЛТЕРСКОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 888 KB
  Созданы обработки для обмена данными между разрабатываемой конфигураций и стандартной конфигурацией 1С:Бухгалтерия, разработаны бизнес-процессы, необходимые для формирования бюджета.
81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.
81997. Прийди до серця, Україно, благослови добром мене… 45.5 KB
  Мета: виховувати почуття патріотизму, національної гордості, любові до рідного краю, розуміння своєї причетності до всіх подій, які відбувалися в Україні; формувати переконаність у нетлінності духовних скарбів народу.