79740

Бухгалтерский учет материалов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Аналитический текущий учет материальных ценностей можно вести: либо в оценке по учетным ценам, либо в оценке по фактической средней себестоимости. На малых предприятиях, где количество наименований материалов невелико

Русский

2015-02-14

107.5 KB

0 чел.

14                                                                                            Курс «Бухгалтерский учет» 

Тема 4. Бухгалтерский учет материалов

  1.  
  2.  Бухгалтерский метод учета материалов
  3.  Сальдовый метод учета материалов
  4.  Оценка производственных запасов по методам ФИФО и ЛИФО

Заготовительные операции

а) Заготовление материалов без использованием счетов 15,16

б) Заготовление материалов с использованием счетов 15,16в) Учет недостач при поступлении материальных ценностей

г) Отражение в учете неотфактурованных поставок

  1.  д) Отражение в учете материальных ценностей в пути

Учет топлива, запасных частей, тары, строительных материалов

а) Топливо

б) Запасные части

в) Тара

г) Строительные материалы

1. Бухгалтерский метод учета материалов

Бухгалтерский метод учета материалов рекомендуется применять на тех предприятиях, где количество наименований товарно-материальных ценностей незначительно.

При этом методе в бухгалтерии предприятия на каждый вид производственных запасов в разрезе субсчетов (счета 10, 11, 12) открываются карточки количественно-суммового учета. В них бухгалтер на основании данных первичных документов, поступивших со склада, в хронологической последовательности отражает движение материальных ценностей. Таким образом, бухгалтерия дублирует складской учет-это один из недостатков.

Информацию из карточек количественно-суммового учета затем переносят в аналитические оборотные ведомости, которые открывают отдельно на каждый синтетический счет (10, 11, 12) по материально-ответственным лицам.

Для проверки правильности отражений операций в карточках складского и бухгалтерского учета проводится их сверка в натуральных измерителях по каждому виду материальных ценностей.

Аналитический текущий учет материальных ценностей можно вести: 1) либо в оценке по учетным ценам, 2) либо в оценке по фактической средней себестоимости. На малых предприятиях, где количество  наименований материалов невелико, при отпуске материалов на производственные нужды лучше их оценивать по фактической себестоимости данного месяца. Если же в обороте имеются материалы, количество наименований которых значительно, аналитический учет целесообразно вести в оценке по учетным ценам материалов каждого наименования.

1. Использование учетных цен сокращает время обработки документов по движению материалов, так как при этом отпадает необходимость определять ежемесячную среднюю фактическую себестоимость для материала каждого вида.

Учетной ценой может быть полная себестоимость приобретения, средняя покупная цена и др. Предприятие само определяет учетную цену по каждому номенклатурному номеру.

2. На предприятиях, где сортовой учет производственных запасов ведут по фактической себестоимости, при их отпуске в производство израсходованные материальные ресурсы расценивают по средней себестоимости, которую определяют из себестоимости остатка материалов на начало месяца и себестоимости их заготовленного количества в отчетном месяце.

Пример

Показатель

Количество, кг

Цена 1 ед., руб.

Сумма, руб.

1. Сальдо на начало месяца

2. Поступило за месяц: поставщика 1

                                       поставщика 2

                                       поставщика 3

3. Поступило всего

50

30

40

80

150

12000

22000

25000

15000

600000

660000

1000000

1200000

2860000

4. Итого поступило с остатком

200

3460000

5. Израсходовано

180

17300

3114000

6. Сальдо на конец месяца

20

346000

1. Определяем массу (50 кг + 150 кг) и стоимость (600000 руб + 2860000 руб) фактического количества материалов данного вида, находящихся в обороте предприятия.

2. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материалов

3460000 руб / 200 кг = 17 300 руб

3. Фактическая себестоимость израсходованных материалов составит

17300 руб * 180 кг = 3114000 руб.

2. Сальдовый метод учета материалов

Сущность сальдового метода учета материалов состоит в том, что на складе предприятия ведутся карточки складского учета материалов (форма  № М-12), а в бухгалтерии - ведомость учета остатков материалов на складе (форма № М-14) (сальдовая книга). В ней ежемесячно получают отражение только остатки материальных ценностей, данные о которых заведующий складом или работник бухгалтерской службы переносит из карточек складского учета.

Ни карточки количественно-складского учета, ни оборотная ведомость в бухгалтерии не ведутся.

Сальдовая книга хранится в бухгалтерии предприятия.

Для взаимосверки данных складского и бухгалтерского учета в бухгалтерии ведется ведомость движения материалов в стоимостном выражении, на которой находит отражение сальдо  на начало месяца, приход материалов за месяц, их расход и сальдо на конец месяца. Эти показатели в ней отражаются одновременно в двух оценках: по фактической себестоимости и в учетных ценах.

Если сальдо по счетам материальных ресурсов 10, 11, 12 на начало (конец) месяца в оценке по учетным ценам, показанное в ведомости форм № 10, 10-а, совпадает с аналогичным остатком из ведомости учета остатка материалов на складе (форма № М-14), то это свидетельствует, что нет ошибок в учете материалов и правильно разнесены данные об операциях в карточке складского учета.

При организации аналитического учета материалов в учетных ценах возникает необходимость отдельно фиксировать отклонение фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным (плановым) ценам.

В конце месяц определять отклонение фактической себестоимости заготовительных материалов от их стоимости по учетным ценам. Найденное процентное соотношение распространяется на стоимость производственных запасов, израсходованных в течение месяца в оценке по учетным ценам, что позволяет исчислить сумму отклонений фактической себестоимости от учетной цены, приходящуюся на израсходованные материалы, и их фактическую себестоимость для списания.

Пример

Показатель

Стоимость по учетным ценам, тыс. руб.

Отклонение фактической себестоимости, тыс. руб.

Фактическая себестоимость, тыс. руб.

1. Сальдо по сч. 10 на начало месяца

2. Поступило в течении месяца

- от поставщиков

- приобретено подотчетным лицом

Итого поступило за месяц

Итого поступление с остатком

20000

57000

3000

60000

80000

+1800

+7600

+200

+7800

+9600

21800

64600

3200

67800

89600

Расход в течение месяца:

-на производственные цели

-в порядке реализации

Итого

Сальдо по сч. 10 на конец месяца

64000

4000

68000

12000

+7680

+480

+2160

+1440

71680

4480

76160

13440

1. Определение процента отклонений:

9600 тыс. руб. / 80000 тыс. руб. * 100 % = 12 %

2. Распространить найденный процент на стоимость израсходованных материалов по учетным ценам (определить подлежащую списанию сумму отклонений фактической себестоимости от учетных цен:

64000 тыс. руб. / 0,12 = 7680 тыс. руб.

3. Установить фактическую себестоимость израсходованных в производстве материалов

64000 + 7680 = 71680

3. Оценка производственных запасов по методам ФИФО и ЛИФО

При переходе на организацию учета в соответствии с требованиями международных стандартов предусматривается при списывании материалов на издержки производства оценивать их по методам ФИФО и ЛИФО.

Сущность метода ФИФО состоит в том, что материалы списываются последовательно, в порядке их поставок на предприятие по принципу “первая партия на приход-первая в расход”.

Сущность метода ЛИФО обратная: “последняя партия на приход-первая в расход”.

Метод оценки, выбранный в учетной политике, может оказать значительное влияние на прибыль предприятия. При этом в международной практике принято считать, что выбору метода оценки должен предшествовать анализ следующих факторов:

а) влияние на имущество предприятия

б) влияние на облагаемую налогом прибыль

в) влияние на продажную цену

ПБУ предусматривает также, что материальные ценности, цена на которые в течение года снизилась частично потеряли свое первоначальное качество, отражается в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Чтобы метод оценки не искажал отчетные данные, предприятия должны пользоваться выбранным методом постоянно на протяжении года и не менять его в течении отчетного периода.

4. Заготовительные операции

а) Заготовление материалов без использованием счетов 15,16

Материалы на предприятие поступают в основном от поставщиков (Д10 К 60). Взаимоотношения с поставщиками регулируются договорами поставки. Материалы могут поступать от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (Д10 К71), вследствие выбытия пришедших в негодность МБП (К 12-2), при полной или частичной ликвидации ОС (К47), могут быть изготовлены собственными вспомогательными производствами (К23).

На этапе образования предприятия материалы могут поступать от учредителей в качестве их вклада в уставной капитал (д10 К75-1).

Может иметь место безвозмездное получение материалов  от физических и юридических лиц (К87-3).

Операции по доставке приобретенных материалов, их погрузке и выгрузке включается в себестоимость заготовленных производственных запасов (Д 10, 11, 12) с К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 в зависимости от вида расходов (если учетной политикой не предусмотрено использование сч. 15 “Заготовление и приобретение материалов”).

Уплачиваемый при приобретении материалов НДС принимается на учет по субсчету 19-3. К расчетным документам относятся платежное требование, платежное поручение, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцам ( п. 20 Инструкции № 1 ГНС). Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятие принимает на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления.

В дальнейшем НДС подлежит зачету (Д 68 К 19-3) и списанию ( в случае  израсходования на непроизводственные цели) (Д 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81, 81-2, 84, 88, 96 К 19-3).

Сумма НДС подлежит зачету (Д 68   К 19-3) в том месяце, когда происходит оплата этих ценностей (Д 60 К 51). Так, если материальные ценности поступили в августе, а расчетный документ поставщика за данную поставку оплачен в сентябре, то сумма НДС будет зачтена в сентябре.

Материалы и МБП, приобретенные за наличный расчет на предприятиях розничной и оптовой торговли, приходуют (Д 10, 12 К 60, 71) вместе с НДС, уплаченным при их приобретении.

Материалы отпускают с центрального склада (К 10)

  •  на изготовление продукции (Д 20),
  •  на нужды вспомогательного производства (Д 23),
  •  на общепроизводственные (Д25),
  •  на общехозяйственные (Д 26) нужды,
  •  на исправление брака (Д28),
  •  на коммерческие расходы (Д43),
  •  на ремонт основных средств (Д20, 23, 25, 31, 89),
  •  на освоение производства новых видов продукции (Д31).

Расходы материалов на проведение ремонтов включаются в себестоимость продукции. Чтобы обеспечить в течении ряда лет включение затрат на произведение особо сложных ремонтов предприятия можно предусмотреть в учетной политике образование ремонтного фонда на эту цель.

Пример 1. Учет заготовления материальных ресурсов (без использования счетов 15, 16).

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

1. Акцептованы расчетные документы поставщиков

Д

К

- материалы (без НДС)

70000

10

60

- МБП (без НДС)

15000

12

60

На сумму НДС:

- по материалам

14000

19.3

60

- по МБП

3000

19.4

60

2. согласно авансовым отчетам подотчетных лиц приобретены материальные ценности

- материалы (без НДС)

4000

10

71

- МБП (без НДС)

2000

12

71

На сумму НДС

- по материалам

800

19.3

71

- по МБП

400

19.4

71

3. Акцептован расчетный документ транспортного предприятия за доставку

- материалы (без НДС)

28000

10

76

- МБП (без НДС)

6000

12

76

На сумму НДС по доставке

- материалов

5600

19.3

76

- МБП

120

19.4

76

4. Погрузочно-разгрузочные работы при заготовлении материальных ценностей

4.1. Начислена заработная плата за погрузку-выгрузку

- материалов

4000

10

70

- МБП

800

12

70

4.2.начислено в фонд социального страхования (5,4%)

- по материалам (4000*0,054)

216

10

69.1

- по МБП (800*0,054)

43,2

12

69.1

4.3. начислено в пенсионный фонд (28%)

- по материалам

1120

10

69.2

- по МБП

224

12

69.2

4.4 Начислено в фонд обязательного медицинского страхования (3,6%)

- по материалам

144

10

69.3

- по МБП

28,8

12

69.3

4.5. Начислено в фонд занятости (1,5%)

- по материалам

60

10

69.4

- по МБП

12

12

69.4

5. Разные расходы в себестоимости заготавливаемых материалов

- по материалам

400

10

23, 71, 76

- по МБП

180

12

13, 71, 76

Фактическая себестоимость заготовленных материалов – 107940

Фактическая себестоимость заготовленных МБП – 24288.

б) Заготовление материалов с использованием счетов 15,16

15 – Заготовление и приобретение материальных ценностей

16 – Отклонение в стоимости материалов

На дебете счета 15 учитывается покупная стоимость материалов, по которым на предприятие поступили расчетные документы. Если предприятие включило в свой рабочий план счетов счет 15, то оно все расходы, связанные с заготовление товарно-материальных ценностей, в течении месяца предварительно собирает в дебете этого счета с кредита разных счетов (23, 60, 70, 68, 69, 71,  76) в зависимости от характера расходов. В конце месяца на основании данных о фактически поступивших товарно-материальных ценностях суммы, учтенной на счете 15, перечисляют на счета производственных запасов (Д10,12 – К15). В этом случае к счету 15 открывают субсчета:

  1.  заготовление и приобретение материалов;
  2.  заготовление и приобретение МБП.

Таким образом, остаток на счете 15 на конец месяца характеризует стоимость производственных запасов, оставшихся в пути на конец месяца.

Пример 2. Учетная стоимость материалов 100000 рублей.

Фактическая стоимость 107980 рублей (вкл. НДС).

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Д

К

1. Поступили расчетные документы на материалы, вкл. НДС

107980

51.1

60

2. Оприходованы материалы

- на сумму НДС

18000

19.3

60

- по учетной стоимости

100000

10

15.1

- на сумму разницы между учетной стоимостью и себестоимостью (107980-100000 - 18000)

10020

15.1

16.1

Предприятие, применяющее в учете счет 16, сальдо на конец отчетного периода по этому счету при составлении баланса присоединяют без корреспонденции счетов к производственным запасам.

в) Учет недостач при поступлении материальных ценностей

Если при поступлении материалов от поставщика установлена их недостача, то необходимо определить фактическую себестоимость недостач и отразить ее на счетах бухгалтерского учета. Сумма фактической недостачи складывается из стоимости недостающей части материальных ценностей по покупным ценам и част, подлежащего возмещению тарифа по их доставке.

Показатели

Стоимость материалов и тарифов, руб.

НДС (20%), руб.

Сумма счета, руб.

1. Предъявлен счет для оплаты

- стоимость материалов

30000

6000

36000

- ж/д тариф, подлежащий возмещению

3000

600

3600

Итого

33000

6600

39600

2. Выявлено при приемке грузов

- недостача материалов

4000

800

4800

- приходящийся на недостачу ж/д тариф

400

80

480

Итого недостачи

4400

880

5280

3. Подлежат оприходованию

28600

5720

34320

Для определения общей суммы недостачи необходимо:

  1.  Определить процентное отношение суммы железнодорожного тарифа к стоимости материалов без НДС. Оно составляет в данном случае 10%.
  2.  Определить сумму недостачи с учетом НДС.

Пример 3.

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Д

К

1. Когда груз поступил после оплаты расчетного документа поставщика

- оприходование реально пришедшего материала

28600

10

60

- учет НДС по реально пришедшим материалам

5720

19

60

- учет претензий к поставщикам

5280

63

60

2. когда груз поступил до оплаты расчетного документа поставщика

- оприходованы реально пришедшие материалы

28600

10

60

- учет НДС на реально пришедшие материалы

5720

19

60

Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

г) Отражение в учете неотфактурованных поставок

Неотфактурованной считается поставка материальных ценностей от поставщика до предъявления расчетного документа к его оплате. В этом случае материальные ценности приходуются по покупным или учетным ценам Д10, 12 – К60 без НДС. НДС будет учтен в том отчетном периоде Д19-К60,  в котором поступят расчетные документы. При получении расчетного документа поставщика ранее сделанную запись стоимости материальных ценностей сторнируют и делают положительную запись на сумму счета, предъявленного к оплате.

Пример 4. В августе имела место неотфактурованная поставка в сумме 12000 рублей. В сентябре предъявлен расчетный документ на оплату в сумме 17010 рублей, включая НДС. Будут сделаны следующие бухгалтерские записи.

Август Д10 – К60 12000 (без учета НДС по ценам, предусмотренным договором поставки).

Сентябрь

  1.  Сторнировочная запись  Д10 – К60  12000  
  2.  Положительная запись  Д10 - К60  14175

Д19 - К60 2835.

Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основании данных о фактическом поступлении материальных ценностей и расчетных документов, предъявленных к оплате.

д) Отражение в учете материальных ценностей в пути

Материальные ценности считаются находящимися в пути, если они оплачены Д60 – К51, но до конца месяца не поступили или находятся на ответственном хранении у поставщика. Такие материальные ценности бухгалтерия предприятия приходует условно Д10, 12 – К60 в отчетном месяце. Так делают, чтобы отразить в балансе предприятия эти материальные ценности в составе производственных запасов.

В следующем месяце указанные материальные ценности восстанавливают на счете 60 сторнировочной записью в той же корреспонденции. По мере поступления производственных запасов, находящихся в пути, они приходуются в фактически поступивших количествах и ценах.

Пример 5. В августе материалы в пути составили 8000 рублей, с учетом НДС 9600. В сентябре они поступили в количествах, превышающих указанные в счете,  а именно 8600 (без учета НДС).

Будут сделаны следующие бухгалтерские операции.

В августе Д10 – К60 8000

  Д19 – К60 1600

В сентябре

1. Сторнировочная запись Д10 – К60 8000

     Д19 – К 60 1600

2. Положительная запись Д10 – К 60 8600

     Д19 – К 60 1720

Если сумма поступлений меньше, чем ожидалось, например, 7500, то приходуют фактическое количество поступивших материальных ценностей, а недостачу относят на претензию.

1. Сторнировочная запись Д10 – К60 8000

     Д19 – К 60 1600

2. Положительная запись Д10 – К 60 7500

     Д19 – К 60 1500

     Д63 – К 60 600 (500+100 НДС).

Если учетной политикой предприятия предусмотрено для отражения операций по заготовлению использовать счет 15, то проведенные выше записи не делают, так как  в этом случае материалы в пути выявляются непосредственно на этом счете, как его остаток на конец месяца.

  1.  Учет операций по реализации материалов

В зависимости от принятой на предприятии учетной политике, порядок реализации может быть «по отгрузке» и «по оплате».

Если принято считать реализацию по отгрузке, то по мере отпуска материалов покупателям, их отражают на счете 62 Д62-К48 (счет 48 «Реализация прочих активов») и списывают Д48 – К10.  Если учетной политикой принято считать реализацию по мере поступления денег, то при отпуске материалов покупателю, их относят на Д45 – К10 (счет 45 «Товары отгруженные»), где они будут числиться как задолженность за товары отгруженные до момента оплаты Д51 – К48. С момента оплаты их списывают К45 – Д48.

Выявленный на счете 48 финансовый результат от реализации материалов списывают на счет 80.2 «Финансовый результат от реализации нематериальных и прочих активов».

При реализации материалов предприятие должно включить в расчетные документы на оплату отдельной позицией НДС, который подлежит начислению Д48 – К68 и перечислению в бюджет Д68 – К51.

Пример 6. Реализованы материалы, фактическая себестоимость 2000 рублей.

Ситуация 1: по цене ниже себестоимости – 1600 рублей.

Ситуация 2: по цене, равной себестоимости – 2000 рублей.

Ситуация 3: по цене выше себестоимости, но ниже рыночной – 2004 рубля.

Ситуация 4: по рыночной цене – 2500 рублей.

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Д

К

А. Реализация по мере отгрузки товара

1. Предъявлены расчетные документы, вкл. НДС

Ситуация 1. 1600*1,2

1920

62

48

Ситуация 2. 2000*1,2

2400

62

48

Ситуация 3. 2004*1,2

2404,8

62

48

Ситуация 4. 2500*1,2

3000

62

48

2. Списана фактическая себестоимость реализованных материалов

2000

48

10

3. Начислен в бюджет НДС

Ситуация 1.

320

48

68

Ситуация 2.

400

48

68

Ситуация 3.

400,8

48

68

Ситуация 4.

500

48

68

4. Списан финансовый результат от реализации (закрывается сч. 48)

Ситуация 1. 1900-2000-320

400

80.2

48

Ситуация 2. Нет ни прибыли, ни убытков

Ситуация 3. 2404,8-2000-400,8

4

48

80.2

Ситуация 4.  3000-2000-500

500

48

80.2

5. Оплачены расчетные документы

Ситуация 1.

1920

51

62

Ситуация 2.

2400

51

62

Ситуация 3.

2404,8

51

62

Ситуация 4.

3000

51

62

Б) Реализация по мере оплаты

1. Списана фактическая себестоимость отгруженных материалов

2000

45

10

2. Оплачены расчетные документы покупателями

Ситуация 1.

1920

51

48

Ситуация 2.

2400

51

48

Ситуация 3.

2404,8

51

48

Ситуация 4.

3000

51

48

Одновременно

2000

48

45

3. Начислен в бюджет НДС

Ситуация 1.

320

48

68

Ситуация 2.

400

48

68

Ситуация 3.

400,8

48

68

Ситуация 4.

500

48

68

4. Списан финансовый результат от реализации (закрывается сч. 48)

Ситуация 1. 1900-2000-320

400

80.2

48

Ситуация 2. Нет ни прибыли, ни убытков

Ситуация 3. 2404,8-2000-400,8

4

48

80.2

Ситуация 4.  3000-2000-500

500

48

80.2

При реализации материалов по цене не выше себестоимости (ситуация 1 и 2) для целей налогообложения по НДС и налогу на прибыль сделку оценивают исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию на момент реализации в данном регионе, но не ниже фактической себестоимости.

Предприятие в указанных случаях должно будет начислить в бюджет НДС в сумме 500 рублей. выявленные суммы дополнительных платежей в бюджет:

Ситуация 1 – 180 рублей

Ситуация 2 – 100 рублей

предприятие должно взять на уменьшение своей чистой прибыли Д81 – К68.

Для целей налогообложения прибыли в ситуации 1 вместо фактически полученных убытков и в ситуации 2, где нет ни прибыли, ни убытков, будет принята прибыль в сумме 500 рублей.

Ситуация 3, где цена продажи незначительно превышает себестоимость налоги платятся с данной суммы.

Если материалы реализуют физическим лицам, включая членов трудового коллектива по цене ниже рыночной (ситуация 1,2,3), то разница между рыночной ценой и продажной соответственно 900, 500, 496 рублей считается доходом физического лица и она подлежит обложению подоходным налогом.

  1.  Учет топлива, запасных частей, тары, строительных материалов

а) Топливо

Для учета топлива предназначен субсчет 10.3. на этом субсчете учитывают наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки электроэнергии и отопления зданий, твердого и газообразного топлива.

Бухгалтерский учет нефтепродуктов ведут по их виду, местам хранения и материально ответственным лицам.

Используются следующие позиции:

10.3.1 – нефтепродукты на складе

10.3.2 – нефтепродукты по талонам

10.3.3 – топливо в баках транспортных средств.

По позиции 10.3.1 учитывается наличие и движение нефтепродуктов всех видов, полученных для эксплуатации транспортных средств, находящихся в пунктах заправки и на производственных участках.

По позиции 10.3.2 учитывают талоны на бензин и дизельное топливо, смазочные материалы (Д10.3.2 – К50,60,71) в единицах измерения, указанных в талонах и в стоимостном выражении за материально ответственным лицом, которое регистрирует движение талонов в книге. Записи заносят в книгу ежедневно по данным документов, служащих основанием для оприходования или списания талонов. На базе данных приходных или расходных документов материально ответственное лицо составляет отчет о движении талонов и представляет его в бухгалтерию. Выданные талоны списывают под отчет водителей (Д10.3.3 – К10.3.2).

По позиции 10.3.3 учитывают талоны на бензин, выданные водителям. На основании путевых листов ГСМ списывают на издержки производства. Инвентаризацию ГСМ (горюче-смазочных материалов) рекомендуется проводить ежемесячно.

б) Запасные части

Учет запчастей осуществляется на субсчете 10.5, в котором открывают позиции:

10.5.1 – запчасти;

10.5.2 – обменный фонд.

По позиции 10.5.1 учитывают наличие и поступление приобретенных (Д10.5.1 – К60), изготовленных собственными подразделениями (Д10.5 – К23) запчастей.

Запчасти, отпущенные на эксплуатационные и ремонтные цели списывают К10.5 – Д20, 23, 25, 26, 89.

На счете 89 запчасти, израсходованные при выполнении сложного ремонта основных средств, списываются в случае, когда на предприятии учетной политикой предусмотрено образование ремонтного фонда.

Учет поступлений и выбытий запчастей оформляют с помощью накладных. Новые запчасти выдают из кладовых в обмен на сдаваемые изношенные. Изношенные запчасти, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех, а после ремонта, возвращают на склад. Негодные запчасти

Учет запчастей на субсчете 10.5 на складе ведут отдельно по учетным группам:

  •  Запчасти новые
  •  Запчасти отремонтированные,
  •  Зачасти, подлежащие ремонту.

в) Тара

Особенности учета тары объясняются ее предназначением. Тара, предназначенная для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах или для осуществления технологических процессов производства продукции в зависимости от ее стоимости и срока эксплуатации может учитываться на счетах основных средств или МБП. Тара, используемая для упаковки и хранения продукции учитывается на счете 10.4 «Тара и тарные материалы» по видам.

Предприятие приобретает тару со стороны Д10.4 – К60 или изготавливает самостоятельно Д10.4 – К23.

Использованную на упаковку готовой продукции тару списывают К10.4 и включают в себестоимость продукции Д20.

г) Строительные материалы

учет всех строительных материалов застройщики организуют на субсчете 10.8 «Стройматериалы». На нем стройматериалы учитывают по их фактической себестоимости или по ценам приобретения Д10.8 – К60 с добавление расходов по их доставке и заготовительно-складских расходов.

К заготовительно-складским расходам в строительстве относят расходы на содержание снабженческого аппарата, а также складов, охраны, потери в пути и на складах в пределах установленных норм убыли. Учет их ведут на счете 44. В конце месяца эти затраты списывают Д10.8 – К44 и присоединяют к фактическим расходам по заготовке, доставке материалов.

Аналитический учет на субсчете 10.8 ведут по наименованию материалов, по количеству, месту хранения, стоимости.

Тема 4. Бухгалтерский учет материалов                                                               13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10299. Рене Декарт - французский философ, математик, физик, физиолог 12.04 KB
  Рене Декарт французский философ математик физик физиолог. Родоначальник рационализма рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух...
10300. Сознание - состояние психической жизни человека 13.75 KB
  Сознание состояние психической жизни человека это способность познавать не только истину но и различать добро и зло справедливость и несправедливость прекрасное и безобразное. Термин сознание является трудным для определения поскольку данное слово исполь
10301. Бенедикт Спиноза 13.51 KB
  Бенедикт Спиноза был самым значительным философом. Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем. Спиноза стремился построить философию на достоверных началах. Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанци...
10302. Патристика средневековое философское мышление 17.08 KB
  Патристика Характерной особенностью средневекового философского мышления свойственного патристике является то что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику Библии. Она рассматривается как полный свод истин...
10303. Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей 13.85 KB
  Общество совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих особенных и единичных признаков. Становление общества – долгий процесс длившийся неско...
10304. Философия Людвига Фейербаха 12.67 KB
  Философия Людвига Фейербаха Несмотря на то что классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах именно в этот момент возникла одна из мощнейших материалистических идей Людвига Фейербаха. Фейербах ст
10305. Современная философия 12.45 KB
  Современная философия чрезвычайно многообразна. Вместе с тем в ней есть свои центры притяжения в виде относительно самостоятельных направлений или течений. Их тоже много но в плане самой общей картины можно ограничиться тремя: аналитическим феноменологическим и постм
10306. Раннегреческая философия (милетская и элейская школы философии) 13.1 KB
  Раннегреческая философия милетская и элейская школы философии Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. Представителями данной школы являлись Фалес Анаксимандр Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимал
10307. Философия французского просвещения 11.36 KB
  Во Франции философия являлась мощным общественно – культурным движением. Все идеи французских философов подготовили почву к великой французской революции. Приведем пример двух самых ярких просветителей этого времени. Вольтер французский философпросветитель. Боро