79746

Организация учета производственных запасов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Организация учета производственных запасов Задачи и виды учета производственных запасов Первичные документы по учету материалов Договоры поставки Учет материалов на складе. Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов списываемых в производство: по средней себестоимости по учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетной стоимости по себестоимости первых по времени закупок методом ФИФО первая партия на приход первая на расход по...

Русский

2015-02-14

76 KB

0 чел.

6                                                                                            Курс «Бухгалтерский учет» 

Тема 3. Организация учета производственных запасов

  •  

Задачи и  виды учета производственных запасов

  •  

Первичные документы по учету материалов

  •  

Договоры поставки

  •  

Учет материалов на складе

1. Задачи и  виды учета производственных запасов

Общим правилом оценки производственных запасов и отображения их в учете является фактическая себестоимость, которая выявляется в Д 10, 11, 12, 16 с К (15, 23, 60, 68, 69, 70, 71 и др.) в зависимости от характера расхода. Себестоимость материальных ресурсов формируется на базе цен их приобретения (без НДС), включая оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками, наценок, комиссионных вознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, таможенные пошлины, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществленную сторонними предприятиями.

НДС включается в себестоимость продукции, если материальные ценности приобретены для производственных нужд за наличные деньги, в т.ч. у предпринимателей без образования юридического лица.

В себестоимость включается стоимость тары и упаковки, полученной от поставщиков, если она не входит в цену, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования. Если стоимость тары включена в цену материальных ресурсов, то из общей суммы затрат исключается стоимость общей суммы стоимость тары по цене ее возможного использования.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых в производство:

- по средней себестоимости

- по учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетной стоимости

- по себестоимости первых по времени закупок методом ФИФО (первая партия на приход- первая на расход)

- по себестоимости последних по времени закупок методом ЛИФО (последняя партия на приход-первая на расход)

- по себестоимости единицы ценностей

В итоге при использовании каждого из названных методов синтетический учет ведется по фактической себестоимости, что соответствует ПБУ.

Учет производственных запасов должен обеспечить:

- правильное и своевременное документирование операций по движению материальных ценностей

-выявление фактической себестоимости

-контроль за использованием материалов в процессе производства в соответствии с нормами расходов

-контроль за наличием и сохранностью материальных ценностей

-выявление излишних и ненужных материалов

Нормативные документы по учету производственных запасов: общеотраслевые  нормативные акты

2. Первичные документы по учету материалов

Для оформления операций поступления, внутреннего перемещения и отпуска материальных ресурсов со склада предусмотрены унифицированные межведомственные первичные документы.

Форма № М-1 “Журнал учета поступивших грузов” применяется для регистрации транспортных, товарных и других документов, связанных с получением грузов с железных дорог и др. с оприходованием их на складе предприятия. В журнале также отмечают запросы по розыску не поступивших грузов.

Журнал на крупных предприятиях ведет отдел снабжения, а на средних и небольших - бухгалтерия. Записи в журнал делают на основании данных транспортных и отгрузочных документов, приходных ордеров, актов и приемке материалов.

Форма № М-2 “Доверенность” - служит для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении материальных ценностей. Доверенность в одном экземпляре бухгалтерия выдает получателю под его расписку. Данные о выдаче и получении доверенности фиксируются на ее корешке. Журнал учета выданных доверенностей при этом не ведут.

Форма  № М-2а “Доверенность используют предприятия, у которых получение товарно-материальных ценностей по доверенности носит массовых характер. Выдачу их регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей (форма № М-З)

Форма № М-4 “Приходный ордер” - оформляется учет материалов, поступивших на склад предприятия от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материальное ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Бланки приходных ордеров материально ответственным лицам вручаются в заранее пронумерованном виде.

Форма № М-7 “Акт о приемке материалов применяется, если имеются количественные и качественные расхождения  с данными сопроводительных документов поставщика; составляются также при приемке материалов, поступивших без документов (неотфактурованных поставках).

Акт в 2-х экземплярах составляет приемочная комиссия с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя или представителя заинтересованной организации. Акт утверждает руководитель предприятия или лицо, на то уполномоченное.

После приема ценностей акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных) передают: один в бухгалтерию предприятия для принятия на учет материальных ценностей, другой направляют поставщику.

Форма № М-8, М-9 “Лимитно-заборная карта” - служат для учета отпуска сырья, материалов, покупных полуфабрикатов в производственные подразделения предприятия (цехи, участки) в пределах утвержденного лимита и являются оправдательными документами для списания материалов ценностей со склада.

Форма М-8 предназначена для многократного отпуска на один месяц материала одного номенклатурного номера.

Форма № М-9 для четырехкратного отпуска, относящихся на один вид затрат и на различные виды заказов.

Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передают производственному подразделению предприятия потребителю материалов,  второй-складу.

В лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат).

Записи в картотеку складского учета по соответствующему номеру о выдаче и остатке материалов на складе кладовщик должен делать по мере закрытия л-з карт, но не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным.

Форма № М-10 “Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов используется для сверхлимитного отпуска на производство и замену материалов, допускается только с разрешения руководителя предприятия.

Оформленные л-з карты вместе с первичными документами прикладываются к материальному отчету и сдаются кладовщиком в бухгалтерию предприятия.

Форма № М-11 “Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов применяется для учета движения материальных ценностей  на самом предприятии, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, а также при продаже на сторону.

При возврате (внутреннем перемещении) накладная-требование составляется в 2-х экземплярах заведующем складом или материально ответственным лицом цеха-сдатчика. Первый экземпляр служит сдающему складу (подразделению) для списания ценностей, а второй принимающему складу (подразделению) для их оприходования.

При отпуске на сторону накладная-требование выписывается в 2-х экземплярах на основании договоров, нарядов.

При отпуске материалов самовывозом накладную, подписанную получателем, кладовщик передает в бухгалтерию предприятия для выписки расчетно-платежных документов.

Форма М-11 вручается завскладом в заранее пронумерованном виде.

Форма № М-12 “карточка складского учета материалов” необходима для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на материал каждого номенклатурного номера и ведется непосредственно материально ответственным лицом. Записи в карточке делаются на основании данных первичных приходно-расходных документов в день совершения операций.

Форма № М-13 “Реестр приемки-сдачи документов” предназначен для регистрации сдаваемых в бухгалтерию приходно-расходных документов. Реестр составляется в одном экземпляре материально-ответственное лицо и сдает его в бухгалтерию вместе с первичными документами. Целесообразно реестры составлять отдельно на приходные документы склада (четные номера) и расходные документы (нечетные номера) в двух экземплярах. От бухгалтерии -расписка о получении.

Форма № М-14 “Ведомость учета остатков материалов на складе” ведут предприятия, учитывающих материалы по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. Ее заполняет заведующий складом по данным карточек складского учета, проверенных бухгалтерией.

3. Договор поставки

Поставка производственных запасов осуществляется по договорам поставки, некоторой определяются права и обязанности сторон.

В договоре указывают: номенклатуру поставляемых материалов, их количество и качество, сроки поставки, цену, порядок расчетов, санкции за нарушение условий договора.

Материалы, поставленные без согласия покупателя, не указанные в договоре, а также материалы, поставленные с нарушения условий договора принимают на ответственное хранение (учитывают за балансом).

Получатель должен проверить следующее:

1. убедиться в наличии на транспортных средствах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, состав вагона и других транспортных средств, наличие маркировки, исправности тары.

2. проверить соответствие наименование груза и транспортной маркировки на нем данным транспортного документа.

3. установить, соблюдались ли правила перевозки, сроки доставки, а также осмотреть груз.

4. потребовать выдачи груза с проверкой количества мест, веса и состояния в тех случаях, когда такая обязанность возложена на него действующими на транспорте правилами.

Если груз не сохранен, составляется коммерческий акт.


4. Учет материалов на складе

На материалы, поступившие от поставщиков, предприятие получает расчетные документы: платежные поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением в журнале учета поступивших грузов № М-1. Проверенные расчетные документы предприятие акцептует (принимает к оплате). Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего расчетные документы передают в бухгалтерию для оплаты. Для получения материалов со с склада поставщика бухгалтер выписывает экспедитору (агенту, товаровед) доверенность по форме М-2а.

Неиспользованные доверенности возвращают в бухгалтерию на следующий день после истечения срока их действия (15 дней). Контроль за соблюдением правил выдачи, оформление, регистрацию доверенностей возлагается а гл.бухгалтера.

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документам поставщика. Если расхождений нет, то выписывание приходных ордеров формы М-4 на все поступившие количество.

Если расхождений между фактом и документом нет, то оприходование можно оформить и без выписки приходных ордеров - на основании документов поставщика. В этом случае на документе поставщика (счете, товарно-транспортной накладной) зав.складом проставляет штамп, в оттиске которого содержаться те же реквизиты, что и в приходных ордерах ( о том, что материалы приняты).

Материалы приходуются в единичном измерениях, указанных в сопроводительных документах, но при этом следует учесть:

- если материал поступает в более крупных единицах измерения (тоннах), а расходуется в более мелких (кг), то его приходуют и учитывают в тех единицах, в которых расходуются (кг).

- когда материал поступает в одной единицы измерения, а расходуется в другой (шт.), то оприходование учитывается и отражается в документах одновременно в двух единицах измерения ( куб. м / шт.).

Если при приемки будут расхождения с данными сопроводительных документов или имела место неотфактурованная поставка (поступление материалов без счета-фактуры поставщиков), то заведующий складом вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляет акт о приемке материалов (форма М-7) в двух экземплярах. В этом случае приходные ордера не составляются, а акт является одновременно и приходным документом и основанием для    расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщику.

Если в интересах производства целесообразно направлять материалы непосредственно в цех, минуя центральный склад, то эти партии материалов необходимо отразить как поступление на центральный склад и переданные в цех. При этом на выписанном заведующим складом приходном ордере и расходном документе делается отметка “транзит”.

Принимая от поставщика однородный груз (песок, уголь), прибывающий несколько раз в течение дня, можно составить один приходный ордер в целом за день. При этом на его оборотной стороне делают отметку о каждой отдельной приемки.

Если материальные ценности приобретаются подотчетным лицом за наличные деньги в магазинах, на рынках у других предприятий или у населения заведующим складом, который выписывает приходные ордера в обычном порядке. При составлении авансового отчета обязательные оправдательные документы: счета, чеки магазинов, квиточки приходных ордеров, акт (или справка), если покупка сделана на рынке или у населения. В акте подробно излагается содержание хозяйственных операций с указанием даты, места покупки, количества, цены. Акт должен быть утвержден руководителем - форма разрабатывается предприятием.

Тема 3. Организация учета производственных запасов 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17155. Лінійна алгебра в Maple 118 KB
  Лекція №26 Тема: Лінійна алгебра в Maple План Пакет linalg. Пакет LinearAlgebra. Елементарні операції з матрицями і векторами. Рішення систем лінійних рівнянь. У Maple виконання перетворень лінійної алгебри можна здійснювати за допомогою команд двох пакетів...
17156. Сума, добуток, похідна, інтеграл в Maple 56.5 KB
  Лекція №27 Тема: Сума добуток похідна інтеграл в Maple. План Активна та пасивна форма команд. Команди диференціювання. Інтегрування виразів. Limit функції. Для деяких команд існують дві форми: активна і пасивна. У разі виклику активної форми команд
17157. ОС та їх оточення 66.5 KB
  Тема: ОС та їх оточення. План ОС на світовому ринку Поняття операційної системи Функції Еволюція операційних систем й основні ідеї Пакетний режим Поділ часу й многозадачность Поділ повноважень Реальний масштаб часу Файлов
17158. Вірус. Антивірусні програмні засоби 63.5 KB
  Тема: Вірус. Антивірусні програмні засоби. 1 .План заняття. Група 1ПМ0_Дата: 0_.0_.0_ Кількість студентів за списком 20Аудиторія: 317 Пара ІІ Тема. €œВірус. Антивірусні програмні засоби. € Мета: методична: вдосконалити методику проведення семінарського за
17159. Введення в курс кібернетики. Основні поняття 50 KB
  Лекція 1.Тема. Введення в курс. Основні поняття План 1. Основні системні поняття 2. Класифікація систем. 3. Динаміка системи 4. Кібернетичне моделювання Основні системні поняття Кібернетиканаука про загальні закономірності процесів керування та п...
17160. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості 70 KB
  Лекція 2.Тема. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості. План 1. Лінійні динамічні системи. 2.Диференційне рівняння системи. 3.Передатна функція. Її властивості. Лінійні динамічні системи. Динамічн...
17161. Імпульсна перехідна, одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи 122 KB
  Лекція 3. Тема. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи. План 1. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. 2. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи...
17162. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова, Гурвіца 79.5 KB
  Лекція 4. Тема. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова Гурвіца. План 1. Поняття та умови стійкості. 2. Критерій стійкості Михайлова 3. Критерій стійкості Гурвіца. У процесі роботи системи автоматичного регулювання піддаються різним впливам щ
17163. Керування системами: введення категорій, терміни, означення 116 KB
  Лекція 5. Тема. Керування системами: введення категорій терміни означення. План 1.Поняття керування 2.Схема керування 3.Способи керування 4.Завдання керування 5.Використання ЕОМ в процесі керування 1.Поняття керування Керування це такий вхідний впл...