79748
Отчетность предприятия
Лекция
Бухгалтерский учет и финансовый аудит
В разделе Капитал и резервы содержаться следующие группы статей: Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль прошлых лет Прибыль отчетного года. Отчет о финансовых результатах Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты организации за отчетный период и в развернутом виде показывает: по хозяйственной деятельности: выручку нетто от реализации продукции работ услуг за минусом НДС и акцизов; себестоимость реализации товаров продукции работ услуг; коммерческие...
Русский
2015-02-14
94 KB
0 чел.
12 Курс «Бухгалтерский учет»
Тема 17. Отчетность предприятия
Исправление бухгалтерских ошибок
Бухгалтерская отчетность
Основные принципиальные положения о бухгалтерской отчетности изложены в главе 111 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
Технические вопросы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций регламентируются регулярно переиздаваемыми Инструкциями Минфина России о порядке заполнения форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, среди которых отметим последние по времени выхода:
Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина Росси от 12 ноября 1996 г. № 97;
Инструкция о порядке заполнения форм квартальной бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 3 февраля 1997 г. № 8.
Основные принципиальные моменты изложены также в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденном приказом Минфина Росси от 8 февраля 1996 г. № 10 и в положении о бухгалтерском учете.
Данными документами определено, что бухгалтерская отчетность, являясь завершающим этапом учетного процесса, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных:
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации на последний календарный день отчетного периода, а также финансовых результатах ее деятельности за отчетный период. При этом отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, а квартальная и месячная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату с разбивкой на активы и пассивы, которые, в свою очередь, должны подразделяться в зависимости от срока их обращения на долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года включительно).
Актив баланса состоит из 3-х разделов: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы» и «Убытки».
В разделе «Внеоборотные активы» показываются три группы статей: «Нематериальные активы», «Основные средства» и «Финансовые вложения», каждая из которых состоит из соответствующих статей.
Раздел «Оборотные активы» состоит из следующих групп статей: «Запасы», «Налог на добавленную стоимость», «Дебиторская задолженность», «Финансовые вложения», «Денежные средства».
Раздел «Убытки» состоит из 2-х групп статей: «Непокрытые убытки прошлых лет и «Убыток отчетного года».
Пассив баланса состоит из 3-х разделов: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».
В разделе «Капитал и резервы» содержаться следующие группы статей: «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль прошлых лет», «Прибыль отчетного года».
Раздел «Долгосрочные пассивы» состоит из следующих групп статей: «Заемные средства» и «Прочие пассивы», содержащих данные о займах, срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты.
В разделе «Краткосрочные пассивы», состоящем из групп статей: «Заемные средства» и «Прочие пассивы», - содержатся данные о займах, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. В этом разделе содержатся группы статей «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты организации за отчетный период и в развернутом виде показывает:
по хозяйственной деятельности:
по финансовой деятельности:
по внереализационным доходам и расходам:
Приложения к бухгалтерскому балансу
Набор необходимых приложений к бухгалтерскому балансу определяется соответствующими Инструкциями Минфина России.
Такими приложениями являются:
Аудиторское заключение
В соответствие со статьей 13 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности организации должно включаться также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Постановление Правительства РФ «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке» от 7 декабря 1994 г. № 1355 были утверждены основные критерии для необходимости проведения обязательной аудиторской проверки. В постановлении Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408 основные критерии были уточнены.
В настоящее время обязательной аудиторской проверке подлежат:
При этом в соответствии с п.7 Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, за уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки по решению суда могут быть наложены весьма существенные штрафные санкции:
В настоящее время вопросами общего регулирования аудиторской деятельности и разработки аудиторских стандартов занимается комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ головной государственный орган в области аудита, и все нормативные документы, касающиеся аудиторской деятельности, в обязательном порядке проходят через нее. Например, протоколом данной Комиссии от 9 февраля 1996 г. был утвержден Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, который можно по праву назвать первым отечественным стандартом, регулирующим аудиторскую деятельность.
Согласно ст. 86 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ аудитор (гражданин или аудиторская организация) осуществляет проверку финансово- хозяйственной деятельности общества. При этом аудитор должен быть утвержден общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества. В ст. 87 данного Закона установлено, что в заключении аудитора должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетности, а также информация о фактах нарушения правовых актов. В ст. 202 Уголовного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1997 г. Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ, впервые в отечественной уголовной практике устанавливается уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями частными аудиторами. При этом состав уголовного преступления формирует использование частным аудитором «своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства». Мера наказания варьирует от штрафа в размере от 500 минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, по результатам аудиторской проверки подготавливается аудиторское заключение, состоящее из 3-х частей: вводной, аналитической и итоговой.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ одобрила порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, что было зафиксировано в протоколе от 9 февраля 1996 г. № 1.
В соответствии с этими нормативными документами аудиторское заключение должно содержать:
во вводной части:
в аналитической части:
в итоговой части:
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.
Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчетностью и предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам (участникам) экономического субъекта.
Всем внешним заинтересованным лицам (налоговым службам, кредитным учреждениям, средствам массовой информации в случае публикации баланса и др.) предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской отчетности.
Пояснительная записка
В пояснительной записке должна содержаться информация, раскрывающая самые существенные аспекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и характеристику организации. В случае изменения вступительного баланса на начало года в пояснительной записке объясняются причины этих изменений. В записке объясняются также все изменения в учетной политике, происшедшие в течение отчетного года. Для более полного раскрытия данных бухгалтерской отчетности в пояснительной записке рекомендуется приводить данные экономического анализа в динамике.
Статистическая отчетность
Все организации обязаны предоставлять соответствующую статистическую отчетность. При этом Законом РФ «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 установлена административная ответственность за непредставление статистической отчетности. Постановление Госкомстата России от 14 августа 1992 г. № 130 утвердило Положение о порядке предоставления государственной статистической отчетности в РФ. Этими нормативными документами предусмотрено, что все коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы должны вести бухгалтерскую и статистическую отчетность и предоставлять на их основе государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.
Государственная статистическая отчетность включает в себя все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению утверждены органами Госкомстата России.
В постановлении Правительства РФ «О совершенствовании информационной системы предоставления бухгалтерской отчетности» от 21 апреля 1995 г. № 399 на Госкомстат России возложены функции по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории РФ. Все организации, расположенные на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту своей регистрации.
Номенклатура отчетности, предоставляемой коммерческими организациями в органы статистики, зависит от отраслевых и территориальных особенностей. Например, Инструкцией по составлению статистической отчетности о наличии и движении основных средств предусмотрена форма № 11, а инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях предусмотрены формы с индексом «Т».
Налоговая отчетность
Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 установлено, что налогоплательщики обязаны:
При этом налогоплательщики могут быть подвергнуты штрафу за:
В случае задержки фактической уплаты причитающейся к уплате суммы налога с налогоплательщика в бесспорном порядке взыскиваются пени в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты.
Для каждого вида налога установлена своя форма отчетности и соки ее предоставления, несоблюдение которых влечет за собой применение штрафных санкций.
Срок хранения первичных документов
В соответствии со статьей 24 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 установлено: «Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки». Однако п. 1 ст. 11 этого же Закона установлено, что налогоплательщик обязан «вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет».
Аналогичный срок в пять лет установлен статьей 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ для всех бухгалтерских документов (как первичных, так и отчетных).
Вместе с тем еще п. 6.5 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР от 29 июля 1989 г. № 105, было предусмотрено, что «срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия, учреждения определяется согласно Перечню типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов, утвержденным Главным архивным управлением при Совете Министров СССР». В 1989 г. был утвержден такой перечень, в котором, в частности, был установлен срок хранения в три года для первичных документов и приложений к ним, зафиксировавших факт совершения хозяйственной операции и явившихся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования, выписки банков, наряды на работу, табели, акты о приеме, сдаче и списании материалов, квитанции и накладные по счету товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты). Также в течение 3-х лет подлежали хранению учетные регистры (главная книга, журналы-ордера и разработочные таблицы), вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, кассовые книги, оборотные ведомости, книги регистрации счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных поручений, расчетно-платежные ведомости, хозяйственные и трудовые договоры и другие. Однако срок в три года мог быть продлен в случае незавершения ревизий или в случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел. Срок в три года объяснялся существующим и сейчас в гражданском праве сроком исковой давности в три года, который в установленных законом случаях может быть продлен.
Срок в 75 лет был установлен для лицевых счетов по расчету заработной платы (а если они не ведутся, то этот срок устанавливался для расчетно-платежных ведомостей). Срок хранения годовых балансов был установлен в 10 лет.
В настоящее время нормы гражданского права и практика работы конрольно-ревизионных управлений министерств и ведомств потеряли свою актуальность в связи с разгосударствлением экономики и введением особого налогового права. В ст. 197 ГК РФ предусмотрено, что «для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности», что и нашло свое отражение в налоговом праве, установившем срок исковой давности по налогам в 6 лет.
Тем не менее если акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью ежегодно проводили внутреннюю ревизию силами избранной акционерами (участниками) ревизионной комиссии с утверждением на общем собрании отчетов этих комиссий, то по истечении 3-х лет первичные документы не подлежат дальнейшему хранению. Вместе с тем для взыскания недоимок по налогам существует срок в 6 лет, что практически нереально при отсутствии первичных документов более чем за три последних года.
Однако в п. 6 Указа Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. № 1006 установлено, что «налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам».
27 июля 1996 г. Центральной экспертно-проверочной комиссией при Росархиве и Центральной экспертной комиссией Госналогслужбы России было принято решение «Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета», в соответствии, с которым срок хранения первичных документов был увеличен с 3-х до 5-ти лет. Однако на этот раз не учтен один год - 6-й, в течение которого могут быть взысканы недоимки по налогам за 6 лет, первый из которых уже не представлен первичными документами.
Разрешить эту коллизию можно, если хранить всю первичную и отчетную документацию в течение не менее 6 лет, однако привлечь к ответственности налогоплательщика за отсутствие первичной документации за первый из 6-ти последних лет проблематично, поскольку Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а уже тем более решение комиссий Росархива и Госналогслужбы России от 27 июня 1996 г. обратной силы иметь не могут.
Исправление бухгалтерских ошибок
В соответствии со статьей 24 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение 6-ти лет с момента образования указанной недоимки». В письмах Госналогслужбы России «О неприменении к налогоплательщику финансовых санкций за нарушение налогового законодательства в случае самостоятельного внесения им в отчетность исправлений допущенных ошибок» от 30 октября 1995 г. № ВГ-4-14/71н и от 10 мая 1995 г. № ВГ-4-14/17н разъяснено, что «в тех случаях, когда налогоплательщик в установленные сроки предоставил в налоговый орган расчеты по налогам и платежам, а затем в связи с самостоятельным выявлением ошибок, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью были уплачены суммы налогов, внес соответствующие исправления до проверки налоговым органом в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам, финансовые санкции, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 статьи 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1), не применяются.
Следовательно, если налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки и внес в бюджет недостающую сумму налоговых платежей, к нему не применяются санкции, предусмотренные подпунктом «а» п. 1 ст. 13 (взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода в связи с тем, что налогоплательщик уже фактически самостоятельно внес в бюджет эту сумму), и подпунктом «б» п. 1 ст. 13 (штраф за отсутствие в учете объектов налогообложения, повлекшие за собой занижение дохода, - в размере 10% доначисленных сумм налога; штраф в размере 10% причитающихся сумм налога за несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для начисления налога). На налогоплательщика, самостоятельно исправившего свою ошибку и внесшего в бюджет недостающие суммы налоговых платежей, возлагается лишь ответственность, предусмотренная подпунктом «в» п. 1 взыскание пени с суммы неуплаченного в срок налога в размере 0,3% за каждый день просрочки. При этом все исправления должны быть произведены в бухгалтерском и налоговом учете до момента начала налоговой проверки, в противном случае штрафные санкции «по полной программе» неминуемы!
Указом Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685 установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные ими до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями. Данный порядок был также разъяснен в письме Госналогслужбы России от 28 июля 1996 г. № ПВ-6-09/450.
Исправления в бухгалтерском и отчетности производятся при обнаружении ошибок и подлежат отражению в отчетности того периода, в котором обнаружены; при этом в отчетность тех периодов, к которым относится совершенная ошибка, никакие исправления не вносятся.
При выявлении фактов занижения прибыли (дохода) прошлых лет выявленные суммы подлежат отражению по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» / субсчет «Прибыль (доход) прошлых лет, выявленная в отчетном году» в корреспонденции с дебитом счетов, по которым были допущены ошибки.
Рассмотрим самые типичные бухгалтерские ошибки и порядок отражения в бухгалтерском учете их исправления.
Если в результате внесения исправлений в бухгалтерский учет возникает задолженность перед бюджетом по уплате налогов, то это отражается следующим образом:
Тема 17. Отчетность предприятия 11
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
9682. | Класс TList - списки | 57 KB | |
Класс TList - списки Класс TList позволяет создать набор из произвольного количества элементов и организовать индексный способ доступа к ним, как это делается при работе с массивом. Списки отличаются от массивов двумя важными особенностями... | |||
9684. | Двумерные массивы Паскаля - матрицы | 47.5 KB | |
Двумерные массивы Паскаля - матрицы Положение элементов в двумерных массивах Паскаля описывается двумя индексами. Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы. Рассмотрим двумерный массив Паскаля размерностью 3*3, то есть в ней... | |||
9685. | Измерение информации. Экспертные методы оценки информации | 46 KB | |
Измерение информации Каждый предмет или явление человек пытается охарактеризовать, для сравнения с подобными, его величиной. Не всегда это можно просто и однозначно сделать. Даже величины физических предметов можно оценивать по-разному... | |||
9686. | Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники | 64.5 KB | |
Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники. В истории развития цивилизации произошли несколько информационных революций, послуживших кардинальным изменениям в сфере обработки информации и информационных технологий... | |||
9687. | Информатизация. Правовая защита | 84 KB | |
Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования... | |||
9688. | Понятие информационного процесса | 69.5 KB | |
Понятие информационного процесса. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых ... | |||
9689. | Понятие и виды информации | 64.5 KB | |
Понятие информации Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информация в курсе информатики является базовым (основным), его нел... | |||
9690. | Понятие управления. Кибернетика | 46.5 KB | |
Понятие управления. Кибернетика. Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информаци... | |||