79752

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Лекция

Инновационные исследования

Целевые качественные или количественные изменения в выборе и использовании материалов сырья информации оборудования информации работников и других ресурсов Целевые качественны или количественные изменения в результатах производственно хозяйственной деятельности..

Русский

2015-02-14

122.5 KB

0 чел.

Лекция 5

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

ИП имеет свою внутреннюю структуру, для описания которой были созданы сетевые и графические модели. Ознакомимся с наиболее удачными типами этих моделей.

Наиболее простая модель ИП является результатом логического расчленения всего процесса на отдельные функциональные или структурные части, этапы. Такая концепция инновационной цепи стала популярной в 50-е годы, она представляет собой как бы нанизывание этапов на "шнур" механизма последовательной передачи заданий и знаний. Получалась т.о. инновационная цепь :

Весь инновационный процесс логически расчленяется на отдельные функциональные или структурные части, этапы.

Фундаментальные исследования. Цель - поиск основных взаимосвязей, разработка концепций, теорий, идей.

Прикладные исследования. Цель - предварительный анализ, распространение основных знаний, выявление потребностей, запросов. Разработки - машины, приборы, оценка возможностей, практическая направленность.

Инженерно-технические работы - Компоненты системы, производственные аспекты, инженерно-технические и экономические расчеты, анализ производительности.

Демонстрация - прототип, опытное производство.

Производство и эксплуатация - контроль качества, маркетинг, текущий ремонт, контроль использования отходов.

Системное управление: координация, долгосрочное планирование, обеспечение обратной связи между результатами анализа производительности и предыдущими участками.  Использование: условия приема, обслуживание, последствия конкуренции.

Указанное расчленение, однако, не означает полного обособления этих элементов друг от друга. Бытовавшая тогда концепция (она сохранилась во многом и до сего времени) имела в виду, что ИН начинается с фундаментальных исследований и завершается в сфере сбыта или в сфере использования продуктов. Согласно ей новое знание автоматически рождает идеи, также автоматически в рациональной последовательности образуются новые продукты и технологические процессы. Другими словами, новое научное знание должно автоматически вести к экономическому росту. Т.е. функциональная последовательность инновационного процесса должна иметь такой вид:

Большим достоинством этой модели внутренней структуры является ее простота. Ошибочность заключается в том, что вместе с кажущимся автоматизмом действия, она не учитывает комплексные связи между отдельными звеньями цепи, обратную связь, идеи, появляющиеся вне данного исследовательского подразделения, внешние условия. Опасность состоит в том, что может возникнуть иллюзия зависимости роста производительного потенциала экономики от увеличения затрат в сфере научных исследований и разработок, при одновременной недооценке других, иногда более важных участков, что может привести к неправильному, недостаточно эффективному, распределению средств.

Другой моделью инновационного процесса является кибернетическая модель ИН.

Эта модель ИН представляет его как комплексную систему, в которой элементы процесса образуют подсистемы, находящиеся между собой в связи, во взаимодействии, обладающие множественными обратными связями.

Модель представленная в форме круга, что демонстрирует непрерывность ИН и то, что невозможно определить первый и последний этапы инноваций:

Эта модель более выразительно отражает идею информационно-поточной системы.

Замкнутый инновационный круг абстрактен по своему характеру и может быть приспособлен к условиям системы связей, существующих внутри различных административно-управленческих организаций или между ними. Элементы круга, т.е. ИН - подсистемы (научно-исследовательская база, производственная база, торговая сеть ), представляют собой этапы процесса обработки информации и ее передачи, связь и взаимодействие между ними - это необходимое условие ИН. Отсутствие связи между подсистемами и ее нарушение ставит под угрозу непрерывность потока информации и успех нововведения.

Фактически этапы замкнутого ИН - круга свидетельствуют о "разделении труда", складывающегося между подсистемами. Если ИН осуществляется в рамках одного предприятия, то имеют место определенные факторы: адаптационная готовность, сыгранность отдельных элементов, система легче поддается контролю, ей легче руководить, система связей в силу более коротких путей прохождения информации позволяет достигнуть наивысшей эффективности и сократить до минимума воздействие отрицательных факторов.

Вместе с тем данная модель выражает идеальный случай, когда поток информации и процесс ее обработки непрерывны, подсистемы дееспособны и находятся между собой в беспрепятственном и постоянном взаимодействии. В этом случае это автоматически управляемая и замкнутая система. Но такая система негибка, неэластична: любые изменения развития в рамках предприятия - весьма нелегкое дело, именно по этому ученые-экономисты пришли к выводу, что в промышленных структурах ИН нуждается в новом предприятии, старье должно обанкротиться. Подсистемы должны организовываться в новую систему связей, в новый замкнутый ИН - круг, основанный на определенных принципах, в числе которых можно выделить следующие:

- принцип целенаправленности: к достижению цели можно идти многими путями;

- принцип минимальной связанности: система "человек-машина" постоянно изменяется во времени, следовательно для выполнения ее функций организациям необходима достаточно высокая степень свободы , самостоятельности;

- принцип совместной оптимизации: для достижения оптимальной организационной эффективности необходимо равноправное и совместное развитие всех общественных и технико-экономических факторов.

Модель взаимодействия.

В научно-исследовательской лаборатории фирмы "Филипс" разработана ИН модель, которая связывает в систему взаимодействие функциональных компонентов и процессов, развивающихся одновременно и вместе с тем следующих поочередно один за другим в рамках одного предприятия к функциональным компонентам отнесены:

- научно-исследовательские;

- технико-технологические;

- торгово-коммерческие функции.

Исходя из целей предприятия, ИП начинается с оценки наличных ресурсов для НИР, направленных на определение стратегической цели, и завершается возвращением вложенных средств.

На участке НИР формируется стратегический план, состоящий в следующем:

1) Руководство предприятия формулирует потребность в идеях, предложениях, рекомендациях, которые формируются как результат взаимодействия участников всех трех функциональных подразделений.

2) Выбор инновационных вариантов немедленно получает обратную оценку со стороны технологической и коммерческой сфер. Эта обратная связь представляет собой жизненно важный элемент инновационного процесса.

3) После выбора идеи разрабатываются более "строгие" технологические и коммерческие прогнозные оценки, которые в общих чертах определяют ожидаемые технические параметры, затраты материальных средств и времени, масштабы риска и на случай неудачи - альтернативные варианты решения.

По мере завершения подготовки к производству участие исследователей и разработчиков снижается, соответственно изменяется его характер. На этой стадии подразделение исследования и разработок занимается проблемами повышения производительности труда, снижение себестоимости, минимизации фактора риска.

С выведением созданного продукта на рынок это подразделение, учитывая обратные сигналы и требования рынка, ставит своей целью дальнейшее развитие и совершенствование продукта, уже на начальной стадии ЖУП. Учитывая наличие участков подъема и спада кривой, руководство, как правило, рассчитывает на модификацию продукта, ведущие к существенному повышению эффективности.

Задачи руководителей и менеджеров организовать в структуре ИП не просто обмен соответствующей документацией, а наладить тесное и постоянное сотрудничество всех подразделений в нем участвующих, т.е. создать программу сотрудничества (взаимодействия).


КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ГРУППИРОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ

На практике имеют место разнообразные классификации инноваций, отличаются они по принципам группировки и способам организации. Но в основном они базируются на трех основных подходах: классификация проводится по структурной характеристике инновационного изменения, по содержанию и характеру изменений в результатах деятельности предприятия, по объекту изменения и по интенсивности этого изменения. Рассмотрим подробнее эти подходы.

Классификация инноваций по признаку их структурной характеристики. Этот признак классификации имеет в поле своего зрения сферу деятельности предприятия, которой данное инновационное изменение касается. С этих позиций все инновации можно системно классифицировать следующим образом.

Отличной от предыдущей классификации с точки зрения организации инноваций является их группировка по содержанию и значимости изменений в результатах деятельности предприятия и отдельных его подразделений.

По этой классификации в увязке с отдельными сферами деятельности выделяются следующие группы инноваций:

Технологические ИН, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и их оснащения, реализацию мероприятий по охране окружающей среды.

Производственные ИН, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношения мощностей отдельных производственных единиц.

Экономические ИН, которые направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных хозяйственных результатов, рост экономического стимулирования, материальной заинтересованности , рационализацию системы калькуляций производственных затрат.

  •  Торговые ИН, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, то есть на использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в форме кредитов и займов , применения новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.д.

Социальные ИН, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.

ИН в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации, рационализацию канцелярских работ и прочее.

Классификация по объекту изменений характерна для инновационной деятельности России, в практике же предприятий многих промышленно развитых стран в настоящее время используется очень простая классификация ИН в зависимости оттого, что ИН изменяют на предприятии. В основе ее следующие вопросы и ответы на них:

Приведенная классификация предполагает четыре основных вида ИН на предприятии:

1 - ИН продукции;

2 - ИН процессов (технологических);

3 - ИН рабочей силы (человеческого фактора);

4 - ИН управленческой деятельности.

Основу инновационной политики на предприятиях создают ИН продукции, т.к. они являются решающими с точки зрения обеспечения определенного круга потребностей потребителей.

Но при этом должны быть обязательно учтены диалектические связи этих ИН с другими сферами ИН деятельности, т.е. с ИН процессов, ИН рабочей силы, ИН управления. Невозможно провести точную границу между отдельными типами ИН. Например, между ИН рабочей силы и ИН управления, поскольку человек является и носителем управленческой деятельности и главной движущей силой реализации ИН. Кроме того, на предприятии практически не существуют изолированные ИН. Так, инновационный замысел в области продукции, как правило, непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих ИН процессов, а нередко ИН рабочей силы и ИН управления. А практически это означает, что замысел обновления продукции может вызвать повышение требований к профессиональному уровню и методам работы:

- в проектировании;

- в конструировании;

- в технологии;

- а также изменение требований производственной, измерительной, вспомогательной техники и соответствующей профессиональной подготовки людей, организации и управлению их работой.

Например, анализ ученых показал, что 55 % ИН продукции неизбежно требовали ИН процессов, а 25 % ИН продукции вызывали необходимость непосредственного изменения в существующих технологиях.

В некоторых странах Европы, например в Чехословакии, используется классификация ИН по признаку интенсивности изменений, обусловленных ими. Диктуется это тем, что с целью управления ИН процессами работники предприятия должны понять объем, результативность, значение рассматриваемой ИН. Данная классификация предполагает 7 порядков ИН:

- ИН нулевого порядка, предусматривающих простое регенерирование первоначальных свойств. Речь идет о целевом изменении, сохраняющем и обновляющем существующие функции производственной системы или ее частей;

- ИН первого порядка (изменение количества). Речь идет о целевом приспособлении к количественным требованиям при сохранении функции производственной системы или ее части;

- ИН второго порядка предполагают простые организационные передвижки с целью обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части (перегруппировка) ;

- ИН третьего порядка (адаптационные изменения) т.е. изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы. Эти изменения сами по себе не меняют качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведут к повышению эффективности производственной системы в целом. Например, это изменение в оснащении более совершенными инструментами и приспособлениями того же оборудования, изменения конструкции без изменения полезных свойств конечной продукции и др.

- ИН четвертого порядка (новый вариант). Речь идет о простейших качественных изменениях, превышающих границы простых адаптивных изменений. Происходят частичные функциональные изменения в рамках производственной системы, или ее части. Например, оснащение машины более мощным двигателем, увеличение числа оборотов существующих приводов и т.д.

- ИН пятого порядка (новое "поколение"). Это более высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части. Меняющая все или большинство первоначальных свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется. Например, введение автоматического управления станком, новое конструкционное решение двигателей для существующих трамваев и т.д.

- ИН шестого порядка (новый "вид"). Речь идет о качественном изменении функциональных свойств производственной системы или ее части, меняется ее первоначальная концепция, однако функциональный принцип сохраняется. Например, создание сортов стали с качественно новыми свойствами , возникновение бесчелночного ткацкого станка и т.д.

- ИН седьмого порядка ( новый "род" ). Это высшее коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части. Пример : прорыв в электронике, замена классического транспорта - транспортом на воздушной подушке, переход к ГПС с роботами и т.д.

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.

Под стратегией понимается долгосрочное планирование, и программа рабочих действий, которые распространяются на всю его продолжительность во времени, на определенную последовательность и взаимосвязь этапов инновационных процессов. Таким образом, инновационная стратегия - это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. В нем обозначаются пункты "вмешательства" и контроля, определяются темпы повышения технологического уровня и способы нахождения для этого продуктов умственного труда. В то же время стратегический план эластично манипулирует средствами, рассматривая ИП как единый, где изобретательность играет большую роль, чем строгое выполнение плановых заданий.

Кроме того, ИП представляет собой сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданностями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс, инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Выбор оптимального плана осуществляется в виде функции воздействия внешних и внутренних факторов. Следовательно, стратегия означает программу, постоянно учитывающую перспективную цель, выбор путей и средств, ведущих к ее достижению.

Поскольку объектом стратегического планирования является столь сложный и мало определенный с самого начала такой процесс, как инновационный, постольку и выработка ИН стратегий является столь же не простой.

ИН стратегии можно классифицировать следующим образом:

1 - по уровню выработки стратегических решений ИН стратегии можно разделить на:

- институциональные (на уровне предприятия);

- центральные (на уровне государства).

Центральная ИН стратегия означает реализацию запланированных на центральном уровне конкретных ИН мероприятий, например: формирование исследований и разработок, направленных на развитие какой либо промышленной отрасли или формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих ИН динамизм предприятия и способствующих их развитию или модернизации внутреннего механизма предприятия и его систему связей. То есть центральная ИН стратегия - способ содействия развитию народного хозяйства через воздействие на внешние условия и внутренний механизм функционирования предприятия, позволяющий ускорить техническое развитие и уровень экономической эффективности деятельности его.

Институциональные стратегии (разрабатываемые на уровне предприятия) можно в свою очередь классифицировать так:

2 - по предметному содержанию различают:

- стратегия в области исследования и разработок;

- стратегия продуктовой структуры;

- стратегия рынка;

- стратегия финансов.

3 - по менеджерскому поведению различают следующие модификации ИН стратегии предприятий (классификация К. Фримана):

а) традиционные: не стремится ни к чему другому кроме повышения качества существующих продуктов. Полная гарантия, что в долгосрочной перспективе предприятие отстанет сначала в технико-технологическом, затем и в экономическом отношениях.

б) оппортунистическая: предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на НИР и КР, но с которым оно в течении определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности.

Но в этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.

в) имитационное: новая технология приобретается у других, например путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем собственные разработки. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.

г) оборонительная: НИР и КР, которые ведутся без претензий на занятие ведущих позиций и цель которых заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и при случае постараться повысить технический уровень производства. Это весьма затратоемкая стратегия. Она проводится главным образом в государственных научно-исследовательских учреждениях.

д) зависимые: наблюдаются главным образом на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод.

е) наступательная: амбиция заключается в том, чтобы быть первыми на рынке. Эта стратегия требует высокой квалификации и большой организаторской работы, но у нее много преимуществ:

1 - эффективный ИП;

2 - сотрудники творческого склада (ведь и у людей с одинаковым уровнем специальной подготовки творческие склонности различаются очень сильно);

3 - руководство, склонное к новым идеям, нетрадиционно мыслящее;

4 - возможность распределения риска;

5 - хорошее знание рынка и маркетинговая организация;

На начальном этапе развития предприятия не может начаться немедленное развитие наступательной стратегии. Степень его подготовленности позволяет осуществлять лишь стратегию традиционного типа. В то же время от развития коллектива предприятия и от амбиций руководства зависит, как быстро оно сумеет перейти от положения имитатора, использующего чужие результаты технологического развития, к наступательной стратегии, основанной на собственных творческих возможностях.

Существуют и другие признаки классификации: в соответствии с этапами ИП, позиции руководителей, ситуаций в ресурсном обеспечении и др.

Одним из основных показателей правильности выбора стратегии ИН развития, точнее чаще всего используемым является показатель производительности труда. Однако для ИН стратегии вряд ли он имеет под собой достаточно прочную основу. Если под производительностью понимать соотношение между затратами и достигнутыми результатами, то в определении выхода и входа в ИП нужно сравнить целый ряд таких показателей, которые не сопоставимы, например опыт и использованная энергия или знание рынка и качество продукта.

Можно использовать показатель соотношения между прибылью и затратами, но он не отражает фактического хода научно-технического прогресса, поскольку внешний рынок на котором эти факторы находят свое количественное проявление, живет собственной жизнью, подвержен перепадам и редко дает возможность увидеть фактическое отражение инновационного процесса в его развитии на данный момент.

Другие показатели, например типа "выход результата в расчете на человеко-час", или "добавленная стоимость в рас чете на человеко-час", или комбинированные показатели не отражают действительный уровень производительности или другие качественные изменения и их можно использовать лишь в ограниченных масштабах, если они неошибочны вообще.

А вот показатель роста производительности труда способствует наступательной инновационной стратегии, замедление роста производительности может вызвать потерю сравнительных преимуществ. В этом случае менеджер, исходя из формирования показателей, может делать выводы, ориентирующие на активную деятельность, так как непрерывное наблюдение за формированием показателей производительности представляет собой обязательное условие ситуационного анализа и кроме того, все что ведет к повышению производительности, приобретает стратегическое значение.

Владея концепцией инновационного развития, правительство может оказывать воздействие на многочисленные точки инновационного процесса. Рассмотрим важнейшие пункты такого воз действия:

1 - На участке планирования: охват вниманием всего инновационного процесса, усиление межотраслевого характера в реализации инновации, предпочтительное отношение к малым формам инновационного бизнеса, развитие инфраструктуры, развитие базовых промышленных производств, государственные заказы, содействие стратегическому планированию на уровне предприятия, международное разделение труда.

2 - Кредитно-финансовые инструменты: кредиты, привязанные к предварительным условиям, обеспечение средствами, услуги, дотации, ценовая политика, компенсация убытков, центры содействия инновационному развитию, новые предпринимательские формы, принятие на себя риска, налоговая и таможенная политика, защита отечественной промышленности, банковское предпринимательство, быстрое размещение средств.

3 - Стимулирование и правовой порядок: нормативное распределение прибыли, повышение или снижение личной заинтересованности, прямое и косвенное налогообложение, моральное признание инновации. Защита окружающей среды, системы регулирования здравоохранительной, трудовой, технической, финансовой сфер, разработка стандартов, контроль качества, договорная дисциплина, судебная практика.

4 - Организация: содействие образованию организационных единиц, необходимых с точки зрения передачи технологии, содействие отбору руководителей с хорошими деловыми качествами, контроль деятельности предприятий, маркетинговый образ мышления; содействие деятельности информационных сетей и информационных центров, патентный банк, банк данных, статистические услуги, выставки, ярмарки, консалтинговые услуги. Подключение общественных организаций, зарубежных партнеров, создание внутреннего лицензионного рынка и торговли, лицензионный импорт.

5 - Образование, просвещение: модернизация среднего образования, экономическое образование, подготовка менеджеров, система повышения квалификации, подготовка руководите лей.

6 - Научно-техническая деятельность: фундаментальные и прикладные исследования, содействие закупкам лицензий, развитие закупленных технологий, опытное производство.


ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Инновации (нововведения) - двигатель и инструмент развития общества не только в научно - техническом, но и в общеэкономическом и социальном аспекте. Инновационная сфера в обществе призвана выполнять ряд функций:

- производственное и отраслевое технологическое развитие;

- научно-техническое развитие в масштабах государства;

- создание новых рабочих мест;

- повышение уровня жизни за счет внедрения нововведений;

- вклад в мировую науку;

- повышение международного ранга государства в оборонном научном, социальном аспектах.

Инновационные процессы - непременное условие жизнеспособности общества. Поэтому в большинстве стран мира этой сфере уделяется большое внимание, и многие организации занимаются разработкой и реализацией инновационных проектов.

В нашей стране в советский период ее истории эту роль выполняли государственные организации: научно-исследовательские институты и конструкторские бюро различного ранга.

В странах капитализма государство играет меньшую роль в инновационной сфере. Там разработка технологических новшеств - преимущественно в компетенции инновационных фирм, поддерживаемых государством лишь отчасти.

С переходом нашей страны к смешанной экономической системе, которая наиболее распространена в мире сегодня, возникла необходимость поиска путей негосударственного развития инновационной сферы.

Для реализации инновационного проекта, как и любого другого замысла, требуются в наличии три основных фактора:

- люди, готовые воплотить замысел в жизнь

- материальная база (средства труда)

- финансовые ресурсы.

Последний из факторов первичен, т.е. при его наличии возможно без препятствий обеспечить остальные два. Поэтому ключевой вопрос реализации инновационного проекта - вопрос о финансировании. В практике стран Запада проблема эта привычно именуется проблемой " начального капитала ". С этой проблемой предстоит столкнуться инновационной сфере в рамках новой российской экономической системы.

Смешанной экономической системой принято считать уклад, при котором успешно действуют как государственные, так и рыночные рычаги хозяйствования. Сегодня в мире это наиболее распространенный порядок.

В рамках такой системы в качестве источников финансирования инновационного проекта можно выделить:

- собственные средства основателей проекта;

- государственное (бюджетные) финансирование;

- кредитные ресурсы.

Каждый из перечисленных источников имеет собственную сферу оптимального применения.

а) Собственные средства авторов проекта могут быть наиболее применимы в области:

- резерва на внезапные расходы;

- обеспечения по кредитам;

- средств "безналоговых" расчетов;

- на другие специфические нужды.

Впоследствии своих особенностей, собственные средства авторов проекта редко используются на начальной стадии инновационного цикла. Их, прежде всего, недостаточно для масштабных затрат. Обычно они удерживаются на крайний случай.

б) Приходится признать, что 100-ное бюджетное финансирование инновационного проекта все больше уходит в прошлое. Государство может позволить себе затраты лишь на стратегически важные разработки. Однако, если правительство оказывается заинтересованным в нововведении, оно проявляет эту заинтересованность в очень выгодных для инновационной фирмы безвозмездных или льготных кредитах. Вследствие этого, средства государственных фондов нужно использовать в наиболее важных и наименее ликвидных этапах реализации проекта.

в) Кредитные ресурсы - инструмент, позволяющий перераспределить средства от субъектов с избытком к нуждающимся субъектам рынка. Чаще всего это осуществляется посредством рынка капитала.

Кредиты (ссуды, займы) - предоставление в долг денежных средств под определенные проценты, - играют важную роль в хозяйственной практике. Этот вид источников финансирования проекта чаще всего используется на следующие цели:

- основные средства (долгосрочные кредиты);

- материалы;

- заработная плата.

Частным случаем кредита является кредит целевой. В этом случае средства выделяются заемщику на финансирование строго определенных расходов в рамках строго определенного проекта. Причем в осуществлении этого проекта заинтересован, бывает как заемщик, так и кредитор.

Особенности целевого кредита - в следующем:

- использование предоставленных средств строго определенно в кредитном договоре;

- целевой кредит требует особого обеспечения; чаще всего это - объект кредитования;

- кредитор детально знакомится с проектом и наблюдает за его реализацией.

Эта форма кредитования выгодна обеим сторонам и наиболее подходит для специфичной сферы кредитования, которой является инновационная сфера. Однако при использовании целевого кредита возникает еще один фактор неопределенности в процессе реализации проекта, так как кредитор приобретает долю контроля над ним.

Говоря о специфики инновационной сферы, принято выделять ряд аспектов:

- Дороговизна;

- Долгосрочность;

- Условность и риск;

- Отсутствие альтернативных решений;

- Субъективность процесса.

Первые два аспекта общепризнанны для инновационной сферы. Действительно, инновационный цикл редко бывает коротким. Говоря о риске и условности, мы имели в виду множество факторов которые нужно учесть и которые могут оказать влияние на реализацию проекта. При этом наблюдается отсутствие альтернативных решений. То есть, невозможна импровизация, изыскание неожиданного решения. Кроме того, во многом реализация инновационного проекта зависит от деловых качеств основателя идеи.

Посторонний человек, принимая на себя труд, довести до завершения начатое дело, рискует не добиться успеха.

Примечательным является то, что до самого момента завершения работы проект не представляет большой ценности, то есть он очень малоликвиден.

PAGE  10

Курс лекций: «Оргнизация и финансирование инноваций и инвестиций»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45698. Речевые особенности художественно-публицистических жанров 24.5 KB
  Художественно-публицистические: Очерк сюжетный описательный Фельетон Памфлет Принцип: Образность документальность. Художественный образ – образ единичного конкретного чувственно воспринимаемого объекта. Образ создается с помощью предметной лексики. Образ = Изобразительность Выразительность.
45699. Речевые особенности модульных текстов. Приемы выражения комического в СМИ 52 KB
  Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат – слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических. В речи используются две группы иронических слов и выражений: 1.
45700. Фцнкциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление 28 KB
  Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление Тот или иной жанр можно определить по набору жанровых признаков. Система жанров печати: информационные аналитические художественно-публицистические. Тенденции: усиление образности письма угнетение жанров фельетона публицистика персонифицируется.
45702. Медиаменеджмент 49.5 KB
  институт функце кот. состояние отражается на деловой активности желании инвестировать в медиапредприятия: доход потребителя кот.предпочтнение ожидание потребителей кот. кот.
45703. Тенденции развития современной российской журналистики 34 KB
  В качестве основных процессов характеризующих развитие современных массмедиа исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация демассовизация конгломерация и конвергенция сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и формирует современное медийное поле. Медиаглобализация Глобализация наблюдается во всем мире – устранение границ создание объедененых государств СНГ Евросоюз. Глобализация – создание транснациональных медиа. И хотя глобальные медиа открывают невиданный простор для поиска информации но в...
45704. Идентификация аудитории 24 KB
  Идентификация аудитории Аудитория СМИ неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей вступающих во взаимодействие со СМИ. Типичные носители массового сознания может быть целевая реальная потенциальная Важно установление прочных обратных связей Аудитория СМИ важнейшая характеристика самого сми выбор аудитории частично формирует концепцию издания и вообще характеризуется по тем же параметрам что и ЦА в СО.
45705. Функционирование СМИ в глоб.инф.пространстве 60.5 KB
  Происходящая в настоящее время инф. революция означает переход от индустриального и даже постиндустриального общества к инфму. экономики и внедрения новейших достижений инф. Интерактивные медиа предоставляют все больше каналов распространения инфии.