79763

Стратегический контроллинг

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

При определении количественной цели необходимо не только разработать систему плановых показателей но и определить их величину и приоритеты. Анализ всех этих областей должен дать совокупность основных важнейших подконтрольных показателей подлежащих управлению в системе контроллинга. Например развитие подконтрольных показателей представлено в табл. Развитие показателей...

Русский

2015-02-14

56.5 KB

2 чел.

4

"Стратегический контроллинг"

Тема 10. Стратегический контроллинг

Цель стратегического контроллинга — это создание такой системы управления, которая позволила бы «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития.

Для этого необходимо, в первую очередь, установить качественные и количественные цели предприятия.  Установление стратегических целей начинается с анализа информации о внешних и внутренних условиях его функционирования. Учитывая, что на этапе стратегического управления прогноз экологических, социальных, политико-экономических условий играет важнейшую роль, анализ внешней и внутренней сферы предприятия должен включать следующие направления.

Качественные и количественные формулировки цели показывают направление, в котором движется фирма. Качественная цель (руководящая) рассчитана на близкие и дальние перспективы. Она должна выполнять функцию фильтра, через который просеиваются решения, вписывающиеся и не вписывающиеся в общую стратегию. Цель, определенная количественно и выраженная конкретными показателями, — это то, что фирма должна достичь за определенный период времени.

При определении количественной цели необходимо не только разработать систему плановых показателей, но и определить их величину и приоритеты. Если качественная цель предприятия — предотвращение кризисной ситуации, то основными количественными целями могут быть, например, показатели, представленные в табл. 12.1.

Примерный перечень основных целевых параметров предприятия

Таблица 12.1.

Примерно выбранные целевые параметры

Цели производительности

Цели успеха

Финансовые цели

— Вид и структура программы производства и сбыта

— Доля рынка

— Производственные и складские мощности

— Производственный и сбытовой объем

— Конкурентоспособность продукции

— Местоположение производства

— Пути сбыта и т. д.

— Объем и структура оборота

— Создание стоимости

— Структура расходов

— Прибыль / рентабельность

— Дивиденды и т. д.

— Финансовая структура

— Структура и объем

программы инвестиций и финансирования

— Объем и структура заемных средств, обеспечивающих ликвидность предприятия

— Платежеспособность и т. д.

Ответственность за обоснованность стратегических планов лежит на службе контроллинга (вторая задача стратегического контроллинга). Прежде чем контролировать достижение какой-либо цели необходимо проверить обоснованность ее выбора и реальность ее достижения. Кроме того, необходимо проверить разработанные стратегические планы на их полноту, взаимосвязь, формальную и материальную консистентность. В зависимости от результатов проверки следует перейти либо к разработке системы контроля за выполнением данных планов, либо к разработке альтернативных стратегий (третья задача стратегического контроллинга).

И еще одно замечание. Для разработки «следящей» системы контроля за достижением стратегических целей необходимо определить области контроля. Ими являются:

  •  стратегические качественные и количественные цели;
  •  «критические» внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов (четвертая задача контроллинга);
  •  «узкие» и слабые места на стратегически важных участках (пятая задача контроллинга).

Анализ всех этих областей должен дать совокупность основных важнейших подконтрольных показателей, подлежащих управлению в системе контроллинга. Например, развитие подконтрольных показателей представлено в табл. 12.2.

Развитие показателей

Таблица 12.2.

Область

Контролируемый параметр внешней и внутренней среды фирмы

Возможные причины

Подконтрольные

показатели

(область действий)

Производственная программа и рынок

— Оборот по продукции, регионам, путям сбыта

— Доля рынка

— Уменьшение доходов

— Портфель заказов

— Освоение рынка,

новое внедрение

— Ассортимент, не отвечающий требованиям рынка

— Неправильная политика сбыта, продажи

— Изменение спроса

— Недостаточное планирование и управление сбытом

— Усилившаяся

конкуренция

— Статистика сбыта

— Заявки на заказ

— Отчеты филиалов

Связь с клиентами

— Удовлетворенность покупателей

— Рекламации

— Реклама и информация

— Ассортимент

— Недостаточность обслуживания клиентов

— Неудовлетворительная работа персонала

— Неправильная политика в отношении ассортимента

— Отбор и общение персонала

— Сообщения о потере клиентов

— Статистика оборота

— Сообщения о завозе товаров

— Достал клиентов

Персонал

— Часы простоя

— Заболеваемость

— Текучесть

— Работоспособность

— Достижение цели работниками

— Недостаточное руководство персоналом

— Недостаточная мотивация работников

— Недостаточные обучение и подготовка

— Неэффективная система  оплаты труда

— Плохие условия на предприятии

— Кадровая статистика

— Сравнение производительности

Запасы

  •  Излишки

  •  Недостача

  •  Оборачиваемость складских запасов

  •  Время складирования

  •  Недостаточное планирование сбыта и производства

  •  Отсталая складская техника

  •  Неправильная политика закупок

  •  Отчеты о спросе

  •  Статистика складских запасов

  •  Радиус действия учета

Расходы, доходы и ликвидность

  •  Расходы

  •  Взносы покрытия по объемам поступлений

  •  Прибыль Кэш-флоу

  •  Рост расходов
  •  Неправильная политика цен

  •  Негибкая и дорогостоящая организация

  •  Неправильное планирование

  •  Показатели из системы расчета баланса

  •  Прибыли-убытки

  •  РОИ

Выбранные подконтрольные показатели и системы показателей должны соответствовать определенным требованиям:

1. Ограниченный объем показателей. Высшим требованием определения показателей является сокращение до ограниченного числа важных, широко интерпретируемых и наглядных показателей.

2. Многофункциональное изложение. Показатели должны содержать данные всего предприятия, а также данные по центрам ответственности.

3. Динамизация и перспективность. Для исследования динамики развития пригодно временное сопоставление, самое малое за 5 лет.

4. Характер раннего предупреждения.

5. Сравнимый характер. При отборе подконтрольных показателей следует учитывать возможность их сравнения во времени, сравнения по отраслям и предприятиям.

Система управления подконтрольными показателями включает в себя два блока:

— сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин и виновников отклонений (седьмая задача стратегического контроллинга);

— определение взаимосвязи и взаимозависимости между полученными отклонениями по подконтрольным показателям и конечными, результирующими показателями деятельности предприятия (восьмая задача контроллинга) на основе анализа «цепочек» экономических явлений.

Информация об отклонениях фактических значений подконтрольных показателей по сравнению с плановыми с указанием причин и виновников должна с определенной периодичностью поступать в менеджерские службы предприятия для принятия управленческих решений по контруправлению или корректировке стратегических планов. Чтобы принимаемые решения были обоснованными, необходимо, чтобы информация об отклонениях сопровождалась анализом влияния данных отклонений на результирующие показатели. Анализ может быть выполнен в виде сетевых моделей с расчетом количественных показателей влияния (девятая задача контроллинга).

3

Лекции по курсу " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76979. Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства во времени и пространстве 27.64 KB
  Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об адм. правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях то применяются правила международного договора. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях право определяет лишь два основных начала: принцип равенства перед...
76980. Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности 27.6 KB
  Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка т. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.
76981. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности 26.69 KB
  Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства исключающие административную ответственность установленные законодательством юридические факты схожие с административными правонарушениями но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности для физических лиц крайняя необходимость невменяемость для физических лиц. Невменяемость состояние при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий бездействия либо руководить...
76982. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, сущность, признаки, отличающие от других видов правонарушений 29.81 KB
  Лицо может быть привлечено к административной ответственности если в его действиях со держатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания исключающие ответственность.
76983. Юридический состав административного правонарушения. Виды составов. Под составом административного правонарушения 29.42 KB
  Юридический состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков элементов при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Элементами состава административного правонарушения являются: объект субъект объективная сторона субъективная сторона. Объект административного правонарушения общественные отношения возникающие в сфере государственного управления регулируемые нормами права и охраняемые мерами...
76984. Административное наказание как средство реализации административной ответственности: понятие, цели, система административных наказаний 25.62 KB
  Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем так и другими лицами. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания...
76985. Краткая правовая характеристика каждого вида наказания 25.52 KB
  Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации а в случаях предусмотренных законодательством...
76986. Общие правила наложения административных наказаний, учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств 27.21 KB
  Общие правила наложения административного наказания. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения личность виновного его имущественное положение обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства отягчающие...
76987. Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний 27.49 KB
  Сроки давности привлечения к административной ответственности. Если срок давности привлечения к административной ответственности истек то дело об АПН не м. После вынесения постановления сроком давности мы не связаны т. обжаловать можно без привязки к сроку давности.