79763

Стратегический контроллинг

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

При определении количественной цели необходимо не только разработать систему плановых показателей но и определить их величину и приоритеты. Анализ всех этих областей должен дать совокупность основных важнейших подконтрольных показателей подлежащих управлению в системе контроллинга. Например развитие подконтрольных показателей представлено в табл. Развитие показателей...

Русский

2015-02-14

56.5 KB

3 чел.

4

"Стратегический контроллинг"

Тема 10. Стратегический контроллинг

Цель стратегического контроллинга — это создание такой системы управления, которая позволила бы «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития.

Для этого необходимо, в первую очередь, установить качественные и количественные цели предприятия.  Установление стратегических целей начинается с анализа информации о внешних и внутренних условиях его функционирования. Учитывая, что на этапе стратегического управления прогноз экологических, социальных, политико-экономических условий играет важнейшую роль, анализ внешней и внутренней сферы предприятия должен включать следующие направления.

Качественные и количественные формулировки цели показывают направление, в котором движется фирма. Качественная цель (руководящая) рассчитана на близкие и дальние перспективы. Она должна выполнять функцию фильтра, через который просеиваются решения, вписывающиеся и не вписывающиеся в общую стратегию. Цель, определенная количественно и выраженная конкретными показателями, — это то, что фирма должна достичь за определенный период времени.

При определении количественной цели необходимо не только разработать систему плановых показателей, но и определить их величину и приоритеты. Если качественная цель предприятия — предотвращение кризисной ситуации, то основными количественными целями могут быть, например, показатели, представленные в табл. 12.1.

Примерный перечень основных целевых параметров предприятия

Таблица 12.1.

Примерно выбранные целевые параметры

Цели производительности

Цели успеха

Финансовые цели

— Вид и структура программы производства и сбыта

— Доля рынка

— Производственные и складские мощности

— Производственный и сбытовой объем

— Конкурентоспособность продукции

— Местоположение производства

— Пути сбыта и т. д.

— Объем и структура оборота

— Создание стоимости

— Структура расходов

— Прибыль / рентабельность

— Дивиденды и т. д.

— Финансовая структура

— Структура и объем

программы инвестиций и финансирования

— Объем и структура заемных средств, обеспечивающих ликвидность предприятия

— Платежеспособность и т. д.

Ответственность за обоснованность стратегических планов лежит на службе контроллинга (вторая задача стратегического контроллинга). Прежде чем контролировать достижение какой-либо цели необходимо проверить обоснованность ее выбора и реальность ее достижения. Кроме того, необходимо проверить разработанные стратегические планы на их полноту, взаимосвязь, формальную и материальную консистентность. В зависимости от результатов проверки следует перейти либо к разработке системы контроля за выполнением данных планов, либо к разработке альтернативных стратегий (третья задача стратегического контроллинга).

И еще одно замечание. Для разработки «следящей» системы контроля за достижением стратегических целей необходимо определить области контроля. Ими являются:

  •  стратегические качественные и количественные цели;
  •  «критические» внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов (четвертая задача контроллинга);
  •  «узкие» и слабые места на стратегически важных участках (пятая задача контроллинга).

Анализ всех этих областей должен дать совокупность основных важнейших подконтрольных показателей, подлежащих управлению в системе контроллинга. Например, развитие подконтрольных показателей представлено в табл. 12.2.

Развитие показателей

Таблица 12.2.

Область

Контролируемый параметр внешней и внутренней среды фирмы

Возможные причины

Подконтрольные

показатели

(область действий)

Производственная программа и рынок

— Оборот по продукции, регионам, путям сбыта

— Доля рынка

— Уменьшение доходов

— Портфель заказов

— Освоение рынка,

новое внедрение

— Ассортимент, не отвечающий требованиям рынка

— Неправильная политика сбыта, продажи

— Изменение спроса

— Недостаточное планирование и управление сбытом

— Усилившаяся

конкуренция

— Статистика сбыта

— Заявки на заказ

— Отчеты филиалов

Связь с клиентами

— Удовлетворенность покупателей

— Рекламации

— Реклама и информация

— Ассортимент

— Недостаточность обслуживания клиентов

— Неудовлетворительная работа персонала

— Неправильная политика в отношении ассортимента

— Отбор и общение персонала

— Сообщения о потере клиентов

— Статистика оборота

— Сообщения о завозе товаров

— Достал клиентов

Персонал

— Часы простоя

— Заболеваемость

— Текучесть

— Работоспособность

— Достижение цели работниками

— Недостаточное руководство персоналом

— Недостаточная мотивация работников

— Недостаточные обучение и подготовка

— Неэффективная система  оплаты труда

— Плохие условия на предприятии

— Кадровая статистика

— Сравнение производительности

Запасы

  •  Излишки

  •  Недостача

  •  Оборачиваемость складских запасов

  •  Время складирования

  •  Недостаточное планирование сбыта и производства

  •  Отсталая складская техника

  •  Неправильная политика закупок

  •  Отчеты о спросе

  •  Статистика складских запасов

  •  Радиус действия учета

Расходы, доходы и ликвидность

  •  Расходы

  •  Взносы покрытия по объемам поступлений

  •  Прибыль Кэш-флоу

  •  Рост расходов
  •  Неправильная политика цен

  •  Негибкая и дорогостоящая организация

  •  Неправильное планирование

  •  Показатели из системы расчета баланса

  •  Прибыли-убытки

  •  РОИ

Выбранные подконтрольные показатели и системы показателей должны соответствовать определенным требованиям:

1. Ограниченный объем показателей. Высшим требованием определения показателей является сокращение до ограниченного числа важных, широко интерпретируемых и наглядных показателей.

2. Многофункциональное изложение. Показатели должны содержать данные всего предприятия, а также данные по центрам ответственности.

3. Динамизация и перспективность. Для исследования динамики развития пригодно временное сопоставление, самое малое за 5 лет.

4. Характер раннего предупреждения.

5. Сравнимый характер. При отборе подконтрольных показателей следует учитывать возможность их сравнения во времени, сравнения по отраслям и предприятиям.

Система управления подконтрольными показателями включает в себя два блока:

— сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин и виновников отклонений (седьмая задача стратегического контроллинга);

— определение взаимосвязи и взаимозависимости между полученными отклонениями по подконтрольным показателям и конечными, результирующими показателями деятельности предприятия (восьмая задача контроллинга) на основе анализа «цепочек» экономических явлений.

Информация об отклонениях фактических значений подконтрольных показателей по сравнению с плановыми с указанием причин и виновников должна с определенной периодичностью поступать в менеджерские службы предприятия для принятия управленческих решений по контруправлению или корректировке стратегических планов. Чтобы принимаемые решения были обоснованными, необходимо, чтобы информация об отклонениях сопровождалась анализом влияния данных отклонений на результирующие показатели. Анализ может быть выполнен в виде сетевых моделей с расчетом количественных показателей влияния (девятая задача контроллинга).

3

Лекции по курсу " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45594. Научный стиль 39.5 KB
  Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.
45595. Лексико-грамматические особенности деловой речи 44 KB
  Официально деловой стиль это разновидность литературного языка который функционирует в сфере административно правовой общественной деятельности. Активно используются эти модели и с отрицательной частицей НЕ Преобладание имен над глаголами Существительные обозначающие должности и употребляющиеся в официально деловом стиле в мужском роде: декан почтальон продавец Использование существительных в ед. для обозначения множества: журналист обязан Использование существительных обозначающих лицо по признаку обусловленному...
45596. Публицистический стиль 41.5 KB
  Использованием местоимения мы вместо я. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексические языковые средства: широкое употребление общественно-политической экономической общекультурной лексики; использование торжественной лексики мерило воззрение источать несравненно часто в сочетании с разговорной; использование образных средств: эпитетов сравнений метафор фразеологизмов и крылатых выражений; акцентирование авторского я личной оценки ситуации; частая языковая игра...
45597. Стилистика аудиовизуальных СМИ 59 KB
  Чтобы понять что такое телевизионная речь и в чем ее специфика необходимо прежде всего выяснить кому эта речь предназначена кто ее адресат и чего он ждет от телевизионных текстов. Телевизионная речь как и речь радио адресована массовой аудитории. Телеречь таким образом адресована всем.ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕЧЬТелевизионная речь это литературная устная речь тут вряд ли могут быть какието разночтения.
45598. Речевые особенности информационных жанров 67.5 KB
  Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...
45599. Речевые особенности аналитических жанров 54 KB
  Действительность в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации Методы теоретического и эмпирического анализа Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы анализ синтез индукция дедукция аналогия сравнение и т. Комментарий Позиции Прямое объяснение событий поступка документа с определенной идейнополитической позиции Научные методы анализ синтез индукция...
45600. Речевые приемы выражения комического в СМИ 51.5 KB
  Ирония это высмеивание основанное на сомнении в ее истинности илипредполагающая неистинность употребление слов в отрицательном смысле прямопротивоположном буквальному. Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических.
45601. Способы выражения причинно-следственных отношений в предложении и тексте 53.5 KB
  В русском языке выражение причинноследственных отношений в зависимости от структуры и характеристики аргументов можно дифференцировать по трем важнейшим аспектам: структурному конструкции в простом и в сложном предложениях стилистическому конструкции стилистически нейтральные и стилистически маркированные семантическому конструкции подчеркивающие семантические оттенки следствия. В силу ряда причин В сложном предложении причинноследственные отношения выражаются при помощи синтаксических конструкций с союзами причем важной...
45602. Модальность как компонент предикативности. Объективная и субъективная модальность. Основные способы выражения субъективно-модальных значений 25.42 KB
  Модальность выражается в русском языке формами наклонения интонацией а также лексическими средствами модальными словами и частицами. Модальными называются слова посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. По значению выделяются две группы модальных слов: Модальные слова выражающие логическую оценку...