79766

Финансовое планирование в экономической организации

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем что оно: облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; устанавливает стандарты для организации финансовой информации; определяет приемлемые границы затрат необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы; в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии...

Русский

2015-02-14

244.5 KB

1 чел.

4

Финансовое планирование в экономической организации

Тема 13. Финансовое планирование в экономической организации.

Учебные вопросы.

[1] Тема 13. Финансовое планирование в экономической организации.

[1.1] 13.1. Основные финансовые документы экономической организации

[1.1.1] Баланс фирмы

[1.2] 13.2. Анализ финансовых показателей

[1.2.1] Показатели ликвидности

[1.2.2] Показатели использования финансового рычага

[1.3] 13.3. Долгосрочное финансовое планирование

[1.3.1] Прогноз продаж

[1.3.2] Методы прогноза продаж

[1.3.3] Метод процента от продаж и его применение

[1.3.4] Определение потребности во внешнем финансировании

[1.3.5] Регрессионный анализ

[1.4] 13.4. Краткосрочное финансовое планирование. Бюджет наличности

[1.4.1] Бюджет фирмы и его разновидности

[1.4.2] Правила составления планового бюджета наличности

[1.4.3] Гибкое бюджетирование

Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.

Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:

  •  облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  •  устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
  •  определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
  •  в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Система финансовых планов включает в себя следующие элементы:

  1.  Прогноз баланса.
  2.  Прогноз отчета о прибылях и убытках.
  3.  Прогноз финансовых бюджетов.
  4.  Прогноз ключевых финансовых показателей.
  5.  Письменное изложение результатов финансового планирования.

Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование имеет оператив6ный характер.

К финансовому планированию тесно примыкают, однако относятся к более общим элементам финансового менеджмента составление долгосрочного бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также долгосрочная стратегия финансирования организации.

Разработка бюджета капиталовложений предполагает:

  •  классификацию инвестиционных проектов;
  •  сравнение и оценку альтернативных инвестиционных проектов при помощи анализа чистой текущей стоимости и других методов финансового анализа;
  •  выбор наиболее перспективного проекта.

Суть долгосрочной стратегии финансирования заключается в:

  •  определении источников долгосрочного финансирования, способов использования резервов, выпуска акций и других ценных бумаг;
  •  выборе способов наращивания долгосрочного капитала;
  •  определении структуры и затрат капитала.

Несмотря на близость двух названных проблем к сфере финансового планирования, глава включает описание только тех элементов, которые традиционно составляют его содержание.

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов.

  1.  Анализ финансовых показателей фирмы за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе основных финансовых документов фирмы - баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности.
  2.  Долгосрочное финансовое планирование.
  3.  Оперативное финансовое планирование.

Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением.

13.1. Основные финансовые документы экономической организации

Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:

  •  они предоставляют данные для расчета и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;
  •  служат основой для составления финансовых прогнозов, так называемых pro forma документов.

К основным финансовым документам фирмы относятся:

  •  баланс, или балансовая таблица;
  •  отчет о прибылях и убытках;
  •  отчет о движении наличности.

Баланс фирмы

Баланс фирмы - это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые активно "заняты" в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса -пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.

Понятие "баланс" происходит от французского "balance" - весы и означает равновесие, в данном случае - равновесие, равенство активов и пассивов. То есть использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их получения.

Нормы и правила составления баланса отличаются в каждой отдельной стране, но принцип его всюду одинаков. Он отражен в типовой балансовой таблице.

Активы баланса включают две основные части оборотные средства и основные средства.

Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность (или оборачиваются) в течение года. Две главные части оборотных средств - денежные средства и материально-товарные запасы.

Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, то есть служат фирме гораздо более длительное время.

Нематериальные, или неосязаемые, активы складываются из стоимости патентов, лицензий и тому подобного, а также из так называемой "цены фирмы" - "гудвилла", то есть ценности, репутации ее торговой марки, которая тоже может быть предметом купли-продажи

Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный (акционерный) капитал фирмы.

Обязательства, в свою очередь, делятся на текущие (краткосрочные) - их предполагается выплатить в течение года и долгосрочные, принятые на более длительный срок.

Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования - анализа финансовых показателей. При этом обычно используется документ, включающий наиболее достоверную информацию - внутренний баланс - баланс для внутрифирменного пользования, отражающий истинное финансовое положение фирмы. Внешний баланс, составляющийся специально для публикации, подвергается изменению в рамках "балансовой политики", направленной обычно на преуменьшение размеров прибыли. Такое воздействие осуществляется для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала, а также вследствие некоторых других причин

Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах и их использовании).

В рамках финансовых терминов отчет воспроизводит итоги деятельности фирмы за определенный промежуток времени, так же, как и баланс, содержит информацию для финансового анализа Является одним из pro forma документов фирмы.

В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчет о прибылях и убытках показывает динамику ее финансовых операций.

В отчете о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.

Отчет о движении наличности - финансовый документ, получающий все большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса.

  1.  Какое количество наличности фирма генерировала за истекший период7
  2.  Каковы источники наличности (откуда поступил денежный капитал)?
  3.  Как фирма использовала свою наличность?

Другими словами, документ о движении наличности исследует денежные потоки фирмы - "кэш-флоу".

Движение наличности в общем виде представлено на схеме (рис 1).

Рис. 13.1. Движение денежных потоков фирмы

На схеме можно определить начало движения наличности -получение займов и продажу акций, формирующих нужную наличность под будущие прибыли, и его завершение - получение денежных доходов от продаж и использование наличности для выплат по обязательствам фирмы В реальности цикл не имеет ярко выраженного конца и начала - наличность движется непрерывно и находится единовременно в нескольких точках цикла

Фирмам любых размеров рекомендуется составить прогноз движения наличности, хотя его не всегда включают в состав pro forma документов Обычно прогноз движения наличности составляется на краткосрочный период, часто - на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели

13.2. Анализ финансовых показателей

Сами по себе финансовые документы не дают ясного представления о финансовом положении фирмы. Для его определения необходимы дополнительная работа, анализ финансовых показателей деятельности организации

Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

  •  выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем,
  •  расчет этих показателей;
  •  сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы среднеотраслевыми и конкурентными величинами;
  •  использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем

Можно выделить три типа наиболее значимых финансовых показателей Это показатели:

  •  ликвидности (краткосрочной платежеспособности);
  •  активности (оборачиваемости);
  •  доходности (прибыльности, рентабельности)

Третий тип - показатели доходности - в общих чертах был описан в главе "Стратегическое планирование в экономической организации" Здесь будет дана конкретная его характеристика.

Показатели ликвидности

Ликвидность - это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса долгосрочного планирования.

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

  •  общий коэффициент покрытия;
  •  коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

где ОКП - общий коэффициент покрытия.

Минимально необходимая величина ОКП должна быть не менее 1 - иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель ОКП, по оценкам экспертов, колеблется в диапазоне от 2 до 2,5.

Однако приемлемая величина ОКП в большей степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачиваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показателей ликвидности, для планирования определяется его способностью ответить на следующие вопросы.

  1.  Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по значительным обязательствам?
  2.  В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяснить причины падения платежеспособности (если такое существует) и связать эти процессы с изменениями в доходах?
  3.  Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?
  4.  Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшившейся ситуации?

Существует ряд практических советов по повышению платежеспособности фирмы.

Один из них - увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их - и величины текущих активов. Если предприятие путем эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.

Другой способ - не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести не только к повышению, но и к понижению показателей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или "быстрооборачиваемые" активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

где АКЛ - коэффициент абсолютной ликвидности.

По оценкам экспертов, теоретически приемлемой величиной считается АЛК не ниже 0,13.2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов - денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг - оплатить долги предприятия. В нашем гипотетическом случае фирма "Сирии-графика" имеет несколько заниженный ОКП, но обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств, что выражено в высоком АЛК.

Показатели активности (оборачиваемости)

Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее употребимых показателей активности являются:

  •  оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);
  •  оборот запасов;
  •  оборот основных средств (фиксированных активов).

Оборот счетов к оплате  (ОСО)определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажен и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает. насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.

Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм-конкурентов, это может означать:

  •  разнообразие разновидностей потребительских кредитов. применяемых фирмой;
  •  чрезмерно мягкую кредитную политик;
  •  неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:

• убыткам в сфере кредитных продаж;

• увеличению издержек по получению платежей;

• снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, выраженных в дебиторской задолженности.

Оборот товарно-материальных запасов (ОЗ). Этот показатель определяет, насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет ОЗ применим только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель ОЗ показывает очень хорошую ликвидность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот -количество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показатель ОЗ означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого ОЗ являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтеров).

Показатель ОЗ у фирмы "Сирии-графика" очень низкий (в стабильных условиях рынка он иногда достигает 6   единиц и более). Это может быть связано с уже названными причинами, а может быть следствием неравномерности продаж, обусловленной внешними обстоятельствами. В этом случае, как уже указывалось, расчет ОЗ оказывается некорректным. Так, предприятие, имеющее низкий ОЗ из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации перепроизводства, не должно относить неудовлетворительный уровень показателя только к серьезным недостаткам своей внутренней деятельности.

Другим способом определения оборота запасов является деление величины чистых продаж на объем запасов:

Оборот основных средств (ООС) (фиксированных активов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Подсчет ООС - хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности - оборот общих активов фирмы (ООА), который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.

Показатели доходности

Показатели доходности (рентабельности) - наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы. Основные показатели доходности были определены в главе "Стратегическое планирование в экономической организации".

.

Помимо трех названных типов финансовых показателей в современном финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:

  •  показателей использования финансового рычага;
  •  комплексных (композитных) показателей.

Показатели использования финансового рычага

Финансовый рычаг - это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.

Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага - это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.

Существуют два способа измерения рычага в финансовом анализе.

  1.  Определение меры использования долгов для финансирования активов.
  2.  Расчет показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.

К первому типу показателей использования рычага относится показатель долга (ПД):

Высокий показатель долга ослабляет способность фирмы к будущим займам. Кроме того, уменьшается ее финансовая гибкость, что связано с разрывом доверия между менеджментом и инвесторами фирмы. Фирма теряет возможность увеличивать активы путем роста собственного (акционерного) капитала из-за сомнений потенциальных инвесторов в надежности фирмы. Особенно резко финансовая гибкость уменьшается в периоды кризисов. Поэтому лше иметь не очень высокий показатель долга, но обладать возможностями получать новые кредиты и увеличивать собственный капитал.

Ко второму типу измерителей финансового риска относится показатель уровня покрытия процентов (УПП). Он определяет способность фирмы оплачивать проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов

Комплексные показатели

Более точные представления о финансовом положении фирмы дает сочетание нескольких значительных финансовых показателей

Одним из вариантов комплексных показателей являются "Z счета", метод расчета которых впервые был предложен Э. Альтманом "Z счета" используются для измерения вероятности банкротства фирмы При подсчете "Z счетов" используются так называемые коэффициенты Альтмана, введенные автором методики

Z= 6,51х1 + 3,26х2 + 6,76х3 + 1,05х4,

где  

6,51; 3,26; 6,76; 1,05 - коэффициенты Альтмана.

 

Когда анализ финансовых показателей завершен, можно приступать к составлению финансовых планов - долгосрочного и краткосрочного (бюджетов)

13.3. Долгосрочное финансовое планирование

Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты.

Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации

Для составления прогнозных (pro forma) финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие

Прогноз продаж

Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж

Правильно определенный прогноз продаж служит основой для:

  •  организации производственного процесса,
  •  эффективного распределения средств,
  •  должного контроля над запасами

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в физических единицах. В любом случае они являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние таких явлений, как цена, объем производства и инфляция, на потоки наличности фирмы.

Методы прогноза продаж

Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов.

  1.  Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей. Результат применения этого метода необходимо сравнить с другими результатами для выявления возможных расхождении.
  2.  Опросы потребителей. Они проводятся для определения их покупок в прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры (например, появление новых видов товаров, на которые может переключиться внимание покупателей). Тем не менее хорошо подготовленный обзор предположений покупателей о будущих покупках в состоянии предложить множество вариантов для анализа продаж.
  3.  Анализ временных рядов. Необходим для учета временных колебаний величины продаж товара. Включает в себя три основных метода:
  •  анализ тенденций (экстраполяция трендов);
  •  анализ цикличности;
  •  анализ сезонности.

Анализ тенденций помогает определить изменения продаж в течение выбранного периода времени, например пронаблюдать их колебания с 1989 по 1993 г. В рамках анализа цикличности выявляются изменения продаж, связанные с деловым циклом. Анализ цикличности применим для тех отраслей, где эта цикличность ярко выражена (например, для отраслей, производящих товары для строительной отрасли, отраслей, выпускающих потребительские товары длительного использования).

Сезонный характер использования товаров также накладывает отпечаток на величину продаж. Так, продажа теплой одежды неравномерно распределяется по сезонам года.

  1.  Эконометрические модели. С их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими переменными (ростом ВНП, колебанием учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми данными (например, емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции).

Данные о внешней среде могут быть получены всеми указанными в теме "Стратегическое планирование в экономической организации" методами анализа среды.

Как поступить в случае, когда возникло противоречие между всеми методами прогноза продаж? Из них нужно выбрать тот (те), который имеет наиболее весомые фактические основания и наиболее продуманный способ расчета. Но даже если существует гармоничное сочетание результатов различных методов, нельзя целиком полагаться на установленную цифру. Ведь условия внешней и внутренней среды организации подвержены постоянным изменениям. По этой причине лучше определить не единственно возможный уровень продаж, а их диапазон, включающий в себя некоторое число вариантов.

Метод процента от продаж и его применение

в финансовом планировании

Использование метода процента от продаж - следующий шаг в финансовом планировании. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание pro forma документов.

Суть метода заключается в том, что каждый из элементов pro forma документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж.

Каковы основания той или иной процентной величины, выбранной для расчета элементов финансовых документов? Почему, например, менеджер устанавливает, что издержки должны составлять именно 80 % от общей величины продаж?

В основе определения процентного соотношения лежат:

  1.  процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы (т.е. в текущий период издержки составляют 80% от продаж );
  2.  процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;
  3.  заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей. Например, менеджеров не устраивает такой показатель активности, как отношение величины запасов к уровню продаж, и они приходят к выводу: для ускорения оборачиваемости этой части активов необходимо уменьшить процентное соотношение запасов и продаж и снизить его, скажем, с 30 до 20%.

Определение потребности во внешнем финансировании

Применение метода процента от продаж поможет в определении необходимой величины внешнего финансирования.

Расчет уровня внешнего финансирования включает три основных шага.

13.1. В качестве основы для расчета используется общая формула:

Использование фондов = Источники фондов,

т.е. величина инвестиций в активах, необходимых для обеспечения прогнозируемого объема продаж равна сумме величин внутренних (резервов) и внешних источников финансирования.

Первый шаг заключается в определении разности между планируеемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов.

13.2. Второй шаг предполагает расчет величины внутреннего а датирования за счет резервов.

13.3. На третьем этапе производится расчет величины необходимо внешнего финансирования.

Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится в тех случаях, когда мощности предприятия (его основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объема продаж и нужны дополнительные вложения в основной капитал. Во многих случаях мощностей фирмы вполне хватает для увеличения выпуска и продаж продукции.

Регрессионный анализ

Регрессионный анализ (т.е. анализ зависимости определенной величины от другой величины или нескольких других величин) -еще один из методов определения потребности в капитале, помимо метода доцента от продаж.

Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту взаимосвязь в диалектике. Поэтому метод даст иногда более точные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.

Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж (рис. 2). В системе координат отмечаются соотношения между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования фирмы. Точки объединяются в единую линию:

  •  она может быть прямой (линейная регрессия) - А:
  •  или кривой (нелинейная регрессия) - В.

Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде. Рассчитывая на тот или иной прогноз продаж, можно определить соответствующие ему потребности в капитале.

Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные результаты.

Рис. 13.2. Потребности в финансировании

Метод "издержки - объем - прибыль".

Гибкость финансового планирования

Анализ "издержки - объем - прибыль" является достаточно универсальным методом финансового планирования.

Он позволяет:

  1.  определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности;
  2.  принимать решения о целевых размерах прибыли;
  3.  увеличивать гибкость финансовых планов путем учета возможных изменений: в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж.

Иначе метод "издержки-объем-прибыль" называют анализом безубыточности, или "break-even-point" анализом (анализом точки разрыва).

Суть метода - в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть нужно определить такой минимальный объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. При этом издержки фирмы равны ее доходам.

Валовой доход = Валовые издержки, то есть

Q • Р = F + V • Q,

где Q -объем продаж;

Р - продажная цена;

F - величина постоянных (фиксированных) издержек;

V - величина переменных издержек на единицу продукции.

Тогда Q = F/(P - V), где Q - точка безубыточности, то есть такой объем продаж, начиная с которого продажная цена товара превышает издержки на его производство и реализацию. Таким образом, для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию фирмы, необходимо знать три величины:

  •  продажную цену единицы товара;
  •  объем постоянных (фиксированных) издержек, то есть таких затрат, величина которых в коротком периоде времени не связана с объемом производства и продаж и его изменениями. Это затраты на оборудование, его содержание и эксплуатацию, а также амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и разработки и некоторые другие издержки;
  •  объем переменных издержек, то есть таких затрат, которые меняют свою величину в связи с изменением объема производства и продаж. Если объем уменьшается, - переменные издержки снижаются, и наоборот. К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основного производственного и коммерческого персонала, транспортировку и страхование и т.д.

Графически точка безубыточности определяется как пересечение графиков валового дохода и валовых издержек (рис.3).

Рис. 13.3. Определение точки безубыточности фирмы

Логика анализа безубыточности может быть применена также для определения объема производства и продаж, необходимого для получения целевой величины прибыли.

Анализ "издержки-объем-прибыль" позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.

Что более выгодно для фирмы: уменьшить или увеличить удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат?

Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает.

Однако как убедительно было показано в случае с финансовым рычагом, длина рычага, позволяя расширить размеры прибы-1и, одновременно увеличивает финансовый риск деятельности фирмы При удлинении производственного рычага увеличивается та доля затрат, которая не может быть изменена в коротком периоде времени Следовательно, структура финансовых затрат становится менее гибкой и менее приспособленной к изменениям

Например, можно вложить деньги в строительство нового завода аудиокассет, а через некоторое время столкнуться с тем, что спрос на кассеты резко уменьшился из-за возрастания популярности лазерных дисков Однако затраты на строительство уже произведены и повиснут тяжким грузом на балансе фирмы, снижая ее доходность

Переменные издержки, напротив, являются более гибкими эластичными, лучше реагируют на изменения во внешней и внутренней среде фирмы Увеличивая их вес в совокупной структуре затрат фирма делает свой финансовый план более гибким, менее подверженным риску непроизводительных затрат

Искусство плановика экономической организации состоит в умелом лавировании между преимуществами производственного рычага и необходимостью гибкого планирования финансов

13.4. Краткосрочное финансовое планирование. Бюджет наличности

Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации

Бюджет фирмы и его разновидности

Бюджет - это смета доходов и расходов фирмы Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы

Составление бюджетов включает в себя следующие этапы:

  •  установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства);
  •  конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения, подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на год или полгода);
  •  анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку;
  •  подготовку итоговых бюджетов.

Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития организации и способы их достижения Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем учета всех возможных источников доходов от продаж, процентов от инвестиций выплат за использование лицензий, правительственных субсидий и т.д.

Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов:

  •  материальный бюджет - перечисляет виды и количества сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;
  •  бюджет закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;
  •  трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда неизбежным при организации запланированных видов деятельности;
  •  бюджет административных расходов - включает расходы на выполнение главных управленческих функций: оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на ведение служебных помещений и офисов и т.д.

К основным финансовым бюджетам относятся:

  •  бюджет наличности;
  •  бюджет дополнительных вложений капитала.

Если первый из финансовых бюджетов имеет своей целью обеспечить ликвидность фирмы, то второй уточняет запланированные денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов и т.п.

Прогнозирование бюджета наличности

(краткосрочное финансовое бюджетирование)

Прогноз бюджета наличности - составная часть финансового планирования. Бюджет наличности детализирует потоки наличности (входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период времени.

Обычно бюджет наличности составляется на год или полгода вперед с разбивной по месяцам. В реальной практике нередки случаи определения понедельных (на неделю вперед) бюджетов наличности.

Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности.

Правила составления планового бюджета наличности

Закупки материалов фирма определяет в соответствии с прогнозом продаж. Оплата за материалы, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предыдущем квартале.

Затраты на труд обычно составляют около 30% годовых продаж, прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) - около 20% годовых продаж. Раздел "труд + остальные затраты" в бюджете наличности не изменяется в течение года. Так, запланировав определенную численность работников в начале года, фирма затем не изменяет ее до конца года.

Проценты и налоги выплачиваются в конце квартала.

Закупки нового оборудования (капитальные затраты) фирма производит перед началом нового сезона ношения зимней одежды, в ожидании потребительского бума.

Выплаты квартальных дивидендов составляют около 75% рассчитанного в прогнозном отчете о прибылях и убытках чистого дохода.

При составлении бюджета наличности исходят из предположения, что 70% доходов от продаж может быть собрано в текущем квартале и 30% - в следующем.

Строка G в бюджете показывает потребности фирмы в финансировании. Отрицательная величина потребностей в квартале говорит о том, что у фирмы есть избыточные фонды. Положительные величины потребностей в капитале означают дефицит наличных средств и необходимость дополнительного финансирования за счет внутренних и внешних источников. Особенно велик дефицит наличности во II квартале, когда фирма нуждается в серьезных денежных поступлениях для подготовки к новому сезону.

Гибкое бюджетирование

Приведенные расчеты - это подготовка традиционного бюджета наличности, который основан только на одном прогнозе продаж. Ведь все показатели - затраты, прибыль, налоги - рассчитываются исходя из единственной прогнозной цифры продаж за год.

Такого рода подход приемлем для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. Если колебания и существуют, то в ожидаемых границах, например, как в приведенном случае, в связи с сезонностью спроса.

В реальной практике, как было выяснено, существует ряд вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который предусматривает возможность изменений, то есть ориентирован не на единственную цифру продаж, а на диапазон из возможных уровней.

Кроме того, гибкость бюджету, как и долгосрочным финансовым планам, придает регулирование длины производственного рычага, то есть управление соотношением между постоянными и переменными издержками.

5

Лекции по дисциплине " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47077. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса 53 KB
  В связи с тем что в настоящее время отменен региональный налог с продаж – к сфере книжного бизнеса относятся только следующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость НДС налог на прибыль организаций НПО единый социальный налог ЕСН а также налог на доходы физических лиц НДФЛ – последний мы не рассматриваем. Налогоплательщиками являются российские организации и иностранные организации осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и или получающие доходы от источников в РФ ст. К доходам для...
47078. Информационные издания 53 KB
  В зависимости от характера включаемой информации и целевого назначения ИИ подразделяются на: библиографические издания которые включают только библиографические сведения о документах а также в отдельных случаях краткую аннотацию – текущие рекомендательные ретроспективные библиографические указатели реферативные В реферативных изданиях наряду с библиографическими сведениями дается краткое изложение содержания документа – реферативные журналы реферативные сборники экспресс-информации и информационные листки обзорные Обзорное...
47079. Инвестиции и инвестиционная деятельность 53.22 KB
  Назовите величины связывающие уравнение линейной регрессии в данной модели: дисперсии случайных ошибок акций портфеля @доходности конкретной акции портфеля и доходности рыночного портфеля ожидаемой доходности портфеля и дисперсии портфеля доходности рыночного портфеля и дисперсию доходностей рыночного портфеля Если коэффициент корреляции равен 1 то: @значения переменных движутся в точно противоположных направлениях переменные никак не соотносятся друг с другом значения 2х переменных изменяются абсолютно синхронно Кривые безразличия...
47081. Натюрморт в зарубежной и русской живописи 54 KB
  и имевшие у современников ошеломляющий успех открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Радость и полнота восприятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Венецианов понимая значение натюрморта в учебном процессе настоятельно советовал своему бывшему ученику А. Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта.
47082. Структура и особенности философского знания 54 KB
  Важной структурной характеристикой философии является ее иерархичность которая представлена по крайней мере тремя структурными уровнями: 1 формы бытия философии 2 дисциплинарное строение форм бытия философии 3 логическая структура философского знания. Рассмотрим последовательно каждый из этих структурных уровней философии. Первый структурный уровень философии представлен ее формами бытия среди которых выделяют художественную религиозную и научную. В научнотеоретической форме философия выступает в позитивизме и диалектическом...
47083. Технология книгораспространения за рубежом. Материально-техническое оснащение и каналы книгораспространения зарубежного книгораспространения. Национальные и международные книжные выставки и ярмарки. Международные контакты России в сфере книгораспространен 54 KB
  Любое издательство даже самое малое выпускает ежегодно 2–3 каталога: рекламный событийный для ярмарки перспективный план выпуска сводный все выпущенные книги. Участники подают заявки на заинтересовавшие книги на полгода вперед. Магазины обращаются с заявками на книги к книгораспространителю который обслуживает нужное издательство. Книги закупает в свою собственность и рассчитывается за них до реализации.
47084. Фундаментальные понятия рынка ценных бумаг 54.47 KB
  Клиент получил: сберегательный сертификат депозитный сертификат @сберегательную книжку на предъявителя По предъявительским эмиссионным ценным бумагам права осуществляются @по предъявлении их владельцем либо его доверенным лицом по предъявлении владельцем либо его доверенным лицом сертификатов ценных бумаг эмитенту эмитентом в отношении лиц указанных в системе ведения реестра Сертификат ценной бумаги представляет собой @документ выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг...
47085. Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения 57 KB
  Деньги их функции. Деньги это особый общественнопризнанный товар всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги активы общественные средства платежа служащие средством обращения единицей счета и средством накопления. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях: Деньги – мера стоимости деньгами можно измерять стоимость любого товара т.