79770

Стратегический менеджмент: сущность и основные составляющие

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Понятие стратегического управления. Стратегические проблемы развития производства и трудности стратегического управления. Составляющие стратегического управления и связь между ними. Понятие стратегического управления Слово стратегия греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою...

Русский

2015-02-14

89 KB

3 чел.

6

"Стратегический менеджмент: сущность и основные составляющие

Тема 4. Стратегический менеджмент: сущность и основные составляющие

Учебные вопросы.

4.1. Понятие стратегического управления

4.2. Стратегические проблемы развития производства и трудности стратегического управления

4.3. Составляющие стратегического управления и связь между ними

4.1. Понятие стратегического управления

Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою". Понятие стратегии из военного лексикона за последние 20-30 лет широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента, где постепенно стало употребляться для обозначения набора правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Такое понимание восходит к идеям офицера американской армии, служившего в 1926 г. в ВВС на базе Райт Паттерсон в Дайтоне, штат Огайо. Он выяснил, что при каждом удвоении производства затраты на 1 ед. продукции падают на 20%. На этой основе была введена так называемая кривая опыта, которая в свою очередь породила ряд моделей, основанных на конкурентном производстве и снижении издержек на 1 ед. продукции. Это вполне отражало ситуацию, преобладавшую вплоть до середины 70-х годов, когда давление конкуренции было меньше, чем теперь, и главные вопросы организационной деятельности были связаны с управлением большими массами людей, капитала и материалов. Проблемы оптимизации, т.е. поиска наиболее эффективных путей выполнения каких либо работ или размещения каких-либо объектов, успешно решались с помощью методов исследования операций.

На стыке 60-х - 70-х годов был введен термин "стратегическое управление" для того, чтобы внести различия между текущим (оперативным) управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Для того, чтобы дать развернутое определение стратегического управления (СУ) проведем сравнение его с оперативным управлением (ОУ) по ключевым характеристикам управления организацией.


Таблица 1.

Характеристики

управления

ОУ

СУ

1

2

3

4

1.

Миссия, прогнозирование

Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением

2.

Преимущественная концентрация внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд «во вне», поиск новых возможностей в конкурентной борьбе

3.

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

4.

Основные факторы построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Люди, системы информационного обеспечения, рынок

5.

Управление персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как исполнителей отдельных работ и функций

Взгляд на на работников как на основу организации, ее основную ценность и источник благополучия

6.

Оценка эффективности

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала

Своевременность и точность реагирования на новые запросы со стороны рынка

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления, дадим его определение.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и современные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Цель стратегического управления состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

4.2. Стратегические проблемы развития производства и трудности стратегического управления

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.

Во-первых, СУ не дает точной и детальной картины будущего. Формируемое при СУ будущее желаемое состояние организации - это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь оргструктуру и т.п.

Во-вторых, СУ не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. СУ - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента, симбиоз интуиции и искусства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм, творчество служащих и активное включение всех работников в реализацию задач организации.

В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс СУ. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, маркетинговых исследований, общественных отношений, которые приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.

В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей СУ является реализация стратегического плана, что предполагает создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание определенной гибкости в организации и т.п.

Рассмотрение проблем стратегии часто осложняется, поскольку то, что на более высоком уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на относительно низких уровнях оказывается целью. Это явление можно назвать иерархической структурой стратегии. Отсюда следует, например, что если в организации установлены цели и разработаны стратегии на уровне организации в целом, то для предприятий, входящих в ее состав, эти стратегии представляются целями. Предприятия в свою очередь разрабатывают свои стратегии. Последние для каждой из служб того или иного предприятия выступают в качестве набора целей.

4.3. Составляющие стратегического управления и связь между ними

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью структуры стратегического управления.

Рассмотрим составляющие стратегического управления и взаимосвязь между ними.

Анализ среды

Анализ среды считается исходным процессом СУ, т.к. он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения.

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1) макроокружения;

2) непосредственного окружения;

3) внутренней среды.

1. Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как:

- состояние экономики;

- правовое регулирование и управление;

- политические процессы;

- природная среда и ресурсы;

- социальная и культурная составляющие общества;

- научно-техническое и технологическое развитие общества;

- инфрастуктура и т.п.

2. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:

- покупатели;

- поставщики;

- конкуренты;

- рынок рабочей силы

3. Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

- кадры, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

- организация управления;

- производство, включающее организационные и технико-технологические характеристики и научно-исследовательские разработки;

- финансы организации;

- маркетинг;

  •  организационная культура.

Определение миссии и целей

Состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и ответственной работы:

1) Определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение.

2) Определение долгосрочных целей.

3) Определение краткосрочных целей.

Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Анализ и выбор стратегии

После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своей цели, и реализовать свою миссию.

Выполнение стратегии

Это критический процесс, т.к. именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.

В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции, но главная роль принадлежит высшему руководству.

Оценка и контроль выполнения стратегии

Этот процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

Принципиальное отличие стратегического контроля от оперативного заключается в том, что он сфокусирован на том, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их дальнейшая реализация к достижению поставленных целей.

Итак, мы определили сущность понятия "стратегическое управление", стратегические проблемы и трудности развития производства, составляющие стратегического управления и взаимосвязь между ними.

Для дальнейшего рассмотрения системы стратегического управления необходимо исследовать организацию (фирму) как объект СУ, рассмотреть основы ресурсной концепции, структуру стратегического потенциала, а также место фирмы во внешней среде, ее взаимосвязи с факторами макро- и микросреды.


7

Лекции по курсу " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29635. Стратифицированный отбор единиц наблюдения в социологическом исследовании 27 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные – это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные – все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности.
29636. Многоступенчатый способ формирования выборочной совокупности 25 KB
  Этапы построения выборки. 1один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки. В случае если полная основа выборки недоступна т.е случайный отбор невозможен значимыевыбор задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают со.
29637. Опросные методы в социологическом исследовании. Назначение, классификация видов 25 KB
  Опросы можно классифицировать по разным основаниям: По форме контакта. Спрашиваются и отвечающего опросы делятся на: интервью и анкетирования Интервью непосредственный контакт. По характеру респондентов опросы делятся на:1Массовые респондентом выступают представители объекта исследования. б выборочные 4 по процедуре опросы бывают: групповые и индивидуальные.
29638. Опрос как процесс, фазы опроса. Способы создания мотивации к участию в опросе 30 KB
  Метод опроса применяется когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах. Достоинства метода опроса. С помощью метода опроса мы можем за относительно короткий период опросить большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
29639. Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты 31 KB
  Классификация вопросов анкеты. Анкета – инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты – это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.
29640. Язык и композиция вопросов анкеты 36.5 KB
  Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.
29641. Интервью в социологическом исследовании. Классификация видов интервью 28 KB
  Классификация видов интервью. Интервью – проводимая по определенному плану беседа целенаправленное общение предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. Интервьюер лицо ведущее непосредственное общение с респондентом при помощи вопросника с целью сбора информации обеспечивающее правильное и надежное использование инструмента исследования.
29642. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании 24 KB
  Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .
29643. Экспертный опрос в социологическом исследовании. Виды экспертного опроса 40 KB
  Помимо разделения опросных методов на анкетирование и интервьюирование существует еще одна важная классификация опросов массовые и экспертные опросы. По характеру деятельности экспертов экспертные опросы делятся на две группы: индивидуальные методы предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов групповые методы экспертизы групповые методы предполагают коллективную работу экспертов они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса. Если...