79771

Организация как объект стратегического управления

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Стратегический ресурсный потенциал организации. Производственный профиль миссия организации Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов предназначенную для достижения определенной цели. Стратегический ресурсный потенциал организации Основополагающим принципом выделения элементов ПС для стратегического управления ею является оценка возможностей достижения стратегических целей ПС появляющихся при использовании данного элемента системы. СУ ПС связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений...

Русский

2015-02-14

71 KB

2 чел.

6

"Организация как объект стратегического управления"

Тема 5. Организация как объект стратегического управления

Учебные вопросы.

5.1. Понятие и закономерности систем. Состав производственной системы

5.2. Стратегический ресурсный потенциал организации

5.3. Микро- и макросреда фирмы

5.4. Производственный профиль (миссия) организации

Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая представляет собой совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

В данном курсе мы рассматриваем экономические (производственные) системы, которые обладают рядом особенностей, а именно:

- нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- способность и стремление к целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

В состав ПС любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) включают следующие ресурсы:

1. Технические (основные фонды и оборотные средства).

2. Технологические (патенты, технологии, ноу-хау и пр.).

3. Кадровые (возможности, квалификация, энтузиазм).

4. Пространственные (площади, возможности, территории).

5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т.п.).

6. Информационные ресурсы (размер базы данных, доступ к определенной информации).

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей достижения целей ПС.

В рыночной экономике существенную роль играет такой ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов ПС.

Из закономерности целостности систем следует, что в результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов достигается эффект целостности, т.е. получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает.

5.2. Стратегический ресурсный потенциал организации

Основополагающим принципом выделения элементов ПС для стратегического управления ею является оценка возможностей достижения стратегических целей ПС, появляющихся при использовании данного элемента системы.

То есть, элементами системы должны быть признаны не материализованные средства производства, предметы труда или определенные критерии работников, а те возможностиї. достижения стратегических целей ПС, которые открываются при использовании этих средств, предметов и категорий.

Такие возможности можно назвать стратегическими ресурсами производственной системы.

Исходя из такого подхода, ПС, как объектом стратегического управления, можно считать совокупность взаимосвязанных стратегических ресурсов.

СУ ПС связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач, и соответствуют ее внутренним возможностям.

Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления. Что в этом контексте следует понимать под "потенциалом" организации?

Рассмотрим принципиальную схему потенциала ПС.

Рис. 5.1. Принципиальную схему потенциала ПС

Со стороны "входа" этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны "выхода" - из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей.

Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция фирмы создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особенностями и будет пользоваться спросом на рынке.

Другим конечным продуктом СУ является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаруживать и правильно истолковывать внешние изменения, а также руководить ответными стратегическими действиями, которые предполагают наличие материальных возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров, технологий и услуг.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Например, архитектонику организации могут составлять:

- технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;

- структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;

- организационные задачи отдельных групп и лиц;

- внутренние системы и процедуры и др.

Качество персонала определяется:

- отношением к изменениям;

- профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе и т.п.;

- умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;

- мотивацией участия в разработке стратегии.

Без характеристики потенциала нельзя не выдвинуть перспективных целей ПС, ни выработать оптимальную (предпочтительную) стратегию их достижения. Заметим, что понятие потенциала тесно связано с характером целей. Для одних целей существующий потенциал ПС (т.е. совокупность возможностей) будет высок, для других низок.

Ресурсная концепция ПС может быть реализована в своеобразной "матрице стратегических ресурсов фирмы". Матрица характеризует не только существующее на момент анализа состояние фирмы (т.е. ответ на вопрос: "Что мы собой представляем сегодня?), но и позволяет конкретизировать направления выработки стратегических целей (т.е. ответить на вопрос: "Что нужно сделать для обеспечения устойчивости положения фирмы на рынке?").

Принципы анализа и оценки стратегического потенциала будут изложены далее, однако предварительно необходимо рассмотреть ряд положений, характеризующих связь, взаимодействие фирмы с внешней средой и принципы выявления стратегических целей фирмы.

5.3. Микро- и макросреда фирмы

Ни одна ПС не функционирует в вакууме, ее окружает или она находится в сильно дифференцированной среде. Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной деятельности.

Внутренняя среда (микросреда) фирмы, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы.

Внутренняя среда фирмы состоит из различных компонентов (функциональных областей), универсальными для всех ПС.

Рассмотрим кратко их предназначение.

1) Кадровая функция обеспечивает производственной рабочей силой и другими людскими ресурсами.

2) Финансы и бухучет - сбор, обработка и анализ финансовых данных, управления средствами в плане их роста и расхода.

3) Обеспечение поставщиками - организация процесса обслуживания производственной системы (ПС) всеми ресурсами, кроме людских.

4) Исследование, развитие и изобретения - развитие продукта и процесса производства.

5) Распространение продукции - доведение товаров и услуг до потребителей.

6) Производственная функция - обеспечение процесса изготовления товара (представления услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества.

7) Маркетинг - выявление и удовлетворение потребностей; интеграция всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно ориентированных решений.

Микросреда фирмы, интерпретируемая как спектр функциональных областей, вырабатывает решения по ее деятельности в условиях влияния на нее со стороны основных сил, внешних по отношению к фирме (поставщики, конкуренты, потребители).

К силам микросреды фирмы относятся также различные "контактные аудитории", которые также оказывают влияние на принятие решений в макросреде из-за различного рода интересов к деятельности фирмы. В эту группу входят:

- финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы);

- средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радио- и телевидение);

- государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности;

- общественные организации, гражданские группы общественного мнения и др.;

- местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.);

- собственные служащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждения о деятельности фирмы и могут как позитивно, так и негативно влиять на возможность фирмы достигать поставленных целей.

Итак, поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, мы рассматриваем ближайшее окружение предприятия (микросреду). Но с другой стороны, среда состоит из сил, проявляющихся время от времени, нерегулярно или не напрямую ( так называемая макросреда). К ней относятся:

1) Социальная среда;

2) Правовая среда;

3) Государственная и политическая среда;

4) Технологическая среда;

5) Экономическая среда.

Каждая из этих сил является внешней по отношению к фирме, но по отдельности и все вместе оказывают определенное влияние на нее. Среда никогда не бывает стабильна. И, конечно, каждая организация должна не только знать свою среду "обитания" и ее природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения.

5.4. Производственный профиль (миссия) организации

Анализ микро- и макросреды фирмы позволяет определить спектр параметров производственной системы, который формирует предназначение фирмы и ее генеральные цели, т.е. миссию (производственный профиль).

Свое предназначение организация формулирует в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющих систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей потребителей.

Миссия организации отражает цели и интересы различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее прогнозирования, являются:

- собственники организации;

- сотрудники организации;

- покупатели продукта организации;

- деловые партнеры организации;

- местное общество;

- общество в целом.

Миссия организации должна отражать интересы всех пяти вышеназванных субъектов, а особенно собственников, сотрудников и покупателей.

Как считает Филипп Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:

- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания организации;

- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

  •  отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от ей подобных.

Внешняя среда, включая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов ( по их составу, структуре и качественным характеристикам), которыми может располагать предприятие для выполнения своей миссии.

Существует традиционное мнение, что принятие решения и выбор линии поведения фирмы практические всегда определяется конкуренцией и рыночными условиями. Однако, можно рассматривать рынки и силы конкуренции, как факторы, ограничивающие деятельность фирмы.

Стратегия фирмы в борьбе за "рыночное место (нишу)" применяется внутри ее сферы влияния. Считается, что она применима в пределах возможностей фирмы представить последствия (результаты) от хорошо задуманной стратегии в отношении своего места на рынке. Действительно, мощными бизнес-стратегиями являются те, которые обладают потенциальными возможностями генерировать серьезное воздействие на рынки, покупателей, конкурентов и на направление развития отрасли.

5

Лекции по курсу " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16013. Сравнительное правоведение 2.27 MB
  PAGE 6 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА 1996. 432 с. Сведения об авторе Профессор Ю. А. Тихомиров заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор юридических наук работает первым заместителем директора Ин...
16014. Списки и происхождение редакций Русской Правды 137.5 KB
  М.Н.Тихомиров СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕРЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ 1 Русская Правда сохранилась в большом количестве свыше 110 списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе какихлибо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разд
16015. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ 446.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Издво Тихомирова М.Ю. 2006 г. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ Глава I. Правовое регулирование субъекты и объекты прав на землю 1. Регулирование прав на землю ...
16016. Жилое помещение собственность и иные вещные права 291.5 KB
  Тихомиров М.Ю. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Изд. Тихомирова М.Ю. 2005 г. Жилое помещение: собственность и иные вещные права по новому Жилищному кодексу Российской Федерации Глава 1. Жилые
16017. Землі сільськогосподарського призначення права громадян України 3.18 MB
  ЗЕМЛІ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ: ПРАВА ГРОМАДЯН УКРАЇНИ Науковонавчальний посібник Науковий керівник та відповідальний редактор доктор юридичних наук професор Н. L Титова ББК Х94укр407.25 УДК349.412.4477 Фінансова п...
16020. Охоронний апарат Української Держави квітень – грудень 1918 2.92 MB
  Незважаючи на кризовий соціально-економічний, політичний і правовий стан країни на момент приходу П. Скоропадського до влади, голові Української Держави та його урядовому оточенню вдалося розробити державну охоронну концепцію та здійснити низку заходів з її нормативно-організаційного забезпечення. Проте за умов поширеного правового нігілізму, анархічних наслідків російської революції у П. Скоропадського не було історичних шансів виводу держави з кризової ситуації, наведення порядку в країні...