79772

Формирование стратегических целей и стратегии предприятия

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе

Русский

2015-02-14

50.5 KB

2 чел.

4

"Формирование стратегических целей и стратегии предприятия"

Тема 6. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия

Учебные вопросы.

6.1. Цели организации

6.2. Направления реализации стратегических целей

6.3. Иерархия целей

6.4. Фазы выработки целей

6.1. Цели организации

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные. Иногда между ними устанавливаются еще и промежуточные цели, называемые среднесрочными.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Однако, несмотря на ситуационность в выборе набора целей, выделяется четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают свои цели. Этими областями являются:

- доходы организации;

- работа с клиентами;

- потребности и благосостояние сотрудников; - социальная ответственность.

6.2. Направления реализации стратегических целей

Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях типа "величина прибыли", "рентабельность", "доход на акцию" и т.п.;

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкурентам доля рынка и пр.;

- производительность, выражающаяся в издержках на 1 ед. продукции, материалоемкости, отдаче с 1 ед. производственных мощностей, объеме производственной продукции в единицу времени;

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и пр.;

- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР,

- сроки введения в действие нового оборудования,

- сроки и объемы производства продукта и пр.

- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений;

- человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и пр.;

- работа и покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

- оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительности акций и пр.

6.3. Иерархия целей

В любой крупной организации, имеющей несколько структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая свои цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижении целей в целом, что является залогом успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.

Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Они должны быть:

1) достижимыми;

2) гибкими;

3) измеримыми;

4) конкретными;

5) совместимыми;

6) приемлемыми.

Естественно, что очень трудно свести воедино при установлении целей разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества. Общество требует, чтобы организация не наносила ущерб окружающей среде, помогала населению и т.п.

Менеджеры должны учитывать все это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.

6.4. Фазы выработки целей

Правильно организованный процесс непосредственной выработки целей организации предполагает происхождение четырех фаз:

- выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;

- установление целей для организации в целом;

- построение иерархии целей;

- установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Так же, как и среда влияет на установление миссии организации, цели, в свою очередь, сильно зависят от состояния среды. Менеджеры должны быть готовы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Для этого очень важно выявлять тренды, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники, и формулировать цели таким образом, чтобы эти тренды нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей организации. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организаций, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться, т.е. корректировка целей носит ситуационный характер.

Однако всегда в деятельности организации должна присутствовать долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводиться корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.


3

Лекции по курсу " Стратегическое планирование "


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70867. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 38.24 KB
  Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива например в походе самый опытный турист.
70868. Содержание деятельности и основные мероприятия в различные периоды смены 22 KB
  Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием составом участников. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
70871. Основы диагностики и наблюдения 20.35 KB
  Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии.
70872. Первый день смены 15.79 KB
  Представиться ребятам; не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы...