79827

Стратегия инновационного развития

Лекция

Инновационные исследования

Таким образом инновационная стратегия это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. Кроме того ИП представляет собой сложный неопределенный по своему исходу насыщенный неожиданностями на промежуточных участках трудно прогнозируемый процесс инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Следовательно стратегия означает программу постоянно учитывающую перспективную цель выбор путей и средств ведущих к ее достижению.

Русский

2015-02-15

75 KB

1 чел.

38

Стратегия инновационной деятельности

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.

Под стратегией понимается долгосрочное планирование, и программа рабочих действий, которые распространяются на всю его продолжительность во времени, на определенную последовательность и взаимосвязь этапов инновационных процессов. Таким образом, инновационная стратегия - это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. В нем обозначаются пункты "вмешательства" и контроля, определяются темпы повышения технологического уровня и способы нахождения для этого продуктов умственного труда. В то же время стратегический план эластично манипулирует средствами, рассматривая ИП как единый, где изобретательность играет большую роль, чем строгое выполнение плановых заданий.

Кроме того, ИП представляет собой сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданностями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс, инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Выбор оптимального плана осуществляется в виде функции воздействия внешних и внутренних факторов. Следовательно, стратегия означает программу, постоянно учитывающую перспективную цель, выбор путей и средств, ведущих к ее достижению.

Поскольку объектом стратегического планирования является столь сложный и мало определенный с самого начала такой процесс, как инновационный, постольку и выработка ИН стратегий является столь же не простой.

ИН стратегии можно классифицировать следующим образом:

1 - по уровню выработки стратегических решений ИН стратегии можно разделить на:

- институциональные (на уровне предприятия);

- центральные (на уровне государства).

Центральная ИН стратегия означает реализацию запланированных на центральном уровне конкретных ИН мероприятий, например: формирование исследований и разработок, направленных на развитие какой либо промышленной отрасли или формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих ИН динамизм предприятия и способствующих их развитию или модернизации внутреннего механизма предприятия и его систему связей. То есть центральная ИН стратегия - способ содействия развитию народного хозяйства через воздействие на внешние условия и внутренний механизм функционирования предприятия, позволяющий ускорить техническое развитие и уровень экономической эффективности деятельности его.

Институциональные стратегии (разрабатываемые на уровне предприятия) можно в свою очередь классифицировать так:

2 - по предметному содержанию различают:

- стратегия в области исследования и разработок;

- стратегия продуктовой структуры;

- стратегия рынка;

- стратегия финансов.

3 - по менеджерскому поведению различают следующие модификации ИН стратегии предприятий (классификация К. Фримана):

а) традиционные: не стремится ни к чему другому кроме повышения качества существующих продуктов. Полная гарантия, что в долгосрочной перспективе предприятие отстанет сначала в технико-технологическом, затем и в экономическом отношениях.

б) оппортунистическая: предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на НИР и КР, но с которым оно в течении определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности.

Но в этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.

в) имитационное: новая технология приобретается у других, например путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем собственные разработки. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.

г) оборонительная: НИР и КР, которые ведутся без претензий на занятие ведущих позиций и цель которых заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и при случае постараться повысить технический уровень производства. Это весьма затратоемкая стратегия. Она проводится главным образом в государственных научно-исследовательских учреждениях.

д) зависимые: наблюдаются главным образом на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод.

е) наступательная: амбиция заключается в том, чтобы быть первыми на рынке. Эта стратегия требует высокой квалификации и большой организаторской работы, но у нее много преимуществ:

1 - эффективный ИП;

2 - сотрудники творческого склада (ведь и у людей с одинаковым уровнем специальной подготовки творческие склонности различаются очень сильно);

3 - руководство, склонное к новым идеям, нетрадиционно мыслящее;

4 - возможность распределения риска;

5 - хорошее знание рынка и маркетинговая организация;

На начальном этапе развития предприятия не может начаться немедленное развитие наступательной стратегии. Степень его подготовленности позволяет осуществлять лишь стратегию традиционного типа. В то же время от развития коллектива предприятия и от амбиций руководства зависит, как быстро оно сумеет перейти от положения имитатора, использующего чужие результаты технологического развития, к наступательной стратегии, основанной на собственных творческих возможностях.

Существуют и другие признаки классификации: в соответствии с этапами ИП, позиции руководителей, ситуаций в ресурсном обеспечении и др.

Одним из основных показателей правильности выбора стратегии ИН развития, точнее чаще всего используемым является показатель производительности труда. Однако для ИН стратегии вряд ли он имеет под собой достаточно прочную основу. Если под производительностью понимать соотношение между затратами и достигнутыми результатами, то в определении выхода и входа в ИП нужно сравнить целый ряд таких показателей, которые не сопоставимы, например опыт и использованная энергия или знание рынка и качество продукта.

Можно использовать показатель соотношения между прибылью и затратами, но он не отражает фактического хода научно-технического прогресса, поскольку внешний рынок на котором эти факторы находят свое количественное проявление, живет собственной жизнью, подвержен перепадам и редко дает возможность увидеть фактическое отражение инновационного процесса в его развитии на данный момент.

Другие показатели, например типа "выход результата в расчете на человеко-час", или "добавленная стоимость в рас чете на человеко-час", или комбинированные показатели не отражают действительный уровень производительности или другие качественные изменения и их можно использовать лишь в ограниченных масштабах, если они неошибочны вообще.

А вот показатель роста производительности труда способствует наступательной инновационной стратегии, замедление роста производительности может вызвать потерю сравнительных преимуществ. В этом случае менеджер, исходя из формирования показателей, может делать выводы, ориентирующие на активную деятельность, так как непрерывное наблюдение за формированием показателей производительности представляет собой обязательное условие ситуационного анализа и кроме того, все что ведет к повышению производительности, приобретает стратегическое значение.

Владея концепцией инновационного развития, правительство может оказывать воздействие на многочисленные точки инновационного процесса. Рассмотрим важнейшие пункты такого воз действия:

1 - На участке планирования: охват вниманием всего инновационного процесса, усиление межотраслевого характера в реализации инновации, предпочтительное отношение к малым формам инновационного бизнеса, развитие инфраструктуры, развитие базовых промышленных производств, государственные заказы, содействие стратегическому планированию на уровне предприятия, международное разделение труда.

2 - Кредитно-финансовые инструменты: кредиты, привязанные к предварительным условиям, обеспечение средствами, услуги, дотации, ценовая политика, компенсация убытков, центры содействия инновационному развитию, новые предпринимательские формы, принятие на себя риска, налоговая и таможенная политика, защита отечественной промышленности, банковское предпринимательство, быстрое размещение средств.

3 - Стимулирование и правовой порядок: нормативное распределение прибыли, повышение или снижение личной заинтересованности, прямое и косвенное налогообложение, моральное признание инновации. Защита окружающей среды, системы регулирования здравоохранительной, трудовой, технической, финансовой сфер, разработка стандартов, контроль качества, договорная дисциплина, судебная практика.

4 - Организация: содействие образованию организационных единиц, необходимых с точки зрения передачи технологии, содействие отбору руководителей с хорошими деловыми качествами, контроль деятельности предприятий, маркетинговый образ мышления; содействие деятельности информационных сетей и информационных центров, патентный банк, банк данных, статистические услуги, выставки, ярмарки, консалтинговые услуги. Подключение общественных организаций, зарубежных партнеров, создание внутреннего лицензионного рынка и торговли, лицензионный импорт.

5 - Образование, просвещение: модернизация среднего образования, экономическое образование, подготовка менеджеров, система повышения квалификации, подготовка руководите лей.

6 - Научно-техническая деятельность: фундаментальные и прикладные исследования, содействие закупкам лицензий, развитие закупленных технологий, опытное производство.


37

Стратегия инновационного развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12445. Размещение файлов в файловых хранилищах сети Интернет 1.14 MB
  Практическая работа Тема: Размещение файлов в файловых хранилищах сети Интернет. Цель: Научиться рационально использовать интернетсервисы размещения и хранения файлов. Ход выполнения работы. Пользователь не раз сталкивается с ситуацией когда нужного файла н...
12446. Основные методы восстановления операционной системы 39.71 KB
  Лабораторная работа Тема: Основные методы восстановления операционной системы Цель: Научиться производить резервное архивирование и восстановление операционной системы. Ход выполнения работы: Теоретические сведения. Резервное копирование Многие про...
12447. Создание резервных копий 144.33 KB
  Лабораторная работа № 9 Тема: Создание резервных копий. Цель: научиться выполнять архивирование данных и пользоваться службой восстановления системы.Средства для выполнения работы: аппаратные: компьютер с установленной ОС Windows XP. программные: приложения ВМ: ...
12448. Сжатие информации 34.38 KB
  Лабораторная работа № Тема: Сжатие информации. Цель. Целью лабораторной работы является получение навыков работы с архиваторами RAR ARJ и ZIP и ознакомление с основными алгоритмами сжатия информации. Методические указания по выполнению лабораторной работы. Арх
12449. Поиск информации в сети Интернет 30.74 KB
  Лабораторнопрактическая работа Тема: Поиск информации в сети Интернет Цель работы: Научиться использовать поисковые службы Интернет и поисковые серверы WWW для поиска необходимой информации. Изучить типы поисковых серверов язык запросов поискового сервера и т
12450. Осуществление антивирусной защиты персонального компьютера с помощью антивирусных программ 250.78 KB
  Лабораторная работа Тема: Осуществление антивирусной защиты персонального компьютера с помощью антивирусных программ Цель работы: научиться устанавливать настраивать антивирусные программы. Теоретические сведения. Антивирусные программы это программы о...
12451. Анализ деятельности ОАО «Альфа-Банк» 734.5 KB
  Рассмотрим анализ сильных и слабых сторон организации ОАО «Альфа-Банк». В целом влияние внешней среды носит негативный характер. Наибольшую возможность предоставляют конкурентные и рыночные факторы. Самыми сильными сторонами рассматриваемой организации – финансы и менеджмент. Самые слабые стороны – кадры и маркетинг.
12452. Техніко-технологічна база ТОВ “Флеш” 485 KB
  Поглиблене опрацювання теоретично-методологічних засад щодо оцінки техніко-технологічного рівня підприємства і виробничої потужності; розгляд сучасних напрямків розвитку техніко-технологічної бази промислових підприємств та методології оцінки ефективності техніко-технологічних нововведень; надання стислої характеристики об»єкту дослідження та діагностика його виробничо-господарської діяльності і фінансового стану...
12453. Размещение информации на ресурсах локальной сети 18.17 KB
  Лабораторная работа Тема: Размещение информации на ресурсах локальной сети Цель работы: Познакомиться с работой в локальной сети. Научиться размещать информацию на ресурсах локальной сети. Научиться предоставлять доступ к информационным ресурсам своего компьютера...