79833

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лекция

Инновационные исследования

В ней речь шла о новых комбинациях изменений в развитии выходящих за рамки процесса обновления производства в замкнутом кругу обновления выше уровня простого воспроизводства. Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

Русский

2015-02-15

86 KB

2 чел.

26

Курс «Стратегия инновационной деятельности»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Международный вес и положение любой страны в наши дни определяются уровнем ее технологического развития, способностью адаптации к изменяющимся условиям и внешнеэкономическим интеграционным процессам, участием в международном разделении труда. Технологические позиции в этой связи приобретают стратегическую важность в конкуренции между промышленно развитыми странами, успех которой обуславливается их технологическими потенциалами.

Принято считать, что технологический потенциал страны определяется всей совокупностью факторов и результатов развития ее в той или иной областях или сферах деятельности.

Соответственно технологический разрыв характеризует, таким образом, различия между национальными научно-техническими потенциалами стран. В этой связи на первый план выдвигаются требования ускорения инновационных процессов.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку И. Шумпетер - австралийский ученый в работе "Теория экономического развития" (1911 г.). В ней речь шла о ~новых комбинациях~ изменений в развитии, выходящих за рамки процесса обновления производства в "замкнутом кругу", обновления выше уровня простого воспроизводства.

Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка.

1. Использование новой техники, новых технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-х годах Шумпетер уже использовал понятие "инновация", подразумевая под этим изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств рынков и форм организации в промышленности.

В течение следующих 30-ти лет проблематика инноваций оставалась в стороне от основного потока экономической теории и ее применения в практике управления промышленностью. И только в 60-е годы, в период ускорения научно-технического развития, ситуация изменилась во многом благодаря американскому ученому Дж. Брайту, который обратил внимание на книги Шумпетера и некоторых его последователей. В это время появилась серия новых работ в области инноваций.

Интерес к проблематике не ослабевает и сейчас, однако, все еще нельзя сказать, что "выкристаллизовалось" хотя бы несколько ярких теорий, или практика прояснила взгляды на то, что такое инновации, какова их роль, как ими овладеть экономически и использовать для развития предприятия.

Так чешский академик Ф.Валента в своей книге "Творческая активность - инновации - эффект", вышедшей в 1969 г., определил инновации как изменение в первоначальной структуре производственного организма, т.е. как переход его внутренней структуры к новому состоянию.

В соответствии с этим определением инновации могут касаться продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структур рабочей силы, организации. Речь может идти также о качественных или количественных изменениях, как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями. Советские ученые (типичны взгляды экономиста В.Н. Лапина, 1981 г.) отмечали необходимость учета целевой ориентации инноваций позитивного социально-экономического эффекта, т.е. достижение общественной полезности тех изменений, которые могут считаться инновацией. В.Н. Лапин под инновацией предлагает считать "комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (инновации) для лучшего удовлетворения известной потребности людей".

Большинство западных авторов обычно подчеркивают необходимость практической реализации изменения. Инновацией, по их мнению, считается создание, внедрение в практику, осуществление и использование нововведения. Отмечается также единство, комплексность всего процесса.

Такого определения будем придерживаться и мы. Подытоживая сказанное, решим для себя следующее: если ориентировать учебную дисциплину "Стратегия инновационной деятельности" на стратегию управления инновационными процессами на предприятиях их осуществляющих, то инновацией в дальнейшем мы будем считать целевое изменение в функционировании предприятия как системы.

Это могут быть количественные или качественные изменения, которые касаются той или иной сферы деятельности предприятия. Подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Он складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом же процесса является инновация как реализованное изменение соответствующего объекта инновационного внимания.

Не все инновационные процессы могут быть успешными. По многим причинам они не доводятся до конца или конечное изменение оказывается неудовлетворительным. Так в ряде промышленных стран в некоторых областях машиностроения начатый инновационный процесс успешно заканчивается только в 5-10% случаев. Причиной может быть не только неудача или ошибки в творческих решениях, но и, например, неспособность обеспечить производственное освоение, его медленные темпы, из-за чего решение устаревает.

Части, из которых складывается инновационный процесс, называются фазами инновационного процесса. Как правило, выделяются пять фаз: наука - исследование - разработка производство - потребление. В различных областях это разделение фаз инновационного процесса по содержанию может быть неодинаковым. В машиностроении, например, содержание отдельных фаз обычно следующее.

1. Фаза "наука": фундаментальные исследования; разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2. Фаза "исследование": прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверки;

3. Фаза "разработка": определение технических характеристик изделия; проектирование изделия; конструкционное и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия; проверка в производстве.

4. Фаза "производство": подготовка производства (конструирование, технология, материально-техническое снабжение, создание вспомогательных материалов, специальных инструментов и оборудования); поставка продукции ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя.

5. Фаза "потребление": использование у потребителя; предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы; необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Полностью указанные фазы процесс инновации проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений. При частичных инновационных процессах включаются фазы, которые необходимы только для обеспечения соответствующей конкретной инновации.

Начиная со второй половины ХХ столетия и особенно в последней четверти его с целью противостояния тенденции снижения нормы прибыли, обусловленной ростом основной части капитала, связанной с повышением технической оснащенности рабочих мест, т.е. ростом затрат прошлого труда, предприятия вынуждены расширять объем производства, продаж и следовательно прибыли, вынуждены также увеличивать производительность труда, снижая тем самым фондоемкость своей продукции, ускорять оборачиваемость капитала. Однако перенасыщение рынка требовало создания новых потребностей покупателей, путем предложения качественно новых товаров и услуг, либо модернизируя и революционизируя технологию их производства.

И то и другое было и все более становится возможным лишь при жесткой ориентации производителей на ускорение инновационных процессов, на включение науки в систему производства (сращивание науки с производством), т.е. при отношении к инновационным процессам как к средству экономического развития любой отрасли или области деятельности.


25

Понятие и сущность инновации как средства экономического развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4137. Дослідження роботи служби www 107.91 KB
  Дослідження роботи служби www 1.Мета роботи Дослідити різноманітні види пошуку та пошукових систем, які використовуються в Internet Хід роботи Досить вказати пошуковий запит і клацнути мишкою на відповідній кнопці, на екрані буде відобра...
4138. Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій 43.5 KB
  Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій Паспортна частина Адреса: Смільчинецький навчально-виховний комплекс Черкаська обл. Лисянський район, с.Смільченці Побудована: по типовому проекту Розташ...
4139. Вивчення закону Ома 110.5 KB
  Вивчення закону Ома Мета роботи. Встановити залежність сили струм від напруги у зразку з монокристалу визначеної речовини та визначити його опір, питому електропровідність та концентрацію носіїв струму. Теоретичні відомості. Електричним струмом пров...
4140. Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання 192.5 KB
  Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання Мета роботи. Визначити момент інерції тіла при трьох різних положеннях осі обертання. Теоретичні відомості. Вектор лінійної швидкості спрямований по дотич...
4141. Мультиплексоры и демультиплексоры 372.5 KB
  Мультиплексоры и демультиплексоры относятся к классу комбинационных устройств, которые предназначены для коммутации потоков данных в линиях связи по заданным адресам. Большая часть данных в цифровых системах передае...
4142. Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP 60.68 KB
  Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP Мета навчитисьвідкривати доступ до ресурсів компьютера тавикористовуватимережеві ресурси в ОС Windows. Хід роботи Завдання Створюємо в своєму каталозі папку і наз...
4143. Приклад обєктно-орієнтованої розробки 93.5 KB
  Початок Віконний інтерфейс користувача(WUІ) - середовище, кероване подіями. Дії в середовищі ініціюються функціями зворотного виклику, що викликаються у відповідь на подію - користувальницьке введення. Ядром WUІ є цикл обробки подій, що організуєтьс...
4144. Дослідження електричного поля 175.5 KB
  Дослідження електричного поля Мета роботи. Провести експериментальне дослідження електричного поля простої геометричної форми отримати графічну схему розподілу силових лiнiй та лiнiй однакового потенціалу за допомогою електричного зонду...
4145. Вивчення прямого центрального пружного удару 137 KB
  Вивчення прямого центрального пружного удару Мета роботи. Перевірити закони збереження імпульсу та енергії. Теоретичні відомості. Імпульсом тіла називаєтьсявекторна величина, яка дорівнює добутку маси тіла на вектор його швидкості...