79833

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лекция

Инновационные исследования

В ней речь шла о новых комбинациях изменений в развитии выходящих за рамки процесса обновления производства в замкнутом кругу обновления выше уровня простого воспроизводства. Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

Русский

2015-02-15

86 KB

2 чел.

26

Курс «Стратегия инновационной деятельности»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Международный вес и положение любой страны в наши дни определяются уровнем ее технологического развития, способностью адаптации к изменяющимся условиям и внешнеэкономическим интеграционным процессам, участием в международном разделении труда. Технологические позиции в этой связи приобретают стратегическую важность в конкуренции между промышленно развитыми странами, успех которой обуславливается их технологическими потенциалами.

Принято считать, что технологический потенциал страны определяется всей совокупностью факторов и результатов развития ее в той или иной областях или сферах деятельности.

Соответственно технологический разрыв характеризует, таким образом, различия между национальными научно-техническими потенциалами стран. В этой связи на первый план выдвигаются требования ускорения инновационных процессов.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку И. Шумпетер - австралийский ученый в работе "Теория экономического развития" (1911 г.). В ней речь шла о ~новых комбинациях~ изменений в развитии, выходящих за рамки процесса обновления производства в "замкнутом кругу", обновления выше уровня простого воспроизводства.

Ученый выделил пять типичных факторов обуславливающих новые комбинации в развитии производства и рынка.

1. Использование новой техники, новых технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-х годах Шумпетер уже использовал понятие "инновация", подразумевая под этим изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств рынков и форм организации в промышленности.

В течение следующих 30-ти лет проблематика инноваций оставалась в стороне от основного потока экономической теории и ее применения в практике управления промышленностью. И только в 60-е годы, в период ускорения научно-технического развития, ситуация изменилась во многом благодаря американскому ученому Дж. Брайту, который обратил внимание на книги Шумпетера и некоторых его последователей. В это время появилась серия новых работ в области инноваций.

Интерес к проблематике не ослабевает и сейчас, однако, все еще нельзя сказать, что "выкристаллизовалось" хотя бы несколько ярких теорий, или практика прояснила взгляды на то, что такое инновации, какова их роль, как ими овладеть экономически и использовать для развития предприятия.

Так чешский академик Ф.Валента в своей книге "Творческая активность - инновации - эффект", вышедшей в 1969 г., определил инновации как изменение в первоначальной структуре производственного организма, т.е. как переход его внутренней структуры к новому состоянию.

В соответствии с этим определением инновации могут касаться продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структур рабочей силы, организации. Речь может идти также о качественных или количественных изменениях, как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями. Советские ученые (типичны взгляды экономиста В.Н. Лапина, 1981 г.) отмечали необходимость учета целевой ориентации инноваций позитивного социально-экономического эффекта, т.е. достижение общественной полезности тех изменений, которые могут считаться инновацией. В.Н. Лапин под инновацией предлагает считать "комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (инновации) для лучшего удовлетворения известной потребности людей".

Большинство западных авторов обычно подчеркивают необходимость практической реализации изменения. Инновацией, по их мнению, считается создание, внедрение в практику, осуществление и использование нововведения. Отмечается также единство, комплексность всего процесса.

Такого определения будем придерживаться и мы. Подытоживая сказанное, решим для себя следующее: если ориентировать учебную дисциплину "Стратегия инновационной деятельности" на стратегию управления инновационными процессами на предприятиях их осуществляющих, то инновацией в дальнейшем мы будем считать целевое изменение в функционировании предприятия как системы.

Это могут быть количественные или качественные изменения, которые касаются той или иной сферы деятельности предприятия. Подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Он складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом же процесса является инновация как реализованное изменение соответствующего объекта инновационного внимания.

Не все инновационные процессы могут быть успешными. По многим причинам они не доводятся до конца или конечное изменение оказывается неудовлетворительным. Так в ряде промышленных стран в некоторых областях машиностроения начатый инновационный процесс успешно заканчивается только в 5-10% случаев. Причиной может быть не только неудача или ошибки в творческих решениях, но и, например, неспособность обеспечить производственное освоение, его медленные темпы, из-за чего решение устаревает.

Части, из которых складывается инновационный процесс, называются фазами инновационного процесса. Как правило, выделяются пять фаз: наука - исследование - разработка производство - потребление. В различных областях это разделение фаз инновационного процесса по содержанию может быть неодинаковым. В машиностроении, например, содержание отдельных фаз обычно следующее.

1. Фаза "наука": фундаментальные исследования; разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2. Фаза "исследование": прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверки;

3. Фаза "разработка": определение технических характеристик изделия; проектирование изделия; конструкционное и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия; проверка в производстве.

4. Фаза "производство": подготовка производства (конструирование, технология, материально-техническое снабжение, создание вспомогательных материалов, специальных инструментов и оборудования); поставка продукции ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя.

5. Фаза "потребление": использование у потребителя; предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы; необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Полностью указанные фазы процесс инновации проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений. При частичных инновационных процессах включаются фазы, которые необходимы только для обеспечения соответствующей конкретной инновации.

Начиная со второй половины ХХ столетия и особенно в последней четверти его с целью противостояния тенденции снижения нормы прибыли, обусловленной ростом основной части капитала, связанной с повышением технической оснащенности рабочих мест, т.е. ростом затрат прошлого труда, предприятия вынуждены расширять объем производства, продаж и следовательно прибыли, вынуждены также увеличивать производительность труда, снижая тем самым фондоемкость своей продукции, ускорять оборачиваемость капитала. Однако перенасыщение рынка требовало создания новых потребностей покупателей, путем предложения качественно новых товаров и услуг, либо модернизируя и революционизируя технологию их производства.

И то и другое было и все более становится возможным лишь при жесткой ориентации производителей на ускорение инновационных процессов, на включение науки в систему производства (сращивание науки с производством), т.е. при отношении к инновационным процессам как к средству экономического развития любой отрасли или области деятельности.


25

Понятие и сущность инновации как средства экономического развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62674. Решение систем линейных уравнений способом сложения 74.55 KB
  Ход урока Организационный момент Здравствуйте ребята Вы готовы к уроку Кто сегодня дежурный Кто отсутствует Мотивация урока Сегодняшний урок я хотел бы начать с философской загадки Вальтера: Что самое быстрое но и самое медленное самое большое но и самое маленькое...
62676. Деление с остатком 18.95 KB
  Основные цели: Продолжать знакомиться с делением с остатком. Учить производить деление с остатком аналитическим способом через подбор наибольшего возможного неполного делимого...
62677. Запись решения задачи в виде одного выражения 15.99 KB
  Планируемые результаты: Предметные: Сформировать навык решения задач в виде записи решения задачи; Метапредметные: Развивать навык рещения составных задач; Личностные: Воспитывать внимательность; Этапы урока время Задачи этапа...
62678. Использование таблицы деления на 2 для решения задач на деление на равные части и деление по содержанию 22.19 KB
  Сегодня мы будем рассматривать задачи в которых используются деление на равные части и деление по содержанию. Сколько морковок в каждом пучке Прочитайте условие задачи. Прочитайте условие второй задачи.
62679. Вычитание вида 50-34. Круговые примеры. Решение составных задач 38.96 KB
  Цель: ознакомить учеников с вычитанием примеров вида 50-34; формировать активность детей на уроке, умения решать составные задачи; развивать логическое мышление, воображение; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...
62680. Изучение новых знаний 21.65 KB
  Цель: Организация деятельности учащихся по изучению поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд Образовательная: Формировать умение слаживать двузначные числа без перехода через разряд...
62681. Задачи на сравнение 31.9 KB
  Цели: Закрепить правило разностного сравнения чисел, решение всех типов задач на сравнение, нахождение меньшего числа, большего числа и разницы. Закрепление навыка счета в пределах 9. Работа над формирование УУД.
62682. Площадь прямоугольника 58.85 KB
  Вид урока урок практикум Тип урока Комбинированный Государственный социальный заказ Во исполнение закона Российской Федерации Об Образовании Закона О Развитии Образования в г. Межпредметные связи Литературное чтение...