79846

АУДИТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Важное значение для качественного проведения аудита на предприятии имеет ознакомление с порядком осуществляемого оперативного контроля за выпуском продукции что обеспечивает своевременность исполнения обязательств предприятия по договорам. В этих целях на предприятии должны проводиться систематические проверки исполнения технологических процессов контроль выполнения плана по объему ассортименту качеству выпускаемой продукции а также ритмичности производства. При этом устанавливается не только...

Русский

2015-02-15

150 KB

1 чел.

18

Лекции по курсу «Аудит»

6. АУДИТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

Важное значение для качественного проведения аудита на предприятии имеет ознакомление с порядком осуществляемого оперативного контроля за выпуском продукции, что обеспечивает своевременность исполнения обязательств предприятия по договорам. В этих целях на предприятии должны проводиться систематические проверки исполнения технологических процессов, контроль выполнения плана по объему, ассортименту, качеству выпускаемой продукции, а также ритмичности производства.

Оперативный контроль осуществляется путем сравнения фактических данных, содержащихся в накладных и ежедневных сводках, с плановыми. При этом устанавливается не только степень выполнения плана производства продукции, но и причины, оказавшие влияние на отклонение от него, для устранения недостатков выявляются конкретные виновники, допустившие эти отклонения.

Оперативный контроль за объемом выпуска продукции целесообразно проводить с использованием в основном натуральных показателей. Стоимостные показатели не всегда объективно отражают результаты производственной деятельности, поскольку на стоимость выпущенной продукции влияет ряд независящих факторов, например цена сырья.

Одним из основных показателей, от которого зависят результаты работы, является показатель ритмичности выпуска продукции. Под ритмичностью понимают производство продукции в строгом соответствии с плановым заданием.

Ритмичность выполнения плана производства характеризуется коэффициентом ритмичности, который рассчитывают как отношение показателя фактического выпуска продукции в пределах плана к показателю планового объема продукции за тот же период.

Исчисляется также коэффициент частоты нарушения графика, т.е. отношение количества дней, в которые график не выполняется, к общему количеству рабочих дней в проверяемом периоде.

Интересы рынка требуют, чтобы предприятия выполняли планы не только по объему, но и по ассортименту выпускаемой продукции. Большое значение для обеспечения намеченных предприятием финансовых показателей хозяйственно-финансовой деятельности имеет оперативный контроль отгрузки и реализации продукции.

Выполнение плана реализации готовой продукции полностью зависит от выполнения плановых заданий по ее отгрузке. Своевременная отгрузка готовой продукции — это в большой степени гарантия своевременного получения платежей от покупателей. Поэтому за выполнением этого показателя организуется ежедневный контроль.

Важную роль в осуществлении контроля за отгрузкой готовой продукции играет звено предприятия по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, которое занимается заключением договоров, ведет учет и оперативный контроль за их выполнением.

На основании транспортных накладных и планов составляют графики отгрузки продукции, в которых указывают плановые и фактические данные. Особое внимание уделяется выполнению плана поставок по потребителям. При этом план по поставкам считается выполненным, если он выполнен по всем покупателям без исключения. Выполнение плана отгрузки готовой продукции по потребителям является гарантией того, что к предприятию не будут применяться штрафные санкции со стороны потребителей за необеспечение договорных обязательств по поставкам продукции.

При оперативном контроле дается оценка выполнения плана реализации продукции за каждый день, выявляются причины, обусловившие отклонения от плановых заданий, рассчитываются резервы увеличения объема реализации и разрабатываются мероприятия по их использованию.

Важным моментом, стимулирующим выполнение плана по объему реализуемой продукции, является то, что многие городские и иногородние покупатели оплачивают продукцию авансовыми платежами.

Оперативный контроль проводится на основании выписок банка о поступлении выручки от реализации продукции и планового объема реализации. Отклонения фактической выручки от планируемой обусловливаются отсутствием заказанной продукции и отказами (полными или частичными) покупателей от оплаты.

Заявления об отказах от акцепта счетов за отгруженную продукцию, поступающие в бухгалтерию, регистрируются в специальном журнале по учету отгрузки и поступления платежей от покупателей. После регистрации заявления передают соответствующему отделу. Если отказ поступил в результате ошибки при выписке счета покупателю, то бухгалтерия исправляет ошибку в документе. Когда отказ обусловлен работой других отделов, заявления передаются им для подготовки решения.

При проверке выпуска продукции применяют различные способы определения выпуска неучтенной готовой продукции, которые зависят от отраслевых и индивидуальных особенностей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Готовой является продукция, которая полностью закончена обработкой на данном предприятии, соответствует действующим стандартам (утвержденным техническим условиям), принята техническим контролем предприятия, сдана на склад или принята заказчиком в соответствии с утвержденным для данной продукции порядком ее приемки.

В большинстве случаев комплектность и качество готовой продукции удостоверяются соответствующими отметками в паспортах, сертификатах, ярлыках и других подобных документах.

Вся произведенная продукция отражается в бухгалтерском учете. В случае, если продукция не оформляется приемосдаточными документами цеха или склада предприятия и не отражается в бухгалтерском учете, возникает неучтенная продукция. Она может быть в виде готовых изделий, определяемых в натуральном и стоимостном выражении, когда выпущенная продукция приходуется по складу полностью, но в заниженной оценке, а следовательно, по более низким розничным ценам. Занижение оценки продукции дает возможность должностным и материально ответственным лицам предприятий и торговых организаций по сговору между собой изымать часть выручки, составляющую разницу между продажной и заниженной в учете стоимостью продукции.

Поскольку неучтенная продукция не отражается в бухгалтерских документах, во многих случаях наличие ее определяется на основании документации, отражающей технологические процессы производства этой продукции (документы на выплату заработной платы, данные оперативного учета о закладке сырья и выпуске готовой продукции и др.), а также документов, подтверждающих вывоз продукции с предприятия (пропуска, счета-фактуры, накладные и пр.).

В отдельных случаях неучтенная продукция может быть выявлена путем сличения (сопоставления): документов, отражающих получение продукции; документальных данных складов и цехов — производителей продукции; данных инвентаризации готовой продукции в цехах и на складах предприятий — с учетными данными на день проведения таких инвентаризаций и т.п.

Установить перечень всех документов (источников контроля), которые необходимо использовать в ходе проверки производства и реализации неучтенной готовой продукции, и определить единую для всех случаев методику выявления такой продукции не представляется возможным.

Объем и характер этой документации в каждом отдельном случае зависят от наличия тех или иных документальных данных. Следует отметить, что некоторые документы дают возможность точно определить количество произведенной и реализованной неучтенной продукции, другие — только указывают на это. Заключение о таких операциях аудитор может сделать только при наличии документов, прямо подтверждающих эти факты, т.е. опираясь на данные, исключающие возможность неоднозначного их толкования.

Проверяя документальные данные с целью установления выпуска и реализации неучтенной продукции, не следует ограничиваться каким-либо одним документом. Заключение по таким фактам должно основываться на совокупности документальных данных, полностью обосновывающих его выводы. Так, недостаточно данных только о наличии на складе предприятия излишков готовой продукции собственного производства. Хотя в то же время это может свидетельствовать о том, что не вся продукция учтена. В материалах проверки необходимо привести и другие данные, подтверждающие выпуск и реализацию неучтенной продукции, в частности: наличие неучтенных излишков сырья и материалов; факты выплаты заработной платы рабочим за излишнее против учтенного количество выпущенной продукции; показатели автоматических счетчиков; пропуска на вывоз готовой продукции и др.

Поэтому, проверяя эти вопросы, аудитор должен изучить всю документацию, которая позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии случаев выпуска и реализации неучтенной продукции.

При определении наличия материального ущерба аудитор должен иметь в виду, что производство продукции из неучтенных излишков сырья и материалов не дает достаточного основания для утверждения о наличии материального ущерба. Эта продукция может оказаться на складе предприятия. Материальный ущерб будет иметь место лишь в том случае, если неучтенная продукция в наличии не окажется, т.е. она была безучетно вывезена с предприятия.

Для установления выпуска неучтенной продукции пользуются разными способами анализа и проверки документов. К ним, в частности, относятся: сопоставление данных инвентаризаций складов готовой продукции предприятия и данных учета в местах хранения (обнаружение при этом излишков продукции собственного производства, образование которых за счет недогруза потребителям исключается, подтверждает, что не вся продукция на предприятии учитывается, если при этом отсутствуют ошибки в учете); сличение документов, подтверждающих вывоз с предприятия готовой продукции (товарно-транспортные накладные, пропуска, путевые листы, железнодорожные и другие документы), с документами бухгалтерского и оперативного учета продукции на складах. В результате такого сличения могут устанавливаться случаи вывоза не оприходованной по складу продукции, которая в расход не была списана и в недостаче не оказалась.

На предприятиях существует пропускная система, при которой вывоз готовой продукции оформляется соответствующими документами (специальными пропусками, учитываемыми как бланки строгой отчетности). В пропусках указываются наименование и количество вывезенной продукции. В отдельных случаях пропуском на вывоз продукции служит один из экземпляров расходной накладной или счета-фактуры, выписываемых бухгалтерией предприятия. Сопоставляя их с другими данными, аудитор может прийти к выводу о наличии фактов вывоза с предприятия неучтенной продукции и установить ее количество. Дополнительным подтверждением таких операций в некоторых случаях могут являться данные путевых листов, в которых указываются количество перевезенных грузов и маршруты их перевозки.

Иногда для установления количества вывезенной неучтенной продукции могут служить железнодорожные документы, в частности данные о взвешивании продукции на станции отправления. Если в железнодорожных документах количество и вес отгруженной продукции показаны в большем объеме, чем в расходном документе на складе и в предъявленном потребителю счете, то это (наряду с другими учетными данными) может свидетельствовать о вывозе с предприятия неучтенной продукции.

На некоторых предприятиях (кондитерских, хлебопекарных и др.) существует система, при которой в расходных документах на передачу готовой продукции из цехов в экспедицию указывается точное время в часах и минутах. При отпуске такой продукции в торговую сеть выписываются накладные, где также указывается время отпуска. Путем сопоставления документальных данных о выпуске продукции и отпуске ее в торговую сеть аудитор может установить, что в отдельные периоды количество отпущенной в торговую сеть продукции превышает ее фактический выпуск (с учетом переходящего остатка). Эти данные позволяют сделать вывод, что вывоз с предприятия неучтенной продукции не исключается.

Отпуск неучтенной продукции можно также установить при сопоставлении показателей отвесов и заборных листов, составленных при отпуске продукции частями или отдельными партиями, с данными сводных накладных или счетов-фактур. Если количество продукции, указанное в счетах-фактурах и сводных накладных, будет меньше, чем в отвесах и заборных листах, то это расхождение может указывать на количество отпущенной неучтенной продукции (если не установлена недостача продукции на складе). Иногда сопроводительные документы на отпущенную в торговую сеть продукцию подделываются или впоследствии переписываются. При этом устанавливается, что фактически вывезено с предприятия большее количество продукции, чем показано в учете, а недостачи на складе не имеется.

В практике аудита встречаются случаи занижения цен при оприходовании продукции на складе предприятия с целью последующего изъятия через торговую сеть части выручки от реализации этой продукции. Эти злоупотребления устанавливаются путем сопоставления данных цеховых документов, подтверждающих наименование и сорт произведенной продукции, с документами на оприходование этой продукции на складах или на отпуск ее торговым организациям.

С помощью таких приемов могут быть полностью раскрыты факты выпуска неучтенной продукции.

Используя перечисленные способы проверки основных документов, аудитор должен одновременно изучить дополнительные документальные данные, указывающие на возможность выпуска неучтенной продукции. Большое значение при этом имеет, в частности, наличие неучтенных излишков сырья и материалов, служащих основным источником выпуска неучтенной продукции. Поэтому контроль выпуска неучтенной продукции, как правило, связан с одновременной проверкой источников образования неучтенных излишков сырья и материалов.

В то же время наличие одних только неучтенных излишков сырья и материалов не всегда свидетельствует о том, что они предназначаются для выпуска неучтенной продукции. Они могут иметь и другое назначение. Вместе с тем их наличие в сочетании с приведенными выше обстоятельствами может указать на то, что не исключается возможность выпуска из них неучтенной продукции.

При этом следует иметь в виду, что не всегда представляется возможным установить по документальным данным источники образования излишков сырья и материалов, впоследствии используемых для выпуска неучтенной продукции. Однако в тех случаях, когда документально подтверждается вывоз неучтенной продукции с предприятия, выпускавшего такую продукцию в массовом порядке и располагавшего для этого запасами сырья и материалов, аудитор должен определить материальный ущерб в размере стоимости вывезенной неучтенной продукции.

В качестве дополнительного подтверждения факта выпуска неучтенной продукции могут использоваться и другие документальные данные. Например, путем сличения количества продукции, выпущенной отдельно каждой сменой, согласно показателям автоматических счетчиков, установленных на конвейерных линиях в цехах предприятия, с количеством продукции, сданной на склад и отраженной в бухгалтерском учете, можно выявить, что часть этой продукции не оприходована по складу.

Такая методика может применяться на предприятиях, выпускающих массовую продукцию, где на конвейерных линиях установлены автоматические счетчики, показывающие количество произведенной продукции (пивоваренные заводы, маслорасфасовочные фабрики и др.). Показатели этих счетчиков используются для учета количества выпущенной продукции и определения суммы заработной платы, которую следует начислить рабочим за производство этой продукции. Результаты сопоставления учетных данных в показаниях счетчиков с данными о выпуске продукции, отраженными в бухгалтерском учете предприятия за соответствующий период, можно использовать для подтверждения факта, что часть продукции не была отражена в учете.

Путем сопоставления записей в журнале и других документах оперативного учета, регистрирующих количество произведенной продукции, с отраженными в бухгалтерском учете данными об ее оприходовании по складу можно выявить количественные расхождения. Проверка данных смежных цехов о количестве передаваемых из цеха в цех полуфабрикатов для их дальнейшей обработки может в определенных отчетных периодах привести к выявлению несоответствия этого количества.

На предприятиях с цеховой структурой передача из цеха в цех полуфабрикатов для дальнейшей их обработки оформляется соответствующими документами. Сопоставляя данные этих документов с количеством выпущенной продукции, отраженной по приходу в бухгалтерском учете, можно установить, что часть продукции не была учтена или имеется недостача полуфабрикатов. Причину этих расхождений аудитор должен установить на основе анализа других документальных данных, отражающих производственные процессы.

Путем сопоставления количества тары, списанной на упаковку готовой продукции, с действительной потребностью в ней на выпуск учтенной продукции устанавливается излишний расход тары. Это также в некоторых случаях указывает на выпуск неучтенной продукции. Данный способ контроля применяется, когда готовая продукция, производимая предприятиями, подлежит обязательной упаковке в соответствующую тару, без которой она не может быть реализована (продукция консервных предприятий, винно-водочные изделия и др.). При правильной постановке учета количество израсходованной тары и количество выпущенной продукции должны соответствовать друг другу. Поэтому необоснованное списание тары может указывать на выпуск неучтенной

продукции.

Действующие правила учета труда и заработной платы также дают возможность на каждой технологической стадии получить данные о количестве произведенной продукции, за которую начислена заработная плата рабочим.

Сопоставление объема продукции, указанного в нарядах (особенно на последней стадии их обработки), с объемами продукции, отраженными в бухгалтерском учете предприятия, иногда дает возможность установить расхождения между ними. Эти расхождения часто сводятся к тому, что заработная плата рабочим начисляется за большее количество продукции, чем оприходовано по складу и отражено в бухгалтерском учете. Однако наличие таких расхождений может указывать на выпуск неучтенной продукции только в совокупности с другими данными. Эти расхождения могут быть вызваны также завышением объемов выполненных работ.

Следует иметь в виду, что при массовом выпуске продукции и больших запасах сырья с помощью технических расчетов трудно определить возможные пути создания излишков за счет этого незначительного количества неучтенной продукции. В то же время, применяя описанную методику проверки учетной документации, можно установить факты образования и реализации неучтенных излишков продукции.

В настоящее время предприятиями применяются следующие основные способы оценки готовой продукции.

По фактической производственной себестоимости. Этот способ используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.

По неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется способ оценки продукции.

По оптовым ценам реализации. Оптовые цены применяются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитываются на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции является самым распространенным, поскольку он позволяет сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества.

По плановой (нормативной) производственной себестоимости. При этом способе плановая (нормативная) величина производственной себестоимости выступает в качестве твердой учетной цены, обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой, или нормативной. Преимущество данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовой продукции усложняется. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то ее величина не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости.

По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Используется этот способ при выполнении единичных заказов и работ.

По свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяется для учета товаров, реализуемых через розничную сеть. При использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и свободных рыночных цен необходимо по окончании каждого месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (реализованную) продукцию и остатки ее на складах путем составления специального расчета, пример которого приведен ниже.

Расчет распределения отклонения фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам:

Показатель

По учетным ценам

По фактической себестоимости

Отклонение

(более — менее)

1

2

3

4

5

1

Остаток готовой продукции на начало месяца

150 000

153 000

+3000

2

Поступило из производства

1 350 000

1 362 000

+12 000

3

Итого

1 500 000

1 515 000

+15 000

4

Отношение отклонения фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам в %

(стр. 3 но гр. 5: стр.3 по гр.3 х 100,0)

1,0

5

Отгружено готовой продукции

1 250 000

1 262 500

12 500

6

Остаток готовой продукции на конец месяца

250 000

252 500

2 500

Синтетический учет наличия и движения готовой продукции должен осуществляться на счете 40 "Готовая продукция". Этот счет используется предприятиями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону не отражается на счете 40 "Готовая продукция". Фактические затраты по ним списываются со счетов затрат на производство в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и не учитывается на счете 40 "Готовая продукция".

Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и с использованием счета 37.

При первом варианте (без счета 37), являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовая продукция учитывается на синтетическом счете 40 по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляется, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.). Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам учитываются на отдельном аналитическом счете или нескольких аналитических счетах (по группам материалов).

Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 40 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство".

По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонения фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 40 "Готовая продукция" способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом "красное сторно".

Если готовая продукция полностью используется на самом предприятии, то она может приходоваться по дебету счета 10 "Материалы" и других аналогичных счетов с кредита счета 20 "Основное производство".

Сельскохозяйственные предприятия учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости.

В зависимости от принятого предприятием метода учета реализации продукции отгруженная или сданная на месте готовая продукция списывается по учетным ценам с кредита счета 40 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" либо счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". По окончании месяца определяется отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам; отклонение списывается в дебет счета 45 или 46 с кредита счета 40 дополнительной проводкой или способом "красное сторно".

Готовая продукция, переданная другим предприятиям для реализации на комиссионных началах, списывается с кредита счета 40 в дебет счета 45 "Товары отгруженные".

При использовании для учета затрат на производство продукции счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" синтетический учет готовой продукции осуществляется на счете 40 по нормативной или плановой себестоимости.

По дебету счета 37 отражается фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту — нормативная или плановая себестоимость.

Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают в дебет счета 37 с кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Нормативная или плановая себестоимость продукции (работ, услуг) списывается с кредита счета 37 в дебет счетов 40 "Готовая продукция", 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и других счетов (10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 28 "Брак в производстве", 41 "Товары", 79 "Внутрихозяйственные расчеты").

Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 37 на первое число месяца определяется отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой, отклонение списывается с кредита счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывается дополнительной проводкой, а экономия — способом "красное сторно". Счет 37 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не должен иметь. При использовании счета 37 отпадает необходимость в сопоставлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывается на счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые характеристики изделий, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты, в том числе непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Реализация продукции (работ, услуг) производится предприятием:

по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость и спецналога;

по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС и СП (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

для продажи товаров населению и оказания ему услуг — по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС и СН.

Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сообществе, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС и СН.

При установлении отпускных цен указывается, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Обозначается это условие поставки с помощью слова "франко". "Франко-станция назначения" означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик и они включаются в отпускную цену. "Франко-станция отправления" означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служит обычно приказ отдела сбыта (маркетинга) предприятия.

На основании товарно-транспортных накладных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе (а при его отсутствии — в бухгалтерии) выписывают в нескольких экземплярах платежные требования для расчетов с покупателями через банк.

В платежном требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость и спецналога, выделяемых отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом обложения НДС и СН, расчетные документы и реестры выписываются без выделения суммы НДС и СН, и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС) и СН".

Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы в банк на инкассо (т.е. с поручением получить платеж от покупателя) не позднее следующего дня после отгрузки или сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты.

Данные платежных требований ежедневно записываются в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг). В ведомости указываются дата и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и делается отметка об оплате счетов. Готовая продукция в ведомости отражается по учетным и отпускным ценам. Порядок синтетического учета реализации продукции зависит от выбранного предприятием метода учета реализации продукции. Предприятиям разрешается определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

При первом методе, широко используемом в нашей стране для учета отгруженной, но еще не реализованной продукции, ее синтетический учет ведется на счете 45 "Товары отгруженные". В этом случае отгруженная готовая продукция списывается в дебет счета 45 "Товары отгруженные" с кредита счета 40 "Готовая продукция" или счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

По мере оплаты расчетных документов поступившие от покупателей платежи зачисляются на счет 51 "Расчетный счет" или другие денежные и расчетные счета с кредита счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Одновременно стоимость реализованной продукции и оплаченных работ и услуг списывается со счета 45 "Товары отгруженные" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". На счете 45 "Товары отгруженные" отгруженные товары отражаются либо по фактической производственной себестоимости, если не используется счет 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)", либо по плановой производственной себестоимости (при использовании счета 37). Для определения фактической себестоимости реализованной продукции на оборотной стороне журнала-ордера должен быть составлен специальный расчет.

При использовании счета 37 этот расчет делать не нужно, поскольку отклонение фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или плановой себестоимости списывают с кредита счета 37 в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" дополнительной бухгалтерской проводкой или способом "красное сторно".

В дебет счета 45 "Товары отгруженные" списывают также транспортные расходы по отгрузке, произведенные за счет покупателей (при отправке продукции франко-склад поставщика). Транспортные расходы, оплачиваемые поставщиками (при отправке продукции франко-склад покупателя), относятся не на счет 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги", а на счет 43 "Коммерческие расходы".

При первом методе реализации продукция считается реализованной, если она отгружена или передана покупателю и платежное требование поставщика оплачено полностью. Порядок отражения частичной оплаты в учете зависит от вида и особенностей реализуемой продукции. Продукция, учитываемая в весовом или объемном измерении (в кг, т, м3 и др.), включается в объем реализации по фактически оплаченной сумме. Неоплаченная часть остается на счете 45 "Товары отгруженные".

Продукция, измеряемая поштучно, включается в объем реализации только при полной ее оплате. Частичная оплата такой продукции отражается как кредиторская задолженность.

Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории поставщика продукции включается в объем реализации продукции, если она оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на хранение оформляется соответствующими документами. Как правило, на ответственное хранение передаются крупногабаритное оборудование, продукция, предназначенная для экспорта, а также продукция, которую покупатель не может принять или вывезти по объективным причинам.

В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета общехозяйственные расходы предприятия могут списываться с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". В этом случае фактическая производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов. На счете 46 общехозяйственные расходы будут отражаться отдельной статьей. Появление этой статьи вызывает необходимость использования нового для отечественной практики термина — предельный (маржинальный) доход.

Величину маржинального дохода определяют вычитанием из выручки от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость и специального налога) фактической производственной себестоимости реализованной продукции.

Вычитанием из маржинального дохода общехозяйственных и коммерческих расходов исчисляют прибыль от реализации продукции.

Если предприятие определяет выручку от реализации продукции в момент ее отгрузки или отпуска покупателю, то счет 45 "Товары отгруженные" при обычных условиях поставки не используется. Для предприятия-продавца отгруженная или отпущенная продукция считается реализованной, и он списывает ее бухгалтерской записью:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с кредита счета 40 "Готовая продукция".

С суммы выручки предприятия исчисляют налог на добавленную стоимость, специальный налог и акцизный налог (по установленному перечню товаров). Суммы исчисленного налога на добавленную стоимость и специального налога отражают по дебету счета 46 и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по отдельным субсчетам).

Поступившие за реализованную продукцию платежи отражают по дебету счета 51 "Расчетный счет" и других счетов с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска случайной гибели от предприятия к покупателю (например, при экспорте продукции), то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 "Товары отгруженные". При отгрузке указанной продукции ее стоимость списывается с кредита счета 40 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные".

После получения извещения о передаче права владения и распоряжения отгруженной продукцией покупателю поставщик списывает ее стоимость с кредита счета 45 "Товары отгруженные" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

На счете 45 "Товары отгруженные" указываются также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для реализации на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий и товаров их стоимость списывается с кредита счетов 40 "Готовая продукция" и 41 "Товары" в дебет счета 45 "Товары отгруженные". При поступлении извещения от комиссионера о реализации переданных ему изделий и товаров они списываются с кредита счета 45 "Товары отгруженные" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с одновременным отражением выручки по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Следует отметить, что хотя метод реализации продукции по отгрузке повсеместно используется в международной практике, он пока еще не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности). Основными причинами этого являются неплатежеспособность многих предприятий, по существу отсутствие вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущего резерва сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др.

Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 "Основное производство" или 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

В последнее время широко применяется предварительная оплата намеченной к поставке готовой продукции.

При предварительной оплате поставки, записанной в договоре, поставщик выписывает счет-фактуру и направляет его покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию.

При предоплате сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учете до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность и оформляют бухгалтерской записью:

дебет счета 51      "Расчетный счет";

кредит счета 62    "Расчеты с покупателями и заказчиками".

После отгрузки продукции она считается реализованной, и ее стоимость списывается в дебет счета 62 с кредита счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Если предварительная оплата выступает в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретным счетом-фактурой, поступившие платежи отражают по кредиту счета 64 "Расчеты по авансам полученным".

Как указывалось выше, покупатель может отказаться от оплаты отгруженной в его адрес продукции, если груз послан либо ошибочно, либо с нарушением сроков поставки, либо если продукция низкого качества и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии поставщика составляют обратную запись по отгрузке продукции.

При методе реализации продукции по оплате дебетуют счет 40 "Готовая продукция" и кредитуют счет 45 "Товары отгруженные". При методе реализации продукции по отгрузке составляют две проводки:

дебет счета 40     "Готовая продукция";

кредит счета 46    "Реализация готовой продукции (работ, услуг)";

дебет счета 46      "Реализация продукции (работ, услуг)";

кредит счета 62    "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Как уже отмечалось, при любом методе учета реализации продукции предприятия уплачивают налог на добавленную стоимость, специальный налог и акцизы. Объектом обложения НДС и СН являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг и товаров, ввозимых на территорию России.

Исчисленная сумма НДС и СН по реализованной продукции оформляется бухгалтерской записью:

дебет счета 46       "Реализация продукции (работ, услуг)";

кредит счета 68   "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на

добавленную стоимость" и субсчет "Расчеты по спецналогу".

Акцизами облагается реализация винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья, пива, табачных изделии, шин, легковых и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 т, ювелирных изделий, бриллиантов, изделий из хрусталя, ковров, ковровых и меховых изделий, одежды из натуральной кожи. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской федерации и являются едиными на всей территории РФ.

Объектом обложения акцизами является оборот по реализации подакцизных товаров собственного производства, включая их реализацию государствам — членам Содружества Независимых Государств.

Для определения облагаемого оборота берется стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:

свободных отпускных цен с включением в них суммы акциза;

регулируемых цен (за вычетом торговых скидок), сниженных на сумму НДС и СН.

Учет расчетов с бюджетом по акцизам осуществляется на счете 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по акцизам".

На сумму акциза в составе выручки дебетуют счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредитуют счет 68, субсчет "Расчеты по акцизам". Перечисление акциза отражается по дебету счета 68, субсчет "Расчеты по акцизам", и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Прежде чем приступить к проверке состояния на предприятии расчетов с потребителями за продукцию (работы, услуги), аудитор должен по данным Главной книги установить, на каком счете предприятие ведет учет указанных операций: на счете 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги" или на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Те предприятия, которые учитывают реализацию продукции и услуг по мере оплаты расчетных документов, для учета расчетных операций по отгруженной и реализованной продукции (работам, услугам) пользуются счетом 45. Предприятия, которые учитывают реализацию продукции и услуг по мере их отгрузки, т.е. по мере сдачи расчетных документов в банк на инкассо, должны пользоваться счетом 62. В частности, к таким предприятиям относятся совместные предприятия с иностранным участием. Указанное обстоятельство имеет важное значение для аудитора в части проверки правильности отражения операций по отгрузке и реализации продукции (работ, услуг), с одной стороны, и правильности выявления финансового результата от реализации продукции — с другой.

При проверке операций, учитываемых на счете 62, аудитор должен установить, когда за выполненные и сданные заказчиком в отчетном периоде работы счета предъявлялись для оплаты в последующие отчетные периоды. Так, проверяя операции счета 62, аудитор установил, что за работы, сданные заказчику и принятые им в декабре, счета были предъявлены для оплаты в январе следующего года, и все операции по отгрузке и реализации (дебет счета 62, кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"; дебет счета 46, кредит счета 20 "Основное производство"; дебет счета 80 "Прибыли и убытки", кредит счета 46) были отражены также в январе.

Это означает, что предприятие исказило финансовый результат прошлого года, так как все записи должны были быть отражены в учете декабрем прошлого года (а не январем будущего). В этом случае необходимо запросить объяснение и предложить внести необходимые исправления в учетные записи, так как это обстоятельство привело одновременно к искажению (занижению) размера налогооблагаемой прибыли прошлого года и ущемлению интересов бюджета.

На тех предприятиях, где учет расчетов за отгруженную продукцию ведется на счете 45, аудитор должен проверить правильность ежемесячного определения предприятием фактической производственной себестоимости реализованной продукции (она определяется расчетно). Дело в том, что отгруженная в течение месяца (дебет счета 45, кредит счета 40 "Готовая продукция") и реализованная (дебет счета 46, кредит счета 45) продукция (работы, услуги) отражается на счете 45 по фактической производственной себестоимости и иногда специально искажается в целях занижения (завышения) финансовых результатов.

Коммерческие расходы предприятия вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции. К ним относятся расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком, а именно:

расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, расходы на затаривание и упаковку изделий сторонними организациями);

расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п., а также расходы по оплате услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами;

затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

Расходы на рекламу списываются на счет 43 в пределах следующих установленных нормативов (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 1994 г. Регистрационный номер 557):

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в год (включая НДС)

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли

До 2 млрд. руб. включительно

От 2 млрд. руб. до 50 млрд. руб. включительно

Свыше 50 млрд. руб.

2% от объема выручки от реализации

40 млн. руб. + 1% объема выручки, превышающего 2 млрд. руб.

520 млн. руб. + 0,5% объема выручки, превышающего 50 млрд. руб.

Торгующие, снабженческие и сбытовые предприятия при расчете предельных размеров на рекламу используют показатель валового дохода от реализации продукции.

При превышении установленных нормативов расходов на рекламу сумма превышения списывается на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражается по дебету счета 81 "Использование прибыли".

Для учета коммерческих расходов используют счет 43 "Коммерческие расходы". По его дебету учитывают коммерческие расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

счета 10 "Материалы" — на стоимость израсходованной тары;

счета 23 "Вспомогательные производства" — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

Аналитический учет по счету 43 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов по указанным выше статьям расходов.

По истечении каждого месяца внепроизводственные расходы списываются на себестоимость реализованной продукции. На отдельные виды продукции эти расходы относятся прямым путем, а при невозможности — распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции по оптовым ценам предприятия или другим способом в зависимости от специфики деятельности предприятия.

Списание внепроизводственных расходов оформляется следующей бухгалтерской записью:

дебет счета 46     "Реализация продукции (работ, услуг)";

кредит счета 43   "Коммерческие расходы".

Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумма коммерческих расходов распределяется между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом.

17

6. Аудит готовой продукции и её реализации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67379. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 140 KB
  Периодом наиболее интенсивной социализации является детство но и будучи взрослым индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям при переходе из одной социальной среды в другую смена статуса смена места жительства например на переезд из города в село и наоборот...
67380. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ 77 KB
  Чтобы осуществить концептуальный переход с уровня индивидуального действия на уровень макросоциологии определим что такое действие. Аффективные реакции панику поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. А как оценить действия человека постоянно находящегося в полном...
67381. МІКРОЕКОНОМІКА. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.24 MB
  Ринок досконалої конкуренції це структура яка має низьку концентрацію продавців і покупців регулюється виключно автоматичними ринковими механізмами попиту пропонування ціни без втручання будьяких інституцій – державних або недержавних.
67382. ОБМЕЖЕННЯ ВИРОБНИКА. ПРОДУКТИВНІСТЬ РЕСУРСІВ І ВИТРАТИ ВИРОБНИЦТВА У КОРОТКО- ТА ДОВГОСТРОКОВОМУ ПЕРІОДАХ 1.29 MB
  Основне обмеження в моделі поведінки фірми складають витрати виробництва. Ця особливість зумовлює відмінність виробничої функції і короткострокових витрат. Спадна продуктивність змінного фактора визначає динаміку короткострокових витрат виробництва. Короткострокові витрати виробництва...
67383. МАКСИМІЗАЦІЯ ПРИБУТКУ І ЦІНОВА СТРАТЕГІЯ МОНОПОЛІЇ 1.77 MB
  Ступінь панування фірми на ринку характеризує концентрація продавців. Коефіцієнт концентрації визначає процент продажу продукції фірми декількох фірм від загального обсягу продажу на ринку. Вибір монополії можна проаналізувати за допомогою тих же двох підходів які застосовувались при вивченні...
67384. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 60 KB
  Хотя в некоторых ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации все же в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию. Сила этих мощнейших орудий коммуникации в том что они представляют собой пустые формы и поэтому...
67385. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 55.5 KB
  Данные социальные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким соблюдать жесткую дистанцию по отношению...
67386. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 50 KB
  Помимо понятия социальной роли социологи используют понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям.
67387. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 82.5 KB
  Термин поведение имеет несколько иной смысл чем традиционно философские понятия действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок имеющий ясную цель стратегию конкретные осознанные методы и средства то поведение это всего лишь реакция живого...