79849

АУДИТ РАСЧЁТОВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве повышению ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины сокращению дебиторской и кредиторской задолженности ускорению оборачиваемости оборотных средств и следовательно улучшению финансового состояния предприятий. В настоящее время принят ряд документов регулирующих вопросы осуществления расчетов наличными документами....

Русский

2015-02-15

142 KB

3 чел.

20

Лекции по курсу «Аудит»

9. АУДИТ РАСЧЁТОВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Предприятия систематически ведут расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, подотчетными лицами, бюджетом, дебиторами и кредиторами по претензиям и возмещению материального ущерба.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий. Проверке этой информации органы внутреннего и внешнего аудита должны уделять особое внимание.

В настоящее время принят ряд документов, регулирующих вопросы осуществления расчетов наличными документами. Наиболее значимыми из них является Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Данным указом установлена ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм. Таким образом, финансовым законодательством определен новый состав правонарушений.

В соответствии с указом при взаиморасчетах между юридическими лицами установлены предельные суммы наличных денежных средств. Их размер определен постановлением Правительства Российской Федерации № 1258 от 17 ноября 1994 г. и равен 2,0 млн. руб. В постановлении указано, что "все расчеты в Российской Федерации между юридическими лицами на сумму свыше 2,0 млн. руб. производятся только в безналичном порядке", что также является объектом аудита.

Аудит расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60), по авансам (счета 61 и 64), с покупателями и заказчиками (счет 62), по претензиям (счет 63), с бюджетом (счет 68), по страхованию (счет 69), по оплате труда (счет 70), с подотчетными лицами (счет 71), по возмещению материального ущерба (счет 73—3), с дебиторами и кредиторами (счет 76) и др.

Аудит расчетов по оплате труда и по страхованию в настоящем разделе пособия не рассматривается, так как он приведен в последующих разделах. Порядок проведения аудита был рассмотрен выше.

По всем расчетным счетам необходимо проверить:

соответствие остатков, показанных в балансе, данным Главной книги;

соответствие итоговых данных оборотных ведомостей по аналитическим счетам (сальдо на начало месяца, обороты по дебету и кредиту за месяц, сальдо на конец месяца) соответствующих расчетных счетов аналитическим показателям синтетического учета.

Суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

В случае установления расхождений аудитор должен их зафиксировать и предложить главному бухгалтеру предприятия внести необходимые уточнения и исправления в бухгалтерские записи.

Одновременно аудитор проверяет реальность числящейся задолженности, которая должна быть подкреплена актами выверки взаимных расчетов. В соответствии с действующим порядком предприятия обязаны инвентаризировать расчеты в следующие сроки:

с налоговой инспекцией — не менее одного раза в квартал;

с дочерними предприятиями и обслуживающими производствами и хозяйствами, выделенными на самостоятельный баланс, учредителями (участниками) предприятия и вышестоящими органами муниципальных и государственных предприятий — на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом;

с дебиторами и кредиторами — не реже двух раз в год.

Малым предприятиям с простым хозяйственным процессом, работающим в непроизводственной сфере, а также предприятиям, число хозяйственных операций которых незначительно, функционирующим в производственной сфере, рекомендуется применять упрощенную форму учета. В частности, по расчетам они могут использовать лишь пять счетов (60, 68, 69, 70 и 76).

Основными задачами, стоящими перед аудитором при проверке расчетных операций, являются:

проверка соблюдения правил платежной дисциплины, обоснованности применяемых при расчетах цен (тарифов) и сохранности средств в расчетах;

проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской (кредиторской) задолженности;

проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам (исковых материалов в суд, арбитраж), а также организации контроля за движением этих дел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно, эту работу должен организовать аудитор. Инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом. В акте следует перечислить наименования проинвентаризованных счетов и указать суммы несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. По этим видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, указано, за что она числится, с какого времени и на основании каких документов. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.

Анализ имеющихся на проверяемом предприятии материалов инвентаризации расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором даст возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.

Расчеты с поставщиками и покупателями встречаются в хозяйственной деятельности предприятия чаще всего.

Проверка расчетов по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" должна осуществляться по двум основным направлениям:

анализ правильности оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;

анализ полноты оприходования и списания полученных ценностей.

Они осуществляются, как правило, безналичным путем, и средства со счетов предприятия списываются по распоряжению владельца счетов. Все платежи со счетов осуществляются в очередности, определенной руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение на незачтенную сумму.

Основными формами безналичных расчетов являются акцептная, аккредитивная, по платежным поручениям (переводам), чеками, в порядке плановых платежей, а также расчеты, основанные на зачете взаимных требований.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

Допускаются безналичные расчеты: платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями.

Расчеты платежными поручениями представляют собой поручения предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено банком и владельцем счета. При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров с использованием в расчетах платежных поручений. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. При проверке расчетов с использованием платежных поручений аудитор должен обращать внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев провести встречные проверки в банке или на предприятии, с которыми были осуществлены расчеты.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Банки сдают принятые от предприятий чеки в расчетно-кассовый центр при реестрах установленной формы. Реестр должен содержать следующую информацию о чеке: 1) наименование банка-плательщика и его номер; 2) номер счета чекодателя; 3) сумму чека; 4) номер чека. Банки списывают средства со счета чекодателя на основании поступившего из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в этом центре, и их копии можно затребовать по мере необходимости.

Аккредитив условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Могут открываться покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные), а также отзывные или безотзывные аккредитивы. Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет "Аккредитивы" на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При корреспондентских отношениях между банками непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. На каждом аккредитиве должно быть ясно указано, является он отзывным или безотзывным. Срок действия и порядок расчетов по аккредитивам устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению. Аккредитив закрывается в банке поставщика по истечении срока его действия; по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива; по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. О закрытии аккредитива банку-эмитенту посылают уведомление.

Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Поставщик выписывает платежное требование-поручение (ПТП) и вместе с другими документами направляет его в трех экземплярах в банк покупателя, который передает ПТП плательщику. Если плательщик отказывается полностью или частично оплатить ПТП, то он должен уведомить обслуживающий его банк в течение 3 дней, после чего ПТП вместе с приложенными документами на отгрузку и извещением об отказе в оплате возвращается непосредственно поставщику. При согласии на полную или частичную оплату плательщик оформляет ПТП подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, оттиском печати на всех экземплярах и сдает ПТП в обслуживающий банк.

Операции по оплате платежных банковских документов, включая счета поставщиков, должны соответствовать расходным кассовым ордерам, выпискам банка, авансовым отчетам подотчетных лиц и другим документам. Различного рода зачеты, списания недоплаченных сумм, принимаемых на учет как кредиторская задолженность, суммы, обращенные в погашение соответствующей дебиторской задолженности, отражаются в учете на основании актов взаимной сверки расчетов или на основании справок бухгалтерии. Если аудитор установил факты оприходования ценностей и проведения по учету полученных услуг и строительно-монтажных работ без подтверждения документами, а также в случаях исправлений в документах, наличия неясностей и возникновения других сомнений, необходимо провести встречную проверку. Аудитор должен тщательно изучить счета расчетов с поставщиками и подрядчиками в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам как по документам, так и по корреспондирующим счетам. При этом нужно уточнить, не значатся ли в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена в счете "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. На суммы, оставшиеся на счетах поставщиков по неотфактурованным поставкам, после проверки этого счета должны быть затребованы от поставщиков счета-фактуры. Поставщики обязаны предъявить покупателям счета-фактуры или сообщить причины непредъявления. Если у поставщика не значится задолженность, он также обязан поставить об этом в известность покупателя.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Без согласия предприятия в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенные газ, воду, тепловую и электрическую энергию (выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов), а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Отражение расчетов с поставщиками и подрядчиками в системе счетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета и в показателях периодической и годовой бухгалтерской отчетности также должно быть внимательно изучено на предмет соответствия действующим нормативным указаниям, в соответствии с которыми на суммы предъявленных к оплате счетов поставщиков кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебетуют материальные счета (10, 12 и др.) или счета по учету расходов (20, 26, 31 и др.). При оплате задолженности поставщикам дебетуют счет 60 и кредитуют соответствующие счета по учету денежных средств или кредитов банка.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику в отдельности.

В случаях, предусмотренных действующими положениями или договорами, предприятия производят авансовые платежи за ожидаемое поступление товарно-материальных ценностей или за выполнение предстоящих работ.

Выданные поставщиком и подрядчиком авансы отражаются по дебету активного счета 61 "Расчеты по авансам выданным" с кредита счета 51 "Расчетный счет" или других денежных счетов.

Сами предприятия также могут получать авансы от заказчиков на выполнение работ. Сумма полученных авансов учитывается по кредиту счета 64 "Расчеты по авансам полученным" и дебету счетов 50 или 51. После выполнения работ и сдачи их заказчику производится зачет сумм полученного аванса записью по дебету субсчета 64 и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При проверке расчетных операций по авансам аудитор должен установить реальность числящейся задолженности по указанным субсчетам. Объектом проверки здесь служат не только бухгалтерские записи, но и заключенные предприятием договоры с поставщиками продукции (услуг), с одной стороны, а также с покупателями и заказчиками — с другой. Особое внимание аудитор обращает на сомнительную задолженность по авансам с точки зрения причин ее возникновения и виновных лиц. Реальной считается задолженность в случае, если она подтверждена заинтересованными сторонами актами выверки взаимных расчетов.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". К этому счету могут быть открыты субсчета:

62—1 "Расчеты в порядке инкассо";

62—2 "Расчеты плановыми платежами";

62—3 "Векселя полученные" и др.

На субсчете 62—1 "Расчеты в порядке инкассо" учитывают расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и услуги.

На субсчете 62—2 "Расчеты плановыми платежами" учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62—3 "Векселя полученные" учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

На сумму оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:

дебет счета 62    "Расчеты с покупателями и заказчиками";

кредит счета 46   "Реализация продукции (работ, услуг)".

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности предприятия списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента дебетуют денежные счета и кредитуют счет 80 "Прибыли и убытки".

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель — это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается предприятием векселедержателем по счету 90 "Краткосрочные кредиты банка" или 92 "Долгосрочные кредиты банка".

Полученный краткосрочный банковский кредит под вексель оформляется проводкой:

дебет счета 51    "Расчетный счет" (номинальная стоимость векселя за вычетом

учетного процента — 90 тыс. руб.);

дебет счета 80   "Прибыли и убытки" (учетный процент, уплаченный банку, — 10

тыс. руб.);

кредит счета 90  Краткосрочные кредиты банка" (на номинальную стоимость

векселя — 100 тыс. руб.).

При извещении банка об оплате векселя должником сумма векселя списывается в дебет счета 90 с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Если векселедатель или другой плательщик не выполнил своих обязательств перед банком в установленный срок, то векселедержатель возвращает банку сумму ранее полученного кредита под вексель, списывая ее с расчетного счета в дебет счета 90. В этом случае векселедержатель продолжает учитывать дебиторскую задолженность покупателей, обеспеченную просроченными векселями, на счете 62 "Расчеты <;'покупателями и заказчиками".

Учет расчетов по претензиям осуществляется на счете 63 "Расчеты по претензиям". На этом счете учитывают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

Предъявленные претензии отражают по дебету счета 63 с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счетов производственных запасов и других счетов в зависимости от объекта предъявления претензии.

На сумму поступивших платежей или материальных ценностей по удовлетворенным претензиям дебетуют денежные или материальные счета и кредитуют счет 63 "Расчеты по претензиям".

При проверке расчетов по претензиям следует удостовериться в реальности этих расчетов (на основании акта инвентаризации), в правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета и в системе бухгалтерской отчетности, реального учета на счетах аналитического учета — по каждому дебитору и по отдельным претензиям.

Для учета расчетов с государственным бюджетом используется синтетический счет 68 "Расчеты с бюджетом". На нем отражаются расчеты с бюджетом по платежам за природные ресурсы, по отчислениям от прибыли (дохода), по налогам и прочим платежам (суммы, взимаемые в бюджет по решению налоговых и финансовых органов, и т.п.).

Счет 68 "Расчеты с бюджетом" кредитуется на причитающиеся бюджету суммы и дебетуется на суммы, перечисленные в бюджет. Как правило, этот счет имеет кредитовое сальдо, но может иметь и дебетовое (когда фактически перечисленные бюджету суммы больше начисленных). Аналитический учет по счету 68 "Расчеты с бюджетом" ведется по видам налогов.

Объектами проверки аудитором взаимоотношений предприятия с бюджетом, учитываемых на счете 68 "Расчеты с бюджетом", являются налоговые платежи, уплачиваемые предприятием в бюджет в соответствии с действующим законодательством: налог на добавленную стоимость, на прибыль, имущество, приобретение транспортных средств, пользователей автомобильных дорог, специальный налог, земельный налог, подоходный налог, удерживаемый из сумм оплаты труда членов трудового коллектива предприятия и лиц, работающих в предприятии по трудовому договору (соглашению) и договорам гражданско-правового характера (подряда), и др.

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято — поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если налоговой инспекцией будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета, для аудитора и аудиторской организации вступают в силу последствия, предусмотренные действующим законодательством. Так, в соответствии с пунктом 11 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская проверка не может производиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами:

в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских форм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта—заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В соответствии с пунктом 15 Временных правил орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявленному органом, выдавшим лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы.

В рассмотрении дел по указанным искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о поручении проверки данному аудитору (аудиторской фирме).

В соответствии с подпунктами д и е пункта 24 Временных правил лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта, и неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий с различной формой собственности и бюджета. Созданы налоговые службы, призванные осуществлять жесткий контроль за правильностью определения сумм платежей и своевременностью перечисления их в доход государственного бюджета.

Законодательством предусмотрено наделение широкими правами государственных налоговых инспекций. В частности, Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов Российской Федерации, государственным инспекциям при министерствах финансов республик, входящих в состав России, государственным налоговым инспекциям краев, областей, районов, городов предоставляется право:

применять к предприятиям финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении—штрафа в двойном размере, а также взыскания 10% причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (доходов), или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, или за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет.

В силу этого аудитор при проверке расчетов с бюджетом должен выступить скорее как консультант, а не ревизор. Указав на ошибки, допускаемые бухгалтерами предприятия при расчетах с бюджетом, он тем самым поможет этому предприятию избежать финансовых убытков, связанных с санкциями налоговых служб.

В связи с изложенным выше аудитор особенно тщательно должен проверить правильность соответствующих расчетов платежей в бюджет и своевременность их согласно существующему законодательству.

Перечень платежей в бюджет регламентируется действующим законодательством, а порядок осуществления расчетов с бюджетом по отдельным видам платежей регламентирован соответствующими инструкциями Министерства финансов России.

Наряду с основными платежами аудитор должен проверить правильность сумм, начисленных в бюджет по налогам, удерживаемым из заработной платы работников, а также своевременность их перечисления в бюджет. Таким платежом является в основном подоходный налог, который удерживается при выплате заработной платы за первую половину месяца и перечисляется в бюджет при получении в банке денег на эту цель. Аудитор обязан выяснить, правильно ли удержаны налоги, все ли суммы налогов, удержанные по ведомости на выплату заработной платы, отпускных, по листкам нетрудоспособности и пр., отражены в учете и полностью и своевременно перечислены в бюджет.

Для проверки правильности удержания налогов пользуются действующими ставками. При этом требуется установить, правильно ли включены или исключены из облагаемого заработка отдельные суммы. Одновременно необходимо проанализировать кассовые документы с целью выявления сумм, дополнительно выплаченных за случайные и временные работы.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже в разделе "Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям".

При проверке расчетов с бюджетом аудитору следует помнить, что на основании соответствующих расчетных документов, сданных в вычислительный центр, ежемесячно разрабатывается машинограмма "Ведомость учета по счету расчетов с бюджетом", служащая регистром синтетического и одновременно аналитического учета по этому счету.

По данным этой ведомости составляется машинограмма "Оборотная ведомость по счету расчетов с бюджетом", а ее итоги автоматически группируются затем в оборотные ведомости по синтетическим счетам и субсчетам и в Главной книге.

Ряд положений, подлежащих аудиторской проверке, установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".

В частности, установлено, что налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее — налоговые органы) по месту его регистрации. При этом банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иные счета, включая валютные, ссудные, депозитные и другие, при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в пятидневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов.

В случае выявления органами Государственной налоговой службы Российской Федерации фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда.

В случае обнаружения фактов повторного невыполнения коммерческим банком и другим кредитным учреждением установленного порядка открытия налогоплательщикам расчетного или иных счетов налоговые органы и органы налоговой полиции сообщают об установленных фактах в Центральный банк Российской Федерации для принятия мер в порядке надзора, предусмотренных Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". Выявление налоговым органом факта повторного нарушения предприятием, организацией, учреждением порядка открытия указанных счетов является основанием для принятия в установленном порядке решения о ликвидации коммерческого банка, предприятия, организации, кредитного или иного учреждения и взыскании полученных ими доходов в пользу государства.

Установлено также, что каждое предприятие, учреждение, организация может иметь в банках или иных кредитных учреждениях один расчетный (текущий) и один бюджетный счет для осуществления операций по основной деятельности.

Налогоплательщики обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы информацию обо всех открытых им счетах (включая валютные, ссудные, депозитные и другие) в банках и иных кредитных учреждениях как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных учреждений, в которых открыты эти счета.

Суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, выявленные в результате проверок налоговых органов, вносятся в бюджеты в иностранной валюте, а при ее отсутствии или недостаточности — в рублях с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого Центральным банком Российской Федерации на день выявления факта сокрытия или занижения дохода (прибыли).

В случае отсутствия в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах (кроме ссудных и депозитных) предприятий, учреждений и организаций налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов предприятий, учреждений и организаций в пределах остатков денежных средств на них или с последующих поступлений сумм в иностранной валюте, эквивалентной всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, либо в недостающей его части с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого Центральным банком Российской федерации на дату направления налоговым органам инкассового поручения на списание средств с текущих валютных счетов, в порядке, устанавливаемом Государственной налоговой службой Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

При этом установленный порядок не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключенными до вступления в силу настоящего указа, а также по контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.

При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям, учреждениям и организациям требование о переводе этих средств с депозитного счета и в случае невыполнения в течение 20 календарных дней списывают эти средства с депозитного счета в указанном выше порядке.

Налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или плохого ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

Налоговые органы обязаны в недельный срок информировать Министерство финансов Российской Федерации о случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты.

По получении такой информации Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации принимает необходимые меры для возбуждения дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом).

Банки и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше. При установлении случаев неисполнения этих обязанностей Центральный банк Российской Федерации обязан принять меры в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".

При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:

за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, установленном законодательством Российской федерации.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Суммы штрафов, взыскиваемые по вышеуказанным основаниям, зачисляются в федеральный бюджет.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации довел до сведения рекомендации, касающиеся подведомственности арбитражным судам исков налогоплательщиков — юридических лиц и предпринимателей — о признании недействительными актов органов налоговой полиции, а также постановлений этих органов о наложении административного ареста на имущество налогоплательщика.

На основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" федеральные органы налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач вправе, в частности, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случае невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, а также осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем.

Кроме того, федеральные органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользуются правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.

Таким образом, федеральные органы налоговой полиции выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Если налогоплательщик — юридическое лицо или предприниматель — считает, что утвержденный в установленном порядке акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого акта.

В том случае, когда по такому акту государственной налоговой инспекции с налогоплательщика произведено списание денежных средств в виде финансовых санкций или по другим основаниям, иск о возврате списанных сумм может быть предъявлен к соответствующему органу налоговой полиции. При признании исковых требований налогоплательщика обоснованными они подлежат удовлетворению. В резолютивной части решения следует указывать о возврате суммы из соответствующего бюджета.

Если на имущество хозяйственного субъекта органом налоговой полиции наложен административный арест, то такой субъект не лишается возможности защиты нарушенного права собственности. Поэтому налогоплательщик — юридическое лицо или предприниматель — на основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

При рассмотрении иска арбитражный суд должен решить вопрос о законности наложения ареста на имущество и с учетом оценки всех материалов дела принять соответствующее решение.

При проверке состояния учета расчетов должно быть уделено необходимое внимание состоянию подотчетных сумм.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы (административно-хозяйственные и операционные, которые не могут быть произведены путем безналичных расчетов) и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены Правилами ведения кассовых операций.

В соответствии с письмом Минфина Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 75 установлены следующие нормы возмещения расходов, связанных с командировками работников предприятий и организаций, расположенных на территории Российской Федерации:

оплата найма жилого помещения — по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 90 000 руб. в сутки, а при отсутствии подтверждающих расходы документов — в размере 3000 руб. в сутки;

оплата суточных — 15 000 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются в фактической сумме, подтвержденной соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на использование соответствующего транспорта).

Руководители предприятий могут разрешить в порядке исключения производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты осуществляются за счет чистой прибыли, остающейся на предприятиях после уплаты налогов и других платежей; в бюджетных организациях — за счет экономии по сметам на содержание; в организациях, финансируемых из специальных фондов и других источников, — в пределах имеющихся средств.

Следует при этом иметь в виду, что командировочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, включаются в доход работников, подлежащий обложению подоходным налогом с физических лиц.

Нормы возмещения расходов по найму жилого помещения работникам, находящимся в краткосрочных командировках на территории государств—участников СНГ, приведены в письме Минфина Российской Федерации от 1 августа 1994 г. № 102 и составляют в долларах США в день:

Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан и Таджикистан — до 40;

Казахстан, Туркмения и Узбекистан — до 25;

Молдова — до 20;

Беларусь и Украина — до 15. Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Полученные деньги подотчетным лицам разрешается расходовать только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсходованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, например, должны быть представлены в течение трех дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель предприятия.

Аудитор проводит сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Прежде всего он выясняет, кому выданы авансы. Авансы на командировочные расходы, как правило, должны выдаваться лицам, работающим на данном предприятии. Из практики работы известны случаи выдачи таких авансов работникам вышестоящих организаций. Аудитор отмечает эти факты и одновременно смотрит, не получил ли данный работник аванс на командировочные и в своем учреждении. В некоторых бухгалтериях допускается скрытое авансирование рабочих и служащих на личные нужды под видом выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Поэтому нужно определить, имеются ли командировочные удостоверения на командирование работников, их срок, стоимость проезда, сумму на оплату суточных по действующим нормам; своевременно ли подотчетные лица представляют отчеты по авансам и сдают неизрасходованные остатки средств. Аудитор обязан тщательно проверять достоверность приложенных к авансовым отчетам документов и законность оплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.

При проверке операций по подотчетным суммам следует также выяснить: 1) определен ли руководителем предприятия круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет; 2) не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров; 3) не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам; 4) не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия; 5) имеется ли на авансовых отчетах отметка руководителя о целесообразности произведенных расходов; 6) своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм.

В ряде случаев денежные средства при расчетах, как правило, присваивает сам бухгалтер предприятия или это происходит при его активном участии, причем одновременно фальсифицируются записи в учете. Поэтому аудитору следует знать способы, связанные с преступным использованием методов и средств учета.

Бухгалтер небольшого предприятия, который обычно ведет учет по всем операциям, в целях создания резервов для хищения заведомо неправильно обрабатывает документы: выданную работнику подотчетную сумму на его лицевой счет не относит, а списывает на общепроизводственные или другие расходы.

После представления работником авансового отчета бухгалтер отражает соответствующую сумму по кредиту его лицевого счета, вследствие чего образуется искусственная задолженность предприятия этому работнику.

В дальнейшем под видом получения подотчетных сумм на командировочные или хозяйственные расходы бухгалтер выписывает на собственное имя кассовый ордер и получает по нему указанную сумму.

При обработке поступающих в бухгалтерию кассовых отчетов, в которых наряду с другими указывается и расходный ордер, выписанный на имя бухгалтера, он полученную сумму по собственному лицевому счету не отражает, а относит на лицевой счет упомянутого выше работника. В результате расчеты с данным работником закрываются.

Бухгалтерский учет подотчетных сумм осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 "Касса".

Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 "Материалы", 26 "Общехозяйственные расходы" и другие в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 "Касса". Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче.

При проверке расчетов по возмещению материального ущерба аудитор должен прежде всего проанализировать расчеты по недостачам и хищениям и установить, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач и потерь, как обеспечивается их взыскание и т.д. Особенно тщательно нужно изучить факты списания недостач и потерь на издержки производства или на результаты деятельности предприятия. В частности, аудитор проверяет правильность и своевременность оформления материалов по претензиям о недостачах и хищениях, не было ли случаев возврата арбитражем, следственными или судебными органами материалов по недостачам и порче из-за некачественного или несвоевременного оформления соответствующих материалов. Практика работы свидетельствует о том, что неправильное или с нарушением сроков оформление материалов делается иногда сознательно с целью не допустить привлечения виновных к материальной ответственности.

Важно не столько констатировать факты недостач и порчи, сколько выяснить причины их возникновения (необеспеченность весоизмерительной аппаратурой, плохое состояние складских помещений, нарушение правил приемки и отпуска материальных ценностей из одного цеха в другой и др.). Наряду с этим нужно установить, правильно ли определен причиненный предприятию ущерб. В некоторых случаях сумма ущерба исчисляется по оптовым или розничным ценам за вычетом торговой скидки. Это неправильно. Сумму ущерба следует рассчитывать по рыночным ценам данной местности на недостающие или похищенные ценности.

Требуется выяснить, обеспечивается ли на предприятии взыскание по недостачам и растратам, организован ли контроль за взысканием задолженности по исполнительным листам. Иногда торопятся списывать присужденные долги на убытки. Предприятие должно это делать, как правило, при наличии решения суда о несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество. Практика показывает, что имущественное состояние некоторых ответчиков меняется, вследствие чего предприятиям рекомендуется в течение 5 лет учитывать задолженность этих должников на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", чтобы наблюдать, не проявится ли возможность взыскать задолженность впоследствии.

Проверяя расчеты с дебиторами и кредиторами (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), аудитор должен установить причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Если она значительна, то это свидетельствует о нарушении финансовой и расчетной дисциплины. Сказанное не относится к задолженности, являющейся следствием существующих правил расчетов. Прежде всего нужно выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого по данным регистров аналитического учета и счетам, предназначенным для отражения расчетов, сличают остатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками по соответствующим статьям баланса, а затем проверяют каждый вид расчетов. Аудитор обязан установить причины и виновников образования задолженности; давность ее возникновения; реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых дебиторы признают свою задолженность); не пропущены ли сроки исковой давности; какие меры применяются для погашения или взыскания задолженности. Иногда рекомендуется провести сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность. Встречные проверки в первую очередь проводятся в торговых и снабженческих организациях. Особое внимание нужно обращать на невостребованную кредиторскую задолженность. При анализе прочей дебиторской задолженности важно проверить: наличие задолженности работников предприятия за пользование инвентарем; отпущенные без предварительной оплаты материальные ценности; несданную спецодежду и т.д.

Изучая состояние расчетной дисциплины, аудитор должен знать, что несвоевременный возврат долгов может объясняться запущенностью бухгалтерского учета расчетных операций. Поэтому необходимо обращать внимание на своевременность и правильность отражения в аналитическом и синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами, так как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой истекли сроки исковой давности. Аудитор обязан выяснить, обоснованно ли списана дебиторская задолженность на убытки, привлечены ли к ответственности лица, по вине которых возникли эти убытки.

Большого внимания требует также анализ расчетов с депонентами. Прежде всего нужно установить, своевременно ли относят к депонентским суммам не полученные в установленные сроки заработную плату, а также суммы, удержанные из заработной платы по исполнительным листам и другим документам. Тщательно следует проверять выплату депонированных сумм рабочим и служащим.

Синтетический учет расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", на котором отражаются расчеты по операциям некоммерческого характера (с учебными заведениями, научными организациями и т.п.); с транспортными организациями за услуги (железнодорожными, водными, автомобильными); по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов и др. Аналитический учет по счету 76 ведут по каждому дебитору и кредитору в отдельности.

Из числа других расчетов представляется целесообразным рассмотреть порядок учета и проверки расчетов с учредителями, появление которых обусловлено переходом на рыночные отношения в экономике.

Учет расчетов с учредителями осуществляется на счете 75 "Расчеты с учредителями". На этом счете учитывают все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками хозяйственного товарищества, членами кооператива и др.) по вкладам в уставный фонд предприятия, по выплате доходов и т.п. К счету 75 могут быть открыты субсчета:

75—1 "Расчеты по вкладам в уставный фонд";

75—2 "Расчеты по доходам" и другие.

При создании предприятия на установленную сумму вкладов учредителей в уставный фонд дебетуют счет 75—1 и кредитуют счет 85 "Уставный фонд".

Фактически внесенные вклады учредителей отражаются по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (01, 04, 51, 50 и другие) и кредиту субсчета 75—1.

На субсчете 75—2 "Расчеты по доходам" учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работниками предприятия.

Начисление доходов от участия в предприятии отражают по кредиту субсчета 75—2 и дебету счетов 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" — при начислении дохода за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет, 86 "Резервный фонд" — при начислении доходов за счет резервного фонда.

Начисление доходов от участия в деятельности предприятия работникам предприятия отражают по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и дебету счета 87 или 86.

При начислении дивидендов с юридических и физических лиц удерживается налог. Начисленные суммы налога отражают по дебету счета 75 или 76 и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

Выплаченные участникам предприятия суммы доходов списывают в дебет счета 75 или 70 с кредита счета 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютный счет". При выплате доходов продукцией (работами, услугами) предприятия стоимость выплат списывают в дебет счета 75 или 70 с кредита счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Аналитический учет по счету 75 ведут по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами—собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

При проверке расчетов с учредителями устанавливается, ведет ли предприятие перечень учредителей, соответствует ли сумма вкладов учредителей величине уставного капитала, определенного учредительными документами, всеми ли учредителями фактически произведены взносы в уставный капитал предприятия, соблюдается ли проверяемым предприятием действующий порядок учета расчетов с учредителями, в том числе и по причитающимся им доходам на вложенный капитал и удержаниям с сумм дивидендов, полученных юридическими и физическими лицами.

21

9. Аудит расчётов дебиторской и кредиторской задолженности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32744. Гироскоп. Свободные оси. Главные оси момента инерции. Регулярная прецессия 50 KB
  Схема простейшего механического гироскопа в карданном подвесе Основные типы гироскопов по количеству степеней свободы: 2степенные 3степенные. Прецессия гироскопа. Прецессией называется движение по окружности конца оси гироскопа под действием постоянно действующей малой силы. Скорость прецессии гироскопа определяется величиной внешней силы F точкой ее приложения значением и направлением угловой скорости вращения диска гироскопа w и его моментом инерции I.
32745. Работа силы при вращении твердого тела. Кинетическая энергия вращающегося тела 34.06 KB
  Работа силы при вращении твердого тела. Кинетическая энергия вращающегося тела. Работа и мощность при вращении твердого тела. Найдем выражение для работы при вращении тела.
32746. Неинерциальные системы отсчёта. Силы инерции. Принцип эквивалентности. Уравнение движения в неинерциальных системах отсчёта 36 KB
  Силы инерции. При рассмотрении уравнений движения тела в неинерциальной системе отсчета необходимо учитывать дополнительные силы инерции. Это уравнение может быть записано в привычной форме Второго закона Ньютона если ввести фиктивные силы инерции: переносная сила инерции сила Кориолиса Сила инерции фиктивная сила которую можно ввести в неинерциальной системе отсчёта так чтобы законы механики в ней совпадали с законами инерциальных систем. В математических вычислениях введения этой силы происходит путём преобразования уравнения...
32747. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея. Классическая теорема сложения скоростей. Инвариантность законов Ньютона в инерциальных системах отсчёта 39.5 KB
  Математически принцип относительности Галилея выражает инвариантность неизменность уравнений механики относительно преобразований координат движущихся точек и времени при переходе от одной инерциальной системы к другой преобразований Галилея.Пусть имеются две инерциальные системы отсчёта одну из которых S условимся считать покоящейся; вторая система S' движется по отношению к S с постоянной скоростью u так как показано на рисунке. величинами не изменяющимися при переходе от одной системы отсчёта к другой. В кинематике все системы...
32748. Постулаты Эйнштейна для СТО. Преобразования Лоренца 29.5 KB
  Преобразования Лоренца. Преобразования Лоренца возникли на рубеже XIXXX веков как формальный математический прием для согласования электродинамики с механикой и легли в основу специальной теории относительности. Согласно этим преобразованиям длины и промежутки времени искажаются при переходе из одной системы отсчета в другую. Преобразования Лоренца сложнее чем преобразования Галилея: В этих формулах x и t – положение и время в условно неподвижной системе отсчета x′ и t′ положение и время в системе отсчета движущейся относительно...
32749. Относительность понятия одновременности. Относительность длин и промежутков времени. Интервал между событиями. Его инвариантность. Причинность 50.5 KB
  Следовательно события одновременные в одной инерциальной системе отсчета не являются одновременными в другой системе отсчета т. Относительность промежутков времени Пусть инерциальная система отсчета K покоится а система отсчета K0 движется относительно системы K со скоростью v. Тогда интервал времени между этими же событиями в системе K будет выражаться формулой: Это эффект замедления времени в движущихся системах отсчета. Относительность расстояний Расстояние не является абсолютной величиной а зависит от скорости движения тела...
32750. Релятивистский закон преобразования скорости. Релятивистский импульс 34 KB
  Релятивистский закон преобразования скорости. Пусть например в системе отсчета K вдоль оси x движется частица со скоростью Составляющие скорости частицы ux и uz равны нулю. Скорость этой частицы в системе K будет равна С помощью операции дифференцирования из формул преобразований Лоренца можно найти: Эти соотношения выражают релятивистский закон сложения скоростей для случая когда частица движется параллельно относительной скорости систем отсчета K и K'. Если в системе K' вдоль оси x' распространяется со скоростью u'x = c световой...
32751. Релятивистское уравнение динамики. Релятивистское выражение для кинетической и полной энергии. Взаимосвязь массы и энергии 43.5 KB
  Релятивистское выражение для кинетической и полной энергии. Взаимосвязь массы и энергии. Закон взаимосвязи массы и энергии. Для получения релятивистского выражения для кинетической энергии используем её связь с работой силы а силу подставим из релятивистской формы основного закона динамики материальной точки...
32752. Уравнение свободных колебаний без трения: пружинный маятник. Его решения. Вектор-амплитуда 51 KB
  Уравнение свободных колебаний без трения: пружинный маятник. Это уравнение называют уравнением свободных колебаний пружинного маятника. Оно правильно описывает рассматриваемые колебания лишь тогда когда выполнены следующие предположения: 1силы трения действующие на тело пренебрежимо малы и поэтому их можно не учитывать; 2 деформации пружины в процессе колебаний тела невелики так что можно их считать упругими и в соответствии с этим пользоваться законом Гука. Эта формула показывает что частота свободных колебаний не зависит от начальных...