79857

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Анализ организации бухгалтерского учёта и формирование учётной политики Организация бухгалтерского учёта на предприятии – система построения учётного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о его финансовой и хозяйственной деятельности и осуществления контроля за рациональным использованием производственных и финансовых ресурсов собственных и привлечённых оборотных средств. Эта система включает: составление рабочего плана счетов бухгалтерского учёта выбор форм учёта подбор регистров...

Русский

2015-02-15

42 KB

2 чел.

6

Лекции по курсу «Аудит»

3. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Анализ организации бухгалтерского учёта и формирование

учётной политики

Организация бухгалтерского учёта на предприятии – система построения учётного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о его финансовой и хозяйственной деятельности и осуществления контроля за рациональным использованием производственных и финансовых ресурсов, собственных и привлечённых оборотных средств.

Эта система включает:

  •  составление рабочего плана счетов бухгалтерского учёта
  •  выбор форм учёта
  •  подбор регистров аналитического учёта
  •  определение порядка хранения документов

Система должна обеспечивать реализацию главным бухгалтером предприятия своих прав, обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

В общем смысле учётная политика представляет собой совокупность принципов правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учёта за отчётный год.

Применительно к предприятию, учётная политика – совокупность форм и методов бухгалтерского учёта, объявленных предприятием, исходя из общих правил организации и ведения учёта.

Методологическая сторона учёта включает:

  •  способы оценки имущества и обязательств
  •  способы начисления амортизации по различным видам имущества
  •  методы исчисления прибыли (дохода) и т.д.

Техническая сторона:

  •  методы ведения бухгалтерского учёта

Организационная сторона:

  •  построение бухгалтерской службы
  •  её место в системе управления предприятия
  •  взаимодействия с другими подсистемами этой системы

Учётная политика, принятая предприятием, должна раскрывать для внешних потребителей финанс. инф-ции, т.е. важнейшие системы бухгалтерского учёта подлежат описанию.

Проверка обоснованности записей на счетах бухгалтерского учёта как

обеспечение достоверности бухгалтерской отчётности

Проверка записи на счетах бухгалтерской отчётности является одним из ответственных вопросов при аудите предприятия.

При проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия в качестве информационной базы аудита используются:

  •  учётные регистры
  •  первичные документы

Основная информация содержится в учётных регистрах предприятия:

  •  главная книга
  •  ж/о или мемориальных ордерах
  •  оборотных ведомостях по счетам синтетического или аналитического учёта
  •  отчётах кассира
  •  накопительно-группировочных расчётных ведомостях
  •  лицевых счетах
  •  карточках аналитического учёта

Сосредоточены все записи по хозяйственным и финансовым операциям предприятия с использованием метода двойной записи, т.е. отражение каждой хозяйственной операции по Д и К соответствующих счетов.

При сплошной или выборочной проверке аудитору следует: оценить правильность отражения в учётных регистрах корреспонденций бухгалтерских счетов, исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций, и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) – для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведённые в целях вуалирования отчётных данных.

Особенно по показателям, характеризующим финансовую деятельность предприятия, величину его основных и оборотных активов, задолженность другим предприятиям и банкам в целях приукрашения своего финансового и имущественного положения.

Руководитель по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

Первичная документация даёт начало движению учётной информации, обеспечивает бухгалтерский учёт сведениями, необходимыми для сплошного непрерывного отражения хоз. деятельности предприятия.

К учёту принимаются только правильно оформленные документы, т.е. те, в которых заполнены все обязательные реквизиты.

Бухгалтерские документы должны сохраняться в течении времени, установленного для хранения документов в архиве.

Если бухгалтерский учёт автоматизирован, то допускается замена некоторых реквизитов кодами.

Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию, подлежат проверке:

по форме – полнота и правильность оформления документов и реквизитов;

по содержанию – законность документа.

Для выявления нарушений имеет значение срок, в течение которого фактическое состояние ценностей остаётся неизменным.

Проверка правильности составления учётных регистров

После проведения проверки обоснованности записи на счетах бухгалтерского учёта, предоставляется возможность осуществить проверку правильности состояния учётных регистров, чтобы полностью убедиться в тождественности записи в главной книге записям в ж/о или мемориальных ордерах.

В свою очередь правильность заполнения ж/о практически обеспечивает достоверность показателей статей балансов и др. отчётных форм.

Состав и содержание учётных регистров на предприятии определяется применяемой формой счетоводства.

При условиях полной автоматизации учёта необходимо изготовить количество учётных регистров (распечатать).

При проверке учётных регистров необходимо решить вопросы:

  1.  обеспечивает ли совокупность учётных регистров полное отображение хозяйственных операций предприятий;
  2.  удобны ли для использования эти регистры и наглядны, обладают ли высокой информационной ёмкостью, удобны ли для составления отчётности и для экономического анализа;
  3.  увязаны ли они друг с другом и с главной книгой, обеспечивая этим контроль полноты и правильности учётной записи.

Небольшие предприятия, где совершается незначительное количество хозяйственных операций, а процесс производства не связан с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учёт в книге учёта хозяйственных операций.

Малые предприятия, процесс производства или оказание услуг на которых более сложный, могут применять ведомственную форму учёта, состоящую из 9 ведомостей:

В1 – для учёта основных средств

В2 – для учёта материалов, МБП, товаров, готовой продукции

В3 – для учёта затрат на производство и капитальных вложений

В4 – для учёта кассовых операций, по Р/С, УК, износа ОС, прибыли и её использования

В5 – для учёта финансовых вложений, расчёта с разными дебиторами и кредиторами, с бюджетом, фондами социального страхования, кредитов и заёмных средств

В6 – для учёта расчётов с покупателями и заказчиками

В7 – для учёта расчётов с поставщиками

В8 – для учёта расчётов с персоналом по оплате труда

В9 – для сведения оборотов по счетам, т.е. для обобщения месячных итогов хозяйственной деятельности, отражённых в ведомостях (В1/В8)

При проверке правильности составления учётных регистров следует обратить внимание на:

  •  соответствие отражённых в них записей тем записям, которые имеют место на первичных документах, исходя из экономического содержания хозяйственных операций;
  •  полноту охвата учётными регистрами хозяйственно-финансовых операций, т.е. все ли они нашли отражение в учётных регистрах, проверить, правильно ли подсчитаны итоги учётных регистров, имеются ли на них подписи исполнителей;
  •  изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его годовой бухгалтерской отчётности и проверка обеспечения установленных сроков её предоставления.

Производственный процесс и оборот денег связаны со временем.

При изучении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия рассматриваются объёмы выпуска и реализации продукции, работ, услуг, производится их сравнение с намечавшимися показателями за отчётный период, анализируется динамика выпуска и реализации продукции, ход выполнения и порядок учёта договорных обязательств, потери от брака и выплаты по рекламациям за поставку некачественной продукции, работ, услуг, соответствие отчётных данных о выпуске и реализации продукции данным первичных документов и бухгалтерского учёта, численность ППП и всего персонала предприятия и др. вопросы, обусловленные спецификой деятельности предприятия, типовые формы бухгалтерской отчётности, правила составления, сроки предоставления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчётов, регламентируемые ПБУ и указаниями Министерства Финансов о состоянии годовой, квартальной отчётности.

При составлении бухгалтерской отчётности и баланса должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

  •  полное отражение за отчётный период времени всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации производственных ресурсов, готовой продукции;
  •  полное отражение данных синтетического и аналитического учёта;
  •  заполнение хозяйственных операций в бухгалтерском учёте только на основе надлежаще оформленных бухгалтерских документов или приравненных к ним технический носителей информации;
  •  правильная оценка статей баланса;
  •  формы годовой отчётности предприятия, утверждённые Министерством Финансов РФ;
  •  датой предоставления бухгалтерской отчётности считается день фактической передачи её по принадлежности или дата её отправления по почте (штемпель).

Сверка показателей аналитического учёта с показателями главной книги

Во время аудиторской проверки происходит проверка отдельных направлений организации учёта деятельности предприятия:

  1.  Проверка организации и учёта выполнения договоров и арендных отношений
  2.  Проверка составления и учёта движения денежных средств:
  •  в кассе
  •  на расчётном счёте
  •  на других счетах
  1.  Проверка учёта и экономической эффективности краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и предоставления займов
  2.  Аудит поступления и выбытия ОС и НА
  3.  Аудит производственных запасов
  4.  Аудит готовой продукции и её реализации
  5.  Аудит бартерных операций
  6.  Аудит расчётов дебиторской и кредиторской задолженности
  7.  Аудит расчётов с персоналом по оплате труда и пр. операциям
  8.  Аудит отчётных данных по доходам, затратам и прибыли
  9.  Аудит фондов и резервов
  10.  Проверка достоверности исчисления налогооблагаемой базы по налогам (на добавленную стоимость и специальные налоги на прибыль, имущество и др.) и отражение расчетов с бюджетом в системе счетов бухгалтерского учёта
  11.  Аудит налогообложения иностранных граждан
  12.  Аудит страховых взносов и платежей в специальный фонды
  13.  Аудит инвентаризации ТМЦ, денежных средств, расчётов и др. статей баланса
  14.  Аудит внешнеэкономической деятельности предприятия
  15.  Аудит учёта операций, связанных с приватизацией предприятия
  16.  Аудит финансовых вложений предприятия

5

3. Аудит бухгалтерских документов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27450. Каково назначение охранительных норм 24 KB
  Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственнопринудительного воздействия характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения связанные с юридической ответственностью.
27451. Каковы отличия юридической ответственности от иных мер государственного принуждения 26.5 KB
  Кроме нее существуют и другие виды государственного принуждения осуществляемого на основе и в рамках права: меры защиты меры пресечения принудительные меры воспитательного воздействия принудительные меры медицинского характера реквизиция. Если юридическая ответственность связана с возложением новой дополнительной юридической обязанности например лишение свободы то меры защиты с выполнением старой обязанности той которую должен исполнитель субъект. Меры пресечения подписка о невыезде задержание и т. а также иные меры...
27452. Механизм государства и его основные элементы 27.5 KB
  Механизм государства – это целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа; системный – уровень группы государственных органов образующих ту или иную подсистему механизма государства правоохранительная система; инструментальный уровень – правовые нормы регламентирующие деятельность государственных органов отношения...
27453. Англо-саксонская правовая система 29.5 KB
  Англосаксонская правовая система. Система общего права характерна для стран которые реципировали английское общее право дополненное и усовершенствованное €œправом справедливости€. В эту семью входят национальные правовые системы Англии Северной Ирландии а также тех государств главой которых формально считается королева Великобритании – Канады Новой Зеландии Австралии и других т. Для этой правовой системы свойственна тройственная структура источников: общее классическое английское право право справедливости и статутное право.
27454. Взаимодействие государства и права 28.5 KB
  Модели соотношения государства и права: 1. право верховенствует над государством либеральнодемократическое государство теория правового государства 3. государство создает право но в своей деятельности им связано реалистическая модель: соотношения права и государства: единство права и государства.
27455. Виды правовых норм, в зависимости от предмета и метода правового регулирования 33 KB
  По предмету правового регулирования по отраслям права выделяют: нормы государственного административного финансового земельного гражданского трудового уголовного и иных отраслей российского права. Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права их правовое положение пределы правового регулирования и т. Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационнопроцедурный управленческий характер.
27456. Власть и социальное регулирование – как основные средства организации жизнедеятельности общества 40.5 KB
  Социальное управление обеспечивает единство согласованность взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека сохранение целостности и гармоничного развития. Осуществляя социальноэкономическую функцию социального управление должно раскрыть выразить и разрешить противоречия между потребностями интересами ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений. 4 Социальная функция управления в собственном ее понимании осуществляется по средством регулирования отношений между отдельными...
27457. Государственная власть и способы ее осуществления 27 KB
  Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения государственная власть – более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: партиями общественными организациями и т. В соответствии с другой точкой зрения понятие политическая власть тождественно понятию государственная власть так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном...
27458. Государство и партия в политической системе России 28 KB
  Элементами политической системы в широком смысле выступают политические институты материальные и идеологические а также социальные нормы регулирующие деятельность этих институтов политические моральные корпоративные юридические. Политическая система в узком смысле – это система субъектов политических отношений иначе еще ее называют политической организацией общества. Элементами политической организации общества являются государство общественные объединения отдельные граждане.