79859

АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться обязательно содержать подписи лиц совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. На поставку материалов предприятия заключают с поставщиками договора в которых определяют права обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана...

Русский

2015-02-15

161.5 KB

1 чел.

20

Лекции по курсу «Аудит»

5. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Проводя аудит производственных запасов, следует иметь в виду, что первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений предприятия.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов собственного производства.

Для выполнения производственной программы предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов предприятия заключают с поставщиками договора, в которых определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В ведомостях отмечают выполнение условий договоров о поставке материалов по ассортименту, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией этого оперативного учета.

Поступающие на предприятие материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один — непосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и затем передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и при необходимости их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов. В нем указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке, запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования передают из отдела снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций — экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, экспедитор может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдаются наряд и доверенность, в которых содержится перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют однострочными или многострочными приходными ордерами. Первый из них составляют только на один определенный вид материала, во втором записывают все принятые материалы независимо от их количества. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то учет производится в двух единицах измерения одновременно.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается оприходование материалов осуществлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика ставят штамп, в оттиске которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В случае, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляется акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. В случае наличия такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и т.п. оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: один является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы у предприятий торговли, у других предприятий и кооперативов, на рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены. По возможности подотчетное лицо отражает в акте (справке) данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада предприятия на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления предприятие осуществляет соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов является, например, их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешения на вывоз с предприятия материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска материалов.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются плановым отделом или отделом снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться также квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операции, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-изготовителю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования. При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись "замена, смотри требование № _____" и уменьшают остаток лимита. Неиспользованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без оформления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. При наличии современной вычислительной техники расчеты лимитов и выписку лимитно-заборных карт целесообразно осуществлять на машинах, что позволит повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются редко, то отпуск оформляют однострочными или многострочными требованиями. Требования выписывают цехи-получатели в двух экземплярах. Один из экземпляров с распиской кладовщика остается в цехе, второй — с распиской получателя — у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные накладные на внутреннее перемещение материалов. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй (с распиской лица, отпускающего ценности) передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенного за его пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании договоров и приравненных к ним документов.

Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо обычной накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки складского учета. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках складского учета, которые и становятся оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

На небольших предприятиях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем предприятия акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдаются в бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах. Первый экземпляр сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе.

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях предприятия могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах (в кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них — по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, в ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю приемку и отпуск ценностей, а также контроль за соответствием фактического наличия их установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании предприятия отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника предприятия (с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности). От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому такой учет называют сортовым и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии или на вычислительной установке и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т.п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов окажется выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

В условиях функционирования автоматизированной системы управления производством и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек складского учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатка материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.

Первичные документы после записи их данных в карточки складского учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименования и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также на подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете  и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки, а затем передаются на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки данные первичных документов подвергаются таксировке (умножению количества материалов на цену).

Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу на ВУ, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Трудоемкость учета при втором варианте значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях — работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в денежном выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.

При использовании ЭВМ все необходимые для сальдового метода учета материалов регистры (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются на машинах.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляется исходящий остаток материалов (в количественном и денежном выражениях) по первичным документам со сведениями карточек складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

Оба описанных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и складского хозяйства.

В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода с меньшей трудоемкостью разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сли-чительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

Синтетический учет производственных запасов ведется на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", 14 "Переоценка материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов". Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету 10 "Материалы" отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур, и др.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости все расходы по их приобретению относятся в дебет материальных счетов.

При поступлении материалов дебетуются материальные счета 10 "Материалы" или 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредитуются:

счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе оплата процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком);

счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожного и водного транспорта) организациям);

счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм);

счет 23 "Вспомогательные производства" (на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства);

счет 20 "Основное производство" (на стоимость возвратных отходов);

другие счета.

На предприятиях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также на строительных предприятиях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по заготовке и доставке указанных сырья и материален на предприятие (стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения или заготовления сырья и материалов учитываются на счете 44 "Издержки обращения" (при наличии на предприятиях специального заготовительного аппарата).

Накопленные суммы списываются с кредита счета 44 "Издержки обращения" в дебет счетов:

15 "Заготовление и приобретение материалов" (на расходы по заготовке сырья на перерабатывающих предприятиях);

11 "Животные на выращивании и откорме" (на расходы по заготовке скота и птицы);

счетов производственных запасов строительных предприятий, где присоединяются к другим расходам.

Со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" фактическая себестоимость сырья на перерабатывающих предприятиях списывается в дебет счета 10 "Материалы".

Сельскохозяйственные предприятия отражают продукцию собственного производства текущего года на счете 10 "Материалы" в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 "Основное производство"). После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости способом "красное сторно" (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

В расчетных документах поставщиков по поступившим производственным запасам отдельно выделяется сумма налога на добавленную стоимость (НДС) и сумма спецналога (СН).

Сумма НДС и СН отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость" по субсчетам "Налог на добавленную стоимость (спецналог) по приобретенным материальным ресурсам" или "Налог на добавленную стоимость (спецналог) по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам" с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других счетов.

По мере расхода производственных запасов сумма НДС и СН, учтенная на счете 19, будет списываться с кредита этого счета в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" (расчеты по спецналогу).

Предприятия, осуществляющие сезонную закупку сырья для отдельных производств, а также расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих досрочный завоз товарно-материальных запасов, сумму НДС и СН по сырью и указанным запасам списывают со счета 19 в дебет счета 68 по мере оплаты счетов поставщиков (а не по мере их расходов, как на других предприятиях).

Поступившие материалы, по которым не получены платежные документы от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуются по приемному акту, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляется по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, указанные поставки остаются в приемной оценке. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документе поставщиков.

Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода на предприятие (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" или 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, и по поступлении ценностей составляется обычная бухгалтерская запись по ним.

При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостача фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными; в обоих случаях оформляется акт.

Излишки приходуются по акту и оцениваются по учетным ценам предприятия или отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишка.

Если при приемке материалов обнаружена недостача или порча, то соответствующая стоимость отражается по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На материальных счетах стоимость недостачи или порчи материалов не отражают.

Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете "Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций".

Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете "Отклонения фактической себестоимости от плановой".

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют бухгалтерскую проводку:

Дебет счёта 20

Дебет счёта 23

дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.);

кредит счета 10

"Основное производство" (материалы отпущены основному производству);

"Вспомогательные производства" (материалы отпущены вспомогательным производствам);

"Материалы" или других счетов по учету материалов.

Стоимость материалов по твердым учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании ведомости распределения материалов. Ее составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом, если фактическая себестоимость оказывается выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) списывают способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами.

Отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по твердым учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены (X) определяется по формуле

,

где Он — отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по твердым учетным ценам на начало месяца;

Оп — отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам по поступившим материалам за месяц;

УЦн — стоимость материалов в твердых учетных ценах на начало месяца;

УЦп — стоимость поступивших в течение месяца материалов по твердым учетным ценам.

Указанная формула может быть использована для расчета части налога на добавленную стоимость, относящейся на расходуемые материальные ресурсы. В этом случае в числителе формулы будут отражены: сумма НДС, приходящаяся на остаток материалов на начало месяца (Он), и сумма НДС по поступившим материалам за месяц (Оп); в знаменателе формулы — себестоимость остатка материалов на начало месяца (УЦн) и себестоимость поступивших материалов в течение месяца (УЦп).

При выбытии материальных ресурсов сумма НДС, относящаяся на эти ресурсы, списывается с кредита счета 19 в дебет счетов:

68 "Расчеты с бюджетом" (если материальные ресурсы потребляются на производственные нужды);

48 "Реализация прочих активов" (при реализации материальных ресурсов на сторону);

счетов учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (при направлении материальных ресурсов на непроизводственные нужды).

Для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, животные на выращивании и откорме), предназначен счет 15 "Заготовление и приобретение материалов".

В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" относятся покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, а также от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей на предприятии.

Материальные ценности, фактически поступившие на предприятие, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в дебет счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

Сумма разницы между фактической себестоимостью приобретения материальных ценностей и стоимостью их в учетных ценах списывается со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материалов". Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету 15. В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражается стоимость материалов, находящихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15. Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 списывают на счет 16; счет 15 сальдо не имеет.

Израсходованные или реализованные материальные ценности списываются на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонение в стоимости материалов" предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и в учетных ценах. Этот счет используется только в случае, если на счетах 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" синтетический учет ведется по учетным ценам.

Накопление на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов" разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.

Аналитический учет по счету 16 "Отклонение в стоимости материалов" ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

При реализации материалов на сторону составляют бухгалтерские записи:


дебет счета 48

кредит счета 10

дебет счета 48

кредит счета 16

дебет счета 62

кредит счета 48

дебет счета 48

кредит счета 68

"Реализация прочих активов"

"Материалы"

"Реализация прочих активов"

"Отклонение в стоимости материалов"

"Расчеты с покупателями и заказчиками"

"Реализация прочих активов"

"Реализация прочих активов"

"Расчеты с бюджетом"

  •  на стоимость материалов по учетным ценам;

— на разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам;

  •  на продажную стоимость материалов;

  •  на сумму НДС по реализуемым материалам.

Финансовый результат реализации материалов списывается со счета 48 на счет 80 "Прибыли и убытки".

При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, стоимость запасов списывается со счета 10 в дебет счета 48 в течение месяца по учетным ценам, а по окончании месяца такой же проводкой списываются отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам (способом "красное сторно" или способом дополнительных проводок).

При рассмотрении вопросов обеспечения предприятием сохранности производственных запасов следует иметь в виду, что неучтенные излишки сырья и материалов на производстве и на складах в основном создаются с целью изъятия их в натуре, производства из них готовой неучтенной продукции, а также сокрытия ранее образовавшихся недостач, в том числе вызванных оприходованием сырья и материалов по бестоварным документам.

Излишки сырья и материалов могут быть образованы на разных стадиях движения этих ценностей на предприятии: при приемке на склад, хранении, передаче со склада в цех, списании на производство и т.п.

Одним из основных условий образования излишков является списание сырья и материалов на производство в размере, превышающем действительную потребность в них. Для списания излишков на практике используются следующие способы.

Списание сырья и материалов на производство не по фактическому их расходу на выпуск учтенной продукции, а из расчета потребности, установленной утвержденными нормами, которые в ряде случаев являются завышенными, не отражают снижения материальных затрат, достигнутого за счет совершенствования технологического процесса, внедрения рационализаторских предложений, замены оборудования и сырья и проведения других мероприятий. При списании сырья и материалов по завышенным нормам возникают их излишки, незаконно присваиваемые и используемые для производства неучтенной продукции, которую преступники в большинстве случаев сбывают, а выручку присваивают.

Применение средних норм расхода при списании сырья и материалов на производство тоже ведет к образованию излишков сырья и материалов. Подобные способы на практике часто применяются в швейной, обувной, меховой и некоторых других отраслях промышленности.

Нарушение технических условий при выпуске продукции:

ухудшение их качества вследствие использования сырья более низкого качества, чем предусмотрено техническими нормами; замена одних компонентов другими и т.д. Они имеют место, например, в кондитерской промышленности, где в отдельных случаях допускается замена дорогих видов сырья дешевыми (шоколад заменяют какао, сахар — сахарином), в промышленности безалкогольных напитков (замена натуральных сиропов искусственными) и в других отраслях промышленности.

Необоснованное списание сырья и материалов на потери в количествах, превышающих их фактический и допускаемый нормами расход, а также списание этих ценностей на потери при отдельных технологических операциях, которые фактически не выполнялись. Например, в винодельческой промышленности технологией предусмотрены потери сырья при фильтрации вина, но в ряде случаев она не производится. При списании на фильтрацию потерь создаются излишки вина, которые в дальнейшем безучетно реализуются.

Похищение давальческого сырья и материалов, списание которых на производство нередко производится в завышенных количествах против обусловленных договорами, заключенными между сторонами. Аудитор должен иметь в виду, что излишки сырья и материалов, помимо производства, образуются в ряде случаев и на складах сырья, в частности при неполном оприходовании сырья и материалов при приемке их на склад от поставщиков; занижении в приходных документах качественных показателей сырья и материалов против их фактических показателей при приемке от поставщиков (занижение жирности молока, крахмалистости зерна, сахаристости винограда и свеклы, завышение влажности зерна и др.). При этом необходимо учитывать, что в некоторых отраслях промышленности (спиртовая, сахарная, пивоваренная и др.) применяется двойной учет сырья, т.е. по общему весу и по содержанию в нем отдельных элементов. Так, сахарная свекла учитывается по весу и отдельно учитываются количество сахара в кормовой патоке, количество крахмала в зерне (в спиртовом и пивоваренном производстве) и т.п. Кроме того, вес некоторых видов сырья определяется при фактической влажности и пересчитывается с учетом установленной для этих видов сырья кондиционной влажности. Не получив точных данных о состоянии сырья от инженера-технолога или товароведа, нельзя делать вывод о наличии недостачи или излишка этих видов сырья.

Излишки сырья и материалов могут образоваться также в результате:

необоснованного составления коммерческих и внутренних актов на недостачу, бой, утечку и порчу товарно-материальных ценностей при приеме, погрузке, транспортировке и разгрузке их на складах, базах, пристанях и железнодорожных станциях;

завоза сырья и материалов от поставщиков в больших количествах, чем указано в сопроводительных документах, или завоза ценностей вообще без документального оформления (сторонние товары);

завоза от поставщиков доброкачественного сырья и материалов вместо отходов, показанных в сопроводительных документах;

завышения веса тары при составлении актов на ее завес;

внесения в сырье и материалы посторонних или более низкого качества однородных веществ с целью увеличения их количества или веса (цикория в кофе, низкосортной муки в муку высшего сорта и др.).

В отдельных отраслях промышленности излишки создаются путем замены одних ценностей другими без оформления документами.

Приведенный перечень способов создания неучтенных излишков сырья и материалов не является исчерпывающим, но именно указанные способы наиболее часто встречаются в практике проведения аудита.

В ходе проверки в первую очередь проверяются: состояние складского хозяйства, подбор и расстановка материально ответственных лиц; организация пропускной системы; своевременность проведения инвентаризации и выполнение плана внезапных проверок наличия материальных ценностей и др.

Проверка предусматривает обследование складов и мест хранения материальных ценностей с целью выяснения их пригодности для использования по назначению; соблюдения правил хранения ценностей и правил противопожарной безопасности; наличия сигнализации, весового хозяйства, других измерительных приборов и т.д.

В соответствии с установленными правилами материальные ценности на складах хранятся по группам, видам, артикулам и сортам на стеллажах, в ячейках или в специализированной таре. Номенклатурные номера материальных ценностей указываются на прикрепляемых ярлыках.

Одновременно проверяются система отпуска материалов в производство (цехи основного и вспомогательного производства), правильность определения их количества с помощью весоизмерительных приборов, а также состояние контроля со стороны руководителей цехов, своевременность и точность отражения отпуска в соответствующих первичных и сводных документах.

Неотъемлемой частью контроля сохранности материальных ценностей на складах предприятия является проверка складского учета. Практика работы показывает, что основные нарушения в ведении складского учета состоят в наличии отрицательных переходящих остатков ("красное" сальдо) по видам материальных ценностей, отсутствии записей о поступлении материалов по отдельным приходным документам, расхождении между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета, завышении количества списываемых документов, неправильном подсчете остатков и т.д.

"Красное" сальдо свидетельствует о неполном иди несвоевременном оприходовании поступивших материальных ценностей, списании завышенного количества материалов в производстве против фактически отпущенного, оформлении бестоварных документов на расход материалов, неправильном подсчете переходящих остатков и т.д.

Отрицательные переходящие остатки того или иного материала после очередного поступления этого вида материала временно закрываются, а количество материальных ценностей на эту величину уменьшается. Отрицательные остатки показывают размер неучтенных материалов и являются резервом для хищений.

Отдельные приходные документы, особенно по неотфактурованным поставкам, могут не отражаться в карточках складского учета. Для их выявления необходимо внезапно проверить все первичные документы кладовщика.

Расхождения между данными складского и бухгалтерского учета выявляются путем сопоставления остатков по сальдовой книге с остатками, подсчитанными бухгалтерией в оборотных ведомостях по группам материалов.

Обеспечение сохранности материальных ценностей во многом зависит от подбора и расстановки материально ответственных лиц. На такие должности не должны приниматься лица, имевшие судимость за растраты, хищения и не оправдавшие доверия на прежних работах.

В процессе проверки уточняются: наличие заключенных письменных договоров, состояние контроля за деятельностью материально ответственных лиц и первичного учета и отчетности о движении материальных ценностей, наличие номенклатуры (ценников), соблюдение режима работы складов. Одновременно в бухгалтерии предприятия проверяется правильность оформления передачи складов при смене материально ответственных лиц, их болезни, уходе в отпуск и отражения выявленных расхождений в бухгалтерском учете.

Другим важным условием обеспечения сохранности материальных ценностей является правильно организованная охрана. Контроль ее состояния начинается с внезапной проверки внутреннего контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей на предприятии, а именно: соблюдения установленного порядка оформления и регистрации пропусков работниками охраны; своевременности возврата ими в бухгалтерию использованных пропусков; выполнения других условий.

Здесь встречаются разные нарушения: вывоз материальных ценностей по одним пропускам дважды; вывоз материальных ценностей по пропускам, подписанным лицами, не имеющими на это права; вывоз материальных ценностей по устным разрешениям и запискам и т.д.

Проверка пропускной системы предприятий должна осуществляться с учетом производственных взаимосвязей между отдельными территориально обособленными специализированными цехами. Оформляемые пропуска на вывоз сырья и полуфабрикатов в порядке внутренней кооперации требуют от работников предприятия тщательного контроля.

При выявлении нарушений и злоупотреблений в производственной деятельности цехов (неполном оприходовании производственной продукции, приписках, хищениях, искажениях в учете) пропуска используются в качестве источников контроля. Их данные сопоставляются с фактическим количеством, ассортиментом, качеством и стоимостью вывезенных материальных ценностей, отраженных в счетах-фактурах, приказах-фактурах, приказах-накладных, спецификациях, ярлыках и других сопроводительных документах.

Контроль сохранности материальных ценностей включает проверку своевременности, полноты и правильности проведенных предприятием инвентаризаций.

Анализ экспертной практики позволил определить основные способы искажения учетных данных в целях хищений сырья и материалов в условиях обработки учетных данных на ЭВМ. К ним, в частности, относятся:

искажение данных учета путем занижения прихода или завышения расхода материальных ценностей в машинограммах;

умышленные ошибки и подлоги в процессе кодирования первичных документов (проставление кода в документах по приходу материалов более дешевых видов ценностей, а в документах по расходу — более дорогих);

искажение учета сырья и материалов путем введения в ЭВМ данных документов, ранее прошедших обработку, или подложных документов;

искажение шифров номенклатурных номеров в первичных документах;

искажение данных учета в момент перфорирования первичных документов (пропуск отдельных первичных документов, непробивка какой-либо цифры) и т.д.

Для выявления ошибок, допущенных при перенесении данных на машинные носители информации, рекомендуется использовать первичные документы, а также выпускаемые ЭВМ контрольные машинограммы, являющиеся учетным регистром хронологической записи. К признакам, свидетельствующим о возможных хищениях при учете материалов на ЭВМ, относятся:

отсутствие требуемых реквизитов и наличие исправлений в первичных документах, направленных на обработку в ЭВМ;

противоречия данных первичных документов и машинограмм;

исправления в машинограммах (оговоренные и неоговоренные);

несоответствие итогов дебетовых и кредитовых оборотов контрольных машинограмм;

наличие противоречий внутри документа и машинограммы.

19

5. Аудит производственных запасов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79716. Функции государства: понятие, классификация функций 96.5 KB
  Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти но и общества в целом.
79717. Форма государства. Понятие формы государства. Элементы формы государства 155 KB
  При изучении темы «Формы государства» нужно проводить анализ и раскрыть формы, в которых функционирует государство и его политическая система, рассматривать происхождение структурно-территориальной организации общества любого государства.
79718. Механизм государства: понятие и структура. Орган государства: понятие, признаки, классификаци 140 KB
  Обобщая политический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Без механизма государства нет и самого государства
79719. Гражданское общество: основные этапы становления и сфера деятельности 62 KB
  Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал Г. Гегель, немецкий философ.
79720. Понятие демократии. Предпосылки демократии. Институты прямой демократии 80.5 KB
  Критериями демократического общества в эту эпоху были: Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов; Занятие должностей по жребию; Периодические отчеты должностных лиц. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов публикация их стенографических отчетов представление чиновниками деклараций о своих доходах существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ; Выборность основных органов власти на основе всеобщего...
79721. Зарождение и развитие идеи правового государства 52 KB
  Признаки правового государства. К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.
79722. Понятие гражданства и подданства. Категории физических лиц по их отношению к гражданству, их правовой статус 79 KB
  Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
79723. Понятие правового статуса личности и его структура. Основные международные документы о правах человек и их содержание 89.5 KB
  Правовой статус (положение) человека - это совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса личности имеет конституция государства.
79724. Понятие социальной нормы. Право и мораль. Право и другие социальные нормы 162 KB
  Право и другие социальные нормы. Значение любой нормы состоит в том что она указывает на те границы пределы в которых существует то или иное явление или объект сохраняя при этом свое качество и не утрачивая своей сущности.