79860

Организация платежного оборота

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Безналичные расчеты это денежные расчеты путем записей по счетам в банках когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. и базируются на следующих принципах: 1 Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам которые открываются клиентам юридическим и физическим лицам для хранения и перевода средств. Каждое предприятие организация могут иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий. Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы: заявление об открытии...

Русский

2015-02-15

6.73 MB

2 чел.

26

Организация платежного оборота

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА

Основы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными требованиями-поручениями. Чековая форма расчетов. Расчеты аккредитивами. Вексельная форма расчетов. Факторинг. Кассовые операции.

Основы организации безналичных расчетов

 В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную формы. Последняя предпочтительнее, т.к. достигается значительная экономия на издержках обращения. Обслуживание наличного обращения составляет примерно 20% от обращаемых сумм (охрана, перевозка, пересчет и т.д.).

 Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организованы по определенной системе на основе Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992г. и базируются на следующих принципах:

1) Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам (юридическим и физическим лицам) для хранения и перевода средств. Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет расчетный или текущий.

Расчетный счет открывается всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость и может совершать любые операции, не противоречащие законодательству. Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы:

заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

документ о государственной регистрации предприятия, заверенный органом исполнительной власти;

нотариально заверенная копия учредительного договора о создании предприятия;

нотариально удостоверенная копия устава;

документ, подтверждающий полномочия директора (протокол учредительного собрания или контракт);

документ, подтверждающий полномочия главного бухгалтера (приказ о приеме на работу или контракт);

две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

регистрационная карточка статистических органов.

После экспертизы документов в банке открывается расчетный счет с присвоением номера, а между банком и предприятием заключается Договор о расчетно-кассовом обслуживании.

 Текущий счет открывается организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица (общественные организации, учреждения, состоящие на федеральном или местном бюджете). Их самостоятельность ограничена регламентированным перечнем операций и утвержденной вышестоящей организацией сметой.

2) Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3) Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

4) Принцип срочности платежа, означающий осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Платежи разделяются на:

- срочный платеж, который может совершаться: до начала торговой операции (авансовый платеж); немедленно после совершения торговой операции; через определенный срок после торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с оформлением векселя;

- досрочный платеж до истечения оговоренного срока;

- отсроченный платеж предполагает установление нового срока платежа по согласованию с получателем в связи с невозможностью погашения денежного обязательства в намеченный срок;

- просроченный платеж, возникающий при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении срока платежа.

5) Принцип обеспеченности платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем.

Безналичные расчеты между поставщиками и потребителями продукции порождают взаимные расчеты между банками - межбанковские расчеты, когда плательщик и получатель средств обслуживаются  разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом; и централизованный, когда расчеты проводятся через корреспондентские счета банков, открываемые в ЦБР. В нашей стране межбанковские расчеты ориентируются на централизованный вариант, когда расчеты осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков на основе Договора о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР. Для коммерческого банка корреспондентский счет - это своего рода "расчетный" счет, на котором хранятся все средства коммерческого банка.

Минуя корреспондентские счета, могут осуществляться внутрибанковские расчеты, т.е. расчеты между учреждениями, подведомственными одному банку. Во всех остальных случаях расчеты производятся через РКЦ.

Расчеты между РКЦ осуществляются через систему межфилиальных оборотов (МФО). РКЦ, начавший операцию по расчетам, условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу - филиалом Б. Операции между собой РКЦ осуществляют на основании специальных документов - авизо, которые могут быть почтовыми, телеграфными, а также дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).

Важное место в системе межбанковских расчетов приобретает клиринг. По решению ЦБР от 10 февраля 1993г. с целью подъема технической оснащенности межбанковских расчетов организацию клиринговых расчетов могут брать на себя внебанковские структуры - клиринговые центры, расчетные палаты. Для расчетов с иностранными банками отечественные коммерческие банки ориентируются в основном на международную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии.

Формы безналичных расчетов

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть безналичного платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть безналичного платежного оборота (примерно одна четверть) - это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д.

По признаку территориального расположения предприятий и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными банками, находящимися в одном населенном пункте, называются одногородними или местными расчетами, в разных населенных пунктах - иногородними.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет свои особенности в характере и в движении расчетных документов.

Форма расчетов - это совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44-45 %, а в платежах за товары и услуги - 66-67 % (Организация и планирование кредита: Учебник / Под ред. Н. Д. Барковского. - М.: Финансы и статистика, 1990. - С. 82.). Преобладающая часть акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов в условиях административно-командной системы управления.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать плательщиков инициатором совершения платежа.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

 платежные поручения;

платежные требования-поручения;

чеки;

аккредитивы;

вексели;

факторинг.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком  и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 % от суммы, несвоевременно зачисленной или неправомерно списанной, за каждый день задержки.

Расчетные документы при действующих формах расчетов принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартным требованиям и должны содержать следующие данные:

 наименование расчетного документа;

номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;

назначение платежа (в чеке не указывается);

сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило,  с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом одногородном или иногородном учреждении банка. С помощью платежных поручений совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются:

за полученные товары и оказанные услуги (т.е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

при расчетах за товары и услуги по решению суда и арбитража ;

по арендной плате за помещения;

платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения служат для:

платежей в бюджет;

погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

перечисления средств органам гос- и соц- страхования;

взносов средств в уставные фонды АО, товариществ и т.п.;

приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

уплаты пени, штрафов, неустоек и т. п.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

1-й используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах банка;

2-й и 3-й отсылаются в банк получателя платежа; при этом второй экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки;

4-й возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).

Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы (при иногородних расчетах и единой централизованной сети ЭВМ) представлена на рис. 1.

          Поставщик                        1                        Плательщик

    (получатель платежа)

       8          2

          Банк поставщика                                   Банк плательщика

      (получателя платежа)                                                               3

                         7                   Кредитовое                        4   

         Расчетно-кассовый          авизо             Расчетно-кассовый

         центр (филиал А)   6                               центр (филиал Б)  5

Рис. 1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

1 - отгрузка продукции, оказание услуг с передачей счетов фактур;

2 - представление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику;

3 - передача документов на ВЦ для отражения операций по счетам;

4 - оформление документов, прошедших через ВЦ, и сдача их в РКЦ;

5 - списание средств с корреспондентского счета банка плательщика и отсылка кредитового авизо по МФО в РКЦ (филиал Б);

6 - зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика и отсылка дебетового авизо по МФО в РКЦ (филиал А);

7 - списание средств с корреспондентского счета банка поставщика и зачисление их на расчетный счет поставщика;

8 - выписка с расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному поручению.       

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производится расчеты между торговыми организациями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молокозаводами), между торфопредприятиями и электростанциями, производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д. Это прогрессивная форма расчетов, т.к. в своей основе имеет встречное  движение денег и товаров, что ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

На каждый плановый платеж банку предоставляется отдельное платежное поручение, в котором в графе “Вид платежа” покупатель указывает плановый платеж по сроку (число, месяц). После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа поручение принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов. Оплата производится по мере поступления средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования.

Плательщик может заблаговременно передавать банку платежные поручения на плановые платежи за предстоящий месяц. В этом случае платежные поручения регистрируются в специальном журнале и оплачиваются в день наступления срока платежа. Поручения по плановым платежам, сроки оплаты которых не наступили, могут быть отозваны плательщиком. Банкам рекомендуется получать от предприятий-плательщиков копии соглашений либо перечень предприятий, с которыми у них имеются соглашения о расчетах плановыми платежами.

Действующее Положение о безналичных расчетах предусматривает порядок расчетов платежными поручениями при оплате денежных переводов через предприятия связи. Предприятиям и организациям предоставлено право без ограничения суммы осуществлять денежные переводы через предприятия связи на следующие цели:

на имя отдельных граждан причитающихся им лично средств (пенсии, алименты, заработная плата, командировочные расходы, авторский гонорар);

предприятиям в местах, где нет учреждения банка, на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих, по заготовке сельскохозяйственной продукции.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:

относительно простой и быстрый документооборот;

ускорение движения денежных средств;

возможность плательщика по предварительной проверке качества оплачиваемых товаров или услуг;

возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

Расчеты платежными требованиями-поручениями

 Платежное   требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен также прием требований-поручений на инкассо в банке поставщика.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. День поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится па следующий день по истечении срока акцепта. Например, 25/Х (пятница) платежное требование-поручение поступило в банк плательщика; 26/Х, 27/Х   выходные дни; 28/Х, 29/Х, ЗО/Х срок предварительного акцента; 31/Х - оплата.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней. Например, 25/Х (пятница) — поступление расчетного документа в банк и его оплата ; 26/Х, 27/Х — выходные дни (в расчет не берутся); 28/Х, 29/Х, ЗО/Х - дни заявления последующего акцепта.

До конца 80-х годов преобладающей формой акцепта, используемой на практике, был отрицательный акцепт последующего характера, поскольку данная форма акцепта ускоряет движение денежных средств и получение платежа. В период 1990-1991 г.г. в связи с организационными изменениями в расчетах (появлением большого числа новых хозяйствующих субъектов, новых коммерческих банков, переводом последних на расчеты через РКЦ) основной формой акцепта стал отрицательный акцепт предварительного характера.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенное в действие в 1992 г., предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются:

товар не заказан;

счет бестоварный;

товар ранее оплачен;

отсутствует согласованная цена;

отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;

3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе "Сумма к платежу" плательщик проставляет сумму, которую согласен оплатить.

В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.

В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.

Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями (при иногородних расчетах, условии полного акцепта плательщика и единой системой ЭВМ) может быть представлена следующим образом (рис.2):

Рис. 2. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги

платежными требованиями-поручениями

1 - отгрузка продукции, оказание услуг;

2 - выписка комплекта платежных требований-поручений и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика;

3 - передача полученных документов для акцепта;

4 - возврат платежных требований-поручений с акцептом плательщика;

5 - передача документов на ВЦ для списания средств со счета плательщика;

6 - оформление документов, прошедших через ВЦ, и передача их в РКЦ;

7 - оформление кредитового авизо и отсылка его с экземпляром платежного требования-поручения (2-й экземпляр) в адрес РКЦ (филиал Б) с одновременным списанием средств с корреспондентского счета банка плательщика;

8 - зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика;

9 - списание средств с корреспондентского счета поставщика и зачисление их на расчетный счет поставщика;

10 - выписка из расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному требованию-поручению.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, являющиеся новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), сочетают в себе достоинства как отмененных с 1992 г. расчетов платежными требованиями, так и действующих расчетов платежными поручениями. При этом:

ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа - поставщик сразу после отгрузки продукции или оказания услуг;

платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика с целью проверки выполнения последним условий хозяйственного договора.

Чековая форма расчетов

 Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

В настоящее время использование в платежном обороте Российской Федерации расчетных чеков регламентируется Положением о чеках от 1 арта 1992 г., Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 1 июля 1992 г., а также поступающими дополнительными указаниями ЦБР. С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации находятся расчетные чеки единого образца с грифом «Россия». Эти чеки используются в расчетах только на территории Российской Федерации, при этом с 15 ноября 1992 г. согласно указаниям ЦБР они могут применяться лишь при одногородних (местных) расчетах и только юридическими лицами.

Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете "Расчетные чеки", что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам. Непокрытые расчетные чеки - это чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка в пределах суммы, учитываемой на внебалансовом счете "Гарантии, поручительства, выданные банком".

В настоящее время согласно указаниям ЦБР предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Одновременно с заявлением клиент представляет в банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного счета на счет "Расчетные чеки" в банке и только после депонирования этих средств имеет право на получение чеков. Коммерческий банк производит оформление чеков, указывая на них:

наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение;

наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке:

предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека);

 подпись должностного лица банка и печать.

Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования чеками и предупредить об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток, произошедший в результате утраты или похищения чеков, несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:

наименование банка плательщика и его реквизиты;

название «чековая карточка» и ее номер;

наименование чекодателя;

образец подписи чекодателя;

номер лицевого счета чекодателя.

На оборотной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:

чек выписан на сумму, не превышающую лимит по нему;

подпись чекодателя в чеке и чековой карточке идентична;

номера счета чекодателя в чеке и карточке одинаковы;

чек должен быть предъявлен в банк в течение 10 дней со дня его выписки;

чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью банка.

Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.

Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:

сумму платежа (цифрами и прописью);

наименование получателя платежа;

место выписки чека;

дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).

Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:

сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке;

подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.

Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).

Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя. а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка. Расчеты между банками чекодателя и чекодержателя идут через РКЦ и ЦБР. Правила совершения таких расчетов в настоящее время следующие.

Главные территориальные управления ЦБР возлагают проведение операций по расчетам чеками внутри города на какой-либо один РКЦ. В этом РКЦ каждому коммерческому банку открывается отдельный счет. На этот счет коммерческие банки должны перечислять все суммы, которые задепонированы их клиентами для расчетов по чекам. При расчетах чеками списание средств РКЦ с банка плательщика может производиться только при наличии у данного банка на счете в РКЦ достаточной суммы средств. Дебетовое сальдо по счетам РКЦ для проведения расчетов по чекам не допускается.

РКЦ и коммерческие банки, использующие расчеты чеками, заключают специальное межбанковское соглашение о порядке и правилах расчетов чеками. Выдача бланков чеков коммерческим банкам производится РКЦ но заявлению, подписанному лицом, уполномоченным распоряжаться корреспондентским счетом данного банка. Кассир РКЦ на заявлении и талоне к нему отмечает номера выдаваемых чеков и передает эту информацию операционисту, ведущему отдельный счет данного коммерческого банка по чекам. К платежу через РКЦ принимаются только те чеки, номера которых зарегистрированы в РКЦ. Бланки чеков в коммерческих банках и в РКЦ учитываются как «Бланки строгой отчетности».

При установлении фактов нарушения установленного порядка учета, хранения и использования бланков чеков коммерческие банки лишаются лицензии на осуществление банковских операций (рис.3).

Рис.3. Схема документооборота при расчетах чеками с грифом «Россия»

(во внутригородском, местном обороте)

1 - сдача в банк заявления на получение чеков и платежного поручения на депонирование средств для расчетов чеками на отдельном счете «Расчетные чеки»;

2 - списание средств с расчетного счета плательщика и зачисление их на счет «Расчетные чеки»;

3 - возврат плательщику оформленных банком бланков чеков вместе с идентификационной карточкой;

4 - перечисление задепонированных на счете «Расчетные чеки» средств в РКЦ;

5 - выписка чека плательщиком и вручение его поставщику

6 - сдача чеков в банк на инкассо при реестре (в 4 экземплярах);

7 - передача чека с реестром (в 2 экземплярах) в РКЦ;

8 - зачисление средств в РКЦ на корреспондентский счет банка поставщика;

9 - пересылка в банк поставщика реестров чеков;

10 - списание средств с корреспондентского счета банка и зачисление средств на расчетный счет поставщика.

Наряду с использованием в расчетах чеков с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из лимитированных чековых книжек.

Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита.

Однако в отличие от прежнего порядка средства по таким чекам зачисляются получателю на основании кредитового авизо только после списания средств со счета чекодателя. Это происходит следующим образом. Клиент, с которым рассчитались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк. Тот, в свою очередь, посылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа составляется кредитовое авизо и отправляется обратно в банк клиента - получателя чека. Только тогда средства зачисляются на расчетный счет предприятию-поставщику.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы». Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т.е. может быть использован только один источник платежа.

Непокрытым считается аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случаев плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плательщиком и поставщиком, где оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др.

Основанием для открытия аккредитива плательщиком является телеграмма поставщика, что товар готов к отгрузке. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление на стандартизированном бланке, где обязан указать:

  1.  номер договора, в соответствии с которым открывается аккредитив;
  2.  срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);
  3.  наименование плательщика и номер его счета;
  4.  наименование и номер банка плательщика;
  5.  наименование поставщика и номер его счета;
  6.  наименование и номер банка поставщика;
  7.  полное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, рок их представления и порядок оформления;
  8.  порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта);
  9.  вид аккредитива;
  10.  сумма аккредитива и другие необходимые данные.

Представленное заявление регистрируется банком плательщика в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету "Аккредитивы к оплате". Заявление на открытие аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива (обычно в пяти экземплярах).

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива, правильность оформления документов и только после этого производит выплаты по аккредитиву.

Реестр счетов-фактур представляется поставщиком банку в 3 экземплярах, из которых 1-й экземпляр используется в качестве основания для списания средств со счета «Аккредитивы» и зачисления их на расчетный счет поставщика, 3-й экземпляр выдается поставщику с распиской банка в приеме документов, 2-й экземпляр с приложением товарно-транспортных документов и отметкой об использовании аккредитива (в полной или частичной сумме) отсылается банку плательщика для вручения последнему и одновременно отражается по расходу внебалансового счета «Аккредитивы к оплате».

Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то он должен представить в банк поставщика:

свой паспорт или другой заменяющий его документ;

заполнить карточку образцов подписей;

командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.

Акцепт уполномоченного оформляется следующей надписью на реестре счетов-фактур:

"Акцептован за счет аккредитива от ______________

              (дата)

уполномоченным ___________________________________

                                                  (наименование организации покупателя)

подпись _______                                     дата ______".

Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

  1.  по истечении срока аккредитива;
  2.  по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока. Банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;
  3.  по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. Аккредитив закрывается или уменьшается в день получения извещения от банка-эмитента.

Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонировались средства (рис.4).

Рис.4. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов

  1.  заявление на открытие аккредитива;
  2.  учет открываемого аккредитива в банке плательщика, передача документов на ВЦ для перевода денег в банк поставщика:
  3.  оформление документов, прошедших через ВЦ, и передача их в РКЦ;
  4.  оформление кредитового авизо и отсылка его с заявлениями плательщика (2-й, 3-й и 4-й экземпляры) в адрес РКЦ (филиал Б);
  5.  отсылка дебетового авизо в РКЦ (филиал А) с одновременным зачислением средств на корреспондентский счет банка поставщика, передача документов в банк поставщика;
  6.  бронирование средств на отдельном счете «Аккредитивы» для расчетов с поставщиком;
  7.  уведомление поставщика об открытии в его адрес аккредитива (передача 3-го экземпляра заявления плательщика);
  8.  отгрузка товара покупателю;
  9.  передача реестра счетов, транспортных и других документов, подтверждающих отгрузку товаров, для получения платежа;
  10.  зачисление средств на счет поставщика;
  11.  пересылка реестра с приложением счетов-фактур и отгрузочных документов;
  12.  расход внебалансового счета "Аккредитивы к оплате";
  13.  передача реестров, счетов-фактур и транспортных документов покупателю (плательщику).

Вексельная форма расчетов

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя. Коммерческий кредит в товарной форме с использованием вексельного обращения ранее уже использовался в практике хозяйственного строительства. Его ликвидация в ходе кредитной реформы 1930—-1932 гг. была обусловлена переходом народного хозяйства к системе прямого централизованного планирования, при котором этот вид кредита не увязывался с директивными, административно-командными методами управления экономикой. Современный перевод предприятий всех отраслей хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование, появление новых коммерческих предпринимательских структур создают все необходимые предпосылки для возрождения коммерческого кредитования.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991г.  «О применении векселей в хозяйственном обороте  РСФСР» на юридической основе разрешено всем предприятиям и организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг в кредит, используя для оформления таких сделок векселя. Впредь до принятия законодательства о вексельном праве банки в своей работе по совершенствованию операций с векселями руководствуются Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г., а также Рекомендациями ЦБР по использованию векселей в хозяйственном обороте (сентябрь 1991 г.).

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты, обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводный вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:

векселедатель (трассант), выдающий вексель;

плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;

векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.

Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п. с обязательным проставлением подписи плательщика.

Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы. К обязательным вексельным реквизитам относятся:

вексельная метка, т.е. обозначение документа словом «вексель», выраженное на том же языке, на котором написан документ;

место и время составления векселя (день, месяц и год составления);

обещание уплатить определенную денежную сумму;

указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);

срок платежа;

место платежа;

наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;

подпись векселедателя представляется им собственноручно рукописным путем.

В отличие от простого векселя, где плательщиком является ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЬ, в переводном векселе плательщиком является особое лицо - ТРАССАТ. Наименование последнего является дополнительным обязательным реквизитом переводного векселя. Обычно обозначение плательщика (трассата) производится проставлением названного лица в левом нижнем углу на лицевой стороне векселя. Вместо слов «обязуюсь оплатить», как это имеется в простом векселе, в переводном записывается приказ уплатить: «заплатите», «платите».

Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.

Аваль оформляется специальной надписью авалиста, которая делается на лицевой стороне векселя или на добавочном листе к векселю (аллонже). В авале указывают, за кого выдана банком гарантия, место и дата выдачи, проставляются подписи двух первых должностных лиц банка и его печать. Авалированные банком векселя приходуются по его внебалансовому счету «Гарантии, поручительства, выданные банком».

Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность за платеж по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к нему переходят все права, вытекающие из векселя.

Авалирование векселей повышает их надежность, способствует развитию вексельного обращения.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве средства платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента). Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им платежа по данному векселю. Векселедержатель на оборотной стороне векселя либо на добавочном листе (аллонже) пишет слова: «платите приказу» или «платите вместо меня (нас с указанием того, к кому переходит платеж. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, - индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидарную ответственность за платежи. Возможность индоссирования векселей должна расширить границы их использования, превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.

Все передаточные надписи на векселе, его акцепт или аваль оформляются в пределах установленного срока платежа. Срок платежа по векселю является обязательным реквизитом, и его отсутствие делает вексель недействительным. Существуют 4 способа установления срока платежа по векселю:

  1.  срок на определенный день. Выражается в виде записи «обязуюсь заплатить 30 декабря 1993 г.»;
  2.  срок по предъявлении - подлежит оплате в день предъявления к платежу. Максимальный срок, который устанавливается для предъявления векселя к платежу, - 1 год со дня выписки;
  3.  во столько-то времени от составления векселя. Здесь возможно несколько вариантов:
  4.   через определенное количество дней. Срок платежа считается наступившим в последний из этих дней. День выписки векселя в расчет не принимается. Например, по векселю с датой 1 мая 1993 г. и со сроком векселя через 20 дней - срок платежа 21 мая 1993 г..
  5.   через определенное количество месяцев. В данном случае срок платежа падает на то число последнего месяца, которое соответствует числу написания векселя, а если в этом последнем месяце такого числа нет, то в последнее число этого месяца. Например, по векселю, выписанному 30 января на один месяц, срок платежа наступит 28 февраля, а по этому же векселю с платежом через 2 месяца —- 30 марта;
  6.   на начало месяца, середину месяца, конец месяца. В данном случае срок платежа будет соответственно: 1-е число, 15-е число и последний день месяца;
  7.  во столько-то времени по предъявлении векселя. Установление сроков платежа аналогично, как и в предыдущем способе. Вместе с тем этот способ платежа более удобен плательщику, так как дает ему возможность подготовиться к платежу. Отсчет срока платежа начинается от дня предъявления векселя к платежу.

Вексельная форма расчетов предполагает обязательное ее использование в работе банков. В частности, вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Векселя, передаваемые в банк для инкассирования, снабжаются векселедержателем предпоручительной надписью на имя данного банка со словами: «для получения платежа» или «на инкассо». Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения. За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от клиента комиссионное вознаграждение в виде процента с полученной суммы платежа. Кроме того, банк взимает с клиента все расходы, связанные с отсылкой и присылкой документов, а также расходы, связанные с опротестованием векселя в случае несогласия плательщика платить по данному векселю или при его неплатежеспособности.

Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ от платежа по векселю. Действующее законодательство предусматривает предъявление векселя в нотариальную контору для совершения протеста в неплатеже на следующий день после истечения даты платежа по векселю не позднее 12 часов дня. Банк, который не выполняет поручение клиента по инкассированию векселей, несет ответственность за своевременное их опротестование.

Вексель, не оплаченный в установленный срок, предъявляется нотариальной конторе с описью, которая содержит следующие данные:

подробное наименование и адрес векселедателя, чей вексель подлежит протесту;

срок платежа по векселю;

сумма платежа;

подробное наименование всех индоссантов векселя и их адреса;

причина протеста;

название балка, от имени которого совершается протест.

Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъявляет его плательщику с требованием о платеже. Если плательщик в установленный срок сделает платеж по векселю, то этот вексель возвращается плательщику с надписью о получении платежа.

Если на требование нотариальной конторы произвести платеж по векселю плательщик отвечает отказом, нотариусом составляется акт о протесте векселя в неплатеже. Одновременно он заносит в специальный реестр, который ведется в конторе, все данные по опротестованному векселю, а на лицевой стороне самого векселя ставит отметку о протесте (слово «опротестовано», дату, подпись, печать).

После совершения процедуры протеста вексель через банк возвращается векселедержателю, который получает право на взыскание суммы платежа по векселю в судебном порядке. Причем, если на векселе были сделаны индоссаменты, последний векселедержатель, который не получил платеж, может предъявить иск к любому индоссанту. Для предъявления векселедержателем иска установлены сроки вексельной давности, которые различны в зависимости от характера ответственности каждого участника векселя: к акцептанту переводного векселя - 3 года; к векселедателю простого векселя или индоссанту переводного векселя - 1 год; для исковых требований индоссантов друг к другу - 6 месяцев.

Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным.

Для банка - это один из источников получения прибыли. Кроме того, в процессе совершения инкассовых операций на корреспондентском счете коммерческого банка сосредоточиваются значительные средства, которые он может пустить в оборот.

В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домици-лянта, т.е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по своевременному совершению платежа по векселю. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «платеж в банке», помещенные под подписью плательщика.

Для банка эта операция является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение, и в то же время, выступая в качестве домицилянта, банк не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Клиент-плательщик сам обязан к сроку платежа по векселю либо обеспечить поступление необходимых денежных средств на свой счет в банк, либо заранее забронировать сумму платежа на отдельном счете. В противном случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется в обычном порядке против векселедателя.

Факторинг

Термин "факторинг" от англ. - посредник. В факторинговых операциях участвуют три стороны: 1)фактор-посредник, которым может быть коммерческий банк или факторинговая компания; 2)поставщик; 3)покупатель. Т.о. факторинг - это комиссионно-посреднические услуги, оказываемые фактором клиенту с целью инкассирования дебиторских счетов клиентов и получения причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору.

Во втором случае факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки бронируются на отдельном счете на случай претензий покупателя к клиенту по качеству продукции, ее цене и т.п. За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента: а) комиссионные (за инкассацию счетов); б) процент по факторинговому кредиту.

Факторинг с финансированием (кредитом) бывает: а) открытый, когда плательщик уведомлен о переуступке счетов-фактур факторинговой компании; б) закрытый (конфиденциальный), когда плательщик не уведомлен о переуступке и ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа погашает кредит факторинговой компании.

Кроме "дисконтирования фактур" факторинговая компания может:

вести полный бухучет дебиторской задолженности;

консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т.д.;

информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.;

предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг).

Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор.

Кассовые операции

Налично-денежный оборот составляет около 20% всего денежного оборота. Наличные деньги, обращающиеся на территории России (банкноты, металлическая монета), являются кредитными деньгами. Выпуск денег в обращение  осуществляется в порядке кредитования хозяйства. Исключительное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит ЦБР в соответствии с его основной функцией эмиссионного центра страны.

ЦБР определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. На ЦБР, как эмиссионный центр страны, возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы.

Методами регулирования денежного оборота со стороны ЦБР являются: регулирование объемов кредита, предоставляемого ЦБР коммерческим банкам;  валютная интервенция; операции с ценными бумагами; установление норм обязательных резервов, подлежащих депонированию коммерческими банками в ЦБР; определение процентных ставок по кредитам, предоставляемым ЦБР коммерческим банкам.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются инструктивными материалами ЦБР в пределах Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР". В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБР от 22 сентября 1993 г. № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами банк должен иметь соответствующее единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещение касс, контрольно-кассовые машины.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк для зачисления на счета в порядке и сроки, согласованные с банком.

Для установления лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки в банк предприятия в начале 1 квартала представляют в банк специальную заявку-расчет. В ней предприятия показывают месячный объем денежных поступлений, предполагаемый расход из выручки наличными деньгами, сумму среднедневной выручки, порядок и сроки сдачи выручки в банк, лимит остатка кассы. Лимит остатка наличных денег в кассах предприятий устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для нормальной работы с утра следующего дня. Для предприятий, сдающих выручку на следующий день, размер лимита должен быть не более среднедневной выручки. Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды.

Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета банков на основе заключенных договоров.

Своевременность и полнота сдачи наличных денег в банк контролируются экономистами банка. Текущий контроль ведется по контрольным ведомостям экономистами по кассовому плану, а последующий – в ходе проверок банками соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. 100б "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций применяются меры финансовой ответственности.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждый банк имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Из оборотной кассы происходит и выдача наличных денег предприятиям и организациям. При этом банк должен организовать рациональный денежный оборот, т. е. стремиться удовлетворить потребности по выдаче денег клиентам за счет собственных поступлений, не обращаясь в ЦБР за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется в ходе составления и исполнения коммерческими банками квартального оперативного кассового прогноза. Все предприятия, организации и учреждения за 65 дней до планируемого квартала представляют в банк кассовые заявки, определяющие приход, расход и сроки получения из банка наличных денег. На основании этих заявок банк составляет расчет кассового прогноза, в ходе исполнения которого и осуществляется кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками.

Для приема и выдачи денег, других ценностей в каждом банке имеется отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчета денежной выручки, поступающей через инкассаторский аппарат. Вечерние кассы существуют только для приема денег в вечернее время. Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов.

Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными деньгами. Объявление состоит из трех частей: объявления, квитанции и ордера, которые заполняются вносителем денег. В объявлении указывают: от кого принимаются деньги  и на какой счет они зачисляются, сумма цифрами и прописью, назначение взноса. В ордере указывают символ кассовых оборотов, например, символ поступлений выручки торговых предприятий – 02, символ поступлений на счета во вклады граждан – 16. При взносе денег по объявлениям операционные работники проверяют правильность заполнения документа, ставят свою подпись и заносят в кассовый журнал по приходу все реквизиты по данной денежной операции: род операции (03); номер документа; счет, на который зачисляются деньги; символ кассовых оборотов; сумму документа. Кассовый журнал ведется по дням, отдельно по приходу и расходу. Затем операционный работник передает объявление на взнос наличными вместе с кассовым журналом в приходную кассу. Кассир расписывается в журнале и вызывает вносителя денег - клиента. Далее кассир проверяет наличие и тождественность подписей операционных работников, сличает сумму, указанную в документе. Кассир принимает деньги от клиента с полистным пересчетом, для чего  все банки снабжены машинами для счета денег. Если клиент сдает деньги для зачисления на разные счета по нескольким документам, кассир должен принять деньги по каждому документу отдельно.

Возможна сдача денег через аппарат инкассации. Прием сумок с деньгами от аппарата инкассации после окончания операционного дня осуществляют вечерние кассы. При приеме сумок кассир вечерней кассы проверяет накладные и явочную карточку. В накладной указываются сумма денег в сумке, номер счета, на который должны быть зачислены деньги, символы кассовых оборотов, опись сдаваемых денег. Кассир сверяет пломбы на сумках с имеющимися у него образцами оттисков пломбиров. Бухгалтер-контролер регистрирует сумки в журнале учета принятых сумок с денежной наличностью, в котором отмечаются номера сумок, сумма по накладным. В журнале ставят подписи инкассаторы, кассир и бухгалтер-контролер. Прием сумок производится от старшего инкассатора в присутствии всех инкассаторов бригады. После приема сумок кассир и бухгалтер-контролер подписывают два экземпляра маршрутного листа и выдают инкассаторам второй, скрепленный печатью кассы. Об общем количестве принятых сумок с денежной наличностью составляется справка, в которой указываются количество принятых сумок на объявленную сумму, сумма наличности в сумках. После сопоставления фактического наличия денег с данными препроводительных ведомостей на утро следующего дня заведующий кассой передает накладные для оформления операций по зачислению денег в операционную кассу и на счета клиентов, а препроводительные ведомости подшиваются в кассовые документы дня.

Новым видом услуг является прием денежной наличности в бауле. Клиенты приносят баулы сами и оставляют их для пересчета и приема денег в приходной кассе. В баул клиентом вкладываются препроводительная ведомость и покупюрная опись денег, находящихся в бауле. Кассир приходной кассы пересчитывает деньги в присутствии контролера. Работу контролера осуществляет заведующий кассой. После пересчета денег кассир составляет контрольную ведомость с указанием суммы вложенных в баул денег, суммы излишков или недостач (если такие имеются), фамилий кассира и контролера, принимавших деньги. Составляется и купюрная опись – справка о количестве денежных билетов, обнаруженных в сумке с выручкой. Позже из операционного отдела приносят два экземпляра приходного кассового ордера на сумму фактически принятых денег. Кассир подписывает оба экземпляра кассового ордера. Второй экземпляр отдается операционному работнику, а первый подшивается в кассовые документы дня.

Принятые в течение операционного дня деньги кассир формирует и вместе с приходными документами и сводной справкой отдает заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег. В этой книге указывается, сколько денег каждый день получает от заведующего кассой кассир расходной кассы и сколько денег получает заведующий кассой от кассира приходной кассы.

При согласовании с предприятиями, организациями и учреждениями конкретных сроков выдачи денег на заработную плату коммерческие банки учитывают необходимость распределения выдач по возможности равномерно по дням месяца в целом по банку. Учреждения банков осуществляют контроль за соблюдением установленных сроков выдачи заработной платы, что обеспечивает бесперебойное и своевременное удовлетворение обоснованных требований хозяйства на наличные деньги. Выдача наличных денег на выплату заработной платы и стипендий по срокам, приходящимся на субботу и воскресенье, может быть произведена в четверг и пятницу.

К началу каждого рабочего дня отделом денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. С учетом этого для совершения расходных операций заведующий кассой выдает под отчет кассирам расходных касс необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег. В книгу записывается сумма денег, которую заведующий кассой выдает кассиру в начале рабочего дня. В конце дня в книгу заносится сумма неизрасходованных средств, которую кассир расходной кассы сдает заведующему.

Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из  денежных чековых книжек. Денежные чеки предприятия, организации вначале представляют операционным работникам. Операционист тщательно проверяет чек – сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с имеющимися у него образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выдачи чека, наименование получателя и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются. Владелец счета обязан указать на обороте денежного чека назначение сумм. Полученные деньги должны расходоваться на те цели, которые указаны в чеке.

Проверив правильность заполнения чека, операционист отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу. Затем на основании чека заполняется кассовый журнал по расходу: род операции (03); номер документа (три последние цифры по номеру чека); счет клиента, с которого будут списаны деньги; символы кассовых операций (выдачи на оплату труда – 407, пенсии и пособия – 506, на хозяйственные расходы – 539 и т.д.); суммы по символам и общая сумма документа. Далее чек передается операционным работником в кассу. Получив чек, кассир проверяет подписи операционного работника и контролера, сличает сумму на чеке цифрами и прописью, проверяет, есть ли расписка клиента в получении денег. Затем вызывает получателя денег по номеру чека, спрашивает сумму, которую тот получает. После этого сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает марку к чеку. Далее кассир подготавливает необходимую сумму денег, выдает их и после этого подписывает чек.

Снятие денег со счета клиента производится в день получения их в кассе.

Из расходной кассы деньги могут выдаваться по расходным кассовым ордерам, которые выписываются бухгалтерией. При погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, представительских и при других расходах выписывается расходный кассовый ордер. В ордере указывают, кому и на какие цели выдаются деньги, номер счета, на который они будут зачислены.

В конце операционного дня кассир расходной кассы сверяет сумму принятых им под отчет от заведующего кассой денег с суммой расходных документов за день и фактическим остатком денег. После этого он составляет сводную отчетную справку о сумме выданных денег и полученной под отчет сумме. В справке указываются фамилия кассира расходной кассы, количество расходных документов за день, сумма расхода, сумма денег, полученная под отчет в начале рабочего дня. Кассир сверяет сумму расхода по справке с записями в расходном кассовом журнале. Остаток денег и расходные кассовые документы вместе с отчетной справкой кассир сдает заведующему кассой под расписку в книге учета выданных и полученных денег. Утром кассир расходной кассы расписывается в этой книге о том, что получил от заведующего определенную сумму денег, а в конце рабочего дня заведующий кассой расписывается за принятые от кассира расходной кассы документы и остаток денег.

27

Лекции по дисциплине "Банки и банковская деятельность"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68252. МЕТОДОЛОГІЯ ПРОГНОЗУВАННЯ РОЗВИТКУ АНОМАЛІЙ АНТРОПОГЕННОГО ПОХОДЖЕННЯ НА ОСНОВІ ЛОГІКО-АЛГЕБРАЇЧНИХ МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСУВАННЯ ДАНИХ МОНІТОРИНГУ ЕКОСИСТЕМ 2.19 MB
  Методи та засоби дистанційного зондування Землі дозволяють одержувати різні види даних про об’єкти і явища в глобальному масштабі з високим просторовим і часовим розрізненням. Однак для вирішення задач що пов’язані із прогнозуванням динаміки виявлених на знімках різних об’єктів або явищ...
68253. Будівельні облицювальні вироби на основі вапняно-вапнякових композицій карбонізаційного твердіння 7.63 MB
  Єдність природного походження вапна і карбонатної вторинної сировини обумовлює однорідність структури і високу міцність композицій на їхній основі. На сьогоднішній день відсутні системні дослідження формування структури карбонізованих будівельних матеріалів на основі...
68254. ФУНКЦІОНАЛІЗОВАНІ 3,3-БІС(МЕТИЛТІО)АКРИЛОНІТРИЛИ ТА ЦІАНОАЦЕТАНІЛІДИ У СИНТЕЗІ 2-ХАЛЬКОГЕНЗАМІЩЕНИХ АМІДІВ ТА НІТРИЛІВ НІКОТИНОВОЇ КИСЛОТИ 844 KB
  Метою дослідження став синтез функціоналізованих нітрилів та амідів 2-халькогенонікотинової кислоти на основі 2-заміщених 3,3-біс(метилтіо)акрилонітрилу та СНкислот, що містять нітрильну, естерну або (селено-, тіо-)амідну групу в α-положенні в умовах реакції...
68255. ДЕТЕРМІНАНТИ ТЕХНОЛОГІЧНОГО ЛІДЕРСТВА У МІЖНАРОДНОМУ БІЗНЕСІ 392 KB
  Унаслідок цих процесів відбувалося акселероване зростання технологічної компоненти сучасного розвитку а перехід до шостого технологічного укладу країнлідерів спричинив її сингулярність в основі якої лежить штучний інтелект та застосування новітніх досягнень ІКТ...
68256. УЗАГАЛЬНЕНИЙ ІТЕРАЦІЙНИЙ АЛГОРИТМ ІНДУКТИВНОГО МОДЕЛЮВАННЯ З ЗАСТОСУВАННЯМ МЕРЕЖЕВИХ ТЕХНОЛОГІЙ 842.5 KB
  Серед різноманітних методів моделювання вирізняється метод групового урахування аргументів МГУА який дозволяє будувати моделі безпосередньо за вибіркою даних без залучення додаткової апріорної інформації.
68257. Діагностика ефективності системи корпоративного управління 307.5 KB
  Суттєві зміни в соціальноекономічному розвитку України пов’язані з процесами трансформації економіки посиленням конкуренції та соціальної відповідальності бізнесу на фоні загострення економічної та фінансової кризи забезпечили подальший розвиток корпоративного сектора...
68258. ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ БІОЛОГІЧНИМИ АКТИВАМИ САДІВНИЦТВА 229 KB
  Серед Європейських держав Україна за своїм грунтово-кліматичним потенціалом має значні переваги для розвитку інтенсивного садівництва та створення його експортного потенціалу. Такі негативні тенденції створюють передумови втрати країною потенціалу садівництва і ставлять внутрішній ринок плодів і ягід у повну залежність від їх імпорту.
68259. РЕЧОВІ ПРАВА НА ЧУЖЕ ЖИТЛО 185 KB
  Чинне цивільне законодавство України передбачає речові права на чуже майно, об’єктом яких може бути житло. Основним серед таких прав є право членів сім’ї власника житла на користування цим житлом, що закріплене в ст. 405 Цивільного кодексу України, і являє собою різновид особистого сервітуту.
68260. ПРОБЛЕМА РОЗВИТКУ ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ У ХУДОЖНІЙ СПАДЩИНІ УКРАЇНСЬКИХ ПЕДАГОГІВ (др. пол. ХІХ - ХХ ст.) 180.5 KB
  Поліспектральність і багатовекторність процесу відродження національної освіти особливо її початкової ланки висуває специфічні вимоги до всебічного розвитку особистості молодшого школяра на засадах орієнтації на унікальність і неповторність кожної дитини.