79864

Сущность и экономические основы деятельности коммерческого банка

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Понятие коммерческого банка и его организационное устройство Банк это организация созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности платности и срочности. Основное назначение банка посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитнофинансовые учреждения: инвестиционные фонды страховые компании брокерские дилерские фирмы и т.

Русский

2015-02-15

113 KB

1 чел.

10

Сущность и экономические основы деятельности коммерческого банка

СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Понятие коммерческого банка и его организационное устройство. Принципы деятельности коммерческих банков. Функции коммерческих банков. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков.

Понятие коммерческого банка и его организационное устройство

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки, как субъекты финансового рынка, имеют два существенных отличия от всех других субъектов:

1) для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами - они сами размещают собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. В отличии от банков финансовые брокеры и дилеры не выпускают собственных долговых обязательств;

2) банки отличает принятие безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.

До 1987 г. банковская система включала три банка монополиста: - Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс.

Госбанк СССР, будучи эмиссионным центром, в то же время является центром краткосрочного кредитования, осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения банковской системы в механизме управления экономикой.

На первом этапе реорганизации банковской системы (начиная с 1987г.) была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:

создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);

перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

Реорганизация была проведена “сверху” административными методами. Закрепление клиентуры за спецбанками, в зависимости от ее отраслевой принадлежности, предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и др.). Кредитная система не приобрела гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.

Не изменились принципиально кредитные отношения; сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло только лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможным конкуренцию между ними.

Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.

Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской системе. Характерной особенностью нового этапа реформы является то, что он начался по инициативе “снизу”.

На втором этапе должны быть решены две задачи.

Первая из них - это создание нового денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.

Вторая задача - создание условий для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны.

Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость.

При приобретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России (ЦБР) на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

В ходе второго этапа банковской реформы сформировалась двухуровневая банковская система:

1 уровень - ЦБР;

2 уровень - коммерческие банки и другие финансовые кредитные учреждения.

ЦБР является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР - экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных средств.

Основными задачами ЦБР является регулирование денежного обращения, обеспечения устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.

Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность осуществления расчетов, в развитии форм банковской деятельности, использовании полученной прибыли, выдаче гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, определении штатов и уровня оплаты труда своих сотрудников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов. посреднические и доверительные операции и т.п.

В России все кредитные учреждения банковского типа подразделяются на два типа: собственно банки и кредитные учреждения.

Под банком понимается коммерческая организация, которая на основании лицензии ЦБР привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц, и размещает их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.

Кредитные учреждения - это юридические лица, не являющиеся банками, которым по лицензии ЦБР предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. В названии кредитных учреждений не может быть использован термин “банк” и производные от этого термина.

Банки имеют право создавать дочерние банки и дочерние кредитные учреждения.

Дочерним банком (кредитным учреждением) в России считается банк (кредитное учреждение), в котором головным банком за счет своей прибыли оплачено более 50,4 % уставного капитала, и этот факт отражен в его уставе. При этом дочерний банк (кредитное учреждение) является юридическим лицом и действует как самостоятельная коммерческая организация. Он обладает обособленным имуществом, в том числе и собственным капиталом, несет ответственность по своим обязательствам и имеет свой корреспондентский счет.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на смешанной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством, могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Для формирования уставных капиталов Российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. В соответствии с “Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской федерации”, утвержденными ЦБР 8 апреля 1993 г. под банками с участием иностранных инвестиций понимаются:

совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет резидентов - российских юридических и физических лиц и нерезидентов - иностранных юридических и физических лиц.

иностранные банки - это банки, уставной капитал которых формируется за счет средств нерезидентов - иностранных юридических и физических лиц;

филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБР. Сумма взноса хотя бы одного из иностранных пайщиков в уставной капитал совместного или иностранного банка должна быть не меньше суммы, эквивалентной 2 млн. дол. США по курсу ЦБР на дату внесения денежных средств в капитал.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключена, т.к. в соответствии с действующим законодательством уставной капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).

Для АО характерно, что собственником капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю, а не передает его банку.

Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества, где ответственность каждого участника (пайщика) ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, как правило, не имеют права выпуска акций и облигаций. Но, в некоторых случаях, это право им предоставляется дополнительно.

У банков, функционирующих как АО, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан. Акционеры отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставной капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада (за исключением некоторых особых случаев), что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью.

Акционерные банки бывают открытого и закрытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в открытой подписке.

Организационное устройство коммерческого банка соответствует общепринятой схеме управления АО. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагается также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии его филиалов и др. вопросы.

Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления, его заместителя и других членов.

В состав правления коммерческих банков обычно входят представители наиболее крупных участников банка. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.

Учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБР.

Банки представляют ЦБР или его управлению по месту нахождения коммерческого банка баланс на 1-е число месяца, квартальную оборотную ведомость и годовой бухгалтерский отчет.

В целях оперативно-кредитного обслуживания предприятий и организаций, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства, при согласовании с Главным управлением ЦБР по месту открытия филиала или представительства.

Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом.

Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

Принципы деятельности коммерческих банков

Первым основополагающим принципом деятельности коммерческих банков является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства, главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме ресурсов.

Возможность совершения специфичных банковских операций (инвестиционных, ипотечных и т.п.) определена структурой пассива банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

Вторым важным принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.

Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения.

Предоставляя ссуды, коммерческие банки исходят прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.

Государство определяет “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческих банков

Одной из важнейших функций коммерческих банков является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц.

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.

Вторая функция коммерческих банков - стимулирование накопления в хозяйстве.

Коммерческие банки должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировывать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам кредиторам банка, необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банке. В этих целях создан федеральный фонд страхования активов банковских учреждений.

Эта функция является следствием уникальной способности банков создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией и функцией кредитования банковских клиентов. Депозит возникает двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк (или предъявления срочных к оплате долговых обязательств) или же в процессе банковского кредитования. Причем эти операции различным образом отражаются на величине денежной массы в стране.

Первый случай. Клиент банка внес 10 млн. руб. и поручил зачислить эту сумму на счет до востребования. В результате этой операции в активе банковского баланса на 10 млн. руб. увеличатся кассовые остатки, а в пассиве на аналогичную сумму - депозиты. Общее количество денег в хозяйстве остается неизменным: деньги просто перешли из наличной формы в безналичную.

Второй случай. Банк выдал клиенту кредит на сумму 10 млн. руб. и зачислил эти деньги на его депозитный счет. В этом случае общее количество денег в хозяйстве возросло на 10 млн. руб., т.к. банк своей операцией создал новые платежные средства.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными субъектами - при  переходе к рынку приобретает новое содержание.

В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый Государственный банк.

Гарантом совершения платежей выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые были незначительны.

Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. В таких условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. В отличие от некоторых развитых стран (например США) действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. В соответствие с “Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР”, утвержденных постановлением Правительства РСФСР 29 декабря 1991 г. банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (инвестиционного брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда).

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории России определен Законом “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности.

Банковские операции могут производиться только на основе специальной лицензии ЦБР.

При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций в валюте РФ. Если банк, при его создании, формирует уставной капитал одновременно в рублях и иностранной валюте, то он должен готовить пакеты документов для получения двух лицензий - на совершение банковских рублевых операций и на проведение валютных операций.

За регистрацию и выдачу лицензии на совершение банковских операций с банков и других кредитных учреждений взимается плата в доход ЦБР в размере 0,1 % от суммы объявленного капитала.

За выдачу лицензии на проведение валютных операций плата установлена в размере, эквивалентном 1 тыс. дол. США.

Плата взимается и за открытие каждого филиала банка.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР.

Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка - юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала.

Учредители - юридические и физические лица - оформляют и подписывают учредительный договор. В нем определяется характер банка (паевой, акционерный и т.п.), предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале; ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; следствия, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.п.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц, его подписавших.

В том случае, когда взносы учредителей покрывают только часть уставного капитала, в учредительном договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка.

Независимо от формы организации банка на долю учредителей должно приходиться не менее 25 % общего уставного капитала банка.

Учредители коммерческого банка или лица, подписавшиеся на его акции, до начала учредительной конференции должны внести на временный расчетный счет, открытый в расчетно-кассовом центре ЦБР, не менее 10 % номинальной стоимости акций (паев), на которые они подписались. Основанием для открытия временного расчетного счета является учредительный договор.

С временного расчетного счета переводиться плата за выдачу лицензии на совершение банковских операций, оплачиваются расходы, связанные с подготовкой учредительных документов. На временный расчетный счет поступают взносы учредителей в оплату уставного капитала. На момент регистрации оплаченный капитал не может быть менее 50 % от объявленного.

Учредители банка проводят учредительное собрание (конференцию), на котором обсуждают все основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав его акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале, рассматривают проекты учредительных документов и принимают соответствующие решения.

Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление ЦБР по месту своего нахождения все документы, необходимые для регистрации банка:

  •  нотариально удостоверенное ходатайство о регистрации устава и выдачи лицензии;
  •  устав банка;
  •  учредительный договор и подписные листы;
  •  протокол учредительного собрания;
  •  список акционеров банка и заключение аудиторской организации об их финансовом положении.

Одновременно предоставляется экономическое обоснование создания банка и ряд других документов.

Не позднее одного месяца с момента поступления документов Главное управление ЦБР по месту нахождения коммерческого банка направляет в его адрес заключение о целесообразности создания банка на данной территории, и не позднее трех месяцев после рассмотрения документов в Региональном Главном управлении ЦБР совет коммерческого банка направляет заказной корреспонденцией в Главное управление по работе с коммерческими банками ЦБР все необходимые для регистрации документы.

ЦБР рассматривает ходатайства банков о выдаче им лицензий и регистрации их уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения документов. В случае положительного решения сообщение о регистрации публикуется ЦБР в печати.

В течении года после регистрации банка его уставный фонд должен быть оплачен полностью. В противном случае регистрация банка признается недействительной а банковская лицензия отзывается.

Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Решение об отзыве лицензии публикуется в печати и доводится до совета ликвидируемого коммерческого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя ЦБР. До начала работы ликвидационной комиссии оперативный контроль за деятельностью коммерческого банка и сохранности его имущества осуществляет представитель Главного управления ЦБР.

11

Лекции по дисциплине "Банки и банковская деятельность"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71642. Методы психологии 128 KB
  Вторая самая многочисленная группа включает в себя эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение эксперимент тесты; анкеты социометрия интервью и беседы приемы анализа процессов и продуктов деятельности хронометрия циклография профессиографическое описание оценка изделий...
71643. Менеджмент в предпринимательстве 284 KB
  Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.
71644. Рим превращается в мировую державу 217 KB
  Римская армия имела хорошо обученных командиров. Центурию возглавлял центурион, когортой командовал военный трибун. Начальником легиона был легат. Каждая центурия, когорта и легион имели свои эмблемы. Их несли впереди воинского подразделения. Знаком легиона был серебряный орел.
71645. Валютні рахунки та міжнародні банківські кореспондентські відносини 185.5 KB
  В Україні валютні операції регулюються Декретом Кабінету Міністрів Про систему валютного регулювання і валютного контролю та низкою інших документів уряду і Національного банку які визначають: основні принципи здійснення валютних операцій; види валют і валютних цінностей...
71646. Методы эргономики 113 KB
  По способу получения данных о деятельности оператора определяют следующие эргономические методы: психологические наблюдение эксперимент анкетирование физиологические психофизиологические электрофизиологические биотелеметрия математические имитационные статистические методы.
71647. Специфика защитных мероприятий на РОО 54 KB
  Особенности радиационных загрязнение при авариях на АЭС При разрушении ядерного реактора процесс выделения ядерного топлива не прекращается и он превращается в постоянный источник ядероактивных продуктов.
71648. Защита населения и территории при авариях на химически опасных объектах 56.5 KB
  Аварии на химически опасных объектах химическое загрязнение окружающей среды контроль химической обстановки. Химическиопасные объекты: Производящие использующие хранящие химически отравляющие вещества при аварии на которых возможно поражение людей животных растительности.
71649. ІСТОРІЯ РОЗВИТКУ ГІМНАСТИКИ 174.5 KB
  Під гімнастикою стародавні греки розуміли всі вправи, які застосовувались для фізичного розвитку. Безумовно, зміст древньогрецької гімнастики відрізняється від змісту гімнастики сучасної.
71650. Социально-экономическая и политическая обстановка в стране в 1920-30-е гг. Укрепление тоталитарного режима 90 KB
  Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКПб государственный сектор в промышленности централизованная финансовая система монополия внешней торговли Главная политическая цель -– снять социальную напряженность укрепить социальную базу...