79919

Страна превратится в пустыню, если семья не станет святыней

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

Русский

2015-02-15

45 KB

0 чел.

Классный час в 5 классе.

Страна  превратится в пустыню, если семья не станет святыней

Цель:

1.Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны.

2. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. 3.Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

4. Развивать потребность узнавать историю своей семьи.

♫ Звучит инструментальная музыка

 Учитель:  Любовь к Родине - естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине, как  к родной матери.

Посмотрите, как близки эти слова: "Родина", "родить", "родиться", "родители". (Выложить на доске листки с этими словами.)

Откуда произошло само слово «родина»?

1) Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

2) РОДИНА – страна, город, где человек родился.

Вопрос к учащимся: а можно ли сказать, что РОД- это семья?

Ученики: ДА

Учитель: в словаре Ожегова есть такое определение понятия семья: Группа живущих вместе близких родственников; объединение людей сплоченных общими интересами.

3) СЕМЬЯ– это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

У каждого из вас есть семья.

Вопрос: Почему семья? Почему семью называют семьей? Откуда появилось это слово?

А что означает слово семья, как вы думаете?

Учитель: "7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я.

Все наши воспоминания из детства, связаны с семьей. Наш стереотип поведения связан с семьей, т.е. мы ведем себя точно также,  как ведут себя родители. В ваших будущих семьях будут те же традиции, обычаи, что и в вашей нынешней семье.

Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их.

Задание: Дополни пословицу!

Семья сильна, когда над ней крыша……. одна.

Вся семья вместе, так и душа:……..    на месте

При солнышке тепло –    при матери……… добро.

Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и…… сын

На что клад, когда в семье……. лад.

В родной семье и каша….. гуще.

Задание: Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся), можно показать на фотографии.

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру         “Встаньте все те, …”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого бабушка или дедушка живут вместе с вами.

У кого есть племянники.

У кого тётя живёт в городе.

У кого семья состоит из 4 человек.

Учитель: Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

А что объединяет семью? Людей в семье?

Что для вас значит семья?

♫ Лев Лещенко «Родительский дом».

Ученики: любовь, традиции, дети, интересы, жизненные ценности.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчания печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце на веки останется в нем!

     Послушайте притчу "Ладная семья".

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА

«Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.

- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.

Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

 Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…

 Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да ответил старик: сто раз  любовь, сто раз  прощение, сто раз терпение, - это и есть основа всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель: Именно семья, наши родные и близкие помогают справляться с трудностями и проблемами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

       Издавна почитать и уважать предков, хранить память о них было не только священной обязанностью каждого, но и замечательной традицией. Пожилой человек в семье - это не обуза, а гордость, живая святыня семьи, к которой нужно относиться подобающим образом. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия - наука, занимающаяся родословием. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.

4) ГЕНЕАЛОГИЯ(греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический  – значит родословный.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

Вот посмотрите, какое родословное древо можно составить (образцы).

Родословные составлялись еще в древности для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских фамилий.

Исследовательский проект :

Чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.

Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения, национальность. Составлять мы будем с вами упрощённое древо. Смотрим и на шаблон.

Задание: Заполнить схему.

Индивидуальная помощь детям.

- Итак, кто хочет показать свою родословную.

Показ детей

- Молодцы! А дома с помощью родителей вы попробуете сделать полную родословную своей семьи.

Сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: что дорого, что свято. Я надеюсь, что вы оцените эту работу, и что рано или поздно семья для вас станет святыней.

(составить пирамиду из кубиков)

Посмотрите сколько семей. И ваш класс - это тоже семья. Школа - это тоже семья, состоящая из классов. И Украина состоит из семей.

  От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будите ли вы продолжателем этих традиций, как вы чтите традиции своей родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

(вытащить кирпичик из пирамиды)

  Если мы из фундамента уберем хоть один кирпичик не будет той сплоченной, сильной, могучей, большой страны. Уважайте свои семьи! Храните свои святыни семьи! Цените то, что у вас есть! Чтите традиции своей семьи, как малой, так и большой!

♫ Инструментальная музыка

Рефлексия.

Учитель: Ребята, а теперь подведём итоги и выразим своё отношение к сегодняшнему классному часу с помощью смайликов.

-вам было не интересно, вы разочарованы

-вам всё понравилось

-надо задуматься

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76612. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм 33.5 KB
  Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию обновить ее с учетом новых исторических реалий а не вводить конституционный демократический строй как этого хотели просветители. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. Екатерина написала для комиссии Наказ в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира Эрмитажу.
76613. Зарождение либеральной и революционной идеи в России 18 века 29.5 KB
  Русский либерализм одна из значимых тенденций общественной мысли в России. Либерализм в России возник как идеология в период кризиса феодальнокрепостнического строя конец 18 1я половина 19 в. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст приобщением высших слоев общества к европейской образованности утверждением идеалов просвещения внедрением идеи общественного договора и т.
76614. Россия и мир в 19 веке. Попытки модернизации и промышленный переворот. Развитие россии при Александре 1 30 KB
  Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел
76615. Декабризм. Исторические условия, предпосылки, программы, тактика 28.5 KB
  Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений русская публицистика и просветительская литература. Таким образом можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Несмотря на то что далеко не все было готово заговорщики решили действовать и восстание декабристов произошло в 1825 г. Но Николай 1 был предупрежден о том что готовится восстание декабристов на Сенатской площади.
76616. Николай 1. Западничество и славянофильство 35 KB
  Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения оппозиционных политике Николая I славянофилы и западники. Западники придерживались идеи о том что Россия принадлежит к европейской цивилизации и следовательно путь ее развития проходит по тем же рельсам по которым уже прошла Европа. Западники напротив верили в единство человеческой цивилизации и полагали что Россия стала цивилизованным государством лишь со времен Петра Великого благодаря именно реформам Петра. С особенным интересом западники следили за умственным...
76617. Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы 45 KB
  Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
76618. Основные направления народничества 33 KB
  езавершенность и половинчатость большинства реформ, проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвали всплеск движения революционного народничества. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией
76619. Распространение марксизма в России 34 KB
  Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Оба императора и мысли не допускали чтобы разрешить образование профсоюзов или других даже не политических рабочих организаций. В результате по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники фабричные инспектора которые разумеется чаще находились под влиянием предпринимателей нежели заботились об интересах рабочих. со своими соратниками он создал в...
76620. Россия и мир на рубеже XIX-XX веках 45 KB
  Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т. В России же промышленный переворот 90е гг. В России действовала хотя и не повсеместно рыночная система превосходящая западную ее средний уровень по своей динамике. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз в Германии в 5 во Франции в 25 в Англии в 2 раза.