79919

Страна превратится в пустыню, если семья не станет святыней

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

Русский

2015-02-15

45 KB

0 чел.

Классный час в 5 классе.

Страна  превратится в пустыню, если семья не станет святыней

Цель:

1.Показать учащимся необходимость ценить и уважать свою семью, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей страны.

2. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. 3.Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

4. Развивать потребность узнавать историю своей семьи.

♫ Звучит инструментальная музыка

 Учитель:  Любовь к Родине - естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине, как  к родной матери.

Посмотрите, как близки эти слова: "Родина", "родить", "родиться", "родители". (Выложить на доске листки с этими словами.)

Откуда произошло само слово «родина»?

1) Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

2) РОДИНА – страна, город, где человек родился.

Вопрос к учащимся: а можно ли сказать, что РОД- это семья?

Ученики: ДА

Учитель: в словаре Ожегова есть такое определение понятия семья: Группа живущих вместе близких родственников; объединение людей сплоченных общими интересами.

3) СЕМЬЯ– это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

У каждого из вас есть семья.

Вопрос: Почему семья? Почему семью называют семьей? Откуда появилось это слово?

А что означает слово семья, как вы думаете?

Учитель: "7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я.

Все наши воспоминания из детства, связаны с семьей. Наш стереотип поведения связан с семьей, т.е. мы ведем себя точно также,  как ведут себя родители. В ваших будущих семьях будут те же традиции, обычаи, что и в вашей нынешней семье.

Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их.

Задание: Дополни пословицу!

Семья сильна, когда над ней крыша……. одна.

Вся семья вместе, так и душа:……..    на месте

При солнышке тепло –    при матери……… добро.

Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и…… сын

На что клад, когда в семье……. лад.

В родной семье и каша….. гуще.

Задание: Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся), можно показать на фотографии.

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру         “Встаньте все те, …”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого бабушка или дедушка живут вместе с вами.

У кого есть племянники.

У кого тётя живёт в городе.

У кого семья состоит из 4 человек.

Учитель: Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

А что объединяет семью? Людей в семье?

Что для вас значит семья?

♫ Лев Лещенко «Родительский дом».

Ученики: любовь, традиции, дети, интересы, жизненные ценности.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчания печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце на веки останется в нем!

     Послушайте притчу "Ладная семья".

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА

«Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.

- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.

Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

 Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…

 Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да ответил старик: сто раз  любовь, сто раз  прощение, сто раз терпение, - это и есть основа всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель: Именно семья, наши родные и близкие помогают справляться с трудностями и проблемами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

       Издавна почитать и уважать предков, хранить память о них было не только священной обязанностью каждого, но и замечательной традицией. Пожилой человек в семье - это не обуза, а гордость, живая святыня семьи, к которой нужно относиться подобающим образом. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия - наука, занимающаяся родословием. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.

4) ГЕНЕАЛОГИЯ(греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический  – значит родословный.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

Вот посмотрите, какое родословное древо можно составить (образцы).

Родословные составлялись еще в древности для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских фамилий.

Исследовательский проект :

Чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.

Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения, национальность. Составлять мы будем с вами упрощённое древо. Смотрим и на шаблон.

Задание: Заполнить схему.

Индивидуальная помощь детям.

- Итак, кто хочет показать свою родословную.

Показ детей

- Молодцы! А дома с помощью родителей вы попробуете сделать полную родословную своей семьи.

Сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: что дорого, что свято. Я надеюсь, что вы оцените эту работу, и что рано или поздно семья для вас станет святыней.

(составить пирамиду из кубиков)

Посмотрите сколько семей. И ваш класс - это тоже семья. Школа - это тоже семья, состоящая из классов. И Украина состоит из семей.

  От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будите ли вы продолжателем этих традиций, как вы чтите традиции своей родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

(вытащить кирпичик из пирамиды)

  Если мы из фундамента уберем хоть один кирпичик не будет той сплоченной, сильной, могучей, большой страны. Уважайте свои семьи! Храните свои святыни семьи! Цените то, что у вас есть! Чтите традиции своей семьи, как малой, так и большой!

♫ Инструментальная музыка

Рефлексия.

Учитель: Ребята, а теперь подведём итоги и выразим своё отношение к сегодняшнему классному часу с помощью смайликов.

-вам было не интересно, вы разочарованы

-вам всё понравилось

-надо задуматься

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12701. Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа 1.04 MB
  Лабораторная работа №1 Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучаю...
12702. Построение линии пересечения поверхностей 359.5 KB
  Лабораторная работа №3 Построение линии пересечения поверхностей ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерная графи...
12703. Построение трехмерной модели предмета. Построение комплексного чертежа предмета 2.3 MB
  Лабораторная работа №3 Часть 1.Построение трехмерной модели предмета Часть 2. Построение комплексного чертежа предмета ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерна
12704. Моделирование сборочной единицы в системе КОМПАС -3D 2.87 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D. Лабораторная работа. Моделирование сборочной единицы. Содержание. Введение. 1. Задание..5 2.. Моделирование сборочной единицы.6 ...
12705. Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей, входящих в состав сборочной единицы 2.31 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D Лабораторная работа №1 Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей входящих в состав сборочной единицы Содержание. Введение. 1. Задание
12706. Организация военно-патриотического воспитания подростков на примере деятельности клуба Мужество 270.5 KB
  Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение.
12707. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем 3.66 MB
  И.В.Черных. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем. Содержание 1. Общие сведения 52. Запуск Simulink 53. Обозреватель разделов библиотеки Simulink 64. Создание модели 85. Окно модели 106. Основные приемы подготовки и редактирования модели 11 6.1. Добавление текстовых надпис...
12708. ЗАКОНЫ КИРХГОФА И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИНЕЙНОЙ РЕЗИСТИВНОЙ ЦЕПИ 95 KB
  ЗАКОНЫ КИРХГОФА И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИНЕЙНОЙ РЕЗИСТИВНОЙ ЦЕПИ Лабораторная работа 1 по дисциплине Электротехника Цель работы. Проверить справедливость законов Кирхгофа а также основных принципов свойств и теорем линейных цепей на примере р...
12709. Создание буклета «Планшет» 2.65 MB
  Упражнение 5. Создание буклета Планшет Рис.6.1.Готовый буклет Цель упражнения: освоить создание и редактирование текстовых объектов и эффект обтекания текстом. 1. Создаем новый документ с размерами рабочего листа...