79945

Товар как объект коммерческого права. Понятие товара

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Перечень товаров которые не могут находиться в торговом обороте определен Указом Президента РФ О видах продукции работ услуг и отходов производства свободная реализация которых запрещена № 179 от 22. Данный указ был принят в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности см. к товарам полностью произведенным в данной стране относит следующие виды продукции: полезные ископаемые...

Русский

2015-02-15

143 KB

3 чел.

Лекция 3

Товар как объект коммерческого права. Понятие товара

Основными объектами коммерческого права являются товары. Товары выступают объектом гражданских прав. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России № 242-ст от 11.08.1999 г., определяет, что товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с указанным стандартом товары подразделяются на две группы по их назначению:

1) товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Отметим, что ст. 129 определяет правовой режим оборотоспособности объектов гражданских прав, что распространяется и на товары. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Перечень товаров, которые не могут находиться в торговом обороте, определен Указом Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» № 179 от 22.02.1992 г. Данный указ был принят в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности (см. вкладку 5).

Отметим, что товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для понимания объектов коммерческого права важно учитывать специфику коммерческой деятельности.

Что касается торгового оборота, то он характеризуется принципиальным отличием от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар» вообще не свойствен и лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК РФ), то для коммерческого права он является одним из основополагающих (см. вкладку 6).

Определение понятия «товар» содержится в ряде законов. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.05.2006 г. определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. (ч. 1) в ст. 38 дает следующее определение товара — это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать следующими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения.

Выше мы отметили, что необходимым и существенным признаком объектов торгового права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых договоров и менять собственника. Для определения понятия объектов торгового права также необходимо выявление различий торгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движение товаров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятие гражданского (имущественного) оборота является более широким. Гражданский оборот включает в свое содержание такие безвозмездные действия, как дарение, завещание, по самой идее несогласуемые с понятием экономического (торгового) оборота.

Соотношение понятия товар и продукция

Очень часто в коммерческих правоотношениях понятие «товар» заменяется понятием «продукция». Выше мы отмечали, что товаром являются изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. (ч. 1) в ст. 136 таким образом определяет продукцию как поступления, полученные в результате использования имущества. Федеральный закон от 7.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следующим образом определяет, что продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В Налоговом кодексе РФ (ч. 2), в ст. 346.34 приводится следующее определение: продукция — это полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ.

Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. к товарам, полностью произведенным в данной стране, относит следующие виды продукции:

полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

продукцию растительного происхождения, выращенную или собранную в данной стране;

животных, родившихся и выращенных в данной стране;

продукцию, полученную в данной стране из выращенных в ней животных;

продукцию, полученную в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

продукцию морского рыболовного промысла и другую продукцию морского промысла, полученную судном данной страны;

продукцию, полученную на борту перерабатывающего судна данной страны;

продукцию, полученную с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

продукцию высоких технологий, полученную на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции.

Таким образом, продукция — это тоже товар. Какую группу товаров традиционно именуют продукцией? Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ № 242-ст от 11.08.1999 г., введенный на территории РФ с 1 января 2000 г., подразделяет все товары на две группы:

1) товары народного потребления, которыми являются товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) товары производственного назначения, которыми являются товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары. Именно товары производственного назначения традиционно называют продукцией. Но следует отметить, что Общероссийский классификатор продукции включает обе группы товаров: и товары народного потреблени, и товары производственного назначения.

Таким образом, основным видом объектов коммерческого права являются материальные предметы, имеющие вещественную форму (вещи). Вместе с тем не все вещи относятся к объектам коммерческого права. Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. По мнению профессора Б.И. Пугинского товаром не выступают недвижимое имущество, ценные бумаги. При этом Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения» под товарным обращением понимает процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров. К объектам собственности указанный Госстандарт относит продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Такая позиция является спорной, так как сделки по купле-продаже недвижимости требуют соответствующей государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. Что касается торговых договоров, то для них принят более простой порядок совершения, включая устный.

Классификация продукции

В последнее время возросло значение классификации товаров для товарного обращения, для организации производства товаров, для организации оптовой торговли. Отметим, что в РФ с 1 июля 1994 г. введен Общероссийский классификатор продукции. Указанный классификатор принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 на территории РФ взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. Общероссийский классификатор продукции входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ. Общероссийский классификатор продукции предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие. Указанный классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется:

при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;

при сертификации продукции;

для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;

для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Государственным стандартом «Торговля. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 242-ст от 11.08.1999 г. также введено понятие класс товаров — это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п. Товары подразделяются также на группы, вид товаров.

Группой товаров является совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты.

Видом товаров является совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением. Примерами конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог.

Практика свидетельствует о том, что во многих организациях РФ классификационный учет товаров не ведется. В РФ отсутствует полная база данных о классификации товаров, производимых и реализуемых различными фирмами. Это существенно затрудняет поиск необходимых товаров и установление торговых связей, замедляет торговый оборот.

Важное значение для классификации товаров имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1560. Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с приятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Эта классификация касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

Товарораспорядительные документы как объект коммерческого права

Как мы выше отметили, к объектам коммерческого права не относятся ценные бумаги. Отметим, что ценные бумаги выступают объектом гражданских прав, а также объектом купли-продажи. Но в силу специфики ценной бумаги, как объекта гражданских прав, правовое регулирование рынка ценных бумаг представляет собой отдельную подотрасль гражданского права. Таким образом, правоотношения по купле-продаже ценных бумаг к предмету коммерческого права не относятся. Исключение составляют товарораспорядительные документы, которые являются ценными бумагами. Передача товарораспорядительного документа на товар приравнивается к передаче самого товара (п. 3 ст.  224 ГК РФ), поэтому товарораспорядительные документы используются в торговом обороте и относятся к объектам коммерческого (торгового) права

Товарораспорядительные документы представляют собой составленные на формулярных бланках, т.е. бланках с обязательными реквизитами, тексты договоров. Законодательство называет два вида таких документов: коносаменты на морскую перевозкуи складские свидетельства. Эти документы всегда выдаются профессиональными перевозчиками или хранителями.

Интересы торгового оборота нередко требуют ускоренной передачи прав на товар, переводимый морем или сданный на склад для хранения. Поэтому сформировался и получил закрепление в законе порядок перемены кредитора в обязательствах, оформленных выдачей коносаментов и складских свидетельств, путем непосредственной передачи таких документов, составленных на предъявителя, или путем учинения переуступочной надписи, как на векселях.

Принципиальное отличие передачи товарораспорядительного документа от индоссирования векселя состоит в том, что учинение переуступочной надписи означает одновременную перемену:

1) собственника товара;

2) кредитора в договоре перевозки или хранения.

Обязательства из договоров перевозки и хранения являются взаимными, в отличие от одностороннего обязательства по векселю. Соответственно, при передаче товарораспорядительного документа к новому кредитору наряду с правом собственности на товар переходит также комплекс прав и обязанностей по договору перевозки или хранения. Так, новый грузополучатель обязан принять и вывезти из порта свой груз, уплатить необходимые сборы. Он несет риск случайной утраты и порчи груза при перевозке. В договоре хранения новый поклажедатель обязан забрать товар по окончании срока договора, вносить плату за хранение, возмещать иные расходы хранителя. Подобных обременений для кредиторов при операциях с ценными бумагами не возникает.

Таким образом, товарораспорядительный документ — это составленный на формулярном бланке договор морской перевозки или хранения, в соответствии с которым перемена собственника товара и кредитора происходит путем передачи новому собственнику (кредитору) экземпляра договора, выданного на предъявителя, или учинения переуступочной надписи на договоре.

Коносамент на морскую перевозку

В соответствии со ст. 142 Гражданского кодекса РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент на морскую перевозку. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа. Коносамент должен содержать следующие данные (ст. 144 ГК РФ):

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество, при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. После того, как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к вышеуказанным данным должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата или даты погрузки груза. В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.

В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза, в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента, либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

В случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза.

Виды коносамента. Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

Порядок передачи различных видов коносаментов. Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;

коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

Складские свидетельства

К числу товарораспорядительных документов относятся складские свидетельства, выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара па хранение. Они выдаются специальными субъектами — товарными складами, которые осуществляют профессиональное хранение товаров. В ст. 912—917 ГК РФ определено содержание складских свидетельств и установлен порядок работы с ними.

Товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов:

1) двойное складское свидетельство;

2) простое складское свидетельство;

3) складскую квитанцию.

Двойное складское свидетельство состоит из двух частей — складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого. Двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство являются ценными бумагами. Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение его хранения предметом залога путем залога соответствующего свидетельства.

В каждой части двойного складского свидетельства должны быть одинаково указаны:

1) наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;

2) текущий номер складского свидетельства по реестру склада;

3) наименование юридического лица либо имя гражданина, от которого принят товар на хранение, а также место нахождения (место жительства) товаровладельца;

4) наименование и количество принятого на хранение товара — число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;

5) срок, на который товар принят на хранение, если такой срок устанавливается, либо указание, что товар принят на хранение до востребования;

6) размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения;

7) дата выдачи складского свидетельства.

Обе части двойного складского свидетельства должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада.

Права держателя двойного складского свидетельства. Держатель складского и залогового свидетельств имеет право распоряжения хранящимся на складе товаром в полном объеме. Держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству. Держатель залогового свидетельства, иной, чем держатель складского свидетельства, имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему. При залоге товара об этом делается отметка на складском свидетельстве. Складское свидетельство и залоговое свидетельство могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям.

Выдача товара по двойному складскому свидетельству. Товарный склад выдает товар держателю складского и залогового свидетельств (двойного складского свидетельства) не иначе как в обмен на оба эти свидетельства вместе.

Держателю складского свидетельства, который не имеет залогового свидетельства, но внес сумму долга по нему, товар выдается складом не иначе как в обмен на складское свидетельство и при условии представления вместе с ним квитанции об уплате всей суммы долга по залоговому свидетельству. Товарный склад, выдавший товар держателю складского свидетельства, не имеющему залогового свидетельства и не внесшему сумму долга по нему, несет ответственность перед держателем залогового свидетельства за платеж всей обеспеченной по нему суммы.

Держатель складского и залогового свидетельств вправе требовать выдачи товара по частям. При этом в обмен на первоначальные свидетельства ему выдаются новые свидетельства на товар, оставшийся на складе.

Простое складское свидетельство выдается на предъявителя.

Простое складское свидетельство должно содержать следующие сведения:

1) наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;

2) текущий номер складского свидетельства по реестру склада;

3) наименование и количество принятого на хранение товара — число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;

4) срок, на который товар принят на хранение, если такой срок устанавливается, либо указание, что товар принят на хранение до востребования;

5) размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения;

6) дата выдачи складского свидетельства.

В простом складском свидетельстве должно быть указано, что оно выдано на предъявителя.

Складская квитанция — это документ, удостоверяющий, что от лица на хранение на склад приняты соответствующие товары. В складской квитанции должны быть отражены следующие сведения:

1) наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;

2) текущий номер складской квитанции по реестру склада;

3) наименование и количество принятого на хранение товара — число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;

4) срок, на который товар принят на хранение;

5) размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения;

6) дата выдачи складской квитанции.

Правовой режим обращения товаров

Правовой режим обращения товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим обращения товаров могут оказывать заключаемые международные договоры, а также конкретные торговые договоры, заключаемые между хозяйствующими субъектами, например, об исключительной продаже товаров на определенной территории. Ст. 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность гражданских объектов, и, соответственно, торговых правоотношений, называет три режима обращения товаров:

1) свободно отчуждаемые товары;

2) ограниченные в обращении товары;

3) изъятые из оборота товары.

Режимные требования к обращению товаров могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Выше мы уже отмечали, что в целях государственного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте.

Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряд других.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.1992 г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», установлен порядок поставок продукции на основании квот и разрешений, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов РФ (см. вкладку 8).

Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы деятельности с определенными товарами. Федеральный закон № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное регулирование;

2) нетарифное регулирование;

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Указанные меры предусмотрены Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Так, согласно ст. 23 и 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифными способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.

Воздействие на процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, т.е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Вместе с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.

Коммерческая правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать от лицензий на экспорт или закупку по импорту конкретных видов товара.

Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (см. вкладку 10).

Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, т.е. па правовой режим товаров.

В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия населения. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению. Порядок государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий определен Постановлением Правительства РФ № 988 от 21.12.2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».

Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.

Государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий

Следует отметить, государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий введена в РФ с 1 января 2004 г.

Государственной регистрации подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта.

Под новой продукцией понимается впервые разрабатываемая и внедряемая для промышленного изготовления на территории РФ продукция, а также впервые ввозимая на территорию РФ ранее не реализовывавшаяся на территории РФ продукция (импортная продукция). Государственная регистрация российской продукции проводится на этапе ее подготовки к производству, а импортной продукции — до ее ввоза на территорию РФ. Запрещается промышленное изготовление, ввоз на территорию РФ и оборот продукции, подлежащей государственной регистрации, но не прошедшей ее в установленном порядке.

Цели государственной регистрации продукции:

выявление свойств продукции, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, а также возможности причинения вреда здоровью человека при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции;

оценка соответствия продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов, а пищевых продуктов животного происхождения, условий их изготовления и оборота, кроме того, — требованиям ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы;

оценка эффективности мер по предотвращению вредного воздействия продукции на здоровье человека при ее изготовлении, обороте и употреблении (использовании), а также при утилизации или уничтожении некачественной и опасной продукции.

Государственная регистрация продукции включает:

экспертизу представляемых изготовителем (поставщиком) продукции документов, характеризующих свойства продукции и эффективность мер по предотвращению их вредного воздействия на здоровье человека, а также подтверждающих соответствие продукции и условий ее изготовления и оборота требованиям санитарных и ветеринарных правил и норм;

экспертизу результатов проведенных при необходимости токсикологических, гигиенических, ветеринарных и иных видов исследований (испытаний) продукции, а в отношении российской продукции — также обследований условий ее опытного изготовления;

внесение сведений о продукции и ее изготовителе (поставщике) в государственный реестр;

выдачу свидетельства о государственной регистрации продукции, дающего право на ее изготовление на территории РФ или ввоз на территорию РФ и оборот.

Государственную регистрацию продукции проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Государственная регистрация новых пищевых продуктов животного происхождения проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

К проведению экспертиз могут при необходимости привлекаться на договорных условиях организации и эксперты, аккредитованные в установленном порядке.

Для государственной регистрации продукции индивидуальный предприниматель или организация представляют в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в ее территориальный орган, а в отношении пищевых продуктов животного происхождения также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору следующие документы:

заявление о проведении государственной регистрации продукции с указанием своего наименования и юридического адреса (для организации), фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя), и наименования продукции;

утвержденные в установленном порядке нормативные и (или) технические документы (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации и др.), по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление российской продукции или изготавливается импортная продукция;

заключения по результатам проведенных экспертиз;

заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений, заключений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о соответствии технических документов, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление российской продукции, требованиям санитарных и ветеринарных правил и норм, а в отношении импортной продукции — копии документов, выданных уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающих ее безопасность для человека;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию продукции.

Рассмотрение регистрационным органом представленных документов осуществляется в срок не более 40 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. На основании результатов рассмотрения документов и экспертных заключений регистрационный орган принимает решение о государственной регистрации продукции и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации установленного образца (регистрационное свидетельство).

Сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию, вносятся в государственный реестр. Выдача регистрационного свидетельства производится в течение 5 дней после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Копия регистрационного свидетельства подлежит хранению в выдавшем его регистрационном органе.

Изготовитель (поставщик, продавец) продукции обязан доводить до сведения потребителей информацию о государственной регистрации продукции посредством указания данных о номере и дате выдаче регистрационного свидетельства на этикетке (упаковке, листке-вкладыше), в инструкции по применению, в техническом паспорте.

Изготовитель (поставщик) продукции несет ответственность за соответствие продукции установленным требованиям к качеству и безопасности в течение всего периода промышленного изготовления российской продукции или поставок импортной продукции.

В государственной регистрации продукции может быть отказано в случае, если:

качество и безопасность продукции не соответствуют требованиям санитарных и (или) ветеринарных правил и норм, и продукция представляет реальную опасность для жизни и здоровья человека;

в отношении продукции и условий ее изготовления и оборота не могут быть на современном уровне развития науки установлены требования безопасности, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и среде обитания человека опасных факторов такой продукции;

отсутствуют или не могут быть обеспечены эффективные меры по предотвращению вредного воздействия продукции на здоровье человека и среду его обитания при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции.

Решение об отказе в государственной регистрации продукции с соответствующим обоснованием в 3-дневный срок доводится до заявителя в письменной форме.

Государственный реестр ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в отношении пищевых продуктов животного происхождения совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору).

В государственный реестр включаются следующие сведения:

наименование и юридический адрес организации, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя, осуществляющих разработку и подготовку к производству российской продукции;

наименование, страна происхождения и юридический адрес организации-изготовителя и поставщика импортной продукции;

наименование продукции и товарный знак, под которым она производится (при его наличии);

сведения о нормативных или технических документах, по которым производится продукция;

перечень опасных свойств продукции с указанием их параметров;

сведения о мерах безопасности, выполнение которых необходимо при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции;

номер и дата выдачи регистрационного свидетельства;

наименование и юридический адрес регистрационного органа, выдавшего регистрационное свидетельство.

Представленные для регистрации документы, экспертные заключения, копии регистрационных свидетельств составляют информационный фонд государственного реестра и подлежат постоянному хранению в регистрационном органе.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию и исключенной из государственного реестра, и представляет указанную информацию государственным органам, физическим и юридическим лицам по их запросам.

Способы обособления товаров

Товарный знак

Потребности торгового оборота обусловили необходимость выделения товара среди других подобных товаров путем указания изготовителя или источника происхождения товара. Основным средством отличия товаров одних лиц от товаров других лиц является товарный знак. Правовое регулирование применения товарного знака осуществляется ч. 4 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Отметим, что ч. 4 ГК РФ регулирует также применение знака обслуживания. Знаком обслуживания является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Исключительное право на товарный знак регистрирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Также не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в РФ, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками.

Лицо, которое зарегистрировало товарный знак, имеет исключительное право на товарный знак. Это право может быть осуществлено для индивидуализации товаров, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности, либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ.

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Лицензиат обязуется обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. Лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.



Коллективный товарный знак

В РФ может быть зарегистрирован коллективный товарный знак. Зарегистрировать его вправе объединение лиц. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещен незаконно используемый товарный знак. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака.

 

Наименование места происхождения товара

Существенной характеристикой товара может служить наименование места происхождения товара, которым является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования, и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Осуществляет регистрацию наименования места происхождения товара Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством. Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара, или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в РФ.

Наименование места происхождения товара вносится в Государственный реестр наименований.

В данном Реестре отражается следующая информация:

наименование места происхождения товара;

сведения об обладателе свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

указание и описание особых свойств товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;

другие сведения, относящиеся к государственной регистрации и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также последующие изменения этих сведений.

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81157. Николай Константинович Михайловский 31.1 KB
  Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.
81158. Максим Максимович Ковалевский 36.16 KB
  Продолжая линию Конта в этом вопросе Ковалевский формулирует основной социологический закон закон роста солидарности а также основной вопрос социологии вопрос об общественном историческом прогрессе. Солидарность объединяет подчеркивает Ковалевский единое политическое целое государство под влиянием факторов мировой религии и международного торгового обмена солидарность объединяет ряд государств а в перспективе ведет к всемирному единству народов. Ковалевский критикует однофакторные точки зрения получившие широкое распространение на...
81159. Христианский гуманизм 41.05 KB
  По мнению Соловьева от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием коренящиеся в совместном существовании трех исторических миров грех культур резко между собой различающиеся: Мусульманский Восток Западная цивилизация и Славянский мир. Мусульманский Восток находится под преобладающим влиянием так называемой первой силы которая стремится подчинить человечество во всех сферах на всех уровнях его жизни одному верховному началу подавить его самостоятельность и свободу личной жизни. Один господин и аморфная масса рабов...
81160. Анархизм как социально-политическое течение 39.24 KB
  Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом
81161. Второй этап развития теории социологии в России 38.63 KB
  Во главе социологического отделения созданного при факультете общественных наук Петроградского университета стал Питирим Александрович Сорокин 18891968 крупнейший ученый и общественный деятель внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин один из лидеров правого крыла партии эсеров после Февральской революции 1917 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП б Сорокин был выслан из России за границу. Сорокин один из родоначальников теории социальной...
81163. Эмпирическая социология в России 39.49 KB
  Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни необходимость перехода от агитационнопропагандистских форм к научноисследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда быта и культуры социальной структуры и др. Кузмичева духовная жизнь и десятков других революционнопрогрессивных представителей социологии. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к...
81164. Школа научного управления: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон 38.83 KB
  Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства научный подбор кадров обучение и тренировка организация взаимодействия между управляющими и рабочими. В социологии труда он изучал вопросы рестрикционизма группового взаимодействия и групповой динамики а также отношение к труду стимулирование мотивацию и организацию труда. Система Тейлора заложила основы научной организации труда через создание многочисленных правил законов и формул которые заменяют личное суждение работника и...
81165. Школа «человеческих отношений»: М. Фоллет, Э. Мэйо, Л. Урвик, К. Левин 40.51 KB
  Основные направления деятельности школы: применение наук об управлении человеческим поведением; разработка систем мотивации труда. Основное содержание доктрины человеческих отношений можно выразить следующими тезисами: человек социальное животное Мейо ввел понятие социальный человек; жесткая иерархия подчиненность формализация организационных процессов несовместимы с его природой; производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства сколько от того как управляющие относятся к...