79946

Познавательные психические процессы

Лекция

Психология и эзотерика

Познавательные процессы как отдельные виды деятельности; 2. Познавательные процессы как отдельные виды деятельности Ощущение восприятие внимание память воображение мышление речь это важные компоненты любой деятельности человека. Они не просто в ней участвуют но и в ней развиваются а также представляют собой отдельные виды деятельности а также относятся к общим способностям человека. Виды деятельности: игра учеба труд общение саморазвитие.

Русский

2015-02-15

84 KB

1 чел.

Тема № 2. Познавательные психические процессы

Вопросы:

1.Познавательные процессы как отдельные виды деятельности;

2.Ощущение

3.Восприятие;

4.Внимание;

5.Память;

6.Воображение;

7.Мышление;

8.Речь;

9. Интеллект.

Вопрос № 1. Познавательные процессы как отдельные виды деятельности

Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь - это важные компоненты любой деятельности человека. Они не просто в ней участвуют, но и в ней развиваются, а также представляют собой отдельные виды деятельности, а также относятся к общим способностям человека.

Деятельность – вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя. Виды деятельности: игра, учеба, труд, общение, саморазвитие.

Большинство познавательных процессов не даны с рождения, а складываются и совершенствуются в жизненном опыте человека. Человек имеет определенные задатки для их развития.

Психические познавательные процессы на практике не работают каждый по отдельности, а лишь все вместе, составляя познавательную или интеллектуальную сферу человека.

Вопрос № 2. Ощущение

Ощущение - элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение объективных свойств окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущения перерабатывают в сигналы различные виды энергии: тепловую, световую, звуковую и др. Для этого существуют анализаторы – сложные органы, состоящие из рецептора, нервно-проводящего пути и участка головного мозга. Основные анализаторы человека: зрительный, слуховой, кожный и мышечный. Не все виды энергии человек ощущает: радиационная, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, не все радиоволны.

Виды ощущений: внешние (информация из внешней среды) и внутренние (информация о состоянии своего организма).

Свойства: 

  •  Адаптация - приспособление  к действию раздражителя;
  •  Контраст – усиление действия одних раздражителей на фоне более слабых;
  •  Порог – величина раздражителя, с которого начинается ощущения или после которого заканчивается (минимальный и максимальный порог);
  •  Сенсибилизация – повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии на другие (увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей);
  •  Синестезия – возникновение ощущений, присущих одной модальности, при воздействии раздражителей другой («искры» в глазах от боли, эффект цветомузыки) .

Вопрос № 3. Восприятие

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений в форме субъективного образа. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Основные виды:

  •  Простые -  восприятие величины, формы, цвета
  •  Сложные – сочетание простых видов;
  •  Специальные – восприятие времени, пространства, движения.

Свойства:

  •  Предметность – восприятие мира в виде отдельных образов;
  •  Константность – постоянства восприятия предмета в разных условиях;
  •  Целостность – общее восприятие предмета, а не его отдельных частей;
  •  Категориальность – отнесение образа к определенному классу понятий;
  •  Объем – одновременное число воспринимаемых предметов, в среднем – 7 +2 шт.

Вопрос № 4. Внимание

Внимание – избирательная направленность сознания на предметы и явления.

Виды: 

  •  Непроизвольное – без участия воли, регулируется интересом;
  •  Произвольное – с участием воли;
  •  Послепроизвольное – регулируется интересом, возникшем в процессе прозвольного;
  •  Непосредственное – не управляется ничем, кроме того предмета, на который оно направлено;
  •  Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств (слово, жесты, предметы, указатели, текст, телефон, СМИ, компьютер).

Свойства:

  •  Концентрация – сосредоточенность на одном объекте;
  •  Распределение – внимание удерживается на нескольких объектах;
  •  Переключение – перевод внимания с одного объекта на другой;
  •  Устойчивость – сосредоточенность внимания на объекте долгое время;
  •  Объем – количество объектов информации, одновременно удерживаемых в сфере внимания, в среднем – 7 +2 шт.

Вопрос № 5. Память

ПАМЯТЬ – процесс сохранения, закрепления и воспроизводства информации. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Многие великие люди обладали феноменальной памятью. Память – одно из условий для развития интеллекта.

 Виды.

 По времени сохранения:

  •  Мгновенная – доли секунды, запоминаем все, что видим, слышим, чувствуем;
  •  Кратковременная – на 20-30 секунд, может до 1 минуты;
  •  Оперативная – рассчитана на хранение в течение определенного заранее заданного срока, для выполнения какой-либо операции, до нескольких дней;
  •  Долговременная – в течение неограниченного срока;
  •  Генетическая – информация хранится в генотипе и передается по наследству. Единственный вид памяти, на который нельзя оказать влияние обучением и воспитанием.

По анализатору :

  •  Визуальная;
  •  Аудиальная;
  •  Двигательная (мышечная);
  •  Обонятельная; 
  •  Осязательная; 
  •  Вкусовая.

По объекту запоминания:

  •  Наглядно-образная – память на визуальные образы, звуки, запахи;
  •  Словесно-логическая – память на цифры, знаки, формулы;
  •  Эмоциональная – память на пережитые эмоции;
  •  Двигательная – память на движения.

По механизму запоминания:

  •  Смысловая – осмысленное запоминание;
  •  Механическая – заучивание без осознания связей между частями информации.

По волевому участию:

  •  Непроизвольная – без усилий;
  •  Произвольная – в волевым усилием.

Вопрос № 6. Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ – процесс представления отсутствующей или реально не существующей действительности и мысленная манипуляция объектами.

В представлении ожидаемого результата труда в процессе воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Т.е., воображение характерно только для человека. Почти вся человеческая духовная и материальная культура – это продукт воображения и творчества людей. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют действительности.

 Функции воображения: целеполагание; представление мира в виде образов (наглядно-образное мышление); управление эмоциями; является основой для, для творчества.

Виды:

  •  Пассивное – образы приходят без участия воли (сновидения);
  •  Активное – человек создает образы волевым усилием;
  •  Репродуктивное – воспроизводящее (связано с памятью);
  •  Продуктивное – создаются новые образы;
  •  Фантазии – образы мало связанные с реальностью;
  •  Грёзы – фантазии, связанные с желаниями, малореальные;
  •  Мечты – реально осуществимые фантазии, чаще по поводу самого себя;
  •  Галлюцинации – болезненные формы, никак не связанные с реальностью;
  •  Сновидения – пассивные и непроизвольные виды воображения в измененном состоянии сознания.

Вопрос № 7. Мышление

МЫШЛЕНИЕ – высший психический познавательный процесс отражения связей и отношений  предметов и явлений объективного мира; опосредованное отражение действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии речи. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации. Мышление присутствует во всех познавательных процессах.

 Виды:

По форме:

  •  Наглядно-действенное – мышление в ходе конкретной деятельности. Этот вид хорошо представлен у людей, занятых реальным производительным трудом. Является основным у детей до 2-3 лет;
  •  Наглядно- и теоретически–образное – мышление конкретными образами (визуальными, аудиальными, запах, вкус). Без восприятия окружающей действительности совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти для наглядно-образного мышления, из долговременной – для теоретически образного. Представлен у детей до 6-7 лет как ведущий вид мышления;
  •  Отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, понятийное) – мышление знаками, цифрами, понятиями. Используется в процессе решения задач, обращаясь к понятиям. Человек при этом пользуется готовыми знаниями, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Начинает развиваться с 6-7 лет с момента похода ребенка в школу.

По задачам:

  •  Теоретическое – опосредованное решение практических задач, оно проверяется на практике в конечных результатах деятельности;
  •  Практическое – непосредственная связь с практикой, решение конкретных задач.

По развернутости во времени:

  •  Логическое;
  •  Интуитивное - .

По новизне:

  •  Творческое - направлено на создание нового, отличается оригинальностью, необычностью решений;
  •  Стандартное – направлено на решение обычных задач.

Операции:

Сравнение – вскрывает тождество и различие предметов, результатом сравнения служит классификация;

Анализ – расчленение предмета на составляющие элементы с последующим сравнением;

Синтез – построение целого из заданных частей;

Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений;

Конкретизация - операция, обратная обобщению. Из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Формы:

  •  Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль;
  •  Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
  •  Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другими предметами;
  •  Понятие – система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

Способы:

  •  Дедукция – движение мысли от общений к конкретным фактам;
  •  Индукция – движение мысли от отдельных конкретных явлений к обобщению.

Свойства: самостоятельность, инициативность, быстрота.

Вопрос № 8. Речь

РЕЧЬ - форма общения с помощью языка. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

Язык – система условных символов, имеющих определенное значение.

Виды речи: 

  •  Внешняя (письменная – самая трудная, устная);
  •  Внутренняя – в процессе мышления, имеет наиболее свернутую форму.

Язык един для всех, а речь своеобразна, т.к. характеризует личность человека, который ею пользуется. Потому, насколько развита речь у человека, судят об уровне его воспитанности и образованности. Является ли способность к освоению речи врожденной или приобретенной? Эта способность формируется, и от природы ее нет. Доказательством служат примеры детей, выросших в изоляции; неудачные попытки научить языку человека высших животных. Но есть и природные предпосылки усвоения речи: дети с рождения способны отмечать речь человека и выделять ее из множества других звуков, реагировать на нее и быстро обучаться; высшие животные понимают обращенную к ним речь человека; последовательность стадий развития речи у детей одинакова и не зависит от того, где и в какой стране они родились, от культуры и языка.

Речь появляется и развивается в условиях обучения и воспитания. Развитие речи начинается с конца первого года жизни с началом работы левого полушария. С воздействием на ребенка взрослых начинается формирование речи. Когда ребенок начинает соединять звуки – лепет. После года жизни ребенок начинает активно использовать речь. Сначала в речи появляются существительные, затем глаголы, затем прилагательные. К 5 годам язык ребенком, в основном, освоен. Дальше происходит интенсивное совершенствование, чему способствует расширение круга общения, учеба, чтение.

Вопрос № 9. Интеллект

Интеллект – структура умственных способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, т.к. большое значение имеют свойства восприятия, внимания, памяти. Другими словами, это совокупность всех познавательных процессов.

Интеллект позволяет адаптироваться человеку к окружающей среде, решать различные задачи, применять знания на практике. Интеллектуальный человек не тот, кто много знает, но кто использует свои знания в жизни и деятельности.

Тест к теме № 2 «Познавательные психические процессы»

Установите связь между познавательными процессами и их свойствами

  1.  ощущение                                   предметность         
  2.  восприятие                                  адаптация               
  3.  внимание                                     порог                       
  4.  мышление                                   самостоятельность

Экономисту особо необходим вид мышления

  1.  наглядно-действенное;
  2.  словесно-логическое;
  3.  наглядно-образное;

Как называется вид памяти, который может сохранять информацию в течение всей жизни?

Покажите зависимость между возрастом и ведущим видом мышления

  1.  наглядно-действенное;                                 4-5 лет;     
  2.  наглядно-образное;                                      10-12 лет;  
  3.  абстрактное;                                                  1-2 года;                                            

. Функции воображения (не менее 2-х)

____________________________________________________________________________

Речь начинает развиваться

  1.  с первого года жизни;  
  2.  с 2-х лет;   
  3.  3-х лет;

Как связаны между собой интеллект и мышление

  1.  Мышление часть интеллекта;
  2.  Интеллект часть мышления;
  3.  Синонимы;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23931. Историческое развитие мифологии 18.94 KB
  Бытование мифологии в произведениях искусства.
23932. Стиль гомеровских поэм. Образы. Язык. Метрика 24 KB
  В поэмах Гомера сочетаются черты древнего и нового эпических стилей. Древний эпический стиль: отсутствие авторского начала все черты содержания определяются традиционностью: 1 Формульность. В нем проявляются черты будущего монарха. Новый эпический стиль Особенности: зачатки романа зачатки жанровой дифференциации зачатки повести основа для ораторского красноречия элементы лирики черты моралистических рассуждений зачатки драмы комедии и трагедии.
23933. Гомеровский вопрос 29 KB
  7 городов оспаривали место жительства Гомера. К ним относили Гомера. рапсоды – поэты – декламаторы Уже в древности исследователи замечали противоречия в поэмах Гомера: культурносоциальные мифологические языковые Но в античности не высказывали сомнений в авторстве Гомера. Классицизм – не любил Гомера.
23934. Древнегреческий фольклор и мифология 15.38 KB
  Древнегреческий фольклор и мифология Фольклор: гимны песни сказки басни предания легенды мифы пословицы. Появляются мифы о родовом проклятии чтобы это объяснить. В этот период появляются мифы о гибели лучших родов Эллады – мифы о войнах Троянская Фиванская. Мифы о мировых катастрофах – Атлантида.
23936. ГОМЕР 15.91 KB
  Эту войну он показал как вооруженный поход греков названных ахейцами данайцами аргивянами под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Действие Илиады происходит в конце девятого года осады Трои другое название города Илиос Илион отсюда и заглавие поэмы. Он возвращается на поле боя лишь тогда когда его друг Патрокл находит смерть от руки Гектора несгибаемого защитника Трои старшего сына царя Приама. Однако в конце концов он отдает тело Приаму когда старый царь Трои сам приходит в...
23937. Гомеровский вопрос 13.69 KB
  Гомй вопрос. Эта неизвть о поэте и породила в новое время гомеровский вопрос – вопрос о лич автора о конкрет путях слож поэм. Этот вопрос до сих пор решся с пом гипотез. Вопрос о личности автора так и остается неизм.