79949

Теория обучения (Дидактика)

Лекция

Педагогика и дидактика

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыков (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Русский

2015-02-15

63 KB

1 чел.

Тема № 5. Теория обучения (Дидактика)

Вопросы:

1.Понятие «обучение»;

2.Функции обучения;

3.Принципы обучения;

4.Методы обучения;

5.Формы обучения;

6.Средства обучения;

7.Выбор методов, форм, средств.

Вопрос № 1. Понятие «обучение»

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыкон (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Вопрос № 2. Функции обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирует мировоззрение, нравственные, этические, эстетические представления, взгляды, убеждения, идеалы, дисциплинированность, организованность, общественную активность и др. качества личности;

РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер личности.

Вопрос № 3. Принципы обучения

Принципы - основные положения, определяющие содержание, методы и формы процесса обучения.

  1.  Сознательности и активности – основной принцип в профессиональном обучении, невозможно научить человека, который этого не хочет;
  2.  Наглядности – 80% информации принимается глазами;
  3.  Систематичности и последовательности – учебный материал должен быть структурирован, связан между собой, что помогает лучшему усвоению;
  4.  Прочности – знания и умения должны быть прочно усвоены на предыдущем этапе обучения;
  5.  Доступности – сложность учебной информации должна соответствовать уровню учебных возможностей обучающихся;
  6.  Научности – к усвоению предлагается только научно обоснованная информация;
  7.  Связь теории с практикой – все теоретические положения должны быть подтверждены практическими упражнениями.

Вопрос № 4. Методы обучения

Метод – путь, способ исследования или познания, совокупность приемов, операций, подчиненных решению конкретной задачи.

Классификация методов обучения

1.Традиционная (по источнику знания):

  •  словесный;
  •  наглядный;
  •  практический;
  •  работа с книгой;
  •  видеометод – работа с компьютером, просмотр фильмов по ТВ.

2.По назначению:

  •  приобретения знаний;
  •  формирования умений и навыков;
  •  творческой деятельности;
  •  закрепления;
  •  проверки знаний, умений, навыков.

3.По типу познавательной деятельности обучающихся (уровню их самостоятельности):

  •  объяснительно-иллюстративный – показ и объяснение учебного материала;
  •  репродуктивный – воспроизведение словесно или практически после показа и объяснения;
  •  проблемное изложение – решение проблемы в ходе усвоения учебного материала;
  •  частично-поисковый – выполняется самостоятельная работа при консультировании педагога;
  •  исследовательский – почти полностью самостоятельная работа (курсовая, дипломная работа).

Вопрос № 5. Формы обучения

Форма обучения - внешнее выражение организации совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Классификация форм обучения

1.По количеству:

  •  индивидуальные;
  •  микрогрупповые – 5-7 человек;
  •  групповые – учебная группа;
  •  массовые – лекции на несколько групп.

2.По месту учебы:

  •  аудиторные – в образовательном учреждении;
  •  внеаудиторные – за его пределами (практика, экскурсии);
  •  очное – заочное (вечернее);
  •  дистанционное (обучение с удаленным доступом через компьютерные сети).

3.По продолжительности занятия:

  •  урок 45 мин – основная форма в общеобразовательной школе;
  •  пара 90 мин – основная форма в высшей школе;
  •  укороченная пара 75 мин – в исключительных случаях;
  •  произвольная длительность – экзамен, консультация, олимпиада и т.п..

4.По типу занятия:

  •  основные – урок, лекция, семинар, практические занятия;
  •  дополнительные – кружки, практикумы, экскурсии, КВН, олимпиады, конференции, факультативы, консультации, самостоятельная работа (домашнее задание).

Вопрос № 6. Средства обучения

 Средство обучения – это источник получения знаний

1.Простые:

  •  словесные: слово педагога, учебник, тексты;
  •  визуальные: предметы (в том числе доска и мел), модели, картины.

2.Сложные:

  •  механические визуальные приборы: микроскоп, диаскоп;
  •  аудиальные: проигрыватель, магнитофон, радио;
  •  аудиовизуальные: телевидение, видеофильмы, звук;
  •  автоматизированные: компьютеры, лингафонные кабинеты, спец. оборудованные кабинеты.

Вопрос № 7. Выбор методов, форм, средств обучения.

 Выбор осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от:

  •  Особенностей, целей дисциплины;
  •  Условий (количество часов, имеющееся методическое и техническое оснащение);
  •  Возможностей обучающихся и педагога.

Тест к теме № 5. «Теория обучения»

Обучение

  1.  процесс получения знаний;
  2.  учебная деятельность студента;
  3.  процесс взаимодействия педагога и обучающихся;  

Функция обучения, развивающая дисциплинированность, ответственность

  1.  Образовательная;
  2.  Воспитательная;  
  3.  Развивающая;

Основной принцип обучения в вузе

  1.  научность
  2.  доступность;
  3.  сознательности и активности;  

Способ получения знаний, формирования умений и навыков

  1.  метод;  
  2.  форма;
  3.  средство;

Наиболее эффективные методы обучения

  1.  словесные;
  2.  наглядные;
  3.  практический;  

Методы, наиболее развивающие самостоятельность студентов

  1.  репродуктивные;
  2.  частично-поисковые;  

Основные формы обучения в высшей школе

  1.  урок;
  2.  лекция;  
  3.  экскурсия;
  4.  факультатив;
  5.  семинар;  

К наиболее современным средствам обучения относятся

  1.  учебник;
  2.  компьютер;  
  3.  телевидение;

Для развития мышления обучающихся педагог выбирает методы

  1.  репродуктивные;
  2.  проблемные;  
  3.  исследовательские;  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36508. Молекулярні пучки. Зміна кількості молекул у пучці 188.18 KB
  Зміна кількості молекул у пучці внаслідок зіткнень з молекулами газу Нехай маємо джерело молекулярного пучка. Нагадаю : молекулярний пучок – це вузький різко окреслений струмінь атомів що рухаються в одному напрямку і не взаємодіють між собою. Молекулярний пучок рухається у газі вздовж осі .
36509. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 211 KB
  В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции
36510. Теплопровідність газів 248.36 KB
  Вони нагріті до різних температур і ці температури підтримуються сталими. Зміна температури вздовж осі характеризується градієнтом температури. Закон дає зв’язок між кількістю тепла і градієнтом температури. Кількість тепла пропорційна градієнту температури; як можна було б очікувати пропорційна площі площадки .
36511. Загальне рівняння для явищ переносу 184.28 KB
  Запишемо кількість молекул які налітають за одиницю часу на площадку із швидкостями у інтервалі і у межах полярних кутів . Тому записуючи кількість молекул ми додаємо ще два імовірнісні множники . Позначимо кількість величини що переноситься зліва направо через площадку тими молекулами які летять у межах кутів з відстані . Ця кількість буде визначатись добутком значення величини що переносить кожна молекула на кількість молекул : .
36512. Ергодична гіпотеза 175.19 KB
  3 Фазові перетворення ІІ роду. Поглянемо на класифікацію фазових перетворень І і ІІ роду не з точки зору наявності чи відсутності теплообміну а з точки зору стрибкоподібної зміни параметрів стану речовини. Фазові перетворення при яких перші похідні функції змінюються стрибкоподібно називаються фазовими перетвореннями І роду. Фазові перетворення при яких перші похідні функції залишаються неперервними а другі похідні тієї ж функції змінюються стрибкоподібно називаються фазовими перетвореннями ІІ роду.
36513. Закон зростання ентропії. Обчислення зміни ентропії при різних процесах 162.99 KB
  Обчислення зміни ентропії при різних процесах Якщо термодинамічна система адіабатно ізольована то і зміна ентропії у результаті протікання оборотних процесів а під час необоротних процесів які власне тільки і існують у природі як показує досвід і теорія ентропія зростає. Рівність має місце лише для оборотних процесів за означенням ентропії. Властивість зростати притаманна ентропії так само як енергії – зберігатись.
36514. Об’єднана формула Максвелла-Больцмана розподілу молекул за швидкостями 177.18 KB
  Потенціальна енергія молекули залежить від її положення . Зміна потенціальної енергії спричиняє зміну і кінетичної енергії молекул оскільки . Але середня кінетична енергія не змінюється а отже не змінюється і температура газу оскільки вона є мірою кінетичної енергії молекул газу.
36515. Броунівський рух. Теорія Ейнштейна-Смолуховського. Дослід Перена по визначенню числа Авогадро 244.82 KB
  Запишемо рівняння руху такої частинки де нескомпенсована результуюча сила дії з боку молекул середовища яка примушує броунівську частинку рухатись у певному напрямку; сила тертя зумовлена в’язкістю середовища. У проекції на вісь рівняння руху броунівської частинки набуває вигляду . Розв’язок рівняння її руху може нам дати координату руху але хаотичний рух вимагає усереднення за довгий проміжок часу. Давайте використаємо дві очевидні тотожності : і підставимо їх у...
36516. Теплове ковзання. Радіометричний ефект. Радіометричний манометр 207.96 KB
  Капиллярногравитационными волнами называются волны распространяющиеся по поверхности жидкости под действием сил поверхностного натяжения и силы тяжести. рассмотрим случай когда глубина жидкости значительно больше длины волны. Это можно сделать очень просто если воспользоваться следующим результатом вытекающим из уравнений гидродинамики несжимаемой жидкости. В плоской бегущей синусоидальной волне малой амплитуды каждая частица жидкости движется по окружности расположенной в вертикальной плоскости проходящей через направление...