79949

Теория обучения (Дидактика)

Лекция

Педагогика и дидактика

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыков (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Русский

2015-02-15

63 KB

1 чел.

Тема № 5. Теория обучения (Дидактика)

Вопросы:

1.Понятие «обучение»;

2.Функции обучения;

3.Принципы обучения;

4.Методы обучения;

5.Формы обучения;

6.Средства обучения;

7.Выбор методов, форм, средств.

Вопрос № 1. Понятие «обучение»

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыкон (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Вопрос № 2. Функции обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирует мировоззрение, нравственные, этические, эстетические представления, взгляды, убеждения, идеалы, дисциплинированность, организованность, общественную активность и др. качества личности;

РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер личности.

Вопрос № 3. Принципы обучения

Принципы - основные положения, определяющие содержание, методы и формы процесса обучения.

  1.  Сознательности и активности – основной принцип в профессиональном обучении, невозможно научить человека, который этого не хочет;
  2.  Наглядности – 80% информации принимается глазами;
  3.  Систематичности и последовательности – учебный материал должен быть структурирован, связан между собой, что помогает лучшему усвоению;
  4.  Прочности – знания и умения должны быть прочно усвоены на предыдущем этапе обучения;
  5.  Доступности – сложность учебной информации должна соответствовать уровню учебных возможностей обучающихся;
  6.  Научности – к усвоению предлагается только научно обоснованная информация;
  7.  Связь теории с практикой – все теоретические положения должны быть подтверждены практическими упражнениями.

Вопрос № 4. Методы обучения

Метод – путь, способ исследования или познания, совокупность приемов, операций, подчиненных решению конкретной задачи.

Классификация методов обучения

1.Традиционная (по источнику знания):

  •  словесный;
  •  наглядный;
  •  практический;
  •  работа с книгой;
  •  видеометод – работа с компьютером, просмотр фильмов по ТВ.

2.По назначению:

  •  приобретения знаний;
  •  формирования умений и навыков;
  •  творческой деятельности;
  •  закрепления;
  •  проверки знаний, умений, навыков.

3.По типу познавательной деятельности обучающихся (уровню их самостоятельности):

  •  объяснительно-иллюстративный – показ и объяснение учебного материала;
  •  репродуктивный – воспроизведение словесно или практически после показа и объяснения;
  •  проблемное изложение – решение проблемы в ходе усвоения учебного материала;
  •  частично-поисковый – выполняется самостоятельная работа при консультировании педагога;
  •  исследовательский – почти полностью самостоятельная работа (курсовая, дипломная работа).

Вопрос № 5. Формы обучения

Форма обучения - внешнее выражение организации совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Классификация форм обучения

1.По количеству:

  •  индивидуальные;
  •  микрогрупповые – 5-7 человек;
  •  групповые – учебная группа;
  •  массовые – лекции на несколько групп.

2.По месту учебы:

  •  аудиторные – в образовательном учреждении;
  •  внеаудиторные – за его пределами (практика, экскурсии);
  •  очное – заочное (вечернее);
  •  дистанционное (обучение с удаленным доступом через компьютерные сети).

3.По продолжительности занятия:

  •  урок 45 мин – основная форма в общеобразовательной школе;
  •  пара 90 мин – основная форма в высшей школе;
  •  укороченная пара 75 мин – в исключительных случаях;
  •  произвольная длительность – экзамен, консультация, олимпиада и т.п..

4.По типу занятия:

  •  основные – урок, лекция, семинар, практические занятия;
  •  дополнительные – кружки, практикумы, экскурсии, КВН, олимпиады, конференции, факультативы, консультации, самостоятельная работа (домашнее задание).

Вопрос № 6. Средства обучения

 Средство обучения – это источник получения знаний

1.Простые:

  •  словесные: слово педагога, учебник, тексты;
  •  визуальные: предметы (в том числе доска и мел), модели, картины.

2.Сложные:

  •  механические визуальные приборы: микроскоп, диаскоп;
  •  аудиальные: проигрыватель, магнитофон, радио;
  •  аудиовизуальные: телевидение, видеофильмы, звук;
  •  автоматизированные: компьютеры, лингафонные кабинеты, спец. оборудованные кабинеты.

Вопрос № 7. Выбор методов, форм, средств обучения.

 Выбор осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от:

  •  Особенностей, целей дисциплины;
  •  Условий (количество часов, имеющееся методическое и техническое оснащение);
  •  Возможностей обучающихся и педагога.

Тест к теме № 5. «Теория обучения»

Обучение

  1.  процесс получения знаний;
  2.  учебная деятельность студента;
  3.  процесс взаимодействия педагога и обучающихся;  

Функция обучения, развивающая дисциплинированность, ответственность

  1.  Образовательная;
  2.  Воспитательная;  
  3.  Развивающая;

Основной принцип обучения в вузе

  1.  научность
  2.  доступность;
  3.  сознательности и активности;  

Способ получения знаний, формирования умений и навыков

  1.  метод;  
  2.  форма;
  3.  средство;

Наиболее эффективные методы обучения

  1.  словесные;
  2.  наглядные;
  3.  практический;  

Методы, наиболее развивающие самостоятельность студентов

  1.  репродуктивные;
  2.  частично-поисковые;  

Основные формы обучения в высшей школе

  1.  урок;
  2.  лекция;  
  3.  экскурсия;
  4.  факультатив;
  5.  семинар;  

К наиболее современным средствам обучения относятся

  1.  учебник;
  2.  компьютер;  
  3.  телевидение;

Для развития мышления обучающихся педагог выбирает методы

  1.  репродуктивные;
  2.  проблемные;  
  3.  исследовательские;  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70829. Децимация и интерполяция 104 KB
  Выполнение процедуры децимации (уменьшения частоты дискретизации в заданное целое число раз) приводит к уменьшению частоты дискретизации исходной последовательности. В процессе децимации исходная последовательность обрабатывается НЧ фильтром, после чего производится выборка с необходимой частотой.
70830. Функции реализуемые АЛУ 112 KB
  Изучить назначение и состав узла АЛУ на примере ИМС К155ИПЗ и К 561 ИПЗ. В состав различных серий микросхем лежащих в основе МП входят стандартные узлы арифметическо-логических устройств АЛУ например К 155 ИПЗ К 561 ИПЗ. Кроме того имеются вход Р0 и выход Р сигналов переноса...
70831. Изучение видов сигналов с помощью программной среды MatLab 167.5 KB
  Функция у = rectpuls(t) формирует прямоугольный импульс единичной амплитуды для заданной в векторе t последовательности отсчетов времени. Генерируется импульс с шириной 1, центрированный относительно t=0.
70834. Обработка результатов измерений. Оценка погрешностей 494 KB
  Принято различать приборные погрешности обусловленные точностью измерительного прибора и его настройки и погрешности случайные вызванные неконтролируемыми внешними воздействиями может быть даже воздействием самого прибора. Причиной появления погрешности может быть и несовершенство принятой модели.
70835. Дослідження тягових електромагнітів 886 KB
  Електромагніти є основою багатьох електротехнічних пристроїв. Вони дуже різноманітні за призначенням і конструктивним виконанням. Значна частина електромагнітів використовується для здійснення поступального або обертового переміщення, для створення утримуючої сили.