79949

Теория обучения (Дидактика)

Лекция

Педагогика и дидактика

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыков (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Русский

2015-02-15

63 KB

1 чел.

Тема № 5. Теория обучения (Дидактика)

Вопросы:

1.Понятие «обучение»;

2.Функции обучения;

3.Принципы обучения;

4.Методы обучения;

5.Формы обучения;

6.Средства обучения;

7.Выбор методов, форм, средств.

Вопрос № 1. Понятие «обучение»

Обучение – часть педагогического процесса, взаимодействие педагогов и обучающихся с целью приобретения последними знаний, умений, навыкон (ЗУН), развития познавательной и мотивационной сферы, воспитания характера.

Вопрос № 2. Функции обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирует мировоззрение, нравственные, этические, эстетические представления, взгляды, убеждения, идеалы, дисциплинированность, организованность, общественную активность и др. качества личности;

РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер личности.

Вопрос № 3. Принципы обучения

Принципы - основные положения, определяющие содержание, методы и формы процесса обучения.

  1.  Сознательности и активности – основной принцип в профессиональном обучении, невозможно научить человека, который этого не хочет;
  2.  Наглядности – 80% информации принимается глазами;
  3.  Систематичности и последовательности – учебный материал должен быть структурирован, связан между собой, что помогает лучшему усвоению;
  4.  Прочности – знания и умения должны быть прочно усвоены на предыдущем этапе обучения;
  5.  Доступности – сложность учебной информации должна соответствовать уровню учебных возможностей обучающихся;
  6.  Научности – к усвоению предлагается только научно обоснованная информация;
  7.  Связь теории с практикой – все теоретические положения должны быть подтверждены практическими упражнениями.

Вопрос № 4. Методы обучения

Метод – путь, способ исследования или познания, совокупность приемов, операций, подчиненных решению конкретной задачи.

Классификация методов обучения

1.Традиционная (по источнику знания):

  •  словесный;
  •  наглядный;
  •  практический;
  •  работа с книгой;
  •  видеометод – работа с компьютером, просмотр фильмов по ТВ.

2.По назначению:

  •  приобретения знаний;
  •  формирования умений и навыков;
  •  творческой деятельности;
  •  закрепления;
  •  проверки знаний, умений, навыков.

3.По типу познавательной деятельности обучающихся (уровню их самостоятельности):

  •  объяснительно-иллюстративный – показ и объяснение учебного материала;
  •  репродуктивный – воспроизведение словесно или практически после показа и объяснения;
  •  проблемное изложение – решение проблемы в ходе усвоения учебного материала;
  •  частично-поисковый – выполняется самостоятельная работа при консультировании педагога;
  •  исследовательский – почти полностью самостоятельная работа (курсовая, дипломная работа).

Вопрос № 5. Формы обучения

Форма обучения - внешнее выражение организации совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Классификация форм обучения

1.По количеству:

  •  индивидуальные;
  •  микрогрупповые – 5-7 человек;
  •  групповые – учебная группа;
  •  массовые – лекции на несколько групп.

2.По месту учебы:

  •  аудиторные – в образовательном учреждении;
  •  внеаудиторные – за его пределами (практика, экскурсии);
  •  очное – заочное (вечернее);
  •  дистанционное (обучение с удаленным доступом через компьютерные сети).

3.По продолжительности занятия:

  •  урок 45 мин – основная форма в общеобразовательной школе;
  •  пара 90 мин – основная форма в высшей школе;
  •  укороченная пара 75 мин – в исключительных случаях;
  •  произвольная длительность – экзамен, консультация, олимпиада и т.п..

4.По типу занятия:

  •  основные – урок, лекция, семинар, практические занятия;
  •  дополнительные – кружки, практикумы, экскурсии, КВН, олимпиады, конференции, факультативы, консультации, самостоятельная работа (домашнее задание).

Вопрос № 6. Средства обучения

 Средство обучения – это источник получения знаний

1.Простые:

  •  словесные: слово педагога, учебник, тексты;
  •  визуальные: предметы (в том числе доска и мел), модели, картины.

2.Сложные:

  •  механические визуальные приборы: микроскоп, диаскоп;
  •  аудиальные: проигрыватель, магнитофон, радио;
  •  аудиовизуальные: телевидение, видеофильмы, звук;
  •  автоматизированные: компьютеры, лингафонные кабинеты, спец. оборудованные кабинеты.

Вопрос № 7. Выбор методов, форм, средств обучения.

 Выбор осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от:

  •  Особенностей, целей дисциплины;
  •  Условий (количество часов, имеющееся методическое и техническое оснащение);
  •  Возможностей обучающихся и педагога.

Тест к теме № 5. «Теория обучения»

Обучение

  1.  процесс получения знаний;
  2.  учебная деятельность студента;
  3.  процесс взаимодействия педагога и обучающихся;  

Функция обучения, развивающая дисциплинированность, ответственность

  1.  Образовательная;
  2.  Воспитательная;  
  3.  Развивающая;

Основной принцип обучения в вузе

  1.  научность
  2.  доступность;
  3.  сознательности и активности;  

Способ получения знаний, формирования умений и навыков

  1.  метод;  
  2.  форма;
  3.  средство;

Наиболее эффективные методы обучения

  1.  словесные;
  2.  наглядные;
  3.  практический;  

Методы, наиболее развивающие самостоятельность студентов

  1.  репродуктивные;
  2.  частично-поисковые;  

Основные формы обучения в высшей школе

  1.  урок;
  2.  лекция;  
  3.  экскурсия;
  4.  факультатив;
  5.  семинар;  

К наиболее современным средствам обучения относятся

  1.  учебник;
  2.  компьютер;  
  3.  телевидение;

Для развития мышления обучающихся педагог выбирает методы

  1.  репродуктивные;
  2.  проблемные;  
  3.  исследовательские;  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28378. Объекты патентного права: понятие, признаки 14.67 KB
  Объектами патентного права являются изобретения полезные модели и промышленные образцы. Органом осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам Роспатент. В качестве изобретения согласно ст. Уровень техники служащий критерием новизны изобретения включает любые сведения ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
28379. Оформление права на изобретение, полезную модель, промышленный образец 15.02 KB
  Оформление права на изобретение полезную модель промышленный образец. Права на изобретение полезную модель и промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент на изобретение и промышленный образец и свидетельство на полезную модель патент. Документы которые должны быть в заявке: на изобретение: заявление о выдаче патента указываются автор лицо на имя которого испрашивается патент их местонахождение; полное описание изобретения; формула изобретения выражающая его сущность; чертежи и иные необходимые материалы; документ...
28380. Право автора и патентообладателей, их защита 13.61 KB
  Право автора и патентообладателей их защита. патентообладателей. Защита прав авторов и патентообладателей осуществляется как в судебном так и в адм. Административный порядок защиты прав авторов и патентообладателей предполагает их обращение в специальное подразделение федерального органа по интеллектуальной собственности.
28381. Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания, срок их действия 14.33 KB
  В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные изобразительные объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут регистрироваться существующие слова Camel верблюд сочетания слов Веселый молочник искусственные слова CocaCola сочетания букв аббревиатуры ВАЗ BMW ицифр газета 777. В качестве изобразительных товарных знаков выступают разнообразные рисунки и символы фирма Pringles использует в качестве товарного знака изображение усатого мексиканца компания...
28382. Оформление и использование права на товарный знак 14.49 KB
  Товарный знак подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Заявка должна содержать: заявление о регистрации товарного знака; заявляемое обозначение; перечень товаров в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; описание заявленного обозначения; документ подтверждающий уплату пошлины; устав коллективного знака если заявка подается на его регистрацию. При регистрации товарного знака производятся две экспертизы ...
28383. Гражданско-правовая защита прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания 15.01 KB
  Каждое лиц вступающее в гражданскоправовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права охраняемые законом интересы. Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав а не какойлибо государственный орган: гражданские права есть частные права. Выбирая юрисдикционную форму защиты лицо чьи права нарушены или оспариваются прибегает к помощи правоохранительных органов. Административноправовая защита может быть осуществлена...
28384. Понятие дипломатических средств передвижения и их иммунитеты 147.81 KB
  Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства как правило автомобильные воздушные и водные которые принадлежат арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения принадлежащими непосредственно представительству и средствами передвижения находящимися в...