7995

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива В педагогической литературе коллектив - объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна с...

Русский

2013-02-01

31.5 KB

15 чел.

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

В педагогической литературе коллектив – объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков:

  •  Общая социально значимая цель:
    а) цель должна совпадать с общественными целями;
    б) поддерживаться обществом и государством;
    в) не противоречить конституции и законам государства.
  •  Общая деятельность для достижения цели:
    а) каждый должен активно участвовать в совместной деятельности;
    б) должна быть общая организация;
    в) у каждого члена коллектива должна быть личная ответственность.
  •  Отношение общественной зависимости:
    а) не только рабочее сплочение, но и моральное единение.
  •  Общий выборный руководящий орган:
    Орган управления коллективном – формируются при прямом открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Особенности коллектива.

  1.  Характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу и психологический климат:
    * сплочённость;
    * взаимопонимание;
    * защищённость;
    * чувство локтя;
    * причастность к коллективу;
    * взаимопомощь;
    * взаимоответственность;
    * доброжелательность;
    * здоровая критика и самокритика.
  2.  Система отношений к труду, к моделям к личности и общественным обязанностям:
    * различное сочетание личных и общественных интересов (умение подчинять личность к общественному).

Ученический коллектив – группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая общение выборные органы, отличающаяся сплочённостью, ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Структура коллектива:

Общешкольный коллектив состоит из множества первичных коллективов (классов).

Структурные единицы:

  •  Главным органом является собрание воспитанников, которое обсуждает и принимает все решения.
  •  Ядром коллектива является актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные постоянные поручения. Подбирать необходимо наиболее активных и пользующихся авторитетом.
  •  Органы ученического самоуправления (ученический комитет, совет).
  •  Лидеры – по статусу бывают:
    * формальные – базируются на деловых социальных отношениях, официально выбранные;
    * неформальные – психологические, личные симпатии.

Стадии развития коллектива:

  1.  Становление коллектива.
    Коллектив выступает как цель воспитательных усилий учителя, стремящегося организованно оформить группу. Организатор коллектива - учитель и от него исходят все требования. Стадия завершается когда заработал актив, воспитанники сплотились общей деятельностью и организацией.
  2.  Усиление влияния актива.
    Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет и к членам коллектива. Цель учителя максимально использовать возможности коллектива для решения воспитательных задач. Стабилизация структуры коллектива. Действует механизм самоорганизации и саморегуляции. Само коллектив требует от членов определённых норм поведения. Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учащимися, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения коллектива и стихийными нормами, между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
    В связи с этим на этом этапе неизбежны скандалы, конфликты, остановка в развитии.
  3.  Расцвет коллектива.
    Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам определяет уровень воспитанности всех, устойчивость взглядов, суждений, привычек. Коллектив превращается в место индивидуального развития каждого человека.
  4.  Высшая стадия развития.
    Каждый школьник предъявляется к себе определённые требования.
    Выполнение предписанных норм становится потребностью каждого. Процесс воспитания становится самовоспитанием.

Между стадиями нет чётких границ.

Личность и коллектив.

Специальные педагогические исследования выявили 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

1 модель: конформизм – личность подчиняется коллективу.

2 модель: личность и коллектив находятся в определённых отношениях (гармония).

3 модель: нонконформизм – личность подчиняет себе коллектив.

Также следует рассказать о различных стилях руководства!

Авторитарный, либерально-попустительский и демократический.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3488. Основы бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса 203.5 KB
  Принципы бухгалтерского учета При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать следующие принципы бухгалтерского учета: Начисление. Доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, т.е. в момент возникновен...
3489. Бухгалтерский учет и аудит. Виды хозяйственного учета 162 KB
  Бухгалтерский учет и аудит Тема 1: общая характеристика и сущность бухгалтерского учета. 1)виды хозяйственного учета. Содержание и функции бухгалтерского Учета 2)задачи и принципы бухгалтерского учета 3)предмет и объект бух учета 4)метод бух.учета 5)классификация имущес...
3490. Бухгалтерский учёт и аудит на предприятии 31.25 KB
  Бухгалтерский учёт и аудит (экзамен) Впервые систематизация приемов бух. учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли, который большую часть жизни преподавал математику в университетах Балонии, Флоренции и закончил карьеру на почётном по...
3491. Бухгалтерский учёт и аудит в банке 25.6 KB
  Бухгалтерский учёт и аудит в банке Тема 1. Организация бухгалтерского учета в банках. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет прав...
3492. Учет кассовых операций банка 35.24 KB
  Учет кассовых операций банка Кассовые операции – это операции банка по приему выдачи денег и ценностей клиентам банка. В коммерческом банке обслуживание клиентов производится операционной кассой, в состав которой входит: Приходные кассы...
3493. Сутність та складові бюджетного менеджменту 47.5 KB
  Сутність та складові бюджетного менеджменту Мета: закріпити знання щодо поняття сутності та складових бюджетного менеджменту. Сутність бюджетного менеджменту. Система управління бюджетом. Складові бюджетного менеджменту. Су...
3494. Органи оперативного управління бюджетним процесом 104.5 KB
  Органи оперативного управління бюджетним процесом Мета: закріпити знання щодо поняття про органи оперативного управління бюджетним процесом. Міністерство фінансів України – центральний орган виконавчої влади в сфері фінансової діяльн...
3495. Бюджетування зовнішньоекономічної діяльності підприємств 1.58 MB
  Функціонування та розвиток сучасних суб’єктів господарської діяльності здійснюється в умовах глобалізації національних економік, активізації міжнародних економічних відносин, лібералізації зовнішньої торгівлі тощо. Це зумовлює загострення...
3496. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності. Небезпека. Ризик як оцінка небезпеки 623.5 KB
  Вивчення курсу з безпеки життєдіяльності має на меті підготовку особи до активної участі в забезпеченні тривалого повноцінного життя в суспільстві, що динамічно змінюється. Молодший спеціаліст повинен бути здатним забезпечити необхідний рівень...