7995

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива В педагогической литературе коллектив - объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна с...

Русский

2013-02-01

31.5 KB

15 чел.

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

В педагогической литературе коллектив – объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков:

  •  Общая социально значимая цель:
    а) цель должна совпадать с общественными целями;
    б) поддерживаться обществом и государством;
    в) не противоречить конституции и законам государства.
  •  Общая деятельность для достижения цели:
    а) каждый должен активно участвовать в совместной деятельности;
    б) должна быть общая организация;
    в) у каждого члена коллектива должна быть личная ответственность.
  •  Отношение общественной зависимости:
    а) не только рабочее сплочение, но и моральное единение.
  •  Общий выборный руководящий орган:
    Орган управления коллективном – формируются при прямом открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Особенности коллектива.

  1.  Характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу и психологический климат:
    * сплочённость;
    * взаимопонимание;
    * защищённость;
    * чувство локтя;
    * причастность к коллективу;
    * взаимопомощь;
    * взаимоответственность;
    * доброжелательность;
    * здоровая критика и самокритика.
  2.  Система отношений к труду, к моделям к личности и общественным обязанностям:
    * различное сочетание личных и общественных интересов (умение подчинять личность к общественному).

Ученический коллектив – группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая общение выборные органы, отличающаяся сплочённостью, ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Структура коллектива:

Общешкольный коллектив состоит из множества первичных коллективов (классов).

Структурные единицы:

  •  Главным органом является собрание воспитанников, которое обсуждает и принимает все решения.
  •  Ядром коллектива является актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные постоянные поручения. Подбирать необходимо наиболее активных и пользующихся авторитетом.
  •  Органы ученического самоуправления (ученический комитет, совет).
  •  Лидеры – по статусу бывают:
    * формальные – базируются на деловых социальных отношениях, официально выбранные;
    * неформальные – психологические, личные симпатии.

Стадии развития коллектива:

  1.  Становление коллектива.
    Коллектив выступает как цель воспитательных усилий учителя, стремящегося организованно оформить группу. Организатор коллектива - учитель и от него исходят все требования. Стадия завершается когда заработал актив, воспитанники сплотились общей деятельностью и организацией.
  2.  Усиление влияния актива.
    Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет и к членам коллектива. Цель учителя максимально использовать возможности коллектива для решения воспитательных задач. Стабилизация структуры коллектива. Действует механизм самоорганизации и саморегуляции. Само коллектив требует от членов определённых норм поведения. Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учащимися, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения коллектива и стихийными нормами, между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
    В связи с этим на этом этапе неизбежны скандалы, конфликты, остановка в развитии.
  3.  Расцвет коллектива.
    Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам определяет уровень воспитанности всех, устойчивость взглядов, суждений, привычек. Коллектив превращается в место индивидуального развития каждого человека.
  4.  Высшая стадия развития.
    Каждый школьник предъявляется к себе определённые требования.
    Выполнение предписанных норм становится потребностью каждого. Процесс воспитания становится самовоспитанием.

Между стадиями нет чётких границ.

Личность и коллектив.

Специальные педагогические исследования выявили 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

1 модель: конформизм – личность подчиняется коллективу.

2 модель: личность и коллектив находятся в определённых отношениях (гармония).

3 модель: нонконформизм – личность подчиняет себе коллектив.

Также следует рассказать о различных стилях руководства!

Авторитарный, либерально-попустительский и демократический.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79220. Мошенничество. Состав и виды 32.77 KB
  159 УК РФ определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Объективную сторону мошенничества составляют два способа: обман и злоупотребление доверием. Злоупотребление доверием состоит в использовании доверительных отношений между виновным и потерпевшим для завладения имуществом. Отличительной особенностью обмана или злоупотребления доверием является то что собственник или иной владелец имущества введенный в заблуждение относительно истинных целей похитителя сам передает...
79221. Вымогательство. Состав и виды 32.84 KB
  163 УК РФ определяется в законе как требование передачи чужого имущества или права на имущество или на имущественные права наследственные жилищные и др. под угрозой применения насилия либо уничтожения чужого имущества а равно под угрозой распространения сведений позорящих потерпевшего или его близких. Угрозы могут быть любые вплоть до убийства и уничтожения имущества. Состав вымогательства формальный и поэтому требования передачи имущества или право на имущество или совершения действий имущественного характера образуют оконченный...
79222. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 32.09 KB
  Предметом преступления является автомобиль или любое другое механическое самоходное транспортное средство имеющее автомобильный двигатель с соответствующими характеристиками обозначенными в примечании к ст. Завладение предметом данного преступления выражается в удалении его с места стоянки любым способом. Объективная сторона преступления характеризуется действиями нарушающими права владения и пользования транспортными средствами по своему усмотрению собственником или иным законным владельцем. Субъектом преступления является физическое...
79223. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности 33.62 KB
  Статьи данной главы направлены на защиту законной предпринимательской деятельности охрану естественной государственной монополии на товарноденежную систему изделия драгоценные металлы права потребителей товаров и услуг защиту таможенных и налоговых отношений установленных в Российской Федерации. С учетом коренных изменений...
79224. Незаконное предпринимательство 33.01 KB
  171 УК РФ предполагает осуществление предпринимательской деятельности в нарушение установленного порядка регистрации лицензирования или в нарушение условий лицензирования. Непосредственный объект преступления общественные отношения регулирующие порядок занятия предпринимательской деятельностью. Объективная сторона преступления выражается в осуществлении предпринимательской деятельности либо без регистрации либо без специального разрешения лицензии в случаях когда такое разрешение обязательно или с нарушением условий лицензирования...
79225. Лжепредпринимательство 33.27 KB
  173 УК РФ определяется как создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность имеющее целью получение кредитов освобождение от налогов извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности причинившее крупный ущерб гражданам организациям или государству. Этапы такой деятельности: подготовка необходимых документов принятие устава регистрация получение лицензии и т. Примеров такой деятельности к сожалению в настоящих условиях много. Субъектом преступления...
79226. Убийство. Понятие и виды 33.77 KB
  Основной состав убийства. Понятие убийства законодателем закреплено в ч. Квалифицированные виды убийства Квалифицированный состав отличается от основного состава тем что к признакам основного состава присоединяются дополнительные признаки они становятся обязательными либо отдельные признаки основного состава видоизменяются что влечет за собой повышение степени общественной опасности совершенного преступления. К квалифицированным видам убийства законодателем отнесены следующие: а двух или более лиц; б лица или его близких в связи с...
79227. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем 34.13 KB
  Легализация отмывание денежных средств или иного имущества приобретенных другими лицами преступным путем ст. Предмет данного преступления денежные средства или иное имущество приобретенные преступным путем. Непосредственный объект преступления отношения регулирующие денежное обращение и иные имущественные отношения в экономической деятельности.
79228. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции 36.27 KB
  Конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов не входящих в одну группу лиц на товарном рынке рост или снижение цены товара не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке...