7995

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива В педагогической литературе коллектив - объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна с...

Русский

2013-02-01

31.5 KB

15 чел.

Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива

В педагогической литературе коллектив – объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков:

  •  Общая социально значимая цель:
    а) цель должна совпадать с общественными целями;
    б) поддерживаться обществом и государством;
    в) не противоречить конституции и законам государства.
  •  Общая деятельность для достижения цели:
    а) каждый должен активно участвовать в совместной деятельности;
    б) должна быть общая организация;
    в) у каждого члена коллектива должна быть личная ответственность.
  •  Отношение общественной зависимости:
    а) не только рабочее сплочение, но и моральное единение.
  •  Общий выборный руководящий орган:
    Орган управления коллективном – формируются при прямом открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Особенности коллектива.

  1.  Характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу и психологический климат:
    * сплочённость;
    * взаимопонимание;
    * защищённость;
    * чувство локтя;
    * причастность к коллективу;
    * взаимопомощь;
    * взаимоответственность;
    * доброжелательность;
    * здоровая критика и самокритика.
  2.  Система отношений к труду, к моделям к личности и общественным обязанностям:
    * различное сочетание личных и общественных интересов (умение подчинять личность к общественному).

Ученический коллектив – группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая общение выборные органы, отличающаяся сплочённостью, ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Структура коллектива:

Общешкольный коллектив состоит из множества первичных коллективов (классов).

Структурные единицы:

  •  Главным органом является собрание воспитанников, которое обсуждает и принимает все решения.
  •  Ядром коллектива является актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные постоянные поручения. Подбирать необходимо наиболее активных и пользующихся авторитетом.
  •  Органы ученического самоуправления (ученический комитет, совет).
  •  Лидеры – по статусу бывают:
    * формальные – базируются на деловых социальных отношениях, официально выбранные;
    * неформальные – психологические, личные симпатии.

Стадии развития коллектива:

  1.  Становление коллектива.
    Коллектив выступает как цель воспитательных усилий учителя, стремящегося организованно оформить группу. Организатор коллектива - учитель и от него исходят все требования. Стадия завершается когда заработал актив, воспитанники сплотились общей деятельностью и организацией.
  2.  Усиление влияния актива.
    Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет и к членам коллектива. Цель учителя максимально использовать возможности коллектива для решения воспитательных задач. Стабилизация структуры коллектива. Действует механизм самоорганизации и саморегуляции. Само коллектив требует от членов определённых норм поведения. Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учащимися, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения коллектива и стихийными нормами, между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
    В связи с этим на этом этапе неизбежны скандалы, конфликты, остановка в развитии.
  3.  Расцвет коллектива.
    Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам определяет уровень воспитанности всех, устойчивость взглядов, суждений, привычек. Коллектив превращается в место индивидуального развития каждого человека.
  4.  Высшая стадия развития.
    Каждый школьник предъявляется к себе определённые требования.
    Выполнение предписанных норм становится потребностью каждого. Процесс воспитания становится самовоспитанием.

Между стадиями нет чётких границ.

Личность и коллектив.

Специальные педагогические исследования выявили 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

1 модель: конформизм – личность подчиняется коллективу.

2 модель: личность и коллектив находятся в определённых отношениях (гармония).

3 модель: нонконформизм – личность подчиняет себе коллектив.

Также следует рассказать о различных стилях руководства!

Авторитарный, либерально-попустительский и демократический.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86048. Разработка автоматизированной подсистемы планирования на примере ОП ш. им. М.П.Баракова 913 KB
  Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью электронных вычислительных машин и других технических средств.
86049. Рекламная деятельность ЧП «Эверест» 499.5 KB
  Поэтому очень важно выбрать наиболее подходящие виды рекламы формы ее подачи и способы доведения ее к потребителю другие маркетинговые мероприятия. Мы уже касались этого вопроса если говорили о классификации рекламы. Этих наиболее распространенный и пока что наиболее доступный из средств рекламы в Украине преимущества которой определяются несколькими факторами: газеты и журналы читает значительное количество людей; газета дает возможность быстро донести рекламу к потенциальному покупателю; не только сама реклама а и изменения текста...
86050. Изготовлении детали «Вал червячный» 2.92 MB
  Также разработано нестандартное контрольное приспособление для измерения биений базовых поверхностей детали. Также в дипломном проекте рассмотрены вопросы касающиеся обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны труда при изготовлении детали.
86051. Исследование деятельности государственного финансового органа по контролю за финансовыми операциями проходящими через банковские и иные кредитные учреждения 865 KB
  Обмен денег на купюры иного достоинства пли другую валюту. Перевод наличных денег в денежные инструменты. Множественный перевод денег на счета других фирм. Банковская система страны наиболее уязвима к использованию ее для целей отмывания денег.
86052. Правовое регулирование подготовки дела к судебному разбирательству 377 KB
  Изменения затронули и стадию подготовки дела к судебному разбирательству. Причинами произведенных нововведений в правовой регламентации рассматриваемой стадии служат положения общей концепции судебной реформы, опыт зарубежных стран, демонстрировавший возможность завершения гражданского дела без вынесения...
86053. Автоматизированная система ведения финансовой деятельности шахты 1.8 MB
  Объект исследования: ГОАО шахта «Ореховская» г. Краснодона Цель работы: определение основных направлений и способов повышения финансового состояния предприятия с использованием автоматизированной системы управления
86054. РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 347.5 KB
  В данной работе разработана и детально описана база данных для работы с налоговыми поступлениями используемых программным обеспечением. Совершенствуются персональные системы обработки данных упрощается документооборот внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.
86055. Разработка системы рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем 175.5 KB
  Цель работы – разработать систему рационального управления бюджетными средствами для решения социальных проблем предприятия, рассмотреть сущность и принципы финансирования бюджетных организаций, а также систему распорядителей бюджетных средств.
86056. Разработка механизма управления конкурентоспособностью торгово-посреднических предприятий 983 KB
  Проблема оценки эффективности информационных технологий в последнее время активно обсуждается в прессе и это не случайно обратим внимание на некоторые факты: годовые затраты на информационные технологии выросли за последние несколько лет втрое; непродуктивные затраты за тот же период увеличились в шесть раз...