79953

Судебная система Украины. Конституционный Суд Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебная система Украины Лекционное занятие к М. Конституционный Суд Украины Учебные вопросы. Конституционный Суд Украины как орган конституционной юрисдикции в Украине. Порядок формирования и структура Конституционного Суда Украины.

Русский

2015-02-15

130 KB

0 чел.

PAGE  17

М.2. Судебная система Украины

Лекционное занятие к М. 1.5.

Конституционный Суд Украины

Учебные вопросы:

1. Конституционный Суд Украины как орган конституционной юрисдикции в Украине.

2. Порядок формирования и структура Конституционного Суда Украины.

3. Статус судьи Конституционного Суда Украины.

4. Полномочия Конституционного Суда Украины.

5. Конституционное производство (производства по делам в Конституционном Суде Украины)

Литература:

1. 3акона Украины от 16 октября 1996 г. «О Конституционном Суде Украины»

2. Законом Украины «О статусе судей»

3. Организация судебных и правоохранительных органов: учебник для студентов юр. специальностей высших учебных учреждений/ И.Е. Марочкин, Н.В. Сибилёва, В.П. Тихий и др. Под общ. ред. И.Е. Марочкина, Н.В. Сибилёвой. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 528 с.

1. Конституционный Суд Украины как орган конституционной юрисдикции в Украине

Для гарантирования верховенства Конституции как Основного Закона государства существует конституционная юрисдикция (конституционный контроль). Сущность конституционного контроля состоит в юридической проверке судом законов и других нормативно-правовых актов на соответствие Конституции и признании их не законными в случае не соответствия последней.

В мировой практике конституционный контроль производится либо судами общей юрисдикции, либо специализированными судами. В первом случае конституционность нормативно-правовых актов проверяют либо все суды общей юрисдикции по обычной процедуре при рассмотрении конкретных судебных дел (децентрализованный контроль), либо только наивысший суд общей юрисдикции (централизованный контроль). Во втором случае конституционный контроль осуществляют конституционные суды (централизованный контроль) через процедуру конституционного судопроизводства.

В Украине конституционный контроль производится Конституционным Судом Украины. Согласно со ст. 147 Конституции Украины Конституционный Суд Украины является единым органом конституционной юрисдикции в Украине, он решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Основы его статуса определены Конституцией Украины (раздел VIII «Правосудие» и раздел ХІІ «Конституционный Суд Украины»). Конституционный Суд Украины - это орган судебной власти. Он имеет право судебную природу и по характеру своей деятельности совершает правосудие - конституционное правосудие в определенной законом форме конституционного судопроизводства.

В соответствии со ст. 2 3акона Украины от 16 октября 1996 г. «О Конституционном Суде Украины» задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного 3акона государства на всей территории Украины.

В соответствии с Конституцией в Украине признается и действует принцип верховенства права (ч. 1 ст. 8). Основой Конституции Украины являются права и свободы человека, они признаются наивысшей социальной ценностью, вместе с гарантиями определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является основной обязанностью государства (ст. 3). В связи с этим, основное социальное назначение Конституционного Суда Украины это:

- обеспечение верховенства права,

- защита прав и свобод человека,

- решение юридических (конституционно-правовых) споров

- решение юридических споров, конфликтов между большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины и оппозицией,

- решение юридических споров между законодательной и исполнительной ветвями власти,

- функция правового арбитра и противовес возможным злоупотреблениям своими полномочиями.

Конституционный Суд Украины осуществляет судебную власть в форме рассмотрения соответствующих дел. Деятельность Конституционного Суда Украины строится на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

2. Порядок формирования и структура

Конституционного Суда Украины

2.1. Порядок формирования Конституционного Суда Украины.

В соответствии с Конституцией Конституционный Суд Украины (дальше - КСУ) состоит из восемнадцати судей (ч. 1 ст. 148). Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают (в равном количестве) по шесть судей Конституционного Суда Украины (ч. 2 ст. 148). Акты Президента Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за документ и его выполнение (ч. 4 ст. 106).

1. Назначение судей КСУ Президентом Украины: порядок назначения судей определен Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» (ст. ст. 6-8). Согласно с этим Законом Президент Украины проводит консультации с Премьер-министром Украины и Министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей этого суда.

Назначенным на должность судьи КСУ считается лицо, о назначении которого издан Указ Президента Украины, скрепленный подписями Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который назначался Президентом Украины, Президент Украины в месячный срок назначает другое лицо на эту должность.

2. Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием путем представления бюллетеней.

Предложения относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда Украины вносит Председатель Верховного Совета Украины. Также такое право имеют не меньше 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, при этом депутат имеет право поставить подпись под предложением о выдвижении лишь одной кандидатуры, и эти подписи депутатов не откликаются. Соответствующий Комитет Верховной Рады Украины подае Верховной Раде свои выводы относительно каждой кандидатуры на должность судьи Конституционного Суда Украины, внесенной в установленном порядке.

Назначенными на должности судей КСУ считаются кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов депутатов, но это должно быть более половины голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов и после их назначения было бы превышено необходимое для назначения количество судей, относительно этих кандидатов проводится повторное голосование.

В случае прекращения полномочий судьи, который назначался Верховной Радой Украины, она в месячный срок назначает другое лицо на эту должность.

За результатами голосования Председателем Верховной Рады Украины подписываются постановления Верховной Рады Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

3. Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетене для тайного голосования.

Назначенным на должность судьи КСУ считается кандидат, который в результате тайного голосования получил большинство голосов от количества избранных делегатов съезда судей Украины.

Если голосование проводится относительно кандидатур, количество которых перевышает квоту для назначения на должности судей КСУ, назначенными считаются кандидаты, которые при условиях, определенных в части второй этой статьи, набрали больше голосов, чем другие кандидаты на эти должности.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который назначался съездом судей Украины, съезд в трехмесячный срок назначается другое лицо на эту должность.

За результатами голосования председателям и секретарем съезда подписывается решения съезда судей Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

Структура КСУ.

1. Согласно с ч. 5 ст. 148 Конституции Украины Председатель Конституционного Суда Украины выбирается на специальном пленарном заседании КСУ из состава его судей путем таемного голосования лишь на один трехлетний срок. Председатель КСУ возглавляет Конституционный Суд Украины и организовывает его деятельность. Он имеет двух заместителей, которые избираются за пропозицией Головы лишь на один трехлетний срок тайным голосованием путем представления бюллетеней в том же порядке, в котором происходят и добудь в борьбе Головы Конституционного Суда Украины.

Порядок выборов Председателя КСУ и его заместителей детально урегулирован Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и Регламентом Конституционного Суда Украины.

2. В составе КСУ образуются коллегии судей 

- для рассмотрения вопросов относительно открытия производств по делам за конституционными представлениями

- коллегии судей для рассмотрения вопросов относительно открытия производств по делам по конституционным обращениям.

Решение об образовании коллегий судей, утверждение состава и назначение секретарей коллегий принимается на заседании Конституционного Суда Украины на протяжении первого месяца каждого календарного года. Один и тот же судья Конституционного Суда Украины не может входить на постоянной основе в состав двух и больше коллегий. Судья КСУ одной Коллегии может быть привлечен по решению Конституционного Суда Украины к участию в работе другой Коллегии в случае отсутствия в ней кворуму.

Секретарь Коллегии судов назначается из числа судей, которые входят в состав Коллегии, и возглавляет ее.

Секретарь Коллегии судей:

- возглавляет Коллегию та организовывает ее работу по вопросам рассмотрения конституционных представлений и конституционных обращений, которые поступили к Коллегии судей;

- возглавляет заседание Коллегии судей;

- вносит предложение на заседании Конституционного Суда Украины о замене судьи-докладчика в деле в случае невозможности его участия в подготовке и рассмотрении  материалов дела за конституционным представлением, конституционным обращением;

  - вносит на рассмотрение КСУ предложение относительно временного введения в состав Коллегии судьи Конституционного Суда Украины с другой Коллегии в случае невозможности проводить на протяжении длительного времени заседание Коллегии из-за отсутствия кворума;

- отчитывается ежеквартально о работе Коллегии судей на заседании Конституционного Суда Украины;

- решает другие вопросы организации работы Коллегии судей.

3. Конституционный Суд Украины может образовывать на своих пленарных заседаниях временные комиссии для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным осуществлением в деле, при участии специалистов в соответствующих отраслях права.

На заседаниях КСУ рассматриваются все вопросы, которые нуждаются в решении Конституционным Судом Украины, кроме тех, что решаются на его пленарных заседаниях.

4. Организационное, научно-экспертное, информационно-справочное и другое обеспечение деятельности КСУ положено на Секретариат Конституционного Суда Украины во главе с руководителем Секретариата. Судья Конституционного Суда Украины имеет научного консультанта и помощника, которые е государственными служащими. Научный консультант и помощник выполняют поручение судьи Конституционного Суда Украины из дел конституционного осуществления.

5. Конституционный Суд Украины на своем заседании создает из судей КСУ постоянные комиссии, что е его вспомогательными рабочими органами по вопросам организации внутренней деятельности.

6. Материалы деятельности КСУ хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины.

Для обеспечения Конституционного Суда Украины нормативно-правовыми актами, научной и другой специальной литературой создается библиотека Конституционного Суда Украины. Печатным органом КСУ е «Вестник Конституционного Суда Украины».

Регламент КСУ предусматривает создания Научно-консультационного совета при Конституционном Суде Украины.

3. Статус судьи Конституционного Суда Украины

Статус судьи Конституционного Суда Украины определяется Конституцией Украины, Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и Законом Украины «О статусе судей». Судьи КСУ имеют в принципе одинаковый статус с судьями общей юрисдикции с отдельными особенностями, обусловленными спецификой конституционной юрисдикции.

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не меньше десять лет, проживает в Украине на протяжении последних двадцати лет та владеет государственным языком.

Судья КСУ назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный срок.

Судьи этого суда, как и другие судьи, не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, иметь представительский мандат, принимать участие в любой политической деятельности, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу кроме научной, преподавательской и творческой.

Заступает судья на должность со дня складня им присяги судьи Конституционного Суда Украины такого содержания: «Торжественно присягаю честно и добросовестно выполнять высокие обязанности судьи Конституционного Суда Украины, обеспечивать верховенство Конституции Украины, защищать конституционный строй государства, конституционные права и свободы человека и гражданина.

Составляет присягу судья на заседании Верховной Рады Украины, которое происходит при участии Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председатели Верховного Суда Украины или его заместителя, не позднее как через месяц после назначения судьей Конституционного Суда Украины.

1. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины:

- его конституционные права и свободы не могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных ее местностях.

- судья КСУ производит предыдущую подготовку вопросов для их рассмотрения Коллегиею судей, Конституционным Судом Украины, принимает участие в рассмотрении дел.

- кроме того, он имеет право вытребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и других объединений граждан, отдельных граждан необходимые документы, материалы и другую информацию по вопросам, которые готовятся к рассмотрению Коллегиею судей Конституционного Суда Украины, Конституционным Судом Украины.

- уклонение от предоставления объяснений или отказ от предоставления документов, материалов, информации судьи Конституционного Суда Украины, тянет за собой ответственность виновных лиц по закону.

- Судья КСУ имеет право публично выражать свое мнение по вопросам, которые касаются осуществления в Конституционном Суде Украины, лишь относительно тех дел, в которых этим судом принято решение или предоставленный вывод.

Полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются в случае:

1) окончание срока назначения;

2) достижение судьей 65-летнего возраста;

3) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию  здоровья;

4) нарушение судьей требований, предусмотренных ч. 2 ст. 16 3акону «О Конституционном Суде Украины»;

5) нарушение судьей присяги;

6) набор законной силы обвинительным  приговором  что к нему;

7) прекращение его гражданства;

8) признание его безвестно отсутствующим или объявление умершим;

9) представление судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию..

Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Украины в случаях, предусмотренных пунктами 1-3, 6-9, принимается на заседании Конституционного Суда Украины, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, - Верховной Радой Украины.

Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти.

2. Судья-докладчик по делу:

- изучает нарушенные в конституционном представлении, конституционном обращении вопросы и готовит материалы на рассмотрение Коллегии судей Конституционного Суда Украины.

Судья-докладчик в деле:

- решает вопрос относительно истребования от субъектов конституционного представления, конституционного обращения, соответствующих органов, должностных лиц, граждан необходимых документов, материалов, іншик сведений, которые касаются дела;

- дает руководителям соответствие структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Украины поручения и устанавливает сроки их выполнения;

- привлекает для консультации, проведение проверок, исследования документов соответствующих специалистов;

- вносит предложения на заседание Коллегии судей относительно назначения экспертизы по делу или привлечение к участию в конституционном осуществлении экспертов, вызова должностных лиц, экспертов, свидетелей, представителей по закону или уполномоченных по доверенности, граждан, участие которых должно обеспечить объективное и полное рассмотрение  дела.

- судья-докладчик решает вопроса о направлении копии конституционного представления, конституционного обращения, других документов руководителю органа, должностному лицу, которые выдали оспариваемый правовой акт, с пропозицией выложить свои объяснения относительно нарушения в представлении, обращении вопросов.

- все судьи Конституционного Суда Украины являются равноправными во время рассмотрение  дел на заседании Коллегии судей, на заседании, пленарном заседании Конституционного Суда Украины.

- судьи Конституционного Суда Украины принимают участие в рассмотрении дела непосредственно, поэтому лишь по уважительным причинам они могут быть отсутствующими на пленарном заседании Конституционного Суда Украины.

Судья КСУ не может принимать участие в рассмотрении дела, если е сомнения относительно объективности судьи в решении дела в результате его семейных или супружеских отношений с участниками конституционного осуществления, их представителями или других обстоятельств, которые дают основания относительно сомнений у объективности судьи.

При таких обстоятельствах судья КСУ заявляет самоотвод к началу рассмотрения дела. О самоотводе судьи выносится решение.

При исправлении своих обязанностей судья КСУ на пленарном заседании, на заседании Конституционного Суда Украины и в  Коллегии судей должен быть одетым в мантию.

3. Председатель Конституционного Суда Украины возглавляет этот судебный орган и организовывает его деятельность.

До полномочий Председателя КСУ принадлежат:

- организация работы коллегий судей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного Суда Украины;

- созыв и проведение заседаний, пленарных заседаний Конституционного Суда Украины;

- распоряжение бюджетными средствами на содержание и обеспечение деятельности Суда в соответствии со сметой, утвержденной Конституционным Судом Украины;

- осуществление других полномочий, предусмотренных этим Законом и актами Конституционного Суда Украины, что регламентируют организацию его внутренней работы.

Председатель Конституционного Суда Украины кроме полномочий, определенных Законом Украины «О Конституционном Суде Украины »

- дает распоряжения;

- назначает на должности советников и помощников Председателя Конституционного Суда Украины, научных консультантов и помощников;

- присваивает ранги государственного служащего работникам Секретариата КСУ;

- применяет к работникам Секретариата меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

- докладывает на протяжении января каждого года на пленарном заседании Конституционного Суда Украины о деятельности Суда, а также ежеквартально на заседании КСУ информирует судей о своей деятельности;

- представляет Конституционный Суд Украины в сотрудничестве с органами государственной власти Украины и органами других источников и международных организаций;

- выступает от имени Конституционного Суда Украины с официальными заявлениями. Текст официального заявления Конституционного Суда Украины утверждается на его заседании по инициативе Председателя суда или не меньше трех судей КСУ.

- председатель Конституционного Суда не может уклониться от выступления с официальным заявлением Конституционного Суда Украины.

Судьи, которые остались в меньшинстве при утверждении текста официального заявления, не имеют права публично заявлять о несогласии с ней.

4. Заместители Председателя Конституционного Суда Украины выполняют по поручению Председателя Суда отдельные его полномочия. В случае отсутствия Председателя КСУ или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности выполняет заместитель, который является старшим по возрасту.

Председатель Конституционного Суда Украины и его заместитель освобождаются от должности по их заявлениям Конституционным Судом Украины.

Освобождение от должности Главы Суда, его заместителя не лишает их полномочий судьи Конституционного Суда Украины.

Неотъемлемой составляющей статуса судей Конституционного Суда Украины  является их независимость и неприкосновенность. Конституция Украины не устанавливает в отдельных нормах гарантии независимости и неприкосновенности судей КСУ. В соответствии со ст. 149 Конституции Украины на судей Конституционного Суда Украины распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, основания относительно освобождения от должности, предусмотренные ст. 126 Конституции Украины, и требования относительно несовместимости, определенные в ч. 2 ст. 127 Конституции Украины.

Дополнительно законодатель устанавливает и другие гарантии независимости и неприкосновенности только для судей Конституционного Суда Украины. Их перечень содержится в Законе Украины «О Конституционном Суде Украины». Так, в Законе предусмотрено, что судьи  КСУ при осуществлении своих полномочий е независимыми и подчиняются лишь Конституции Украины и руководствуются 3аконом Украины «О Конституционном Суде Украины», другими законами, кроме тех законов или их отдельных положений, что е предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины (ст. 27).

Судьи КСУ не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном Суде Украины и в его коллегиях, за исключением ответственности за обиду или клевету при рассмотрении дел, принятии решений и предоставлении выводов Конституционным Судом Украины (ч. 3 ст. 28).

4. Полномочия Конституционного Суда Украины

Полномочия Конституционного Суда Украины определяются лишь Конституцией Украины, а порядок организации и деятельности и процедура рассмотрения им дел - как Конституциею, так и законами Украины, в частности, Законом Украины от 16 октября 1996 г. « О Конституционном Суде Украины ».

Конституционный Суд Украины принимает акты, которые регламентируют организацию его внутренней работы. На сегодня действует Регламент Конституционного Суда Украины от 5 марта 1997 г. (с соответствующими изменениями), который определяет вопросы его внутренней деятельности).

Согласно с Конституции Украины к полномочиям КСУ относятся:

1) решение вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционность):

- законов и других правовых актов Верховной Рады Украины;

- актов Президента Украины;

- актов Кабинета Министров Украины;

- правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым (п. 1 ч. 1 ст. 150);

2) предоставление вывода:

- о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховный Совет Украины для предоставления согласия на их обязательность (ч. 1 ст. 151);

- о соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции  Украины законопроектов о внесении изменений к Конституции Украины (ст. 159);

- о нарушении Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции Украины или законов Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85);

3) проверка дела об отстранении Президента Украины от должности в порядке импичмента и предоставления вывода относительно сдерживания конституционной процедуры ее расследования и рассмотрения (ч. 6 ст. 111, ч. 2 ст. 151);

4) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины (п. 2 ч. 1 ст. 150).

Объектом конституционного контроля могут быть не только письменные акты, но и действия или бездеятельность Верховной Рады АР Крым (например, невыполнение требований ст. 138 Конституции Украины о назначении выборов депутатов Верховной Рады АР Крым). Понятие «правовой акт» имеет два значения. Он охватывает как действия (бездеятельность) - юридический факт, так и официальный документ, в котором отбиваются и закрепляются те или другие действия. Такие вышеуказанные способы нарушения Конституции Украины не исключаются, и поэтому согласно с п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины при наличии вывода Конституционного Суда Украины об этом Верховная Рада Украины может досрочно прекратить полномочие Верховной Рады АР Крым.

Проверке соответствия Конституции Украины (конституционности) подлежат лишь те законы и другие правовые акты, которые вступили в силу, то есть оценка законов и других правовых актов производится КСУ только в порядке следующего (репрессивного) конституционного судебного контроля.

Относительно предоставления вывода о соответствии Конституции Украины международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, и о соответствии требованиям ст. ст. 157, 158 Конституции законопроектов о внесении изменений к Конституции Украины конституционный контроль со стороны КСУ имеет предыдущий (превентивный) характер.

Согласно со ст. 159 Конституции Украины объектами конституционного контроля не могут быть проекты правовых актов, кроме законопроектов о внесении изменений к Конституции Украины. Исходя из принципа деления власти (ст. 6 Конституции) полномочия Конституционного Суда Украины не позволяют ему вмешиваться в стадии правотворческого (законодательного) процесса, осуществлять предыдущий контроль.

В соответствии с содержанием статей 150 и 152 Конституции Украины объектом конституционного контроля могут быть только законы и другие правовые акты, которые не потеряли действия. Если на момент рассмотрения дела  Конституционным Судом Украины правовой акт потерял действие, этот судебный орган производит его проверку на предмет конституционности лишь в тех случаях, когда невозможно обновить конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушенные его применением.

До полномочий КСУ не принадлежат вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

Конституционный Суд Украины также не уполномочен решать вопрос конституционности актов органов власти, не отмеченных в п. 1 ч. 1 ст. 150 Конституции Украины. Это решение органов местного самоуправления (ст. 144 Конституции Украины), акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, акты органов прокуратуры Украины, акты судов общей юрисдикции и тому подобное.

Конституционный Суд Украины проверяет соответствие законов и других правовых актов действующей Конституции Украины и не уполномочен проверять соответствие правовых актов прежней Конституции Украины и Конституционному договору между Верховной Радой Украины и Президентом Украины «Об основных основах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период к принятию новой Конституции Украины», действие которых прекратилось одновременно с приобретением действия Конституциею Украины, то есть со дня ее принятия (ст. 160 Конституции Украины, 3акон Украины «О принятии Конституции Украины и введения ее  в действие» от 28 июня 1996 г.).

Объектом конституционного контроля со стороны КСУ е лишь те акты, которые имеют правовое значение, касаются права, тянут за собой юридические последствия. Следовательно, не могут быть объектом конституционного контроля такие акты как обращения, заявления, акты политического характера и тому подобное, которые не имеют юридического значения, не порождают никаких юридических последствий.

Конституционный Суд Украины не вправе проверять конституционность положений действующей  Конституции Украины ни за какими параметрами, и они не могут быть признаны неконституционными. Однако Раздел ХІІІ Конституции устанавливает порядок внесения изменений к Конституции Украины и передбачае определенные ограничения относительно этой процедуры. Следовательно, объектом конституционного контроля е не только законопроекты о внесении изменений к Конституции Украины (ст. 159), но и законы о внесении таких изменений.

Не могут быть объектом конституционного контроля законы, принятые всеукраинским референдумом. Но акты Верховной Рады Украины и акты Президента Украины, принятые в соответствии с их полномочиями, установленными Конституциею Украины, о назначении референдума признаются объектами судебного конституционного контроля.

Кроме отмеченных, КСУ ришает также вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционность) законов и других правовых актов как с точки зрения материальной, то есть содержательной их проверки, так и формальной, то есть проверки соответствия установленной Конституциею Укриным процедуры их рассмотрения, принятия или вступления ими в силу и соблюдение конституционных полномочий при их принятии.

Объектом официального толкования КСУ е действующие Конституция и законы Украины, принятые как к, так и после приобретения действия Конституциею Украины. Законы, которые не вступили в силу, и законы, которые потеряли силу, официальному толкованию Конституционным Судом Украины не подлежат. Однако объектом официального толкования могут быть законы или их отдельные положения, которые применяются в связи с их переживающей (ультраактивной) силой.

Официальному толкованию подлежат законы, которые соответствуют Конституции Украины. Поэтому процедуре толкования предшествует выяснения вопросов их соответствия Конституции (конституционности). Если окажется, что закон не соответствует Конституции Украины, противоречит ей, он определяется неконституционным со всеми последствиями, которые выплывают из этого. Если возможные разные интерпретации тех или других положений Конституции или законов Украины и эти толкования не противоречат Основному 3акону государства, решать такие вопросы, конкретизировать такие положения должен парламент. В противоположном случае своим толкованием указанных положений Конституции или законов Украины Конституционный Суд Украины ограничивал бы полномочие Верховного Совета Украины.

5. Конституционное производство

(производства по делам в Конституционном Суде Украины)

Конституционный Суд Украины реализует конституционное правосудие (конституционную юрисдикцию) за конституционными представлениями и конституционными обращениями определенных субъектов.

Конституционное представление или конституционное обращение е поводом для рассмотрения дела в КСУ, то есть обязывает этот суд принять ее к рассмотрению.

Конституционное представление - это письменное ходатайство к Конституционному Суду Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины. Конституционным представлением есть также обращение Верховной Рады Украины о предоставлении вывода относительно сдерживания конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины от должности в порядке импичмента.

Субъектами права на конституционное представление по вопросам конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АР Крым являются:

- Президент Украины;

Если Президент Украины останавливает действие актов Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов Верховной Рады АР Крым из мотивов их несоответствия Конституции Украины, он должен одновременно обратиться к КСУ относительно не конституционности указанных актов (п. 15 ч. 1 ст. 106, ч. 2 ст. 137 Конституции).

-  не меньше сорок пять депутатов Верховной Рады Украины (то есть десятая часть общего состава, установленного ч. 1 ст. 76 Конституции);

- Верховный Суд Украины;

- Уполномочен Верховной Рады Украины по правам человека;

- Верховная Рада АР Крым (абз. 2 ч. 1 ст. 150 Конституции, п. 1 ст. 13 и ст. 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Конституция Украины не предусматривает прямого права граждан, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц обращаться в Конституционный Суд по вопросам неконституционности законов и других правовых актов (право на конституционную жалобу). Физические и юридические лица могут по этим вопросам обращаться к Президенту Украины, который е гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 102 Конституции Украины), к Уполномоченному Верховному Совету Украины по правам человека (ч. 3 ст. 55 Конституции, Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека») или других субъектів права на конституционное представление.

Субъектами права на конститутуционное представление по вопросам предоставления выводов Конституционным Судом Украины являются:

1) относительно соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, - Президент Украины, Кабинет Министров Украины (ч. 1 ст. 151 Конституции Украины, п. 2 ст. 13 и абз. 2 ст. 41 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины »);

2) относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дел об устранении Президента Украины в порядке импичмента - Верховная Рада Украины (ч. 6 ст. 111 и ч. 2 ст. 151 Конституции Украины, п. 3 ст. 13 и абз. 3 ст. 41 3акону Украины     « О Конституционном Суде Украины »);

3) относительно нарушения Верховной Радой АР Крым Конституции или законов Украины - Верховная Рада Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины);

4) относительно соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины законопроекта о внесении изменений к Конституции Украины - Верховная Рада Украины (ст. ст. 154, 159 Конституции, Решения КСУ от 9 июня 1998 г. в деле № 1-26/98 относительно внесения изменений к Конституции Украины);

5) относительно официального толкования Конституции и законов Украины - Президент Украины, не меньше сорок пять народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, Верховная Рада АР Крым, органы местного самоуправления (абз. 4 ст. 41 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины »).

      Основанием для конституционного представления о неконституционность закона или другого правового акта е наличие спора относительно его  неконституционности. Наличие основания для рассмотрения дела обязываете Конституционный Суд Украины рассмотреть ее в сущности в судебном заседании и вынести по ней мотивированное решение.

Основанием для конституционного представления по делам  относительно конституционности правовых актов, которые вызывают спор о полномочии конституционных органов государственной власти Украины, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, является наличие спора относительно полномочий этих органов, если один из субъектов права на конституционное представление считает, что правовые акты, которыми установлено полномочие отмеченных органов, не отвечают Конституции Украины (ст. 75 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Основаниями для поднятия вопроса об открытии осуществления в деле относительно соответствия норм действующего законодательства принципам и нормам Конституции Украины относительно прав и свобод человека и гражданина являются:

1) наличие спорных вопросов относительно конституционности принятых и оглашение в установленном порядке законов, других правовых актов;

2) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных в процессе общего судопроизводства;

3) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных органами исполнительной власти в процессе их применения и Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека в процессе его деятельности (ст. 82 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

В случае возникновения в процессе общего судопроизводства спора относительно конституционности нормы закона, которая применяется по делу,   рассмотрение останавливается. При таких условиях открывается конституционное осуществление, и дело рассматривается Конституционным Судом Украины безотлагательно (ст. 83 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины »).

Основанием для конституционного представления относительно конституционности правовых актов, которыми противоречиво регулируется порядок реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, есть наличие спорных вопросов относительно конституционности норм двух или больше законов или актов международного права, признанных обязательными на территории Украины, которые устанавливают разный порядок реализации одних и тех самых конституционных прав и свобод, чем существенно ограничиваются возможности их использования (ст. 84 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Конституционное обращение - это письменное ходатайство к Конституционному Суду Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение есть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица (ст. 43 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины » ).

Основаниями для обращения к КСУ об официальном толковании Конституции и законов Украины у формах конституционного представления и конституционного обращения е соответственно: практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции и законов Украины (ч. 1 ст. 93 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины») или наличие неоднозначного применения положений Конституции или законов судами Украины, другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушению его конституционных прав и свобод (ст. 94 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Практическая необходимость официального толкования Конституции либо законов Украины может быть обусловлена неясностью (двусмысленностью, расплывчатостью, неточностью, нечеткостью) их отдельных положений, либо неоднозначным применением, либо хоть и однозначным, но неправильным их пониманием и применением. Официальное толкование Конституции или законов Украины как раз и призвано преодолеть эти обстоятельства, сделать, в частности, неясные положения ясными, понятными.

Неоднозначность толкования и применения положений Конституции Украины вызвана тем, что она была принята в результате взаимных уступок, компромиссов. При ее принятии сглаживались и сближались разные теоретические подходы к тем или других проблем, им предоставлялось общей расцветки, одинаково приемлемой для разных политических сил. К тому же значительная часть норм Конституции Украины сформулирована достаточно в и абстрактно общих чертах, во  многих случаях с использованием оценочных понятий.

Неоднозначность толкования и применения законов Украины вызвана также динамической развития общества и невозможностью своевременного урегулирования соответствующих общественных отношений, обязаностью законодателя регулировать также те отношения, природа и закономерности которых недостаточно исследованы, реформированием всех сфер общественной жизни, нестабильностью законодательства в переходный период, его противоречивостью, наличием коллизий и пробелов, недостатками законодательной техники и тому подобное.

Необходимость одинаковости практики применения положений Конституции и законов Украины, а следовательно, определенность правовых отношений виплывают из требований правового государства и, в частности, законности, правовой безопасности, равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом (ст. 24 Конституции Украины), а также и того, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми самыми правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как граждане Украины, за исключениями, установленными Конституциею, законами или международными договорами Украины (ст. 26 Конституции Украины). К тому же одними из основных основ судопроизводства е законность и равенство усек участников судебного процесса перед законом и судом (пункты 1 и 2 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины), а это невозможно без однозначного (одинакового) применения положений Конституции и законов Украины ко всем одинаково, без одинаковой судебной практики.

Основанием для официального толкования Конституции и законов Украины за конституционными представлениями органов государственной власти, не предусмотренных ст. 150 Конституции Украины, и органов местного самоуправления е только те положения указанных нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов, отнесенных к веданью этих субъектов.

Основанием для официального толкования Конституции или законов Украины за конституционными обращениями физических та юридичник лиц е только те положения этих нормативноправових актов, которые применены или подлежат применению относительно субъекта конституционного обращения в конкретном деле и это привело или может привести к норушению его конкретного конституционного права. Субъект конституционного обращения должен указать конкретные факты и обстоятельства, которые бы свидетельствовали об этом.

Основание для рассмотрения в КСУ отсутствует, если субъект права на конституционное обращение направленно к этому суду не в связи с нарушением (возможностью нарушения) его конституционных прав и свобод, а на защиту определенных положений Конституции или законов Украины.

На практике случаются такие ситуации, когда те или другие положения Конституции или законов Украины применяются хотя и однозначно, но неправильно, и это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина или создает возможность их нарушения. Конституционный Суд Украины в этих случаях также рассматривает дела за обращениями физических или юридических лиц и принимает  по ним соответствующие решения. Да, все суды в стране уже после принятия Конституции отказывали гражданам Украины в принятии жалоб (исков):

1) на решение Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов;

2) на действии должностных лиц органов прокуратуры;

3) на бездеятельность должностных лиц относительно распределения жилья;

4) Кабинета Министров Украины о выполнении обязательства за облигациями Государственной целевой беспроцентной ссуды 1990 г. и возмещения морального вреда. Конституционный Суд Украины признал такую практику антиконституционной и дал официальное толкование соответствующих положений Конституции и законов Украины.

Было бы логическим, правильным и справедливым предоставить право гражданам Украины, иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам обращаться к КСУ не только в случаях неоднозначного применения положений Конституции и законов Украины, как это предусматривает Закон Украины «О Конституционном Суде Украины», но и при однозначном, но неконституционном их применении.

Открытие осуществления в деле в Конституционном Суде за конституционным представлением или конституционным обращением одобряется  Коллегиею судей или Конституционным Судом Украины на его заседание. 

Уклонение без уважительных причин от явки к Коллегии судей или к Конституционному Суду, а так же отказ предоставить необходимые документы, материалы и другие сведения или их преднамеренное укрывательство тянут за собой ответственность виновных лиц  по  закону.

Рассмотрение дел, принятие решений и предоставление выводов по делам проводится Конституционным Судом коллегиально.

Рассмотрение дел на пленарном заседании Конституционного Суда Украины может проводиться в форме:

- устных слушаний, то есть путем непосредственного заслушивания на пленарном заседании всех участников конституционного осуществления;

- письменных слушаний, то есть путем заслушивания и анализа собранных на предыдущих стадиях конституционного осуществления и привлеченных дополнительно в ходе пленарного заседания материалов, документов, необходимых для обеспечения объективного и полного рассмотрения дела.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми – логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...
54079. Зима 36.5 KB
  Матеріали: дзеркала на кожну дитину вітрячки сніжинки ілюстрації зими сніжинки чарівна паличка мікрофон предметні картинки музика Моцарта п’єса Сніжинки музика до пісні Сніжокпушокавтор не відомий бубон Хід заняття. Сніжинки. Логопед торкається паличкою до кожної дитини повідомляє що вони тепер сніжинки. А тепер мої сніжинки давай подорожувати та про зиму розповідати.
54080. «На гостину до пташок». Конспект підгрупового заняття з елементами логоритміки в старшій логопедичній групі 37 KB
  Стеценка Синичка картинки птахів. Як називаються птахи які мешкають у лісі лісові птахи Давайте послухаємо спів птахів. Гра на розвиток уваги: Хто як голос подає Дятел стукає: тук тук Ворона каркає: кра кра Горобець: цвірінь цвірінь Сорока: скреке ке скреке ке Голуб: туркоче Сова кричить: УУУ Ластівка: щебече Соловей: заливається свистить щебече Журавель: курличе Жайворонок: бринить Пропоную під музику передати нелегкий шлях птахів які відлітають у теплі краї:легкий біг зі змахами рук присідання з низько...