79954

Решения и выводы Конституционного Суда Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Решения и выводы Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины за результатами рассмотрения на пленарных заседаниях дел относительно конституционности законов и других правовых актов а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины принимает решения а по делам по другим вопросам – дает выводы. Временное отсутствие судьи на заседании пленарном заседании Конституционного Суда Украины на котором рассматривались материалы дела само дело не припятствует участия такого судьи с правом решающего голоса в...

Русский

2015-02-15

68.5 KB

0 чел.

8

6. Решения и выводы Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины за результатами рассмотрения на пленарных заседаниях дел относительно конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины принимает решения, а по делам по другим вопросам – дает  выводы.

Решения принимается, а выводы предоставляются только теми судьями Конституционного Суда, которые принимали участие в рассмотрении материалов дела, самого дела на заседании или пленарном заседании КСУ.

Временное отсутствие судьи на заседании, пленарном заседании Конституционного Суда Украины, на котором рассматривались материалы дела, само дело, не припятствует участия такого судьи с правом решающего голоса в принятии решений, предоставлении выводов в деле, за исключением тех случаев, когда решения принималось, а выводы предоставлялись в пределах процессуальных действий, которые выполнялись при отсутствии судьи.

В случае, если в процессе рассмотрения дела за конституционным представлением или конституционным обращением выявлено несоответствие Конституции Украины других правовых актов (их отдельных положений), кроме тех, относительно которых открыто осуществление в деле и которые влияют на принятие решения или предоставление вывода в деле, Конституционный Суд Украины признает такие правовые акты (их отдельные положения) неконституционными.

Решения принимается, а выводы предоставляются Конституционным Судом Украины поименным голосованиям путем опроса судей.

Предложения судей к проекту решения или вывода голосуется в порядке поступления, при этом судье не имеют права воздерживаться от голосования.

Решение и выводы Конституционного Суда мотивируются в письменном виде, подписываются отдельно судьями, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против, и обнародовались. Они е окончательными и не подлежат обжалованию.

Подписание судьей решения, вывода Конституционного Суда Украины е обязательным.

Решение по делу принимается, а, соответственно, вывод дается Конституционным Судом Украины на закрытой части пленарного заседания при участии судей, которые принимали участие в рассмотрении дела.

На закрытую часть пленарного заседания вносится проект решения, вывода по делу, подготовленный судьей-докладчиком на основании материалов дела, исследованных судорог в процессе ее  рассмотрения.

Каждый судья Конституционного Суда, который принимает участие в рассмотрении дела, имеет право подать собственный проект решения, вывода в деле или перечень вопросов, которые определяют суть решения, выводу.

В случае поступления нескольких проектов решений, выводов в деле Конституционный Суд Украины принимает  за основу одии из них.

Принятые большинством судей ответа на вопросы, которые определяют сущность решения, вывода в деле, составляют подпочву для доработки судьей-докладчиком проекта решения, вывода.

На закрытой части пленарного заседания судьи КСУ свободно выкладывают свои мысли по вопросам, которые обсуждаются, вносят предложения, поправки к проекту решения, вывода в деле. Длительность и количество выступлений судей на закрытой части пленарного заседания не ограничиваются. Их предложения и поправки к проекту решения, выводу в деле вносятся в письменной форме, голосование по каждой с поникал происходит отдельно.

Судья Конституционного Суда Украины может на любой стадии обсуждения проекта решения, выводу в деле снять свое предложение или поправку.

На голосование в целом относится проект решения, вывода в деле, подготовленный с учетом предложений и поправок, которые получили наибольшее количество голосов. Голосование проходит поименно путем опроса.

Решение, вывод Конституционного Суда Украины подписывается всеми судьями не позже семи дней от дня принятия решения, предоставления вывода в деле.

Подписание судьей КСУ принятого решения, вывода, предоставленного Конституционным Судом Украины при его участии, е обязательным. Закрытая часть пленарного заседания Конституционного Суда Украины стенографируется и  протоколируется.

Протокол и стенограмма закрытой части пленарного заседания не разглашаются и хранятся отдельно от материалов дела. В протоколе фиксируются лишь вопросы, которые относились на голосование, та результаты голосование. Для ведения такого протокола приглашается секретарь судебного заседания.

Протокол подписывается всеми судьями Конституционного Суда Украины, которые присутствовали на закрытой части пленарного заседания.

Выступления судей КСУ на закрытой части пленарного заседания не протоколируются, не фиксируются техническими средствами и не могут быть разглашены судьями Конституционного Суда Украины.

Необходимо заметить, что судья КСУ, который подписал решение, вывод Конституционного Суда Украины, имеет право независимо от того, голосовал он «за» или «против» принятия решения или предоставления вывода, выложить в письменной форме свою отдельную мысль в деле в семидневный срок от дня голосования.

В содержании решений и выводов Конституционного Суда Украины должны содержаться сведения, предусмотренные соответственно ст. ст. 65-66 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины » .

Решение и выводы КСУ официально обнародовались следующего рабочего дня после их подписания. Эти документы вместе с отдельным мнением судей Конституционного Суда Украины публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других офицальных изданияхУкраины.

Конституцонный Суд Украины открывает новое осуществление в деле при выявлении новых обстоятельств, которые не были предметом его рассмотрения, но которые существовали на время рассмотрения и принятия решения или предоставления вывода в деле.

Конституционный Суд Украины после официального предания огласке решения может по собственной инициативе или по заявлению одной из сторон конституционного осуществления исправить неточности, допущенные в решении, описки, редакционные или технические огрехи. Решения КСУ также могут быть разъяснены им за ходатайством одной из сторон конституционного осуществления.

Одобрение Конституционного Суда об исправлении неточностей в решении или о его разъяснении принимается на пленарном заседании и пдлежит опубликованию в тех изданиях, где было обнародовано именно решение.

Решение и выводы Конституционного Суда Украины ровной мерой е обязательными к выполнению. Их невыполнение тянет предусмотренную законом ответственность.

Решение и выводы КСУ действуют непосредственно и не нуждаются в подтверждении со стороны любых органов государственной власти, должностных и служебных лиц.

В случае необходимости Конституционный Суд Украины может определить в своем решении порядок и сроки их выполнения, а также возложить на соответствующие государственные органы обязанности относительно обеспечения выполнения решения.

Конституционный Суд Украины также имеет право требовать от этих органов письменного подтверждения выполнения решения суда (ст. 70 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины » ).

Конституционный Суд Украины разъяснил, что положение ч. 2 ст. 70 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» относительно порядка выполнения решений КСУ нужно понимать как право Конституционного Суда Украины в случае необходимости определять в своем решении, вывода порядок и сроки его выполнения и возложить на соответствующие государственные органы обязанность обеспечить это выполнение. При этом независимо от того, определен ли в решении Конституционного Суда Украины порядок его выполнения, соответствующие государственные органы обязаны действовать лишь на основании, у рамках полномочий и в способ, что предусмотрены Конституциею и законами України1.

Дополнительное определение в решениях Конституционного Суда Украины порядка их выполнения не отменяет и не изменяет общей обязательности их выполнения.

Решение и выводы КСУ е окончательными. Это означае, что они вступают в силу с момента принятия (провозглашение) и никто, в том числе и Конституционный Суд Украины упразднить или изменить их не может.

Решение и выводы Конституционного Суда Украины не могут быть обжалованы. Вместе с тем соответственно ч. 4 ст. 55 Конституции Украины если лицом использованы все национальные средства правовой защиты, она имеет право обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные органы или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых е Украина, а следовательно, и подлежать обжалованию к ним решению Конституционного Суда Украины. Но независимо от последствий рассмотрения такой жалобы межгосударственные органы ни в коем случае не имеют права отменять решение суда этого или другого государства.

В решении Конституционного Суда Украины относительно соответствия Конституции (конституционности) правовых актов они признаются действующими или недействительными на будушее.

В случае, если эти акты или их отдельные положения признаются такими, что не отвечают Конституции Украины (е неконституционными), они объявляются недействительными и теряют действие от дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности (ч. 2 ст. 152 Конституции Украины, ст. 73 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины »). Эти акты фактично отменяются и не имеют юридической силы с момента принятия Конституционным Судом Украины соответствующего решения. И именно с этого времени законы, другие правовые акты или их отдельные положения, которые решениями КСУ признаны неконституционными, не подлежат выполнению (применению) как такие, что потеряли действие на основании решения Конституционного Суда Украины.

Как разъяснил сам суд, является положение части второй статьи 150 Конституции Украины относительно выполнения решений Конституционного Суда Украины необходимо понимать так, что законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные за этими решениями неконституционными, не подлежат применению как такие, что в соответствии с частью второй статьи 152 Конституции Украины потеряли действие со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.

Органы государственной власти, органы АР Крым, органы местного самоуправления, ПРЕДПРИЯТИЯ, учреждения, организации, должностные и служебные лица, граждане и их объединения, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица не вправе  применить  или использовать правовые акты или их положения, что признаны неконституционными'.

Юридическая сила решения Конституционного Суда Украины о признании правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Указанные решения КСУ имеют силу нормативно-правового акта. Признавая тот или другой нормативно-правовой акт неконституционным и тем самым отменяя его, Конституционный Суд Украины выполняет функцию негативного правотворца. Такие решения фактически создают новые правовые нормы. Они распространяются на всех субъектов права и порождают новые права и обязанности.

Решение КСУ о признании закона или другого правового акта неконституционным лишает его обязательной силы, но юридическая сила такого решения не может быть приравнена к юридической силе обычных законов, поскольку для пересмотра положений этого решения необходимое внесение изменений к Конституции Украины.

Решение и выводы Конституционного Суда Украины имеют прямое и немедленное действие, а в случаях, предусмотренных Конституциею Украины и обратное действие. Согласно со ст. 58 Конституции Украины решения Конституционного Суда, которое отменяет или смягчает ответственность лица, имеет обратное действие.

Признание правового акта неконетитуционным является основанием для отмены других правовых актов, которые воспроизводят или конкретизируют его положение.

Конституционный Суд Украины может указать на преюдициальность своего решения при рассмотрении судами общей юрисдикции исков в связи с правоотношениями, которые возникли в результате действия неконституционного акта (ст. 74 Закона Украины 4Про Конституционный Суд Украины »).

Относительно содержания решений Конституционного Суда Украины в некоторых конституционно-правовых делах, а именно: относительно конституционности правовых актов, которые вызывают спор о полномочии конституционных органов государственной власти Украины, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в АР Крым, соответствия положений действующих правовых актов конституционным принципам и нормам относительно прав и свобод человека и гражданина и делах относительно конституционности правовых актов, которыми противоречиво регулируется порядок реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, Закон «О Конституционном Суде Украины» предусматривает дополнительные требования.

В резолютивной части решения Конституционного Суда Украины по делам относительно конституционности правовых актов, которым установлено полномочие конституционных органов государственной власти Украины, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, а также по делам относительно конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в АР Крым дается вывод относительно конституционности этих актов (ст. 77 и ч. 2 ст. 81 Закона Украины «О Конституционном Суде Украны »).

В решении Конституционного Суда Украины по делам относительно конституционности правовых актов, которыми противоречиво регулюеться порядок реализации конституционних прав и свобод человека и гражданина, определяется, нормы какого закона являются конституционными, а которого неконституционными и недействительными (ст. 85 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).

В резолютивной части решения КСУ относительно официального толкования Конституции или законов Украины официально толкуются (разъясняются) положения Конституции и законов Украины, по поводу якоторых было подано конституционное представление или конституционное обращение. В случае, если при толковании (выяснении) закона Украины (его отдельных положений) было установлено его несоответствие Конституции (неконституционность), он (его отдельные положения) считаются неконституционным.

Правовая природа решений Конституционного Суда Украины относительно официального толкования положений Конституции и при конах Украины е производной от места этого суда в системе механизма государства и его компетенции. Правовая природа официального толкования Конституции и законов Украины лежыт в их выяснении и разъяснении, интерпретации, установлении действительного содержания, то есть в определенной констатации, а не в их поправках, изменениях или дополнениях.

Целью официального толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции и законов Украины есть установления их однозначного и правильного понимания и применения на всей территории государства и предоставления разъяснения относительно этого.

Содержанием официального толкования Конституционным Судом положений Конституции и законов Украины е их конкретизация, уточнение, детализация. Это определенные нормы, а именно - интерпретационные нормы, в которых даются предписания, как понимать тот или другой срок, высказывание или правовую норму в целом, как ее применять. Это нормативное толкование, нормы-разъяснения, которые способствуют правильной реализации Конституции и законов Украины и в этом аспекте е вспомогательными правилами. Их вспомогательный характер виявляется и в том, что они не могут применяться отдельно, самостоятельно, без разъяснительных положений Конституции и законов Украины, а действуют лишь вместе с положениями, что толковались, и не могут быть нормативным основанием правоприменимых актов. При решении конкретных дел необходимо ссылаться на правовые нормы Конституции и законов Украины как на юридические основания для решения и только дополнительно - на их официальные разъяснения Конституционным Судом Украины.

Функциональное назначение решений КСУ относительно официального толкования Конституции и законов Украины - это юридическое средство обеспечения их правильного и однообразного понимания и применения, а следовательно, и одно из юридических средств укрепления конституционной законности, охраны Конституции Украины.

Юридическая сила официального толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции и законов Украины лежит в том, что оно (разъяснение) имеет государственный общеобязательный характер, что за юридической силой приближает его к разъясняемым положениям Конституции и законов Украины.

Официальные толкования Конституционным Судом Украины положений Конституции и законов Украины имеют за своей обязательностью высшую юридическую силу сравнительно с толкованиями, которые осуществляются другими государственными органами, должностными и служебными лицами. Это высший вид толкования Конституции и законов Украины, ведь Конституция Украины не предусматривает аутентичного толкования ни ее положений, ни законов Украины.

Решение КСУ относительно официального толкования Конституции и законов Украины как вспомогательный акт за своей юридической силой располагается (находится в подчиненном состоянии) за актом, что розъясняется, в такой последовательности: толкование положений Конституции - за Конституциею, коментирывания законов - следом за законами.

Сфера действия (территория, круг лиц и круг случаев) решений КСУ относительно официального толкования Конституции и законов Украины совпадает с сферой действия последних, и они е нормативными.

Действие во времени официального тлумачения Своди Конституции и законов Украины визначаеться действием нормы права, что толкуется, оно роздиляет их судьбу. Причем толкование одной и той самой нормы не может изменяться на протяжении этого времени, если эта норма  непосредственно или опосредствовано не изменялась.

Официальное толкование Конституции и законов Украины имеет обратную силу.. Ее границы определяются моментом набрания действия самими положениями Конституции и законами Украины, что интерпретируются, ведь в процессе применения правовой нормы, которая не изменялась, ее содержание остается тем самым (неизменным), и официальными толкованиями только устанавливается то понимание, которое вложил у нее законодатель. Поэтому нормы права всегда имеют то содержание, которое раскрыто официальными толкованиями, и они должны применяться соответственно к этому содержанию. Если официальному толкованию положений Конституции или законов Украины не отвечают акты их применения, последние подлежат отмене.

При «переживании» положений законов Украины, которые интерпретируются, имеет место и «переживания» их официального толкования Конституционным Судом Украины.

Толкования Конституции, законов Украины и других актов производится Конституционным Судом также: при решении вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционность) законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АР Крым (п. 1 ч. 1 ст. 150 Конституции Украины); при проверке дела и предоставлении вывода относительно сдерживания конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте (ч. 5 ст. 111, ч. 2 ст. 151 Конституции Украины); при предоставлении выводов: о нарушении Верховной Радой АР Крым Конституции Украины или законов Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), о соответствие Конституциях Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность (ч. 1 ст. 151 Конституции Украины), а также относительно соответствия законопроекта о внесении изменений к Конституции Украины требованиям статьи 157 и 158 Конституции Украины.

Дело в том, что применение Конституции, других норм права невозможное без их толкования. Без толкования Конституции, законов Украины и других актов невозможно принять рришение (вывод), без этого нет и самой конституционной юрисдикции. Но если специальной целью и результатом официального (нормативного) толкования Конституции и законов Украины за конституционными представлениями или конституционными обращениями является именно официальное (нормативное) толкование этих актов, то непосредственной целью толкования положений Конституции и актов, которые проверяются на конституционность (казуальное толкование), есть правильное решение конкретного вопроса  об их соответствии Конституции Украины.

Здесь не относится специальная цель толкования (розъяснения) Конституции и законов Украины, оно является нераздельной составляющей применения Конституции, средством решения  конкретного  конституционно-правового спора, аргументом обоснования  решения (вывода), сопроваждает этот процесс, фигурирует только в мотивировочной части решения (вывода) и как самостоятельное явление не  существует.

Невзирая на то, что это толкование норм права имеет наименования «казуальное», оно далеко выходит за пределы конкретного дела. Такие решения Конституционного Суда Украины в конкретных делах е прецедентами в качестве образцов, примеров понимания и применения положений Конституции и законов Украины. В этих решениях нередко формулируются общие правовые позиции (положение) относительно интерпретации тех или других норм права. Эти интерпретации, как официальные (нормативные) толкования Конституции и законов Украины, есть обязательными для выполнения, в том числе и для Конституционного Суда Украины. Поэтому выводы, сформулированные Конституционным Судом Украины при нормативном толковании положений Конституции и законов Украины, должны в принципе применяться и к их казуального, толкование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.
55705. Вивчення системи роботи вчителя 226.5 KB
  У роботі школи особливої уваги потребує вивчення адміністрацією,а також представниками атестаційної комісії системи роботи педагогічного колективу в цілому чи кожного педагога зокрема.
55706. Позакласна робота – вагома складова формування читацької компетентності молодших школярів 225 KB
  Шляхи формування навичок читання. Формування навиків читання вголос і мовчки на уроках читання. Аналіз твору – шлях до досягнення високого рівня читання16 Розвиток творчих здібностей на уроках читання. Формування читацького кругозору молодших школярів на уроках читання Роль уроків позакласного читання у розвитку читацької компетентності учнів молодших класів.
55707. Сучасні педагогічні технології навчання. Впровадження особистісно орієнтованої технології навчання на заняттях інженерної графіки 338 KB
  Методична розробка присвячена проблемі реалізації особистісно орієнтованого підходу на заняттях інженерної графіки студентами Слов’янського енергобудівного технікуму. Визначено та експериментально перевірено педагогічні умови...
55709. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 33.5 KB
  Если планируется усвоение учащимися навыков и умений то предусматриваются способы их применения пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил самостоятельное их применение...
55710. Інноваційний підхід до викладання географії шляхом застосування проектних технологій 125.5 KB
  Даний проект рекомендований для реалізації на уроках економічної і соціальної географії України і економічної і соціальної географії світу в 9х і 10х класах при вивченні теми €œНаселення€. Він дає змогу втілити ряд найважливіших положень сучасної педагогіки...
55711. Оптимальні шляхи реалізації науково-методичної проблеми школи 134.5 KB
  Характеристика сучасних підходів до реалізації науково-методичної проблеми закладу. Створення колективного досвіду на базі науково-методичної ідеї. Системний підхід до роботи над науково-методичною проблемою. Основні етапи роботи над науково методичною проблемою.