79955

Органы прокуратуры Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы прокуратуры Украины Учебные вопросы. Прокуратура Украины её место в системе органов государственной власти и задачи. Закон Украины О прокуратуре от 5 ноября 1991 года № 1789XII.

Русский

2015-02-15

159 KB

2 чел.

PAGE  7

М.3. Правоохранительные органы Украины

Лекционное занятие к М. 3.1

Органы прокуратуры Украины

Учебные вопросы:

1. Прокуратура Украины, её место в системе органов государственной власти и задачи.

2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

4. Функции прокуратуры

5. Кадры органов прокуратуры. Классные чины работников органов прокуратуры. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокуроров и следователей прокуратуры

Литература:

1.   Закон Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года № 1789-XII.

  1.  Постановление ВР Украины от 06 ноября 1991 года  № 1796-XII - «Дисциплинарный устав прокуратуры Украины»,
  2.  Постановление ВР Украины от 06 ноября 1991 года № 1795-XII - «Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Украины»
  3.  Указ Президента Украины от 12 февраля 2000 г. № 229/2000 «О совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»
  4.  Организация судебных и правоохранительных органов: учебник для студентов юрид. специальностей высших учебных учреждений/ И.Е. Марочкин, Н.В. Сибилёва, В.П. Тихий и др. Под общ. ред. И.Е. Марочкина, Н.В. Сибилёвой. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 528 с.

1. Прокуратура Украины, её место в системе органов государственной власти, задания

В настоящее время в Украине продолжается поиск места прокуратуры в системе механизмов государственной власти.

В Конституции  Украины нормы о прокуратуре расположены в отдельном  Разделе № VII. Это свидетельствует о том, что законодатель не отнес прокуратуру ни одной из основных ветвей власти.

Прокуратура является одним из инструментов по реализации обязанности государства по защите конституционных прав и интересов граждан, поэтому она (прокуратура) должна быть независимая от любых органов государственной власти Украины.

Правовой основой деятельности органов прокуратуры является Конституция Украины, Закон Украины «О прокуратуре», «Дисциплинарный устав прокуратуры Украины», «Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Украины», других законодательных актах (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, административное, трудовое законодательство и тому подобное). Этими законами определяются полномочия прокурора, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры. Так, например, в статье три Закона Украины «О прокуратуре» определено, что органы прокуратуры в установленном порядке в пределах своей  компетенции решают вопросы, которые исходят из общепризнанных норм международного права, а также из заключенных Украиной межгосударственных договоров. К таким договорам, например, можно отнести  договора о предоставлении правовой помощи, о порядке отношений прокуроров с судебно-следственными органами иностранных государств и тому подобное.

Кроме упомянутых нормативных актов, следует также назвать ведомственные акты, которые издаются Генеральным прокурором Украины в соответствии с Законом Украины «О прокуратуре». К ним принадлежат приказы, указания, распоряжения, инструкции и тому подобное.

Действующий Закон Украины «О прокуратуре» состоит из пяти разделов и содержит 56 статей. В нем определено задание органов прокуратуры, компетенцию и полномочие, порядок формирования, систему и структуру, принципы организации и деятельности, основные функции (направления деятельности), роль и место прокуратуры в построении демократического, правового государства.

Задачи, которые стоят перед органами прокуратуры, сформулированы в статье 4 Закона Украины «О прокуратуре». В ней закреплено, что деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств:

1) закрепленных Конституцией Украины независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований;

2) гарантированных Конституциею, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;

3) основ демократического уклада государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

Как видно из содержания этой статьи, задачами прокурорского надзора является защита разнообразных общественных и личных ценностей и благ. Характеристика и понятие прокурорского надзора, формы и методы его осуществления являются предметом самостоятельной учебной дисциплины «Прокурорский надзор в Украине». В пределах же курса учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов Украины» предусматривается освещение организационных аспектов: задач, системы, структуры, порядка формирования органов прокуратуры и тому подобное.

2. Система, структура и порядок образования  органов прокуратуры

В соответствии со ст.ст. 121 и 122 Конституции Украины и ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре» прокуратура Украины представляет собой единую централизованную систему органов, объединенных общими заданиями, функциями, основными принципами организации и деятельности. Прокурорская система Украины возглавляется Генеральным прокурором Украины с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и состоит из звеньев, которые созданы и функционируют по административно-территориальным и предметно-функциональным принципам. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Украины.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные, транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за выполнением уголовно-исполнительного законодательства. Таким образом, систему органов прокуратуры составляют территориальные и специализированные прокуратуры.

Территориальные прокуратуры созданы в соответствии с административно-территориальным устройством Украины, а специализированные - по предметно-отраслевому принципу. Последние функционируют в отдельных сферах жизнедеятельности.

Территориальные, а также специализированные прокуратуры в своей совокупности составляют согласованную трёхлинейную систему органов прокуратуры. Во главе прокурорской системы находится Генеральная прокуратура Украины. Второе звено системы органов прокуратуры образуют прокуратуры АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), а также приравненные к ним специализированные прокуратуры (военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-морских Сил Украины). Третье звено прокурорской системы составляют городские, районные, районные в городах, межрайонные и другие приравненные  к ним прокуратуры (военные прокуратуры гарнизонов, транспортные, природоохранные  прокуратуры и прокуратуры по надзору за  выполнением  уголовно-исполнительного законодательства).

2.1. Генеральный прокурор Украины

В соответствии со ст. 122 Конституции Украины прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины, с согласия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет.

О своей деятельности Генеральный прокурор Украины не реже одного раза в год  информирует Верховный  Совет Украины о состоянии законности в государстве.

Освобождение  (отставка) Генерального прокурора Украины на протяжении срока полномочий может иметь место только в следующих случаях:

-  окончание срока, на который он назначен;

-  невозможности выполнять свои полномочия по состоянию  здоровья;

- нарушение требований относительно несовместимости;

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда относительно него;

- прекращение его гражданства;

- подача  заявления об освобождении от должности по собственному желанию.

Полномочия Генерального прокурора Украины по руководству органами прокуратуры предусмотрены в статье 15 3акону Украины «О прокуратуре». В ней определено, что Генеральный прокурор Украины:

- направляет работу органов прокуратуры и  совершает  контроль за их деятельностью;

- назначает первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Украины, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других  работников Генеральной  прокуратуры Украины.

- утверждает структуру и штатную  численность подчиненных органов прокуратуры, распределяет средства на их содержание;

- назначает по согласованию с Верховным Советом АР Крым прокурора Автономной Республики Крым; назначает заместителей прокурора АР Крым, прокуроров областей, мост Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним других прокуроров;

- в соответствии с законодательством определяет порядок принятия, перемещения и освобождения прокуроров, следственных прокуратуры и других специалистов, за исключением лиц, назначение которых предусмотрено Законом «О прокуратуре».

В соответствии с законами Украины издает обязательные для всех органов прокуратуры приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции; присваивает классные чины согласно с Положением о классных чинах работников прокуратуры.

Вносит представление Президенту Украины о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов.

Указания Генерального прокурора Украины по вопросам расследования являются обязательными для выполнения всеми органами дознания и предварительного следствия.

Приказы и другие акты Генерального прокурора Украины нормативного характера в случае несоответствия их Конституции или другим законам Украины могут быть отменены как Верховной Радой Украины или соответствующим судом в порядке, предусмотренном законом, так и самым Генеральным прокурором Украины.

2.2. Генеральная прокуратура Украины

Генеральный прокурор Украины также возглавляет  и Генеральную прокуратуру Украины, которая образована с целью оперативного руководства деятельностью органов прокуратуры. Генпрокуратура представляет собой достаточно мощный государственный аппарат, который не только руководит прокуратурами низших уровней, но и выполняет особо важные, наиболее ответственные функции по осуществлению надзора за точным и одинаковым  исполнением законов в государстве. Также ГПУ осуществляет надзор за законностью при раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, расследовании уголовных дел особой сложности или особого гражданского назначения.

В соответствии с действующим законодательством структуру Генеральной прокуратуры Украины и «Положение о структурных подразделениях» утверждает Генеральный прокурор Украины.

В Генеральной прокуратуре Украины имеются управления и отделы, которые создаются с учетом как традиционных, постоянных, так и новых, но не менее приоритетных направлений деятельности.

Генеральный прокурор Украины имеет возможность в зависимости от конкретных задач и методов их выполнения корректировать структуру Генеральной прокуратуры или её отдельных управлений и отделов. Сейчас в Генеральной прокуратуре действуют управления, в составе которых имеются управления, отделы и отделы, на правах управлений.

Начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры Украины назначаются на должности Генеральным прокурором Украины. Они также имеют старших  помощников  и  помощников  для особых  поручений.

В управлениях и отделах работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Отмеченные должностные лица назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Украины.

С целью подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров и научно-практических работников по вопросам организации работы по основным направлениям прокурорской деятельности при Генеральной прокуратуре Украины действует Академия прокуратуры Украины, которая тесно сотрудничает с Национальной юридической Академией  Украины имени Ярослава Мудрого.

2.3. Коллегии органов прокуратуры

В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре АР Крым, прокуратурах областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), военных прокуратурах регионов, военной прокуратуре Военно-морских Сил Украины (на правах областных) образуются коллегии.

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами, решение  которых  реализуются приказами соответствующих прокуроров.

В Генеральной прокуратуре Украины создается коллегия в составе Генерального прокурора Украины (председатель коллегии), его первого заместителя,  заместителей, прокурора АР Крым, других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается  Верховной  Радой  Украины по предоставлению Генерального прокурора Украины.

В прокуратуре Автономной Республики Крым, прокуратурах областей, городов Киева и Севастополя, приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе соответствующего прокурора (головы), его первого заместителя, заместителей, других руководящих работников прокуратуры. Персональный состав коллегий  утверждается  Генеральным прокурором Украины по предоставлению соответствующего прокурора.

На коллегиях рассматриваются наиболее важные вопросы, которые касаются исполнения законности, состояния правопорядка, деятельности органов прокуратуры, выполнение приказов Генерального прокурора Украины, кадровые вопросы, прослушиваются отчеты подчиненных прокуроров, начальников структурных подразделений и других работников прокуратуры.

На заседаниях коллегий могут прослушиваться сообщение и объяснение руководителей министерств, ведомств, органов государственного управления, наблюдения и контроля, предприятий, учреждений и организаций, их объединений, других должностных лиц по поводу нарушений законодательства.

Решения коллегий доводятся до сведения работников органов прокуратуры. В случае разногласий между прокурором и коллегией он проводит в жизнь своё решения, но обязан доложить об этом Генеральному прокурору Украины. Члены коллегии могут доложить свое личное мнение Генеральному прокурору Украины, что может быть основанием для рассмотрения этих разногласий на коллегии Генеральной прокуратуры Украины.

2.4. Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных)

Прокуратуры  Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя (на правах областных) и приравненные к ним прокуратуры являются прокуратурами второго звена, и поэтому особенность их деятельности заключается в том, что, с одной стороны, они выполняют функции, возложенные законом на органы прокуратуры в пределах компетенции областной прокуратуры, а с другой - осуществляют руководство подчиненными прокуратурами.

В соответствии со статьей 16 3акона «О прокуратуре» прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов  Киева и Севастополя и другие прокуроры (на правах областных) назначают на должности и освобождают от должностей работников, кроме тех, которых  назначает Генеральный прокурор Украины. Они же по согласованию с Генеральным прокурором Украины вносят изменения к установленным штатам подчиненных им прокуратур в пределах  утвержденной численности и фонда заработной платы.

Структурно прокуратуры этого уровня также состоят из управлений и отделов (в значительной части таких, что по названиям   совпадают с управлениями и отделами  Генеральной  прокуратуры Украины), начальники которых назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами, которые возглавляют эти прокуратуры, по согласованию с первыми заместителями, заместителями, начальниками управлений и отделов Генеральной прокуратуры Украины.

В отмеченных прокуратурах есть также должности заместителей начальников, старших прокуроров, прокуроров управлений и отделов, старших следователей  по особо-важным делам, следователей по особо-важным делам и старших следователей, специалистов и других сотрудников, которые назначаются и освобождаются руководителем соответствующей прокуратуры.

В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и других прокуратурах (на правах областных) образуются коллегии в составе прокурора (головы), его заместителей, других руководящих работников. Персональный состав коллегий утверждаются Генеральным прокурором Украины (ст. 15 3акона Украины «О прокуратуре»)

2.5. Прокуратуры городов, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры

Городские, районные, межрайонные и приравненные к ним специализированные прокуратуры составляют третье звено прокурорской системы, которая действует на всей территории Украины. Городские прокуратуры функционируют в пределах отдельных городов областного подчинения. Сейчас их количество составляет 118: количество районных прокуратур больших городов - 87, а наиболее численная группа прокуратур сельских районов - 529. Межрайонные прокуратуры охватывают своей деятельностью либо два соседних района, либо город и прилегающий район. Таких прокуратур насчитывается 58.

Со статусом городских, районных прокуратур на территории Украины созданы и функционируют прокуратуры по надзору за выполнением уголовно-исполнительного законодательства, транспортные, природоохранные  и   некоторые другие специализированные прокуратуры.

 Прокуратуры городов, районов и приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность Генеральным прокурором Украины. В этих прокуратурах также есть должности заместителя прокурора, старшего помощника прокурора, помощников прокурора, старших следователей и следователей. Они назначаются прокурором области или приравненными к нему прокурорами. Штатная численность прокуратур основного звена неодинаковая. Она зависит от объема выполняемой работы и утверждается  Генеральным   прокурором Украины. Объем работы определяется уровнем  преступности в городе (районе), численностью населения, количеством поднадзорных объектов, численным составом суда и другими обстоятельствами.

2.6. Специализированные прокуратуры

Специализированные  прокуратуры строятся, по общим для всех органов прокуратуры принципам. Они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи, они используют те же средства прокурорского реагирования при выявлении нарушения закона. Однако в их системно-структурном  построении, а также в объектах  по осуществлению наблюдения есть определенные особенности.

Военные прокуратуры. Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяется в части 2 статьи 13 Закона Украины «О прокуратуре».

К органам военных прокуратур принадлежат военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских).

Военные прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов органами военного управления, военными  соединениями, частями, подразделами, учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил Украины, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны, СБУ и других воинских формирований, дислоцированных на  территории  Украины.

На органы военной прокуратуры возложено осуществление надзора за выполнением законов при осуществлении дознания  и предварительного следствия, которое выполняются в этих учреждениях и формированиях. Они также расследуют преступления, которые совершены военнослужащими, служащими военных учреждений и заведений в связи с выполнением служебных обязанностей или совершены в расположении военных частей, учреждений, учебных заведений, предприятий или организаций Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, а также военнообязанными во время прохождения ими собраний.

Военной прокуратуре подследственные также дела о совершении преступлений группой лиц, если один из преступников является военным, или совершены при участии военнослужащего на территории военной части.

На органы военной прокуратуры возложена обязанность относительно поддержки государственного обвинения в военных судах, участия в пределах своих полномочий в рассмотрении судами гражданских и хозяйственных дел, а также внесения апелляционных и кассационных представлений на приговоры, решения, постановления и одобрения военных судов.

Кроме этого, военные прокуроры регионов осуществляют надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства в дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил Украины, а соответствующие военные прокуроры гарнизонов - на гауптвахтах, где отбывают арест военнослужащие, и в военных частях относительно служебного ограничения для военнослужащих.

Военные прокуроры осуществляют надзор за выполнением природоохранного законодательства военными объектами, предприятиями, учреждениями, организациями.

Транспортные прокуратуры. Транспортная прокуратура как одно из структурных звеньев прокуратуры прежнего СССР была основана одновременно с территориальными прокуратурами, но 3 марта 1960 г. они были ликвидированы. Функции транспортных прокуратур были переданы территориальным прокуратурам.

Ухудшение состояния законности на транспорте, увеличение аварийности, рост количества хищений грузов, особенно импортных и экспортных, вызывали необходимость воссоздания транспортных прокуратур, что и произошло 28 февраля 1977 г. Эти прокуратуры были подчинены непосредственно прокурорам союзник республик, хоть и имели правовой статус районных прокуратур.

Новый период в деятельности транспортных прокуратур начался с принятием в 1991 г. 3акона Украины «О прокуратуре»

В настоящее время в Украине эти органы действуют на правах межрайонных прокуратур с подчинением областным территориальным прокуратурам (например, прокуратуре Харьковской области подчинена Харьковская межрайонная транспортная прокуратура).

На эти прокуратуры возлагается обеспечение надзора за выполнение законов, в частности:

1) предприятиями учреждениями, организациями и должностными лицами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта системы Министерства транспорта Украины, метрополитенами, а также теми, что занимаются эксплуатациею, строительством, ремонтом объектов  и материально-техническим обеспечением отмеченных видов транспорта, другими предприятиями, что осуществляют деятельность, которая  не есть транспортной, но связана с обслуживанием пассажиров и грузов на объектах транспорту, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности;

2) юридическими и физическими лицами, которые занимаются эксплуатацией подвижного состава на подъездных колеях, независимо от форм собственности относительно обеспечения безопасности движения;

3) юридическими и физическими лицами, которые занимаются эксплуатацией планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других  воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов и вспомогательных устройств, которые влияют на безопасность полетов, на деятельность авиации и перевозки пассажиров перечисленными типами воздушных судов;

4) юридическими и физическими лицами, которые занимаются  эксплуатацией торговых, рыболовных, маломерных судов, водных мотоциклов, плавучих средств специального назначения  независимо от валовой вместимости и длины, парусных и парусно-проворных судов весел, которые влияют на безопасность судоходства, на деятельность флота и перевозки пассажиров указанными судами;

5) предприятиями независимо от ведомственной принадлежности, подчиненности и формы собственности, акционерными обществами, объединениями  и управлениями из рыбного хозяйства, рыболовецкими хозяйствами относительно обеспечения безопасности судоходства;

6) органами, которые проводят дознание и досудебное следствие на транспорте (линейные отделы МВД на транспорте).

Кроме этого, транспортные прокуратуры проводят расследование преступлений, которые отнесены к подследственности следователей прокуратуры, в частности: совершенных на воздушных и водных  путях Украины, в метрополитенах, в поездах, на вокзалах и территориях станций в их рельсовых границах от входного к выходному светофоров, на гонках вне границ станций - на железнодорожном полотне с насыпью, если преступления связаны с функционированием железнодорожного транспорта, в портах, на причалах и пристанях, на воздушных и водных судах, а также должностных преступлений, совершенных работниками железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сотрудниками органов внутренних дел на транспорте, и др.

На транспортных прокуроров также возложена поддержка государственного обвинения в суде и представительство интересов граждан или государства в суде в случаях, определенных законом.

Прокуратуры по надзору за выполнением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах берут свое начало с 1983 г. Они были образованы с целью усиления влияния на состояние законности при выполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и других мероприятий принудительного характера, что назначаются судом.

В наше время в Украине прокуратуры по надзору за выполнением законов при  выполнении судебных решений в уголовных делах действуют на правах межрайонных прокуратур и подчиняются областным прокуратурам. На эти прокуратуры возложено, в частности:

1) проведение с учетом требований ст. 112 КПК Украины досудебного следствия в уголовных делах о преступлениях, совершенных в тюрьмах, исправительно-трудовых  колониях, в криминально-исполнительных учреждениях открытого типа (исправительных центрах), у временных следователей изоляторах на территории исправительно-трудовых колоний, лечебно-трудовых профилакториях управлений (отделов) ДДУВП в Автономной Республике Крым и областях любыми лицами, в том числе и работниками указанных учреждений;

2) надзор за выполнением законов при проведении дознания и досудебного следствия в уголовных делах о преступлениях, совершенных в вышеназванных учреждениях;

3) поддержка государственного обвинения в судах в уголовных делах о таких преступлениях, а также участие в судебных заседаниях при решении вопросов,  связанных  с  выполнением  приговоров  в подследственных  учреждениях;

4) представительство интересов граждан и государства в суде в случаях, предусмотренных законом;

5) внесение апелляционных та  кассационных   представлений на приговоры, постановления и решения суда в уголовных и гражданских делах, а также по материалам, в рассмотрении  которых  они принимали участие;

6) осуществление надзора за выполнением требований законов относительно охраны прав и законных интересов граждан, которые держатся в местах предварительного заключения, выполнения наказаний и мероприятий принудительного характера, что назначаются судом, предотвращения совершению такими лицами правонарушений и преступлений, устранения причин и условий, что им способствуют, а также надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений;

7) проверку законности решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях, а также о переводе заключенных в тюрьму и осужденных в помещения камерного типа, одиночных камер, изоляторов, карцеров и гауптвахт;

8) проверку в порядке ст. 97 КПК Украины с принятием соответствующего решения заявлений о злоупотреблении властью или служебным положением работниками мест предварительного заключения, выполнения наказаний и мероприятий принудительного характера, что назначаются судом, превышение ими власти или служебных полномочий, совершения других преступлений в сфере служебной деятельности и др.

Природоохранные прокуратуры. В связи с ухудшением в стране экологического положения и необходимостью повышения качества и эффективности прокурорского надзора за выполнением законодательства в отрасли охраны, использования и востановление природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, а также безопасного для здоровья и жизни граждан окружающей среды, предотвращения негативному влиянию хозяйственной деятельности на окружающую  естественную среду, сохранения природных ресурсов и комплексов в системе органов прокуратуры основанные природоохранные прокуратуры. Они образованы по принципу межрайонных прокуратур с соответствующей штатной численностью: прокурор, его заместитель, помощники прокурора, следователи. Контроль и руководство деятельностью этих прокуратур осуществляют прокурор АР  Крым и прокуроры областей по месту их нахождения.

Природоохранная прокуратура наделена всеми присущими этому органу полномочиями. Рамки наблюдения ограничены надзором за выполненеием законов об охране природы и окружающей среды. Прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя с целью обеспечения надлежащей организации работы в соответствии со структурой органов прокуратуры соответствующим приказом разграничиваются обязанности между отделами надзора за сдерживанием природоохранного законодательства (старшими помощниками прокуроров областей), межрайонными природоохранными и другими прокурорами по вопросам осуществления надзора за выполнением законов об охране окружающей естественной среды, где за каждым из них определяются и закрепляются отдельные, конкретные объекты, которые составляют повышенную экологическую опасность в регионе.

На  природоохранные  прокуратуры  возлагается,  в частности, наблюдение:

- за выполнением законности в деятельности местных структурных подразделений специально уполномоченных органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды;

- за выполнением законности при расследовании уголовных дел, за которыми досудебное следствие осуществляется следователями природоохранных прокуратур.

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Деятельность прокуратуры строятся на определенных принципах. Принцип (из латинского - основа) содержит в себе исходные положения любой  теории, науки, мировоззрения, политической организации. Так в общей форме определяются понятия принципа.

Принципы организации и деятельности прокуратуры - это закрепленные в Конституции и в других законах Украины основополагающие требования, которые определяют назначение прокуратуры в государстве и обществе, определяют задания  и полномочие прокуроров, а также содержание и характер правовых мероприятий и средств осуществления надзора за точным и однообразным выполнением законов в государстве, а также содержат признаки и свойства, которые помогают отделить органы прокуратуры от других государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

К принципам прокурорского надзора относятся положения, которые базируются на Конституции Украины. Они способствуют становлению органов прокуратуры как независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для выполнения поставленных перед ними задач. Такими принципами являются:

1. Принцип объединения и централизации органов прокуратуры. В соответствии со ст. 121 Конституции Украины и ст. 6 Закона Украины «О прокуратуре» органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Указанный  принцип  основан  на том, что эти органы представляют собой единую  систему, возглавляемую Генеральным прокурором Украины. Он означает объединение цели и заданий, которые стоят перед прокуратурами всех звеньев, и  определяется обобщенностью  форм и методов, средств осуществления надзора за выполнением законов, объединением средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также употреблением мероприятий по предотвращению нарушениям закона. Принцип  объединения определяет  то положение, в соответствии с которым вышестоящий  прокурор  имеет  право передать свои   полномочия  нижестоящему  прокурору, а также принять на себя его полномочие.

2. Принцип независимости прокуратуры от любых органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов.

Означает осуществления прокуратурой своих полномочий на основании сдерживания Конституции Украины и действующих на территории республики законов независимо от любых органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов, невзирая ни на какие местные отличия и вопреки которым бы не было местным влияниям. Работники прокуратуры не могут принадлежать к любым политическим партиям или движениям.

3. Принцип равной защиты прав и свобод граждан означает, что органы прокуратуры в пределах своей компетенции защищают права и свободы граждан на основах их равенства перед законом независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических убеждений, служебного или имущественного состояния и других признаков.

Этот принцип также обязывает прокуроров употреблять мероприятия по устранению нарушений закона, от кого бы они не выходили, возобновления нарушенных прав и притягивания в установленном законом порядке к ответственности лиц, которые допустили эти нарушения.

Выполняя требования отмеченного принципа, прокуроры принимают все меры для обеспечения охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые, в частности, берут в участие в криминальном процессе, а также быстрого и полного раскрытия преступлений, разоблачения виновных и правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невинный не был наказан, как того требует  УПК Украины. Прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае выявления признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию (ст. 4 КПК Украины). В то же время на прокурора возлагается ответственность относительно того, чтобы никто не был притянут как обвиняемый иначе, чем на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 5 КПК), и тому подобное.

4. Принцип гласности, который лежит в основе демократии, относительно деятельности работы органов прокуратуры допускает открытость, полноту и достоверность информации о функционировании прокуратуры, а также осведомленность органов государственной власти и населения через средства массовой информации о действительных целях, характер работы органов прокуратуры, а также о состоянии законности и мероприятиях по её  укреплению.

При этом органы прокуратуры действуют гласно в той мере, что не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а  так же о государственной и другой  тайне.

Кроме названных принципов, прокуратура  в  своей  деятельности  руководится такими  принципами:

- приоритетность прав человека и гражданина;

- верховенство права;

- законность.

При рассмотрении конкретных дел каждый прокурор принимает решения самостоятельно и единолично на основании своего убеждения и закона, придерживаясь равенства  всех  граждан перед  законом и  судом,   презумпции  невиновности,  справедливости, законности.

Независимость прокуратуры в осуществлении полномочий и обязательность выполнения требований прокурора гарантируются законом.

Влияние в любой форме на работника прокуратуры с целью помешать выполнению  им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерного решения влечет предусмотренную законом ответственность (ст. 7 Закона Украины «О прокуратуре»). Требования прокурора, которые отвечают действующему законодательству, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом или определены прокурором сроки (ст. 8 3акону Украины  «О прокуратуре»)

4. Функции прокуратуры

Прокуратура,  как  и  другие  государственные  органы,  выполняет  присущие только ей функции, которые определяются как главные направления деятельности прокуратуры, и непосредственно выражают ее сущность и назначение. Функции разделяются на наблюдательные и на ненаблюдательные.

В соответствии со ст. 121 Конституции Украины на прокуратуру возлагаются такие функции:

1) поддержка государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в  суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за исполнением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

5) надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Кроме перечисленных функций, статьей 10 3акону Украины «О прокуратуре» на этот орган возлагается также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Переходными положениями Конституции (п. 9) предусмотрено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за выполнением и применением законов и функцию досудебного следствия до введения в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за выполнением законов, и образования системы досудебного следствия и введения в действие законов,  которые регулируют  её  функционирование.

На прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные законами Украины.

4.1. Функция  поддержания  государственного обвинения и представительства интересов граждан или государства

Функции поддержки государственного обвинения в суде и представительства интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом,  ненаблюдательные. Они предусматривают участие прокурора при рассмотрении дел в суде.

Прокурор,  который принимает участие в рассмотрении дел в судах, сдерживаясь принципу независимости судей и подчинения их только закона, способствует выполнению требований закона о всестороннем, полном  и объективном   рассмотрение дел и постановлению судебных  решений , что строится на законе. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует  выполнению этих заданий, но совершает  он это особенными средствами с учетом принципов судебной власти: состязательности, равноправия сторон и тому подобное.

Согласно со ст. 35 3акону Украины  «О прокуратуре» прокурор может вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры для устранения нарушений закона, хоть бы от кого они выходили. Прокурор имеет  равные  права с другими участниками судебного заседания.

Объем и границы полномочий прокурора, который принимает участие в судебном процессе, определяются 3аконом Украины «О прокуратуре» и процессуальным законодательством Украины.

В криминальном процессе прокурор выступает в суде как государственный обвинитель. Поддерживая государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств - в допросе подсудимого, пострадавшего, свидетелей, исследовании выводов экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных дебатах, выступая с обвинительной речью, в которой он анализирует доказательства, которые исследовались во время судебного следствия, подает суду свои рассуждения относительно применения криминального закона и меры наказания подсудимому.

При  этом    прокурор   пользуется  требованиями  закона   и  объективной  оценкой  собранных  по  делу  доказательств.

Гарантией объективности и независимости прокурора в суде является установленная законом обязанность для прокурора отказаться от обвинения в случае, когда при рассмотрении дела он придет к выводу, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого. Он также к окончанию судебного следствия вправе изменить выдвинутое лицу обвинение (ст. 36 Закона «О прокуратуре»).

В соответствии со ст. 36-1 3акону Украины «О прокуратуре» представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде лежит  в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и других действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом. Основанием представительства в суде интересов гражданина является его несостоятельность через физическое или материальное состояние или по другим уважительным   причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия, а интересов государства - наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других государственных интересов в результате противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.

Объем и границы полномочий прокурора во время рассмотрения дел определяются процессуальным законодательством.

Принимая участие в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор способствует суровому выполнению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Для этого он наделен рядом полномочий, специфических именно для него: правом обратиться в суд с заявлением о защите прав и интересов других лиц; вступить в дело в любой стадии процесса; знакомиться с материалами гражданского дела и тому подобное.

Важным полномочием, которым владеет  прокурор независимо от его участия в рассмотрении в суде первой инстанции конкретного уголовного или гражданского дела, е внесения апелляционного, кассационного представления на судебные решения или заявления об их пересмотре по ново выявленным обстоятельствам. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции, независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции имеют право внести в вышестоящий суд апелляционное, кассационное и отдельное представление на приговоры, решения, одобрения и постановления судов. При этом помощники прокурора, прокуроры управлений и отделов могут вносить апелляционные, кассационные и отдельные представления только по делам, в рассмотрении которых они принимали   участие.

4.2. Функция досудебного следствия

Функция досудебного следствия - это деятельность следователя в уголовном деле в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, по выяснении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию.  В частности, она состоит в сборе, закреплении и исследовании доказательств решения вопроса о наличии или отсутствии события преступления, вины определенного лица в его совершении, о характере и размере вреда, причиненного преступлением, и тому подобное. Эта функция также является ненаблюдательной.

Другие   функции,  возложенные  на  прокуратуру,   кроме  перечисленных функций, являются   наблюдательными.

4.3. Надзор за соблюдением законодательства органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность дознание, досудебное следствие

Осуществляя надзор за выполнением законов органами дознания и досудебного следствия, прокурор в соответствии со ст. 227 КПК Украины в пределах своей компетенции:

1) истребует от органов дознания и досудебного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о совершенных преступлениях, ход дознания, досудебного следствия и установления лиц, которые совершили преступления; проверяет не менее одного раза на месяц выполнения требований закона о принятии, регистрацию и решение заявлений и сообщений о совершенных или те, что готовятся, преступления;

2) отменяет   незаконные  и  необоснованные постановления  следователей   и  лиц,  которые  осуществляют  дознание;

3) даёт  письменные указания о расследовании преступлений, избрания, изменение или отмену меры пресечения, квалификацию преступления, проведение отдельных следователей действий и розыск лиц, которые совершили преступления;

4) поручает органам дознания выполнения постановлений о задержании, повод, взятие под стражу, проведение обыска, выемки, розыск лиц, которые совершили преступления, выполнения других следственных действий, а также дает  указания об употреблении необходимых  мероприятий для раскрытия   преступлений и  выявления  лиц,  которые  их  совершили,  по делам,  которые  находятся  в  осуществлении  прокурора или следователя прокуратуры;

5) принимает участие в осуществлении дознания и досудебного следствия и в  необходимых случаях лично осуществляет отдельные следователи действия или расследования в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует проведение обыска, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных КПК Украины;

7) продлевает  срок расследования в случаях и в порядке, установленных КПК;

8) дает  согласие или  вносит  в суд представления об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу, а также о продолжении срока содержания под стражей в порядке, установленному УПК;

9) возвращает   уголовные  дела  органам  досудебного следствия  с  указаниями  относительно  проведения  дополнительного  расследования;

10) изымает  из органов  дознания  и передает следователю любое дело,  передает   дело от одного органа досудебного следствия другому, а также от одного следователя другому с целью обеспечения наиболее полного и   объективного  расследования;

11) отстраняет лицо,  которое осуществляет дознание, или следователя от последующего ведения дознания или досудебного следствия, если они допустили  нарушения  закона  при расследовании  дела;

12) возбуждает  уголовные дела или отказывает в их возбуждении; закрывает  или  останавливает  производства в уголовных делах; дает согласие на закрытие уголовного дела следователем в тех случаях, когда это предусмотрено  КПК; утверждает  обвинительные заключения (постановления); направляет    уголовные дела  в  суд;

13) решает   вопрос о допущении защитника к участию в деле;

14) выполняет также другие полномочия, предоставленные ей уголовно-процессуальным законодательством.

Указания прокурора органам дознания и досудебного следствия в связи с нарушением и расследованием ими уголовных дел, предоставленные в порядке, предусмотренном УПК, является для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не останавливает их выполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 114 КПК.

4.4. Функция надзора за выполнением законодательства  при выполнении  судебных  решений  по уголовным делам, а   так же   при применении других мер принудительного характера,   связанных с ограничением личной свободы граждан

Предметом прокурорского надзора в этой сфере является выполнение законности во время пребывания лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых, других учреждениях, которые выполняют наказание или мероприятия принудительного характера, которые назначаются судом, выполнение установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей. Во время осуществления этой функции прокурор   имеет    право, в частности:

1) в любое время посещать места держания задержанных, предварительного заключения, учреждения, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания; опрашивать лиц, которые там находятся; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованные, осужденные или к ним применены мероприятия принудительного характера;

2) проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений; останавливать выполнение таких актов; опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству; требовать от должностных лиц объяснений по поводу допущенных нарушений;

3) прокурор обязан немедленно освободить лицо, которое незаконно прибывает в местах держания задержанных, предварительного заключения, лишение  свободы или    в  учреждении    для    выполнения   мероприятий    принудительного характера.

Постановления и указания прокурора, относительно выполнения установленных законодательством порядка и условий держания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и выполнения других наказаний, а также лиц, к которым применено меры принудительного характера, являются    обязательными и   подлежат   немедленному   выполнению.

 

4.5. Функция   надзора при   соблюдении   прав  и   свобод человека   и   гражданина,   соблюдения   законодательства   по   этим вопросам  органами   исполнительной    власти,  органами   местного самоуправления,  их   должностными   и   служебными   лицами

В соответствии с 3аконом Украиной от 8 декабря 2004 г. № 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию Украины» на прокуратуру возлагается функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, выполнением законодательства по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Содержание  этой функции  составляет надзор за соответствием законности правовых актов и представляет собой одну из  составных  частей   функции надзора за   соблюдением  и   применением   законов, что будет рассмотрено ниже.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор  имеет  право требовать для проверки соответствии закона решения, распоряжение, инструкции, приказы и другие акты и документы, а также и другие документальные материалы (их перечень не е исчерпывающим), в том числе исполнительных и предписывающих органов местного самоуправления, в которых могут содержаться сведения о нарушении закона.

Особенностью осуществления функции надзора за выполнением прав и свобод человека и гражданина, выполненеием законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами является то, что проверки соответствия актов закона проводятся независимо от поступления информации о нарушении закона, в том числе об издании незаконного правового акта. Одним из способов предотвращения нарушениям закона при издании актов является участие прокурора в заседаниях коллегиальных органов.

4.6. Функция надзора за соблюдением и применением законов

Прокуратура продолжает  также выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за выполнением и применением законов.

Согласно со ст. 19 Закона   Украины   «О прокуратуре» предметом этого направления деятельности прокуратуры является:

1) соответствие актов, которые кажутся всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;

2) выполнение законов о неприкосновенности лица, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав;

3) выполнение законов, которые касаются экономических, междунациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Проверка выполнения законов проводится прокурорами по заявлениям и другим сообщениям о нарушении законности, что требуют прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не заменяет органы ведомственного управления  и    контроля   и   не  вмешивается   в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

4.7. Функция   координации    деятельности    по   борьбе с преступностью

В соответствии со ст. 10 3акона Украины «О прокуратуре» и Указа Президента Украины от 12 февраля 2000 г.  № 229/2000 «О совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с корупциею и организованной преступностью» Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры  осуществляют  функцию координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Службы безопасности, органов налоговой милиции, органов таможенной службы, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и других правоохранительных органов.

Сущность этой функции состоит в том, что прокуратура принимает участие в разработке органами государственной власти мероприятий предотвращения преступлениям и другим правонарушениям, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.

С целью обеспечения координации деятельности вышеназванных органов прокурор созывает координационные совещания, организует  рабочие группы, использует статистическую и другую необходимую информацию, а также принимает участие в организации совещаний Координационного комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при Президенте Украины. Таким образом, координация действий правоохранительных органов - это деятельность, согласованная целью, временем, местом, исполнителями и программами действий. Правоохранительные органы, координируя действия на главных направлениях борьбы с преступностью, концентрируют свои кадры и средства для решения поставленных заданий. Это означает, что каждый орган, который принимает участие в скоординированных мероприятиях, в пределах своей  компетенции  действует  присущими ему методами в одном согласованном направлении вместе с другими органами для достижения определенной цели.

Координация улучшает взаимодействие правоохранительных органов, согласование и повышение эффективности мероприятий, которые направлены на предотвращение преступных проявлений и устранение причин и условий, которые способствуют преступлениям.

5. Кадры органов прокуратуры. Классные чины работников органов прокуратуры. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокуроров и следователей прокуратуры

Статья 46 Закона Украины «О прокуратуре»  определяет требования  к лицам, которые назначаются на должности прокуроров и следователей.

Прокурорами   и следователями  могут назначаться граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества. Лица, которые не имеют опыта практической работы за специальностью, проходят в органах прокуратуры стажировки сроком до одного года.  Порядок  стажировки  назначается  Генеральным  прокурором  Украины.

Лица, впервые назначенные на должности помощников прокуроров, прокуроров управлений, отделов, следственных прокуратуры, принимают Присягу работника прокуратуры. Текст  Присяги  утверждается  Верховной  Радой  Украины. Процедура ее  принятия  определяется Генеральным прокурором Украины.

На должности прокуроров Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуроров назначаются лица возрастом  не  младше 30 лет, которые имеют стаж  работы в органах  прокуратуры  или   на  судебных должностях   не  меньше  семи   лет;  на должности районных и городских прокуроров - возрастом не    младше    25 лет со стажем работы в органах прокуратуры или в судебных должностях не меньше  трёх  лет.

Прокуроры и следственные прокуратуры подлежат аттестации один раз на пять лет. Порядок аттестации определяется Генеральным прокурором Украины.

Совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с каким либо  предпринимательством не допускается, за исключением научной и  педагогической деятельности.  Не могут быть приняты на должность прокурора или следователя прокуратуры лица, которые были осуждены за совершение преступления, за исключением реабилитированных.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Украины из числа офицеров, которые проходят военную   службу или находятся в запасе и имеют высшее юридическое образование. Военнослужащие военных прокуратур в своей деятельности руководствуются Законом Украины «Про прокуратуру» и проходят службу в соответствии с 3аконом Украины «О воинской обязанности и военной службе» и других законодательных актов Украины, которыми установлены правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское и другие виды обеспечения, предусмотренные законодательством для лиц офицерского состава Вооруженных Сил Украины.

Прокурорам и следователям органов прокуратуры, работникам научно-учебных заведений прокуратуры присваиваются классные чины в зависимости от занимаемых должностей и стажа работы.

Порядок присвоения и лишение классных чинов определяется  Положением о классных чинах работников прокуратуры Украины, которое утверждается  Верховной  Радой  Украины.

Чины государственного советника юстиции Украины, государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов присваиваются Президентом Украины, другие классные чины присваиваются Генеральным прокурором Украины.

Прокуроры и следователи поощряются за добросовестное выполнение служебных обязанностей. За длительную и безукоризненную службу они могут быть награждены Генеральным прокурором Украины нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Украины» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Украины. Кроме этого, мероприятиями поощрения являются: благодарность; денежная премия; подарок; ценный подарок; досрочное присвоения классного чина или повышения в классном чине. За особенные заслуги в работе работники прокуратуры могут быть представлены к награждению государственными наградами и  присвоения  почетного звания Заслуженный юрист Украины.

За нарушение закона, неподобающее выполнение служебных обязанностей или совершение поступка прокуроры и следователи несут ответственность согласно с Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины, утвержденным Верховной Радой Украины. К прокурорско-следственным работникам могут применяться такие дисциплинарные взыскания как: выговор; понижение в классном чине; понижение в должности; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»; освобождение от должности; освобождение с лишением классного чина. Дисциплинарное взыскание должно отвечать степени вины и тяжести проступка. В случае совершения работником деяния, несовместимого с пребыванием на работе в органах прокуратуры, его освобождение его от должности осуществляется независимо от времени совершения проступка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14398. Градуировка Вольтметра и Амперметра 3.33 MB
  Лабораторная работа №7 Тема: Градуировка Вольтметра и Амперметра. Приборы и материалы: элемент питания. элемент питания Вестона источник э.д.с. в 4 вольта гальванометр вольтметр четыре магазина резисторов соединительные провода. Ход работы: Граду
14399. Основные измерения с электронным осциллографом 342.5 KB
  Отчет по работе №130 Основные измерения с электронным осциллографом Цель работы: ознакомится с устройством осциллографа и выполнить различные измерения с его помощью. Приборы: осциллограф типа С15 вольтметр потенциометр проволочный реостат магазин сопроти
14400. Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра 312.5 KB
  Отчет по работе №138 Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра Цель работы: определить внутреннее сопротивление гальванометра среднюю чувствительность изучить зависимость периода колебаний логарифмического декремента затухания и време...
14401. Изучить принцип работы форвакуумного насоса 187.5 KB
  Лабораторная работа № 9 Цель работы: Изучить принцип работы форвакуумного насоса определить скорость откачки зависимость давления от времени откачки определить объем системы. Приборы и материалы: Форвакуумный насос масляный манометр термопарный вакуумметр. ...
14402. Экономическое поведение (действие) 19.11 KB
  Экономическое поведение действие – поведение людей добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями законами и ограничениями. Таково широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка предполагает сознательное стремление к выгоде пр
14403. Современные отношения молодежи, в частности группы 40.5 KB
  Современные отношения молодежи в частности группы. Общество 21 века это информационное общество оно в корне отличается от традиционного общества и далеко ушло от индустриального. Так что же изменилось за многие столетия Что нового мы можем наблюдать в совре...
14404. Экономическое отношение современной молодежи 28 KB
  Экономическое отношение современной молодежи. Я решил рассмотреть отношение современной молодежи к определенному предмету сотовые телефона и смартфоны. Почему именно сотовые телефоны потому что они есть у всех по ним можно узнать информацию о хозяине.Для старшеклассни...
14405. Экономические отношения современной молодёжи в университете 30.5 KB
  Сочинение. Тема: Экономические отношения современной молодёжи в университете. ЧТО ЗА НАЧАЛО Современная молодёжь – это особая социальнаявозрастная группа людей отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности и социальной о
14406. Экономические отношения молодежи в университете 27 KB
  Сочинение на тему: Экономические отношения молодежи в университете. XXI век тяжелое время для России. Кризисы девальвация рубля низкая заработная плата упадок экономики непомерные счета которые выставляют ЖКК. Основные затраты каждой семь – это продукты питания на ко...