79957

Органы МВД и СБУ Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Органы внутренних дел - это совокупность государственных специализированных учреждений, подчиненных Министерству внутренних дел Украины, которые выполняют правоохранительные и правоприменительные функции по поддержанию правопорядка в государстве.

Русский

2015-02-15

116 KB

0 чел.

PAGE  1

М.3.  Правоохранительные органы Украины

Лекционное занятие к М. 3.1.2.

Органы МВД и СБУ Украины

Учебные вопросы:

1. Органы внутренних дел

1.1.  Назначения органов внутренних дел

1.2. Система, структура и деятельность органов внутренних дел

1.3. Милиция

1.4. Внутренние войска

2. Органы службы безопасности

2.1 Задачи и правовые основы деятельности Службы безопасности Украины

2.2. Система и организация деятельности Службы безопасности Украины

2.3. Основные направления деятельности и полномочия органов Службы безопасности Украины

2.4. Кадры органов Службы безопасности Украины

2.5. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности Украины

Литература:

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Назначения органов внутренних дел

Органы внутренних дел - это совокупность государственных специализированных учреждений, подчиненных Министерству внутренних дел Украины, которые выполняют правоохранительные и правоприменительные функции по поддержанию правопорядка в государстве.

Действующее законодательство, устанавливая общие задания органов внутренних дел, отводит им специфическое место среди правоохранительных органов. На них как на органы, которые действуют оперативно и круглосуточно, положен основной груз правоохранительной работы по поддержке правопорядка, а именно: выполнение разносторонних заданий по профилактике, выявлению, устранению правонарушений и притягиванию правонарушителей к административной или криминальная ответственность. Выходя из заданий, которые стоят перед органами внутренних дел, их правоохранительная деятельность е достаточно разветвленной, она является важной гарантией законности и правопорядку. Представляя собой систему, органы внутренних дел работают в структуре и под руководством МВД Украины, которое виступает государственным органом исполнительной власти и совершенное в пределах своей компетенции государственное руководство в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности и непосредственно розгалужуе основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД Украины.

Деятельность МВД Украины в сфере обеспечения прав человека основывается на принципе, что все люди е свободными и ровными в своем достоинстве и правах, а права и свободы человека е неотчуждаемыми и нерушимыми.

§ 2. Система и структура органов

внутренних дел

2.1. Система органов внутренних дел

В управленческом аспекте систему органов внутренних дел составляют:

- Министерство внутренних дел (МВД) Украины с его  главным управлением и отделами;

- Управление МВД (УМВС) областей, городов Киева и Севастополя;

Управление внутренних дел на транспорте (железнодорожный, водный, воздушный);

отдели МВД Украины в городах и районах;

отдели (отделение) МВД Украины на особенно важных и режимных объектах.

Система органов внутренних дел на транспорте включает в себя: Главное управление внутренних дел на транспорте МВД Украины; управление, отделы внутренних дел на транспортных магистралях (УВСТ, ВВСТ); линейные отделы, отделение, пункты милиции на железнодорожных станциях, в аэропортах, водных портах (ЛВВС), станциях метрополитена. Указанные органы выполняют задание, что е общими для милиции в целом, но их деятельность ограничивается границами транспортных магистралей (железнодорожных, воздушных, водных), вокзалов и аэропортов, а также некоторыми другими объектами, что граничат с соответствующей територией или с объектами для обслуживания.

2.1. Структура и деятельность органов

внутренних дел

Согласно  с  положениями  о МВД Украины основными заданиями  МВД  являются:

- организация и координация органов внутренних дел из защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- обеспечение предотвращения преступлениям, их прекращение; раскрытие и расследование, поиск лиц, которые совершили преступление, употребление мероприятий для устранения причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений;

- организация работы, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.

МВД  Украины  возглавляет  Министр,  который  призначаеться  Верховной  Радой Украины  по  предоставлению Премьер-министра Украины.

Для согласования решения вопросов, которые принадлежат к полномочиям МВД Украины, обсуждение самых важных направлений его деятельности в составе Министерства создается коллегия,  в которую входит Министр (председатель коллегии), его заместители по должности, а также другие руководители и работники органов внутренних дел.

Члены коллегии Министерства утверждаются Кабинетом Министров Украины. Решения коллегии воплощаются в жизнь приказом Министра.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений относительно основных направлений деятельности органов внутренних дел, обсуждение самых важных программ и решение других вопросов при МВД Украины могут образовываться соответствующие советы и коллегии с включением к их составу ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов-практиков.

Штатное расписание центрального аппарата и положения о его структурных подразделениях утверждаются Министром.

В состав центрального аппарата МВД Украины входит,  например:

- Главное управление криминальной милиции;

- Главное управление по борьбе с организованной преступностью;

- Главный штаб МВД Украины;

- Главное следственное управление';

- Главное управление уголовного розыска;

- Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями;

- Главное управление государственной автомобильной инспекции;

- Главное управление государственной службы охраны и др.

Структура УМВС области е похожей с приведенной выше за некоторыми исключениями. Да, вместо главных управлений УМВС области имеют соответствующие управления и отделы. Ведущая роль у охраны общественного порядка принадлежит местным органам внутренних дел (МВВС, РВВС). Их структура назначается Министерством внутренних дел Украины из расчета численности населения, которая проживает на определенной территории, наличия на ней также важных объектов общегосударственного значения. Как правило, структура горрайотдела выглядит таким образом: начальник отдела, заместитель начальника, штаб, дежурная часть, что работает круглосуточно, отделение уголовного розыска, служба по борьбе с экономическими преступлениями, следственное отделение, государственная автомобильная инспекция, служба участковых уполномоченных инспекторов и тому подобное. Наибольшей по численности в горрайотделе есть патрульно-постовая служба милиции. После издания Президентом Украины Указа «Об образовании местной милиции» от 22 января 2001 г. в горрайотделах начала создаваться местная (муниципальная) милиция.

Сотрудники органов внутренних дел е государственными служащими, имеют статус лиц рядового и начальственного состава органов внутренних дел. Порядок прохождения службы сотрудниками службы МВД регулируется Законом Украины «О милиции» и соответствующими положениями.

Во внутренних войсках МВД Украины законом предусмотренная военная служба.

Современную структуру органов внутренних дел Украины составляют:

- подразделы по борьбе с организованной преступностью («Беркут», «Кобра», «Сокол»);

- подразделы по борьбе с экономическими преступлениями;

- подразделы по борьбе с незаконным обращением наркотиков; - органы досудебного следствия;

- милиция;

- внутренние войска и др.

2.3. Милиция

Основной составляющей органов внутренних дел Украины е милиция. По закону «О милиции» от 20 декабря 1990 г. милиция в Украине - государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизни, здоровья, права и свободы граждан, собственность, естественная среда, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Личный состав милиции состоит из работников, лиц, которые проходят государственную службу в подразделах милиции, которым в соответствии с действующим законодательством присвоенно специальные звания милиции. На службу к милиции принимаются на контрактной основе граждане, способные за своими личными, деловыми и моральными качествами, образовательным уровнем, физической подготовкой и состоянием здоровья выполнять положенные на милицию задания. При принятии на службу может быть установлен срок экзамена до одного года.

Милиция является единственной системой органов, которая входит к структуре  МВД Украины. Возглавляет милицию Министр  внутренних дел.

В областях милицией руководят начальники УМВС областей, в городах и районах - начальники горрайотделов МВД. Заместитель Министра внутренних дел - начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в АР Крым - назначаеться на должность и увольняется с должности Кабинетом Министров Украины по предоставлению Министра внутренних дел Украины. Начальники УМВС в областях, на транспорте, в городах Киеве, Севастополе назначаются на должность и освобождаются Министром внутренних дел Украины. Начальники городских, районных органов внутренних дел назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел по предоставлению начальников управлений МВД в областях, городах Киеве, Севастополе и на транспорте.

На милицию возлагаются такие функции: административная, профилактическая, оперативно-розыскная, криминально-процессуальная, исполнительная, охранная. Милиция состоит из подразделов: криминальной милиции, милиции общественной безопасности, транспортной милиции, государственной автомобильной инспекции, милиции охраны, специальной милиции. Деятельность милиции строится по принципам законности, гуманизма, уважения к лицу, социальной справедливости, взаимодействие с населением, гласности. Милиция не оглашает сведений, которые касаются личной жизни человека, унижают ее честь и достоинство, если выполнение обязанностей не требует другого. Милиция временно, в пределах действующего законодательства, ограничивает права и свободы граждан, если без этого не могут выполняться возложенные на нее обязанности, и обязана дать им объяснение на этот счет.

На основании 3акону Украины «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специализированные учреждения для несовершеннолетних » от 24 января 1995 г. (с дополнениями) Кабинетом Министров Украины 8 июля 1995 г. принято Постановление «О создании криминальной милиции по делам несовершеннолетних » в системе МВД Украины. Этим Постановлением утверждено Положение «О криминальной милиции в делах несовершеннолетних», которым предусмотрено структуру, правовые основы деятельности, права и обязанности относительно предотвращения преступности среди несовершеннолетних и борьбы с ней. Новая служба основное внимание удиляет криминальным проявлениям со стороны несовершеннолетних и защиты несовершеннолетних от негативного влияния взрослых. И указан 3акон, и Положения определяют правовые основы деятельности органов и служб по делам несовершеннолетних и специальных учреждений, на какие возлагается осуществления специальной защиты и профилактику правонарушений среди лиц,  которые не достигли  семнадцатилетнего возраста.

В органы и службы по делам несовершеннолетних и специальных учреждений, например, отнесено:

- криминальную милицию органов внутренних дел по делам несовершеннолетних;

- приемщики-распределители для несовершеннолетних органов внутренних дел.

Таким образом, в соответствии с отмеченным 3акону предусмотрено функционирование в системе МВД качественно новой самостоятельной службы - криминальной милиции по делам несовершеннолетних, которой предоставленное право осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия с целью предотвращения преступлениям и их раскрытие.

Для выполнения положенных на милицию заданий действующее законодательство дает  ей определенными полномочиями, среди  которых наиболее важные  правомочие применения мероприятий физического влияния, специальных средств защиты, огнестрельного оружия. Специальные средства применяются  в случаях, когда   были    использованы    и   не   дали  желаемых    последствий    все   другие  формы предыдущего влияния на правонарушителей:

а) для защиты граждан и самозащиты работника милиции от нападения и других действий, которые создают угрозу их жизни или здоровью;

б) для прекращения массовых беспорядков;

в) для задержания и доставки в милицию правонарушителей;

г) для освобождения заложников и тому подобное.

Использованию специальных средств, за исключением необходимости отбивания внезапного нападения на работника милиции и освобождения заложников, имеет предшествовать предупреждение о намерении их применения.

3абороняеться применение специальных средств:

а) к беременным женщинам, лиц преклонных лет, инвалидов и малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, что реально угражает  жизни и здоровью людей, работника милиции, или вооруженного нападения;

6) в помещениях дипломатических учреждений и там, где изготовляются взрывчатые вещества, и в детских и лечебных учреждениях.

Ответственность за организацию работы по обеспечении законности применения специальных средств при охране общественного порядка возлагается  на Министра внутренних дел.

Согласно со ст. 10 Закона Украины  «О  милиции » милиция   при  выполнении   своих  заданий   обяза:на:

- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок;

- осуществлять профилактические, оперативно-розыскные мероприятия;

- принимать и реестрировать заявления и сообщения о преступлениях и оперативно на них  реагировать;

- помогать органам досудебного следствия;

- обеспечивать безопасность дорожного движения и осуществлять  технический осмотр транспорта;

- контролировать сдерживание реестрационно-миграционных  правил;

- принимать участие в проведении карантинных мероприятий;

- осуществлять повод (доставка) в соответствующие государственные органы граждан в  установленном законом порядка;

- обеспечивать выполнение общеобязательных решений местных советов и др.

Круг обязанностей милиции е достаточно разнообразным в зависимости от заданий и функций, которые положены на этот государственный правоохранительный орган. Действующее законодательство особенно определяет, что работник милиции на территории Украины независимо от должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или служебных лиц с заявлением или сообщением о событиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, обязан принять меры для предотвращения и прекращения правонарушений, спасание людей, предоставление помощи лицам, которые в ней нуждаются, установление  и  задержания лиц, которые совершили  правонарушение, оохраны места события и доложить об этом в ближайший подраздел милиции.

2.4. Внутренние войска

Отдельным структурным подразделением МВД выступают внутренние войска. Непосредственное руководство внутренними войсками совершает Министр внутренних дел, который несет персональную ответственность за правомерность выполнения положенных на них заданий, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск, утверждает их структур, в, штаты подразделов внутренних войск и тому подобное.

Управление внутренними войсками положено на командующего этими войсками (он является одновременно заместителем Министра внутренних дел Украины). Личный состав внутренних войск - военнослужащие, которые имеют специальные звания и отличия, а также гражданский персонал.

Достаточно часто внутренние войска контактируют в своей деятельности с милицией, а именно: подразделы специального назначения (спецназ) вовлекаются в общее с милицией несение службы по охране общественного порядка (патрульнопостовая служба), а также для прекращения массовых беспорядков. Однако внутренние войска запрещены для прекращения несанкционированных митингов, уличных демонстраций несанкционированного характера.

При выполнении обязанностей из охраны общественного порядка военнослужащие внутренних войск пользуются в основном объеме правами, которые имеют работники милиции. Да, военнослужащим предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, предотвращать преступления; проверять у граждан документы; задерживать и доставлять в милицию правонарушителей; проводить обзор транспорта; входить беспрепятственно к жилищным помещениям и другим зданиям в случае преследования подозреваемых и т.д.

Внутренние войска, как и другие подразделы МВД, вправе применять физическую силу, хранить и использовать специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику в случае необходимости. В случаях превышения полномочий при использовании специальных средств сотрудники внутренних войск могут быть привлечены к ответственности.

Раздел XIV

ОРГАНЫ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

§ 1. Задания, основы и правового основания

деятельности Службы безопасности Украины

Действующее законодательство Украины к перечню правоохранительных органов относит и Службу безопасности Украины. Обязательным условием эффективного функционирования правоохранительных органов, в том числе и Службы безопасности, е выполнение положенных на них законом функций, соблюдение должностными и служебными лицами этих органов законности, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность Службы безопасности регламентируется Законом Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины», в котором определено задание, основы, правовые основания, система и полномочие Службы безопасности Украины.

Законом Украины «О Службе безопасности Украины» определены основные её задания: осуществлять защиту государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

До заданий Службы безопасности Украины также входит предотвращение, выявления, прекращения и раскрытия преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других протииоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненноважным интересам Украины (ст. 2 Закона Украины «О Службе безопасности Украины»).

Именно указанные полномочия и е основанием для отнесения СБУ в правоохранительные органы.

Органы Службы безопасности составляют единую централизованную систему, возглавляемую Председателем Службы безопасности Украины, который подчинен Президенту Украины. Единство Службы безопасности обусловлена единою законностью, общностью заданий. Единство та централизация обусловливают также  единоначальність  в системе.

3акон определяет, что деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников базируется  на основах законности, уважения к правам и достоинству лица, внепартийной и ответственность перед народом Украины. Это означает, что свои полномочия она реализует, базируется на сдерживании Конституции Украины и действующих законов. Действия и решения, которые принимаются работниками Службы безопасности, должны сурово отвечать законодательным актам. Этому способствует законодательное обеспечение порядка реализации работниками Службы безопасности своих полномочий, предусмотренных в законодательных и  ведомственных  нормативных актах.

Вопрос уважения к правам и достоинству лица е одним из ведущих в деятельности органов и сотрудников Службы безопасности. В своей деятельности они должны сурово придерживаться прав и свобод человека, уважать ее достоинство и выявлять к ней гуманное обращение, не допускать разглашения сведений о ее личной жизни. Неправомерное ограничение законных прав и свобод человека е недопустимым и тянет за собой ответственность  согласно с законодательством. В то же время в исключительных случаях с целью прекращения и раскрытия государственных преступлений законодательство допускает, что отдельные права и свободы лица могут быть временно ограничены.

Служба безопасности Украины по требованию граждан Украины в месячный срок обязана предоставить им письменные объяснения по поводу ограничения их прав или свобод. Граждане, которые не согласны с такими объяснениями, имеют право обжаловать к суду неправомерные действия должностных лиц и органов Службы безопасности Украины.

Органы Службы безопасности действуют на основах внепартийной. Это означает, что членство сотрудников Службы безопасности в партиях, движениях и других общественных объединениях, что имеют политичные цели, не допускается. Ровной мерой не допускается создание таких объединений в Службе безопасности Украины та їі органах.

Одновременно 3аконом Украины «О Службе безопасности Украины» запрещается использования Службы безопасности в партийных, групповых или личных  интересах(ст. 6).

В оперативно-служебной деятельности сотрудники Службы безопасности придерживаются принципов единоначальностіи и колегиальности, гласности и конспирации. Объединение в работе единоначальности с  коллегиальностью при рассмотрении наиболее важных проблем служебной деятельности позволяет отрабатывать и принимать более конструктивные решения. С этой  целью при Центральном управлении Службы безопасности создается коллегиальный совещательный орган - коллегия, которая определяет пути выполнения положенных на Службу безопасности заданий, принимает решения из основных направлений и проблем оперативной служебной деятельности и работы с кадрами. Председателем коллегии  есть Председатель Службы безопасности Украины.

Принцип гласности в деятельности органов Службы безопасности лежит в обеспечении общественности информацией о ее деятельности. Это производится через средства массовой информации и в других формах, определенных законодательством. Принцип гласности, провозглашение которого стало возможным благодаря развитию демократических процессов в жизни нашего общества, стал неотъемлемой частью деятельности СБУ.

В то же время Законом Украины «О Службе безопасности Украины» (ст. 7) запрещается разглашать сведения, которые составляют государственную, военную, служебную и коммерческую тайну, а также информацию конфиденциального характера, разглашение которой может нанести вред национальной безопасности Украины, чести и достоинства лица или нарушать ее законные права, кроме случаев, предусмотренных законодательством в

интересах правосудия.

Органы Службы безопасности  Украины свою деятельность организуют на основании ряда законодательных актов. Ст. 4 3аконуУкраїни «О Службе безопасности Украины» определяет: «Правовую основу деятельности Службы безопасности Украины составляют Конституция Украины, этот Закон и другие акты законодательства Украины, соответствующие международные правовые акты, признанные Украиной». Конституция Украины е правовым источником деятельности Службы безопасности, а 3акон Украины «О Службе безопасности Украины » определяет задание службы, основы и принципы деятельности, систему и организацию ее деятельности, а также полномочие.

К актам, которые регламентируют деятельность органов Службы безопасности, следует отнести законодательные акты, принятые Верховной Радой Украины, а именно: Закон Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон Украины от 26 декабря 2002 г. «Про контрразведывательную деятельность», Закон Украины от 30 июня 1993 г. «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», Криминальный, Криминально-процессуальный кодексы Украины и другие нормативные акты, а также ведомственные приказы, положения и инструкции, которые регламентируют деятельность подразделов Службы безопасности.

В отдельных случаях органы Службы безопасности решают в пределах своей компетенции вопроса, которые связаны с нормами международного права. К таким правовым актам, в частности, принадлежат Общая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и др. Кроме того, в своей деятельности органы Службы безопасности решают вопросы, которые базируются на межгосударственных соглашениях, заключенных Украиной.

§ 2. Система и организация деятельности Службы

безопасности Украины

Органы Службы безопасности Украины представляют собой единую  централизованную систему, в которую входят:

- Центральное управление Службы безопасности Украины.;

- подчинены Центральному управлению региональные органы;

- органы военной контрразведки, военные формирования;

- учебные, научно-исследовательские и другие заведения Службы безопасности Украины.

Центральное управление СБУ, другие органы и учреждения, которые входят к ее системе, е юридическими лицами. Руководство всей деятельностью Службы безопасности Украины, ее Центральным управлением совершает Председатель СБУ, который несет персональную ответственность за выполнение заданий, положенных законодательством на этот орган. Председатель Службы безопасности Украины назначается  на должность и увольняется с  должности Верховной Радой Украины по предоставлению Президента Украины.

В состав Центрального управления согласно со ст. 10 Закона «О Службе безопасности Украины» входят аппарат Председателя Службы безопасности Украины и функциональные подразделы: организационного, информационно-аналитического, кадрового, правового, финансового и других видов деятельности; контрразведки; контрразведывательной защиты экономики государства; борьбы с корупцией и организованной преступностью; борьбы с терроризмом; защиты участников криминального судопроизводства и работников правохранительныхорганов, досудебного следствия; охраны государственной тайны; оперативного документирования; оперативно-технических мероприятий и др.

При Службе безопасности Украины функционирует антитеррористический центр.

§ 3. Основных направления деятельности

и полномочие органов Службы безопасности

Украины

Правовое положение Службы безопасности Украины определено Законом Украины «О Службе безопасности Украины». В соответствии с требованиями Закона в работе органов Службы безопасности выделяют три основных направления: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность представляет собой выявление, предотвращение и прекращение разведывательной или другой деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельные личности, направленной на причинение вреда безопасности Украины. Наиболее характерной формой враждебной деятельности со стороны спецслужб иностранных государств является шпионаж, предмет которого составляют сведения об обороне и экономическом потенциале государства, о новых достижениях украинской науки, о Вооруженных Силах Украины.

В процессе контрразведывательной деятельности органы Службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особенный характер которых  определяется условиями  этой деятельности.

Борьба с преступностью в соответствии с законодательством Украины ведется по выявлению, предотвращению, прекращению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного обращения оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений органами дознания и досудебного следствия Службы безопасности. Кроме того, проводится работа по выявлению, предотвращению, прекращению и раскрытию деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований, преступных организаций, отдельных личностей и общественных объединений, которые ставят целью изменение или свержение конституционного строя или увлечения государственной власти.

Разведывательная деятельность совершается СБУ в пределах своих полномочий органами внешней разведки с целью получения информации о внешних угрозах безопасности Украины.

Органы Службы безопасности Украины в пределах названных основных направлений деятельности имеют широкий круг обязанностей, указанных  в  ст. 24 Закона Украины «О Службе безопасности Украины » :

1) осуществлять розведовательную и информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины;

2) осуществлять мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраною государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасностью граждан Украины заграницей;

3) выявлять, прекращать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины; проводить дознание и досудебное следствие в этих делах; разыскивать лиц, которые скрываются в связи с совершением отмеченных преступлений.

Обязанности, которыми наделенные органы СБУ, позволяют в полном объеме выполнять задание из защиты государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала государства, ее законных интересов и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Для выполнения положенных на органы Службы безопасности Украины обязанностей ее органам и сотрудникам предоставляются широкие права, в том числе:

а) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, которые препятствуют осуществлению полномочий Службы безопасности Украины, проверять в связи с этим документы, которые удостоверяют их лицо, а также проводить обзор лиц, их вещей и транспортных средств, если е угроза побега подозреваемого или уничтожения или укрывательства вещественных доказательств преступной деятельности;

б) подавать органам государственного управления обязательные для рассмотрения предложения по вопросам национальной безопасности Украины, в том числе о прекращении работ, связанных с государственной тайной, которые выполняются с нарушением   установленных правил;

в) входить в порядке, согласованном с администрацией  предприятий, учреждений и организаций и командованием военных частей, на их территорию и в служебные помещения;

г) использовать со следующим возмещением расходов и убытков транспортные средства, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, военным частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и организаций), транспортных средств специального назначения для выезда на место события, прекращения преступлений, преследования и задержания лиц, которые подозреваются в их совершении, доставка в лечебные учреждения лиц, которые нуждаются в срочной медицинской помощи;

д) исключительно при непосредственном прекращении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовать лиц, которые подозреваются в их совершении, заходить в жилищные, служебные, производственные и другие помещения, на территории и земельные участки и осматривать их со следующим сообщением прокурора на протяжении 24 часов;

е) проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности », и некоторые другие.

Перечень прав органов Службы безопасности Украины полностью обеспечивает выполнение ими заданий, которые определены Законом Украины «О Службе безопасности Украины».

§ 4. Кадра органов Службы безопасности

Украины

Особый характер деятельности Службы безопасности Украины требует необходимость определения ряда существенных требований профессионального и морально-этического плана относительно лиц, которые работают в этих органах. Состав кадров Службы безопасности определяется ст. 19 Закона Украины «О Службе безопасности Украины»: «Кадры Службы безопасности Украины составляют: сотрудники-военнослужащие, работники, которые заключили трудовой договор со Службой безопасности Украины, а также военнослужащие срочной службы » .

В органы Службы безопасности Украины принимаются граждане Украины на конкурсной добровольной и договорной основе, которые за деловыми, моральными качествами, образовательным уровнем и состоянием здоровья способны эффективно выполнять свои служебные обязанности. Критерии профессиональной пригодности, в частности юридической осведомленности, определяются квалификационно-нормативными документами, которые утверждаются Председателем Службы безопасности Украины.

Кадровый состав Службы безопасности можно разделить на две категории: (а) военнослужащие и (б) работники, которые заключили трудовой договор со Службой безопасности Украины.

Военнослужащие СБУ могут быть сотрудниками, а также военнослужащими срочной службы. Сотрудники-военнослужащие выполняют свои обязанности на условиях заключения договора (контракта), а военнослужащие срочной службы проходят военную службу как призванные на военную службу в соответствии с Законом Украины от 25 марта 1992 г. «Про общую военную обязанность и военную службу».

На сотрудников-военнослужащих и военнослужащих срочной службы распростроняется порядок прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины.

Военнослужащие Службы безопасности Украины принимают военную присягу на верность народа Украины, имеют единую форму одежды, а также им выдаеться служебное удостоверение. Военная форма одежды и отличия военнослужащих устанавливаются Президентом Украины, а правила их ношения утверждаются Председателем Службы безопасности Украины.

Военнослужащие СБУ пользуются политическими, социально-экономическими и личными правами и свободами, а также льготами в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», Закона Украины «О Службе безопасности Украины» и других актов законодательства.

В системе Службы безопасности Украины всегда уделяется особенное внимание вопросом подбора, подготовки и воспитания кадров как одного из главных факторов эффективной работы. Работа с кадрами направлена на решение заданий, которые определяются законодательством в целом для органов Службы безопасности и отдельных ее подразделов.

  Целью этой работы является  решения взаемосвязанных заданий - количественное и качественное обеспечение кадрами Службы безопасности Украины. Количественный состав сотрудников СБУ определяется 3аконом Украины от 20 октября 2005 г. «Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины» и ст. 19 3акону Украины «О Службе безопасности Украины ».

Качественный состав сотрудников решается путем конкурсного отбора, учитывая деловые и моральные качества. Подбор сотрудников с высокими деловыми и моральными качествами - это требования Закона Украины «О Службе безопасности Украины», ведомственных норм, которые конкретизируют эту работу. Значительное внимание в работе с кадрами уделяется воспитанию и повышению уровня их знаний, деловой квалификации. В системе органов СБУ созданная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая совершается в учебныхзаведениях в соответствии с Законом Украины «Об образовании» и других актов законодательства.

3аконом Украины «О Службе безопасности Украины» предусмотренная социальная и правовая защита военнослужащих и работников Службы безопасности. Да, им предусмотрено, что военнослужащие СБУ при выполнении возложенных на них обязанностей е представителями власти, действуют от имени государства и находятся под ее защитой. Неприкосновенность их лица, чести и достоинства охраняется законодательством. Под защитой государства находятся лица, которые помогают и способствуют Службе безопасности Украины, а также пенсионеры Службы безопасности Украины.

§ 5. Контроль и надзор за деятельностью Службы

безопасности Украины

Постоянный контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, соблюдением ею законодательство производится комисией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности. Председатель СБУ регулярно информирует Верховную Раду Украины о деятельности Службы безопасности, состояние государственной безопасности, соблюдения действующего законодательства, обеспечения прав и свобод человека и другие вопросы.

Контроль за деятельностью Службы безопасности Украины производится также  Президентом, которому она подчинена.

Служба безопасности Украины регулярно в порядке, определенном Президентом Украины, информирует его, а также членов Совета национальной безопасности и обороны Украины по основным вопросам своей деятельности, о случаях нарушения законодательства, а также на их требование подает другие необходимые сведения.

Кроме этого, закон определяет что Председатель СБУ ежегодно подает Президенту Украины письменный отчет о деятельности Службы безопасности Украины. Кроме органов, которые осуществляют контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, закон устанавливает и прокурорский надзор за сдерживанием законов в ее деятельности. Статья 34 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» определяет: «Надзор за сдерживанием и применением законов Службой безопасности Украины совершает Генеральный прокурор Украины и уполномочены им прокуроры. В Генеральной прокуратуре Украины, в прокуратурах Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя созданные отделы, которые осуществляют надзор за сдерживанием и применением законов Службой безопасности. При этом основное внимание надзора уделяется за сдерживанием законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, а также при задержании лиц и держании их в местах предварительного заключения - следственных изоляторах».

Такие функции прокуратуры предусмотрены Законом Украины «О прокуратуре», которым также определенные акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов Службой безопасности Украины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8062. Формы организации обучения и их характеристика 25.25 KB
  Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...
8063. Классно-урочная система обучения и её признаки 24 KB
  Классно-урочная система обучения и её признаки Классно-урочная система обучения, возникшая еще в XVII веке, образовалась и развивалась благодаря деятельности великих деятелей педагогической науки И. Лойолы, И. Штурма, Я. А. Коменского. Классно-урочн...
8064. Понятие урок. Типология и структура урока 25.14 KB
  Понятие урок. Типология и структура урока Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок явл...
8065. Контроль и оценка знаний учащихся 25.97 KB
  Контроль и оценка знаний учащихся. Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию ...
8066. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока 21.66 KB
  Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа. Планирование урока. Составляется тематический план - отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному пр...
8067. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере 26.32 KB
  Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере. Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разну...
8068. Характеристика воспитания как педагогического явления 24.6 KB
  Характеристика воспитания как педагогического явления В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к проце...
8069. Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры 25.24 KB
  Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...
8070. Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса 27.11 KB
  Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса Эффективность воспитания зависит от следующих факторов: От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в...