79958

Органы юстиции Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы юстиции Украины. Система и структура органов юстиции Украины 3. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов нотариата органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры.

Русский

2015-02-15

69 KB

2 чел.

PAGE  8

М.3.  Правоохранительные органы Украины

Лекционное занятие к М. 3.2.

Органы юстиции Украины

1. Организационно-правовые основы управления юстицией

2. Система и структура органов юстиции Украины

3. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры, огис.

1.1. Организационно-правовые основы управления юстицией

Минюст Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением о Министерстве юстиции Украины.

Министерство, в установленном порядке в границах своих полномочий, решает вопросы, которые вытекают из общепризнанных норм международного права и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины.

Ныне деятельность Министерства юстиции Украины осуществляется лишь по функциональному принципу, что приближает Министерство юстиции Украины, в соответствии с его ролью и функциями, к аналогичным министерствам европейских стран.

На протяжении последних лет для Минюста были определены новые задачи, зафиксированные в Положении «О Министерстве юстиции Украины» от 18 сентября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, сделанными в 1997, 1998,1999, 2000 гг.

В соответствии с Положением Министерство юстиции Украины является ответственным за организацию осуществления государственной политики, ее формирование и реализацию с целью обеспечения прав и свобод граждан1.

Основными задачами Министерства юстиции Украины являются:

—  подготовка предложений относительно проведения в Украине правовой реформы, содействие развитию правовой науки;

— обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в определенной сфере;

- подготовка предложений относительно усовершенствования законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, государственная регистрация нормативно-правовых актов, ведение Единого государственного реестра таких актов; планирование по предложениям других центральных органов исполнительной власти законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль за осуществлением такой деятельности; - обеспечение реализации государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений и др. Согласно новому Положению о Министерстве юстиции Украины, оно имеет дополнительные функции, в частности:

—  ведет Единый государственный реестр нормативно-правовых актов, предоставляет информацию из базы данных этого реестра;

—  координирует работу по проведению судебной реформы;

—  осуществляет, в установленном законодательством порядке, мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов) и социальной защите работников судов;

— организовывает экспертное обеспечение правосудия, формирует государственный заказ на научно-исследовательские работы в области судебной экспертизы, направляет и контролирует деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, координирует работу соответствующих государственных органов по вопросам развития судебной экспертизы, осуществляет лицензирование судейско-экспертной деятельности и ее контроль, ведет реестр аттестованных судебных экспертов;

—  организовывает ведение делопроизводства в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов);

— обеспечивает ведение судебной статистики;

—  организовывает в порядке, установленном законодательством Украины, своевременное, полное и непредубежденное принудительное выполнения решений судов и других органов (должностных лиц), выполнение которых возложено на государственных исполнителей и др.

С целью четкого выполнения возложенных на Министерство юстиции Украины задач и функций ему предоставлено право:

—  привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;

—  образовывать, в случае необходимости, по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, в границах своей компетенции, комиссии и экспертные группы, привлекать на договорной основе специалистов для подготовки проектов актов законодательства, осуществления их экспертизы и предоставления консультаций;

—  получать в установленном законодательством порядке безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики — статистические данные для выполнения возложенных на него задач;

— созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.

1.2. Система и структура органов юстиции Украины

Министерство юстиции Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах (городов областного подчинения) управления юстиции, предприятия, учреждения и организации, которые относятся к системе его управления. Система органов управления в области юстиции закреплена Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1998 г. «О системе органов юстиции»1. Ее составляют:

- Министерство юстиции Украины;

- Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, городские (городов областного подчинения) управления юстиции, районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции.

- Территориальные управления юстиции оказывают содействие местным органам исполнительной власти, предприятиям и организациям государственного сектора экономики в усовершенствовании правовой работы, предоставляют методическую помощь юридической службе относительно усиления ее влияния на обеспечение законности деятельности этих органов, приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством и т. п.

Минюст Украины возглавляет Министр, которого по представлению Премьер-министра Украины назначает на должность Президент Украины.

Министр несет персональную ответственность перед Президентом Украины за выполнение положенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в министерстве образовывается коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, председателя Государственного комитета Украины по делам религий, руководителей правительственных органов государственного управления, а также других руководящих работников министерства.

В состав коллегии могут входить руководители управлений юстиции.

Решение коллегии проводится в жизнь приказами Министра юстиции Украины.

Центральный аппарат Министерства юстиции Украины имеет такую структуру:

департамент организационного обеспечения деятельности судов;

департамент государственной исполнительной службы;

департамент методологического руководства правовой работой и правовой информацией;

отдел регистрации общественных формирований и ведомственных нормативных актов;

отдел регистрации актов гражданского состояния;

отдел правовой помощи населению;

отдел кадров;

финансово-экономический отдел;

отдел материально-технического обеспечения и капитального строительства;

общий отдел и др.

Управление Министерства юстиции Украины в областях1 создаются согласно законодательству Украины. В своей деятельности они подчинены центральному аппарату Министерства юстиции и осуществляют на местах функции исполнительной власти в области юстиции. Они выполняют свои задачи через соответствующие отраслевые службы, которые создаются в соответствии с основными направлениями деятельности, а также через городские и районные отделы юстиции. В составе управления юстиции есть следующие отделы:

—  организационного обеспечения деятельности судов;

—  государственная исполнительная служба;

—  методологическое руководство правовой работой и правовой информацией;

— регистрации общественных формирований и ведомственных нормативных актов;

— регистрации актов гражданского состояния;

—  правовой помощи населению и др.

3. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры, гни.

Одной из новых функций Министерства юстиции Украины является представление интересов Украины во время рассмотрения дел судами Украины и судами иностранных государств, международными судебными органами и организациями; подготовка материалов к рассмотрению дел в Конституционном Суде Украины.

Одной из наиболее сложных и важных функций Министерства юстиции и его органов на местах является организационное и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции. На Министерство юстиции возложена также функция экспертного обеспечения правосудия.

С этой целью министерством решаются организационно-правовые, научно-методические и информационно-технические проблемы проведения научных разработок в области судебной экспертизы и экспертных исследований по делам, которые находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда.

С целью обеспечения своевременного, полного и непредубежденного выполнения решений судов и других органов согласно законам Украины и выполнения Законов Украины «О государственной исполнительной службе»1 и «Исполнительное производство» в структуре центрального аппарата создан Департамент государственной исполнительной службы2. Государственная исполнительная служба призвана осуществлять выполнение решений судов и других органов согласно законам Украины. Устранена ситуация, когда суды постановляли решение и сами организовывали их выполнение.

На Минюст возложена организация работы нотариата в Украине: решение важнейших вопросов развития нотариата; координация усилий государственных и частных нотариусов, создание правовых оснований для внедрения единой системы нотариата и повышение качества правовой помощи организациям, гражданам с целью защиты их прав и законных интересов.

Главными задачами нотариальной службы является:

—  охрана прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, их собственности путем осуществления определенных нотариальных действий;

—  профилактика правонарушений;

— укрепление законности.

Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены Законом Украины от 2 сентября 1993 г. «О нотариате»3.

В соответствии с этим Законом совершение нотариальных действий в Украине возлагается на государственных и частных нотариусов. В населенных пунктах, где нет государственного или частного нотариуса, определенные нотариальные действия осуществляют должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов. За границей выполнения нотариальных действий возложены на консульские учреждения Украины.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции Украины по вопросам дислокации нотариальных контор, организации их работы, подбора и размещения работников, повышения их квалификации. На Министерство юстиции Украины возложены вопросы открытия и ликвидации государственных нотариальных контор. Органы юстиции на местах утверждают штаты нотариальных контор и осуществляют организующее влияние на деятельность частных нотариусов, выдают и аннулируют регистрационные удостоверения, оказывают содействие выделению им помещений, предоставлению льгот по получению арендной платы. Министерство юстиции Украины разрабатывает и выдает акты, рекомендации и разъяснения по вопросам организационного и методического обеспечения деятельности нотариусов. Так, Минюстом Украины утверждены обязательные для всех нотариусов Правила ведения нотариального делопроизводства1, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины2 и ряд других ведомственных актов, которые регулируют их деятельность.

При Главном управлении юстиции в АРК, управлениях юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций действует квалификационная комиссия нотариата, которая имеет полномочия по принятию по результатам испытаний решения о возможности или невозможности допуска лица к нотариальной деятельности. Контроль за деятельностью квалификационных комиссий осуществляет Высшая квалификационная комиссия3 при Министерстве юстиции Украины.

На должность государственного нотариуса, приказами начальников управлений юстиции областей и главного управления юстиции в АРК4, назначаются граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образование и прошли стажировку, сдали экзамены и получили свидетельство5 о праве занятия нотариальной деятельностью.

Нотариусы, исполняющие свои профессиональные обязанности, являются независимыми и руководствуются только законом.

Взаимоотношения органов юстиции и адвокатуры являются специфическими и характеризуются тем, что адвокатура — общественная организация, которая действует на основах самоуправления, самостоятельно решая все свои внутренние вопросы. Правовое положение адвокатуры, ее задачи, права и обязанности закреплены Законом Украины от 19 декабря 1992 г. «Об адвокатуре»6.

Адвокатура — является добровольным, профессиональным гражданским объединением, призванным оказывать содействие защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, предоставлять им другую юридическую помощь. Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы и прочие адвокатские объединения. Несмотря на то, что адвокатура самостоятельно решает все свои вопросы, организующее влияние на его деятельность оказывают органы юстиции, регистрирующие адвокатские коллегии, фирмы, конторы и прочие адвокатские объединения. Министерство юстиции Украины обеспечивает - финансирование работы адвокатов за счет государства в случае участия адвоката в уголовном деле и при освобождении граждан от оплаты юридической помощи;

- обобщает статистическую отчетность об адвокатской деятельности;

- оказывает содействие проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов.

Представитель Министерства юстиции Украины входит в состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабинете Министров Украины, которая принимает участие в определении уровня профессиональных знаний лиц, намеренных заниматься адвокатской деятельностью, и в решении вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов.

Образование единой системы органов регистрации актов гражданского состояния1 даст возможность проводить единую государственную политику, направленную на соблюдение законности, защиту прав и законных интересов граждан и государства.

Система органов регистрации актов гражданского состояния подчинена органам юстиции. Это обеспечивает действенный контроль за работой отделов регистрации актов гражданского состояния, дает возможность уделить больше внимания качественному отбору кадров работников, повышению их деловой квалификации, которая, в свою очередь, будет оказывать содействие надлежащему правовому обслуживанию граждан.

Министерство юстиции Украины осуществляет согласно законодательству легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, международных общественных организаций, отделений, филиалов, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций иностранных государств в Украине, контролирует соблюдение ими положений их уставов.

В условиях развития правового демократического государства постоянного усовершенствования требуют вопросы правовой работы. В формировании правовой культуры юридических лиц принимают участие органы исполнительной власти, общественные организации. Однако в этой сфере деятельности роль Минюста определилась как деятельность центра по организации, координации и методическому обеспечению.

Особое значение проблема увеличения объемов правовой работы приобретает на современном этапе развития рыночных отношений в экономике. Поэтому Минюст ведет свою работу в таких направлениях:

— организация и координация выполнения функциональных обязанностей органами юстиции всех уровней по проведению правовой работы на предприятиях и в организациях, с постепенным увеличением ее объемов;

— организация межхозяйственного юридического обслуживания;

—  предоставление платных услуг юридическим лицам, основанным на государственной форме собственности;

—  методическое обеспечение правовой работы;

—  широкое использование средств массовой информации для освещения вопросов правовой работы.

Правовая реформа предусматривает формирование правовой культуры украинского общества, а это означает, в первую очередь, повышение уровня правового образования и проведение на территории государства правовой информатизации. Министерство активно учреждает в средствах массовой информации постоянно действующие рубрики, специальные правовые программы, начинает издание серии брошюр по правовым вопросам, в частности для детей, молодежи и т. п.

Для обеспечения формирования правового мировоззрения у подрастающего поколения Минюстом практикуется проведение разнообразных правовых олимпиад, конкурсов.

Работает Всеукраинский межведомственный координационно-методический совет по правовому образованию населения, который предоставляет рекомендации относительно практического планирования и проведения мероприятий по правовому просвещению.

Территориальным управлением юстиции присылаются методические материалы.                                     

Согласно постановлению коллегии от с 22.03.2000 года №12 «О работе территориальных управлений юстиции по рассмотрению обращений граждан, правовому информированию населения и решению задач относительно его улучшения» по местному радио проходят еженедельные личные выступления начальников управлений юстиции.

Областными управлениями юстиции, совместно с облгосадми-нистрациями, созданы «общественные приемные» для предоставления населению бесплатных юридических консультаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19648. Причины феодальной раздробленности на Руси 14.66 KB
  Причины феодальной раздробленности на Руси: Господство натурального хозяйства и как следствие слабые экономические связи между районами государства. Усиление отдельных княжеств правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобиц...
19649. Значение Батыева нашествия и установления монгольского ига 15.09 KB
  31 мая 1223 г. на реке Калке монголы разгромили лишенное единства русское войско. Это поражение имело большое моральное значение для будущего завоевания Руси – возник миф о непобедимости монголов. В 1237 г. началось нашествие монголов на Русь. Были разорены Рязань Москва Сузд...
19650. Причины образования единого Российского государства 16.25 KB
  В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства экономические и политические. Причины образования единого Российского государства: Потребность в сплочении сил Руси для освобождения от ордынского ига Необходимость по
19651. Иван Грозный 14.34 KB
  Вопрос № 11. 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. Опричнина – период в истории России с 1565 года до самой смерти Ивана Грозного обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также это система управления по которой территория делится на д...
19652. Реформы Избранной Рады 14.53 KB
  1533-1584 правление Ивана Грозного. Для подготовки проекта преобразований Иван создает неформальный кружок единомышленников – Избранную Раду. Реформы Избранной Рады: 1550 г. – принят новый Судебник основой для которого послужил Судебник 1497 г. Помещики именуются го
19653. Причины Смутного времени 13.79 KB
  Причины Смутного времени: Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей. Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. Растущее недовольство общества властью. Началом С
19654. 1613 – 1645 правление Михаила Романова 14.54 KB
  1613 – 1645 правление Михаила Романова На престол его поставили в 13летнем возрасте. Естественно невозможно быть руководителем разрушенной страны так рано. Ему помогал править отец Филарет. Будучи Патриархом Руси и наставником сына он принес много пользы. Была восстановле...
19655. Государственные реформы Петра 1 12.12 KB
  Государственные реформы Петра 1: 17081719 – Областная реформа Введение новых административнотерриториальных единиц – губерний провинций дистриктов. Страна делилась на губернии губернии – на провинции провинции – на дистрикты. 1711 – Создание Правительствующего Сенат
19656. Отечественная война 1812 года 16.27 KB
  Отечественная война 1812 года Во Франции в результате революции к власти приходит Наполеон. Для борьбы с Наполеоном создается антифранцузская коалиция. В 1805 годусражение под Аустерлицом войска союзниковАвстрия и д.р Терпят поражения и в 1807 году в Тильзите Алекс