79959

Система, задачи и функции государственной налоговой службы

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Система задачи и функции государственной налоговой службы Развитие экономических отношений отличных от ранее существовавших вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция. Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные на два и больше...

Русский

2015-02-15

130 KB

0 чел.

§ 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы

Развитие экономических отношений, отличных от ранее существовавших, вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений, ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. Этому, в первую очередь способствовало многократное увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности - налогоплательщиков (юридических лиц - с 239 тыс. в 1991 году, до 620 тыс. в 1996 году, частных предпринимателей с 128 тыс. до 874 тыс. соответственно), которые различными способами уклоняются от уплаты налогов. Об этом свидетельствует и рост дополнительно начисленных для оплаты в бюджет укрытых налогов, сборов, иных обязательных платежей с 20 тыс. гривен в 1991 году, до 2 млрд. 846 млн. гривен в 1996 году, а недоплата за это время выросла с 15 до 46% от начисленных сумм и составляет около 1,3 млрд. гривен. В розыске находится примерно 30 тыс. злостных неплательщиков налогов.

Для борьбы с вышеуказанными и другими правонарушениями в Украине создана и действует государственная налоговая служба в систему которой входит:

-         -государственная налоговая администрация Украины;

-         -государственная налоговая администрация в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

-         -государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция.

Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные (на два и больше районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции. В государственных налоговых администрациях образуются коллегии, которые являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления их деятельности.

Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, ей подчинены государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах, в городах, а также межрайонные и объединенные подчиняются соответствующим государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе.

Государственную налоговую службу возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Заместители Председателя Государственной налоговой администрации Украины назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе возглавляют Председатели, которые назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах, а также межрайонные и объединенные возглавляют начальники, назначаемые и освобождаемые от должности Председателем Государственной налоговой администрации Украины по представлению председателей соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Начальники управлений налоговой милиции назначаются на должность Председателем Государственной налоговой администрации Украины.

Задачи стоящие перед органами государственной налоговой службой многогранны, основными из них являются:

-         осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также налоговых доходов, установленные законодательством (далее - налоги, иные платежи);

-         внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;

-         принятие, в случаях предусмотренных Законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

-         формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и иных обязательных платежей, а также Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;

-         предотвращение преступлений и других правонарушений отнесенных Законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях[1].

Органы государственной налоговой службы координируют свою деятельность с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами Службы безопасности Украины, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственной таможенной и контрольно-ревизионной службами, иными контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.

Государственная налоговая администрация Украины осуществляет следующие функции:

Выполняет непосредственно, а также организует работу государственных налоговых администраций и инспекций, связанную с:

а) осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, иных платежах, валютных операциях, порядком расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работу, услуги, а также контроля за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов и иных специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

б) осуществлением контроля за соблюдением исполкомами сельских и поселковых Советов порядка принятия и учета налогов, иных платежей от налогоплательщиков, своевременностью и полнотой перечисления этих сумм в бюджет;

в) учетом плательщиков налогов, иных платежей;

г) выявлением и ведением учета поступлений налогов, иных платежей;

-         издает в случаях, предусмотренных Законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

-         утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица - плательщика налогов и иных обязательных платежей, форму сообщения об открытии либо закрытии юридическими лицами, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы;

-         разъясняет через средства массовой информации порядок применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах, иных платежах и организует проведение этой работы органами государственной налоговой службы;

-         осуществляет меры по подбору, расстановке, профессиональной подготовке и переподготовке кадров государственной налоговой службы;

-         оказывает органам государственной налоговой службы методическую и практическую помощь в организации работы, проводит обследование и проверку ее состояния;

-         организует работу по созданию информационной системы автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы органов государственной налоговой службы;

-         разрабатывает основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового законодательства;

-         при выявлении фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью;

-         передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

-         представляет Министерству Финансов и Главному управлению государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         вносит предложения и разрабатывает проекты международных договоров относительно налогообложения; выполняет в пределах, определенных законодательством, международные договора по вопросам налогообложения;

-         предоставляет физическим лицам - плательщикам налогов и иных обязательных платежей идентификационные номера и направляет в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, либо по месту получения им доходов или его местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером, а также ведет Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         прогнозирует, анализирует поступление налогов, иных платежей, источники налоговых поступлений, изучает воздействие макроэкономических показателей и налогового законодательства на поступление налогов, иных платежей, разрабатывает предложения по их увеличению и уменьшению бюджетных потерь;

-         обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организует работу, связанную с осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

-         вносит в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

-         организует в порядке своих полномочий, работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой службы.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) выполняют функции аналогичные функциям Государственной налоговой администрации Украины, за исключением, они не имеют права:

-         издавать в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

-         утверждать формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица-плательщика налогов и иных обязательных платежей, форму сообщения об открытии либо закрытии юридическими лицами, физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы;

-         разрабатывать основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового и валютного законодательства;

-         представлять Министерству финансов и Главному Управлению Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         вносить предложения и разрабатывать проекты международных договоров относительно налогообложения, выполнять в пределах, определенных законодательством, международные договора по вопросам налогообложения;

-         предоставлять физическим лицам, - плательщикам налогов и иных обязательных платежей идентификационные номера и направлять в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, либо по месту получения им доходов, или по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером, а также вести Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         вносить в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

-         обеспечивать изготовление марок акцизного сбора.

В случае, если вышеуказанные органы государственной налоговой службы, непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, иных платежей, они осуществляют в отношении этих плательщиков такие же функции, как и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, а также межрайонные и объединенные.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районные в городах, межрайонные и объединенные выполняют следующие функции:

-         осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и иных платежах;

-         обеспечивают учет плательщиков налогов, иных платежей, правильность исчисления и своевременность поступления этих налогов, платежей, а также осуществляют регистрацию физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей;

-         контролируют своевременность подачи налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов связанных с исчислением налогов, иных платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов и иных платежей;

-         осуществляют, в пределах своих полномочий, контроль за законностью валютных операций, соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями с, использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, товарно-кассовых книг, лимитов наличных средств в кассах и их использованием для расчетов за товары, работу и услуги, а также за наличием свидетельств о государств венной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, иных специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

-         ведут учет векселей, выдаваемых субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях и ежемесячно представляют информацию об этом местным органам государственной статистики; выдают субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку оплаты (погашения) векселей по указанным операциям;

-         обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных законодательными актами Украины за нарушения налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

-         анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений налогового законодательства;

-         осуществляют проверку фактов сокрытия и занижения сумм налогов, иных платежей;

-         по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводят проверки своевременности подачи и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей;

-         передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не входит в компетенцию налоговой милиции;

-         подают в суды и арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в иных случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества;

-         осуществляют работу, связанную с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву управления к государству, сокровищ и конфискованного имущества;

-         контролируют соблюдение исполкомами сельских и поселковых Советов порядка принятия и учета налогов, иных платежей от налогоплательщиков, своевременность и полноту перечисления этих сумм в бюджет;

-         рассматривают обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения, в пределах своих полномочий, по вопросам валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций;

-         представляют соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         осуществляют контроль за наличием марок акцизного сбора на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

-         разъясняют через средства массовой информации порядок применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах, других платежах;

-         организуют в пределах своих полномочий, работу по обеспечению охраны государственной тайны. Выполняют также иные функции, связанные с осуществлением соответствующими подразделениями налоговой милиции полномочий.

[1] Ст. 2 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

§ 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы

В целях выполнения поставленных задач, органы государственной налоговой службы наделены широкими правами. Так, они имеют право:

-         проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и у граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, и иных документов независимо от способа предоставления информации, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов) на ее проведение, а также получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок;

-         проверять у должностных лиц, граждан документы удостоверяющие их личность, во время проведения проверок по вопросам налогообложения;

-         вызывать должностных лиц и граждан для объяснений относительно источника получения доходов;

-         осуществлять проверку достоверности информации, полученной для занесения в Государственный реестр физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей. Периодичность таких проверок и обследований производственных, складских, торговых и других помещений устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.

-         органы государственной налоговой службы имеют право приглашать граждан, в том числе граждан-субъектов предпринимательской деятельности, для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов, иных платежей. Письменные сообщения о таких приглашениях направляются гражданам рекомендованными письмами, в которых указываются основания вызова, дата и время, на которое вызывается гражданин;

-         получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, от граждан-субъектов предпринимательской деятельности справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан о расчетных, валютных и других счетах, информацию о наличии и обороте средств на этих счетах, в том числе о не поступлениях в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности и иную информацию связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей, входить в любые информационные системы, для определения объекта налогообложения;

-         получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности - о суммах доходов, выплаченных физическими лицами, и полученных с них налогов, иных платежей, от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию, а также выдавать специальные разрешения (лицензии, патенты) на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, о выдаче таких разрешений субъектам предпринимательской деятельности, от органов внутренних дел - о гражданах прибывших для проживания в определенный населенный пункт либо выбывших из него, от органов регистрации актов гражданского состояния - об умерших гражданах;

-         получать бесплатно от таможенных органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и взимании при этом налогов, иных платежей, а также информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами, по форме, согласованной с Государственной налоговой администрацией Украины и от органов статистики - данные, необходимые для использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

-         обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан, если оно используется в качестве юридического адреса субъекта предпринимательской деятельности, а также для получения доходов. В случае отказа руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования указанных помещений и оборудования, непредставления документов о полученных доходах и расходах, органы государственной налоговой службы имеют право определять облагаемый налогом доход (прибыль) таких предприятий, учреждений, организаций и граждан, на основании документов свидетельствующих о полученных ими доходах (прибылях), а в отношении граждан - также с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

-         требовать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, контролировать их исполнение, а также пресекать действия, препятствующие осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;

-         прекращать операции плательщиков налогов, иных платежей на счетах в учреждениях банков, других финансово- кредитных учреждениях, за исключением операций по уплате налогов, иных платежей в случае:

ü     отказа в проведении документальной проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений используемых для получения доходов или связанных с содержанием других объектов налогообложения независимо от их местонахождения, оборудования, электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, весо-кассовых комплексов и средств штрихового кодирования;

ü     непредставления органам налоговой службы и их должностными лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), деклараций о валютных ценностях, отчетов о применении электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей;

ü     не предъявления свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов) на ее осуществление, сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем;

ü     нарушения предприятием, учреждением, организацией, гражданином-субъектом предпринимательской деятельности установленного законом порядка регистрации в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков;

ü     отсутствия учета объектов налогообложения или когда существует реальная угроза израсходован™ средств или отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является единственным средством возмещения ущерба, причиненного государству, в связи с неплатежеспособностью проверяемого юридического лица;

-         изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, иных платежей, и изымать у граждан-субъектов предпринимательской деятельности, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты) с последующей передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы;

-         применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

ü     однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, другого платежа;

ü     десяти процентов надлежащих к уплате сумм налогов за непредставление или несвоевременное представление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и иных документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей, а также за непредставление, либо несвоевременное представления учреждениям банков платежных поручений за уплату налогов, иных платежей;

-         применять к учреждениям банков или юридическим лицам, физическим лицам-субъектам предпринимательской деятельности, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках, финансовые санкции в виде взимания от 20 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Вышеуказанные санкции применяются в отношении налогов, других платежей, по которым установлено обязательное представление органам налоговой службы налоговых деклараций, расчетов. Решение о применении финансовых санкций принимается в срок не позднее 10 дней со дня составления акта проверки;

-         взимать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, иных платежей, суммы недоимки по налогам, иным платежам, а также суммы штрафов и других санкций, если эти платежи не уплачены добровольно в 10-дневный срок со дня принятия органом государственной налоговой службы соответствующего решения, с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности - в бесспорном порядке, а с граждан - по решению суда либо по исполнительным надписям нотариуса.

В случае несогласия субъекта налогообложения с решением налогового органа относительно бесспорного взыскания средств, такое взыскание может быть приостановлено на срок до 30 дней вышестоящим налоговым органом. Если жалоба субъекта налогообложения отклонена, вместе с налоговым обязательством взимается пеня, начисленная с момента возникновения такого налогового обязательства до момента его погашения;

-         предоставлять в пределах своих полномочий отсрочки и рассрочки уплаты налогов, иных платежей на условиях налогового кредита с учетом финансового положения налогоплательщиков;

-         за несвоевременное выполнение учреждениями банков, другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании налогов, иных платежей, а также поручений предприятий, учреждений, организаций и граждан об уплате налогов, иных платежей взимать с учреждений банков и других финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размерах, установленных законодательством относительно таких видов платежей;

-         налагать административные штрафы:

ü     на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций виновных в занижении суммы налога, другого платежа, сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с нарушениями установленного порядка, в не предоставлении, несвоевременном предоставлении или подаче по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений - от десяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки и др. Финансово-кредитные учреждения, не выполняющие перечисленные в пунктах 2-5 требований должностных органов государственной налоговой службы - от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан-субъектов предпринимательской деятельности, выплачивавших доходы, виновных в неудержании, неперечислении в бюджет сумм налогов на доходы физических лиц, перечислении налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), в несообщении либо несвоевременном сообщении государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан, - в размере трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении деклараций о доходах или во включении в декларации искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от 1 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, виновных в противодействиях должностным лицам органов налоговой службы, в частности в недопущении их в помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов - от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, осуществляющих продажу товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их действия, либо осуществляющих продажу товаров не указанных в декларациях, - от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные гражданином, который в течение года был подвергнут административному взысканию за одно из указанных правонарушений, от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

-         пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям не зависимо от форм собственности;

-         в случае выявления злоупотреблений во время проведения контроля за поступлением валютной выручки, проведением расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а также за соблюдением лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги, давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;

-         требовать от руководителей проверяемых предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. В необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы;

-         представлять информацию из Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей другим государственным органам в соответствии с действующим законодательством;

-         материально и морально поощрять граждан, оказывающих помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Государственная налоговая администрация Украины имеет право отменять решения других органов государственной налоговой службы, а государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городах Киева и Севастополя) - решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.

Должностные лица Государственной налоговой службы обязаны: соблюдать Конституцию Украины, законы и другие нормативные акты; права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; обеспечивать выполнение возложенных на них функций и в полной мере использовать предоставленные им права; хранить коммерческую и служебную тайну.

За невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностными лицами своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Ущерб, причиненный их неправомерными действиями подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета.

Должностным лицом государственной налоговой службы, может быть лицо, имеющее образование по специальности и отвечающее квалификационным требованиям, установленным Государственной налоговой администрацией Украины.

Принятому на работу должностному лицу, может быть установлен испытательный срок от 6 месяцев до одного года. На работу не могут быть приняты лица осужденные за совершение корыстных преступлений.

§ 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия

После установления Верховной Радой Украины уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, в составе криминальной милиции МВД Украины были созданы подразделения по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогообложения, на которые возлагались задачи оперативно-розыскными мероприятиями способствовать пополнению бюджета. Для осуществления этой работы Кабинетом Министров Украины в 1994 году МВД было выделено 4700 штатных единиц. Таким образом, деятельность органов налоговой службы и вышеуказанных подразделений МВД были направлены на выполнение сложных функций, однако в связи с тем, что они находились в подчинении различных ведомств Минфина и МВД - это негативно сказывалось на конечных результатах работы и их деятельность была недостаточно эффективна. Одним из недостатков в организации деятельности были их разобщенные действия.

Государственной налоговой службой в 1996 году было выявлено примерно 14 тысяч правонарушений с признаками уголовных, однако без надлежащей проведенной проверки только по 3045 материалам возбуждены уголовные дела.

Поэтому вхождение в органы государственной налоговой службы такой структуры как налоговая милиция позволит объединить их усилия в неразрывный процесс - от выявления нарушения налогового законодательства до принятия окончательного решения о направлении дела на рассмотрение суда.

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а также выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.

Система и структура налоговой милиции:

-         Главное управление налоговой милиции, в его структуру входят следственное управление налоговой милиции, управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;

-         Управление налоговой милиции, в него входят следственный отдел налоговой милиции, отдел по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

-         Отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных.

Налоговую милицию возглавляет начальник, который является Первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции, они же первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.

В соответствии с действующим законодательством перед налоговой милицией стоят следующие задачи:

1. Предупреждение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование, а также производство по делам об административных правонарушениях;

2. Розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей;

3. Предупреждение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;

4. Обеспечение безопасности деятельности работников государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Для выполнения возложенных задач, налоговой милиции предоставлены определенные полномочия. Так, налоговая милиция:

1. Принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;

2. Осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и предварительное следствие в пределах компетенции, принимает меры к возмещению нанесенных государству убытков;

3. Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры к их устранению;

4. Обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязанностей;

5. Предупреждает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;

6. Собирает, анализирует, обобщает информацию по нарушениям налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

Налоговая милиция в соответствии с действующим законодательством является органом дознания[1].

Ей предоставлено право производить дознание по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.

В структуру налоговой милиции входят следственные подразделения осуществляющие предварительное следствие по таким преступлениям, как сокрытие валютной выручки, уклонение от уплаты налогов, сборов и др. обязательных платежей совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо совершенные лицом ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

В случаях, когда во время расследования дел об указанных выше преступлениях будут установлены (выявлены) такие преступления, как: фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, обман заказчиков, фиктивное банкротство, злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, халатность, связанные со взяточничеством -предварительное следствие по ним должно вестись следователями налоговой милиции[2].

На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности возложенные на налоговую милицию. Граждане впервые зачисленные на службу, на должности начальствующего состава принимают присягу.

Лица начальствующего состава проходят службу в порядке, установленном Законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел и им присваиваются специальные звания[3].

Должностные лица налоговой милиции в пределах полномочий, самостоятельно принимают решения и несут за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную ответственность согласно дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другую предусмотренную законодательством ответственность[4].

В случае нарушения должностным или служебным лицом прав и законных интересов граждан, соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры к восстановлению этих прав, возмещению причиненного материального ущерба, по требованию гражданина публично извиниться.

Должностное или служебное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с предоставленными Законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственность за причиненный ущерб, такой ущерб компенсируется за счет государства.

Должностные или служебные лица, нарушившие требования закона либо ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, несут ответственность в установленном порядке. Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суде или прокуратуре.

Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты предусмотренные Законом Украины «О милиции»[5].

Контрольные вопросы

1.           Охарактеризуйте систему органов государственной налоговой службы.

2.           Изложите задачи стоящие перед органами государственной налоговой службы.

3.           Расскажите о функциях Государственной налоговой администрации Украины.

4.           Каковы основные права органов государственной налоговой службы?

5.           Опишите систему и структуру налоговой милиции.

6.           Раскройте основные задачи стоящие перед налоговой милицией.

7.           Каковы полномочия налоговой милиции?

8.           Определите нормативные акты обеспечивающие социальную и правовую защиту сотрудников налоговой милиции.



[1] Ст. 1 п. 2 Закона Украины «О внесении изменений в УПК Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с образованием налоговой милиции».

[2] Ст. 1 п. 4 Закона Украины «О внесении изменений и УПК Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с образованием налоговой милиции.

[3] См. Положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД» от 29.07.91 г.

[4] См. Ведомости Верховного Совета Украины, 1991 г. № 45.

[5] См. ст. 20-23 Закона Украины «О милиции».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77841. Порядок маркировки шасси и двигателя авто ЗИЛ-131, УРАЛ-4320, УАЗ-3151, КАМАЗ-4310, МТ-ЛБ, прицепы: 2ПН-4, 2ПН-2 1.51 MB
  Имеют маркировку и основные составные части изделия: корпус, двигатель, главная передача, промежуточный редуктор, бортовые передачи, торсионные валы, переговорное устройство, фильтр ФПТ-200М, подогреватель, отопитель, дифманометр-тягонапоромер, аккумуляторные батареи, реле-регулятор...
77842. Особенности празднования Масленицы 159 KB
  Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели.
77843. Средства и методы развития координационных способностей в спортивной тренировке 44.68 KB
  Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины...
77845. Назначение и устройство КПП автомобиля КАМАЗ. Восстановление корпуса КПП. Сборка КПП. Техника безопасности при восстановлении и сборке. Пожарная безопасность на АЗС. Площадка слива автоцистерн 271.63 KB
  Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента скорости и направления движения автомобиля.
77846. Феноменология Гуссерля Эдмунда 58.5 KB
  Гуссерль предполагал что сознание всегда к чему-либо направлено и оно несет в себе идеал. Но речь то идет о нашем сознании о том знаем ли мы что такое наше сознание можем ли мы понять другого человека наделенного таким же сознанием или не таким...
77847. Социально-философский смысл евразийства 191.5 KB
  Славянофилы ставшие основоположниками теории локальных цивилизаций в России старались возродить религиозную философию истории и на ее теоретической основе создать образ России единственной после Византии цивилизации усвоившей высшую религию –- христианство в наиболее...
77848. Тепловые машины 148.5 KB
  Настоящая история паровых машин начинается лишь в 17 веке. Одним из первых, кто создал действующий прообраз паровой машины, был Дени Папен. Паровая машина Папена, была фактически лишь набросками, моделью. Он так и не сумел создать настоящую паровую машину, которая могла бы использоваться на производстве.