79959

Система, задачи и функции государственной налоговой службы

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Система задачи и функции государственной налоговой службы Развитие экономических отношений отличных от ранее существовавших вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция. Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные на два и больше...

Русский

2015-02-15

130 KB

0 чел.

§ 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы

Развитие экономических отношений, отличных от ранее существовавших, вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений, ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. Этому, в первую очередь способствовало многократное увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности - налогоплательщиков (юридических лиц - с 239 тыс. в 1991 году, до 620 тыс. в 1996 году, частных предпринимателей с 128 тыс. до 874 тыс. соответственно), которые различными способами уклоняются от уплаты налогов. Об этом свидетельствует и рост дополнительно начисленных для оплаты в бюджет укрытых налогов, сборов, иных обязательных платежей с 20 тыс. гривен в 1991 году, до 2 млрд. 846 млн. гривен в 1996 году, а недоплата за это время выросла с 15 до 46% от начисленных сумм и составляет около 1,3 млрд. гривен. В розыске находится примерно 30 тыс. злостных неплательщиков налогов.

Для борьбы с вышеуказанными и другими правонарушениями в Украине создана и действует государственная налоговая служба в систему которой входит:

-         -государственная налоговая администрация Украины;

-         -государственная налоговая администрация в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

-         -государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция.

Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные (на два и больше районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции. В государственных налоговых администрациях образуются коллегии, которые являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления их деятельности.

Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, ей подчинены государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах, в городах, а также межрайонные и объединенные подчиняются соответствующим государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе.

Государственную налоговую службу возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Заместители Председателя Государственной налоговой администрации Украины назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городов Киеве и Севастополе возглавляют Председатели, которые назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах, а также межрайонные и объединенные возглавляют начальники, назначаемые и освобождаемые от должности Председателем Государственной налоговой администрации Украины по представлению председателей соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Начальники управлений налоговой милиции назначаются на должность Председателем Государственной налоговой администрации Украины.

Задачи стоящие перед органами государственной налоговой службой многогранны, основными из них являются:

-         осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также налоговых доходов, установленные законодательством (далее - налоги, иные платежи);

-         внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;

-         принятие, в случаях предусмотренных Законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

-         формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и иных обязательных платежей, а также Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;

-         предотвращение преступлений и других правонарушений отнесенных Законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях[1].

Органы государственной налоговой службы координируют свою деятельность с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами Службы безопасности Украины, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственной таможенной и контрольно-ревизионной службами, иными контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.

Государственная налоговая администрация Украины осуществляет следующие функции:

Выполняет непосредственно, а также организует работу государственных налоговых администраций и инспекций, связанную с:

а) осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, иных платежах, валютных операциях, порядком расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работу, услуги, а также контроля за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов и иных специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

б) осуществлением контроля за соблюдением исполкомами сельских и поселковых Советов порядка принятия и учета налогов, иных платежей от налогоплательщиков, своевременностью и полнотой перечисления этих сумм в бюджет;

в) учетом плательщиков налогов, иных платежей;

г) выявлением и ведением учета поступлений налогов, иных платежей;

-         издает в случаях, предусмотренных Законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

-         утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица - плательщика налогов и иных обязательных платежей, форму сообщения об открытии либо закрытии юридическими лицами, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы;

-         разъясняет через средства массовой информации порядок применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах, иных платежах и организует проведение этой работы органами государственной налоговой службы;

-         осуществляет меры по подбору, расстановке, профессиональной подготовке и переподготовке кадров государственной налоговой службы;

-         оказывает органам государственной налоговой службы методическую и практическую помощь в организации работы, проводит обследование и проверку ее состояния;

-         организует работу по созданию информационной системы автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы органов государственной налоговой службы;

-         разрабатывает основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового законодательства;

-         при выявлении фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью;

-         передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

-         представляет Министерству Финансов и Главному управлению государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         вносит предложения и разрабатывает проекты международных договоров относительно налогообложения; выполняет в пределах, определенных законодательством, международные договора по вопросам налогообложения;

-         предоставляет физическим лицам - плательщикам налогов и иных обязательных платежей идентификационные номера и направляет в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, либо по месту получения им доходов или его местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером, а также ведет Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         прогнозирует, анализирует поступление налогов, иных платежей, источники налоговых поступлений, изучает воздействие макроэкономических показателей и налогового законодательства на поступление налогов, иных платежей, разрабатывает предложения по их увеличению и уменьшению бюджетных потерь;

-         обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организует работу, связанную с осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

-         вносит в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

-         организует в порядке своих полномочий, работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой службы.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) выполняют функции аналогичные функциям Государственной налоговой администрации Украины, за исключением, они не имеют права:

-         издавать в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

-         утверждать формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица-плательщика налогов и иных обязательных платежей, форму сообщения об открытии либо закрытии юридическими лицами, физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы;

-         разрабатывать основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового и валютного законодательства;

-         представлять Министерству финансов и Главному Управлению Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         вносить предложения и разрабатывать проекты международных договоров относительно налогообложения, выполнять в пределах, определенных законодательством, международные договора по вопросам налогообложения;

-         предоставлять физическим лицам, - плательщикам налогов и иных обязательных платежей идентификационные номера и направлять в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, либо по месту получения им доходов, или по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером, а также вести Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

-         вносить в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

-         обеспечивать изготовление марок акцизного сбора.

В случае, если вышеуказанные органы государственной налоговой службы, непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, иных платежей, они осуществляют в отношении этих плательщиков такие же функции, как и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, а также межрайонные и объединенные.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районные в городах, межрайонные и объединенные выполняют следующие функции:

-         осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и иных платежах;

-         обеспечивают учет плательщиков налогов, иных платежей, правильность исчисления и своевременность поступления этих налогов, платежей, а также осуществляют регистрацию физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей;

-         контролируют своевременность подачи налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов связанных с исчислением налогов, иных платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов и иных платежей;

-         осуществляют, в пределах своих полномочий, контроль за законностью валютных операций, соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями с, использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, товарно-кассовых книг, лимитов наличных средств в кассах и их использованием для расчетов за товары, работу и услуги, а также за наличием свидетельств о государств венной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, иных специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

-         ведут учет векселей, выдаваемых субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях и ежемесячно представляют информацию об этом местным органам государственной статистики; выдают субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку оплаты (погашения) векселей по указанным операциям;

-         обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных законодательными актами Украины за нарушения налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

-         анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений налогового законодательства;

-         осуществляют проверку фактов сокрытия и занижения сумм налогов, иных платежей;

-         по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводят проверки своевременности подачи и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей;

-         передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не входит в компетенцию налоговой милиции;

-         подают в суды и арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в иных случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества;

-         осуществляют работу, связанную с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву управления к государству, сокровищ и конфискованного имущества;

-         контролируют соблюдение исполкомами сельских и поселковых Советов порядка принятия и учета налогов, иных платежей от налогоплательщиков, своевременность и полноту перечисления этих сумм в бюджет;

-         рассматривают обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения, в пределах своих полномочий, по вопросам валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций;

-         представляют соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчет о поступлении налогов, иных платежей;

-         осуществляют контроль за наличием марок акцизного сбора на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

-         разъясняют через средства массовой информации порядок применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах, других платежах;

-         организуют в пределах своих полномочий, работу по обеспечению охраны государственной тайны. Выполняют также иные функции, связанные с осуществлением соответствующими подразделениями налоговой милиции полномочий.

[1] Ст. 2 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

§ 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы

В целях выполнения поставленных задач, органы государственной налоговой службы наделены широкими правами. Так, они имеют право:

-         проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и у граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, и иных документов независимо от способа предоставления информации, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов) на ее проведение, а также получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок;

-         проверять у должностных лиц, граждан документы удостоверяющие их личность, во время проведения проверок по вопросам налогообложения;

-         вызывать должностных лиц и граждан для объяснений относительно источника получения доходов;

-         осуществлять проверку достоверности информации, полученной для занесения в Государственный реестр физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей. Периодичность таких проверок и обследований производственных, складских, торговых и других помещений устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.

-         органы государственной налоговой службы имеют право приглашать граждан, в том числе граждан-субъектов предпринимательской деятельности, для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов, иных платежей. Письменные сообщения о таких приглашениях направляются гражданам рекомендованными письмами, в которых указываются основания вызова, дата и время, на которое вызывается гражданин;

-         получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, от граждан-субъектов предпринимательской деятельности справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан о расчетных, валютных и других счетах, информацию о наличии и обороте средств на этих счетах, в том числе о не поступлениях в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности и иную информацию связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей, входить в любые информационные системы, для определения объекта налогообложения;

-         получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности - о суммах доходов, выплаченных физическими лицами, и полученных с них налогов, иных платежей, от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию, а также выдавать специальные разрешения (лицензии, патенты) на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, о выдаче таких разрешений субъектам предпринимательской деятельности, от органов внутренних дел - о гражданах прибывших для проживания в определенный населенный пункт либо выбывших из него, от органов регистрации актов гражданского состояния - об умерших гражданах;

-         получать бесплатно от таможенных органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и взимании при этом налогов, иных платежей, а также информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами, по форме, согласованной с Государственной налоговой администрацией Украины и от органов статистики - данные, необходимые для использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

-         обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан, если оно используется в качестве юридического адреса субъекта предпринимательской деятельности, а также для получения доходов. В случае отказа руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования указанных помещений и оборудования, непредставления документов о полученных доходах и расходах, органы государственной налоговой службы имеют право определять облагаемый налогом доход (прибыль) таких предприятий, учреждений, организаций и граждан, на основании документов свидетельствующих о полученных ими доходах (прибылях), а в отношении граждан - также с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

-         требовать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, контролировать их исполнение, а также пресекать действия, препятствующие осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;

-         прекращать операции плательщиков налогов, иных платежей на счетах в учреждениях банков, других финансово- кредитных учреждениях, за исключением операций по уплате налогов, иных платежей в случае:

ü     отказа в проведении документальной проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений используемых для получения доходов или связанных с содержанием других объектов налогообложения независимо от их местонахождения, оборудования, электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, весо-кассовых комплексов и средств штрихового кодирования;

ü     непредставления органам налоговой службы и их должностными лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), деклараций о валютных ценностях, отчетов о применении электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей;

ü     не предъявления свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов) на ее осуществление, сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем;

ü     нарушения предприятием, учреждением, организацией, гражданином-субъектом предпринимательской деятельности установленного законом порядка регистрации в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков;

ü     отсутствия учета объектов налогообложения или когда существует реальная угроза израсходован™ средств или отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является единственным средством возмещения ущерба, причиненного государству, в связи с неплатежеспособностью проверяемого юридического лица;

-         изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, иных платежей, и изымать у граждан-субъектов предпринимательской деятельности, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты) с последующей передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы;

-         применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

ü     однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, другого платежа;

ü     десяти процентов надлежащих к уплате сумм налогов за непредставление или несвоевременное представление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и иных документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей, а также за непредставление, либо несвоевременное представления учреждениям банков платежных поручений за уплату налогов, иных платежей;

-         применять к учреждениям банков или юридическим лицам, физическим лицам-субъектам предпринимательской деятельности, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках, финансовые санкции в виде взимания от 20 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Вышеуказанные санкции применяются в отношении налогов, других платежей, по которым установлено обязательное представление органам налоговой службы налоговых деклараций, расчетов. Решение о применении финансовых санкций принимается в срок не позднее 10 дней со дня составления акта проверки;

-         взимать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, иных платежей, суммы недоимки по налогам, иным платежам, а также суммы штрафов и других санкций, если эти платежи не уплачены добровольно в 10-дневный срок со дня принятия органом государственной налоговой службы соответствующего решения, с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности - в бесспорном порядке, а с граждан - по решению суда либо по исполнительным надписям нотариуса.

В случае несогласия субъекта налогообложения с решением налогового органа относительно бесспорного взыскания средств, такое взыскание может быть приостановлено на срок до 30 дней вышестоящим налоговым органом. Если жалоба субъекта налогообложения отклонена, вместе с налоговым обязательством взимается пеня, начисленная с момента возникновения такого налогового обязательства до момента его погашения;

-         предоставлять в пределах своих полномочий отсрочки и рассрочки уплаты налогов, иных платежей на условиях налогового кредита с учетом финансового положения налогоплательщиков;

-         за несвоевременное выполнение учреждениями банков, другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании налогов, иных платежей, а также поручений предприятий, учреждений, организаций и граждан об уплате налогов, иных платежей взимать с учреждений банков и других финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размерах, установленных законодательством относительно таких видов платежей;

-         налагать административные штрафы:

ü     на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций виновных в занижении суммы налога, другого платежа, сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с нарушениями установленного порядка, в не предоставлении, несвоевременном предоставлении или подаче по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений - от десяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки и др. Финансово-кредитные учреждения, не выполняющие перечисленные в пунктах 2-5 требований должностных органов государственной налоговой службы - от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан-субъектов предпринимательской деятельности, выплачивавших доходы, виновных в неудержании, неперечислении в бюджет сумм налогов на доходы физических лиц, перечислении налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), в несообщении либо несвоевременном сообщении государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан, - в размере трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении деклараций о доходах или во включении в декларации искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от 1 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, виновных в противодействиях должностным лицам органов налоговой службы, в частности в недопущении их в помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов - от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан;

ü     на граждан, осуществляющих продажу товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их действия, либо осуществляющих продажу товаров не указанных в декларациях, - от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные гражданином, который в течение года был подвергнут административному взысканию за одно из указанных правонарушений, от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

-         пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям не зависимо от форм собственности;

-         в случае выявления злоупотреблений во время проведения контроля за поступлением валютной выручки, проведением расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а также за соблюдением лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги, давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;

-         требовать от руководителей проверяемых предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. В необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы;

-         представлять информацию из Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей другим государственным органам в соответствии с действующим законодательством;

-         материально и морально поощрять граждан, оказывающих помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Государственная налоговая администрация Украины имеет право отменять решения других органов государственной налоговой службы, а государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городах Киева и Севастополя) - решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.

Должностные лица Государственной налоговой службы обязаны: соблюдать Конституцию Украины, законы и другие нормативные акты; права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; обеспечивать выполнение возложенных на них функций и в полной мере использовать предоставленные им права; хранить коммерческую и служебную тайну.

За невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностными лицами своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Ущерб, причиненный их неправомерными действиями подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета.

Должностным лицом государственной налоговой службы, может быть лицо, имеющее образование по специальности и отвечающее квалификационным требованиям, установленным Государственной налоговой администрацией Украины.

Принятому на работу должностному лицу, может быть установлен испытательный срок от 6 месяцев до одного года. На работу не могут быть приняты лица осужденные за совершение корыстных преступлений.

§ 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия

После установления Верховной Радой Украины уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, в составе криминальной милиции МВД Украины были созданы подразделения по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогообложения, на которые возлагались задачи оперативно-розыскными мероприятиями способствовать пополнению бюджета. Для осуществления этой работы Кабинетом Министров Украины в 1994 году МВД было выделено 4700 штатных единиц. Таким образом, деятельность органов налоговой службы и вышеуказанных подразделений МВД были направлены на выполнение сложных функций, однако в связи с тем, что они находились в подчинении различных ведомств Минфина и МВД - это негативно сказывалось на конечных результатах работы и их деятельность была недостаточно эффективна. Одним из недостатков в организации деятельности были их разобщенные действия.

Государственной налоговой службой в 1996 году было выявлено примерно 14 тысяч правонарушений с признаками уголовных, однако без надлежащей проведенной проверки только по 3045 материалам возбуждены уголовные дела.

Поэтому вхождение в органы государственной налоговой службы такой структуры как налоговая милиция позволит объединить их усилия в неразрывный процесс - от выявления нарушения налогового законодательства до принятия окончательного решения о направлении дела на рассмотрение суда.

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а также выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.

Система и структура налоговой милиции:

-         Главное управление налоговой милиции, в его структуру входят следственное управление налоговой милиции, управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;

-         Управление налоговой милиции, в него входят следственный отдел налоговой милиции, отдел по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

-         Отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных.

Налоговую милицию возглавляет начальник, который является Первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции, они же первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.

В соответствии с действующим законодательством перед налоговой милицией стоят следующие задачи:

1. Предупреждение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование, а также производство по делам об административных правонарушениях;

2. Розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей;

3. Предупреждение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;

4. Обеспечение безопасности деятельности работников государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Для выполнения возложенных задач, налоговой милиции предоставлены определенные полномочия. Так, налоговая милиция:

1. Принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;

2. Осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и предварительное следствие в пределах компетенции, принимает меры к возмещению нанесенных государству убытков;

3. Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры к их устранению;

4. Обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязанностей;

5. Предупреждает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;

6. Собирает, анализирует, обобщает информацию по нарушениям налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

Налоговая милиция в соответствии с действующим законодательством является органом дознания[1].

Ей предоставлено право производить дознание по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.

В структуру налоговой милиции входят следственные подразделения осуществляющие предварительное следствие по таким преступлениям, как сокрытие валютной выручки, уклонение от уплаты налогов, сборов и др. обязательных платежей совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо совершенные лицом ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

В случаях, когда во время расследования дел об указанных выше преступлениях будут установлены (выявлены) такие преступления, как: фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, обман заказчиков, фиктивное банкротство, злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, халатность, связанные со взяточничеством -предварительное следствие по ним должно вестись следователями налоговой милиции[2].

На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности возложенные на налоговую милицию. Граждане впервые зачисленные на службу, на должности начальствующего состава принимают присягу.

Лица начальствующего состава проходят службу в порядке, установленном Законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел и им присваиваются специальные звания[3].

Должностные лица налоговой милиции в пределах полномочий, самостоятельно принимают решения и несут за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную ответственность согласно дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другую предусмотренную законодательством ответственность[4].

В случае нарушения должностным или служебным лицом прав и законных интересов граждан, соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры к восстановлению этих прав, возмещению причиненного материального ущерба, по требованию гражданина публично извиниться.

Должностное или служебное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с предоставленными Законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственность за причиненный ущерб, такой ущерб компенсируется за счет государства.

Должностные или служебные лица, нарушившие требования закона либо ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, несут ответственность в установленном порядке. Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суде или прокуратуре.

Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты предусмотренные Законом Украины «О милиции»[5].

Контрольные вопросы

1.           Охарактеризуйте систему органов государственной налоговой службы.

2.           Изложите задачи стоящие перед органами государственной налоговой службы.

3.           Расскажите о функциях Государственной налоговой администрации Украины.

4.           Каковы основные права органов государственной налоговой службы?

5.           Опишите систему и структуру налоговой милиции.

6.           Раскройте основные задачи стоящие перед налоговой милицией.

7.           Каковы полномочия налоговой милиции?

8.           Определите нормативные акты обеспечивающие социальную и правовую защиту сотрудников налоговой милиции.



[1] Ст. 1 п. 2 Закона Украины «О внесении изменений в УПК Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с образованием налоговой милиции».

[2] Ст. 1 п. 4 Закона Украины «О внесении изменений и УПК Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с образованием налоговой милиции.

[3] См. Положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД» от 29.07.91 г.

[4] См. Ведомости Верховного Совета Украины, 1991 г. № 45.

[5] См. ст. 20-23 Закона Украины «О милиции».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25318. Ретикулярная формация ствола мозга 40 KB
  Дейтерс впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия назвал ее сетчатой или ретикулярной формацией. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна идущие от них к коре образуют так называемые неспецифические пути. Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков...
25319. Мозжечок 56.5 KB
  Полушария мозжечка делят па переднюю долю и заднюю долю; последнюю разделяют еще на две части. Филогенетически наиболее молодым образованием мозжечка является передняя часть задней доли новый мозжечок; она достигает максимального развития у человека и высших обезьян. Верхняя поверхность полушарий мозжечка состоит из серого вещества толщиной от 1 до 25 мм называемого корой мозжечка. В белом веществе мозжечка составляющем основную его массу находятся скопления серого вещества ядра мозжечка.
25320. Промежуточный мозг и подкорковые ядра 54 KB
  Функционально все ядра таламуса делят на две большие группы специфические и неспецифические. Специфические ядра таламуса имеют прямые связи с определенными участками коры больших полушарий. Неспецифические же ядра в большинстве случаев передают сигналы в подкорковые ядра от которых импульсы поступают одновременно в разные отделы коры.
25321. Кора больших полушарий головного мозга 27.5 KB
  Ритмы электроэнцефалограммы. Альфаритм это ритмические колебания потенциала почти синусоидальной формы частотой 8 13 в секунду с амплитудой до 50 мкв. Альфаритм отчетливо выражен если испытуемый человек находится в условиях физического и умственного покоя лежа или сидя в удобном кресле с расслабленной мускулатурой и закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражений. Многие исследователи считают что существует две области коры в которых альфаритм имеет наибольшую амплитуду и характеризуется большим постоянством: одна из них...
25322. Физиологическое значение коры больших полушарий 30 KB
  Пирамидные нейроны осуществляют эфферентную функцию коры преимущественно через пирамидный тракт и внутрикорковые процессы взаимодействия между удаленными друг от друга нейронами. Наиболее крупные пирамидные клетки гигантские пирамиды Беца находятся в передней центральной извилине моторной зоне коры. Функциональной единицей коры является вертикальная колонка взаимосвязанных нейронов.
25323. Структурно-функциональные особенности вегетативной НС 31 KB
  Вегетативной нервной системой называют совокупность эфферентных нервных клеток спинного и головного мозга а также клеток особых узлов ганглиев иннервирующих внутренние органы. Эфферентные пути симпатической нервной системы начинаются в грудном и поясничном отделах спинного мозга от нейронов его боковых рогов. Эфферентные пути парасимпатической нервной системы начинаются в головном мозге от некоторых ядер среднего и продолговатого мозга и в спинном мозге от нейронов крестцового отдел а. ФУНКЦИИ СИМПАТИЧЕСКОЙ НС С участием симпатической...
25324. Механизм образования и значение условных рефлексов 37 KB
  запах мяса для слюнного рефлекса и искусственные на посторонние сигналы например запах мяты; 2 наличные и следовые на условный сигнал непосредственно предшествующий безусловному подкреплению и на его следовое влияние; положительные с активным проявлением ответной реакции и отрицательные с ее торможением; 4 условные рефлексы на время при ритмической подаче условных сигналов ответная реакция появляется через заданный интервал даже при отсутствии очередного сигнала; 5 условные рефлексы первого порядка на один предшествующий...
25325. Высшая нервная деятельность 31 KB
  Синтетическая деятельность коры полушарий большого мозга обеспечивает объединение сигналов поступающих от различных анализаторов от органов чувств от функциональных центров нервной системы. Такая синтетическая деятельность мозга человека возможна благодаря многочисленным и разнообразным ассоциативным связям между различными отделами центральной нервной системы. Типы нервной системы Нервные реакции в организме у разных людей отличаются по силе подвижности и уравновешенности. На основании этих трех признаков в первую очередь силы нервных...
25326. Первая и вторая сигнальные системы 44 KB
  И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма если только различные раздражения экстеро или интерорецепторов сочетаются с какимилибо раздражениями вызывающими безусловные или условные рефлексы. И у человека при соответствующих условиях возникает внешнее безусловное или внутреннее условное торможение. И у человека наблюдается иррадиация и концентрация возбуждения и торможения индукция динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторной...