79960

Предмет и система курса «Организация судебных и правоохранительных органов»

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Это нашло свое отражение в Конституции Украины согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Именно второй подход получил свое нормативное закрепление в Законе Украины О государственной защите работников суда и правоохранительных органов едином нормативном акте где содержится перечень правоохранительных органов к которым рядом с органами прокуратуры внутренних дел Службы безопасности Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины таможенными охраны...

Русский

2015-02-15

137 KB

4 чел.

PAGE  16

М.1. Основні поняття, предмет, система, та джерела навчальної дисципліни «Організація судових та правоохоронних органів»

Лекционное занятие к М. 1.1

Предмет и система курса «Организация судебных

и правоохранительных органов»

Учебные вопросы:

1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы

2. Предмет и система учебной дисциплины ”Организация судебных и правоохранительных органов”

3. Источники учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов»

Литература:

Организация судебных и правоохранительных органов: учебник для студентов юрид. специальностей высших учебных учреждений/ И.Е. Марочкин, Н.В. Сибилёва, В.П. Тихий и др. Под общ. ред. И.Е. Марочкина, Н.В. Сибилёвой. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 528 с.

1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы

Функции государства относительно общества - это основные направления его деятельности, нацеленной на решение общих дел всех субъектов общества.

Перед каждым государством независимо от исторического этапа ее развития всегда стоит одно из основных задач: обеспечение свободы, безопасности и собственности (правовая функция).

Назначением права является регулирование и охрана общественного отношения. Охранительная функция правая - это обусловленный социальным назначением направление правового влияния, нацеленное на охрану общезначимого, важнейшего общественного отношения, их неприкосновенность.

Охранительную функцию права реализует охранительная (правоохранительная) деятельность государства. Если охранительная функция права связана с охраной существующего общественного отношения, то охранительная деятельность государства нацелена на охрану самого права, так как без такой охраны право не способное эффективно функционировать.

Итак, право предохраняет общественное отношение и именно этим образовывает юридические основания для правоохранительной деятельности государства, функционирование ее правоохранительной системы. Это нашло свое отражение в Конституции Украины, согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является обязанностью государства (ч. 2 ст. 3).

Правоохранительная система - это совокупность государственно-правовых средств, методов, гарантий, которые обеспечивают защищенность лица от противоправных нарушений. Она состоит из двух подсистем предохраню вальных правовых норм и правоохранительных органов, учреждений, организаций. Целью правоохранительной системы является охрана прав, свобод и интересов лица. Государство устанавливает систему юридических норм, которые регулируют наиболее значащие отношения между людьми, и она также образовывает систему органов (или регулирует порядок образования других организаций и учреждений), предназначенных для охраны указанных норм от нарушений. Охрана права от посягательств (правоохранительная деятельность) − конституционной обязанностью всех государственных институтов.

По смыслу правоохранительную деятельность разделяют на два вида: правоохранительная деятельность в широком и в узком понимании этого словосочетания.

Содержанием правоохранительной деятельности в широком понимании есть охрана права от посягательств. В этом смысле каждый орган государства занимается правоохранительной деятельностью в пределах своей компетенции.

Правоохранительная деятельность в узком понимании - это специализированная деятельность по правовой охране общественного отношения, которой занимаются специально-образованные для этого органы государства - правоохранительные органы.

Срок „правоохранительные органы” вошел сначала в общественно-политический, а потом - и к научному обращению свыше пятидесяти лет тому. Но и до сих пор в науке не существует четких критериев определения системы правоохранительных органов, которая бы была общепризнанной.

Среди всего разнообразие позиций выделяются две, которые составляют принципиально разные подходы.

Соответственно первому подходу правоохранительная функция государства сосредоточена на выполнении задач по обеспечению законности и правопорядка, на борьбе с преступностью, коррупцией и другими правонарушениями. Поэтому к правоохранительным органам следует относить те, которые занимаются обеспечением законности, общественного порядка, общественной безопасности. Средствами выполнения этой функции есть выявление, прекращение преступлений, установление и изобличение виновных, сохранение невиновных от необоснованного подозрения и обвинение. К этим средствам также относят предотвращение и профилактику правонарушений путем целенаправленного влияния на криминогенные факторы с целью их устранения, ослабление и нейтрализации.

Однако такая позиция ограничивает систему правоохранительных органов лишь теми, которые занимаются борьбой с преступностью и другими правонарушениями и их профилактикой. Недаром приверженцами этого подхода такая система названа „силовые правоохранительные органы” (адаптация американского срока „Law enforcing agencies” - органы, которые силой обеспечивают выполнение закона).

Второй подход расширяет перечень правоохранительных органов, включая к ним все органы, которые определенной мерой занимаются обеспечением правопорядка, поддержанием общественного порядка, контролем за проведением массовых мероприятий, обеспечением охраны высших должностных лиц и т.п..

Оба подхода нельзя считать научно обоснованными, поскольку первый из них ограничивает содержание" правоохранительной деятельности борьбой с преступностью, второй используется для признания неоправданно широкого круга органов правоохранительными. Именно второй подход получил свое нормативное закрепление в Законе Украины „О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» - едином нормативном акте, где содержится перечень правоохранительных органов, к которым рядом с органами прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, таможенными, охраны государственной границы, государственной налоговой службы, выполнение наказаний отнесены также органы государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны и другие государственные органы, которые осуществляют право применимые и правоохранительные функции. При этом по закону этот перечень не является исчерпывающим.

По действующим законодательствам полномочиями из выполнение правоохранительной функции в нашем государстве наделено свыше тридцати органов. К ним следует прибавить должностных лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и перечне которых тоже преувеличивает тридцать.

Такая неопределенность отрицательно влияет не только на применение Закона „О государственной защите работников суда и правоохранительных органов”, а и на эффективность применения норм криминального законодательства, которое предусматривает ответственность за совершение преступления работниками правоохранительного органа (например, ч. 3 ст. 364 Уголовного кодекса Украины).

3аконодательство еще должно совершенствоваться в направлении уточнения содержания понятия „правоохранительные органы” а в науке для их определения используются такие критерии как содержание правоохранительной деятельности и ее объем.

Это нуждается в определении, которым признакам должны отвечать та или другая правоохранительная деятельность и который ее содержание.

Содержанием правоохранительной деятельности в узком понимании:

а) надзор за выполнением правовых требований;

б) исследование обстоятельств действий, которые имеют признака неправомерности;

в) решение по сути дел о нарушении права;

г) реализация принятых решений.

Но для систематизации правоохранительных органов указанного критерия недостаточно. Необходимо применять и другие критерии, например:

- объемы специализацию правоохранительной деятельности в структуре функционального назначения государственного органа;

- метод право охраны.

Содержание и цель (назначение) правоохранительной деятельности в сфере исполнительной власти имеют определенные отличия от деятельности в сфере функционирования судебной власти.

Назначением правоохранительной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, является обеспечение соответствия деятельности субъектов права юридическим предписаниям, их правомерности, а в случае установления правонарушения - употребление соответствующих мероприятий с тем, чтобы возобновить возбужденный правопорядок. Естественным дополнением этого назначения является создание условий, которые предупреждали бы правонарушение, делали невозможным нарушение правопорядка. Содержанием правоохранительной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти − надзор (контроль) за выполнением правовых требований; установление нарушений; исследование обстоятельств действия, которые имеют признака неправомерности; формулирование предыдущих выводов относительно доказанности вины лица в правонарушении. В зависимости от характера правонарушения специально уполномоченный орган может сам осуществлять юрисдикционные полномочия, направить дело другому органа или в суд. Все уголовные дела и в случаях, предусмотренных законом, дела об административных правонарушениях всегда направляются к суду.

Правоохранительная функция, которая реализуется судебной властью, имеет целью защита на началах верховенства права гарантированных Конституцией и законами Украины прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Содержанием правоохранительной деятельности, которая реализуется судебной властью, является осуществление правосудия, т.е. решение социального конфликта правового характера в форме гражданского, хозяйственного, административного, криминального, а также конституционного судопроизводства.

Совместно с государственными органами правовой охраной занимаются и другие учреждения, которые хотя и не имеют признаков государственного органа, выполняют важную государственную функцию охраны прав, свобод и законных интересов лица. Речь идет об адвокатурах и нотариате.

Правоохранительные органы отличаются от других государственных органов. Они также отличаются и от других учреждений и организаций, которые осуществляют правоохранительную деятельность, но при этом не являются государственными органами. Для того, чтобы определенный государственный орган был отнесен к правоохранительному, он должны отвечать ряду признаков.

Во-первых, правоохранительный орган - это государственный орган, специально созданный для охраны норм права от любых нарушений. Это означает, что он:

  •  наделенный определенной организационной отделенностью и самостоятельностью;
  •  имеет необходимую организационно-правовую структуру и средства для выполнения положенных функций;
  •  состоит из государственных служащих, деятельность которых имеет профессиональный характер.

Во-вторых, организация и деятельность правоохранительного органа регламентируется специальным законодательным актом (или рядом актов).

В-третьих, правоохранительный орган осуществляет свои полномочия не произвольно, а с соблюдением установленных законом процедур (процессуальная форма деятельности).

В-четвертых, правоохранительный орган наделен государственно властными полномочиями, т.е. его деятельность имеет властный характер, который оказывается в правые издания юридических актов, которые тянут юридические следствия, а его законные и обоснованные решения есть обязательными для выполнения на всей территории государства.

И, в-пятых, правоохранительный орган наделяется полномочиями из применение определенных мероприятий юридического влияния. Использование всей совокупности обозначенных критериев разрешает классифицировать правоохранительную систему таким образом:

- суды;

- прокуратура;

- органы досудового следствия;

- органы исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в той или другой сфере правоохранительной деятельности: Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Служба безопасности Украины, государственная исполнительная служба;

- адвокатуры;

- нотариат.

Итак, систему правоохранительных органов образовывают органы, которые осуществляют правоохранительную функцию в узком понимании, и эта деятельность для указанных органов является доминирующей или единой.

Правоохранительная деятельность, которая осуществляется тем или другим органом, не однородна по своему смыслу.

Наоборот, она  очень разнообразна, поскольку указанные органы и учреждения хотя и решают одно конституционная задача - защита прав, свобод и законных интересов лица, - реализуют его разными средствами.

Можно выделить  такие виды правоохранительной деятельности:

- правосудие (в т.ч. судебный контроль);

- изобличение и расследование преступлений;

- прокурорский надзор, поддержание государственного обвинения в суде, представительство интересов гражданина или государства;

- предоставление юридической помощи.

Соотношение и распределение разных видов правоохранительной деятельности внутри правоохранительной системы можно представить в виде таблицы:

Вид

деятельности

Орган

Организационное расположение

1

2

3

4

1.

Правосудие

Суды общей

юрисдикции

Конституционный

Суд Украины

Судебная система Украины

2.

Изобличение и

расследование преступлений

Органы дознания

Органы досудового следствия

Министерство внутренних

дел, Государственная налоговая

администрация, Служба безопасности

Украины, Министерство обороны

Украины, Министерство с

чрезвычайных ситуаций,

Департамент выполнения

наказаний (Мінюст), Таможенная

служба, Пограничная служба

Прокуратура, Министерство

внутренних дел, Служба

безопасности, Государственная налоговая

служба

Прокурорский надзор

Прокуратура

Прокуратура Украины

4

Поддержание

государственного

обвинение

Прокуратура

Прокуратура Украины

5.

Представительство

интересов

гражданина

и государства

Прокуратура

Прокуратура Украины

6.

Предоставление

юридической

помощи

Адвокатуры

Нотариат

Адвокатские объединения

разных форм, адвокатские

бюро, адвокаты

Государственный нотариус (Мінюст)

Частный нотариус

7.

Выполнение

судебных

решений

Государственная исполнительная служба

Министерство юстиции

Все пересчитанные направления правоохранительной деятельности взаимосвязанные и дополняют друг друга. Так, во время расследования уголовного дела одновременно могут реализовываться несколько видов правоохранительной деятельности: следователь производит, собственно, расследование дела, прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов органом, который осуществляет досудовое следствие, адвокат обеспечивает защита обвиненного или представляет интересы пострадавшего, а суд рассматривает жалобы на действии и решение следователя или прокурора или постановляет решение, в котором разрешает провести обыск или избрать меру предупредительной меры - взятие под стражу.

Если дело уже рассматривается в суде, то прокурор поддерживает государственное обвинение относительно определенного лица (подсудного), адвокат осуществляет ее защита или представляет интересы пострадавшего, а суд на основании рассмотрения дела решает ее, т.е. осуществляет правосудие.

Между всех видов правоохранительной деятельности приоритетное значение имеет правосудие - способ решения социально значащих конфликтов правового характера, который реализуется путем рассмотрения и решение дела и постановление решения по ней. Круг отношений, которые входят в юрисдикцию суда, не ограниченно. Важно лишь, чтобы они могли быть урегулированы на основании применения права.

Все другие виды правоохранительной деятельности определенной мерой подчинены выполнению задач из обеспечение право  судья.

Определенные виды правоохранительной деятельности или передают, или оказывают содействие, или сопровождают осуществление правосудия, поэтому орган, которому принадлежит исключительное полномочие - осуществлять правосудие, занимает особое место в системе органов правовой охраны. Это приводит некоторых научный работников на мысль о необходимости обособления суда от других органов право охраны, вывод его за границы классификации, определение его места в системе государственных механизмов формулой: „суд и правоохранительные органы”. Другие считают, что суд отвечает всем признакам государственного правоохранительного органа и потому вывода его за дужки в классификации правоохранительных органов  нарушением принципов классификации и ничего не прибавляет для определения места суда в системе государственного механизма право охраны. Указанная дискуссия имеет отражение и в прикладном плане, в названии учебных дисциплин, когда одна и та же по смыслу, предметом и объемом учебная дисциплина имеет название „суд и правоохранительные органы” или „правоохранительные органы”

Действительно, суд полностью отвечает всем признакам правоохранительного органа. Больше того, именно суд является образцом наличия всех по перечню и содержанием признаков такого органа. Но научная классификация не может не ощущать политической, культурологической, социальной, ментальной и других характеристик того или другого правоохранительного органа. 3акреплённые на конституционном уровне стремления построения правового государства, деления единой государственной власти на три ветви, одна из которых является судебной, предоставление судебной власти полномочий оценивать конституционность законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, нормативных актов и актов индивидуального применения права центральных, региональных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц на самом деле раскрывает особую роль судебной власти в обеспечении правового порядка в государстве. Что касается взаимоотношений судов и других органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность, то суды имеют право: контролировать соблюдение прав лиц, которые являются участниками криминального процесса, на основании их жалоб на действии и решение лица, которое производит дознание, досудовое следствие или прокурора; принимать решение по представлению органов дознания и досудового следствия относительно возможности ограничения конституционных прав лиц на неприкосновенность жилья, свободу и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни. Именно это право контроля одного органа правовой охраны за деятельностью других правоохранительных органов и разрешает осознать место суда в механизме реализации правоохранительной функции формулой „суди и другие правоохранительные органы”. Однако, отдавая дань традиции, которая уже сложилась, мы будем именовать нашу учебную дисциплину „организация судебных и правоохранительных органов

2. Предмет и система учебной дисциплины

”Организация судебных и правоохранительных органов”

Предметом любой учебной дисциплины есть круг вопросов и проблем, которые в ней изучаются. Предмет учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» содержит в себе характеристику правоохранительной деятельности, ведомости об органах, которые осуществляют правоохранительную деятельность, их структуру и полномочие, а также о статусе должностных лиц, которые работают в этих органах.

Таким образом, предметом учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является положение об основах организации, систему, задача и полномочие правоохранительных органов и статус должностных лиц, которые работают в этих органах.

Система учебной дисциплины вообще представляет собой перечень тем, которые изучаются в ней. К системе учебной дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» включена темы, в которых рассматриваются общие вопросы, связанные с понятием правоохранительной деятельности, характеристикой органов, которые осуществляют эту деятельность, анализом принципов, на которые основывается их построение и деятельность.

Признание судебной власти одним из видов единой государственной власти привело к включению в систему этой дисциплины вопросов о понятии судебной власти, ее признака и функции. Значительное внимание отводится изучению сущности принципов организации и деятельности судебной власти, а также изложению ведомостей о построении судебной системы в целом, характеристике полномочий Конституционного Суда Украины и судов общей юрисдикции.

Система дисциплины, которая изучается, охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и другим направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, предоставлению юридической помощи и других правовых услуг, а также построению органов, которые выполняют эти правоохранительные функции.

Организация судебных и правоохранительных органов - один из начальных учебных курсов, которые дают исходные знания о правоохранительной деятельности и органах, которые ее осуществляют. Эти знания находятся в тесной связи и взаимозависимости с ведомостями, которые даются студентам юридических вузов при изучении некоторых сопредельных учебных дисциплин.

К таким дисциплине принадлежит теория государства и правая. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Службы безопасности, адвокатуры, юстиции, нотариата требует общего правового подхода к ним, что разрешает выучить конкретные правовые явления не в отрыве от других явлений, не в статике, а в динамике, развития, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как в Украине, так и за ее пределами. Исходные знания, необходимые для такого подхода, формируются именно при изучении основ теории государства и правая.

Неизолированной дисциплиной, которая изучается, и от конституционного права. В пределах конституционного права рядом с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются конституционные принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины, в том числе и специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, судебной власти, прокуратуре, адвокатурам и др.

Немало точек столкновенья имеет дисциплина, которая изучается, и с административным правом, одной из задач которого− изучение закономерностей организации функционирования всех органов исполнительной власти, а также процедуры применения административной ответственности за соответствующие проступки. Такие органы исполнительной власти как Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины и подчиненные им органы осуществляют свои управленческие (исполнительные) функции одновременно с функциями правоохранительными. Поэтому аспекты их организации и осуществление правоохранительных полномочий получают необходимое освещение в курсе «Организация судебных и правоохранительных органов»

Связь с административным процессом оказывается в общем изучении таких вопросов как система специализированных судов, компетенция административных судов, предметная, территориальная и инстанционная подсудность, состав суда, судоустройство и функциональные принципы судебной власти.

Дисциплина, которая рассматривается, плотно сталкивается с гражданским процессом и хозяйственным процессом. В курсе гражданского процесса преимущественно изучается деятельность суда по рассмотрению гражданских дел, а в курсе хозяйственного процесса - порядок рассмотрения споров в хозяйственных судах. В гражданском процессуальном законодательстве развитые положения 3акона Украины «О судоустройстве Украины», которые касаются реализации принципа права на судебную защиту, гласности, верховенства права, законности и т.п., детализируются вопрос судейского состава, участия народных заседателей в судебном процессе и т.п..

Очень тесно организация судебных и правоохранительных органов связана с криминальным процессом, основное назначение которого - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, которые осуществляют проведение по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и назначении мероприятий правового влияния к таким лицам, а так же при реабилитации лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности. Она также дает ориентацию, как должны взаимодействовать эти органы между собой и с гражданами, права и интересы которых возбуждены преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) проведение конкретных действий. И наоборот, содержание их деятельности существенным образом зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, например, должны строиться и фактически строятся отношения между прокурором и следователям, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиненного и следователям.

На старших курсах юридических вузов излагается также «Прокурорский надзор» - предмет, который дает знание о содержании, форме и методах осуществления всех направлений деятельности прокуратуры, которые существенным образом развивают и дополняют материал темы дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» , посвященный прокуратуре.

3. Источники учебной дисциплины

«Организация судебных и правоохранительных органов»

Поскольку предмет дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является комплексным, познание основ организации судебной власти и правоохранительных органов нуждается в изучении значительного количества нормативно-правовых актов. Ведь деятельность каждого правоохранительного органа регламентируется многими актами законодательства. Для преодоления этих трудностей необходимо провести классификацию массива нормативно-правовых актов. Осуществлять ее целесообразно за двумя критериями: во-первых - за их юридической силой, во-вторых - за их содержанием (предметом).

Иерархия нормативно-правовых актов в порядке уменьшения их юридической силы выглядит таким образом: Конституция Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, законы Украины, постанови Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постанови и распоряжение Кабинета Министров Украины, ведомственные и межведомственные правовые акты.

На высочайшей ступени в этой иерархии находится Конституция Украины. Она принимается с соблюдением особой процедуры и решает основные вопросы государственной и общественной жизни, в том числе и организации и деятельности правоохранительных органов. Все нормативно-правовые акты низшего уровня должны точно отвечать конституционным положениям. Поэтому и принято говорить, что Конституция Украины имеет высочайшую юридическую силу. Если закон или другой нормативно-правовой акт противоречит Конституции Украины, то применяются нормы Конституции Украины, поскольку она является актом прямого действия.

Международные договоры, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, является частью национального законодательства, поэтому все уполномоченные органы должны в своей деятельности руководствоваться этими актами.

Законы Украины подлежат безусловному выполнению и соблюдению на всей территории Украины. Соответственно ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются: судоустройство, судопроизводство, статус судей, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений выполнения наказаний, основы организации и деятельности адвокатур. Итак, именно в законах и решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов Украины.

Постановления Верховной Рады Украины выдаются соответственно Конституции Украины и законов Украины. Большей частью они решают организационные вопросы деятельности правоохранительных органов, которые не входят в состав исполнительной власти. Так, постановлением Верховной Рады Украины утвержден Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Украины.

Следующий уровень в иерархической структуре нормативно-правовых актов отведенный указам и распоряжениям Президента Украины. Они касаются тех вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, которые входят в его компетенцию.

Постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины выдаются в пределах компетенции Кабинета Министров Украины, определенной Конституцией Украины. Они не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента Украины. Эти акты обычно уточняют порядок применения отдельных положений, определенных законами и указами Президента Украины. Например, Законом Украины «Об адвокатурах» предусмотрено право адвокатов создавать адвокатские объединения, а постановлением Кабинета Министров Украины утверждено Положения «О порядке регистрации адвокатских объединений».

Ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты, которые выдаются соответствующими руководителями, тоже могут регламентировать отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Они могут называться по-разному: приказы, инструкции, указания, положение и др. Значительное количество ведомственных нормативных актов выдается Министерством юстиции Украины, Министерством внутренних дел Украины, Генеральным прокурором Украины, Государственной судебной администрацией Украины. Так, например, Государственной судебной администрацией выдаются акты, которые касаются организационного обеспечения деятельности судов, Генеральным прокурором Украины - приказы относительно организации и деятельности работников прокуратуры и др.

Все большего значения для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают решение и выводы Конституционного Суда Украины. Этот орган не выдает нормативно-правовых актов, но принятые им решения, которые признают закон или отдельные его положение неконституционными, тянут за собой потерю юридической силы закона в целом или отдельных его положений. Решение Конституционного Суда принимались и относительно актов, которые регулируют организацию и деятельность правоохранительных органов.

Для установления единства в практике правоприменения большое значение имеют разъяснение законодательства, которые даются Верховным Судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины. Эти разъяснения оформляются соответствующими постановлениями. Некоторые из этих разъяснений касаются организационных вопросов правоохранительной деятельности.

Все нормативно-правовые акты в зависимости от их содержания (предмету) можно поделить на такие группы актов:

- общего характера;

- о судебной власти, правосудие, суды и судей;

- об органах юстиции и государственную исполнительную службу;

- о деятельности органов прокуратуры;

- об органах досудового расследования преступлений;

- об организации правовой помощи; - о нотариате.

Акты общего характера. К этой группе принадлежат нормативно-правовые акты, содержание которых имеет значение для определения сущности и направленности деятельности правоохранительных органов, а также такие, которые комплексно определяют организацию и деятельность нескольких правоохранительных органов, а именно:

  •  Конституция Украины; 

Согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти, к числу которых принадлежит большинство правоохранительных органов, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Для дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» первоочередное значение имеют положение разделов ІІ («Права, свободы и обязанности человека и гражданина»),VII («Прокуратура),VIII («Правосудие»),ХІІ(«Конституционный Суд Украины»). В разделе 11, например, содержатся такие принципы судебной власти как право на судебную защиту (ст. 55), право на правовую помощь (ст. 59), презумпция невиновности (ст. 62), а также положение относительно судебного контроля за правомерностью ограничения свободы человека и личной неприкосновенности, неприкосновенности жилья, тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и другие важные положения, которые непосредственно определяют содержание деятельности правоохранительных органов. Раздел VII определяет функции прокуратуры Украины, порядок назначения и освобождение Генерального прокурора Украины, срок его полномочий. И, в конце концов, раздел VIII определяет основы организации судебной власти в Украине, основные основы судопроизводства, а также компетенцию и состав Высшего совета юстиции. Заслуживает внимания и раздел XV Конституции Украины «Переходные положения», в частности пункты 9, 12 и 13, что касаются сроков и порядка приведения в соответствие с Конституцией Украины судебной системы и функций прокуратуры, а также порядка ареста, держание под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, порядка проведения обзора и обыска жилья или другого владения лица.

- Международные договоры, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины; 

 Соответственно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, являются  частью национального законодательства. Среди таких международных правовых актов есть  целый ряд договоров, которые определяют способы защиты прав и свобод человека, требования относительно организации судебной власти, обеспечение ее независимости и др. Важнейшими из них:

- Общая декларация прав человека, одобренная Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.;

- Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод от 4 ноября 1950 г.;

- Конвенция против истязаний и других жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения или наказание;

- Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 13 декабря 1985 г., и др.

Эти нормативные акты провозглашают и раскрывают содержание неотъемлемых прав человека, а также содержат авторитетную регламентацию вопросов, связанных с обжалованием несправедливых с точки зрения заинтересованных лиц решений высших судебных  инстанций Украины в межгосударственные органы, в частности, к Европейскому суду из прав человека. Такая возможность обжалования прямо предусмотрена частью четвертой ст. 55 Конституции Украины. Что же касается последнего из названных документов, то его изучение разрешает получить представление о том, как должны решаться вопрос обеспечения принципа независимости судебной власти.

  •  Уголовно-процессуальный кодекс Украины.

Регламентирует процедуру осуществления дознания и досудового следствия; полномочие прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудовое следствие, а также при поддержании государственного обвинения в судах; принципы судопроизводства, процедуру рассмотрения дел во всех судебных инстанциях, порядок обжалования решений суда и др.

Законодательство о судебной власти, правосудие, суды и судей. Нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы организации и реализации судебной власти в Украине, принятые в соответствии и в развитие конституционных положений. К ним принадлежат: законы Украины «О судоустройстве Украины», «О Конституционном Суде Украины», «О статусе судей», «О порядке избрания на должность и освобождение от должности профессионального судьи Верховной Радой Украины, «О доступе к судебным решениям», «О Высшем совете юстиции»; «Положение о порядке рассмотрения вопросов и подготовки материалов относительно назначения на должность профессионального судьи», утвержденное Указом Президента Украины, а также акты Государственной судебной администрации относительно организационного обеспечения деятельности судов.

Определяющее место в законодательном массиве этой группы принадлежит Закону Украины «О судоустройстве Украины», принятом 7 февраля 2002 г. Этот закон определяет организационные основы судебной системы Украины, в том числе виды, состав и полномочия судов всех уровней; виды судопроизводства; основы осуществления правосудия; некоторые вопросы статуса профессиональных судей, народных заседателей и присяжных; систему, полномочие и организацию работы квалификационных комиссий судей; основы, задача и полномочие органов судейского самоуправления, а также вопрос организационного обеспечения деятельности судов и другие вопросы судоустройства.

3акон Украины «О Конституционном Суде Украины», принятый 16 октября 1996 г., определяет статус Конституционного Суда, принципы его деятельности, субъектов права на конституционное представление и конституционное обращение, статус и гарантии деятельности судей Конституционного Суда, вопрос организации и деятельности Конституционного Суда, порядок конституционного проведения в делах.

В Законе Украины «О статусе судей», принятому 15 декабря 1992 г. (с многочисленными следующими изменениями и дополнениями), закрепленные требования, которые выдвигаются к судье; его обязанности; порядок избрания (назначение) судей; гарантии их независимости; сроки и порядок аттестации судей; основания дисциплинарной ответственности судей; процедура рассмотрения дисциплинарного дела, а также решен вопросы материального и социально-бытового обеспечения судей.

Закон Украины «О Высшем совете юстиции», принятый 15 января 1998 г. (с изменениями, внесенными согласно Решению Конституционного Суда Украины № 9-рп/2002 от 21 мая 2002 г.), определяет статус Высшего совета юстиции как коллегиального независимого органа, ответственного за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, а также за принятие решений относительно нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости и в пределах своей компетенции об их дисциплинарной ответственности. Этот закон регламентирует порядок образования и организацию работы Высшего совета юстиции, порядок решения вопросов, отнесенных  ее компетенции.

Законодательство  об органах юстиции и государственную исполнительную службу. Эту группу нормативно-правовых актов можно разделить на две подгруппы.

К первой подгруппе принадлежат нормативно-правовые акты, которые регламентируют организацию и деятельность органов юстиции: Положение «О Министерстве юстиции Украины» утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2006 г.; Постановление Кабинета Министров Украины « О системе органов юстиции » № 592 от 30 апреля 1998 г.; Положение о главных управлениях юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, утвержденное приказом Министерства юстиции Украины ~ 36/5 от 30 августа 2000 г.; Положение о районных, районные в городах, городские (мост областного значения), межрайонное управление юстиции, утвержденное приказом Министерства юстиции Украины № 36/5 от 30 августа 2000 г.

Постановление Кабинета Министров Украины «О системе органов юстиции» определяет систему органов юстиции, а также необходимые организационная и финансовая меры по обеспечению деятельности новообразованных районных (городских) управлений юстиции (к этому в районах и городах управлений юстиции не было).

Вышеупомянутые положения регламентируют задачи, структуру и полномочие органов юстиции всех уровней.

Ко второй подгруппе принадлежат нормативно-правовые акты, которые определяют организацию и деятельность государственной исполнительной службы, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины: законы Украины «О государственной исполнительной службе», «Об исполнительном проведении», другие подзаконные нормативные акты, принятые на их выполнение.

3акон Украины «О государственной исполнительной службе», принятый 24 марта 1998 г. (со следующими изменениями и дополнениями), определяет основы организации и деятельности государственной исполнительной службы, ее задача, правовой статус работников органов государственной исполнительной службы и их социальная защита.

3акон Украины «Об исполнительном проведении», принятый 21 апреля 1999 г. (со следующими изменениями и дополнениями), определяет порядок и условия принудительного выполнения решений судов и других определенных законом органов и должностных лиц, права и обязанности государственных исполнителей.

Законодательство о деятельности органов прокуратуры. К нормативно-правовым актам, которые регламентируют организацию и деятельность прокуратуры, принадлежат: 3акон Украины «О прокуратуре», Положение «О классных чинах работников органов прокуратуры», Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, а также приказы, распоряжения, инструкции Генерального прокурора Украины.

В 3аконе Украины «О прокуратуре», принятому 5 ноября 1991 г. (со следующими изменениями и дополнениями), довольно детально решенные все основные вопросы организации и деятельности прокуратуры, а именно: система органов прокуратуры, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее функции, статус работников органов прокуратуры, их полномочие.

Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, утвержденный постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 г., устанавливает порядок поощрения и привлечение к дисциплинарной ответственности прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, которые имеют классные чины.

Положение «О классных чинах работников органов прокуратуры», утвержденное постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 г., определяет порядок установления и присвоение классных чинов работникам органов прокуратуры.

Нормативные акты, которые выдает Генеральный прокурор Украины, определяют задачу и стратегию осуществления надзора за соблюдением законов в соответствующей сфере.

Законодательство об  органах досудового расследования преступлений. К многочисленной группе нормативно-правовых актов, которые регламентируют досудовое расследование преступлений, принадлежат: Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины, законы Украины «О милиции», «О Службе безопасности Украины», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной налоговой службе Украины», «О Государственной границе Украины», Положение о Министерстве внутренних дел Украины и др. Такая неоднородность и многочисленность нормативно-правовых актов этой группы объясняется тем, что, во-первых, выявление и расследование преступлений проводится путем осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудового следствия, а во-вторых, осуществление  деятельности полагается на разнообразные органы, перечень которых определяется законом.

В рамках дисциплины, которая изучается, нет необходимости досконально усваивать полное содержание вышеупомянутых нормативно-правовых актов. К предмету этой дисциплины принадлежат положение, которые касаются круга органов, которые обнаруживают и расследуют преступления, их структуры, основных полномочий, взаимодействия между собой и другими государственными и негосударственными органами.

Законодательство об организации правовой помощи. Право каждого на правовая помощь предусмотрена Конституцией Украины. Предоставление правовой помощи является многогранной правоохранительной функцией. Среди нормативно-правовых актов, которые регламентируют эту деятельность, основным следует считать Закон Украины «Об адвокатурах». В эти группы входят нормативно-правовые акты, которые определяют статус адвоката: Положение «О квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатур и Положение «О Высшей квалификационной комиссии адвокатур», а также соответствующие положения законов, которые определяют права и обязанности лиц, которые предоставляют правовую помощь (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, Хозяйственный процессуальный кодекс, Кодекс Украины об административных правонарушениях).

3акон Украины «Об адвокатурах., принятый 19 декабря 1992 г., определяет задача, принципы и организационные формы деятельности адвокатур, виды адвокатской деятельности, статус адвоката, гарантии адвокатской деятельности, основания привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и виды дисциплинарных взысканий.

Положение «О квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатур», утвержденное Указом Президента Украины № 155/93 от 5 мая 1993 г. (со следующими изменениями), определяет порядок организации и деятельности квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатур, ее полномочие.

Положение «О Высшей квалификационной комиссии адвокатур., утвержденное Указом Президента Украины № 155/93 от 5 мая 1993 г., определяет порядок деятельности и полномочие Высшей квалификационной комиссии адвокатур.

Законодательство о нотариате. Центральное место среди нормативно-правовых актов, которые регламентируют эту деятельность, занимает Закон Украины «О нотариате» Вопрос организации и деятельности нотариата в Украине определяются также указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины (например, декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине», инструкциями и приказами Министерства юстиции Украины.

3акон Украины «О нотариате., принятый 2 сентября 1993 г., определяет круг органов и лиц, которые совершают нотариальные действия, статус нотариуса, предмет нотариальной тайны, полномочие относительно совершения нотариальных действий, общие правила совершения нотариальных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53449. Впровадження інтерактивного навчання на уроках німецької мови 8.72 MB
  Актуальність змісту Розширення пізнавальних можливостей учнів, зокрема, у здобуванні, аналізі та застосуванні інформації з різних джерел, можливість перенесення отриманих умінь, навичок та способів діяльності на різні предмети та позашкільне життя учнів.
53451. Інтерактивна гра. «Права людини» 37 KB
  Проблеми Як їх вирішити Членам команд пропонується проблема яку потрібно вирішити. Проблема перша Одна жінка зпоміж членів групи любить співати але на жаль вона співає безперестанку. Чи ви: а нічого не робите і дозволяєте їй співати коли б вона цього незабажала б вимагаєте щоб вона переставала співати коли хтось іде поруч із нею Проблема друга Кілька людей яких поранило при посадці затримують ваш рух і ви побоюєтесь що в такому темпі ви не встигнете добратися до буйка поки не...
53452. Процедура Bubble_sort и ее особенности 18.77 KB
  Сортировка простыми обменами, сортиро́вка пузырько́м (англ. bubble sort) — простой алгоритм сортировки. Для понимания и реализации этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов.
53453. Оптимизация процедуры Quick_sort, особенности 22.82 KB
  Быстрая сортировка (англ. quicksort), часто называемая qsort по имени реализации в стандартной библиотеке языка Си — широко известный алгоритм сортировки, разработанный английским информатиком Чарльзом Хоаром во время его работы в МГУ в 1960 году.
53454. Кристаллическое строение вещества 711 KB
  Кристаллическая решётка — вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла. Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. Решёткой является совокупность точек, которые возникают из отдельной произвольно выбранной точки кристалла под действием группы трансляции
53455. Інтернет технологія Веб-квест 38.5 KB
  Webквестом називається спеціальним чином організований вид дослідницької діяльності для виконання якої учні здійснюють пошук інформації в мережі Інтернет за вказаними адресами. Щоб дана робота була максимально ефективною webквест спеціальним чином організована webсторінка повинен містити наступні частини: введення в якому описуються терміни проведення і задається початкова ситуація; цікаве завдання яке можна реально виконати; набір посилань на ресурси мережі необхідні для виконання завдання. Деякі але...
53456. Классный час «Безопасный интернет» 160.5 KB
  Ведущий1 С одной стороны Интернет прочно вошел в наш обиход и очень облегчает поиск любой информации. С другой стороны есть люди которые считают что Интернет бич нового тысячелетия. Давайте разберемся что же такое Интернет на самом деле.
53457. Суд над Інтернетом. Internet: глобальне добро або зло? 142 KB
  Вчитель виконує роль судді в диспуті сторін, який незалежно і аргументовано буде приймати, або відкидати доводи, що приводяться, і стежити за тим, щоб одні і ті ж аргументи не повторювалися в різному формулюванні, і за тим, щоб дискусія була в цивілізованих рамках.