79962

Городские, районные суды Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К специализированным судам относятся и административные суды которые рассматривают дела связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления дела административной юрисдикции. Их относят к судам первого уровня. Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня обусловила необходимость третьего уровня в подсистеме общих судов который в Законе представлен Апелляционным судом Украины. На четвертом уровне судебной системы находится Верховный Суд Украины который относительно общих судов наделен...

Русский

2015-02-15

157.5 KB

2 чел.

PAGE  1

М.2. Судова система України.

Лекционное занятие к М. 2.1.

Городские, районные суды Украины.

Учебные вопросы:

  1.  Структура системы судов общей юрисдикции, порядок образования судов.
  2.  Порядок образования судов.
  3.  Местные суды.

Литература:

Организация судебных и правоохранительных органов: учебник для студентов юрид. специальностей высших учеб. заведений/ И.Е. Марочкин, Н.В. Сибилёва, В. П., Тихий и др. Под общей ред.. И.Е. Марочкина, Н.В. Сибилёвой. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 528 с.

Закон Украины «О судоустройстве Украины» от 07 февраля 2002 года

  1.  Структура системы судов общей юрисдикции, порядок образования судов.

Система судов общей юрисдикции определена в Законе «О судоустройстве Украины», от 07 февраля 2002 года, который развил и детализировал основные положения, закрепленные в Конституции. Согласно этому Закону система судов общей юрисдикции состоит из общих и специализированных судов. Общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Специализированными являются хозяйственные суды, которые рассматривают дела, возникающие по хозяйственным правоотношениям, а также некоторые другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. К специализированным судам  относятся и административные суды, которые рассматривают дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления (дела административной юрисдикции).

Подсистему общих судов образовывают местные районные, районные в городах, городские и межрайонные суды, а также военные суды гарнизонов. Их относят к судам первого уровня. 

Второй уровень в подсистеме общих судов образовывают апелляционные суды, к которым включены апелляционные суды областей, городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины. Применение понятия «апелляционный» в названии указанных судов не означает, что они наделены полномочиями относительно рассмотрения дел лишь в апелляционном порядке. В случаях предусмотренных законом, они осуществляют рассмотрение дел в первой инстанции.

Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня обусловила необходимость третьего уровня в подсистеме общих судов, который в Законе представлен Апелляционным судом Украины.

На четвертом уровне судебной системы находится Верховный Суд Украины, который относительно общих судов наделен полномочиями пересматривать в кассационном порядке решения, вынесенные местными, апелляционными судами и Апелляционным судом Украины.

Подсистему специализированных судов образовывают хозяйственные и административные суды.

Местными хозяйственными судами (первого уровня) являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Местными административными судами являются окружные суды, которые образовываются в округах в соответствии с Указом Президента Украины.

Апелляционными специализированными судами (т.е. судами второго уровня) являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образовываются в апелляционных округах соответственно с указами Президента Украины. Они рассматривают дела только в апелляционном порядке.

Третий уровень подсистем специализированных судов составляют Высший хозяйственный суд Украины и Высший административный суд Украины. В случае образования других видов специализированных судов должны быть образованы соответствующие высшие суды.

Конституция не определила содержание понятия «Высший суд». Закон Украины «О судоустройстве Украины» устанавливает, что высшие суды являются высшей судебной инстанцией специализированных судебных ветвей власти. Высшие суды рассматривают в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом, дают специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции.

Верховный Суд Украины, который является высочайшим судебным органом и в подсистеме общих, и в подсистеме специализированных судов, может пересматривать дела, рассмотренные высшими специализированными судами в кассационном порядке по исключительным или вновь выявленным обстоятельствам.

2. Порядок образования судов

Закон Украины «О судоустройстве Украины» закрепил определенный порядок образования и ликвидации судов. Указанный порядок распространяется на все суды, кроме Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины, название и функционирование которых закреплены Конституцией Украины (Раздел VIII ч. 3 ст. 124, ч. 2 ст. 125, ч.ч. 1 и 2 ст. 128, Раздел ХІІ). Поэтому их ликвидация возможна лишь путем внесения изменений в Конституцию Украины.

В процедуре по образованию судов в разных формах принимают участие все ветви государственной власти: исполнительная, законодательная и судебная.

Суды образовываются или ликвидируются Президентом Украины, который издает по этому поводу соответствующий Указ. Предложения относительно необходимости образования или ликвидации суда вносятся Министром юстиции Украины Президенту Украины в форме представления, которые заранее должны быть согласованы с Председателем Верховного Суда Украины (в отношении общих судов) или с председателем соответствующего высшего специализированного суда (в отношении специализированных судов).

В указе Президента Украины о создании суда указываются его местонахождение и статус, которые определяются с учетом принципов территориальности и специализации.

Основаниями для образования или ликвидации суда являются:

- изменение административно-территориального устройства,

- передислокация войск или реорганизация Вооруженных Сил Украины,

- изменение определенной законом системы судов,

- а также другие основания, предусмотренные законом.

Количество судей в судах определяется Президентом Украины по представлению Председателя Государственной судебной администрации Украины, согласованным с Председателем Верховного Суда Украины (если решается вопрос относительно общих судов) или с председателем соответствующего высшего суда (если решается вопрос относительно специализированного суда).

Критериями определения необходимого количества судей являются:

- объем работы суда, который зависит от численности населения территории, на которую распространяется юрисдикция этого суда,

- экономической характеристики, социального состава жителей территории на которую распространяется юрисдикция суда.

Фактором, который ограничивает количественный состав судей, является объем расходов, утвержденных на текущий год в Государственном бюджете Украины на содержание судей.

После этапа образования суда следующим этапом является формирование его руководящего состава. Кандидатуры на должности председателей судов выбираются, как правило, из наиболее квалифицированных судей, имеющих большой профессиональный опыт, пользующихся авторитетом, имеющих организационные способности, высокие деловые и моральное качества. Предусмотренный законом порядок назначения и увольнения председателя суда и его заместителей является общим для судов, кроме Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины. Условия и порядок назначения судей в Конституционный и Верховный суды Украины определены Конституцией Украины. Судьи этих судов не назначаются, а избираются на пленарных заседаниях соответствующих судов самими судьями.

Председатели всех других судов и их заместители назначаются на должность из числа судей и освобождаются с должности Презентом Украины сроком на пять лет. Законом предусмотрена возможность назначения на должности повторно.

Инициатива относительно назначения определенного судьи на должность председателя или его заместителя или освобождения исходит от Председателя Верховного Суда Украины (а относительно специализированных судов – председателя соответствующего высшего специализированного суда) в форме представления к Президенту Украины, которому предшествует рекомендация Совета судей Украины (относительно специализированных судов - рекомендация соответствующего совета судей).

Судья может быть уволен с должности председателя суда (кроме должностей в Верховном Суде Украины) также по инициативе Высшего совета юстиции.

Пребывание судьи на должности председателя суда  какого-либо  уровня не освобождает его от выполнения полномочий судьи соответствующего суда.

Освобождение судьи от должности председателя суда не прекращает его полномочий судьи. Однако прекращение полномочий судьи влечет последствия прекращения его полномочий на должности председателя суда.

3. Местные суды

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и районные суды, а также военные суды гарнизонов.

Местными хозяйственными судами  являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Местными административными судами являются суды окружные, которые образовываются в округах в соответствии с Указами Президента Украины.

Состав местного суда образуют судьи местного суда, председатель и заместитель председателя суда. Если в местном суде количество судей превышает пятнадцать, то у председателя суда может быть более одного заместителя.

Местные суды составляют первое звено (уровень) в системе судов общей юрисдикции. Их принято называть основным звеном судебной системы, поскольку они составляют преобладающее большинство всех судебных органов, а также как суды первой инстанции рассматривают почти все (за незначительным исключением) судебные дела. Подсудность отдельных категорий дел относительно их первоначального рассмотрения в судах первой инстанции высшими судами определяется процессуальным законодательством.

Предметная юрисдикция общих и специализированных судов определена в судопроизводственном и более детально в процессуальном законодательстве.

Местные общие суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Украины определяет, что местные суды рассматривают все уголовные дела за исключением тех, которые подсудны апелляционным судам. К таким делам относятся уголовные дела о преступлениях против основ национальной безопасности Украины, предусмотренные статьями 109-114 Уголовного кодекса Украины, а также уголовные дела о преступлениях, за совершение которых Уголовным кодексом предусмотренное наказание в виде пожизненного лишения свободы. Кроме того, не местному, а апелляционному суду в соответствии с 3аконом Украины «О статусе судей» подсудны все дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи.

Местный суд имеет полномочия относительно судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод личности при досудебном расследовании уголовных дел, в частности, он принимает решение относительно законности и обоснованности задержания подозреваемого, избрание обвиняемому (подозреваемому) предупредительных мер в виде взятия под стражу, а также продление содержания лица под стражей; проведение обыска жилья или другого владения лица и других действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Местный суд рассматривает в порядке гражданского судопроизводства все гражданские дела. К ним относятся дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, которые возникают из гражданских, жилых, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений кроме случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам другого судопроизводства (ч. 1 ст. 15 Гражданского процессуального кодекса Украины). Гражданское судопроизводство осуществляется в нескольких видах производств: исковом, приказном, отдельном.

В порядке искового производства рассматриваются, например, такие дела как дела о разделе имущества, возмещение вреда, о возвращении имущества или его стоимости, о разрыве брака, о взыскании алиментов, о признании отцовства, о защите прав потребителей и т.п.

В порядке отдельного производства рассматриваются, например, такие дела как об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признание физического лица недееспособным, о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим, об усыновлении, об установлении фактов, которые имеют юридическое значение, и т.п.

Из приведенного перечня следует, что отдельное производство - это вид неискового судопроизводства, поскольку в таком порядке рассматриваются гражданские дела:

- о подтверждении, отсутствии юридических фактов, которые имеют значение для защиты  прав и интересов лиц;

- о создании условий для осуществления лицом личных не имущественных или имущественных прав;

- о подтверждение наличия или отсутствия неоспариваемых прав.

Приказное производство - это новый для отечественного гражданского процессуального законодательства порядок. Выдача судебного приказа проводится без судебного заседания, поскольку судебный приказ является особой формой судебного решения о взыскании с должника денежных средств или истребования имущества по заявлению лица, которому  принадлежит право такого требования. Поэтому и нужды в вызове взыскателя и должника для заслушивания их объяснений нет. Судебный приказ может быть издан, например, когда заявлено требование о взыскании начисленной, но не уплаченной работнику суммы заработной платы.

Местные общие суды рассматривают также и административные дела в порядке административного судопроизводства (ч. 2 ст. 22 3акон Украины «О судоустройстве Украины»). Кодекс административного судопроизводства, детализируя положение базового 3акона Украины «О судоустройстве Украины», устанавливает предметную подсудность административных дел общим и административным судам.

Местным общим судам подсудны административные дела:

- где одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, которые подсудны окружным административным судам;

- по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий в делах о привлечении к административной ответственности (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства Украины).

- кроме этого, по выбору истца дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются или общим местным судом в порядке административного судопроизводства, или окружным административным судом, по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины.

Кроме рассмотрения дел в порядке уголовного, гражданского и административного судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательством Украины, местный общий суд рассматривает дела об административных правонарушениях, перечень которых содержится в ст. 221 Кодекса Украины об административных правонарушениях. К ним относятся:

- дела о мелком хищении, хулиганстве,

- уклонение от возмещения ущерба, причиненного преступлением,

- злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции,

- нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций,

- проявление неуважения к суду, уклонение от выполнения законных требований прокурора и др. Судья единолично осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях. Решение судьи по этим делам называется постановлением.

Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, которые возникают по хозяйственным правоотношениям, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Итак, хозяйственным судам подведомственные дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, разрыве хозяйственных договоров и по другим основаниям, дела о банкротстве и дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенных  их компетенции, а также другие споры в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

Окружным административным судам подсудные административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо (кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных проступках). Как уже отмечалось, они рассматривают также дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, если истец изберет именно этот, а не местный суд для решения своего дела по общим вопросам.

В местных хозяйственных, как и в местных общих судах, также внедряется более детальная специализация относительно распределения дел. Реализуется она путем образования специализированных коллегий по решению хозяйственных споров. Образовывают такую коллегию в составе от трех до семи судей, один из которых назначается председателем коллегии. При необходимости вводится должность заместителя председателя коллегии.

Специализация коллегий может быть, например, по таким категориям дел:

- по участию органов государственной налоговой службы, контрольно-ревизионной службы и органов контроля;

- по участию предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водо -, тепло-, энергоснабжению;

- по участию органов государственной власти и местного самоуправления;

- связанных с заключением, изменением и выполнением хозяйственных договоров;

- связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, недобросовестной конкуренцией;

- о банкротстве.

Распределение исковых материалов и заявлений о нарушении дел о банкротстве осуществляет заведующий канцелярией суда в соответствии со специализацией коллегий, а распределение дел между судьями специализированных коллегий осуществляет председатель коллегии с учетом нагрузки каждого судьи и опыта рассмотрения определенных видов споров.

На практике существует несколько принципов распределения дел между судьями. В местных судах, где назначен один судья, он рассматривает все гражданские, административные дела, а также уголовные дела, которые можно рассмотреть единолично. В местных судах, где количественный состав судей более одного, а в больших районах более 15-20, возможна специализация судей. Обычно судьи специализируются на рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел, но возможна и более детальная специализация по определенным категориям указанных дел. Специализация позволяет более эффективно применять законодательство, судебную практику, методику решения дел. Этот принцип распределения называется функциональным или предметным.

Применяется  также территориальный  принцип распределения дел, когда судья рассматривает все дела, которые возникли на территории судебного округа, которая за ним закреплена председателем суда.

В соответствии с предметно-территориальным принципом распределения дел судья рассматривает дела по специализации в пределах закрепленной за ним территории.

Текущий способ распределения дел предусматривает их распределение председателем суда между судьями в порядке поступления дел в суд.

Но в любом случае способ распределения дел между судьями не должен зависеть от желания сторон в деле или любых лиц, заинтересованных в результатах дела. Международные стандарты признают лучшим способом распределения жеребьевку, то есть автоматическое распределение дел по алфавитному порядку или другую подобную систему (Рекомендация № (94)12 «Независимость, действенность и роль судей», принятая Комитетом Министров Совета Европы 13 октября 1994 г.)

Местный общий суд наряду с осуществлением правосудия проводит также работу, направленную на изучение и обобщение судебной практики. Обобщение судебной практики является комплексным исследованием разнообразных сторон деятельности суда, в котором выделяются направления анализа:

а) статистических данных, которые характеризуют преступность и судимость, изучение ведомостей об условиях воспитания, образе жизни и осужденных лиц, установление причин и условий, которые оказывали содействие совершению преступлений;

б) дел, возвращенных на дополнительное расследование, и процессуальных оснований возвращения; дел, решение по которым отменено высшим судом, и процессуальных оснований для отмены;

в) эффективности организации работы суда в целом, судей и аппарата суда.

Результаты обобщения судебной практики направлены на разработку предложений по усовершенствованию работы о рассмотрении судебных дел, правоприменительной деятельности судей данного суда и организации работы суда. Результаты обобщения судебной практики зависят от двух обстоятельств:

1) организации работы судей

2) организации работы аппарата суда.

Значительная роль в качественной организации работы суда принадлежит руководителю судебного учреждения.

Полномочие главы местного суда обусловлены тем, что он олицетворяет собой, во-первых, судью, а во-вторых, руководителя судейского учреждения. Отсюда и характер его полномочий, среди которых можно выделить судейские, административные, организационные и представительные.

О судейских полномочиях председателя суда речь идет в статье 20 Закона Украины «О судоустройстве Украины», которая предусматривает, что пребывание судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда.

Административные полномочия председателя местного суда распространяются лишь на аппарат суда. В аппарат суда входят должности: консультантов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, судебных распорядителей, помощников судей, помощников председателей судов. Председатель суда принимает их на работу и освобождает, присваивает им ранги государственного служащего, применяет поощрения и накладывает дисциплинарные взыскания.

Значительную  часть полномочий главы суда составляют организационные полномочия. В частности, он:

- осуществляет организационное руководство деятельностью суда;

- определяет объем обязанностей заместителя (например, поручает ему организацию ведения судебной статистики, руководство работой канцелярией суда);

- на основании указа Президента Украины о назначении на должность судьи или постановления Верховной Рады Украины об избрании судьи или прекращение полномочий судьи издает соответствующий приказ;

- осуществляет мероприятия по обеспечению формирования состава народных заседателей, которые заключаются в составлении списков лиц, отвечающих требованиям закона к кандидатам в народные заседатели, и направлении представления с предложенным перечнем лиц в соответствующий местный совету.  Указанный перечень, утвержденный на четыре года, в случае необходимости может (но не чаще, чем через два года) пересматриваться и обновляться;

- организует ведение судебной статистики (форм статистической отчетности больше тридцати). Они разрабатываются Министерством юстиции Украины. Отчеты должны составляться ежемесячно;

- организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда. Указанная работа выполняется совместно с территориальными управлениями Государственной судебной администрации.

Представительные полномочия главы суда заключаются в том, что он представляет суд в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.

Перечень полномочий главы местного суда, которые содержатся в статье 24 Закона Украины «О судоустройстве Украины», не является исчерпывающим. Он может выполнять и другие полномочия, предоставленные ему законом.

М.2. Судова система України.

Лекционное занятие к М. 2.1.

Апелляционные и специализированные суды Украины.

Учебные вопросы:

  1.  Апелляционные суды Украины.
  2.  Высшие специализированные суды

Литература:

1. Кодекс административного судопроизводства Украины от 6 июня 2005 г., № 2747-IV.

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 6 ноября 1991 г., 1798-XII.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.

4. Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18 марта 2004 г.,          № 1618-IV

5. Закон Украины «О судоустройстве Украины» от 07 февраля 2002 года

6. Закон Украины «О статусе судей» 15 грудня 1992 року, №2862-XII

7. Организация судебных и правоохранительных органов: учебник для студентов юрид. специальностей высших учеб. заведений/ И.Е. Марочкин, Н.В. Сибилёва, В. П., Тихий и др. Под общей ред.. И.Е. Марочкина, Н.В. Сибилёвой. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 528 с.

1. Апелляционные суды Украины.

Апелляционные суды являются вторым уровнем (звеном) в системе судов общей юрисдикции, которые предназначены для реализации конституционного принципа обеспечения апелляционного обжалования решений суда. В Украине действуют общие и специализированные апелляционные суды.

Судебный округ (территория, на которую распространяется юрисдикция суда) в общих и специализированных апелляционных судах не совпадают. Кроме того, в подсистеме общих судов название суда и границы судебного округа определены законом. Относительно специализированных судов решение указанного вопроса отнесено к компетенции Президента Украины.

Закон определил, что апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины, а также Апелляционный суд Украины.

Закон разрешил в случае необходимости вместо апелляционного суда области образовывать апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространена на несколько районов области.

Апелляционными специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образовываются в апелляционных округах в соответствии с Указами Президента Украины.

Указанный порядок полностью отвечает Конституции Украины, которая наделяет Президента Украины полномочиями по образованию судов. Однако поскольку в системе общих судов (в отличие от специализированных судов) всегда существовали три звена, закон сохранил их перечень, наделив их другими полномочиями. В системе специализированных (сначала в хозяйственных, а потом и в административных судах) судов указанное звено нужно было создавать впервые. На момент принятия Закона Украины «О судоустройстве Украины» этого звена в хозяйственных судах не существовало.

Определение местонахождения апелляционного суда, границ судебного округа, который должен охватывать несколько областей, нуждается в тщательном изучении и, по необходимости, быстрого исправления недостатков с целью обеспечения оптимальности функционирования суда. После внесения изменений в законодательство, вызванных завершением пятилетнего срока действия некоторых статей Переходных положений Конституции Украины, Президентом Украины в системе хозяйственных судов были образованы апелляционные хозяйственные суды, первоначальная численность которых насчитывала семь: Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Львовский, Одесский, Севастопольский и Харьковский. Одновременно были определены территории, на которые распространялись полномочия апелляционных судов, т.е. судебные округи. Со временем было признано целесообразным образовать апелляционные хозяйственные суды в Житомирской, 3апорожской, Киевской (межобластной) и Луганской областях, с одновременным изменением судебных округов.

Судейский состав апелляционного суда образовывают судьи, как правило, избранные бессрочно.

Из числа судей апелляционного хозяйственного суда назначаются председатель суда и его заместители, один из которых является первым заместителем. Они, как и председатели, и заместители председателей местных судов, назначаются на должность сроком на пять лет, и освобождаются от должностей Президентом Украины. Они также могут быть предназначены на административные должности повторно.

Апелляционные суды имеют свою внутреннюю структуру. В отличие от местных судов, где внутренняя структура (специализация) зависит от возможностей каждого суда отдельно, структура апелляционных судов не только закреплена в законе, но и определен порядок их образования.

Для рассмотрения судебных дел в апелляционных судах образовываются судебные палаты. Для решения организационных вопросов в апелляционных судах действует президиум апелляционного суда.

Название судебных палат происходит по их предметной юрисдикции, и определена лишь относительно общих апелляционных судов, а именно: в составе общего апелляционного суда образовываются судебная палата по гражданским делам и судебная палата по уголовным делам (ч. 5 ст. 25 3акон «О судоустройстве Украины»).

Относительно специализированных (хозяйственных и административных) апелляционных судов законом предоставлено право судам самостоятельно определять необходимость создания количества и названия судебных палат. Например, в составе специализированного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по установленной специализации в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции.

В каждой судебной палате образовано по три судебные коллегии, которые состоят из председательствующего и судей этих постоянных коллегий.

Судьи апелляционного суда назначаются в состав соответствующей судебной палаты распоряжением главы апелляционного суда.

Полномочие апелляционных судов делятся на судебные, аналитические и методические. К первой группе относятся полномочия по рассмотрению дел в апелляционном порядке и по рассмотрению дел в первой инстанции.

Ко второй группе полномочий принадлежат анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики. К третьей - предоставления методической помощи местным судам в применении законодательства. Перечень полномочий апелляционных судов, закреплен в статье 26 Закона, и не является исчерпывающим. Апелляционные суды могут осуществлять и другие полномочия, которые должны быть предусмотрены законом.

Основанием для рассмотрения дела в порядке апелляционного производства является апелляция, представленная на решение суда первой инстанции, не набравшее законной силы. Судебное решение в данном случае - это приговор, решение, постановление суда первой инстанции.

Пересмотр судебных решений в апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех судей, один из которых является председательствующим. Все вопросы, которые возникают в судебном заседании, решаются большинством голосов судей. При принятии решения по каждому вопросу ни один из судей не имеет права воздерживаться от голосования и подписания судебного решения, причем председательствующий голосует последним.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции апелляционный суд имеет право:

1) вынести постановление об отклонении апелляционной жалобы и оставление решения без изменения;

2) отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение по сути исковых требований;

3) изменить решение;

4) вынести постановление об отмене решения суда первой инстанции и закрыть производство по делу или оставить заявления без рассмотрения;

5) вынести постановление о полной или частичной отмене решения суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решение или постановление апелляционного суда набирают законную силу с момента их провозглашения.

Кроме выполнения полномочий суда апелляционной инстанции апелляционные суды могут выполнять также полномочия суда первой инстанции. Указанные полномочия присущи лишь общим апелляционным судам. Ни Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, ни Кодекс административного судопроизводства Украины не наделяют апелляционные суды полномочиями по рассмотрению дел в первой инстанции. Однако Уголовно-процессуальный кодекс Украины и Гражданский процессуальный кодекс Украины такие нормы содержат. Так, апелляционным общим судам подсудны уголовные дела:

- о преступлениях против основ национальной безопасности Украины (ст. ст. 109-114 Уголовного кодекса Украины);

- о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказания в виде пожизненного лишения свободы;

- о преступлениях, в совершении которых обвиненным является судья (Закон Украины «О статусе судей»).

Апелляционным общим судам могут быть подсудные гражданские дела, где одной из сторон является местный суд.

Полномочия председателя апелляционного суда имеют ту же природу, что и председателя местного суда. Но их содержание несколько отличительны и обусловленные уровнем суда и, естественно, полномочиями суда, которые они возглавляют.

Председатель апелляционного суда наделен полномочиями, которые можно разделить на судейские, административные, организационные и представительские.

И если судейские, административные и представительные полномочия большей частью соответствуют аналогичным полномочиям главы местного суда, то организационные полномочия имеют определенное отличие. Так, у главы апелляционного суда отсутствуют полномочия относительно обеспечения формирования состава народных заседателей, поскольку согласно процессуальному законодательству народные заседатели должны привлекаться к рассмотрению дел лишь в местных судах.

Одновременно глава апелляционного суда имеет такие организационные полномочия, которыми не наделен глава местного суда. К ним относятся:

- организовывает работу президиума суда, вносит на его рассмотрение вопросы и председательствует на заседаниях президиума;

- вместе с организацией ведения анализа и статистики организует изучение и обобщение судебной практики, в связи, с чем имеет право истребовать из соответствующего суда дела, решения которых набрали законную силу;

- организовывает повышение квалификации, как работников аппарата суда, так и судей;

- вносит предложения Председателю Верховного Суда Украины или председателю соответствующего высшего специализированного суда относительно кандидатур для назначения на должности председателей местных судов и их заместителей;

- предоставляет предложения относительно финансирования расходов на содержание суда и организационное обеспечение его деятельности.

Председатель апелляционного суда имеет первого заместителя и заместителей председателя суда - председателей глав судебных палат. В случае отсутствия председателя судебной палаты его обязанности выполняет первый заместитель председателя, а при его отсутствии – старший по возрасту заместитель председателя апелляционного суда – председатель судебной палаты.

Первый заместитель председателя апелляционного суда в соответствии с распределением обязанностей берет на себя выполнение части полномочий, которые принадлежат председателю, в частности, осуществляет организационное руководство работой структурных подразделений суда и исполняет другие обязанности, определенные председателем суда.

Полномочия заместителей председателя апелляционного суда сосредоточены на организации работы судебных палат, которые они возглавляют. Главы судебных палат формируют коллегии судей для рассмотрения дел, сами председательствуют в судебных заседаниях или назначают для этого судей; организуют ведение судебной статистики, анализ и обобщения судебной практики в делах, отнесенных к компетенции палаты. Поэтому они также имеют право истребовать из соответствующих судов дела, решения которых набрали законную силу. Главы судебных палат информируют президиум суда о деятельности судебной палаты.

В президиум апелляционного суда входят председатель суда, его заместители, а также судьи, количественный состав которых определяется решением общего собрания этого же суда. Персональный состав президиума суда (за исключением лиц, которые входят в состав президиума по должности) формируется путем избрания судей на общем собрании судей тайным голосованием.

Поскольку президиум суда создается только для решения организационных вопросов, то их также можно сгруппировать по функциональному назначению на организационно-распорядительные, аналитически-методические и контрольные. Для выполнения указанных функций президиум наделен определенными полномочиями, которые закреплены в части 2 статьи 30 3акон Украины «О судоустройстве Украины»

Реализуя организационно-распорядительную функцию, президиум рассматривает вопросы:

- деятельности суда, судебных палат и аппарата суда;

- утверждает по представлению главы апелляционного суда персональный состав судебных палат;

- определяет количество заместителей глав судебных палат;

- заслушивает информацию глав судебных палат относительно деятельности палат;

- рассматривает вопрос организационного обеспечения деятельности суда и вырабатывает предложения по улучшению деятельности;

- рассматривает вопрос кадровой работы с судьями и работниками аппарата суда и повышение их квалификации, обеспечивает выполнение решений собрания судей соответствующего суда.

Аналитическая, методическая и контрольная функции президиума призваны оказывать содействие усовершенствованию организации и деятельности не только апелляционного суда, но и местных судов, которые входят в апелляционный округ. Указанные функции характеризуют процессуальные отношения между местными и апелляционными судами. Так, президиум рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, принимает по этому поводу соответствующие рекомендации. В последние годы президиумы общих апелляционных судов анализировали состояние судимости несовершеннолетних, практику рассмотрения дел, связанных с незаконным обращением наркотических средств, нарушением таможенных правил, избранием предупредительной меры в виде взятия под стражу. Ежеквартально обобщается практика отмены и изменения судебных решений по уголовным, гражданским делам. По результатам анализа местным судам даются рекомендации, проводятся семинары с судьями.

Контрольная функция исходит из принципа автономности и самостоятельности судебной власти. Никакой другой орган, кроме органа судебной власти, не может контролировать выполнение председателем местного суда его полномочий по организационному руководству деятельностью суда. Таким органом судебной власти относительно местных судов является апелляционный суд, а именно - президиум этого суда, которому предоставлены полномочия заслушивать информацию председателей местных судов относительно организации деятельности судов, которые они возглавляют. Предметом информирования являются, как правило, вопросы обеспечения сроков рассмотрения судебных дел, составление статистических отчетов, выполнение судебных решений, состояние ведения журналов судебных заседаний и своевременная передача дел в канцелярию суда и т.п.

Указанные полномочия президиума апелляционного суда дают возможность председателю апелляционного суда иметь полное представление об организационных способностях председателей местных судов при решении вопросов о внесении предложений по кандидатам на назначение на должность председателя суда.

Заседание президиума апелляционного суда проводятся не реже одного раза в месяц. Они являются полномочными, если на их заседаниях присутствуют не менее двух третей от общего состава. Постановления президиума принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов членов, принимающих участие в заседании, и подписываются главой суда, который председательствовал на заседании.

В общих апелляционных судах предусматривается функционирование суда присяжных. Создание суда присяжных реализует выполнение конституционного принципа относительно участия народа в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

Решение вопросов относительно видов судопроизводства, в которых дела могут рассматриваться судом присяжных, а также определение уровня судебной системы, в котором могут быть образованы суды присяжных, Конституция отдала на решение судостроительного и процессуального законодательства.

Закон Украины «О судоустройстве Украины» определил, что суды присяжных образуются в общих апелляционных судах, которые рассматривают гражданские и уголовные дела. Новый Гражданский процессуальный кодекс не предусматривает такой формы участия народа в осуществлении правосудия как присяжные. Суд присяжных предусмотрен только в Уголовно-процессуальном кодексе Украины, который регламентирует порядок их участия в осуществлении правосудия по определенным категориям уголовных дел.

2. Высшие специализированные суды

Высшими судебными органами специализированных судов являются Высший хозяйственный суд Украины и Высший административный суд Украины. Закон допускает возможность образования и других высших специализированных судов в общем порядке, предусмотренном в статье 20 Закона Украины «О судоустройстве Украины».

Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, председателя суда и его заместителей. Требование, предъявляемое к судье быть избранным бессрочно, означает, что стаж работы в должности судьи у него должен быть не менее пяти лет.

В высшем специализированном суде могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в определенной специализации и в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции. Количество и предметная специализация судебных палат в высшем суде определяются не законом, а самим высшим судом. В настоящее время в  Высшем хозяйственном суде образовано четыре судебных палаты:

- по рассмотрению дел о банкротстве;

- по рассмотрению дел связанных с государственным регулированием экономических отношений;

- по рассмотрению дел в спорах между субъектами хозяйствования;

- по рассмотрению дел в хозяйственных спорах, связанных с защитой права на объекты интеллектуальной собственности.

На время принятия Закона Украины «О судоустройстве Украины« (7 февраля 2002 г.) Высший хозяйственный суд существовал одиннадцать лет, десять из которых он именовался Высшим арбитражным судом Украины. Организация системы арбитражных судов регулировалась не Законом «О судоустройстве Украины», а 3аконом «Об арбитражном суде». Высший административный суд же был образован в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве Украины» Указом Президента Украины от 1 октября 2002 года № 889/2002.

Состав судебных палат высшего специализированного суда формируется президиумом этого суда по представлению главы суда .

Президиум высшего специализированного суда образовываются для решения организационных вопросов.

Для решения общих вопросов деятельности всей ветви судов определенной специализации в высшем специализированном суде действует Пленум высшего специализированного суда.

Высшие специализированные суды могут иметь печатные органы, которые делают достоянием гласности решение по судебным делам, аналитические материалы, постановления Пленума и президиума специализированного суда, совета судей судов данной специализации, научные статьи по актуальным проблемам и т.п. Высший хозяйственный суд издает «Сборник решений Высшего хозяйственного суда Украины», «Вестник Высшего хозяйственного суда Украины».

При высших специализированных судах могут образовываться научно-консультативные структуры. Одной из постоянных форм является Научно-консультативный совет, главной задачей которого является обработка вопросов, связанных с разъяснением законодательства, представление выводов относительно проектов законов и других нормативно-правовых актов, а также обработка других вопросов, связанных с необходимостью научного обеспечения деятельности высшего специализированного суда. Именно поэтому в эти советы вместе с судьями, которые имеют значительный опыт работы и склонность к научному осмыслению судебной практики по сложным вопросам применения законодательства, входят также ведущие специалисты в определенных областях права.

В высших специализированных судах по представлению глав соответствующих апелляционных специализированных судов формируется резерв кандидатов на замещение административных должностей в местных хозяйственных и административных судах. Судья не может быть предназначен на административную должность в суде до истечения шестимесячного срока пребывания в резерве.

Согласно 3акона все высшие специализированные суды находятся в г. Киеве.

Полномочия высшего специализированного суда образовывают определенную систему, которая состоит из судебных, аналитических, методических и организационных полномочий. Вместе с этими специализированный суд наделен еще одним полномочием, которое обусловлено его статусом в ветви специализированных судов. это право разъяснительные полномочия.

Указанные полномочия распределяются между структурными образованиями высшего специализированного суда. Поскольку судьи распределены между судебными палатами, можно утверждать, что судебные полномочия реализуются лишь в таких подразделениях суда как судебные палаты.

Судебные полномочия, осуществляемые судьями определенной палаты в составе коллегии судей, заключаются в рассмотрении дел соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке, а также других дел в случаях, определенных процессуальным законом. Однако судебные полномочия Высшего административного суда существенно отличаются от судебных полномочий Высшего хозяйственного суда.

Как и Высший хозяйственный, Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции.

Остальные судебные полномочия Высшего административного суда тесно связаны с судебной защитой избирательных прав граждан и прав на проведение всеукраинских референдумов.

Апелляционный пересмотр указанных дел осуществляет не апелляционный административный суд, а Высший административный суд. Т.е. по таким делам он приобретает полномочия суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 172 Кодекса административного судопроизводства Украины).

Кроме того, непосредственно в Высший административный суд подают жалобу на решение, действий или бездействий Центральной избирательной комиссии относительно установления ею результатов выборов или всеукраинского референдума. Поэтому Высшему административному суду как суду первой  инстанции подсудны дела:

- относительно установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума;

- относительно отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины.

Вместе с судебными полномочиями, т.е. осуществлением правосудия высший специализированный суд ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику как непосредственно высшего суда, так и низших специализированных судов. Эти аналитические полномочия выполняет судебная палата по делам, отнесенным  ее компетенции, в связи с чем глава судебной палаты имеет право истребовать из соответствующего суда дела, судебные решения которых вступили в законную силу.

Методические полномочия высшего специализированного суда состоят в предоставлении методической помощи судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике.

Содержание методической помощи определяется на основании обобщения судебной практики и анализа судебной статистики. Формами методической помощи могут быть ответы на запросы судей низших судов, информационные письма, семинары, рекомендации и т.п.. Указанные полномочия могут осуществлять как судебные палаты, так и президиум высшего специализированного суда.

Право-разъяснительные  полномочия высшего специализированного суда состоят в предоставлении специализированным судам низшего уровня рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции. Указанным полномочием наделен исключительно Пленум высшего специализированного суда.

Организационные полномочия высшего специализированного суда присущи всем его структурным образованиям. Большинство из них нацелены на организацию деятельности палат, президиума, Пленума. Но некоторые полномочия имеют и внешнюю направленность, т.е. на всю ветвь специализированных судов.

Высший специализированный суд может осуществлять другие полномочия, предусмотренные законом.

Председатель Высшего специализированного суда и его заместители назначаются на должность на пять лет из числа судей этого суда Президентом Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины на основании рекомендации Совета судей Украины. Председатель высшего специализированного суда может быть назначен на должность повторно.

Председатель Высшего специализированного суда имеет первого заместителя и заместителей председателя суда. В случае отсутствия председателя Высшего специализированного суда его обязанности выполняет первый заместитель, а при его отсутствии - один из заместителей председателя этого суда в соответствии с распределением обязанностей.

Полномочия председателя Высшего специализированного суда, как и председателей судов низшего уровня, обусловлены тем, что они олицетворяют, во-первых, судью, а во-вторых, руководителя соответствующего судебного учреждения в ветви специализированных судов, которые имеют элементы определенной автономности. Поэтому если административные и судейские полномочия по своему смыслу являются тождественными аналогичным полномочиям председателей судов низших уровней, то организационные и представительные полномочия имеют определенные отличия.

Судебные полномочия председателя высшего специализированного суда заключаются в том, что он может председательствовать в судебных заседаниях коллегий судей при рассмотрении любого дела, лишь бы такое дело относилось к юрисдикции данного суда.

Административные полномочия распространяются лишь на работников аппарата суда и заключаются в праве председателя принимать на работу и увольнять с работы указанных работников, присваивать им ранги государственного служащего, применять к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания.

Президиум высшего специализированного суда по своему назначению является органом оперативного коллегиального решения вопросов организации деятельности как непосредственно высшего суда, так и специализированных судов низших уровней. Все его полномочия имеют организационный характер. По функциональному назначению их можно разделить на организационно-методические и контрольные. Их содержание в целом совпадает с аналогичными полномочиями президиумов апелляционных судов с отличиями, обусловленными уровнем высшего суда.

Реализуя организационно-распорядительные полномочия, Президиум высшего специализированного суда рассматривает вопросы организации деятельности суда, судебных палат, аппарата суда, по представлению председателя высшего специализированного суда утверждает состав каждой из судебных палат; рассматривает вопросы организационного обеспечения деятельности суда и вырабатывает предложения по его улучшению, рассматривает вопросы работы с кадрами судей и работников аппарата высшего специализированного суда и повышения их квалификации.

Президиум высшего суда уполномочен решать определенные организационные вопросы относительно специализированных судов низшего уровня. Так, он заслушивает информацию председателей апелляционных и местных судов относительно организации работы этих судов. Такой информации предшествует проверка состояния организации работы в определенном суде членами президиума. В последнее время состав групп, которые осуществляют проверку, имеет комиссионный характер, поскольку к ее проведению привлекаются и члены совета судей специализированных судов как органа судейского самоуправления.

Президиум также вносит предложения по количеству судей в соответствующих специализированных местных и апелляционных судах. Он предоставляет методическую помощь апелляционным и местным судам для обеспечения правильного применения ими законодательства.

Реализуя указанные контрольные и методические полномочия, президиум не может вмешиваться в деятельность судов по осуществлению правосудия, определять результаты рассмотрения судебных дел.

Состав и порядок работы президиума должны отвечать задачам этого структурного подразделения суда.

В президиум Высшего суда входят председатель высшего специализированного суда, его заместители, а также судьи, количественный состав которых определяется Пленумом специализированного суда. Судьи избираются в состав президиума общими сборами судей этого суда путем тайного голосования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66458. Разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО «Флер де Элен» 347.5 KB
  Целью данной работы является изучение теоретических основ управления прибылью анализ разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО Флер де Элен планирование финансовых результатов определение направлений их совершенствования и поиск путей увеличения чистой прибыли.
66459. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере АБ Капитал) 772 KB
  Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка на примере АБ Капитал Поэтому перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности.
66461. Структурно-семантичні та прагматичні особливості парантезу в оповіданнях У.Фолкнера 209 KB
  Робоча гіпотеза, яка висувається в дослідженні полягає в тому, що експресивна функція парантетичних внесень, експресивний характер є результатом нашарування текстових характеристик на статичну природу речення. Тому парантези — це не тільки, навіть не стільки належність речення, скільки належність тексту.
66462. Розробка рекомендацій щодо підвищення дохідності КБ «Фінанси та кредит» 5.49 MB
  Метою нашої роботи є вивчення і аналіз роботи по проведенню валютно-розрахункових операцій на прикладі КБ Фінанси та кредит здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях залучення клієнтів та збільшення прибутків банку. Національна мережа банківського обслуговування банку...
66463. Шляхи покращення банківського кредитування фізичних осіб 713.5 KB
  Об'єктивні відхилення фактичної потреби господарюючих суб'єктів у фінансуванні їх господарської діяльності від наявності (надлишку або нестачі) вільних ресурсів залежать від багатьох факторів, серед яких: капіталомісткість виробничої діяльності; сезонність виробництва...
66465. Повышение эффективности базового обучения информатике за счет предоставления её теоретических образующих 1.19 MB
  Соответствующая программная среда позволила вести разработки так называемых интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Если традиционные АУК считаются порождением бихевиористической теории обучения, то ИОС связывают с более глубокими психологическими теориями...
66466. Ефективність інфузійної терапії при дегідратації у собак в умовах приватної ветеринарної клініки «Доктор - Вет» м. Дніпропетровська» 3.86 MB
  Дослідити клінічний статус та визначити найбільш інформативні морфологічні показники крові собак за дегідратації; експериментально обґрунтувати ефективні схеми використання комбінованої інфузійної терапії у собак за дегідратації;