79963

Верховный Суд Украины

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Верховный Суд Украины Учебные вопросы: Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины. Полномочия Верховного Суда Украины. Структура и состав Верховного суда Украины. Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины закреплено на конституционном уровне: Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины п.

Русский

2015-02-15

167 KB

2 чел.

PAGE  19

М.2. Судебная система Украины

Лекционное занятие к М. 1.5.

Верховный Суд Украины

Учебные вопросы:

  1.  Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины.
  2.  Полномочия Верховного Суда Украины.  

3. Структура и состав Верховного суда Украины.

Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины закреплено на конституционном уровне: «Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины» (п. 2 ст. 125 Конституции Украины).

Понятие «Высший судебный орган» в системе судов общей юрисдикции обозначает:

1) во-первых, что Верховный Суд Украины возглавляет судебную систему Украины;

2) во-вторых, что он является последней судебной инстанцией в отечественной системе судов общей юрисдикции, решения которой не подлежат пересмотру;

3) в-третьих, Верховный Суд Украины имеет такие полномочия, которые не совпадают по содержанию и объему с полномочиями высших специализированных судов, которые возглавляют подсистемы специализированной юрисдикции.

Содержание понятия «Высший судебный орган» раскрыто в Законе Украины «О судоустройстве Украины», причем оно является характерным не только для судебных, но и для несудебных полномочий Верховного Суда Украины.

Назначением Верховного Суда Украины является осуществление правосудия, обеспечение одинакового применения законодательства всеми судами общей юрисдикции.

  1.  Полномочия Верховного Суда Украины.  

Часть 2 ст. 47 Закона Украины «О судоустройстве Украины» закрепляет перечень полномочий, которые направлены на реализацию назначения, а также других заданий, которые стоят перед Верховным Судом Украины.

Все полномочия можно классифицировать по нескольким группам.

Первую группу образуют судебные полномочия.

Вторую - полномочия, нацеленные на обеспечение единства судебной практики.

Третья группа полномочий нацелена на реализацию принципа верховенства права в правоприменительной  деятельности  судов.

Четвертая группа имеет политический оттенок, поскольку определяет место Верховного Суда Украины в механизме сдерживания и противовесов от злоупотребления властью других ветвей государственной власти. Эти полномочия в научной  литературе именуются или исключительными, или удостоверительными.

Пятая группа полномочий - представительские.

Перечисленные полномочия не являются исчерпывающими, Верховный Суд Украины может осуществлять и другие полномочия, предусмотрены законом.

Первая группа полномочий - Судебные полномочия. Судебные полномочия Верховного Суда Украины реализуются путем осуществления правосудия.

Причем содержание правосудных полномочий полностью определено местом Верховного Суда Украины в судебной системе. Реализуя правосудные полномочия Верховный суд Украины:

а) пересматривает дела в связи с исключительными обстоятельствами в порядке, установленном процессуальным законом;

б) пересматривает дела в кассационном порядке в случаях, установленных законом;

в) в случаях, предусмотренных законом, рассматривает другие дела, связанные с исключительными обстоятельствами.

Пересмотр судебных решений в связи с исключительными обстоятельствами производится по таким основаниям:

- различное применение судом (судами) кассационной инстанции (которыми в Украине являются специализированные суды: Высший административный и Высший хозяйственный суды и судебные палаты и военная судебная коллегия Верховного Суда Украины) одного и того же положения закона;

- признание судебного решения вынесенного международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушающим международные обязательства Украины. Таким учреждением, например, является Европейский Суд по правам человека, созданный Европейской Конвенцией по правам человека и основополагающих свобод; Комитет по правам человека ООН, созданный Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политические правах человека, к которому Украина присоединилась в октябре 1991 г.

Пересмотр судебных решений в кассационном порядке производится по делам, которые рассмотрены местными и апелляционными общими судами, поскольку кассационной инстанцией для этих судов является именно Верховный Суд Украины.

Рассмотрение других дел, связанных с исключительными обстоятельствами, производится по таким основаниям:

1) нововыявленные обстоятельства;

2) неправильное применение материального закона или существенное нарушение требований процессуального закона, которые существенно повлияли на правильность судебного решения.

Вторуя группа - полномочия, нацеленные на обеспечение единства судебной практики. Вместе с судебными полномочиями, то есть осуществлением правосудия, которое в романогерманский (континентальный) системе права является основным способом обеспечения единства судебной практики высшими судебными учреждениями, Верховный Суд Украины наделен и другими полномочиями для выполнения этой задачи. К ним относятся аналитические, методические и праворозъяснительные полномочие.

Согласно Закона Украины «О судоустройстве Украины» Верховный Суд Украины ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обопщает судебную практику, ознакамливается в судах с практикой применения законодательства, дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основании обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

Поскольку аналогичные полномочия имеют и Высший хозяйственный и Высший административный суды, Верховному Суду как наивысшему суду Украины в системе судов общей юрисдикции предоставлено право в случае необходимости признавать недействительными разъяснение Пленума высшего специализированного суда.

Полномочия относительно обеспечения единости судебной практики, которые принадлежат Верховному Суду Украины, реализуются как в целом судом, так и его структурными подразделениями и судьями.

Аналитические полномочия заключаются в том, что судебные палаты и судьи, которые входят в их состав, анализируют судебную статистику, изучают и обобщают судебную практику по рассмотрению дел, которые относятся к предмету юрисдикции палаты.

Методические полномочия заключаются в предоставлении методической помощи соответствующим судам более низкого уровня с целью правильного применения законодательства. Содержание методической помощи каждый раз определяется на основании обобщения судебной практики и анализа судебной статистики. Ее формы определены многолетней практикой и являются такими же, как и у высших специализированных судов: обзоры, листы, семинары и тому подобное.

Право-разъяснительные полномочия Верховного Суда Украины реализуются путем предоставления судам разъяснений по вопросам применения законодательства, необходимость и содержание которых определяются по результатам изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

Суд как орган, который вершит правосудие, то есть государственную деятельность по решению социальных конфликтов, может исходить из основополагающего принципа правосудия - никто не может быть лишен права на рассмотрение своего дела по мотивам отсутствия закона, правовой нормы, ркгулирующей возникший спор. Следовательно, суд берет на себя регламентирующую функцию в случае несовершенства, пробела законодательства. При этом он должен учитывать самые важные современные ценности в правовом регулировании: достижение стабильности, предусмотрительности, взаимоисключающих решений. Таким состоянием законодательного обеспечения объясняются повышенное внимание Верховного Суда Украины к анализу и обобщению судебной практики по самым актуальным категориям дел, активное предоставление разъяснений.

После принятия Конституции Украины и законов от 21 июня 2001 г. и 12 июля 2001 г. (завершение пятилетнего переходного периода, определенного Конституциею) Верховный Суд принял более 60 постановлений разъяснительного характера. Эти постановления, приняты после глубокого анализа и обобщения судебной практики, содержат разъяснение относительно применения нового законодательства по наиболее актуальным и сложным категориям гражданских, уголовних дел, дел об административных правонарушениях, что дает судам возможность принимать решения относительно защиты прав и свобод человека и гражданина исходя из духа Конституции и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека.

Например, только за два года (2003-2004 гг.) Верховный Суд принял такие чрезвычайно важные постановления: от 16 апреля 2004 г. № 7  «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел»; от 24 октября 2003 г. № 7 «О практике назначения судами уголовного наказания»; от 7 февраля 2003 г. № 2 «О судебной практике в делах о преступлениях против жизни и здоровья лиц»; от 27 февраля 2004 г. № 2 «О применении судами законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную и другую антиобщественную деятельность»; от 16 апреля 2004 г. № 5 «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних»; от 2 июля 2004 г. № 13 «О практике применения судами законодательства, предусматривающего права пострадавших от преступлений»; от 25 апреля 2003 р. № 4 «О практике применения судами мер пресечения в виде взятия под стражу и продолжение сроков содержания под стражей на стадиях дознания и досудебного следствия»; от 24 октября 2003 г. № 8 «О применении законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» и др.

Третья группа полномочий - Полномочия по обеспечению действия принципа верховенства права в правоприменительной деятельности судов определены на конституционном уровне. Конституция предоставляет Верховному Суду Украины право обращения в Конституционный Суд Украины для решения вопросов о соответствии Конституции Украины, Законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым (ст. 150 Конституции Украины).

Это полномочие Верховного Суда Украины исходит из того, что Конституция оглашает признание и действие в Украине принципа верховенства права. Содержание этого принципа лежит в признании человека наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Перечень прав и свобод человека, который не есть исчерпывающим, закрепленный Конституциею, которая имеет наивысшую юридическую силу. 3акони и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны отвечать ей. При осуществлении судопроизводства суды решают дела на основании Конституции Украины, международных актов и международных договоров, что е частью национального законодательства, законов. В случаях неопределенности в вопросах соответствия закона, который подлежит применению в конкретном деле, Конституции Украины суд за ходатайствами участников судопроизводства или по своей инициативе приостанавливает осуществления по делу и обращается к Верховному Суду Украины - единой судебного учреждения, которое есть субъектом права на конституционное представление к Конституционному Суду Украины по указанным вопросам. Решение об обращении к Верховному Суду Украины относительно постановки такого вопроса может принимать суд первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Выучив содержание решения, Верховный Суд Украины на пленарном заседании решение вопроса о необходимости внесения конституционного представления.

Верховный Суд Украины является также субъектом права на конституционное представление относительно официального толкования Конституции и законов Украины. Одновременно с Верховным Судом Украины субъектами этого права е также граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица. Однако у Верховного Суда Украины (как и у ограниченного круга субъектов, определенных в Законе «О Конституционном Суде Украины») е  определенные преимущества в более сжатых сроках рассмотрения дела в сравнении с гражданами и юридическими лицами: срок осуществления по делу не должен превышать трех месяцев, а в случае признания Конституционным Судом Украины решения вопроса безотлагательным срок рассмотрения представления не должен превышать одного месяца. Срок же рассмотрения конституционных обращений граждан та юридичиских лиц не должен превышать шести месяцев.

Реализуя эти полномочия, Верховный Суд Украины обращался с конституционными представлениями к Конституционному Суду по таким, например, вопросам: относительно официального толкования положений ч. 1 и ч. 2 ст. 126 Конституции Украины и ч. 2 ст. 13 Закона Украины «О статусе судей» (дело о независимости судей как составляющей их статуса), по поводу чего Конституционным Судом было принято решение'; относительно соответствия Конституции (конституционности) положений некоторых пунктов и частей статей 1, 8, 18, 25, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 48 Закона Украины «О Высшем совете юстиции», по поводу чего Конституционным Судом Украины также было принято рішення2. Инициатива относительно обращения к Конституционному Суду Украины выходит либо от Председателя Верховного Суда, либо от судебных палат.

Четвертая группа полномочий Верховного Суда Украины, которая имеет определенная политическая расцветка, сформулированная в законе таким образом: Верховный Суд Украины дает вывод относительно наличия или отсутствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; подаёт за обращением Верховного Совета Украины письменное представление про невозможность выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья.

Эти полномочия выплывают из следующих положений. Президент Украины является главой государства, гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, сдерживания Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Ради того, чтобы он мог реализовывать свое назначение, его конституционноправовой статус состоит как из норм, что гарантируют ему возможность реализовывать свои конституционные полномочия, так и из норм, которые предусматривают возможную ответственность главы государства.

К первым принадлежат, в частности, нормы, закрепленные в ст. 105 Конституции Украины, среди которых е пользование правом неприкосновенности на время выполнения своих полномочий.

Ко вторым принадлежат нормы, закрепленные в ч. 2 ст. 108 Конституции, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Президента Украины в разе «... 2) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья, 3) устранение с поста в порядке импичмента».

Реальная власть главы государства зависит не столько от о6сягу надлежащих ему конституционных полномочий, сколько от формы правления, характера политического режима, соотношение сил в государстве в тот или другой промежуток времени, а очень часто и от личных свойств лица, которое занимает эту должность. В условиях, когда каждый из носителей власти - Президент и законодательный орган - в значительной мере отделены один от другого, поскольку имеют фиксированный мандат всенародного избранника, могут более-менее самостоятельно функционировать на протяжении всего срока конституционных полномочий, поиск точек касания между ними, компромисса, особенно когда они являются представителями разных политических сил, может быть весьма сложным. Поэтому не исключена возможность досрочного отстранения Президента от должности, к тому же основания для  этого могут быть как реальными, так и надуманными. Именно поэтому в цепи последовательных звеньев процедуры импичмента или признания невозможности выполнения полномочий по состоянию здоровья центральное звено принадлежит Верховному Суду Украины.

Независимый, беспристрастный, не политизирует, а следовательно, и объективный коллегиальный орган, который состоит из самых опытных профессионалов, способен дать вывод относительно наличия или отсутствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления, а также на самом ли деле невозможное выполнение Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья, это ли просто безосновательное использование одного из средств политической  борьбы.

Представительские полномочия Верховного Суда Украины заключаются в том, что, олицетворяя систему судов общей юрисдикции, он принимает представителей высших судебных учреждений других государств, организовывает международные семинары, встречи; должностные лица Верховного Суда Украины принимают участие в аналогичных мероприятиях за границей. Такие же представительские функции Верховного Суда Украины и на внутригосударственном уровне, в частности при решении вопросов формирования Государственного бюджета Украины.

Как уже указывалось, перечень полномочий, предоставленный в ст. 47 3акону Украины «О судоустройстве Украины», не е исчерпывающим. Возможное осуществление и других полномочий при условии, что они предусмотрены законом. Одним из таких законов е Криминально-процессуальный кодекс Украины, какой предусматривает порядок избрания меры пресечения в виде взятия под стражу и определяет, суды какого уровня имеют полномочие из продолжения срока держания под стражей.

3а КПК Украины срок держания под стражей во время досудебного следствия не должен длиться более два месяцев. Но из оснований, определенных законом, он может быть продолжен:

- до четырех месяцев - судьей того суда, который вынес постановление о применении этой меры пресечения (за обычай местного общего);

- до девяти месяцев - судьей апелляционного суда;

- до восемнадцати месяцев - судьей Верховного Суда Украины.

3. Структура и состав Верховного суда Украины.

Должностной состав Верховного Суда Украины определен в нескольких статьях 3акону Украины «О судоустройстве Украины»: ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 50, ст. 52, ч. 5 ст. 53.

Верховный Суд Украины возглавляет Председатель Верховного Суда Украины. Принципы и механизм занятия им должности закреплены на конституционном уровне. 3а Конституциею Украины Председатель Верховного Суда Украины избирается на должность и освобождается с должности путем тайного голосования Пленумом Верховного Суда Украины в порядке, установленном законом. 3акон Украины «О судоустройстве Украины» детализирует указанные принципиальные положения. 3а Законом Председатель Верховного Суда Украины избирается на срок пять лет и считается избранным, если за него подано большинство голосов от общего состава Пленума. Судья, избранный Головой, не может быть избран на эту должность более чем на два срока кряду.

В состав Верховного Суда Украины входят судьи Верховного Суда Украины, избранные на должность бессрочно, количество которых устанавливается указом Президента Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины, согласованным с Советом судей Украины.

Судейский состав Верховного Суда Украины с 1994 г. к последним временам оставался неизменным и насчитывал 85 лиц.

В связи с приобретением 1 сентября 2005 г. действия Кодексом административного судопроизводства Украины встал вопрос об увеличении количественного состава судей Верховного Суда Украины. Пленум Верховного Суда Украины 23 сентября 2005 г. принял постановление о необходимости увеличения количества судей. Советом судей Украины 30 сентября  2005 г. было дано согласие на увеличение судейского состава до 95 судей. Президент Украины 7 октября 2005 г. выдал Указ « 1427/2005 «Про количество судей Верховного Суда Украины», которым установлено, что количество судей складае 95 лиц.

Поскольку в Верховном Суде образованы палаты, которые осуществляют рассмотрение дел по вопросам юрисдикции специализированных судов, к судьям этих палат выдвигаются дополнительные требования, которые должны гарантировать не только высокий профессиональный уровень судей Верховного Суда, но и компитентность в вопросах специализированной юрисдикции .Эти судьи должны иметь стаж судейской деятельности в соответствующем высшем суде не меньше трех лет или в соответствующем апелляционном специализированном суде не меньше пяти.

В составе Верховного Суда Украины действуют:

1) Судебная палата в гражданских делах;

2) Судебная палата в уголовных делах;

3) Судебная палата в хозяйственных делах;

4) Судебная палата в административных делах.

В составе Верховного Суда работает Военная судебная коллегия.

Для решения внутренних организационных вопросов деятельности Верховного Суда Украины действует Президиум Верховного Суда Украины.

В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины, который решает вопросы, определенные «Конституциею Украины и Законом и О судоустройстве Украины» .

Полномочия Верховного Суда Украины распределены между структурными образованиями суда. Например, судейские, аналитические, методические полномочия осуществляют судебные палаты и судьи, которые входят в состав палат; праворозъяснительные полномочие имеет лишь Пленум. Также лишь он имеет полномочие по обеспечению реализации принципа верховенства права и решения конфликтов (в пределах своих полномочий) других ветвей власти.

Полномочие судьи Верховного Суда Украины в своей мере в большинстве совпадают с полномочиями судей более низких уровней судебной системы, и только некоторые из них определяются уровнем суда, в котором работает судья, и палатой, в состав которой он входит. Судья производит правосудие в порядке, установленном процессуальным законом; применение необходимых процессуальных и организационных мер с целью обеспечения своевременного и качественного рассмотрения дел; изучает в судах более низкого уровня состояние организации осуществления судопроизводства и дает им методическую помощь; анализирует судебную практику, вносит в установленном порядке предложения относительно ее улучшения и усовершенствование законодательства. последнее полномочие требует объяснений. Действительно, анализ судебной практики может привести судью к выводу относительно необходимости ее улучшение, причем разногласия в правоприменении могут быть обусловлены разными факторами, в том числе и несовершенством  законодательство.

Алгоритм этой деятельности такой:

- судья (судьи) вносит судовой палате предложения относительно улучшения судовой практики рассмотрения определенной категории дел;

- судебная палата в случае поддержки позиции судьи готовит проект постановления Пленума Верховного Суда Украины и вносит на рассмотрение Пленума предложения относительно необходимости разъяснения судами отдельных вопросов применения законодательства в судовой практике;

- Пленум Верховного Суда дает разъяснения судам общей юрисдикцїі по вопросам применения законодательства.

Следовательно, полномочие судьи относительно внесения предложений в облегчении судовой практики является эффективным и целеустремленным средством обеспечения едностве судовой практики.

Даже в тех случаях, когда Пленум или судебная палата считают, что в предоставлении разъяснений нет необходимости, материалы обобщения под рубрикой «в судебных палатах» обнародовали в официальном издании «Вестник Верховного Суда Украины», что тоже е определенным средством влияния на обеспечения  единство судебной  практики. Что же касается полномочие по внесении предложений по усовершенствованию законодательства, то предвидение на законодательном уровне таких полномочий судьи при том, что Верховный Суд Украины не является при Конституции  Украины субъектом законодательной инициативы, является ерундой.

Судья е членом судебной палаты, где он работает, и он же по должности е членом Пленума Верховного Суда, поэтому он принимает участие в рассмотрении вопросов, которые вносятся на заседание соответствующей судебной палаты и Пленума Верховного Суда Украины. Его полномочия, перечисленные в ст. 49 3акона  Украины «О судоустройстве Украины», не являются исчерпывающими, он может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные законом.

Полномочие Председателя Верховного Суда Украины обусловленные тем, что он, во-первых, судья, а во-вторых, руководителем учреждения, которое является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции.

Поэтому эти полномочия тоже, как и у руководителей более низких судебных учреждений, можно разделить на несколько групп: судебные, административные, организационные и представительские. Административные и судейские полномочия Председателя Верховного Суда по своему содержанию тождественные аналогичным полномочием голов более низких судов, а организационные и представительские имеют определенное отличие.

Судейские полномочия Председателя Верховного Суда Украины заключаются в том, что он может председательствовать в судебных заседаниях коллегий судей Верховного Суда Украины в любой палате при рассмотрении любого дела, а также на общих заседаниях палат при рассмотрении дел, связанных с исключительными обстоятельствами.

Административные полномочия Головы распространяются лишь на работников аппарата Верховного Суда Украины: он управляет работой аппарата суда, принимает на работу та увольняет работников аппарата, присваивает им ранги государственного служащего, застосовуе относительно них поощрение и накладывает дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством.

Аппарат суда состоит из разветвленной системы управлений и отделов, среди которых есть такие:

- Управление обеспечения деятельности Судебной палаты в уголовных делах;

- Управление обеспечения деятельности Судебной палаты в гражданских делах;

- Управление международно-правового сотрудничества; - Управление кадрового обеспечения; - Управление законодательного обеспечения; - Управление обобщения судебной практики; - Управление информационных технологий;

- Управление документального обеспечения и контроля; - Редакционно-издательское управление; - Хозяйственное управление.

Созданная система управлений и отделов реализует задания, которые положены законом на аппарат Верховного Суда Украины - организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности суда (ч. 1 ст. 56).

Организационные полномочия, которыми наделенный Председатель Верховного Суда Украины, за своей направленностью могут быть разделены на две группы. Первая группа полномочий нацелена на обеспечение деятельности судебной системы общих судов или судебной системы судов общей юрисдикции в целом, вторая группа полномочий мае на цели обеспечения деятельности Верховного Суда Украины.

К первой принадлежат такие полномочия:

- согласование представления, что вносит Министр юстиции Украины к Президенту Украины относительно образования и ликвидации судов общей юрисдикции;

- внесение представления о назначении и избрании, а также освобождение от должности судей;

- внесение представления о назначении судей на административные  должности;

- внесение представления к соответствующей квалификационной комиссии о предоставлении вывода относительно возможности избрания или назначения судей на должности';

- внесение представления к Высшей квалификационной комиссии судей Украины о проведении квалификационной аттестации судей соответствующих судов;

Процедура занимания административных должностей в судах, закрепленных в законе, не соответствует требованиям надежности функционирования системы. В ней отсутствующие страховые механизмы, которые 6 гарантировали непрерывность, бесперебойность функционирования, невзирая на преграды или внутренние недостатки. Слишком слабым, впечатлительным звеном в построенном цепи деятельности по назначении судей на административные должности е безальтернятивная сосредоточенность на одном должностном лице - Председателе Верховного Суда Украины. Отсутствие Председателя Верховного Суда через его роль в выписанной законом процедуре е тормозом в обеспечении должного функционирования судебной системы как общих, так и специализированных судов, поскольку именно он вносит представление Президенту Украины относительно назначения судей Украины на административные должности. В системе общих судов эта цепь выглядит таким образом.

Для занимания должности главы общего местного суда необходимо осуществить ряд действий: а) внести предложения от председателя апелляционного суда относительно кандидатуры на должность; б) подготовить и внести Советом судей Украины рекомендации; в) внести Председателем Верховного Суда представления Президенту Украины.

Для занимания должности главы общего апелляционного суда необходимо осуществить ряд действий:

  а) подготовить и внести Советом судей Украины рекомендации; б) внести представление Председателем Верховного Суда Президенту Украины.

Следовательно, при отсутствии Председателя Верховного Суда Украины, во-первых, не может быть признанный на должность председатель местного общего суда, а во-вовторых, председатель общего апелляционного суда, причем при отсутствии председателя апелляционного суда никому будет даже инициировать вопрос относительно кандидатур на должности голов местных судов.

Казалось бы, что такой порядок не так болезненно касается системы специализированных судов, как достаточно автономных подсистем. Но жизнь оказалась значительно богаче, чем варианты регуляции, закрепленные законом за непредвиденным, но достаточно жжизненным стечением обстоятельств Председателя Верховного Суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины из разных оснований оставили почти одновременно свои должности. Которые же это имеет последствия? Отсутствие в должности Главы Верховного Суда Украины тянет за собой невозможность внесения представления относительно назначения Председателя Высшего хозяйственного суда. В свою очередь отсутствие Председателя Высшего хозяйственного суда не дает возможности наполнять судейский корпус судьями, которые избираются в хозяйственные суды бессрочно, и формировать административный состав этих судов.

- внесение Президенту Украины представлений об утверждении перечня штатных должностей военных судов и соответствующих этим должностям военных званий, а также о присвоения в соответствии с законом военных званий военным судьям.

Вторая группа организационных полномочий обеспечивает функционирования собственно Верховного Суда Украины.

Председатель Верховного Суда, реализуя свои полномочия из организации работы суда:

- розделяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Украины;

- організовуе работу Президиума та  собирает Пленум Верховного Суда Украины, вносит вопрос на их рассмотрение и возглавляет на их засиданиях;

- на основании акта об избрании судьей Верховного Суда Украины или прекращения полномочий судьи видает соответствующий приказ;

- вносит на рассмотрение Пленума предложения по количества судей в составе Президиума Верховного Суда и в составе судебных палат; вносит предложения Президиума относительно персонального состава судебных палат';

- организовывает финансирование и совершает руководство организационным обеспечением деятельности Верховного Суда Украины, утверждает штатное расписание и смета расходов на содержание Верховного Суда Украины;

- утверждает положение о структурных подразделениях Верховного Суда Украины;

- руководит организацией работы судебных палат.

Представительские полномочия Председателя Верховного Суда Украины оказываются в том, что он представляет Верховный Суд Украины и систему судов общей юрисдикции в сотрудничистве с другими органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления, а также с судебными органами других государств и международными организациями.

Председатель Верховного Суда Украины по должности входит в состав Высшего совета юстиции.

Председатель Верховного Суда Украины имеет первого заместителя и заместителей. В целом руководство Верховного Суда состоит из пяти лиц: Голова, первый заместитель и три заместителя. Полномочия заместителей есть производными от полномочий Головы. В случае его отсутствия полномочия председателя выполняет его первый заместитель, а при отсутствии

первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда

Украины согласно с распределением обязанностей, содержание которых  определяет Голова.

Председатель Верховного Суда Украины по вопросам, которые принадлежат к его полномочиям, издает приказы и распоряжения.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины и заместители:

- осуществляют руководство работой подразделов Суда

в соответствии с установленным распределением обязанностей;

- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий судей Верховного Суда Украины;

- организуют работу соответствующих судебных палат;

- выполняют другие обязанности, определенные распоряжения  мы Председатели Верховного Суда.

Судебные палаты Верховного Суда Украины:

1) осуществляют судопроизводство по делам, отнесенных к их ведунью, в порядке, установленном процессуальным законом;

   2) анализируют судебную статистику и изучают судебную практику;

3) готовят проекты постановлений Пленума Верховного Суда Украины;

4) осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Судебная палата Верховного Суда Украины создается по решению Пленума Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины. Судебную палату Верховного Суда Украины возглавляет председатель Судебной палаты.

Председатель Судебной палаты:

1) организовывает работу соответствующей Судебной палаты;

2) формирует коллегии судей для рассмотрения судебных дел, возглавляет в судебных заседаниях или назначает для этого судей;

3) организовывает ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики по делам юрисдикции Судебной палаты; имеет право вытребовать из соответственных судов дела, судебные решения по которым набрали законной силы;

4) информирует Президиум Верховного Суда Украины о деятельности Судебной палаты;

5) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда Украины предложения относительно необходимости разъяснения судам отдельных вопросов применения законодательства в судебной практике;

6) обеспечивает предоставление методической помощи соответствующим судам более низкого уровня с целью правильного применения законодательства;

7) совершает другие предусмотренные законом полномочия. Председатель Судебной палаты Верховного Суда Украины назначается на должность рекомендацией Президиума Верховного Суда Украины из числа судей Верховного Суда Украины сроком на пять лет и увольняется с должности Пленумом Верховного Суда Украины путем тайного голосования.

Председатель Судебной палаты имеет заместителя, который обеспечивает организацию рассмотрения дел в судебных заседаниях, исполняет другие поручения председателя палаты относительно организации деятельности Судебной палаты, а также исполняет обязанности председателя Судебной палаты при его отсутствии. 3аступник председатели Судебной палаты назначается на должность из числа судей Верховного Суда Украины. Увольняется с должности в порядке, предусмотренному для назначения председателя Судебной палаты.

Предложение об освобождении судьи от должности главы Судебной палаты или его заместителя может быть внесено Председателем Верховного Суда Украины или не менее как половиной составлю судей соответствующей палаты за их подписями. Председатель Судебной палаты и его заместитель могут быть назначены на административные должности повторно.

Военную судебную коллегию возглавляет председатель коллегии, который по должности приравнивается к заместителю председателя Судебной палаты.

При Судебной палате работает группа научных консультантов Верховного Суда Украины.

Президиум Верховного Суда Украины действует в составе Председателя Верховного Суда Украины, его заместителей, голов судебных палат, секретаря Пленума Верховного Суда Украины и судей Верховного Суда Украины, количественный состав которых назначается Пленумом Верховного Суда Украины.

Судьи Верховного Суда Украины избираются в состав Президиума Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины или за пропозицией судей Верховного Суда Украины Пленумом Верховного Суда Украины путем тайного голосования сроком на пять лет. Избранным считается судья, за которого подано большинство голосов судей, присутствующих на заседании Пленума. В таком же порядке судьи освобождаются досрочно от обязанностей члена Президиума.

Президиум Верховного Суда Украины:

1) рассматривает вопросы организации деятельности Верховного Суда Украины, судебных палат и аппарата Верховного Суда Украины;

2) утверждает персональный состав судебных палат; заслушивает информацию голов судебных палат и Военной судебной коллегии об их деятельности;

3) рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, принимает соответствующие рекомендации;

4) рассматривает вопроса финансированния и организационного обеспечения деятельности Верховного Суда Украины и розробатывает предложения относительно их улучшения; одобряет предложения к проекту Государственного бюджета Украины относительно финансирования деятельности Верховного Суда Украины;

5) россматривает вопрос работы с кадрами судей и работников аппарата Верховного Суда Украины и повышения их  квалификации;

6) утверждает положение о премировании судей и работников аппарата Верховного Суда Украины, о предоставлении материальной помощи; устанавливает надбавки к должностным окладам судей, которые занимают административные должности;

7) заслушивает информацию голов апелляционных общих и высших специализированных судов относительно организации работы этих судов;

8) разробатывает предложения относительно количества судей в соответствующих судак на основании нормативов нагрузки судей в судах всех уровней;

9) решает вопрос относительно учреждения печатных изданий Верховного Суда Украины та заслушивает отчеты о работе редакционных коллегий этих органов; утверждает по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины положения о научно-консультативном совете при Верховном Суде Украины та ее персональный состав;

10) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда Украины вопроса в соответствии с его Регламентом;

11) совершает другие полномочия, предусмотренные законом.

3асидания  Президиуму Верховного Суда Украины проводятся не менее одного раза на два месяца. Заседание Президиума является полномочным при условии присутствия на нем не менее как двух третьих его состава.

Постановления Президиума принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов членов Президиума, присутствующих на заседании, и подписываются Председателем Верховного Суда Украины или его заместителем, который председательствовал на заседании. В заседаниях Президиума, на которых рассматриваются вопросы деятельности специализированных судов, принимают участие председатели высших специализированных судов.

Для подготовки проектов постановлений Пленума Верховного Суда Украины, изучение отдельных вопросов, связанных с совершенствованием осуществления правосудия, Президиум Верховного Суда Украины может создавать рабочие группы из числа судей и специалистов в соответствующих сверах права.

Пленум Верховного Суда Украины - это высший орган в структуре других образований Верховного Суда Украины. Он, в сущности, е общими собраниями суда, и его решения, которые имеют название «постановление», - это консолидированное мнение коллегиального органа, в состав которого входят теперь 99 судей, - наилучших, самых опытных професионалов в отрасли права. В заседаниях Пленума кроме лиц, определенных законом, могут принимать участие председатели апелляционных судов, научные работники, народные депутаты.

Полномочие Пленума можно разделить на несколько групп: организационные, кадровые, контрольные, праворозъяснительные, обеспечение верховенства права. Полномочия, которые заключаются в констатации наличия или отсутствия в действиях Президента Украины признаков преступления или невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья, в литературе именуются либо удостоверяющими, либо исключительными.

Пленум  Верховного Суда Украины е коллегиальным органом, полномочия которого определяются Конституциею Украины и 3аконом («О судоустройстве Украины». В состав Пленума Верховного Суда Украины входят все судьи Верховного Суда Украины, председатели высших специализированных судов, их первые заместители. Предусмотренное участие и председатели Апелляционного суда Украины.

Пленум Верховного Суда Украины:

1) в соответствии с Конституцией Украины выбирает на должность и увольняет из должности путем тайного голосования Председателя Верховного Суда Украины, а также производит назначения и освобождения судей с других административных должностей в Верховном Суде Украины в порядке, установленном 3аконом Украины «О судоустройстве Украины»;

2) создает судебные палаты Верховного Суда Украины, определяет их количественный состав, назначает голов судебных палат и их заместителей;

3} определяет количественный состав судей Президиума Верховного Суда Украины и избирает  их  в порядке, предусмотренном этим Законом;

4) назначае на должность из числа судей Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины и снимеет с должности секретаря Пленума Верховного Суда Украины;

5) заслушивает информации Председателя Верховного Суда Украины, голов судебных палат Верховного Суда Украины, голов высших специализированных судов и апелляционных судов относительно организации работы судебных палат и деятельности соответствующих судов;

6) дает разъяснение судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства, в случае необходимости определяет недействительными соответствующие разъяснения высших специализированных судов;

7) принимает решение об обращении к Конституционному Суду Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;

8) в соответствии с Конституцией Украины одобряет вывод относительно наличия или отсутствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления, а также одобряет представления в Верховную Раду Украины о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

9) утверждает Регламент Пленума Верховного Суда Украины;

10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

3асідання Пленума Верховного Суда Украины е полномочным при условии присутствия на нем не менее как двух третей состава Пленума.

В работе Пленума Верховного Суда Украины принимают участие Председатель Высшего совета юстиции, Генеральный прокурор Украины и Министр юстиции Украины.

Пленум Верховного Суда Украины созывается по необходимости, но не менее одного раза на три месяца. О времени созыва Пленума и вопроса, что выносятся на его рассмотрение, участникам заседания Пленума сообщается не позднее как за десять дней до заседания.

Проекты постановлений Пленума Верховного Суд, у Украины относительно предоставления разъяснения по вопросам применения законодательства при решении судебных  дел должны быть посланными

Генеральному прокурору Украины и Министру юстиции Украины не позднее как за десять дней до заседания.

Заседание Пленума ведет Председатель Верховного Суда Украины, а в случае его отсутствия  первый заместитель или другой заместитель Председателя Верховного Суда Украины в соответствии с Регламентом.

Порядок работы Пленума Верховного Суда Украины устанавливается этим Законом и принятым в соответствии с ним Регламентом Пленума Верховного Суда Украины.

Пленум Верховного Суда Украины принимает по рассмотренным вопросам постановления. Постановления Пленума Верховного Суда Украины подписываются председателем на заседании Пленума и секретарем Пленума и публикуются в официальном печатном органе Верховного Суда Украины.

Секретарь Пленума Верховного Суда Украины организовывает работу секретариата Пленума, подготовку заседаний Пленума, забезпечивает ведение протокола та контролирует выполнение постановлений, принятых Пленумом Верховного Суда Украины.

Аппарат Верховного Суда Украины производит организационно-методическое та информационное обеспечение деятельности Верховного Суда Украины. 3агальну численность и структуру аппарата утверждает Президиум Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины, а положение об аппарате - Председатель Верховного Суда Украины по согласованию с Президиумом Верховного Суда Украины.

Для обеспечения Верховного Суда Украины нормативноправовыми актами, научной и другой специальной литературой, материалами судебной практики действует библиотека Верховного Суда Украины, положение о которой утверждается Председателем Верховного Суда Украины.

Материалы, связанные с деятельностью Верховного Суда Украины, хранятся в архиве Верховного Суда Украины.

При Верховном Суде Украины работает Научно-консультационный совет, которая создается из числа висококвалифицированных специалистов в отрасли права для предыдущего рассмотрения проектов постановлений Пленума Верховного Суда Украины относительно разъяснения законодательства, предоставление выводов относительно проектов законодательных актов и по другим вопросам деятельности Верховного Суда Украины, подготовка которых требует научного обеспечения.

Порядок организации и деятельности научно-консультативного совета Верховного Суда Украины определяется положением, что утверждается Президиумом Верховного Суда Украины.

Верховный Суд Украины имеет офицальный печатный орган, в котором публикуются материалы судебной практики Верховного Суда Украины и других судов общей юрисдикции, материалы по вопросам организации деятельности судов общей юрисдикции и другие материалы.

Глава 5. Верховний Суд України

Стаття 38. Верховний Суд України - найвищий судовий орган

1. Верховний Суд України є найвищим судовим органом у системі судів загальної юрисдикції.

2. Верховний Суд України:

1) переглядає справи з підстав неоднакового застосування судами (судом) касаційної інстанції однієї і тієї ж норми матеріального права у подібних правовідносинах у порядку, передбаченому процесуальним законом;

2) переглядає справи у разі встановлення міжнародною судовою установою, юрисдикція якої визнана Україною, порушення Україною міжнародних зобов'язань при вирішенні справи судом;

3) надає висновок про наявність чи відсутність у діяннях, в яких звинувачується Президент України, ознак державної зради або іншого злочину; вносить за зверненням Верховної Ради України письмове подання про неможливість виконання Президентом України своїх повноважень за станом здоров'я;

4) звертається до Конституційного Суду України щодо конституційності законів, інших правових актів, а також щодо офіційного тлумачення Конституції та законів України.

Стаття 39. Склад Верховного Суду України

1. До складу Верховного Суду України входять двадцять суддів - по п'ять суддів від кожної спеціалізованої юрисдикції (цивільної, кримінальної, господарської, адміністративної), з числа яких обираються Голова Верховного Суду України та його заступник.

2. Суддею Верховного Суду України може бути особа, яка має стаж роботи на посаді судді не менше п'ятнадцяти років або суддя Конституційного Суду України.

3. У Верховному Суді України діє Пленум Верховного Суду України для вирішення питань, визначених Конституцією України та цим Законом. Склад і порядок діяльності Пленуму Верховного Суду України визначаються цим Законом.

4. При Верховному Суді України утворюється Науково-консультативна рада, статус якої визначається цим Законом.

5. Верховний Суд України має офіційний друкований орган та може бути співзасновником інших друкованих видань.

Стаття 40. Суддя Верховного Суду України

1. Суддя Верховного Суду України:

1) бере участь у розгляді справи в порядку, встановленому процесуальним законом;

2) бере участь у розгляді питань, що виносяться на засідання Пленуму Верховного Суду України;

3) аналізує судову практику, вносить у встановленому порядку пропозиції щодо вдосконалення законодавства та його застосування;

4) здійснює інші повноваження, визначені законом.

Стаття 41. Голова Верховного Суду України

1. Голова Верховного Суду України:

1) представляє суд як орган державної влади у зносинах з іншими органами державної влади, органами місцевого самоврядування, фізичними та юридичними особами, а також із судовими органами інших держав та міжнародними організаціями;

2) визначає адміністративні повноваження заступника Голови Верховного Суду України;

3) скликає Пленум Верховного Суду України; вносить на розгляд Пленуму подання щодо призначення на посаду секретаря Пленуму; виносить на розгляд Пленуму питання та головує на його засіданнях;

4) видає на підставі акта про обрання на посаду судді Верховного Суду України або звільнення судді з посади відповідний наказ;

5) повідомляє Вищу кваліфікаційну комісію суддів України про наявність вакантних посад у Верховному Суді України в десятиденний строк з дня їх утворення;

6) контролює ефективність діяльності апарату суду, вносить Голові Державної судової адміністрації України подання про призначення на посаду керівника апарату суду, заступника керівника апарату суду та про звільнення їх з посад, а також про застосування до керівника апарату суду, його заступника заохочення або накладення дисциплінарного стягнення відповідно до законодавства;

7) інформує Пленум Верховного Суду України про діяльність Верховного Суду України;

8) здійснює інші повноваження, визначені законом.

2. Голова Верховного Суду України з питань, що належать до його адміністративних повноважень, видає накази і розпорядження.

3. У разі відсутності Голови Верховного Суду України його адміністративні повноваження здійснює заступник Голови Верховного Суду України, а за відсутності заступника Голови - суддя цього суду, який має більший стаж роботи на посаді судді.

Стаття 42. Порядок обрання Голови Верховного Суду України

1. Голова Верховного Суду України обирається на посаду строком на п'ять років та звільняється з посади Пленумом Верховного Суду України більшістю голосів від загального складу Пленуму шляхом таємного голосування.

2. Пленум Верховного Суду України з питання обрання Голови Верховного Суду України скликається не пізніше одного місяця з дня припинення повноважень попереднього Голови Верховного Суду України.

3. Процедура обрання на посаду Голови Верховного Суду України та звільнення його з посади встановлюється Регламентом Пленуму Верховного Суду України, що затверджується Пленумом. Зміна регламентної процедури менше ніж за шість місяців до закінчення строку повноважень Голови Верховного Суду України не допускається.

Стаття 43. Порядок дострокового звільнення з посади Голови Верховного Суду України

1. Голова Верховного Суду України може бути достроково звільнений з посади з підстав, встановлених законом. Повноваження Голови Верховного Суду України також припиняються достроково внаслідок висловлення йому недовіри Пленумом Верховного Суду України.

2. Порядок дострокового припинення повноважень Голови Верховного Суду України внаслідок висловлення йому недовіри Пленумом Верховного Суду України визначається виключно цією статтею. Регламент Пленуму Верховного Суду України щодо цього порядку не застосовується.

3. Питання про висловлення недовіри Голові Верховного Суду України розглядається Пленумом Верховного Суду України за поданням не менш як п'ятої частини суддів від складу Пленуму Верховного Суду України, скріпленим їх підписами. Подання має бути вмотивованим.

4. Для проведення Пленуму Верховного Суду України з питання висловлення недовіри Голові Верховного Суду України судді, визначені в частині третій цієї статті, створюють організаційний комітет та призначають його голову і заступника, про що складається протокол.

5. Організаційний комітет забезпечує підготовку і проведення Пленуму Верховного Суду України з питання висловлення недовіри Голові Верховного Суду України у двадцятиденний термін з дня його створення. Учасники засідання Пленуму Верховного Суду України повідомляються організаційним комітетом про день і час скликання Пленуму Верховного Суду України та питання, що виноситься на його розгляд, з надсиланням відповідних матеріалів у порядку, встановленому цим Законом. Внесення до порядку денного Пленуму Верховного Суду України інших питань, крім висловлення недовіри Голові Верховного Суду України, забороняється.

6. Засідання Пленуму Верховного Суду України з питання висловлення недовіри Голові Верховного Суду України є повноважним за умови присутності на ньому більше половини суддів від складу Пленуму Верховного Суду України. На засіданні Пленуму Верховного Суду України головує голова організаційного комітету, а в разі його відсутності - заступник голови організаційного комітету.

7. Головуючий виносить на затвердження Пленуму Верховного Суду України пропозиції щодо секретаря засідання Пленуму Верховного Суду України, персонального складу лічильної комісії, а також форми бюлетня та протоколу голосування, які затверджуються відкритим голосуванням.

8. Питання про висловлення недовіри Голові Верховного Суду України розглядається за участі Голови Верховного Суду України або без його участі. Голова Верховного Суду України по суті порушених питань може також надати письмові пояснення, які висвітлюються ним або уповноваженою ним особою на засіданні Пленуму Верховного Суду України.

9. Організаційний комітет визначає порядок проведення засідання та процедуру голосування з урахуванням вимог цього Закону та здійснює контроль за її дотриманням.

10. Рішення про висловлення недовіри Голові Верховного Суду України приймається шляхом таємного голосування більшістю голосів від складу Пленуму Верховного Суду України.

11. Рішення про висловлення недовіри Голові Верховного Суду України оформлюється Постановою Пленуму Верховного Суду України, яка підписується головуючим та секретарем засідання, обраним Пленумом Верховного Суду України за пропозицією головуючого.

12. Висловлення недовіри Голові Верховного Суду України не позбавляє його повноважень судді Верховного Суду України. У разі дострокового припинення повноважень Голови Верховного Суду України обрання Голови Верховного Суду України здійснюється в порядку, встановленому цим Законом.

13. Питання про недовіру Голові Верховного Суду України не може ініціюватися протягом року з дня його розгляду на засіданні Пленуму Верховного Суду України.

14. Порядок звільнення з посади Голови Верховного Суду України з підстав, не пов'язаних з висловленням йому недовіри Пленумом Верховного Суду України, визначається законом та Регламентом Пленуму Верховного Суду України.

Стаття 44. Заступник Голови Верховного Суду України

1. Заступник Голови Верховного Суду України обирається на посаду строком на п'ять років та звільняється з посади Пленумом Верховного Суду України більшістю голосів від загального складу Пленуму шляхом таємного голосування.

2. Заступник Голови Верховного Суду України може бути достроково звільнений з посади у порядку, встановленому Регламентом Пленуму Верховного Суду України.

3. Заступник Голови Верховного Суду України здійснює адміністративні повноваження, визначені Головою Верховного Суду України, та інформує Пленум Верховного Суду України про свою діяльність.

Стаття 45. Пленум Верховного Суду України

1. Пленум Верховного Суду України є колегіальним органом, повноваження якого визначаються Конституцією України та цим Законом. До складу Пленуму Верховного Суду України входять усі судді Верховного Суду України.

2. Пленум Верховного Суду України:

1) обирає на посади та звільняє з посад Голову Верховного Суду України, його заступника у порядку, встановленому цим Законом;

2) призначає на посаду з числа суддів Верховного Суду України за поданням Голови Верховного Суду України та звільняє з посади секретаря Пленуму Верховного Суду України;

3) заслуховує інформацію Голови Верховного Суду України, заступника Голови Верховного Суду України про їх діяльність;

4) надає висновки щодо проектів законодавчих актів, які стосуються судової системи та діяльності Верховного Суду України;

5) приймає рішення про звернення до Конституційного Суду України з питань конституційності законів та інших правових актів, а також щодо офіційного тлумачення Конституції та законів України;

6) надає висновок про наявність чи відсутність у діяннях, в яких звинувачується Президент України, ознак державної зради або іншого злочину; вносить за зверненням Верховної Ради України письмове подання про неможливість виконання Президентом України своїх повноважень за станом здоров'я;

7) затверджує Регламент Пленуму Верховного Суду України.

3. Засідання Пленуму Верховного Суду України є повноважним за умови присутності на ньому не менше двох третин від складу Пленуму, крім випадків, встановлених цим Законом.

4. На засідання Пленуму можуть бути запрошені представники органів державної влади, наукових установ, громадських організацій, засобів масової інформації та інші особи.

5. Пленум Верховного Суду України скликається Головою Верховного Суду України в разі потреби або на вимогу не менш як четвертої частини від складу суддів Верховного Суду України, але не рідше одного разу на три місяці. У разі відсутності Голови Верховного Суду України Пленум скликається його заступником. Законом також може бути встановлена інша процедура скликання Пленуму Верховного Суду України. Про день і час скликання Пленуму та питання, що виносяться на його розгляд, учасники засідання Пленуму повідомляються не пізніш як за десять днів до засідання. У цей же строк надсилаються матеріали щодо питань, які виносяться на розгляд Пленуму.

6. Засідання Пленуму веде Голова Верховного Суду України, а в разі його відсутності - заступник Голови Верховного Суду України відповідно до Регламенту. У випадках, встановлених цим Законом, засідання Пленуму веде голова організаційного комітету, створеного для проведення Пленуму Верховного Суду України з питання висловлення недовіри Голові Верховного Суду України, або його заступник.

7. Порядок роботи Пленуму Верховного Суду України встановлюється цим Законом та прийнятим відповідно до нього Регламентом Пленуму Верховного Суду України.

8. Пленум Верховного Суду України приймає з розглянутих питань постанови. Постанови Пленуму Верховного Суду України підписуються головуючим на засіданні Пленуму та секретарем Пленуму і публікуються в офіційному друкованому органі Верховного Суду України.

9. Секретар Пленуму Верховного Суду України організовує роботу секретаріату Пленуму, підготовку засідань Пленуму, забезпечує ведення протоколу та контролює виконання постанов, прийнятих Пленумом Верховного Суду України.

10. Особливості проведення Пленуму Верховного Суду України з розгляду окремих питань, у тому числі щодо процедури скликання, повноважності засідання, порядку роботи, процедури голосування, порядку прийняття рішень та підписання постанов, прийнятих Пленумом Верховного Суду України, встановлюються законом.

Стаття 46. Науково-консультативна рада та офіційний друкований орган Верховного Суду України

1. Науково-консультативна рада утворюється при Верховному Суді України з числа висококваліфікованих фахівців у галузі права для попереднього розгляду проектів постанов Пленуму Верховного Суду України стосовно надання висновків щодо проектів законодавчих актів та з інших питань діяльності Верховного Суду України, підготовка яких потребує наукового забезпечення.

2. Порядок організації та діяльності Науково-консультативної ради визначається положенням, що затверджується Пленумом Верховного Суду України.

3. Верховний Суд України має офіційний друкований орган, в якому публікуються матеріали судової практики Верховного Суду України та інших судів загальної юрисдикції, матеріали з питань організації діяльності судів загальної юрисдикції та інші матеріали.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4864. Условные операторы и операторы цикла 40.5 KB
  Условные операторы и операторы цикла. Условные операторы. Язык С++ располагает несколькими условными операторами, позволяющими организовать ветвление в программе. Оператор if реализует простое ветвление, относительно выполнения условия: if ( условие...
4865. Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Машинное представление базовых типов С++ 67.5 KB
  Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Перевод целой части. Перевод дробной части. Машинное представление базовых типов С++. Системы счисления. Под числом понимают некоторую абстрактную меру...
4866. Одномерные и многомерные массивы 36.5 KB
  Одномерные и многомерные массивы Массив представляет собой набор переменных одного типа. Элементы массива размещаются в памяти последовательно и индексируются начиная с 0. Доступ к элементам осуществляется напрямую по индексу. Размерность массива оп...
4867. Массивы символов. Работа со строками 47 KB
  Массивы символов. Работа со строками. Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что...
4868. Указатели. Адресная арифметика. Ссылки 41 KB
  Указатели. Адресная арифметика. Ссылки. Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива после...
4869. Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete 37.5 KB
  Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete. Динамические массивы. Как уже было сказано ранее, массивы представляют собой последовательно размещенную в памяти последовательность перемен...
4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...
4872. Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов 54.5 KB
  Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов. Файлом называют поименованный блок данных на внешнем устройстве памяти. Файлы являются объектами файловой системы, являющейся частью операционной системы. Операционная система предоставляет приложен...